На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модель спроса и предложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………..………………………………………….…3
1Спрос ………..………………………..…………………………………………….….4
1.1 Кривая спроса…..……………………………………………...…………………...4
1.2 Сдвиги кривой спроса…………………..………….………………………………5
2. Предложение  …………………………………...……………………………………8
2.1 Кривая предложения……………………………………………………………….8
2.2 Сдвиг кривой  предложения…………………………………………….………….9
3. Спрос и  предложение. Динамические модели  предложения…………..………..11
4. Равновесие  на рынке……………………………………………………………….12
5. Эластичность  спроса и предложения………………………….………………….13
5.1 Эластичность  спроса...…………………………….……………………..……….13
5.2 Факторы влияющие на эластичность спроса…………………………...……….14
5.3 Эластичность  предложения…………………………………………….……..….15
5.4 Факторы влияющие  на эластичность предложения……………………….……15
6 Практическое использование теории эластичности……………………..………..18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список используемых источников…………………………………………………..24 
ВВЕДЕНИЕ

        В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
        В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос.
        Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что спрос и предложение являются неотъемлемой частью рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.
        Объектом исследования являются модели спроса и предложения
        Предмет – практическое применение моделей спроса и предложения, теории эластичности.
        Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
        Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи:
         - дать характеристику эластичности спроса и её измерениям;
         - характеристика эластичности предложения;
         - рассмотреть факторы,  влияющие на эластичность спроса и предложения.
         Данная курсовая работа является этапом закрепляющим знания по дисциплине «Экономическая теория».
         Для написания работы будут использованы методические указания и специальная литература, список которой прилагается
 

1. Спрос.
1.1 Кривая спроса
         Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке  какого-нибудь товара, то заметим, что  между ценой товара и количеством  проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.
         Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом   спроса.        
         Рис. 1 - Кривая спроса.

         Эта зависимость  количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
         По вертикальной оси откладываем величину цены (Р - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).
         На графике точка  А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В - показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.
         Изображенная кривая характеризует состояние цен  и объема покупок определенной продукции  в определенный момент времени. Подобная кривая - график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:
         Qd= f(P)                                                            (1)
         где Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;
         Р - цена (price).
         f - показатель функциональной  зависимости величины спроса от цены (function)
         То есть если проговорить  это уравнение словами, получится:
         Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями  блага) зависит от размера цены на это благо.
         Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.  

1.2 Сдвиги кривой спроса
         Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами - это  «движение» по кривой спроса (см. рисунок  ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:
    увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
    изменение вкусов и предпочтений;
    ценовые и дефицитные ожидания;
    колебание расходов на рекламу;
    изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
    рост (или уменьшение) количества покупателей и пр. 
    Спрос является функцией всех этих факторов (то есть  зависит от них):             

                                    Qd= f(P,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B)                                    (2)     
         где Q - спрос; Р - цена; I - доход (income); Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-заменители (substitute); Pcom - цена на дополняющие товары (complement); N - количество покупателей; В - прочие факторы.
         Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.
Рис.2 - Перемещение  по кривой спроса           Рис.3 – Сдвиг кривой спроса             

         Например, увеличение денежных доходов потребителей (при  отсутствии инфляции) означает повышение  спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.
         Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной  

фирмы привел к росту спроса на похожий  товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Рассмотрим приведенные примеры связей на схеме:
         Схема 1- Рост цены

         В примере рост цен  на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
         Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Предположим, что имеются два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:
         Рис.4 – Индивидуальные кривые спроса     Рис.5 –  Совокупный спрос
         
 
 

         В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе  покупателей, чрезвычайно важно  учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного  возраста и т.д.
         На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
         Движение вдоль  кривой спроса отражает     изменение величины спроса: чем выше цена,     тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина.  Сдвиг кривой   спроса влево или вправо отражает изменение  спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.
2. Предложение.
2.1 Кривая  предложения
         Потребитель - один экономический агент сделки. А с другой стороны - продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.
         Если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то видно что, зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически: 
 
 
 

