На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3
1.Этика социальной  работы…………………………………………………...4
1.2.Принципы этики социальной работы…………………………………….4
1.3Функции этики социальной работы………………………………………5
1.4 Основные стандарты этического поведения…………………………….6
1.5. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам………...6 

2. Этикет в социальной работе………………………………………………..7 

2.1. Особенности делового этикета социального работника……………..16 

3. Взаимосвязь и взаимовлияние этики и этикета в социальной работе        ……………………………………………………………….…………………..27 
 

Заключение……………………………………………………………………31 

Список  литературы…………………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Переживаемый  российским обществом кризис характеризуется  обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием  экономики, но и крушением системы  ценностей, падением  нравственности. Среди вопросов, требующих безотлагательного  решения, важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения высоком уровне и умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики.
   Однако  в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности  государства  и общества, когда  социальные работники были включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественных отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были формализованы, так как, это влияет на качество и эффективности оказания социальной помощи.[14]  
   Этика социальной работы - учение о морально-нравственных  основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности  к  функционированию  и созданию благоприятных условий для достижения этих целей,  нравственно-этических  нормах поведения специалистов  по социальной работе.  Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном  обслуживании.[19]
   Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать  в соответствии с этическими нормами  существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. [18] 
   Объект  исследования – этика  и этикет в социальной работе
   Предмет исследования – факторы необходимости изучать этику и этикет в социальной работе
   Цель  исследования – Изучить литературу по этике и этикету в социальной работе и обосновать важность этих знаний.
   Задачи  исследования
   1.Изучить литературу по этике и этикету в социальной работе
   2.Определить, что такое этика в социальной работе, принципы этики социальной работы и особенности общения социального работника
   3.Определить, что такое этикет в социальной работе и особенности делового этикета
   4.Найти  взаимосвязь этики и этикета  в социальной работе. 
 
 

1.ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
   Этика социальной работы – относительно самостоятельный раздел этической  науки, изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, выясняет специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников, обосновывает особенности принципов этики социальной работы, раскрывает её функции, определяет специфику содержания категорий этики социальной работы. Она также изучает характер нравственной стороны профессиональной деятельности социального работника и нравственных отношений в сфере социального обслуживания населения.[20]
   Этика социальной работы, являясь неотъемлемой, но специфической частью философской  науки о роли нравственных начал  в социальной деятельности, имеет  большое значение для практики социальной работы, так как способность работников социальных служб действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предоставляемых клиентам. Этика социальной работы разрабатывает основы этикета социальных работников, представляющего совокупность принципов и правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и клиентами, между самими социальными работниками, а также между социальными работниками и служащими государственных и негосударственных управленческих структур.
   1.2.Принципы этики социальной работы
   Социальные  работники  служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:
   1. Каждый человек ценен своей  уникальностью, которую следует учитывать и уважать.
   2. Каждый человек имеет право  на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.
   3. Каждое общество, независимо от  его формы, должно функционировать  так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.
   4. Социальные работники привержены  принципам социальной справедливости.
   5. Социальные  работники обязаны все свои  знания и навыки направлять на оказание   помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение    конфликтов между личностью и обществом.
        6. Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.
     7. Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.
   8. Социальные работники соблюдают  принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.
   9. Предполагается, что социальный  работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.
   10. Социальные работники обычно  ожидают, что клиенты вместе  с ними принимают на себя  ответствен ность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.
   11. Социальная работа несовместима  с прямой или косвенной поддержкой  индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки  или другие действия, направленные  на угнетение людей.
   12. Социальные работники принимают  этически оправданные действия  и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными организациями.[22] 

   1.3Функции  этики социальной  работы 

          Оценочная
          Регулятивная
          Организационная
          Управляющая
          Мотивационная
          Координирующая
          Регламентирующая
          Воспроизводственная
          Воспитательная
          Коммуникативная
          Оптимизирующая
          Стабилизирующая
          Рационализирующая
          Превентивная
          Прогностическая
          Разрешения противоречий
          Информационная
          Социальная
          Социализирующая.[22]
 
 
 
   1.4.Основные стандарты этического поведения
   1) Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.
   2) Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.
   Признавать  профессиональные и личностные ограничения.
   3) Поощрять использование соответствующих знаний и навыков.
   4)Применять соответствующие методы для развития (утверждения) знаний.
   5)Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.
   6)Определять и описывать социальные потребности.
   7)Определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем.
   8)Определять  и описывать содержание профессии  социального работника.
   9)Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.[10] 

   1.5.Стандарты поведения социального работника
   по  отношению к клиентам
   1.Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.
   2.Поддерживать  право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.
   3.Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов.
   Профессиональные  службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.
   4.Помогать  клиенту, индивиду, группе, общине, обществу  в самореализации и    максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей.    Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.[17]
   Основные  стандарты этического поведения  на четыре группы (блока)
   Первая  направлена на регулирование этических  отношений между социальными  работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального  работника по отношению к клиентам;
   Вторая  – на стандарты взаимоотношений  социального работника с агентами и организациями;
   Третья  – на стандарты поведения социального  работника в отношениях с  коллегами;
   Четвертая – на стандарты по отношению к  профессии.[21] 

