На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система экономических учений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
   Эволюция экономической мысли  представляет собой сложный противоречивый  процесс, который отражает и  предопределяет весь ход экономического  развития.
    Экономическая наука не является одной монолитной теорией. Это скорее множество соперничающих парадигм, каждая из которых при определенных обстоятельствах и усилиях ее основателей и последователей может стать доминирующей, вытеснив остальные на периферию этой области знаний, и оставаться таковой до тех пор, пока не исчерпает возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.
    Предметом  истории  экономических  отношений   является   исторический процесс возникновения, борьбы  и  смены  экономических  систем  взглядов  на разных  этапах  развития  человеческой  цивилизации.
    С   появлением   первых   государств   и   зарождением   различных экономических  форм  государства  в  экономической  жизни  перед   обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сей день (для России обостряется).
      Главная проблема – это выбор  идеальной модели социально-экономического устройства. Сделать этот выбор можно лишь  на  основе выбора  экономической теории,  принятия  ее,  и  всеобщего  одобрения  в  качестве  руководства  к действию при осуществлении хозяйственной политики.
   В данной работе дается характеристика  классического  направления  в истории экономических  учений.  Будет  рассмотрен  следующий  круг   вопросов:   что обусловило вытеснение концепции  меркантилизма  и  двухсотлетнее  господство классической политической  экономии;  как  в экономической науке трактуют термин «классическая политическая экономия»; какие этапы охватывает в  своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета  и метода изучения «классической школы».
    Неоклассическая школа сформировалась в 90-х гг. XIX в. после опубликования книги А. Маршалла "Принципы экономики" (1890). Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политэкономии с идеями маржинализма. Возникновение предельного анализа Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. После того как полезность была соединена с общественными издержками, была создана общая теория сопоставления результатов и затрат, возникла так называемая вторая классическая ситуация. Неоклассическая школа господствовала до 30-х гг. XXв.
     Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные.
Экономическое учение А.Маршалла, несомненно, внесло огромный вклад в исследование рыночного  хозяйства, поэтому изучение данной темы является актуальным в процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Характерные признаки классической школы политической экономии
    Классическая политическая экономия возникла в то время, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Уже в мануфактурный период, который на первый план в экономике выдвинул капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое первенство новой концепции-концепции экономического либерализма. Она базировалась уже на принципах невмешательства государства в экономические процессы и неограниченной свободе конкуренции предпринимателей.
    Произошедшие социально-экономические  преобразования внесли изменения  и в характер политической  экономии. С начала XVII века после  выхода «Трактата политической  экономии» А.Н. Монкретьена (1615 г.) ее суть сводилась к науке о государственном хозяйстве. Но уже к концу XVII века мануфактурная экономика наиболее развитых стран достигла того уровня, когда «советники при короле» больше не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через «работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой».
     Этот период положил начало  новой школы политической экономии, которую называют классической, прежде всего за научный характер  многих ее теорий и методологических  положений, которые лежат в  основе современной экономической  науки.
     Повсеместно возобладало «свободное  частное производство», так как  утратили былую значимость «доиндустриальные условия». Обозначилась тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью. Что и привело, по словам Самуэльсона «к условиям полного laissez faire (абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь)…». И только с конца XIX века во всех странах стало происходить расширение экономических функций государства. Именно принцип «абсолютного невмешательства…» стал главным девизом нового направления экономической мысли – классической политической экономии.
    Впервые термин «классическая  политическая экономия» употребил  К. Маркс, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии»: «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества.
     В современной зарубежной экономической  литературе не идеализируют достижения  классической политической экономии, хотя и отдают им должное.  Например, один из ведущих экономистов современности профессор Гарвардского университета Дж. К. Гэлбрейт в своей книге «Экономические теории и цели общества» говорил, что «идеи А.Смита подверглись дальнейшему развитию Д.Рикардо, Т. Мальтусом и в особенности Д.С. Миллем и получили название классической системы». В учебнике «Экономикс» американского ученого П. Самуэльсона также утверждается, что Д.Рикардо и Дж. С. Милль явились «главными представителями классической школы… развили и усовершенствовали идеи Смита».
     Принято считать, что классическая  политическая экономия зародилась  в конце XVII – начале XVIII века  в трудах У. Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция). Завершение ее рассматривается с двух позиций: первая – марксистская – указывает на период первой четверти XIX в.  Завершителями считают английских ученых А..Смита и Д. Риккардо. Вторая, наиболее распространенная в научном мире говорит о том, что классики исчерпали себя в последней трети XIX в. с трудами Дж. Милля.
