На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская  государственная академия культуры и искусств»
Кафедра музыкального образования 
 
 
 
 

Педагогические  условия развития музыкального творчества учащихся начальных  классов на уроках музыки в общеобразовательной  школе
Курсовая  работа 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила:
                                                                                                         Дугельная М.С.
                                                                                                             студентка 4 курса
                                                                                                 з\о  гр УМ
Научный руководитель:
                                                                                                         Баскакова Н.П.
                                                                                           доцент
                                                                                                                          
 

                      Барнаул 2011
                      Содержание

Введение  ………………………………………………………………………. 3

1.   Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» …………6

2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ………………. 13

3. Принципы и методы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе …..  22

Заключение …………………………………………………………………. .. 32
Список  литературы …………………………………………………………..  35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  развития детского творчества в настоящее  время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии  формирования индивидуального своеобразия  личности уже на первых этапах её становления.
     Педагогические  условия – обстоятельства от которых зависит процесс развития детей и обстановка, в которых проходятусловия развития.
     Педагогические  условия – это те составные части или характеристики среды,в которых развиваются учащиеся. 
     Как попытка преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность  в формировании творческой личности, т.е. такого типа, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество.
       Творческая активность ребёнка  проявляется в органическом единстве с высоким уровнем развития творческих способностей, которая позволяет ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Соответственно возникла необходимость такой системы образования, которая была бы направлена на развитие творчества и одновременно ориентировала на духовное совершенствование каждого человека. Очевидно, что создавая новые воспитательные системы, необходимо включать в них эстетическое воспитание как незаменимое средство в решении указанных задач.
     Неотъемлемой  частью эстетического воспитания является музыкальное. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах  и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной  насыщенностью, оказывает сильное  воздействие на человека, глубоко  проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка.
     В избранное для исследования время  в теории и практике отечественной  школы шел настойчивый поиск  путей гармонического развития личности, обладающей творческим потенциалом, возможностей наиболее полного раскрытия ее способностей. Отличительной чертой данного периода  является большое разнообразие педагогических идей и концепций, большинство из которых до недавнего времени  оставались либо вне поля зрения исследователей, либо подвергались необъективной оценке. В рамках этих концепций раскрывались существенные возможности учебно-воспитательной деятельности средствами искусства, в  частности музыки, направленные на  формирование детского творчества.

       Проблемой развития музыкального творчества занимались многие психологи, педагоги (Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, А.В. Моляко, В.А. Сухомлинского, и др.); педагогическое творчество учителя и учащихся затрагивали в своих работах О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, и др.

     Тема  работы: Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     Цель  работы: Рассмотреть психолого-педагогические условия, способствующие развитию музыкального творчества учащихся начальных классов на уроке музыки.
     Объектом  исследования является процесс развития музыкального творчества учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
     Предмет исследования –  педагогические условия развития музыкального творчества учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе. 

     Задачи:
    Проанализировать педагогическую литературу по заявленной теме.
    Рассмотреть  сущность понятия « музыкальное творчество»
    Выявить педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
    Раскрыть методы и приемы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
      Структура работы:
    Курсовая  работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» 

