На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование коллектива предприятия. Численность состава и структура кадров. Показатели движения кадров на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  институт
Предпринимательства и права
Тираспольский филиал 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

по дисциплине: «Экономика организации» 

на тему: «Формирование коллектива предприятия. Численность состава и структура кадров. Показатели движения кадров на предприятии»
                                                          Выполнил:
                                                          студент 3 курса
                                                          спец-ть «Экономист»
                                                          заочное отделение
                                                          группа 33
                                                          Стратулат Н.П. 

                                                          Проверил:
                                                          руководитель
                                                          Федоров В.Е. 
 

                                                                  Рыбница
2010 г.
Содержание                                                                                                      
Введение…………………………………………………………………..3
I. Коллектив, как социальная группа……………………………………5
          1.1. Определения и классификация  социальной группы……………..5
          1.2. Понятие и основные признаки коллектива……………………….7
          1.3. Виды коллективов………………………………………………….9
          1.4. Пути формирования коллектива…………………………………14 

II. Состав и структура кадров предприятия………………………………...21 

          2.1 Состав кадров предприятия……………………………………....21 

         2.2  Структура кадров предприятия…………………………………………………………………..22 
 

III. Показатели движения кадров на предприятии……………………….....23
   3.1 Анализ кадров в кафе «Звезда»…………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….33  
 

Список используемой литературы…………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Взаимодействие  очень важно для успеха любой  организации. Быть частью коллектива – естественное явление в жизни большинства людей. Большинство служащих получают материальное и духовное удовлетворение от процесса работы коллектива. Люди представляют собой социальные меньшинства, которые предпочитают работать вместе, в коллективе, а не индивидуально.
     Для любой организации необходимо иметь  хороших служащих, способных сделать  её успешной, однако служащие не могут осуществить всего самостоятельно, т.к. также нуждаются в помощи. На сегодняшний день существует широкий выбор служащих, которые имеют разные виды подготовки, различное образование и опыт работы. Собрав людей с некоторыми типами подготовки и опыта в единое, определяется команда, которая в достаточной степени способна оказать влияние на успех организации.
     Почему  деятельность по формированию коллектива так важна? Деятельность, направленная на создание коллектива, является одним из самых важных ключевых моментов в достижении успеха компании. Чем больше драгоценного времени сотрудники проводят друг с другом, тем больше становится их производительность. И  не имееть рабочих, способных к работе в коллективе, команде, то это является огромным минусом.
     Работая как единое целое, коллективу легче подходить к работе творчески. В то же время, члены коллектива начинают предлагать идеи по любому вопросу, касающемуся работы, они приходят к таким методам ее выполнения, к каким бы никогда не пришел человек, работающий в одиночку. В то время как работники решают задачи командно, большинство из них получает большой опыт и навыки в выполнении данной работы, что является очень перспективным делом.
     Существует  еще один плюс в использовании команды в работе. Если  возлагать все задачи на выполнение конкретной работы на одного человека, то придете ли вы к поставленной цели, потеряв его. Конечно же, нет. Коллектив же продолжит выполнение поставленной перед ним задачи, даже если его состав сократится на одного человека или более.
     Актуальность  проблемы обостряется в большей  мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой  большую значимость приобретает  рынок трудовых ресурсов. Поэтому формирование эффективной команды является приоритетом для любой организации, поскольку она играет важную роль для достижения ее миссии и целей. Именно поэтому данная тема была выбрана мной для более глубокого изучения.
     Целью данной курсовой работы является:
    выявление наиболее важных механизмов, принципов формирования трудовых коллективов как высокоэффективных команд;
    проанализировать состав кадров на предприятии;
    описать структуру кадров на предприятии;
    рассмотреть показатели движения кадров на предприятии
               При написании курсовой работы была использована научная экономическая и социальная литература различных авторов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Коллектив, как социальная группа.

1.1. Определения и  классификация социальной  группы

 
 
     В теории и практике управления часто  употребляются термины коллектив, группа, команда.
     "Социальная  группа — относительно устойчивая  совокупность людей, имеющая общие  интересы, ценности и нормы поведения,  складывающиеся в рамках исторически  определенного общества". Различают  большие, средние и малые социальные  группы.
     Большие группы включают: общественные классы (рабочие, крестьяне, буржуазия, помещики, интеллигенция); социальные слои (предприниматели, фермеры, священнослужители, служащие); профессиональные группы (машиностроители, педагоги, строители, шахтеры и т.д); этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы (молодежь, средний возраст, пенсионеры).
     Средние социальные группы включают в себя трудовые коллективы предприятий, организаций  и учреждений (юридических лиц), а  также граждан, характеризующихся  территориальной общностью проживания (город, район, поселок).
     К малым группам относятся семья, школьный класс, производственная бригада, отдел и служба предприятия, дружеская  компания и пр.
     В сфере бизнеса мы имеем место  со средними и малыми социальными  группами. Для их идентификации дадим определения.
     Коллектив – средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в одной организации.
     Группа  малая социальная группа, объединяющая людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов. В последующем изложении будем считать, что группа является частью коллектива (отдел, служба, цех).1
     Группообразование - это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
     1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для трудового коллектива обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы
     2. Непосредственный контакт людей,  необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой - это непременное условие их совместной трудовой деятельности.
     3. Время взаимодействия. Установление  прочных контактов и трудовых  связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
     4. Численность группы. Количество  членов группы является важной  переменной, оказывающей влияние  на групповое поведение. 
     5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Обычно такая малая группа, как трудовой коллектив, не возникает спонтанно, а создается целенаправленно и организованно вышестоящими инстанциями.
     6. Совместная деятельность.
     7. Структура группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных.
1.2. Понятие и основные признаки коллектива.
     Сегодня люди, как правило, работают не в  одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь - включенность в определенную систему межличностных отношений.
     С помощью механизмов группового функционирования (групповых эффектов) малая группа развивается и достигает определенных уровней, наивысшим из которых является коллектив.
     Группа  может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой  структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя, может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться из вне, в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.
     Другим  признаком коллектива является психологическое  признание членами группы друг друга  и отождествление себя с нею, в  основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.
     Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.
     Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.
     Четвертым признаком коллектива можно считать  наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.2
     Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.
     Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность  по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так  как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.
     В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так  и негативным. Сплоченный, но не настроенный  на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать  к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более "удобным" для себя.
     Результативность  такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может  подчинить себе коллектив, в том  числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.
     Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посредине  и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам3.  

