Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Прыгучесть волейболиста

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ  ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия  «прыгучесть» как  физического качества  у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические  основы развития  прыгучести у юных  волейболисток 11
1.3 Средства и методы  развития качества  «прыгучесть» у  юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий  по развитию качества  «прыгучесть» 21
1.4.1  Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2  ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная  методика использования  дифференцированных  упражнений на  развитие прыгучести  в процессе подготовки  волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического  эксперимента и  обсуждение полученных  результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 53

ВВЕДЕНИЕ

 
     Актуальность. Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках. В связи с вышеизложенным целью нашей работы была оптимизация процесса прыжковой подготовки юных волейболисток.
     Современный волейбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; с. 36].
     Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность  проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств  заключаются в обеспечении возможности  игроков выполнять сложные технические  приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую  интенсивность игры до последних  секунд матча [7; 49].
     Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной  физической подготовки волейболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.
     Объект  исследования: средства и методы развития прыгучести у юных волейболисток.
     Предмет исследования: методика развития прыгучести у волейболисток 15 - 16 лет.
     Цель  исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
     Гипотеза  исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
     Задачи  исследования:
     1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести волейболистов.
     2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
     3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.
     Практическая  значимость исследования заключается  в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести волейболисток, в определении условий  выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе волейболисток на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.
     Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток

 
     По  характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых  упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном  звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие  реактивно-взрывной характер. Таким  образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
     Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть - способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием.
     Основные  требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного  аппарата, работа которого зависит  от функциональной подготовки и функционального  состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем  для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая  особенно необходима в полётной опорной  фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).
     Эффективность спортивных движений, связанных с  активным взаимодействием спортсменов  с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а  также направлением и скоростью движения [9; 11]. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей [11], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений» [30]. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».
     Обращение к работам ведущего теоретика  спортивной подготовки В.Н. Платонова  показало, что им не употребляется  термин «скоростно-силовые качества». Данное качество он называет «взрывной  силой» и подразумевает под ней  способность преодолевать сопротивление  с высокой скоростью мышечного  сокращения [10]. В более поздних работах В.Н. Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время» [ 15, с.110].
     В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:
     1. Силовой компонент мощности (динамическая  сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила  при уступающем режиме сокращения  мышц;
     2. Скоростной компонент мощности: Одним из важных механизмов  повышения скоростного компонента  мощности служит увеличение скоростных  сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы  мышц. Скоростные свойства мышц  в значительной степени предопределены  соотношением быстрых и медленных  мышечных волокон [9].
     Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации  мотонейронов активных мышц, частота  их импульсации в начале разряда  и синхронизация импульсации  разных мотонейронов [3].
     В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.
     Согласно  Ю.М. Портнову, специфическими особенностями  проявления прыгучести являются:
     -      быстрота и своевременность прыжка;
     - выполнение прыжка с места  или короткого разбега, преимущественно  в вертикальном направлении;
     - неоднократное повторение прыжков  в условиях силовой борьбы (серийная  прыгучесть);
     - управление своим телом в безопорном  положении;
     - точность приземления и готовность  к немедленным последующим действиям  [5].
     Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает  наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к  дальнейшему развитию или поддержанию  на высоком уровне достигнутых результатов  в более позднем возрасте нет  оснований, особенно в спорте высших достижений.
     Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [9; 11].
     Остается  открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой  и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание  достигнутого уровня прыгучести.
     Таким образом, прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях.
     Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть - способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием.
     Специфическими  особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально  короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно  большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном  напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность  проявления ее наибольшей величины за наименьшее время [12]. Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести.
     Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние  на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений.
     Применительно к спортивным играм (волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как  качество неразрывно связанное с  выполнением определенных технических  приемов. В процессе игры от спортсменов  не всегда требуется исполнение технических  действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.
     Специфика прыжковых действий состоит в  том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью  полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника [13].
     Попытки провести аналогию между волейбольными  прыжками и прыжками легкоатлетического типа или другими спортивными  прыжками не имеют под собой почвы. Главным образом потому, что механизм отталкивания волейболистов, критерии эффективности и цель прыжка в  волейболе специфичны. Данное положение однозначно касается и прыжков баскетболистов.
     К показателям, обусловливающих эффективность  действий спортсмена в волейболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала [8]. 

