На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия - светское государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Россия – светское государство 

План: 

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
     1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
       1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
      Особенности Российской Федерации как светского          
          государства…………………………………………………………..15
    2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
              государства…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Темой данной курсовой работы является «Россия – светское государство». Актуальность темы выражается в том, что светское государство в общем смысле – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.
      Недостаточно  четкая определенность правового содержания принципа светского характера государства зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, дискриминации граждан по признаку их убеждений.  
 Актуальность исследований в данной сфере проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светское государства и какие особенности его проявления в российском государстве.  
 Объектом данной работы являются правовые отношения, складывающиеся в области взаимоотношений «государство-церковь».

      Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
      Достижение  указанной цели обусловило необходимость  постановки и решения следующих задач: 
 - раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства; 
 - проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации; 
 - исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;

      - отразить взаимоотношения церкви  и государства в России;
      - определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
      Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ
      Понятие, признаки и сущность светского государства
 
     Понятие «светское государство», согласно словарю А.Ф. Никитина означает «конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности»1.
      Применительно к государственно-правовой сфере, светский – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.
      Характеризуя  категорию « светский», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.
      Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни  общества, от тех проблем, которые волнуют как верующих, так и неверующих2.
      Раскрывая принцип отделения религиозных объединений от государства можно показать следующие его существенные признаки:
    Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций;
    Недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.
     Недопустимость  смешения и подмены компетенции  государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;
      Недопустимость  вмешательства религиозных объединений  в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.
Недопустимость  признания религиозных норм или  решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.
      Запрет  преследования религиозными  объединениями  политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан – членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке3.
      Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:
      - запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;
      - свобода мировоззренческого самоопределения ( свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии;
      - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
      - равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.
      Светскость  легитимности государства. В конституционном  праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.
      Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня4.
     Итак, светское государство – это конституционная характеристика государства, отражающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. Светское государство – государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. 