         Рис. 6 – Кривая предложения
         

         Например, точка А  характеризует ситуацию, когда при  понижении цены производитель будет  предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую  переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.    
          Кривая предложения  (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.      
         То есть фактически кривая предложения характеризует  зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
         В общем виде функция  предложения имеет вид:                    
          Qs = f(P)                                                   (3)
         где Qs - величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р - цена.
         2.2. Сдвиг кривой предложения
         Важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
    цены факторов производства (ресурсов);
    технология;
    ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
    размер налогов и субсидий;
    количество продавцов и пр.
         Величина предложения  является функцией всех этих факторов:
         Qs = f(P, Pr, K, T, N, B)                                       (4)                                      
         Где Рr - цены ресурсов, К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.
Рис.7- Перемещение  по кривой предложения          Рис.8 – Сдвиг кривой предложения

         например, повышение  цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг  кривой S в положение S 1. Наоборот, в  случае понижения цен на факторы  производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).
         Движение вдоль  кривой предложения отражает изменение  величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
         Сдвиг кривой предложения  влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения. 
 
 
 

3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения
         Рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
         Рис.9 – Модели пересечения  графиков спроса и предложения 

         Для понимания функции  предложения большое значение имеет  фактор времени (то есть изучим предложение  в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
         В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис 9.1).     
          В условиях  среднесрочного периода повышение  спроса обусловливает не только  рост цен, но и увеличение  объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис 9.2).    
          В условиях  длительного (долгосрочного) периода  увеличение спроса приводит к  значительному росту предложения  при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис 9.3).
4. Равновесие на рынке
         В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен  предложения, что приводит к равенству  объемов спроса предложения. Как было уже сказано: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.
         В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:
         Рис. 10 – Цена в  условиях неразвитой рыночной экономики

         В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах. 
         Согласие продавцов  и покупателей на рынке о покупке-продаже  определенного количества     товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей. 

5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.1 Эластичность  спроса
          Спрос имеет различную эластичность, т. е. различную степень реакции на изменение цены, дохода и других факторов.
         Условия эластичности:
    Если при незначительном изменении цены спрос изменяется сильно, то он называется эластичным. При этом значение коэффициента К>1
    Если при значительном изменении цены спрос изменяется слабо, то он называется неэластичным (чаще на товары первой необходимости). При этом значение коэффициента К<1
    Если цена и спрос изменяются соответственно, то это единичная эластичность спроса. При этом значение коэффициента К=1
    Для определения эластичности используются коэффициенты:
    Коэффициент ценовой эластичности спроса:
     К  ц эл сп = Изменение спроса в %/изменение цены в %                           (5)
    Коэффициэнт эластичности спроса по доходу:
    К эл сп д = Изменение спроса в %/изменение дохода в %                          (6)   

    Перекрестный:
К эл сп п= Изменение спроса в % на 1 товар/изменение цены в % на 2 товар (7)     
 

5.2. Факторы, влияющие на эластичность  спроса
        Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
        Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта  хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к  примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
        Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым  отдельной фирмой. Если на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или  близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы  будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
        Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев  поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
        Такая тенденция  изменения эластичности во времени  объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
        Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
5.3 Эластичность предложения
         Предложение может  иметь различную эластичность, которая  измеряется с помощью коэффициента:
         К ц эл пр= Изменение предложения в %/ Изменение цены в %                 (8)
         Условия:
         1. Если значение  коэффициента больше единицы,  то предложение эластично. К>1
         2. Если значение  коэффициента меньше единицы,  то предложение неэластично. К<1
         3. Если значение  коэффициента равное единице,  то предложение имеет единичную эластичность. К=1
5.4 Факторы, влияющие на эластичность предложения
         На эластичность предложения влияют следующие факторы:
      Фактор времени
      Степень сохранности товара, стоимость его хранения
      Возможности (гибкость) технологического процесса.
         Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение  цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:
         а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).
         б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):
         в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо  больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли  и т.д.). 

Рис. 11 Предложение  в трех периодах: а) мгновенный период б) среднесрочный период в)долгосрочный период 

           P P P
           SSSd
           PP2
            P1
          PD2 P1 D2
               DDDD2
         
               QQ Q1 Q2 Q Q1 Q2     Q 
               а) б) в) 

         Кроме фактора времени  на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.
         Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.