     1.3. Виды коллективов.

     Рассмотрим  отдельные виды коллективов.
     По  составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и прочего.
     Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.
     Каждый  коллектив имеет определенную структуру. Она может быть:
     - функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого);
     - политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам);
     - социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.);
     - социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);
     - поведенческой, определяемой активностью и прочим;
     - мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
     По  статусу коллективы можно разделить  на официальные и неофициальные. Официальные, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Неофициальные базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
     По  характеру внутренних связей, различаются формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.4
     Исходя  из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.
     Важным  признаком, в соответствии с которым  могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая  их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне - от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов.
     Можно говорить также о свободе активного  участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется  постоянно, в другом - может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов  и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.
     В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
     Реализация  тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного  разделения труда, которое на деле может  быть самым разнообразным. В одних коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность полной взаимозаменяемости работников. В других - имеет место специфика отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной. В третьих - имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.
     По  размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.
     В большом коллективе каждый выполняет  широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих  задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.
     Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.
     Увеличение  размера группы влияет на поведение  ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.
        Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.
     Во  вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.
     Особой  разновидностью коллектива, характеризующейся  повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.
     Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо  высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением  к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
     Обычно  команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуаций в организации  и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли.
     Каждый  коллектив вырабатывает систему  социального контроля - совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и др. Таким образом, поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля, опирается, во-первых, на привычки, т.е. укоренившиеся способы поведения в определенных ситуациях; во-вторых, на обычаи - установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов их признавать и придерживаться; в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях; в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.
       Люди подчиняются социальному контролю группы при следующих условиях: необходимости принятия решения в высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности.5

1.4. Пути формирования коллектива.

 
       Работоспособный, сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно.
     Прежде  всего, речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям  людей, ради достижения которых они  готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков  и подчиниться групповой власти.
       Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной.
       Еще одним условием успеха деятельности официального коллектива является сильный руководитель, а неофициального - лидер, которым люди готовы подчиняться и идти за ними к поставленной цели.
       Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою "нишу" в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и возможности и не препятствовал делать это другим.
     Началом формирования официального коллектива является решение о создании соответствующего подразделения, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, круг обязанностей, прав и ответственности для каждого сотрудника, создается надежная система информирования. Привлекаемым работникам официально сообщают о целях и задачах подразделения его и коллектива, возлагают на них персональные задачи с учетом их способностей и возможностей роста и совершенствования, целенаправленно формируют и поддерживают благоприятный морально-психологический климат.
       Для неофициального коллектива "днем рождения" становится обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, после которого "так больше жить нельзя". Оно порождает всплеск эмоций, толкающий людей на объединение друг с другом. Обычно речь идет о чувствах страха, протеста, желания защитить себя, свое положение, свой статус в организации.
     Любые отношения между людьми начинают складываться в результате технических  контактов и наблюдений, в процессе которых люди накапливают информацию друг о друге, служащую основой взаимной заинтересованности, симпатии или, наоборот, антипатии. Симпатия - это неосознанное, иррациональное отношение расположенности к другому лицу. Симпатизирующие друг другу люди работают более согласованно и эффективно.
       Возникновение симпатии и антипатии обусловлено закономерностями восприятия, степенью совпадения или несовпадения основных жизненных интересов, целей и ценностей (люди, естественно, симпатизируют тем, кто разделяет их взгляды и позиции, находится рядом, совместно участвует в решении трудных проблем, но вряд ли кто-то будет испытывать добрые чувства к конкурентам), общей манерой поведения. На основе симпатии зачастую возникают определенные достаточно постоянные отношения. Если коллективы формируются "сверху" и в основе отношений лежит принуждение, они окажутся малоэффективными, поскольку могут быть "замешенными" на антипатии.
                Поэтому в настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, в основу которого положен добровольный выбор партнеров из лиц, с которыми человек предварительно определенное время общался, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия, к другим - антипатия, к третьим - безразличие.
     Сформировавшиеся  симпатии и антипатии трансформируются в предпочтения, отражающие желание  или нежелание окружающих сотрудничать с данным лицом. Они позволяют  выделить так называемые референтные  группы (отдельных личностей), чьи  нормы поведения, взгляды и интересы принимаются в качестве эталона поведения, к которым большинство людей тянется, на которые ориентируется и с которыми, что самое главное, стремится сотрудничать. Как правило, группа, составленная на основе личных симпатий, работает эффективнее, чем сформированная произвольно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.