На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная и инвестиционная политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
  Воронежская государственная  лесотехническая академия» 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа
  по  предмету: «Экономика организации»
  на  тему: «Инновационная и инвестиционная политика» 
 
 

  Выполнила: Студентка 1122 гр.
    Сапрыкина М. Д.
  Проверил  к .э. н., доц.Шибаев М.А. 
 
 
 

  Воронеж 2011
  Введение                                                                                                          3
    Понятие и сущность инновационной политики                                     5
      Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций      5
  1.2. Инновационная стратегия и инновационная  политика предприятия   8
  1.3. Формы реализации инновационной  политики предприятия                14
  2 Инвестиции. Классификации инвестиций                                                  17
  2.1 Цели и принципы инвестиционной политики предприятия                  26
  2.2 Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия          28
  3 Расчетная часть                                                                                             30  
  Заключение                                                                                                       38                                    
  Библиографический список                                                                             40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
  Конец XX - начало XXI столетия характеризуется  бурными событиями в жизни  человеческого общества. Сдвиги в  экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально  меняют устоявшийся, казалось бы, порядок  вещей, вызывают бурный, непредсказуемый  ход событий. Появляются новые разновидности  средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы  организации труда и управления на предприятиях.
  В основе этих движений - научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия  для национальной экономики и  ее места в мировом хозяйстве  делают жизненно необходимым для  каждой страны не только участие в  этом процессе, но также изучение и  восприятие международного опыта организации  научно-технического развития. Это  является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход  на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной  идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны  с необходимостью проведения эффективной  инновационной политики на белорусских  предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.
  Объектом  данной работы является инновационная  и инвестиционная политика предприятия, предметом - влияние инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.  

  Цель  работы - исследование проблем повышения  конкурентоспособности продукции  предприятия на основе его инновационной  и инвестиционной политики. Для достижения данной цели я предусматриваю  решение следующих задач:
  1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов  инновационной политики предприятия;
  2) исследование механизма влияния  инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и сущность инновационной  политики.
1.1 Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций.
В основе происходящих в настоящее время  изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит  научно-технический прогресс, темпы  которого все более ускоряются. Глубина  связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом  хозяйстве делают жизненно необходимым  для каждой страны не только участие  в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта  организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит  от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение  результата в массовое производство.  

Инновационный процесс - понятие комплексное и  многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение  нового продукта. Чрезвычайно важны  также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых  технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном  потоке особое значение приобретает  инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения  научной информации, финансовые способы  активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать  лишь достоянием истории науки и  техники. 

Инновационный процесс открывает большие возможности  для национальной экономики в  целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной  реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление  новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.  

Предприятие - базовое звено экономики. Процесс  внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных  форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. 

Итак, инновационная  деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и  управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.  

В настоящее  время эффективность инновационной  деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы  инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно  к инновационной сфере научных  разработок. Следует различать понятия  «новшество» и «инновация» .Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации - это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 

Инновации, с одной стороны, являются средством  реализации стратегических альтернатив  развития предприятия, и, с другой - средством повышения конкурентоспособности  продукции и экономических показателей  предприятия.  

На предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить  фазу спада, разрабатывается и реализуется  инновационная стратегия и инновационная  политика. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной  политики.
Инновационная стратегия - это система целей  долговременного развития предприятия  и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская  стратегия направлена на обеспечение  высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации. Эта стратегия связана  с различными рисками, основными из которых являются:
1) инновационный  риск, определяемый ошибочностью  идеи инновации, недостижением  предполагаемого результата, моральным  старением инноваций, особенно  радикальных; 

2) технологический  риск, связан с тем, что даже  при успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.; 

3) коммерческий  риск - связан с неопределённостью  результатов больших затрат на  маркетинг продукта радикальной  инновации вследствие конкуренции,  а также действия других рыночных  факторов; 

4) финансовый  риск - связан с возможностью ошибок  в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов;  он аккумулирует в себе все  вышеперечисленные виды рисков  и другие риски (политический, страновой и т. д.). 

Венчурная стратегия предполагает использование  предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные  предприятия занимаются разработкой  инноваций в быстро развивающихся  отраслях промышленности, охватывая  стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти  предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт  весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть  технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.  

Инновационная стратегия предприятия реализуется  инновационной политикой. Инновационная  политика предприятия представляет собой определение целей инновационной  стратегии и создание механизма  поддержки приоритетных программ и  проектов предприятия.  

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:  

1. Целью  инноваций является получение  значительной прибыли на определённом  отрезке времени за счет «пионерства»  в какой-либо области. При этом  внедрение инновации и её последующее  распространение связывается с  возможностью значительного снижения  себестоимости и роста спроса  на продукцию. 