        Проблема детского творчества является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка.
     Проблемой творчества занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для  того времени идеи. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть «Эрос», который предстаёт и как эротическая  одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость  души стремление к художественному  творчеству, и, наконец, как одержимость  духа – страстная тяга к чистому  созерцанию прекрасного.
     Проблема  творчества была одной из значимых для Николая Бердяева.
Основная  идея, которая пронизывает размышления  Николая Бердяева о творчестве, заключается  в том, что творчество человека является продолжением и завершением миротворения, начатого Богом: «Творчество… создает иной мир, продолжает дело творения» [6, c. 53].
     С точки зрения психологии творческий процесс – это деятельность человека направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в  сфере идей, искусства, а так же производства и организации.  
     Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь  как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в  которых вскрываются дотоле неизвестные  закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются  связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой, создаются  произведения искусства, не имевшие  аналога в истории культуры.
     Субъективная  ценность продуктов творчества имеет  место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а  нов для человека, его впервые  создавшего. Таковы по большей части  продукты детского творчества в области  рисования, лепки, сочинения стихов и песен. Усилия учёных, изучавших  творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучение творчества, продукты которого имеют объективную  ценность, т.е. такую, которая оказывает  влияние на развитие науки или  культуры в целом. Но при этом следует  учитывать важность детского субъективного  творчества в том плане, что оно  является одним из показателей роста  творческих возможностей человека, получившего  данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.
     Думая о творческом акте, перенося его  в сферу музыкального искусства, уточняем смысл словосочетания творить  музыку – давать бытие музыке, производить  музыку, создавать музыку, рождать  музыку и т.д.
     Переместим  свои изыскания из области общих  размышлений в совершенно конкретную – область общего музыкального образования  – и посмотрим на проблему музыкального творчества с точки зрения музыкальной  деятельности в общеобразовательной  школе в целом. Может ли эта  деятельность быть не творческой, но при  этом музыкальной? Синоним ли в таком  случае слову «творческая» слово  «музыкальная»? Может ли эта деятельность быть недостаточно творческой или очень  творческой? В психологии выделяют две формы творчества детей –  воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо  в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание  творчества как неотъемлемой части  любой музыкальной деятельности учащихся на уроке.
     К сожалению, приходится начинать именно с этого, поскольку подобные нелепые  оценки достаточно распространены в  современном музыкальном образовании  на всех уровнях.
     Музыкальное творчество — создание качественно нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.
     Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно  может проявляться во всех  видах  музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных  инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая  деятельность» [20,с.65].
     Детское музыкальное творчество можно разделить  на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует  Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством  она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.  Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более  или менее завершёнными танцевальными  композициями [4,с.83].
     Творческий  процесс в искусстве, как феномен  психологический, изучен вообще мало, - но музыкально-творческий процесс, можно  сказать, совсем не изучен. Между тем, он любопытен не только в ряду других, ему подобных творческо-художественных явлений, но и сам по себе. Наряду с признаками, ставящими его в общую психологическую группу художественно-творческих явлений, музыкально-творческий процесс обнаруживает и ряд специфических деталей, существенно отличающих его от прочих, что стоит в связи с особыми психологическими основами музыкальных ощущений и восприятии вообще. Когда мы говорим о музыкально-творческом процессе, то у нас уже является предпосылка субъекта этого процесса, как музыканта, как лица с определенным психологическим опытом в звуковой области, как психика, уже нагруженной в достаточной мере феноменами звуков и их психологических превращений.
     Характерная особенность любого творческого  процесса — это его огромная эмоциональная  насыщенность, необыкновенный подъём всех душевных сил. Обычно такое максимальное напряжение и особую концентрацию творческого  потенциала личности называют вдохновением.
Таким образом, беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что  процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный  талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, умение точно выбирать среди множества  путей свой единственный, терпеливо  взращивать в себе установку на творчество.
     Именно  потому, что интенсивность творческой жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний  гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально  собирать себя.
     Важная  роль в восприятии художественного  материала принадлежит музыкальным  способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время  становится одним из главных условий  приобщения к подлинным художественным ценностям. Следовательно, сегодня  в теории и практике массового  музыкального воспитания развитие музыкальных  способностей должно стать одним  из приоритетных направлений педагогической деятельности.
     Как известно, наиболее сензитивным для  развития музыкальных способностей является детский возраст, в том  числе и первые годы обучения в школе. В связи с этим, роль музыкальных занятий в системе общего образования, особенно его низшем звене, трудно переоценить.
Однако  практика показывает, что на уроках музыки в начальной общеобразовательной  школе данной проблеме отводится  второстепенное место.