   
    В развитии классической политической экономии условно можно выделить четыре этапа:
    Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Его главные представители – У. Петти и П. Баугильбер. Именно они первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.Завершила этот этап так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ее представители (Ф. Кенэ и А.Тюрго) в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и полного его развенчания.
    Второй этап охватывает период последней трети XVIII в. И связан с именем и трудами А. Смитта. Именно его понятия «экономический человек» и «невидимая рука» убедили экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря А. Смиту вплоть до 30-х годов XX столетия считалось неопровержимым положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. «Ни один западный студент, ученый не может считать себя экономистом без его трудов».
    Авторы «Истории экономических   учений» Ш. Жид и Ш. Рист отмечали, что авторитет А. Смита превратил деньги в №»товар, еще не менее необходимый, чем всякий другой товар, обременительный товар, которого надо по возможности избегать». Шумпутер говорит отом, что А. Смит и его последователи «пытаются доказать, что деньги не имеют важного значения, но в то же время сами не в состоянии последовательно придерживаться этого тезиса».
    Классическим считаются и открытые  А. Смитом законы разделения  труда и роста производительности. На его теоретических исследованиях  в значительной мере основываются  современные концепции о товаре  и его свойствах, доходах (заработной  плате, прибыли), капитале, производительном  и непроизводительном труде и  т.д. 
    Третий этап приходиться на первую половину XIX в., когда завершился промышленный переворот в ряде стран. В этот период многие последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению его основные идеи и концепции. Они обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Как представителей данного этапа следует выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Риккардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и других. Последователи и ученики А.Смита подвергли углубленной обработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего учителя. Например, происхождение стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства. Но такого рода затратный подход в действительности оставался недоказательным. И все же каждый из них оставаил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений заметный след.
    Например, Ж.Б. Сэй впервые ввел в рамки экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации сосокупного общественного продукта в зависимости от коньюктуры рынка. В основу вкладывалось положение о том, что при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.
    Д. Риккардо спорил с А.Смитом: разделяя в целом взгляды последнего  о доходах «главных классов  общества», он впервые выявил  закономерность тенденции нормы  прибыли к понижению, разработал  законченную теорию о формах  земельной ренты. Также к его  заслугам относится одно из  лучших обоснований закономерности  изменения стоимости денег как  товаров в зависимости от их  количества в обращении.
    Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в. Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции,  они симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, по его мнению должна была привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государств и экономике бесклассового общества.
   Классическая школа политической экономии имеет следующие характерные признаки:
-неприятие  протекционизма в экономической  политике государства, отстаивание  принципа экономического либерализма.
-преимущественный  анализ проблем сферы производства  в отрыве от сферы обращения.
-выработка  и применение прогрессивных методологических  приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.
-опираясь  на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных  величин экономических показателей,  классики пытались выявить механизм  формирования стоимости товаров  и цен на рынке в связи  с издержками производства или  количеством затраченного труда.
-категория  «стоимость» признавалась исходной  категорией, от которой протсходили другие производные категории.
-деньги  были признаны стихийно выделившимся  в товарном мире товаром, который  нельзя «отменить» никакими соглашениями.
     Классическая школа политической  экономии относиться к числу  зрелых направлений экономической  мысли, которые оставили яркий  след в истории экономических  учений. Идеи классической школы  не потеряли своего значения  до наших дней. Большая заслуга  классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических учений труд именно как созидательную силу и стоимость, как воплощение ценности и положили начало трудовой теории стоимости. Представители данной школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, налогах, прибыли, земельной ренте. В ее недрах по сути зародилась экономическая наука.
     Можно выделить основные идеи классической политической экономии:
- человек  здесь рассматривается только  как «экономический», имеющий  лишь одно стремление – к  собственной выгоде, к улучшению  своего положения. Не принимаются  во внимание такие категории,  как нравственность, культура и  т.п.;
- Все  стороны, которые участвуют в экономической сделке, свободны и равны перед законом;
- каждый  экономический субъект в полной  мере осведомлен о ценах, прибыли,  заработной плате и ренте на  любом рынке как в данный момент, так и в будущем;
- рынок  обеспечивает полную мобильность  ресурсов, то есть труд и капитал  могут мгновенно перемещаться  в необходимое место;
- эластичность  численности рабочих по заработной  плате не меньше единицы, т.е. любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а уменьшение – к уменьшению численности рабочей силы;
- единственная  цель капиталиста – максимизация  прибыли на капитал;
- на  рынке труда имеет место абсолютная  гибкость денежной заработной  платы. Ее величина определяется  только отношением между спросом  и предложением на рынке труда;
- накопление  капитала является главным фактором  увеличения богатства;
- конкуренция  должна быть совершенной, а  экономика – свободной от вмешательства  государства.
