На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели и содержание социальной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
   На  современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая  система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования  творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
   Термин  «социальный» (от лат.socialis- общественный) характеризует все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни, которое отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт.
   Социальная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его несущих  интересов. Проблемы, связанные с  повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально- экономических отношений. Повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
   Вместе  с тем улучшение социального  обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально- финансовой основы преобразований в социальной сфере.
   Доходы  участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания). Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения 
 
 

   Глава 1. Социальная политика
                              1.1 Содержание социальной политики 

     Выполняя  свои функции, государство проводит экономическую политику. Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.
  Экономическая политика государства выступает как генеральная линия действий, проводимых Правительством в национальной экономике, включая распределение, обмен и потребление созданного продукта, а также внешнюю экономическую деятельность.
       Выдвижение социальных целей экономического развития привело к формированию социальной политики государства.
     Социальная  политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами.
     Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских объединений, общественных фондов, партий и т.д. Она направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создание условий сохранения социальной стабильности[1].
     Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
     Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно- правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы[2].
   Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная  социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:
    реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
    гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
    дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
    взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
    права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и , прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций[5].
 
                             1.2 Цели и задачи социальной политики 

     В любом обществе большинство людей  способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики – стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
     Однако  в любом обществе существуют социально  уязвимые слои населения. К ним относятся  граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять  свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой  из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
     Взаимодействие  указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания  их баланса. Ослабление стимулирующей  функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе[3].
     Социальная  политика направлена на решение следующих  задач:
    стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
    сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
    поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
    развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
   Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности,  на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
   Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
   Социальная  политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.)
   В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
   В этих условиях государство вынуждено  активно участвовать в перераспределении  доходов. Как  говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов  населения являются прогрессивное  налогооблажение личных доходов и системы трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограничены. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициями. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
   Социальная  политика государства включает гармонизацию отношений между участниками  рыночной экономики в форме  социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров Правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами “общественного договора” в области экономической и социальной политики[7]. 

1.3 Уровни социальной  политики 

   Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
    микроуровень – социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
    макроуровень – региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
    интеруровень – межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
   С точки зрения субъектов социальной политики выделяют следующие ее уровни:
      государственный;
      региональный;
      муниципальный.
     Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.
     Региональная учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность  ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг.
Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ[3]. 

                         1.4 Принципы социальной политики 

     Социальная  политика базируется на ряде принципов  – основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.
  Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны – это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости. С другой стороны – обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости.
     Реализация  первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим  условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного неравенства, а с другой -  сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить свеем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.
     Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
     Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.
     Соблюдение  принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
     Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.
     Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них – человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества[1]. 

     1.5 Виды, типы и функции  социальной политики 

     В зависимости от доминирования того или иного компонента сегодня принято различать либеральный и социал- демократический варианты социальной политики.
     Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемого варианта социальной защиты признаются высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения домашних хозяйств в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума.
     Социал- демократический  вариант социальной политики высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Исключается формирование в обществе любых экстремальных групп. Скорее всего, социальное развитие формально ориентируется на бесполярную структуру общества. Поэтому особое значение уделяется достижению социальной устойчивости (весомый вклад в разработку концепции социально- обоснованной экономической политики современного государства внес немецкий экономист В, Ойкен).
     К социал- демократическим ценностям  традиционно относятся идеи экономического самоуправления и производственного соуправления, социализации и индивидуализации собственности, доминирования в обществе партнерских отношений, обеспечения единства собственности, труда и управления, а также наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации).
     Таким образом, социал- демократический вариант  социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью экономического и социального положения всех членов общества.
     Можно сделать вывод, что по направленности и по своему содержанию социал- демократический  вариант достаточно полно соответствует задачам переходной экономики.
     Выделяют 2 основных типа социальной политики- бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.
     Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.
     Бевериджский  тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.д.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.
     Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения основополагающих характеристик социального государства.
     Социальное  государство- качественно новая ступень в развитии конституционного демократического государства, обусловленная высоким уровнем развития экономики и активной социальной политики государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социального государства возникла в древности, а практика социальной государственности имела место еще в Древнем Риме, где народу обещалось бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвещения также стимулировали развитие идей социальной государственности. Само понятие «социальное государство» должно способствовать экономическому и общественному прогрессу всех граждан, поскольку в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого[1]. 

     1.6 Направления социальной  политики 

Разные  экономисты по- разному подходят к  определению напрвлений социальной политики. Выделяют большое их количество, но наиболее приемлемым является выделение следующих основных направлений социальной политики:
     1) обеспечение всем трудоспособным  благоприятных возможностей и  стимулов для предпринимательства  и труда, для получения максимально высоких доходов любой деятельностью;
     2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных;
     Первое  направление включает в себя целый  комплекс таких государственных  мер:
      либерализация бизнеса – освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
      поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
      регулирование трудовых отношений (минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.).
     Второе  направление охватывает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение  пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся. Основные направления по указанным двум позициям можно выразить следующим образом.
     Некоторые экономисты важнейшими направлениями  социальной политики считают:
    государственная политика занятости;
    регулирование доходов населения и его социальная защита;
    социальная ориентация экономики.
     Политика  занятости предполагает меры государства  по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширение форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.
     Политика  регулирования доходов и социальная защита населения имеют целью  совершенствовать механизм формирования и распределения доходов, улучшение  системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики – социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения.
     Есть  экономисты, рассматривающие социальное партнерство как направление  социальной политики государства. Социальное партнерство – согласование действий Правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда.
     Она предполагает:
    создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);
    обеспечение условий предпринимательства;
    неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами [8].
   Выводы: Социальная политика – совокупность принципов, норм методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами. Целью социальной политики является создание благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Социальная политика выполняет стимулирующую и стабилизирующую функции. Социальная политика осуществляется на разных уровнях (микроуровень, макроуровень, интеруровень, государственный, региональный, муниципальный). Наиболее важными направлениями социальной политики являются: обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда; обеспечение социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Модели социальной политики 

     Вопросы борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов  вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.
     Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей т стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех или других и общему уменьшению благосостояния общества.
     Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их выполнения. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая положения бедных. Суть утечки из «дырявого ведра» заключается в следующем: из каждых 350 долларов, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов. Вследствие чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.