1.2 Научно-методические  основы развития  прыгучести у юных волейболисток

 
     Результаты  анализа различных аспектов силовой  и специальной скоростно-силовой  подготовки в спортивных играх (в  том числе и волейболе) позволяют выделить некоторые закономерности этого процесса. В частности, в процессе специальной физической подготовки следует развивать силу отдельных мышечных групп избирательно, в зависимости от степени участия каждой из них в двигательных действиях, выполняемых в том или ином виде легкой атлетики. При этом следует иметь в виду, что силу одних мышц следует развивать и совершенствовать преимущественно в направление скоростно-силовых усилий (мышцы ног), другие же мышцы - преимущественно в направлении собственно силовых усилий (мышцы спины) [11].
     В процессе силовой подготовки необходимо решать следующие задачи:
       а) обеспечить разностороннее  развитие основных мышечных групп  с целью создания предпосылок для специфических проявлений силовых качеств в избранном виде спорта и успешного освоения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений (так называемая, общая силовая подготовка);
     б) обеспечить развитие специфических  для избранного вида спорта силовых  способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой: выносливости, силовой; ловкости и т.п.) необходимых для успешного  освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательной деятельности в данном виде спорта [13].
     Специальная силовая подготовка выражается, прежде всего, в: преимущественно функциональном совершенствовании тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при выполнении конкретной спортивной деятельности, а также в формировании специфических нейро-моторных механизмов, лимитирующих проявляемую человеком  силу.
     Силовые возможности и способности к  активному их проявлению в рамках конкретной специализации зависят  от многих факторов: среди них нужно  отметить, прежде всего, следующие: физиологический  поперечник работающей мышцы, реактивность мышцы («сила ответа» по Л.А.. Орбели); мышечная композиция (процентное соотношение  быстрых и медленных мышечных волокон в работающей мышце), пред рабочее состояние мышцы, количество участвующих в работе двигательных единиц, владение совершенной техникой выполняемого упражнения, достаточный  уровень развития других физических качеств (гибкость, быстрота, выносливость), внешние условия выполнения движения и другое.
     Совершенствование периферического нервно-мышечного  аппарата связано с рабочей гипертрофией мышц синергистов и антагонистов, усилением в них метаболических процессов.
     В процессе развития специальной силы Ю.В. Верхошанский считает, что необходимо учитывать этап, на котором проводится специальная силовая подготовка. Метод прогрессивно-возрастающего  сопротивления целесообразен на начальных этапах тренировки и там, где прирост мышечной массы не имеет значения. В то же время  метод кратковременных максимальных напряжений более эффективен для  квалифицированных спортсменов, подготовленных предварительно к проявлению значительных силовых напряжений, и там, где прирост мышечной массы нежелателен.
     При этом работа с отягощением по методу кратковременных максимальных напряжений имеет еще одну важную особенность. Совершенствуя мобилизационные  способности организма спортсмена, поднимание предельного и около-предельного  веса приводит к повышению его  специальной работоспособности, выражающейся в умении развивать кратковременные  концентрированные усилия большой  мощности.
     В.И. Жуков обосновал следующие методические положения специальной скоростно-силовой  подготовки:
     а) совершенствование внутримышечной координации по мере роста квалификации спортсмена происходит только тогда, когда  он преодолевает сопротивление, равные соревновательным и больше, с интенсивностью околопредельной и выше;
     б) совершенствование межмышечной  координации будет происходить  только при преодолении сопротивления, равного соревновательному или  меньше его, с околопредельной интенсивностью и выше, при непременном сохранении специфичной амплитуды движения.
     Вместе  с тем, внедрение в практику упражнений, акцентирующих сочетание уступающего  и предолевающего характера работы мышц при динамическом режиме и их разновидностей, а также сочетание  статического и динамического режимов, открывает принципиально новые  эффективные пути повышения силового и скоростно-силового потенциала у  спортсменов, уже обладающих высоким  уровнем физической подготовленности. Повышение степени утилизации связано  с применением глобальных и региональных специальных упражнений с сопротивлениями  соревновательного веса, больше или  меньше его, в пределах, позволяющих сохранять специфическую динамическую структуру движения и спортивного упражнения.
     С целью развития скоростно-силовых  качеств применяются следующие  режимы мышечной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц) при выполнении специальных упражнений — динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений — статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы. [11].
     При развитии скоростно-силовых качеств  интенсивность выполнения основного  упражнения должна быть околопредельной (80— 90%), субпредельной (90—95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения [11].
     При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может  быть предельной (100%) и субпредельной (90—95%).
     Чем ближе величина сопротивления к  максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления  и интенсивности количество повторений может несколько возрастать.
     Некоторые авторы, как мы уже отмечали, говоря о проявлении скоростно-силовых  усилий, применяют термин «прыгучесть». Ученые рассматривают прыгучесть как  одну из наиболее важных характеристик  общей, а часто и специальной  физической подготовленности спортсменов.