    Классической данную школу называют, прежде всего, за подлинно научный  характер многих ее теорий  и методологических положений,  лежащих в основе современной  экономической науки. Благодаря  представителям классической политической  экономии экономическая теория  обрела статус научной дисциплины. И в наше время, говоря «классическая школа имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным учителями экономической науки, старается развить их, не изменяя их существо».
    Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке вплоть до начала 30-х годов. Последующие кризисы показали необоснованность расчетов А. Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства. Стало ясно, что протеречивое явление капиталистического производства невозможно объяснить только микроэкономически с позиции изолированного субъекта.
    Возникновение и развитие кейнсианского макроэкономического учения и появление макроэкономики в самой классической политэкономии ослабили влияние кембриджской школы, но не превратили в теоретический анахронизм. Именно создатели этой школы представили развернутое описание свободного предпринимательства. Ее положения образовали такую теоретическую и методологическую основу, без которой не смогли обойтись ни последователи А. Маршалла, ни его критики. Идеи кембриджской школы, пройдя некоторую переоценку, прочно удерживают позиции и в современной политэкономии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Экономическое  учение А. Маршалла
    Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл, один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и др. течений, но и положила начало новому направлению современной экономической науки - неоклассической политэкономии.
    С кембриджских реформ начался  повсеместный переход буржуазных  экономистов на путь изучения  функциональных соотношений между  экономическими явлениями. Опираясь  на этот принцип, А. Маршалл  пытался придать свей теории  практическую ориентацию, наполняя  её экономико-математическими разработками  конкретных проблем рынка.
    Альфред Маршалл (1842-1924гг.) – английский экономист, собравший воедино для поколений, изучающих политическую экономию, учение о предложении и спросе. Его книга «Принципы политической экономии» (1990г.) была первым учебником, в котором математический анализ применялся для изучения спроса и предложения на различных рынках, впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях. В соей книге он писал: « Почти все главные проблемы в политэкономии имеют одну сущность: как балансируются две противостоящие друг другу группы мотивов…»
    Маршалл   был   синтезирующей   фигурой.   Он   обладал   талантом   к систематизации и развитию  концепций,  выдвинутых  экономистами  прошлого  и настоящего.
    В своих работах Маршалл пытался поддерживать баланс теории и практики. Он стремился сделать экономическую  теорию  практически  полезной,  понятной для  бизнесмена и государственного чиновника.
    Маршалл,  при  изложении  своих  теорий,  отводил  математике   весьма скромное  место.  Все  диаграммы  он  выносил  в сноски,  а   уравнения   в математические приложения. Маршалл видел в математике  лишь строгий язык,  с помощью которого можно точнее выразить  мысль,  и отвергал  математику  как средство анализа. В письме к  А.Боули  он  писал:  «В  последние  годы  моей работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую  математическую  теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую экономическую  теорию.
     Поэтому я все больше руководствовался следующими правилами:
     1. Используй математику как стенографию,  а не средство анализа;
     2. Пользуйся математическими записями  до конца исследования;
     3. Переведи на английский язык;
     4. Проиллюстрируй важными примерами  из реальной жизни;
     5. Сожги математику;
     6. Если стадия (4) не удалась, сожги  (3).
Последнее мне часто приходилось делать».
     В  своих  трудах  Маршалл  пытался  объединить  подходы  маржинализма, классической   политической   экономии   и   исторической   школы.   Подобно «классикам» он ставил на  передний  план  проблемы  экономического  роста  и распределения.
   Маршалл   определил   экономику   как:   «учение    о    нормальной жизнедеятельности  человечества».   Этим   он   показывает,   что экономическая теория – это не «искусство  для  искусства».  Альфред Маршалл предполагал ее практическое применение. Свои работы он  писал  для  широкого круга читателей.
    В целом разделяя методологическую  систему маржинализма, А. Маршалл  внес в нее определенное своеобразие.  Он отказался от субъективных  оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Он также отклонил точку зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, которые видели конечное основание цены в издержках производства.