2. Целью  внедрения является завоевание (закрепление)  небольшого сегмента рынка с  минимальной прибылью с последующим  увеличением доли на рынке  и прибыли.  

При разработке инновационной политики затрагиваются  следующие области деятельности: 

- исследования  и разработки (поисковые, фундаментальные,  прикладные исследования, ОКР, опытное  производство и распространение  инноваций); 

- повышение  качества и сертификация продукции; 

- обновление  производственной базы (техническое  перевооружение); 

- создание, поддержание и развитие научно-технологического  потенциала предприятия; 

- освоение  рынка инноваций (разработка мероприятий,  связанных с маркетинговой политикой).  

При формировании инновационной политики инновация  рассматривается с двух позиций: 

1. Наличие  новых значимых технических решений,  способных обеспечить рыночный  успех; 

2. Наличие  специфических потребительских  свойств (внешний вид, форма  и т. д.), способных обеспечить  успех при отсутствии значимых  технологических решений.  

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции. 

Для обеспечения  высокой эффективности инновационной  политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы: 

- целенаправленность, т. е. ориентация на достижение  стратегических и тактических  целей предприятия; 

- приоритетность - выбор важнейших направлений  деятельности в настоящее время  с учётом возможностей предприятия; 

- альтернативность  проектных решений - разработка  различных вариантов и выбор  наилучшего из них; 

- комплексность  - охват инновациями смежных сфер  деятельности; 

- обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического  эффектов с учётом факторов  внешней среды; 

- адаптивность - корректировка плана проведения  инновационной политики и отдельных  проектов в связи с изменением  факторов внешней среды.  

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.  

Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих  влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого  и косвенного влияния.  

Внутренняя  среда - это совокупность субъектов  и движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения  с поставщиками ресурсов и потребителями  продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся: 

- материало-, энерго- и фондоёмкость производства; 

- технический  уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала; 

- степень  износа основных фондов и т.  д.  

Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются: 

- наличие  резервов финансовых и материально-технических  ресурсов на предприятии; 

- высокий  уровень научно-технологического  потенциала предприятия; 

- наличии  на предприятии системы управления  качеством на основе международных  стандартов ISO; 

- наличие  системы материального и морального  стимулирования инновационной деятельности; 

- наличие  оптимальной законодательно базы  и государственная поддержка  проведения инновационной политики.  

Формирование  и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки  и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых  информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации  всех форм собственности. Инновационная  политика - мощный рычаг, с помощью  которого можно регулировать циклические  спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить  рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией.  
 
 
 
 
 
 

1.3 Формы реализации инновационной политики предприятия. 

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и  реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими. 

Инновационный проект представляет собой пакет  документов, обосновывающий и описывающий  комплекс взаимосвязанных мероприятий  по достижению целей инновационной  деятельности.  

По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного  аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.  

Общая концепция формирования проекта  включает следующие стадии: 

1. Формулирование  проблемы и целей проекта; 

2. анализ  имеющихся альтернативных решений  данной проблемы и тенденций  развития основных технико-экономических  показателей; 

3. Оценка  имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических; 

4. Оценка  вероятности технического и коммерческого  рисков; 

5. Выбор  наилучшего варианта решения  проблемы; 

6. Оформление  проекта и его реализация. 

Для инновационных  проектов помимо финансового, кадрового  и материально-технического обеспечения  важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых  методов планирования.  

Эффективность инновационной политики напрямую зависит  от инвестиций, осуществляемых в различные  направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного  проекта в условиях рыночной экономики  должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных  вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор  наилучшего из них. Эффективность проекта  характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и  результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности  инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность  инвестиционных проектов.  

Коммерческая  эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться  как для проекта в целом, так  и для отдельных его участников.  

Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и  местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки. 

Инновационная политика предприятия находится  в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление  инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода  к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Инвестиции. Классификация  инвестиций
Инвестиции - это долгосрочные вложения финансов в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала. Инвестиции можно классифицировать по различным принципам, приведем некоторые из них.  

1. По  способу влияния других возможных  инвестиций на доходы от данного  проекта их делят на зависимые  и независимые. Независимыми считаются  инвестиции, осуществление которых  возможно независимо от решений  по другим инвестициям и денежные  потоки от которых не влияют  на принятие решений по финансированию  других инвестиций. 

Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергетическим эффектом, т. е. осуществление второго инвестиционного  проекта оказывает положительное  влияние на поток денежных доходов  по совместно осуществленным инвестициям. Общий доход от реализации двух или  нескольких проектов значительно превышает  денежные доходы от каждого из них, осуществленных независимо друг от друга. 

