На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат «Земля и воля» 70-х гг. XIX в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 
 
 

«Земля  и воля» 70-х гг. XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
1.Введение…………………………………………………………………………….3
2.Основная часть
    2.1. Причины  подъема общественного движения……………………..4
    2.2.Возникновение  народничества. Образование «Земли и воли»(1876-1879)…………………………………………………………………………….5
    2.3.Программа  «Земли и воли».Май 1878.Устав…………………..10
    2.4.Деятельность «Земли и воли»………………………………….. 16 
3.Заключение………………………………………………………………………...23
4.Список использованной  литературы. ………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В 60-х гг. ХIX в. началась эпоха Великих  реформ. Перемены – неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие – по-разному  воспринимались людьми. Одни отвергали  их, другие относились к происходящему  в стране с опаской и недоверием, третьи – прежде всего молодежь – торопили события, страстно мечтая о том, чтобы уже завтра в России наступила эра свободы, равенства, братства. Революционные настроения чрезвычайно распространились в стране. Именно поэтому я и выбрала объектом своего исследования деятельность первой крупной революционной организации «Земля и воля» в 70-х гг. XIX в. На мой взгляд, эта тема является актуальной, потому что её изучение позволяет разобраться в дальнейших событиях истории Российского государства.
     Целью своей работы я поставила изучить деятельность «Земли и воли», выделить главные задачи организации и пути их осуществления. Определить, как были достигнуты данные задачи и найти причину распада «Земли и воли». Также на примере данного революционного общества сделать вывод о настроении общества в 70-х годах XIX в.
     В своём исследовании я опиралась  на  такие источники, как «История России с начала ХVIII до конца ХIХ века» А. Н. Сахарова и «Курс истории России ХIХ века» А. А. Корнилова,  которые наиболее полно отражают события, происходившие в 70-х годах 19 столетия. Благодаря использованной литературе, я смогла  себе представить участие «Земли и воли» в данных событиях,  а также выявить влияние организации на общество. Также А.А.Корнилов наиболее полно даёт представление о целях, поставленных обществом «Земля и воля», которых нет в «Истории России с начала ХVIII до конца ХIХ века». Для изучения программы «Земли и воля»  я пользовалась Интернет-ресурсами, где были представлены архивы «Земли и
воли». Данные документы помогли более четко сформировать мнение об организации.
Основная  часть.
      Причины подъема общественного  движения 
     Во  второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в  общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества
     Главная причина подъема общественного движения- сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
       Отличительной чертой общественной  жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.
     Возникновение народничества. Образование  «Земли и воли»(1876-1879)
     На  рубеже 50—60-х годов среди молодежи распространился тот тип «нигилиста», который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, «нигилист» изучал науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям без громких слов и пышных деклараций. Многие молодые люди потянулись тогда в университеты.
     Осенью 1861 г . правительство ввело плату  за обучение и запретило студенческие сходки. Тогда впервые в университетах  произошли волнения. Многие студенты были исключены. Рухнули их мечты стать «нигилистами», повторить подвиг Базарова. Герцен тогда написал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! к народу! — вот ваше место, изгнанники науки...»
     В последующие годы студенческие волнения происходили все чаще, и вновь «изгнанники науки» искали свое место в жизни. Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ «нигилиста» потускнел, отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения. «Кающийся дворянин» был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили в народ, как князь В.В. Вяземский, ставший деревенским кузнецом.
     Народничество сложилось в мощное движение со своей  собственной идеологией, у истоков  которой стояли Герцен и Чернышевский. Именно у них народничество заимствовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.
     У Герцена и Чернышевского народники  восприняли отрицательное отношение  к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя — сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество.
     Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские  свободы. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все  проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.
     С начала 70-х годов в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М.А. Натансон, С.Л. Перовская и Н.В. Чайковский. В 1871 г . они объединились, и членов возникшего подпольного общества стали называть «чайковцами», по имени одного из лидеров, Здесь не было строгой иерархической подчиненности, работа строилась на добровольном рвении членов общества. Его отделения возникли в Москве, Казани и других городах. В этой федерации кружков в пору ее расцвета насчитывалось свыше 100 человек.
     В 1872 г . в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в крестьянской среде. В начале 1874 г . полиция выследила и арестовала многих «чайковцев». Но это не прервало связи между теми, кто остался на свободе.