   2.ЭТИКЕТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
   Этикет  (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.[10]
   Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован при дворе короля-«солнце» Людовика XIV. При подготовке к приему послов придворным и приглашенным (в том числе и иностранцам) были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения во время приема. Это было сделано для того, чтобы не шокировать варварскими формами поведения собравшихся, в первую очередь членов королевской фамилии и самого короля, который являл собой образец светской утонченности и учтивости. С того времени термин «этикет» постепенно вошел в лексикон и стал широко использоваться для обозначения системы регуляции поведения человека в быту, в обществе, на работе, на различных официальных мероприятиях и т.п.
   Сами  этикетные системы регуляции  поведения человека начали складываться существенно раньше, чем появился и утвердился термин, их обозначающий. Если учесть, что соблюдение правил этикета может обеспечить поведение человека, принятое в данном обществе или сообществе, и способствовать созданию благоприятного впечатления о человеке, их соблюдающем, то резонно предположить, что корни этикета уходят в первобытную ритуальность, а возможно, и глубже, являясь своеобразным «наследством», полученным человеком от доразумных предков.
   И слова, и выражение лица, и жесты, и позы имели для наших предков  значение не меньшее, а может быть и большее, чем для современных  людей. Несомненно, что у предков  современного человека тоже была потребность  скрывать свои негативные качества, чувства или замыслы. Это можно было сделать, используя своеобразную «маску», состоящую из общепринятых слов, жестов, поз, выражающих честность, доброжелательность, покорность и т.п. Видимо, была также потребность выразить свое положительное отношение к другому, продемонстрировать свои позитивные качества и намерения, что можно было сделать без слов, при помощи жестов и поз.
   Не  менее важным было соблюдение правил, демонстрирующих положение человека в структуре сообщества. «Высшие» и «низшие» в структуре человеческого сообщества выявились уже на ранних стадиях социогенеза, поэтому логично предположить, что отношение «низших» к «высшим» демонстрировалось не только посредством выполнения их воли, но и с помощью «языка телодвижений». Широко известны из истории такие формы подчеркивания своего «низшего» положения, как сгорбливание, втягивание головы в плечи, разного рода поклоны, коленопреклонение, простирание перед «высшим» и т.п. Все эти жесты и позы делают «низшего» зрительно ниже, меньше, подчеркивая его невысокое, незначительное положение. Вполне вероятно, что позы, демонстрирующие подчиненное положение (сгорбливание, втягивание головы в плечи и др.), принимались неосознанно и унаследованы человеком из животного мира. Напротив, для «высших» характерны позы и жесты, подчеркивающие их высокое положение и зрительно делающие их выше, больше. Даже место своего временного нахождения «высший» выбирал наиболее высокое из возможных не только для того, чтобы увеличить обзор, но и для того, чтобы подчеркнуть свое высокое положение.[22]
   Сознательное  культивирование правил, определяющих внешние формы поведения, некоторые  исследователи относят к периоду  Античности, поскольку именно в это  время уже наблюдаются по-
   пытки обучения людей красивому поведению. В этот период правила повседневного поведения в целом, а также поведения в конкретных ситуациях ориентировали человека на проявление его лучших качеств, давали общие направления его деятельности, оставляя при этом свободу выбора. Для античных греков в правилах поведения главным было соблюдать во всем меру, «золотую середину», жить разумно (Платон, Аристотель и др.). Эстетическая привлекательность поведения в их понимании была неразрывно связана с умеренностью. Пропагандируя умеренность и эстетическую привлекательность поведения, Цицерон писал: «...мы же следуем природе и избегаем всего того, что оскорбляет наш взор и слух; осанка, походка, способ сидеть, способ возлежать за столом, выражение лица, глаз, движения рук — все это должно оставаться подобающим. При этом надо избегать особенно тщательно двух вещей: как расслабленности и изнеженности, так и грубости и неотесанности». При этом считалось, что наиболее важным является научить человека самостоятельно правильно мыслить, что является основой правильного, а значит, и привлекательного поведения. Таким образом, этикет в Античную эпоху был ориентирован на практичность и целесообразность поведения, поскольку форма поведения вторична относительно его содержания и тем более смысла.
   Так, например, воспитанный человек, умеющий  себя вести, «...щедр и широк по натуре... Сам он оказывает благодеяния, но принимать их стыдится. За благодеяние  он воздает еще большим благодеянием... Он не выказывает свою силу на немощных, это — черта плебейская. Он не возносится над теми, кто стоит  ниже него, зато держится величественно  с людьми высокопоставленными». Видно, что этикетные правила в Древней Греции того периода основывались на гуманистических и демократических идеях. 

