На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Традиции и быт древних Римлян. Праздники и зрелища

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
     Вятский государственный гуманитарный университет 
 
 
 
 

     Реферат по этнологии
     «Традиции и быт древних  Римлян. Праздники  и зрелища». 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка
                Группы  СКС-21
                Кропачева Евгения 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Киров 2011 
Праздники и Зрелища Римлян.

     Праздники.
     Как и в Греции, происхождение римских  празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов  и религиозных обрядов..Культ Аполлона был воспринят из Греции благодаря большой известности, которую во всем античном мире приобрело святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и из греческих городов Италии. В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем их стали отожествлять с великими греческими богами. Но наряду с этими главными божествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов. Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы. В Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу, который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцом Ромула.
     Вместе  с тем молитвы и ритуальные заклятия возносили и иным божествам  или демонам, от которых, по традиционным верованиям итальянцы, зависели плодородие земли, судьба урожая, успешное проведение тех или иных полевых работ. Земледельческие обряды играли в жизни Рима столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена самого Ромула, возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся « арвальскими братьями» ( от «арвалис»- полевой, пахотный). Это были представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживать культы особо чтимых местных земледельческих божеств. Каждую весну, в середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи Дии. Амбарвалии – обычай торжественной процессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы,- мы находим во всей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения. Всякому виду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующие жертвоприношения и молитвы. Свои, особые обряды совершались и при подрезке ветвей деревьев, причем жертвы приносились богу или богине, кому была посвящена та или иная роща. Как бы взамен священной рощи божеству отдавали борова. Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвы богам, повторяя их ежедневно, пока длились работы в лесу.
     Существовали  и многие другие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах.
     Праздники подразделялись на общегосударственные  и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий.
     Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как  жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать – что кому больше по вкусу. Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди.
     Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.
     В феврале-месяце ритуальных очищений-справляли  знаменитые Луперкалии – первоначально  праздник пастухов в честь Фавна  – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.
     В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты.
     Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.
     К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.
     К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие  ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города.
     Нетрудно  заметить, как тесно связан был  римский календарь праздников с  местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые  торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.
     Зрелища 

     В эпоху республики римские власти начали устраивать по обету публичные зрелища и игры – в благодарность богам и для развлечения населения. В 205г. до н.э. Публий Корнелий Сципион, одержав победу над карфагенянами в Испании, устроил в честь Юпитера игры в Риме на собственный счет; Затем игры были повторены в 200 г. до н.э. после окончательной победы над Карфагеном. В дальнейшем видные римские полководцы из рода Корнелиев еще не раз проводили такие игры по обету в связи со своими победами в Испании и в Сирии. Примеру Корнелиев последовали Фульвии: в186 г. до н.э. Марк Фульвий Нобилиор возблагодарил богов за успехи своих войск в Эпире, устроив публичные зрелища. С начала II в. до н.э. зрелища и игры по обету могли длиться целых 10 дней. Понятно, что и в этом начинании, как и во многих других, полководцы и политики соревновались друг с другом, стараясь, чтобы устроенные ими зрелища выглядели как можно пышнее и привлекательнее.
     Для того, чтобы сделать зрелища более  привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней. В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный.
     К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и  торжества, связанные с освещением храмов, - они также сопровождались играми, театральными представлениями, другими зрелищами. Так по 2-3 дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящали храм богини Флоры в 240 или 238 г. до н.э., храм богини Ювенты, покровительницы юности и молодежи, в 191 г. до н.э., святилища Юноны Регины и Дианы; один из дней, кроме того, отводился на состязания в цирке. В 173 г. до н.э., когда свой «дом» обрела в Риме божественная покровительница коней Фортуна Эквестрис, театральные представления продолжались 4 дня и еще 1 день был занят цирковыми ристаниями.
     Поводом к устройству массовых зрелищ бывали и торжественные погребения видных граждан. Поначалу близкие родственники умерших организовывали на собственные  средства бои гладиаторов, со временем к ним добавились и театральные постановки. Помимо боев имели место роскошные пиры, сценические представления и раздача мяса народу. Программы празднеств расширялись, добавлялись дополнительные дни на зрелища, росло число праздников – невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Рима каждый год.
     Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» - костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторских боев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии - из Кампании), где он также носил религиозно - обрядовый характер. Происхождение этого обычая объясняют по - разному; есть основания полагать, что в древности над гробом заслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, принося тем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этим жестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках – гладиаторов (от «гладиус» - меч).
     Первые  организованные гладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными  обрядами. В 264г.до н.э. эти зрелища  устроили сыновья Луция Юния Брута  на его похоронах. Обычай утвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видных граждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Шли годы, и гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали или государственные власти через какое – либо должностное лицо, чаще всего городского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств; позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все больше становились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без них обходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга в амфитеатре.
     Растущая  популярность гладиаторских игр  требовала иметь под рукой  большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, где шло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал их затем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школы организовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, не только в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.
     Гладиаторов отбирали в основном из военнопленных, преступников, осужденных на смерть, но соглашались сражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывавшие заработать побольше этим опасным ремеслом, не считаясь со смертельным риском. Когда гладиаторские бои превратились в чисто развлекательное зрелище, они обрели невиданный прежде размах, так что пришлось ограничить число участников: не более 120 бойцов за один раз. Однако ограничения эти не соблюдались строго: на играх, устроенных Октавианом Августом, на арену один за другим, точнее – пара за парой, вышли 600 гладиаторов. Вооружение и боевое снаряжение гладиаторов было очень разнообразно, как и виды сражений. Мастерство школ постоянно соперничало между собой. Бои представляли собой яркие и незабываемые зрелища, носившие жестокий и кровавый характер. Толпа ликовала не смотря на то, что эти зрелища уносили жизни сотен людей и диких зверей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.