     Не  остановили аресты и намеченного  «чайковцами» на 1874 г . «хождения в народ». Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. Весной 1874 г . из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары «в народ» пошли сотни юношей и девушек — и лавристы, и бакунисты. Первые отправились с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторым не терпелось поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики и даже девушки из аристократических семей.
     Крестьяне живо откликались на разговоры о  малоземелье и о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего «барина» о том, как будет хорошо, когда все имущество будет общим, встречались с ироническими усмешками. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.
     Поднять восстание нигде не удалось. Полиция  развернула настоящую охоту на пропагандистов. По 37 губерниям задержано было 770 человек. Те, кому удалось уйти от полиции, бежали в города.
     В 1876 году уцелевшие от разгрома кружки начали работу по воссозданию революционного подполья. Главный вывод, который  сделали революционеры, заключался в том, что без создания крупных  централизованных, но при этом хорошо законспирированных организаций борьба с самодержавием невозможна.
     В 1876 году, возвратившийся из ссылки ,М. Натансон возглавил так называемую "Северную революционную народническую группу". Осенью 1876 года группа Натансона слилась  с рядом провинциальных кружков  и отдельными уцелевшими от арестов революционерами. Это и стало фактическим началом знаменитого революционного общества "Земля и Воля". Второй состав «Земли и Воли», включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д.А.Лизогуб. Позже в него вступили С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.
     Название "Земля и воля" дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние названия: "Северная революционно-народническая группа", "Общество народников".
     В основу пропаганды организации легли  не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «Земли и воли». «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики», самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов.
     Исполнительным органом «Основного кружка» становилась Администрация. Она обязательно находилась в Петербурге и ведала распределением всех наличных сил организации и партийной техники. Целью Общества ставилась подготовка восстания под лозунгом "Земля и Воля". 
Одним из основных подпольщиков, занимавшихся организационными проблемами "Земли и Воли", был Алексей Оболешев. Он руководил решением вопросов по разработке и внедрению шифров, а также созданием сети конспиративной переписки. Оболешев принимал участие в разработке устава организации. В нем была упомянута возможность использования шифров для связи, при этом оговаривалось, что "…шифры и пароли, существующие для сношений между членами основного кружка, не должны быть известны никому, кроме членов основного кружка". Не отвергая возможность шифрованной переписки, устав рекомендовал максимально использовать возможности передачи информации при личных встречах. При передаче наиболее важной информации категорически запрещалось прибегать к переписке, даже шифрованной. Из этого следует, что уже на начальной стадии организации своей деятельности революционеры понимали, что их шифры могут быть вскрыты противником. Веры в абсолютную стойкость шифров теперь уже не было. Таким образом, из всей предыдущей деятельности различных революционных организаций были сделаны правильные выводы. 
 

    Программа «Земли и воли».Май 1878.Устав
     Конечный  политический и экономический идеал организации— анархия и коллективизм.
     Требования  «Земли и воли» сводились к четырем главнейшим пунктам:
          1. Правовые народные воззрения  признают  несправедливым  тот порядок,  при котором земля находится во владении тех, которые ее не обрабатывают.  По народному понятию,  «земля божья»  и каждый земледелец  имеет  право  на  землю в том количестве,  которое он своим  трудом может обработать.  Поэтому они (землевольцы)  должны  требовать перехода  всей   земли  в  руки  сельского  рабочего  сословия  и равномерного ее распределения. (Землевольцы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном начале).
          2. Что касается политического идеала,  то они признавали, что в русском  народе  существует   стремление   к   полному   мирскому самоуправлению,   хотя   относительно   междуобщинных  и  внешних отношений вряд ли существуют  в  народе  одинаковые  определенные воззрения.  По  их  мнению,  каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций  он  отдаст  тому  правительству, которое каждая из них образует для себя. Обязанность землевольцев только стараться уменьшить возможно более эту долю.
          3. В  области  религиозной   в  народе   русском   замечались веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому они должны добиваться полнейшей свободы исповеданий.
          4. В  состав  Российской  империи   входили  такие местности  и даже национальности,  которые при первой возможности готовы были отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр.  Поэтому общество «Земля и воля» считала своей обязанностью — содействовать разделению Российской империи на части соответственно  местным желаниям.
     Из  предыдущего вытекают  две  главные  общие  задачи,  на которые    должно    быть   устремлено   все   внимание   русской социально-революционной партии:
         1) помочь организоваться элементам  недовольства в  народе  и слиться    с    существующими в то время    уже    народными   организациями революционного  характера,  агитацией  же  усилить  интенсивность этого недовольства, и 
       2) ослабить,    расшатать,    т.е.    дезорганизовать   силу государства, без чего,  не будет обеспечен успех никакого,  даже  самого  широкого  и  хорошо  задуманного,  плана восстания.