   Правила поведения касались и культуры речи — этикет предписывал воспитанному человеку избегать в разговоре резких движений и говорить спокойно, не повышая тона. Выражения и слова, используемые в разговоре, также должны быть тщательно подобраны. Эстетической привлекательностью должно было обладать и общение человека с другими людьми. Уважение к человеку, основанное на гуманистических идеях, требовало сохранять ровный тон, поскольку, как предполагалось, повышенный тон, крик может позволить себе без негативных последствий только человек, занимающий более высокое положение, имеющий возможность в силу этого обозначить свои статусные отличия. Но человек воспитанный своим статусом никогда кичиться не будет; напротив, он сделает (по крайней мере, внешне) все возможное, чтобы установить отношения равенства.
   Этикетная форма регуляции поведения развивалась, видимо, в определенной взаимосвязи  с этической. В определенном смысле эти две формы регуляции поведения человека дополняют друг друга. Однако этика предполагает более глубокое воздействие на человека посредством формирования его личности таким образом, что внешние проявления личности (поведение, общение, одежда, внешний вид в целом) должны иметь социально позитивное значение, демонстрируя социальную позитивность внутреннего мира личности, и, следовательно, сделают их носителя приемлемым и приятным в обществе. Этичное поведение, таким образом, предполагает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Этикет воздействует на поведение, отношения человека иным образом: он требует внешнего соответствия существующим требованиям, даже если качества личности, ее устремления, установки и т.п. не совпадают с социально одобряемыми. В этом смысле соблюдение правил этикета может компенсировать издержки этического воспитания. В целом этическая регуляция в гораздо большей степени, чем этикетная, предполагает включение сознания личности в процесс выбора поступков, поскольку основные из правил этикета можно просто запомнить и воспроизводить по мере необходимости.
   Первоначально этикет был призван скрыть негативное в человеке. Он служил своего рода косвенным свидетельством дисгармонии внешнего и внутреннего в человеке, внешне представляя видимость гармонии. В то же время соблюдение этикета становилось значительным фактором формирования личности: привычка всегда и везде следовать правилам этикета становилась со временем настолько устойчивой, что отчасти восполняла недостатки морального сознания личности.
   Правила поведения, предписываемые различным  слоям населения, менялись с изменениями условий жизни и усложнением общественной структуры. Этикет помимо функции приведения поведения личности к некой приемлемой норме все в большей степени выполнял функцию сохранения и обозначения групповой (сословной, кастовой, профессиональной, региональной и т.п.) принадлежности. Знаки сословной принадлежности отражались в поведении, общении, одежде и закреплялись в правилах этикета.[17]
   В Средние века, например, этикет предписывал  представителям высших слоев общества (рыцарям, дворянам) соблюдение различных требований «кодекса чести» — документа, в котором требования этики и этикета сливались воедино. В зависимости от знатности рода рыцаря и наличия у него состояния предписывалось соблюдение различных правил и требований, которые усваивались чаще всего в процессе домашнего обучения. Знание этикета стояло в ряду таких важных требований, как воинские навыки, соблюдение верности сюзерену и т.п. Ряд требований этикета не соответствовал требованиям господствовавшей тогда христианской морали. Например, гордость, любовь к прекрасной даме, нетерпимость к оскорблениям, обязательность совершения ратных подвигов были обязательными для рыцаря и становились основой его славы, в то время как христианская мораль требовала смирения, всепрощения, отказа от гордыни и плотских удовольствий.
   Этикет  для дворянского сословия имел силу закона, и за нарушение его требований человека ждало наказание, вплоть до исключения из членов данного сообщества (удаление от королевского двора, ссылка и т.п.). Нарушение этикета при королевских дворах стало поводом для многочисленных дуэлей. Строгость этикета той эпохи объясняется во многом тем, он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества — родового или профессионального — и выступал в качестве знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков по происхождению и по духу. Жесты, форма приветствия и даже одежда определялись этикетом. Этикет предписывал длину шпаги мужчины и размеры турнюра или кринолина и длину шлейфа платья дамы, определял формы их общения друг с другом.
   Включая в себя много странностей (с современной  точки зрения), средневековый этикет все же закреплял и рациональное в поведении и взаимоотношениях людей. Он требовал от мужчины выполнения мелких услуг даме, которые она могла оказать себе сама. Однако это не всегда так. Например, французский придворный этикет требовал, чтобы платок, уроненный дамой, поднял мужчина. Казалось бы, поднять платок несложно для самой дамы. Однако придворная дама была, как правило, одета в тяжелое платье (в отдельные периоды весом около 40 — 50 кг), на корсете и специальном каркасе из металла или китового уса, поддерживающем форму юбки. Можно представить, что в таком наряде нагнуться и поднять оброненное было весьма затруднительно. Испанский этикет требовал, чтобы дама имела при себе веер, причем веер придворной дамы был солидных размеров, богато украшен и немало весил. Тем не менее веер был необходим не только потому, что в отсутствие вентиляции мог обеспечить приток свежего воздуха, но и потому, что в условиях католической Испании, где непосредственное общение мужчин и женщин было ограничено строгостью католической морали, веер приобрел значение необходимого инструмента для дополнительной знаковой системы. С его помощью можно было выказать расположение к поклоннику, назначить свидание или отказать во встрече, не произнеся приэтом ни слова и, значит, соблюдая требования официальной морали.
   Модели  поведения, закрепленные рыцарским  кодексом, постепенно проникали в другие слои общества, способствуя формированию нового типа общественных отношений, который до некоторой степени сохранен и до настоящего времени. Среднее сословие — буржуа — также выработало свои кодексы поведения, которые частично повторяли кодексы поведения знати, но отражали особенности жизнедеятельности представителей этого сословия. В частности, этикет ограничивал возможности проявления богатства буржуа. Даже если отдельные буржуазные семьи могли себе позволить с финансовой точки зрения одеваться и жить богаче многих знатных дворян и самого короля, этикет этого не допускал. Выглядеть богаче короля — значит оскорбить и унизить короля, а это небезопасно. Таким образом, этикет выполнял и еще одну свою функцию — защитную.
