На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рентабельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

НВУЗ  АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 

Кафедра   Бухгалтерского учета, анализа и  аудита 
 
 
 

      Студентка 5 курса
                                                                    Кокоулина Юлия
                                                                    Михайловна 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности 

Анализ  рентабельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курск, 2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                     3
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                  5
   1.1   Определение рентабельности                                   5
   1.2   Показатели рентабельности                                      6
   1.3   Группы показателей рентабельности                        7
2.АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ                 14                                
   2.1   Система показателей для оценки рентабельности     14
   2.2   Анализ рентабельности отдельных изделий   25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                   30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                               31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                               33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
      В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
      Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
      Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
      Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике.                           
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
   ? дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
   ? рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
  ? рассмотреть общую методику анализа рентабельности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Экономическое содержание рентабельности предприятия
    Определение рентабельности
 
      Рентабельность (Rentabel - доходный, прибыльный) –
относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.
      Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.
      Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
     Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. 

       1.2 Показатели рентабельности 

      Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
      Доходность организации характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
      Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
      Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
      По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительные показатели, которые более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
      Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. 

      1.3 Группы показателей рентабельности 

      Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
* показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);
* показатели, характеризующие прибыльность продаж    (рентабельность продаж);
* показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).
       В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:
      Общая рентабельность (рентабельность предприятия) - определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.
      Общая рентабельность определяется по формуле: 

            Ро б /Ф*100% ,  (1.1) 

      где: Ро - общая рентабельность,
      Пб – общая сумма балансовой прибыли,
      Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
      Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
      Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (см. схему 1.1).  
 
 

      Схема 1.1. Общая рентабельность предприятия 

          

      Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: 

            Роб. = Пн.п.*100 / В,  (1.2) 

      где: Роб. – рентабельность оборота,
      Пн.п. – прибыль до начисления процентов,
      В – валовая выручка.
      Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
      Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: 

           Чоб.к.= В / А,  (1.3) 

      где: Чоб.к. – число оборотов капитала,
      В – валовая выручка,
      А – активы.
      Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:
 
            Уо.р.= Роб * Чоб.к.,  (1.4)  

      где: Уо.р. – уровень общей рентабельности,
      Роб. – рентабельность оборота,
      Чоб.к. – число оборотов капитала.
      Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.
      Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:  

      Схема 1.2. Связь между тремя ключевыми индикаторами. 

     
        Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции: 

            Ррп рп /С*100%,  (1.5) 

      где: Ррп – рентабельность продукции;
      Прп – прибыль от реализации продукции;
      С – полная себестоимость реализованной продукции.
      Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
      Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
      Рентабельность вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
      Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:
      1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
      2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
      3.Рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
      4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
      5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
      Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
      Доходность капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.: 

            Рк=Пб/SК; Ркрп/SК; Рк=Пч/SК  (1.6) 

      В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
      Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.
      Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.  
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 

      2. Анализ рентабельности предприятия 
 

      2.1 Система показателей для оценки рентабельности 
 

      Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:
- показатели, рассчитанные на основе прибыли,
- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов,
- показатели, рассчитанные на основе потоков  наличных денежных средств.
      Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров.        С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.
      Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.
      Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.
     Экономическую эффективность деятельности предприятия выражают показателями рентабельности (доходности). В общем виде параметр экономической эффективности определяют алгоритмом:
                     
       (1.7) 
 

      Для расчета числителя формулы используют показатели прибыли: бухгалтерской (общей), от реализации продукции и чистой прибыли (после налогообложения). В знаменателе формулы показывают ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг).  
      На практике следует различать  показатели экономической и финансовой  рентабельности. Экономическая рентабельность  – параметр, исчисленный исходя  из величины прогнозной (потенциальной)  прибыли, отраженной в бизнес–плане инвестиционного или инновационного проекта (программы).         Финансовую рентабельность определяют на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия. 

       Система показателей рентабельности следующая (табл. 1.1) 
 
 
 
 

Таблица 1.1 Общая характеристика показателей рентабельности предприятия 

 

 

 

      Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 1.2 
Таблица 1.2 Расчет показателей рентабельности предприятия 

 

 
 
 


  Примечание. Для составления таблицы использованы бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения 1 и 2. 

Таблица 1.3 Расчет рентабельности объема продаж предприятия 

 
 

       Из данных таблицы следует,  что показатели рентабельности  за отчетный период по сравнению с базисным значительно выросли, что подтверждает достаточную результативность деятельности предприятия. Особенно заметно увеличились параметры рентабельности производства, активов, собственного капитала, инвестиций и объема продаж.
       Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях обычно используют следующую аналитическую форму (табл. 1.3).
       Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определяют методом цепных подстановок.
      1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации товаров (?ВР): 

                   (1.8) 

      где: ВР0 и ВР1 – выручка (нетто) от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;
      С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. 

        
        

      2.  Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости проданных товаров (?С): 

                          

      где: С0 и С1 – себестоимость проданных товаров в базисном и отчетном периодах. 

                  

      3.   Общее влияние двух факторов: 

      
     
       Другой важный аспект финансового  анализа – изучение взаимосвязи  между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
      В этих целях используют следующий  алгоритм: 

                   

      где: РА – рентабельность активов, %;
      БП – бухгалтерская прибыль  (прибыль до налогообложения);
      A – средняя стоимость активов за отчетный период;
      ВР – выручка от реализации  продукции (объем продаж).
     Исходные для подробного анализа данные приведены в табл. 1.4. 

Таблица 1.4 Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов (имущества) 

 

      Данный показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).
      Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости устанавливают по формуле:
 
       
    
       где: ?РА(?ОА) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости;
      ОА1 и ОА0 – оборачиваемость активов в отчетном и базисном периодах;
      РП1 – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.
     
                 

      2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж. 

                

      где: ?РА(?РП) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж;
      РП1 и РП0 – рентабельность продаж в отчетном и базисном периодах, %;
      ОА0 – оборачиваемость активов в базисном периоде. 

        

      3.   Общее влияние двух факторов: 

        

      На основе специальных расчетов устанавливают влияние отдельных факторов на изменение рентабельности производства и инвестиций.
      Взаимосвязь между оборачиваемостью  инвестиций и нормой рентабельности  можно представить в следующем  виде:
                   
      где: РИ – рентабельность инвестиций;
      БП – бухгалтерская прибыль  (прибыль до налогообложения);
      ОП – объем продаж;
      И – сумма инвестиций по  бухгалтерскому балансу (собственный  капитал + долгосрочные обязательства).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.