На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Свобода и ответственность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ГОУ  СПО  АРХАНГЕЛЬСКИЙ
     ФИНАНСОВО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т
по дисциплине основы этики
По теме:  " Свобода и ответственность"
                                   

                                                       Выполнила:    студентка 3 курса 

                         
                                                       Проверила:    
 
 
 
 
 

                                                г. Архангельск, 2010г. 
 
 
 

СВОБОДА  И  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

                                          "Мы свободны, потому что ответственны
                                          и мы ответственны потому, что свободны;
                                          нет свободы без ответственности, как и нет
                                          ответственности без свободы – они неразрывны".
                                                                          (Филипп Малори, Заслуженный профессор
                                                                            Университета Пантеон-Ассас г. Париж) 

     История человечества еще очень далека от этой почти мистической связи свободы и ответственности. На протяжении многих веков были, есть и будут люди, который ради утверждения своей свободы, отказываются от ответственности, более того, именно в своей безответственности они видят всю полноту свободы, заключающейся в возможности делать все, что угодно. Свобода может даже опускаться до преступления.
     Существует  также призрачная свобода, свобода  тоталитарного общества, в котором  всякое инакомыслие запрещено; каждый в таком обществе считает себя свободным тогда, когда он лишен распорядительных правомочий. Иногда  ответственность является лишь проформой и существует для видимости. 
     Все эти отклонение не должны заставлять нас упускать из виду главное: не существует свободы без ответственности  и наоборот. Именно на этой антропологии покоится наше право, посвященное ответственности, и гуманизм современного европейского общества. Мы пришли к подобному выводу не сразу, этому предшествовала длинная история. 

       Идеи свободы и ответственности  пришли к нам из Греции. Именно великими греческими философами были открыты и провозглашены идеи ответственности и свободы, но при этом они оставались неразвитыми и неопределенными, поскольку в Греции люди оставались жертвами и игрушками богов и поэтому не были ответственными.
     Греки, таким образом, не отделяли свободу  от власти богов, пусть даже благожелательных. Только христианская мысль открыла  миру идею человеческой свободы по отношению к Богу.
     Так понемногу, век за веком, идея ответственности обернулась идеей творения человека самим собой, человек стал хозяином своей судьбы, стал свободным, ответственным, он стал настоящим человеком.
     Мы  подходим к 1789 году с бессмертными словами  первой статьи французской Декларации прав человека и гражданина: "Люди рождаются свободными и равными в правах" и статьи четвертой: "Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вред другим". 

     Отныне  в нашем обществе заложен принцип  необходимой связи между свободой и ответственностью. Он будет беспрерывно  расширяться: чем более свободно общество - тем больших свобод оно требует, чем больше общество налагает ответственности - тем больше оно порождает ответственности, чем больше общество налагает ответственности - тем более оно преуспевает. Эта трилогия подводит итог развития  общества в 20 веке, веке не только тотального ужаса двух мировых войн и кровавых режимов, но также и веке - утвердившему свободу, заложившего ответственность и развившего процветание.
     В этом состоит странный парадокс. Принято  было считать, что чем больше распространяется ответственность, тем большая сфера деятельности рискует быть парализованной: перспектива уплачивать большие суммы в возмещение вреда сдерживает активность. Однако в действительности все оказалось с точностью наоборот: 20 век был золотым веком ответственности и вместе с тем золотым веком человеческой деятельности.
     О, свобода, какими благами ты нас наделила. Ты заставила нас снискать благополучие, ты освободила нас от власти судьбы, ты сделала нас ответственными – настоящими людьми.
     Да  здравствует свобода!
     Да  здравствует ответственная свобода! 

     1.  Свобода и необходимость 

     Проблема  свободы - одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.
     Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать. При этом в качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (гражданская война, цены на рынке, землетрясение), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие субъекту определенный тип поведения. В какой мере человек свободен в рамках заданной ему необходимости?
     Существуют, по крайней мере, две крайние и  непримиримые точки зрения на эту проблему - этический фатализм и этический волюнтаризм.
     Первый, абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную - фатальную зависимость от объективных обстоятельств, превращает его в запрограммированное устройство, действующее по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.п.) схеме. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравственная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них: "Чему быть, того не миновать".
     Другая, казалось бы, противоположная точка зрения — этический волюнтаризм — отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу от нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет человеку утверждать произвол собственных действий как образец поведения.
     Но  свобода отнюдь не равнозначна произволу. В отличие от него свобода невозможна без ограничений. Более того, наличие этих ограничений - необходимое условие свободы каждого. Дело в том, что запреты обращены ко всем людям, и поэтому, ограничивая, они в то же время защищают нас от возможного произвола других, создают в обществе атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право на спокойную жизнь каждому члену общества.
     Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская  концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсолютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий роль необходимости, становится жертвой собственного произвола). Где же выход из этой ситуации? - Как всегда, его следует искать между двумя крайностями. 
 

     2.  Свобода выбора и выбор свободы 

     Что же представляет собой "механизм" свободы, как она осуществляется? Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек.
     В свою очередь, свободный выбор обеспечивается волей — духовной побудительной силой — и разумом. Поэтому выбор зависит от уровня познания и сознания личности, ибо решение принимается прежде всего разумом, подготавливающим почву для свободного выбора.
       Достоинство свободной личности  заключено не только в осуществлении действия, но и в распознавании его цели и средства, осуществляемом разумом. Не случайно молитва Иоанна Кронштадтского гласит: "Господи! Дай мне терпение вынести то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго".
     Таким образом, нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека.
     Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
     У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора — более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя. 

     Особое  внимание проблеме выбора уделяется в этике экзистенциализма (от лат. exsistentia — существование, или философия существования), который утверждает, что человек отличается от других природных существ именно способностью "выбирать самого себя" – творить свою судьбу, быть самим собой и, следовательно, нести ответственность перед собой за свой собственный выбор. Более того, "выбирая себя", человек тем самым "выбирает" и судьбу другого, а через него — и человечества.
     Так что выбор - не просто частное дело каждого. Критерием выбора выступает совесть, которая есть призыв к человеку выбирать себя подлинно, найти себя, быть самим собой, реализовать себя в обществе и быть полезным обществу.
     Вместе  с тем свобода не столько факт, сколько возможность — подлинное завоевание человеческой личности. Она должна достигаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Быть свободным — значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее, свободы мы добиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он собой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения. 

     3. Моральная ответственность  личности. 

     С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.
     Зачастую  и в нашем сознании эти понятия  разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.
     Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким  острым, если иметь в виду, что  существуют разные виды и разная мера ответственности.
     Виды  ответственности определяются, на наш  взгляд, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:
     - ответственность человека перед  самим собой: я делаю выбор  и в конечном итоге "выбираю себя", свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр.;
     - ответственность человека за  свои конкретные действия и  поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;
     - ответственность человека перед  миром и человечеством, проявляющаяся, пользуясь терминологией экзистенциализма, как забота о мире, вызванная тревогой о нем. Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно формулой "Я отвечаю за все". Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.