   Постепенно  правила этикета становились  все многочисленнее и сложнее, а  значит, труднее для запоминания  и усвоения. Сложность правил этикета требовала его записи в виде пособий, руководств, а также специального обучения этикету. Первый дошедший до нашего времени трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приема гостей, ведения беседы и т.п. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по правилам хорошего тона (этикету) для светских лиц, представителей различных сословий, однако основные правила этикета были обращены к придворным, членам высшего света. Для них этикет становился непреложными правилами игры, основной смысл которой состоял в том, чтобы уметь под маской светской учтивости и добродетельности тщательно скрывать свое подлинное «я», т.е. прятать содержание под формой, производя при этом на окружающих благоприятное впечатление, будучи предсказуемым и не нарушая привычного спокойного течения жизни.
   В Новое время этикет меняет свою смысловую  нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека еще более приятным и предсказуемым в обществе. Идеал поведения в этот период — невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности. Внешне же этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно манеры (фр. татеге — способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и манерность (утрированность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов).
   Значительно большее значение, чем ранее, приобретает  соответствие формы содержанию, т.е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, не только невозмутимый вид, но и невозмутимость, не только вежливость с людьми, но и уважение их достоинства как основа вежливости. Таким образом, в этот период предполагается, что поведение и внешний облик человека отражают, а не скрывают, как это было ранее, его духовный мир.
   В этот период большое значение в этикете  приобретают уважение к людям и на его основе вежливость с представителями всех сословий. Дж. Локк в своих размышлениях о воспитании («Письма о терпимости») пишет, что способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучать ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что чем больше им дано, тем они должны быть добрее, сострадательнее и мягче к своим собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, простодушие — льстивостью. Видно, что правила этикета в трактовке Дж. Локка в большей степени отражают принципы гуманизма, чем ранее. Принцип равенства постепенно становится одной из основ этикета.[15]
   На  Руси правила хорошего тона, или  этикет, не разрабатывались и не существовали в отрыве от норм нравственности сами по себе. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» не только оставляет потомкам завет заботиться о бедных, быть справедливыми и добрыми к людям, но и учит их этикету. Он поучает вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромным в присутствии старших, учтивым и кротким. Видно, что в российском национальном менталитете нормы этики и правила этикета дополняют друг друга, вместе образуя довольно устойчивую и действенную форму регуляции поведения, отношений и действий человека в различных социальных, семейных и профессиональных ситуациях.
   С середины XVI в. в России руководством по правилам хорошего тона был «Домострой», авторство которого приписывается монаху Сильвестру. Однако «Домострой» лишь условно можно назвать руководством по правилам этикета — воспитание на Руси издревле было направлено прежде всего на совершенствование качеств личности; правила поведения, т.е. этикет, являлись отражением содержания личности, ее духовности. «Домострой», являясь в первую очередь этическим кодексом и затем уже кодексом поведения (этикетным), представляющим собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливает правила взаимоотношений людей и требует точного и строгого соблюдения порядка жизни, отдельных ее циклов и элементов. В этом отношении можно заключить, что российский этикет был не менее категоричной системой регуляции человеческого поведения, чем западноевропейская.
   «Домострой» охватывает практически все стороны  жизни личности и семьи и содержит правила воспитания детей, приема гостей или поведения во время пребывания в гостях, правила проведения различных церемоний: свадеб, похорон и т.д. Касается он и форм профессионального поведения в определенных ситуациях, например поведения слуг, торговцев и т.п. Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности одежды, чистоте и уюту помещения, т.е. соблюдению правил гигиены. Но эти же правила имеют эстетический характер и отражают уважительное отношение человека к окружающим. Как свод правил поведения «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к старшим по возрасту и чину, умеренность во всем. Он содержит и предписания по отношению к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...». Видно, что оценивается не только деятельность, но и намерения, мотивы, цели, а также эмоциональное состояние человека. Таким образом, с древнейших времен в России развитие этикета шло в неразрывной связи с нравственностью по принципу «разумно — нравственно — красиво» и было относительно гармоничным.
   С началом правления Петра I реформы затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и правила поведения. Правила этикета вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения. В книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Вновь, как и в более ранних источниках, повторяется требование уважения к старшим, предписывается достойное поведение в быту и обществе. Однако в этом документе в большей степени подчеркивается социальная сторона жизнедеятельности личности. Это не удивительно, поскольку в эпоху Петра I традиционно закрытый быт населения России становится более открытым, по крайней мере, для высшего сословия и единомышленников царя, которые обязаны были участвовать в светской жизни.
   Этикет  в России в эту эпоху формируется  по образцу французского и голландского, приобретая открытый, светский характер, причем для представителей различных сословий устанавливались свои правила. Потребность в этикете в этот период была довольно высокой. Это обусловлено тем, что в период петровских реформ на государственную службу привлекались выходцы из разных сословий не только и не столько по признаку своего происхождения, сколько по признаку пригодности к масштабной деятельности в рамках осуществляемых реформ. Для того чтобы выходец из низшего сословия был принят обществом, человек должен был обучиться правилам этикета и неукоснительно соблюдать их. Однако и сами правила этикета в этот период стали более демократичными.
   Дальнейшие  изменения в правилах этикета  как в нашей стране, так и за рубежом происходили в направлении их демократизации. На сегодняшний день этикет не базируется на сословных различиях и не подчеркивает их. Он един для представителей самых разных слоев и групп населения. Однако и в настоящее время существуют различные области жизнедеятельности человека, где правила поведения могут различаться. В первую очередь это касается обыденной и профессиональной сфер жизнедеятельности человека, где к поведению и отношениям человека, его одежде и внешнему виду предъявляются разные требования. Различные условия жизни слоев и групп населения, отдельных категорий граждан сказываются на возможностях реализации социально приемлемого поведения и формируют устойчивые поведенческие привычки, которые подменяют собой этикет. Например, во время еды этикет требует пользоваться столовыми приборами и салфетками. Большинство граждан ими привычно пользуются, но никто не ожидает, что бомж, расположившийся пообедать на газоне, достанет из своей торбы полный столовый прибор и белоснежную салфетку.