    Экономисты кембриджской школы  определяли так: ни спрос, ни  предложение не имеют приоритета  с точки зрения определения  цен и являются равноправными  элементами механизма рыночного  ценообразования.
    С кембриджских реформ начался  переход буржуазных экономистов  на путь изучения функциональных  соотношений между экономическими  явлениями. Опираясь на этот  принцип, А. Маршалл пытался придать своей теории практическую направленность, наполняя ее экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка.
    С точки зрения преемственности  идей «классиков», А Маршалл  исследовал экономическую деятельность  людей с позиции «чистой» экономической  теории, идеальной модели хозяйствования, которые возможны лишь благодаря  «совершенной конкуренции». Он охарактеризовал  ее лишь как «частную» ситуацию, на уровне «фирмы» (микроэкономики).
    Термин «экономика» А. Маршал  ввел в первой же главе книги  «Принципы экономики», которая начинается  с определения: « Политическая  экономия, или экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния». Даже автор известного учебника АО экономике П. Самуэльсон говоря о том, что «само название предмета моей науки – экономика – подразумевает экономию и максимизацию», ссылается именно на «Принципы» А. Маршалла.
     А.Маршалл признает, что в современной ему экономике «распределение национального дивиденда плохое». Но если допустить «равное распределение национального дохода, — пишет он, — ...доходы народных масс — хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств — и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века. Однако это осторожное мнение, — заключает ученый, — не означает молчаливого одобрения существующего неравенства богатства... Неравномерность богатства... серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы,.. было бы, по-видимому, явным общественным достижением». 
 

    А. Маршал, в целом разделяя методологическую систему маржинализма, внёс в неё определённое своеобразие: отказался от субъективных оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства.
    а) Механизм рыночного формирования  цен.
    Центральное место в учении  Альфреда Маршалла занимала проблема  рыночного формирования цен. Рыночная  цена – результат пересечения  цены спроса и предложения.  Равновесная цена – в точке  равновесия спроса и предложения  (так называемый «крест Маршалла»). По его мнению, идеальная картина  рыночного взаимодействия – это  когда спрос и предложение  в равной степени влияют на  изменение цены. Причем на разных  отрезках времени проявляются  разные закономерности.
    А.Маршалл признавал только функциональный анализ. Поэтому все три параметра (цена, спрос и предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии. Он считал, что с одной стороны рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. Допустим, если на определенном рынке цена товара растет, то, как правило, спрос на него снижается, а предложение сокращается. И наоборот – цена идет вниз, спрос повышается, а предложение сокращается. Из этого следует, что рыночная цена в ходе своих колебаний может достичь некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.
    С другой стороны, рыночная система работает и в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. К примеру цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение же, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Спрос увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону равновесия.
   Это, согласно Маршаллу, идеальная  картина рыночного взаимодействия  – спрос и предложение в  равной мере влияют на изменение  цены. Но она также зависит  от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, а когда анализируется длительная перспектива – другие. То спрос, то предложение берет на себя роль главного регулятора цены.
  В рамках краткосрочного интервала главенствует спрос. Это объясняется тем, что предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса, отстает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, зачастую и создание дополнительных производственных мощностей. Поэтому величина предложения приобретает постоянный характер, а спрос превращается в решающий ценообразующий характер и любое его повышение ведет к росту цены.
   В случае, если речь идет о долгосрочной перспективе, роль основного ценообразователя переходит к предложению и связанным с ним денежным издержкам производства. По Маршаллу именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.
    Такое описание механизма формирования  цен, однако, не может претендовать  на объективное отражение процесса  ценообразования в условиях капитализма,  свободной конкуренции. Прежде  всего, потому, что в нем нет  признаков именно капиталистического  рынка. Их заменил стерильный, внеисторический образ взаимодействия рыночных сил. Как и многие буржуазные теоретики, А. Маршалл отрицает специфику капиталистических рыночных отношений. Как подчеркивал Карл Маркс, «это достигается тем, что отношения между капиталистическими агентами производства сводится к простым отношениям, вытекающим из товарного обращения».
    Анализ спроса и предложения,  отклоняющих рыночную цену от уровня равновесия, не дает ответа на вопрос о том, чем же определяется сама цена равновесия. Решение, предложенное Маршалом (денежные издержки производства), похоже на трактовку теории издержек производства. Но сами  издержки зависят от цен факторов производства. Получается, что Маршалл и его последователи объясняют цены ценами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.