     Исследование  взрослых и юных спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в  какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие  физическими упражнениями может  значительно повысить уровень скоростно-силовой  подготовленности занимающихся [11]. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов  тренировки, в соответствии с возрастными  и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или  более замедленно,— актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит  эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.
     Для развития прыгучести используются различные  упражнения с сопротивлениями, позволяющие  воздействовать на мышцы, несущие необходимую  нагрузку в основном упражнении при  сохранении его динамической структуры [1].
     В практике развития прыгучести основными  являются два основных методических подхода [3]:
     1. Ударный метод развития прыгучести.
     2. Методика развития прыгучести  с использованием отягощений.
     Ударный метод развития прыгучести и реактивной способности мышц, заключен в том, чтобы стимулировать мышцы ударным  растягиванием, предшествующим активному  усилию. Для этого следует использовать не отягощение, а его кинетическую энергию, накопленную им при свободном  падении с определенной высоты.
     При использовании отягощения для стимуляции мышечного напряжения необходимо учитывать  следующие основные положения. Прежде всего, сила в упражнениях с отягощением  может проявиться в форме максимального  напряжения или наибольшей скорости сокращения работающих мышц. Отсюда принято  говорить о собственно-силовых упражнениях, в которых сила проявляется преимущественно  за счет увеличения веса перемещаемого груза, и скоростно-силовых упражнениях, в которых проявление силы связано с увеличением быстроты движений.
     В первом случае следует стремиться к  работе с возможно большим отягощением, во втором — применять отягощение, оптимальная величина которого определяется требуемой скоростью движения.
     Практика  и специально организованные исследования свидетельствуют, что развитие прыгучести, как разновидности быстрой силы тем эффективней, чем больше в  тренировке скоростных нагрузок и меньше длительной работы с небольшой скоростью  движений [11]. В соответствии с современными взглядами методика развития быстрой  силы предполагает упражнения преимущественно  с небольшими отягощениями (порядка 20% от максимальной силы) при сочетании  их (для ациклических однократных  упражнений) с весом до 40% от максимума  в соотношении 5:1. Режим работы должен соответствовать специализируемому  упражнению (циклический, ациклический) и учитывать начальные условия  развития усилия (из расслабленного, предварительно напряженного или растянутого состояния  мышц) [3].
     Значительного эффекта в развитии прыгучести можно  достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием  и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической  основы прыжка игровиков: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры.
     Ю.Д. Железняк рекомендует для развития прыгучести следующие упражнения.
     1. Стоя на гимнастической стенке  лицом к ней, держась за рейку  на уровне пояса, глубокое приседание  на одной ноге, другую екая  вниз, и быстрое возвращение в исходное положение. То на другой ноге. То же с отягощением (пояс, куртка).
     2. Прыжки из глубокого приседа,  касаясь подвешенного предмета, установленной планки (высота индивидуально  для каждого учащегося): со взмахом  рук, с отягощением на теле, с волейбольным мячом в руках  и выполнением нападающего удара  в прыжке (в сетку-ловушку, через  волейбольную сетку).
     3. Прыжок «в глубину» — с гимнастической  стенки (высота степенно увеличивается  с 50 до 200 см) на мягкую опору. Спрыгивание с высоты 30 — 80 см с последующим прыжком вверх и выполнением броска набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя сами с сильным завершающим движением кистями рук. То же с волейбольным мячом — нападающий удар (как в упражнении 2).
     4. Прыжки по лестнице вверх на  одной и двух ногах, на двух  ногах из глубокого приседа.
     5. Взбегание по лестнице вверх.
     6. Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от  стены (щита) с набивным баскетбольным  мячом в руках, в прыжке бросить  мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч,  приземлииться и снова в прыжке  бросить мяч и т.д. (выполняют  ритмично, без лишних подскоков). То же, но без касания мячом  стены, то же, но прыжки на  одной ноге.
     7. Прыжки (10—12) через препятствия (высота 60—70 см) из глубокого приседа.
     8. Рывок штанги (мешок с песком), вес до 50 % максимального.
     9. Прыжки с места вверх из  полуприседа с отягощением. Коснуться  головой подвешенного предмета  на индивидуально максимальной  высоте.
     10. Прыжки толчком двух ног из  полуприседа, правая (левая) нoгa впереди, на плечах отягощение. То же, во время прыжка сменинить положение ног.
     11. Приседание с отягощением на  плечах. Присед глубокий.
     12. Лежа на спине, прямые ноги  подняты вверх—вперед. На стопы  партнер набрасывает набивной  мяч. Носками стоп быстро отбить  мяч вперед—вверх.
     13. Прыжки на обеих ногах, на  плечах отягощение 5—6 кг. Ноги  в коленных суставах сгибаются  незначительно.
     14. Силовая тренировка на тренажерах  в форме круговой тренировки (6 — 8 станций).
     Подводя итог данному разделу работы, отметим, что уровень проявления прыгучести теснейшим образом связан со степенью освоенности движений. Только при  хорошо освоенной технике движений волейболист способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц.
     В.Н. Платонов, с чем мы полностью согласны, подчеркивает, что эффективная работа над развитием прыгучести связана с комплексным применением различных методов. Планирование отдельных компонентов нагрузки при использовании различных методов должно обеспечивать предельные и околопредельные требования к скоростно-силовым возможностям спортсменов. При этом упражнения должны выполняться также с предельной или околопредельной скоростью.