   Издание впервые увидело свет в 1717 г. в  Санкт-Петербурге и впоследствии неоднократно переиздавалось.
   Этикет  является феноменом, культурно и  исторически обусловленным, изменчивым. Вместе с изменением сущности общественных отношений меняется и их форма, отраженная в этикете. Этикет сегодняшнего дня существенно отличается от правил поведения эпохи Петра I, и, несмотря на сближение культур и процессы глобализации, этикет, принятый в России, отличается от такового на Западе. Этикет меняется даже под влиянием моды в одежде. Например, в правилах европейского этикета для мужчины предусмотрено приподнимание шляпы в знак приветствия при встрече со знакомыми — но сейчас шляпы почти не носят, и это правило этикета остается невостребованным. Кроме того, приподнимание не шляпы, а, например, ушанки или спортивной шапочки, может произвести далеко не самое благоприятное впечатление. Не всегда приподнимание или снимание головного убора целесообразно, особенно в условиях российской зимы, если встреча происходит на улице. Это, однако, не снимает с человека обязанности вежливо поприветствовать на улице знакомого.
   В целом же можно отметить, что современный  этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как выразился академик Д.С.Лихачев, в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Видимо, к этому можно добавить, что правила поведения не должны усложнять и без того сложную жизнь человека; соблюдая этикет, человек не должен мешать жить и самому себе.[10]
   Современный человек, как правило, живет сложной  и насыщенной событиями и ситуациями жизнью, вследствие чего невозможно предусмотреть конкретные правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения. В современных руководствах по правилам этикета чаще всего представлены обобщенные ситуации, объединенные по различным признакам (например, поведение на работе, прием гостей, поведение в общественном месте и т.п.). Отдельные, более подробные тексты дают рекомендации по сервировке стола, организации домашних и корпоративных вечеринок и т. п.
   Сегодня культура поведения человека вне  зависимости от его происхождения  и места в обществе в силу ее нравственной основы выступает как  социально необходимое и ценное качество. В широком смысле слова это понятие включает в себя совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры. Поэтому знание и соблюдение этикета становится одним из признаков культурного человека.
   Для того чтобы строить свое поведение  в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л.С.Лихачев выделяет четыре принципа этикета.
   Принцип гуманизма. Принцип гуманизма требует уважения к человеку, соблюдения достоинства личности, доброжелательного отношения. Он воплощается в таких требованиях к поведению, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность:
   вежливость в отношениях не является формой лицемерия, антиподом правдивости и искренности, а, напротив, служит признаком признания ценности человека, уважения его человеческого достоинства, свидетельством доброго отношения к человеку;
   тактичность является чувством меры, которое следует соблюдать во взаимоотношениях с людьми, умением ощущать границу «обидчивости» человека. Она включает в себя умение не допускать высказываний (в утвердительной или вопросительной форме), которые могут поставить человека в неловкое положение, обидеть или унизить его, представить в нелепом или смешном виде перед окружающими;
   скромность предполагает умение сопоставить самооценку с мнением о себе окружающих и ни в коем случае не переоценивать свою значимость; умеренность в требованиях к другим и повышенную требовательность к себе, сдержанность;
   чуткость включает в себя способность понимать и считаться с переживаниями другого человека, улавливать различные оттенки настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств;
   внимательность не только является признаком хорошего воспитания, но и заключается в подлинном, неподдельном интересе к человеку и проявляется в том, чтобы не отвлекаться во время общения с ним;
   точностьсвоеобразная форма уважения к человеку, поскольку подразумевает умения: ценить чужое время, не опаздывая и не заставляя ждать понапрасну; не обманывать, давая легкомысленные, невыполнимые и невыполняемые обещания; не вводить в заблуждение, вольно трактуя и букву, и дух достигнутой договоренности.
   Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета Средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. Этикет не требует жесткой однозначности действий, он не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса и описать в руководстве по этикету все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.
   Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т.е. поведение и внешний вид, человека соответствовала его содержанию, т.е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид должны быть эстетичными, привлекательными. Нельзя появляться перед людьми небрежно и неопрятно одетым, в грязной, нечищеной обуви, с растрепанной прической, поскольку это неэстетично, а значит, свидетельствует о неуважении к людям. В разговоре следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика, — избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность, а полное их отсутствие — как скованность или равнодушие, в то время как благородная сдержанность жестов может быть понята как признак уравновешенности и духовной силы. Речь должна быть умеренной громкости, спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов.
   Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно учитывать потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтятся нашими современниками. При всей их схожести в основах — уважение к человеку, умение держаться с достоинством и уважение чужого достоинства — проявление их может быть различным. Поэтому, оказавшись среди представителей другой культуры, следует изучать национальные традиции и обычаи народа, чтобы случайно не попасть в неловкое положение.
   Правила поведения в различных жизненных  ситуациях различны, однако в целом они соответствуют приведенным выше принципам этикета. В повседневной жизни каждый человек должен руководствоваться этими принципами, чтобы случайно не поставить ни себя, ни окружающих в неловкое положение. Незнание тонкостей обращения (например, связанных с национальными и религиозными обычаями и традициями) будет сочтено простительным, если человек открыто об этом заявит и выразит желание их изучить. Напротив, если личность открыто выкажет пренебрежение незнакомой ему символикой жестов, выражений и т.п., она может вызвать к себе такое же пренебрежение, хотя и, может быть, скрытое деликатным обращением окружающих.[22] 