      Конституционно- правовые аспекты светской России
 
     В российском законодательстве на федеральном  уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства  закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светского государства – отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светского государства.
      Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), « не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
      Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений5.
      В законодательстве Российской Федерации  закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светского государства и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого оказываются неурегулированными и неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования государством социально значимых инициатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).
      Выдвигается и обосновывается вывод, что конституционно- правовой институт светского государства в Российской Федерации характеризуется системностью, проявляющейся в:
      - целостности системы и наличии системообразующих элементов;
      - многоаспектности светскости государства и взаимосвязи различных аспектов светскости государства;
      - взаимосвязи элементов существенных признаков светскости государства;
      - наличии системы взаимосвязанных различных по юридической силе норм, закрепляющих и гарантирующих светскость государства.
      Системообразующими  элементами конституционно-правового  института светскости государства в Российской Федерации и других европейских государствах являются два элемента (одновременно являющихся существенными признаками светскости государства):
      - отделение религиозных объединений от государства;
      - недопустимость установления общеобязательной религии.
      Указанные элементы составляют ядро в системной  структуре института светскости государства, являются главными, определяющими его целенаправленность, что обусловлено исторически и вызвано тем, что на формирование светского государства оказывали влияние два различных важных фактора политико-правового развития европейских государств:
      - практическая модернизация государственного устройства европейских государств в XVIII–XX веках ( а также Турции в XX веке), направленная на достижение и защиту независимости государств от всеобъемлющего влияния религиозных организаций. Этот фактор был инициирован непосредственно высшими руководителями и политической элитой государств (например, российской императрицей Екатериной II) и направлен на правовое обеспечение независимости государственных институтов от религиозных организаций (господствовавших церквей). Данный фактор был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и влияния религиозных организаций и конкретных личностей (руководителей религиозных организаций), был ориентирован на изменение законодательства в интересах государства. Его конечной целью было отделение религиозных объединений от государства;
      - общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Этот фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.
      Указанные два фактора были, хотя и взаимосвязаны, но различны по своей природе и  разнонаправлены, следовательно, они  не могут быть объединены или сведены к обобщающему принципу, элиминирующему изначальную обособленность лежащих в его генезисе факторов. Этим факторам в структуре конституционно-правового института светскости государства как системы соответствуют системообразующие элементы, являясь идеальным воплощением векторов указанных факторов. Именно поэтому главными системообразующими элементами, обеспечивающими целостность и целенаправленность института светскости государства как системы, следует считать два взаимосвязанных элемента, а не один, как для большинства более простых по развитию общественных системных явлений.
      Многоаспектность  светскости государства проявляется в следующих аспектах:
      - основа конституционного строя;
      - конституционно-правовой принцип;
      - конституционная характеристика государства;
      - конституционно- правовой институт;
      - правовое требование;
      - система правоотношений.
      Элементы существенных признаков светского государства являются, в свою очередь, существенными признаками принципа отделения религиозных объединений от государства и принципа недопустимости установления общеобязательной религии, а также связаны с существенными признаками производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, выступая одновременно в качестве гарантий друг друга и взаимно обеспечивая направленность и содержание структурных частей системы.
      Существенные  признаки производных светского государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений – являются гарантиями светского государства, а в контексте государственно-правовой практики – проявлениями и следствием признаков светского государства6.
      Конституционно-правовой институт светского государства в Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных различных по юридической силе норм – конституционных норм более высокой юридической силы по отношению к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светского государства в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светского государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
      На  основе анализа правового содержания конституционной нормы о равенстве религиозных объединений перед законом выдвинут и обоснован вывод, что принцип равенства религиозных объединений перед законом означает их юридическое равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных объединений законодательства, регулирующего их правовой статус. Обосновано, что принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность установления правовой дифференциации религиозных организаций в их взаимоотношениях с государством и в порядке осуществления их прав, включая возможность предоставления государством определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями.
      Конституционные нормы о светском государстве  конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В 1999 г. названный Закон стал предметом заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова на предмет его соответствия международным обязательствам России. В заключении О.О. Миронов акцентировал внимание на Преамбуле ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая, по его мнению, не соответствует Конституции и международным документам о правах человека, а также на различении в ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» двух разновидностей религиозных объединений – религиозных групп и религиозных организаций. В указанном Законе обозначается непрописанное деление на «традиционные» и «нетрадиционные» религиозные объединения.
      Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» для учреждения местной религиозной организации необходимо подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. А для религиозных организаций, созданных до вступления в силу ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», но не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении 15 лет, закреплено правило об их ежегодной перерегистрации до наступления 15-летнего срока (п. 3 ст. 27). Такие организации в указанный срок не пользуются целым рядом прав религиозной организации (посл. абзац п. 3 ст. 27). В итоге О.О. Миронов приходит к выводу, что рассматриваемый Закон создает дискриминационные условия для определенного круга религиозных объединений и тем самым не отвечает требованиям Конституции РФ и ее международным обязательствам в сфере прав человека7.
      Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» вызвал и вызывает отрицательную реакцию не только у Уполномоченного, но и у научного сообщества, правозащитников и представителей религиозных общин.
      Конституционный принцип светского государства  закрепляется и в сфере образования Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», в котором устанавливается «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Закон подчеркивает, что содержание образования в том числе «должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». Светский характер образования подчеркивается также и на уровне подзаконных актов - в Национальной доктрине образования и Типовых положениях об образовательных учреждениях разных видов.
      Иные  законодательные акты РФ, принятые по вопросам проведения выборов, референдума, деятельности политических партий, государственной службы, детализируют конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства. 

 

Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства
      Особенности Российской Федерации как
    светского государства 

     Россия – светское государство. И это положение отражает отношение российского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Государство обеспечивает свободу законной деятельности церкви, религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в дела церкви, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства. В РФ как светском государстве государственное образование также носит светский характер, что обеспечивается отделением такой школы от церкви.
      Приведенные конституционные установления получили конкретизацию в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г., согласно которому под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного использования и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, данный документ регулирует правовое положение церкви в современной России, помимо указанных выше конституционных положений.
      По  существу речь идет о различном истолковании  положений данного Федерального закона. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в этом Федеральном Законе, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1997г. предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации. 
      Религиозные объединения могут создаваться в двух формах – религиозных групп и религиозных организаций. Первые осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, а вторые регистрируются в установленном законом порядке в качестве юридического лица.
      Отделение религиозных объединений от государства не означает, что государство не может оказывать им помощь в содержании, реставрации и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять им налоговые и иные льготы, содействовать в преподавании общеобразовательных дисциплин в религиозных образовательных учреждениях и т.д. В свою очередь религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозных почитаний (паломничества). Они вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в законном порядке; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты и т.д. В собственности религиозных организаций могут быть здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе и имущество за рубежом.
     Религиозные объединения не могут создаваться  в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Вместе с тем религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбе находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.