На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос на общественные блага и их эффективный объем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

Экономико-математический факультет
                                                                 Кафедра экономической теории и анализа 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему «Спрос на общественные блага и их эффективный объем» 
 
 
 

                  Выполнил: студент 1курса
                  очной формы обучения
                  группы  Э-14
                  Шабанова  А. И. 

                  Научный руководитель:
                                                                                     асс. Рафиков Р. И. 
 
 
 

Нефтекамск  2011 

     СОДЕРЖАНИЕ
     
     Введение 3
     1 Экономическая природа общественных  благ: особенности           спроса  и эффективный объем
5
      Понятие, сущность общественного блага. Классификация
    общественных  благ
5
      Особенности спроса на общественные блага
8
      Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
    государства
13
     2 Анализ спроса на разновидности  общественных благ в РФ 15
     2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
     2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и      частных учреждениях, развития образования  в РФ
20
     Заключение 28
     Список  использованных источников 30
 
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
       Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, по – священных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно – денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. Уже с тех самых пор одним из основных вопросов  экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
     В рыночной системе действуют специфические  стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически  взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, то есть рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении.
     Общественные  блага, как национальная оборона, контроль  загрязнения окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
     Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
     Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:
          1) Определить сущность общественных благ;
    2) Выявить  эффективный объем спроса на  общественные блага; 
    3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
     4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
     5) Рассмотреть тенденции спроса  на виды общественных благ  в РФ;
     Предмет исследования – спрос на общественные блага и их эффективный объем.
     Объект  исследования – общественные блага.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ: ОСОБЕННОСТИ  СПРОСА И ЭФФЕКТИВНЫЙ  ОБЪЕМ
                                                                                              
     1.1 Понятие, сущность общественного блага. Классификация общественных благ 

     Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни  из них  имеются в почти неограниченных масштабах, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
     Существует  понятие общественные блага – благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, например, мост через реку, уличное освещение, маяк в море, оборона, общественная безопасность.1
     В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским  лауреатом П. Самуэльсоном. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующими свойствами:
      - неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;
      - неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);
      - невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
     Общественные товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона, услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом. Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ.
       Если свойства неисключаемости и несоперничества выражены в умеренной степени, общественные товар или услуга называются смешанными общественным благом. К этой категории относится большинство производимых общественных товаров и услуг (услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и отдыха). Концерт, исполняемый в зале, также является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага — это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным. Одна из главных особенностей смешанных общественных благ — значительные внешние эффекты, они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно (театр, библиотека, автомобильная дорога) или индивидуально (продукты питания, одежда, общественный транспорт).
     Свойства  неисключаемости, несоперничества  в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения  и производства этих благ частным сектором, поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. ажнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
     Неисключаемость блага предполагает, что если благо  доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить  других лиц  из сферы потребления этого блага. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуется светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.
     Несоперничество  в потреблении блага означает, что потребление блага одним  лицом  не влияет на количество этого  блага, имеющегося для потребления  другими лицами. Иными словами, благо  обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки  зрения издержек предоставления блага  индивидуальному потребителю несоперничество  в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному  потребителю равны нулю (MCu = 0 ). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
     В действительности для большинства  смешанных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа автомобилей к дороге. Переполнение означает, что при большом количестве потребителей  общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.
При этом предельные издержки предоставления данного  блага дополнительному потребителю  уже не равны нулю, а больше нуля (MCu >0).
     При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агенства по спорту, являются частными благами. С другой  стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемых  любителям купания на частном пляже.2
     Неисключаемость потребителей при пользовании общественным благом приводит к возникновению  проблемы «безбилетника». Она связана  с тем, что индивид, максимизируя свою функцию полезности, стремится  снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что  сможет воспользоваться благом, даже если переложит затраты на его  производство на других потребителей. Если таким образом действует  все общество, то благо не будет  произведено вообще. Решение проблемы «безбилетника» заключается в том, чтобы государство, используя свои бюджетные ресурсы и силу принуждения, взяло на себя обязанности участвовать  в предоставлении общественных благ, которые должны быть произведены. 