     Отсюда  таковы ближайшие практические задачи
     А. Часть организаторская
     а) Тесная и стройная организация уже  готовых революционеров, согласных  действовать  в  духе   программы «Земля и воля»,  как  из среды интеллигенции,  так и из среды  находившихся  в  непосредственном соприкосновении с нею рабочих.
     б) Сближение  и  даже  слияние  с  враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера,  каковы, например, бегуны, неплательщики, штунда и пр.
     в) Заведение  возможно  более  широких  и  прочных  связей в местностях,  где недовольство наиболее  заострено,  и  устройство прочных  поселений  и притонов среди крестьянского населения этих районов.
     г) Привлечение на свою сторону по  временам , появляющихся  разных местах, разбойничьих шаек.
     д) Заведение   сношений   и   связей   в центрах скоплении промышленных рабочих — заводских и фабричных.
     Деятельность  людей,  взявшихся  за исполнение этих пунктов, должна  заключаться  в  видах  заострения  и  обобщения  народных стремлений,  в  агитации  в  самом  широком  смысле  этого слова, начиная с легального протеста  против  местных  властей  и кончая вооруженным восстанием, т.е. бунтом. В личных  знакомствах  как с рабочими,  так  и  с крестьянами (в особенности  с раскольниками) агитаторы,  конечно,  не могут  отрицать  важности  обмена идей и пропаганды.
     е) Пропаганда  и  агитация  в  университетских центрах сред интеллигенции,  которая   в   первое   время   является   главным контингентом  для  пополнения  рядов   организации и отчасти источником средств.
     ж) Заведение связей с либералами с  целью их  эксплуатации  в свою пользу.
     з) Пропаганда  идей агитация литературою:  издание собственного  органа  и  распространение  листков  зажигательного характера в возможно большем количестве.
     Б. Часть дезорганизаторская
     а) Заведение связей и своей организации в войсках, и главным образом среди офицерства.
     б) Привлечение на свою  сторону  лиц,  служащих  в  тех  или других правительственных учреждениях.
     в) Систематическое    истребление   наиболее   вредных   или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный им порядок.
     Устав.
     Полный  текст устава можно прочесть в  приложении 1.Здесь я постаралась  выделить более характерные черты  данной организации. 
     А. Основные принципы организации
     § 3. Безусловное принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, средств, связей, симпатий и антипатий и даже своей жизни.
     § 4. Согласие каждого члена с общею  программою практической деятельности и обязательство действовать  в ее духе.
     § 6. Соблюдение полнейшей тайны относительно всех внутренних дел организации.
     § 7. Подчинение меньшинства большинству  и члена кружку .
     § 8. Так как организация имеет  в виду сплочение всех полезных делу русских революционных сил, то во всех делах организации по возможности исключаются личные 3 симпатии и антипатии к людям, как непременное условие совместной деятельности.
     § 9. Цель оправдывает средства.
     Примечание. Исключая тех случаев, когда употребленные  средства могут подрывать авторитет  организации (§ 14).
     Б. Ближайшие задачи основного кружка
     § 11. Привлечение в организацию  возможно большего количества революционных  сил, средств и связей.
     § 12. Контроль за деятельностью всех групп  и каждого члена в отдельности.
     Примеч. Личная жизнь каждого настолько  подлежит общему контролю, насколько это может представиться важным в данном практическом случае.
     В. Обязанности и взаимные отношения членов основного кружка
     § 14. Каждый член основного кружка обязан всеми силами поддерживать честь  и влияние, как всей организации, так и отдельных членов ее.
     § 16. Члены основного кружка, с которыми связано общественное имущество или соединены какие-нибудь важные связи, должны беречь себя и по возможности не принимать участия в опасных предприятиях.
     § 17. Каждый член основного кружка избирает себе род деятельности или вступает в ту или другую группу по собственному влечению; в тех же случаях, когда для известной функции не находится желающих исполнять ее по собственному влечению, кружок может обязать принять на себя эту функцию всякого, на кого падет его выбор (большинством).
     § 18. Каждый член основного кружка, состоящий  в какой-либо группе или при какой-либо специальности, если пожелает оставить эту группу или эту специальность, должен заявить о своем намерении  основному кружку, по крайней мере, за два месяца, и до истечения этого срока он не вправе покидать свое место.