1.3 Средства и методы  развития качества  «прыгучесть» у юных волейболисток

 
     Прыгучесть  является скоростно-силовым качеством  и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме  того важное значение имеет эффективность  техники отталкивания, полета и приземления.
     В связи с этим средствами для развития прыгучести являются:
     упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание
     упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра
     упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений
     упражнения для изучения и совершенствование техники:
     приземления – схождение и спрыгивание  с возвышения
     отталкивания
     – пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы
     прыжковых поз
     прыжки в глубину
     упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир
     упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой
     Какими  бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь  лишь при тщательно продуманной  и систематически осуществляемой тренировки.
     Основным  условием воспитания прыгучести при  любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над  такими физическими качествами как  сила, быстрота, выносливость).
     Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса  физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности  большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.
     Основными методами воспитания прыгучести являются:
     1) Метод повторного выполнения  упражнения, характеризующегося выполнением  упражнения через определённые  интервалы отдыха, в течение которых  происходит достаточное восстановление  работоспособности.
     2) Продолжительность интервалов отдыха  определяется двумя физиологическими  процессами:
      изменением возбудимости ЦНС;
    восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с восстановлением дыхания оплатой кислородного долга).
     3) Интервалы отдыха должны быть  с одной стороны достаточно  короткими, чтобы возбудимость  ЦНС не успевала существенно  снизиться, а с другой стороны  достаточно длинными, чтобы более  или менее полно восстановиться.
     4) При применении повторно этого  метода тренирующее воздействие  на организм обеспечивает только  в период утомления после каждого  повторения. Повторный метод позволяет  точно дозировать нагрузку, совершенствует  опорно-мышечный аппарат, воздействует  на сердечнососудистую и дыхательную  систему. При таком методе уровень  прыгучести повышается на 29-30%.
     5) Интервальный метод. Внешне сходен  с повторным методом. Но, если  при повторном методе характер  воздействия нагрузки определяется  исключительно самим упражнением,  то при интервальном методе  большим тренировочным воздействием  обладают и интервалы отдыха.
     6) Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает  существенным недостатком - ограничена  дозировка нагрузки.
     В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.
     Все методы воспитания прыгучести следует  применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика, воспитание прыгучести можно  осуществлять в принципе идя двумя  путями:
     за счёт увеличения максимальной скорости;
     за счёт увеличения максимальной силы.