В настоящее  время отечественные предприятия  все больше включаются в процесс  экономической интеграции, под которой  понимается проникновение на новые  рынки или их захват. Экономическая  интеграция может быть вертикальной, горизонтальной и конгломератной. 

Вертикальная  интеграция - комбинация в одном  предприятии двух или более вертикально  связанных видов деятельности в  противоположность ситуации, когда  эти виды деятельности выполняются  отдельно двумя различными предприятиями. Например, предприятие, занимающееся операциями сборки, может производить собственные комплектующие детали и торговать собственной продукцией. 

Горизонтальная  интеграция - это специализация предприятия  на определенном уровне производства или распространения продукции. Горизонтальная интеграция основана на росте концентрации рынка, происходящем за счет внутреннего роста предприятия  или, что реже, за счет внешнего роста  через слияния и поглощения и  последующей интеграции предприятий, производящих тот же продукт. 

Диверсификация, конгломератная интеграция - расширение деятельности предприятия в направлении  различных сфер производства, приводящее к увеличению количества рынков, на которых работает предприятие. Диверсификация может быть либо концентрической, либо чистой, в зависимости от степени  сотрудничества в области производства. Пример концентрической диверсификации: две фирмы используют одно и то же сырье и материалы при изготовлении электрических лампочек и стеклянной посуды и продаются через одни и те же предприятия розничной  торговли. При чистой диверсификации выпускаемая продукция имеет  разнообразный характер (например, производство кондитерских изделий  и пошив женской обуви). 

Диверсификация  является для предприятия основным способом уменьшения риска и противостояния колебаниям прибыльности. Предприятие  переориентирует свою деятельность с увядающих рынков на новые области, открывающие большие возможности  роста и притока прибыли. Диверсифицированные  предприятия могут перераспределять прибыль, полученную на других рынках, и реинвестировать ее для выхода на новые рынки, что усилит конкуренцию; возможно и снижение цен и вытеснение тем самым конкурентов с рынка. 

Рассмотрим  формы роста предприятий при  различных видах экономической  интеграции. 

Расширение  предприятия изнутри путем разработки новых продуктов приводит к большей  эффективности, чем у конкурентов (горизонтальная интеграция). Рост также  происходит при освоении новых рынков, что вовлекает предприятие в  вертикальную экспансию в отношении  источников поставок и рыночных точек  сбыта (вертикальная интеграция). Одновременно с этим осуществляется диверсификация в производство. 

Комбинация  двух или более предприятий в  один бизнес или слияние представляет собой одну из форм внешнего роста, расширяющее предприятие в горизонтальном, вертикальном и конгломератном направлениях. 

Приобретение  одного предприятия другим, или поглощение, является также формой внешнего роста, позволяет предприятию расширяться  в горизонтальном, вертикальном и  конгломератном направлениях. 

Совместное  предприятие - объединение предприятий  разных стран для реализации совместного  проекта. Например, совместные предприятия  России и других стран создаются  на базе богатейшего научного потенциала российских предприятий, у которых  не хватает финансовых средств. 

2. Классификация  по отраслям. 

Данная  классификация необходима, например, при разработке антикризисной инвестиционной стратегии, поскольку для совершенствования  структуры производства требуются  инвестиции и, прежде всего в отрасли, определяющие развитие технического прогресса, выделение «ключевых», наукоемких технологий, оказывающих серьезное воздействие на экономическое развитие страны. 

3. Классификация  по степени обязательности осуществления  инвестиций. 

Некоторые инвестиции являются обязательными, при  их отсутствии может остановиться вся  производственная деятельность многих предприятий и организаций. Другие инвестиции могут осуществляться или  не осуществляться, поскольку они  не оказывают решающего влияния  на выход промышленности из кризиса  и на повышение эффективности  экономики. Решение этих проблем  являются ключевым, так как оно  приостановило бы бегство капитала из страны и создало бы благоприятные  условия для привлечения как  отечественного, так и иностранного капитала. 

4. Классификация  по сроку окупаемости и жизненному  циклу.  

Период  окупаемости - это время, в течение  которого доходы от инвестиций достигли первоначальных инвестиций в данный проект. Например, инвестиции в размере 100 млн. руб. окупятся за три года, т.е. ожидается получение дохода в 33,3 млн. руб. ежегодно, если доходы поступают  равномерно. Если же ожидаемый поток  доходов неравномерен, то срок окупаемости  можно определить путем сложения дисконтированных доходов по годам  до тех пор, пока их общая сумма  не будет равна первоначальным инвестициям. 

Финансовые  инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги. Ценные бумаги представляют собой долговые обязательства, права  участия в компании или законные права на покупку или продажу  доли в компании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.