     Примечания. Понятно, это обязательно в том только случае, когда присутствие кого-либо из членов основного кружка на данном месте необходимо, и если член, намеревающийся покинуть это место, не может быть замещен другим тотчас по заявлении о своем намерении основному или болтает о них, то подобный член должен быть...
     § 19. Всякий член основного кружка имеет  право свободного выхода из него; но по выходе он обязан хранить в тайне все, что ему известно о делах и об организации кружка.
     § 20. Если же будет доказано, что вышедший из кружка член выдает кружковые тайны  или болтает о них, то подобный член должен быть… [далее зачеркнуто «непременно убит»]
     Г. Расширение основного кружка.
     § 21. Принятие нового члена в основной кружок требует очень строгой  оценки личности. Кроме требования, указанного в следующем §, необходимо, чтобы вновь принимаемый член был известен кружку со стороны опытности  и практичности в делах. В противном  случае он должен пробыть некоторое время на испытании.
     Д. Состав групп, их задачи и организация
     § 26. Количество и характер групп определяются общею программою кружка.
     § 27. Задачи групп — выполнение частей общей программы кружка и предприятий, которые ею предусматриваются.
§ 29. Внутренняя организация каждой группы может  быть своеобразна; но члены основного  кружка, входящие в состав местных  или специальных групп, сохраняя в тайне свое участие в основном кружке, стараются создать организацию  групп в духе и в интересах основного кружка.
     Примечание. Свои отношения к основному кружку они объясняют членам группы, как отношения 2-х групп, связуемых через их посредство.
     § 50. Следовать этому уставу обязательно  для каждого из членов основного  кружка.
     Деятельность  «Земли и воли»
     6 декабря 1876 г . «Земля и воля»  организовала демонстрацию перед  Казанским собором в Петербурге. Она замышлялась как смотр революционных сил столицы. Надеялись собрать несколько тысяч человек, развернуть красное знамя, произнести речи и даже пройти по городу. Но собралось всего 300—400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение демонстрантов. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали на поселение. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе. На этой демонстрации выступил с речью 20-летний Георгий Плеханов, будущий основатель русского марксизма, и было развернуто красное знамя. Красное знамя поднял подросток – ткач Яков Потапов. Яков Потапов был арестован сразу после демонстрации, выслеженный полицейскими агентами. Ему был вынесен на удивление мягкий приговор – 1 год покаяния в монастыре, однако из дальнейшей судьбы его хорошо видно, как обстояло дело с соблюдением законности в царской России. Вместо года он отсидел в монастыре на практически тюремном режиме больше трех лет, причем освобождать его никто и не думал. В конце концов, узнав об убийстве царя, он сказал «Таперича всем будет воля» и дал пощечину настоятелю. За это он получил новый приговор – пожизненную ссылку в Сибирь, причем сослали его в самое гиблое место ссылки – в Якутию. Умер он в 1919г. За поднятый красный флаг, за несколько минут свободы и силы жизнь Якова Потапова была сломана непоправимо…
     После неудачной демонстрации народники  вновь сосредоточили свои усилия в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды», землевольцы стали поселяться группами в наиболее беспокойных местах: в Поволжье, на Кубани и Дону. Им казалось, что именно там, где были живы традиции казачьей вольницы и предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.
     Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцам не удалось  создать «революционную рать», о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. В неравной борьбе гибли лучшие силы. К осени 1877 г . в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.
     Не  дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять  крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия.
     Летом 1877 г . петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял шапку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов приказал его высечь. По закону Трепов не мог ни требовать, чтобы перед ним снимали шапку, ни наказывать розгами. Но он был уверен в своей безнаказанности.
     24 января 1878 г . молодая народница  Вера Засулич явилась к Трепову  на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга.
     Правительство, надеясь подогреть в обществе настроения против террора, направило  дело Засулич на суд присяжных заседателей.
     Суд состоялся 31 марта 1878 г . Сначала настроение публики было не в пользу обвиняемой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес оправдательный приговор. Публика устроила овацию. При выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.
     Вера  Ивановна Засулич (1849—1919), видная революционерка и общественная деятельница, впоследствии стала принципиальной противницей смертной казни и террора. Свое мнение она отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г ., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой драматической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу творят беззакония. Но с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общество всецело сочувствует подобным методам борьбы. Самым значительным террористическим актом "З. и в.". было убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцова (1878), заколотого 4 августа в самом центре Петербурга землеволецем С. Кравчинским. Убийца бесследно скрылся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.