1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть»

   1.4.1  Игры

   1. Играющие делятся на две равные  команды и по сигналу тренера  прыжками на обеих ногах устремляются  вперед. На пути каждого расставлены  препятствия (малые барьеры или  скамейки), которые участники обязаны  преодолеть прыжками на обеих  ногах. Обежав стойку, они возвращаются: первую половину обратного пути  проходят прыжками на левой  ноге, вторую на правой ноге.
   Побеждает команда, которая пройдет путь быстрее.
   2. Встречная эстафета со скакалкой.  Игроки делятся на две команды.  По сигналу тренера прыжками  через скакалку на обеих ногах  двое первых устремляются вперед. Достигнув команды стоящей напротив, они передают скакалку, после  чего в эстафету вступают следующие.  Побеждает команда, которая первой  закончит прыжки и допустит  меньше нарушений.
   3. Игроки делятся на две (или  несколько) равные команды. Первые  номера выстраиваются на черте  и по сигналу тренера выполняют  прыжок в длину с места. Следующий  игрок прыгает с того места,  на которое приземлился предыдущий, и так до последнего номера  в команде.
   Выигрывает  команда, игроки которой окажутся дальше.

    1.4.2 Комплексы упражнений

     Комплекс I.
     1. Легкий бег. 5-7 минут
     2. Упражнения на гибкость и расслабление (шпагаты, мостики, махи, встряхивания). 20 минут
     3. Висы на перекладине, свободно  расслабив тело. 2 подхода по 20 секунд  без отягощения и один - с небольшими  гантелями, привязанными к ногам.
     4. Прыжки, доставая до какого-нибудь  высоко расположенного предмета. 60-70 раз. 2 серии по 10 прыжков, толкаясь  двумя ногами, 2 по 10, толкаясь левой  ногой, и 2 по 10 - правой ногой. (Отталкиваться  надо изо всех сил. Если удается  легко допрыгивать до намеченного  предмета, нужно выбрать другой, расположенный еще выше.)
     5. Во дворе подняться на небольшую  горку, расслабиться и, набирая  скорость, стремительно сбежать  вниз. 3-4 раза.
     6. Приседать, делать подскоки, наклоны,  выталкивания со штангой небольшого  веса или гирями. 10-12 раз.
     7. Стараться плавать в бассейне 2-3 раза в неделю. При этом выполнять  в воде различные потягивания.  Например, максимально вытягивать  руки и ноги при плавании  брассом. Делать за день в  полную силу не менее 200 прыжков.
     Комплекс II.
     Этот  комплекс рекомендует заслуженный  врач РСФСР А. Транквиллитати. Для  его выполнения необходима гимнастическая стенка и гимнастическая доска. Длина  доски и высота стенки в рост человека + руки, вытянутые вверх.
     1. Встать правой ногой на 3-ю или  4-ю перекладину гимнастической  стенки, держась за нее руками  на уровне плеч. Присесть на  правой ноге, одновременно отводя  прямую левую ногу как можно  дальше назад вверх. Упражнение  выполняй по 6 раз, меняя ноги. Темп средний.
     2. Встать лицом к гимнастической  стенке. Руки опущены. Подняться  на носки, одновременно вытягивая  через стороны выпрямленные руки. Соединить тыльными поверхностями  кисти над головой. Потянуться, вдохнуть. Повторить 3-4 раза.
     3. Встать обеими ногами на 3-ю  или 4-ю перекладину гимнастической  стенки. Выпрямленными руками ухватиться  за перекладину над головой  и опустить ноги. Время выполнения  виса от 15 секунд до одной минуты.
     4. Повторить упражнение 2.
     5. Лечь животом на гимнастическую  доску, одним концом закрепленную  на 3-й или 4-ой перекладине стенки, а другим - на табурете. Под себя  подложить одеяло или коврик, хорошо скользящие по доске.  Взяться руками за перекладину,  на которой закреплена доска.  Максимально разогнуть руки в  плечевых и локтевых суставах, скользя туловищем по наклонной  плоскости вниз. Потянуться. Затем,  сгибая руки в локтевых и  плечевых суставах, максимально  подтянуться вверх.
     Начать  с 4 подтягиваний, постепенно довести  количество подтягиваний до 20.
     6. Повторить упражнение 2.
     7. Лечь животом на гимнастическую  доску, руки вдоль туловища. Поднять  руки через стороны и соединить  тыльной поверхностью кисти над  головой. Вдох. Опустить прямые  руки через стороны. Выдох.  Повторить 3-4 раза.
     8. Выполнять как упражнение 5, но, подтянувшись  второй раз, ухватиться на одну  перекладину выше. Затем разогнуть  руки, скользя туловищем по доске  вниз. Потянуться. Подтянувшись третий  раз, сделать попытку ухватиться  еще на одну перекладину выше. Всего 2-3 подтягивания.
     9. Повторить еще раз упражнение 7.
     Вывод по 1 главе. Совершенствование процесса физической подготовки волейболисток в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки на разных этапах подготовки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