     2.1.Особенности делового этикета социального работника
   В деятельности современного специалиста  любого профиля этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами, клиентами и коллегами по работе. Соблюдение правил этикета способствует созданию творческой атмосферы в трудовом коллективе, создает положительный имидж этого коллектива и всего учреждения, способствует его высокой оценке общественным мнением.
   Особенно  важно понимание сущности этикета  и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций он является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. От того, насколько внешний вид, поведение, речь социального работника будут соответствовать общепринятым правилам этикета, будет зависеть не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.
   Для того чтобы строить свое поведение  в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его четырем общим принципам   с учетом специфики социальной работы.[14]
   Правила поведения в различных жизненных  ситуациях различны, однако в целом они соответствуют принципам этикета. В повседневной деятельности социальный работник должен руководствоваться этими принципами, чтобы случайно не поставить ни своего клиента, ни коллег в неловкое положение.
   Большое значение имеет внешний вид социального  работника. Социальный работник — это представитель профессии, основанной на гуманистических принципах, среди которых уважение к человеку имеет большое значение. Корректный, опрятный внешний вид — это проявление уважения к человеку, его достоинству, эстетическому чувству. Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым, в нечищеной обуви, с растрепанной прической, поскольку это неэстетично.
   Социальному работнику приходится иметь дело с представителями различных слоев и групп населения. Он может работать с молодежью и пожилыми людьми, интеллигентами и лицами без определенного места жительства, людьми вполне обеспеченными и теми, кто едва сводит концы с концами. Все эти люди одеваются по-разному. Это не значит, что социальный работник должен имитировать свою принадлежность к данной группе клиентов — он представитель своей профессиональной группы, и целесообразнее придерживаться стиля, предпочитаемого в ней. Существует понятие «деловой костюм», которое в настоящее время стало менее догматичным, чем ранее. Сегодня деловой костюм — это удобная, комфортная для работы одежда сдержанного стиля, не вызывающая к себе повышенного внимания окружающих и не мешающая выполнять служебные обязанности, не травмоопасная. В то же время деловая одежда должна быть практичной, длительное время сохранять свой вид в процессе носки. Цвета предпочтительнее сдержанные, не режущие глаз и не отвлекающие внимание на себя. Требование удобства и функциональности относится и к обуви.
   Прическа  специалиста может быть различной  в зависимости от индивидуальных особенностей его лица, но она не должна быть экстремальной. Безусловно, она должна быть «к лицу». То же относится и к косметике. Она не должна быть чрезмерно яркой и избыточной — в рабочие часы социального работника, т. е. днем, предпочтительны сдержанные тона. Запах духов не должен быть навязчивым, а украшения — слишком броскими.[12]
   Общение — важнейший аспект взаимоотношений  социального работника с клиентом. В общении он получает большую часть информации, дает клиенту необходимые ему сведения, поощряет или порицает его. Нет такой технологии в социальной работе, которая не была бы связана с общением. Поэтому стилю, содержанию и качеству общения следует уделять самое пристальное внимание.
   Вербальное  общение занимает в общении ведущее  место. Речь специалиста должна быть спокойной, плавной, сдержанной в тонах и интонациях. Она должна быть понятной, без вульгаризмов и неологизмов. По возможности речь не должна содержать в себе специальных терминов, которые клиент может просто не знать и не понимать. Следует также избегать жаргонных выражений, даже если они привычны и понятны в определенной субкультуре. Речь социального работника должна быть грамотной; его культурный уровень должен способствовать повышению культурного уровня клиентов.
   Тон речи социального работника не должен быть высокомерным, раздражительным, пренебрежительным, усталым, поучающим, чрезмерно категоричным и т.д. Социальный работник может рекомендовать, обучать, но это относится к содержанию его речи, а не к ее тону. Уместно воздерживаться от всего, что нарушает деловую и в то же время душевную обстановку, сопутствующую общению. В то же время тон социального работника должен быть уверенным, поскольку проскальзывающие в речи интонации неуверенности, сомнений, колебаний могут вызвать чувство неуверенности у клиента и лишить его остатков оптимизма.
   Социальный  работник должен говорить умеренно громким  голосом, не раздражающим слушателя и в то же время не заставляющим его напряженно прислушиваться. Но это правило допускает отступления: если клиент страдает тугоухостью, целесообразно говорить более громко, чем это принято в обычных обстоятельствах. Можно понизить громкость, если речь идет о каких-либо интимных обстоятельствах. Тихий разговор в некоторых случаях способствует созданию атмосферы доверительности, дружеской близости, взаимопонимания, а это может быть полезно.