     Музыкальные способности являются важнейшим  условием гармонического развития личности. В музыке, как части жизни, содержится генетический код человечества, его  интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру  духовной и материальной культуры народов, вес разнообразие облика человечества. Исполнение музыки в разнообразных  видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке  творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации).
  Проблемой  детского  творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.В.Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются.
     Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь  детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить  самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи такие как, Н.А. Ветлугина признают  интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Следовательно, вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
       Л.С.Выготский обращал внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
          Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной [9].  Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр  спектаклей.
       Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства.  В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
        Н.А. Ветлугина определила этапы развития детского музыкального творчества:
1 этап  – первоначальная ориентировка  в творческой деятельности (ребёнку  даётся установка на создание  нового – придумай, измени, сочини);
2 этап  – освоение способов творческих  действий, поиск решений;
3 этап  – самостоятельные действия детей,  использование сочинённых мелодий,  танцевальных композиций в жизни [9,с.48].
     Таким образом, для успешного  развития музыкального творчества детей в музыкальной деятельности необходимо учитывать принцип свободы; накопления впечатлений от восприятия искусства детьми; накопления опыта исполнительства в процессе пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки общеобразовательной школе
     Процесс развития музыкального творчества в каждом возрасте происходит неодинаково, это связано со спецификой возрастных особенностей, той или иной группы детей. В младшем школьном возрасте ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (после окончания школы). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
     Один  из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению. И заключается она в  том, что у ребенка к моменту  поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти  свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под  влиянием присущих ему условий жизни и деятельности, а именно на уроках музыки.
     Урок  музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе.
     Урок  музыки включает различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально- ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки.
     Каждый последующий урок продолжает предыдущий.
     Для уроков музыки характерна особая эмоциональная  атмосфера.
     В хорошем уроке музыки всё должно быть продумано – цель и задачи, содержание и структура, срадства и  методы, иначе невозможно достичь  никаких положительных результатов. При построении урока важно учитывать  также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса.[13,с.37]
     Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение  своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.
     Младший школьный возраст ? период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [17]. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.
      Высокая   восприимчивость   к   окружающим   воздействиям, расположенность к  усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства  и в будущем.
      Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков  способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных  успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
      Однако, ранние признаки способностей не могут  оставлять равнодушными родителей, педагогов  — ведь они могут  указывать на предпосылки подлинного таланта.
     Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознание то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это —  неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности   на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.
     В настоящее время развитие музыкального творчества у детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки музыки вводится импровизация. При этом с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления.
     1. Опора на музыкально-эстетическое  мышление.
     Дети  учатся импровизировать, выражая в  своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность  метода в том, что дети находят  выразительные интонации интуитивным  путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У учащихся появляется интерес к продукту своей  деятельности, они учатся оценивать  его. Формируется эстетическое отношение  к музыке вообще. Однако отстает  музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить  их дальнейшее развитие.
     2. Опора на музыкально-теоретическое  мышление.
     Сюда  относятся упражнения типа вокальной  импровизации последовательностей  звуков с названием нот или  ладовых ступеней в медленном  темпе, без внимания к ритму и  форме возникающей «мелодии». Детям  дается сугубо теоретическая инструкция, от них не требуется ни выразительности  мелодии, ни даже элементарной музыкальной  осведомленности.
     Дети  начинают играть звуками, это их интересует, увлекает. Начинает работать музыкальное  мышление, опирающееся на слуховые представления. В этом решающее значение имеют собственные поиски учащихся. Однако отсутствие установки на художественную выразительность формализует процесс творчества.
     3. Опора на художественно-образное  музыкальное мышление.
В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные  телодвижения к пению, игре на музыкальном  инструменте. Характер мелодических и  поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется  ладовая настройка слуха. Позднее  создаются мелодии к стихотворениям. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей  направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность –  игровая. С поступлением в школу  дети оказываются перед новыми, значительно  боле сложными задачами, которые они  будут решать на всем протяжении обучения: изучая музыкальное произведения, добиваться развитого музыкального мышления и  основной ориентировки в мире музыки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.