2.1 Задачи исследования

 
     Цель  исследования определила решение следующих  задач:
     1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести у волейболисток.
     2. Определить удельный вес игровых  действий, структурно связанных  с проявлением прыгучести, в общем  объеме соревновательной деятельности  волейболисток 15 – 16 лет.
     3. Теоретически обосновать и разработать  содержание методики в соответствии  с преимущественной направленностью  на развитие прыгучести у волейболисток  на этапе спортивного совершенствования.
     4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.

2.2 Методы исследования

 
     В ходе работы применялись следующие  методы исследования:
    Анализ научно-методической литературы.
    Метод бесед.
    Педагогическое наблюдение.
    Контрольные испытания (тесты).
    Педагогический эксперимент.
    Метод математического анализа [20].
 
 
     Анализ  научно-методической литературы
     Данный  метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения литературы по подготовке волейболисток особое внимание обращалось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа  научно-методической литературы послужили  теоретической предпосылкой для  проведения нашего исследования.
     Всего была изучено 43 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.
     Метод бесед
     Данный  метод использовался для фактического сбора информации по проблеме развития прыгучести у волейболисток. В процессе общения с тренерами, специалистами  баскетбола обсуждались вопросы  подбора упражнений для развития прыгучести, их планирования в системе  физической подготовки.
     Педагогическое  наблюдение
     В ходе педагогических наблюдений определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении  и защите, структурно связанных с  проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости  от соревновательных ситуаций.
     Педагогические  наблюдения за соревновательной деятельностью  юных волейболисток проводились  на соревнованиях города Челябинска, среди товарищеских матчах, как у  девушек, так и у юношей, что  позволило сделать сравнительный  анализ рассматриваемых показателей.
     Для определения интересующих нас данных о соревновательной деятельности волейболисток 15-16 лет использовался метод стенографии  – запись игр специально разработанными символами. Применялись следующие  обозначения:
     П–1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;
     П-2 - то же, только отталкивание выполнялось  двумя ногами;
     С-1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;
     С-2 - то же, только отталкивание выполнялось  прыжком с двух ног.
     Контрольные испытания (тесты)
     Данный  метод использовался с целью  контроля за развитием прыгучести у  волейболисток 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов  в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых  в совокупности обеспечивает получение  информативных данных [2; 12; 31].
     Уровень развития прыгучести определялось с  помощью трех основных тестов:
     – выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук;
     – прыжок в длину с места;
     – выпрыгивание вверх из основной стойки.
     Однако  по показателям объективности результатов, лучшим является прыжок вверх из упора  присев со свободным движением рук. В практике работы с подростками  чаще применяется прыжок из основной стойки, как более простой и  удобный.
     ТЕСТ 1 - измерение высоты выпрыгивания с  места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
     На  пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.
     Занимающийся  становится боком к разметке в  основной стойке и по сигналу учителя  выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.
     ТЕСТ 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх  с одного шага толчком одной ногой  с касанием рукой разметки.
     Стоя  боком к разметке, прикрепленной  к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет  прыжок вверх с сильным взмахом  руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.
     ТЕСТ 3 - измерение дальности прыжка в  длину с места толчком двумя  ногами со взмахом руками.
     На  полу вдоль границы баскетбольной  площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр.
     Занимающийся  становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом  руками. Дальность выпрыгивания оценивается  с точностью до 1 см.