   Особое  внимание следует уделить чистоте  произношения. Если у специалиста  «во рту каша», ему следует  поработать над своим произношением. Если неправильное, нечеткое произношение связано с речевой небрежностью (например, человек «проглатывает» окончания слов или целые слова, говорит слишком быстро и т.п.), можно исправить недостатки самостоятельными тренировками. Если же специалист не выговаривает ряд букв, возможно, ему следует обратиться к специалисту-логопеду. В любом случае говорить специалист должен ясно и четко, чтобы слушателям не приходилось догадываться, что же именно было сказано. Это тем более важно, что феномен «испорченного телефона» в таких случаях возникает с наибольшей вероятностью, и впоследствии социальному работнику приходится отвечать за слова, которых он не произносил.
   Речь  социального работника должна быть логична и целостна. Перескакивание с темы на тему, ассоциативные отвлечения на посторонние темы, недоговоренность или, наоборот, многословие затрудняют восприятие смысла речи до такой степени, что, расставшись со специалистом, клиент может долго гадать, о чем шла речь, и чувствовать себя не удовлетворенным общением.[12]
   В разговоре с клиентом следует  умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика, — избыточность жестов, их чрезмерная размашистость могут быть истолкованы как неискренность, наигранность или несобранность. Поза социального работника должна демонстрировать собранность и сосредоточенность, не быть слишком вольной или расслабленной, зажатой или скованной.
   Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социального работника являются знакомство, повторная встреча с  клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), а также взаимодействие с представителями различных органов и учреждений и частными лицами, принимающими участие в решении проблем клиента.
   Знакомство. Знакомство с клиентом может произойти в стенах учреждения социального обслуживания или дома у клиента. Вне зависимости от того, где произойдет первая встреча, к ней нужно подготовиться.
   В первую очередь следует представить  себе возможный круг вопросов, которые необходимо задать клиенту, и примерную схему беседы — при соблюдении этого условия встреча будет более эффективной, короткой и деловой, все возможные вопросы будут поставлены и решены без излишних затрат времени и сил.
   Необходимо  тщательно продумать манеру своего поведения — она должна быть достаточно деловой, но не сухой, спокойной и  доброжелательной. Клиент должен чувствовать, что он пришел туда, где его ждут и где ему окажут помощь, т. е. в  любом случае именно он и его проблемы во время беседы должны быть центром  внимания социального работника.
   В этом случае его можно принять  раньше других, заручившись предварительно согласием ожидающих.
   Помещение, где проводится прием, должно быть чистым, проветренным и достаточно свободным, даже если оно невелико, — неприятное впечатление производит комната, где клиенту приходится пробираться к столу социального работника, преодолевая различные препятствия. Стол социального работника должен быть максимально свободным — лишние документы, стопки папок и тем более не относящиеся к работе личные вещи на столе произведут впечатление отнюдь не деловитости, а, скорее, неорганизованности, неподготовленности к встрече.
   Для записи информации, деловых заметок  следует подготовить не листы  чистой бумаги, а блокнот или тетрадь — клиент так же, как и социальный работник, знает, что листы бумаги быстро теряются и информация, которую они содержат, может быть утрачена. Ручка, бланки официальных форм, справок, анкет и тому подобных документов должны быть подготовлены заранее.
   Готовясь  к приему, социальный работник должен быть максимально сосредоточен и внутренне собран — его ожидает трудная работа. От действий и поведения специалиста при первой встрече с клиентом зависит не только дальнейшее развитие их отношений, но и судьба клиента, его вера в справедливость, в способность системы социальной защиты оказать ему действенную помощь и решить накопившиеся проблемы.
   Существуют  определенные рекомендации, касающиеся расположения собеседников в процессе общения. Лучшим вариантом считается тот, когда оба собеседника сидят, расположившись под углом 45 градусов друг относительно друга — такая позиция считается наиболее удобной и приемлемой для общения, так как она дает возможность в первую очередь клиенту чувствовать себя увереннее, раскованнее и защищеннее. Поэтому стул для клиента можно поставить сбоку от стола социального работника.
   Если  первая встреча происходит по месту  жительства клиента, то, готовясь к  ней, социальный работник должен уточнить время встречи — оно должно быть удобным для клиента.
   Если  встреча происходит в холодное время  года, войдя в квартиру, следует снять верхнюю одежду — если социальный работник будет находиться в пальто, то клиент может сделать вывод, что встреча происходит между делом, на бегу, и ей не следует придавать значения.