     1.2 Особенности спроса на общественные блага  

     Особенности общественных благ проявляются при  формировании спроса на общественные блага, а также при определении  условий равновесного объема производства общественных благ. При определении  условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
     Спрос на общественные блага дифференцирован, однако объем чистого общественного  блага, предоставляемого потребителям, не может изменяться от потребителя  к потребителю. В связи с этим дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той  платы, за которую благо в равном количестве предоставляется разным потребителям. Индивидуальному потребителю не нужно полностью оплачивать стоимость, связанную с предоставлением блага всему обществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить. Причем оптимум достигается в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые необходимы для получения единицы общественного блага. Цены общественного блага для различных индивидуумов, отражающие дифференциацию предельных норм замещения, могут служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, называется равновесием Линдаля, а сами цены — ценами Линдаля.
     В отличие от общественных благ частные  блага, наоборот, обладают свойством  соперничества в потреблении. Чем  выше спрос на частное благо, тем  больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (MB).  ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы MBA и MBB, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. QA и QB – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.
     Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным
суммированием  индивидуальных кривых предельной пользы MBA  и   MBB(рисунок 1).
     Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее значение его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы равна 10. 

МВ

10
      10
10

       

МВА + МВВ
МВВ
   5
5
5

МВА
 

7, 5
10
17, 5
QA + QB
QB
QA
 
 

          Рисунок 1 – Совокупная полезность частного сектора 

     В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного  блага  осуществляется при одном  и том же его количестве. При  производстве какого- то количества общественного  блага пользу получают все потребители.
     Поэтому в случае с общественными благами  совокупная ценность общественного  блага определяется вертикальным  суммированием индивидуальных кривых предельной пользы MBA и MBB (Рисунок 2).
     Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного  блага  в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рисунке 2 представлена линиями MBA и MBB . В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равно 5 для потребителя А, а для потребителя  В она равно 10. Совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая  готовность платить, равно 15. если произведено 7,5 единиц общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (MBB). В целом совокупная ценность общественного блага на рисунке 2 представлена ломаной линией MB = MBA + MBB . 

MB
 MB

15

MB = MBA + MBB
  10

MBB
10

MBA

   5
   5

     
10
Q
Q
10
        7,5
    7,5
 
 

     Рисунок 2 – Совокупная  ценность общественных благ
      
     В  модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда  предельный доход равен предельным  издержкам (MR = MC)
     Для нашего примера это означает равенство  предельной пользы отдельного потребителя  предельным издержкам производителя (MB = MC)
     Но  общественное благо предполагает несоперничество  в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага  должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет данное благо. В свою очередь, условием определения  оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
     Совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ) предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага. 

    MB, MC

E

MC
 

     
     
?MB

     
     
QE
Q
 

     Рисунок 3 – Оптимальный объем производства общественного блага
     Оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.  
     Вклады  в финансирование общественного  блага, соответствующие индивидуальным уровням предельной выгоды (предельных норм замещения), в идеальных условиях могли бы служить ориентиром при  распределении налогового бремени. Однако выявление индивидуальной предельной полезности блага на практике трудноосуществимо, что приводит к трудности оценки спроса на общественные товары и услуги.
     На  практике эта проблема неизбежно  носит политический характер. Принятие решений о предоставлении общественных благ подвержено значительному влиянию  политических сил, бюрократии и других лоббистских интересов. Поэтому  можно говорить лишь об инструментах, содействующих выявлению спроса, позволяющих несколько объективизировать  этот процесс.
     В качестве подобных инструментов часто  применяются индикаторы спроса на общественные товары и услуги, которые могут  включать в себя две группы показателей:
     - Показатели обеспеченности общественными товарами и услугами различных юрисдикций по сравнению с другими территориями. Применительно к региональному уровню обеспеченность может оцениваться по отношению к средней по стране, к близлежащим регионам, к регионам со сходным финансовым положением. Могут также использоваться методы математического моделирования, направленные на выявление расчетных значений расходов на конкретные бюджетные услуги в зависимости от специфических особенностей региона (доход, демографические показатели, географические).
     - Демографические характеристики (в том числе прогнозные), оказывающие влияние на потребность населения в общественных товарах и услугах в средне- и долгосрочной перспективе.
     Сами  по себе данные показатели не дают ответа на вопрос об оптимальной структуре  предоставления общественных товаров  и услуг. Однако индикаторы позволяют  нарисовать некоторую объективную  картину потребности в общественных товарах и услугах.  

     1.3  Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства  

     Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительные участия, способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения:
      - Исключение “безбилетников”. Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко разграничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия -  наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использован в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей. Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества. Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса.
     - Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования – предоставление потребителю обладающего неисключаемость блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
     - Субсидирование. Финансирование производства  общественных благ может осуществляться  и за счет добровольных пожертвований  граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
     Когда круг потребителей общественного блага  обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцировано, преодоление проблемы “зайцев” методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.