     ТЕСТ 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом  руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и  другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения  прыгучести.
     Напротив  пролета гимнастической стенки с  разметкой по сигналу тренера  занимающийся приседает на одной  ноге и выполняет прыжок вверх  со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
     ТЕСТ 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх  после прыжка в глубину.
     Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий  большие требования не только к силовым  и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому  данный тест используется для определения  уровня прыгучести квалифицированных  спортсменов.
     Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
     Тестирование  проводилось перед началом и  после окончания педагогического  эксперимента, что позволило проследить динамику изменения прыгучести в  ходе экспериментальной работы.
     Педагогический  эксперимент
     Педагогический  эксперимент проводился с целью  выявления эффективности разработанной  методики развития прыгучести у волейболисток  15 – 16 лет. Исследования проводились  на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Челябинска. В экспериментальной  группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный  процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность  разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов  исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия  по волейболу проводились по общепринятой методике.
     Метод математического анализа
     Для получения достоверных результатов  мы использовали методы математического  анализа. Для этого определялись следующие статистические величины:
     1) средний результат в группе 

              aVi
     М = ???
                n 

     где aVi - сумма результатов в группе эксперимента,
     n - число волейболисток в группе. 
 
 

     2) среднеквадратичное отклонение 

                Vmax - Vmin
     s = ± ?????,
                     К 

     где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные  результаты в группе;
     К - коэффициент, определяемый по таблице  Л. Типпета;
     s - среднеквадратичное отклонение.
     3) средняя ошибка среднего арифметического 

                s
     m = ± ??
             O n 

     где s - среднеквадратичное отклонение;
     m - средняя ошибка среднего арифметического;
     n - число волейболисток в группе.
     4) средняя ошибка разности 

               M э – М к
     t = ??????
             Om2 э + m2 k 

     где Mэ - средний результат в экспериментальной  группе;
     Мк - средний результат в контрольной  группе;
     mэ  – средняя ошибка среднего  арифметического в экспериментальной  группе;
     mk - средняя ошибка среднего арифметического  в контрольной группе;
     t - средняя ошибка разности.
     Если  Р(t) > 0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными.
     Если P(t) < 0,05, то различия в группах достоверные.
     Кроме того, вычислялись:
     средний арифметический результат в группе;
     разница в показателях до и после педагогического  эксперимента;
     вычисление  процентных изменений.

2.3 Организация исследования

 
     Исследование  проводилось в несколько этапов.
     Первый  этап (май - август 2009 года) включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов разработана методика развития прыгучести в процессе физической подготовки волейболисток, спланировано проведение контрольных  испытаний, педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.
     Второй  этап включал в себя период с сентября 2009 по март 2010 гг. На этом этапе осуществлялся  педагогический эксперимент по внедрению  в учебно-тренировочный процесс  экспериментальной методики развития прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет.
     В процессе исследования определялась частота  и эффективность применения игровых  действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением  прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций; оценивалась эффективность использования экспериментальной методики развития прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет.
     На  третьем этапе (март - май 2010г.) проводилась  обработка полученных данных математическими  методами, анализ и обобщение полученных результатов, осуществлялись написание  и оформление выпускной квалификационной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.