   В доме клиента не всегда удается следовать  рекомендациям относительно размещения собеседников друг относительно друга — эти вопросы решаются клиентом, и социальный работник не должен навязывать свои правила и тем более переставлять мебель. Однако он может принять меры к тому, чтобы, даже сидя на предложенном ему месте, избегать взгляда в упор. Не следует также демонстрировать свое любопытство и открыто изучать обстановку, если этого не требуют интересы дела и не предложено клиентом. Интерес к обстоятельствам клиента и особенностям его быта должен быть обусловлен потребностями взаимодействия.
   Не  следует принимать предложение  клиента пообедать или выпить чай — клиенты социальных служб  чаще всего люди малообеспеченные, которым гостеприимство в буквальном смысле слова может дорого стоить. Кроме того, создание излишне неформальной обстановки может помешать делу. Нужно, поблагодарив, деликатно отклонить предложение. Однако правильнее будет заранее выбрать время встречи таким образом, чтобы не угодить к столу.
   Заканчивая  визит, социальный работник должен оговорить  сроки, условия и место последующих  встреч или контактов по телефону.[22]
   Консультирование. Это наиболее деликатная форма общения с клиентом. Социальному работнику, проводящему консультацию, следует в первую очередь помнить, что клиент пришел за советом, а не за поучением или оценкой своих качеств, осуждением своих пороков, недостатков и т. п. Поэтому тон беседы ни в коем случае не должен быть назидательным и нравоучительным, а тем более обличительным — он должен быть товарищеским, даже если есть объективные основания для того, чтобы осудить некоторые поступки, слова или решения клиента.
   Прежде  чем давать рекомендации, следует  дополнительно задать клиенту вопросы для получения необходимой информации. Нужно выяснить также, чего именно ждет клиент от консультации. После того как информация признана социальным работником достаточной для выработки предложения, он может рекомендовать своему клиенту различные возможные варианты. Объясняя особенности каждого из вариантов, следует рассматривать все его значимые аспекты — правовые, психологические, бытовые, медицинские и т.п., не забывая о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае выбора любого из вариантов. Безупречных решений не бывает, поэтому клиент должен заранее знать о положительных и отрицательных аспектах каждого из вариантов решения, которые он рассматривает.
   Не  следует настаивать на выборе одного из них — это право принадлежит  клиенту. Если клиент настойчиво требует  конкретных рекомендаций в части своих последующих действий, следует тем не менее избегать их, поскольку, несмотря на заинтересованность клиента в благополучном разрешении проблемы, он мог некоторые подробности забыть или попросту не придать им значения и поэтому не сообщить консультанту. Кроме того, обладая вполне определенными личностными качествами, клиент, скорее всего, поступит именно в соответствии с ними, хотя в случае неблагоприятного исхода винить будет главным образом социального работника. Вместе с тем следует помнить, что социальный работник несет ответственность за судьбу клиента, поэтому, рекомендуя те или иные варианты, специалист должен пустить в ход все свое профессиональное мастерство, чтобы помочь клиенту сделать объективно правильный выбор.
   Если  необходимо несколько консультаций, следует сразу обговорить, когда и по какому поводу будет проведена следующая, причем здесь социальный работник может проявить настойчивость — это поможет клиенту мобилизоваться и выполнить запланированные действия своевременно. Если сроки следующей консультации точно установить невозможно по объективным причинам, необходимо договориться о способах взаимного информирования.
   Консультационная  работа прекращается, когда проблема клиента будет действительно решена или когда клиент самостоятельно решает, что в дальнейших консультациях не нуждается. Если клиент неожиданно перестал посещать консультации, социальному работнику следует связаться с ним и выяснить, почему это произошло.
   Постоянное  общение. Это общение с клиентом имеет место при его пребывании в стационарном учреждении, при организации надомного обслуживания и т.п., т.е. в тех случаях, когда встречи с клиентом происходят регулярно и на постоянной основе. Как правило, нахождение клиента в стационарном учреждении социального обслуживания или надомное обслуживание является пожизненным или, по крайней мере, длится несколько лет. Это накладывает на социального работника определенные обязательства и придает некоторое своеобразие их отношениям.
   Повседневные  встречи предполагают более или  менее близкое знакомство социального  работника с клиентом, поэтому  и приветствие, и беседа могут носить менее официальный характер. Но, несмотря на то что знакомство может быть достаточно длительным, общение с клиентом не должно стать фамильярным. Вульгаризмы в общении с клиентом недопустимы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.