На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория потребительского выбора, конъюнктура и основные направления развития потребительского рынка города Москвы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Московский  городской университет управления
Правительства Москвы 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  ПО ТЕМЕ 

«Теория потребительского выбора, конъюнктура  и основные направления развития потребительского рынка города Москвы » 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

                                                     
    План
      Введение..........................................................................................................3-6
      § 1.Теория и практика потребительского выбора
          1.1 Теория потребительского выбора……………………………………7-8
     1.2 Блага и их классификация…………………………………………..8-11
     1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского            выбора………………………………………………………………….............11-14
     1.4 Методика оценки характера поведения потребителей…………..14-15
     1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................15-17
          1.6 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса…………………………………………………………………………..17-18
           1.7 Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса…………………………………………………………..18-19
     1.8 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….19-22 

       § 2. Современный рынок потребительских товаров и услуг города Москвы.
           2.1 Современные тенденции развития потребительского рынка…..22-24
          2.2 Потребительский рынок города Москвы…………………………24-27
     2.3 Общая конъюнктура рынка города Москвы  …………………….27-29
          3.3 Проблемы платежеспособности населения города Москвы. Прожиточный минимум в Москве и Московской области ………………..29-33
        § 3. Основные направления развития потребительского рынка и услуг города Москвы…………………………………………………………33-35
     Литература……………………………………………………………..36
     Приложение 1 
 
 
 
 

                                 
  Введение
        Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между произвдителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера реализации и товарно-денежных отношений,  а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
        Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
        Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
        Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
        Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса (количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Цена спроса —  максимальная цена, по которой потребитель готов купить
    данную продукцию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.
        Действие  закона спроса объясняется двумя  причинами. Во-первых, способностью покупателей регулировать объем личного потребления (“эффект дохода”). Если цена товара растет, то при неизменном уровне дохода покупатель вынужден уменьшать объем личного потребления и обходиться меньшим количеством подорожавшего товара. Если цена товара падает, то покупатель может позволить себе увеличить объем личного потребления данного товара. Во-вторых, действие закона спроса можно объяснить способностью покупателей регулировать структуру личного потребления (“эффект замещения”). Если цена данного товара растет, то при неизменном уровне цен на все остальные товары покупатель может найти среди них для себя товары-заменители, и таким образом, уменьшить объемы потребления данного товара. Если же цена данного товара падает, то покупатель может использовать его в качестве заменителя какому-то другому товару, и таким образом, увеличить объемы потребления данного товара.
        Товары, спрос на которые изменяется в  зависимости от изменения цен  на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). Примеры взаимозаменяемых товаров: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п.  

        Примеры взаимодополняемых товаров: снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.
        Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (количество товара, которое производители готовы и в состоянии продать по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.
        Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
        Бюджетная линия показывает все возможные  комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
        Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя. 

    Точка пересечения  линии ограничения по бюджету  и кривой безразличия         называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теория и практика потребительского выбора.
1.1 Теория потребительского выбора
    Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, направленный, в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.
    Основу  теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для поставщика зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
    Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные  товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.
    Определяющими факторами потребительского поведения  служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).
Потребительское предпочтение — процесс сравнения  определенного ассортиментного  набора потребительских товаров  и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).
    Ситуация, когда потребитель не может увеличить  общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше  

денег на покупку  одного блага и больше — на покупку  другого, называется потребительским  равновесием. Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги). Различают полезность общую и предельную.
    Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).
Предельная полезность — прирост общей полезности в  результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).
    Рациональность  поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой.
1.2 Блага и их классификация.
 Для прямого  или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе  «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.     
 Благо – это  средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как  «желаемую вещь, удовлетворяющую  человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.
    Благо в теории потребления – любой  объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень  его благосостояния. Чаще всего блага  потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
    Классификация благ, так же, как  и потребностей, отличается большим разнообразием.
    Блага можно подразделить на следующие разделы:  
1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться  
2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага  
3. Взаимозаменяемые  
4. Взаимодополняемые (комплиментарные)  
5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.  
6. Будущие

7. Прямые –  непосредственно удовлетворяющие  некоторую потребность.  
8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)
 
 
 

        Основные  виды классификации экономических благ (товаров):
        1. В зависимости от доставляемой  потребителям полезности все  товары подразделяются на предметы  первой необходимости (пища, жилье,  одежда) и предметы роскоши. Под  предметами первой жизненной необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей «биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В развитых странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом нерпой необходимости для другого.
        2. По степени присущей им долговечности  товары можно разделить на  следующие три группы пользования:
    длительного (холодильники, радио-, телеаппаратура);
    кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, - мыло, соль)..
    3. Блага могут  быть также взаимозаменяемыми  (субституты, товары-заменители) и взаимодополняемыми (так называемые комплементарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплементарные блага – это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п. Отношения взаимозаменяемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже. Все товары и услуги подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так, например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным благом (по отношению к лимону).
    4. Блага, подразделяемые  на прямые (товары широкого потребления)  и косвенные (товары производственного  назначения). Первые непосредственно  удовлетворяют некоторую потребность человека, их не нужно преобразовывать, это пища, одежда, бытовые предметы. Вторые удовлетворяют потребность как средства производства. К ним относятся строения, производственное оборудование, машины, сырье, источники энергии. 

  1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора
    Теория  потребления исходит из того, что  потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные
вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.
    Первой  такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере, необходимо, чтобы само поведение было налицо, т.е. чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их. Ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. По сути дела, речь идет о сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя.
    Второй  необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя – для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-нибудь определенном наборе благ.
    Третьей необходимой аксиомой потребительского выбора является рефлективность предпочтений потребителя – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое  понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.
    Помимо  указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Тем самым мы несколько сужаем круг охватываемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности данной теории, при этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей – при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага. Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств в другом наборе, а количество благ, по
крайней мере, одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться нами как  более предпочтительный. Еще одним  существенным предположением будет непрерывность предпочтений.
    Все эти предпосылки необходимы  для  того, чтобы получить возможность  определить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого  данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.
    Потребительский выбор- выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Наряду с общими принципами рационального потребителя существует особенности, которые
определяются  влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист выделил три типичных случая взаимных влияний:
    1)Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
    2) Эффект Сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
    3) Эффект Веблена. Именем Т.Веблена называется престижное или демонстративное потребление, ярко описанное им в «Теории праздного класса»(1899), когда товары и услуги используются не по назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление. 
 

1.4 Методика оценки  характера поведения  потребителей
   Во  время становления любого рынка  потребитель реагирует на маркетинговые  меры фирм (например, рекламу) иначе, чем  на такие же мероприятия, но уже на развитом рынке, где сложился определенный расклад сил, существуют свои традиции, правила. Угодить потребителю или чем-то его заинтересовать становится все тяжелее, поэтому маркетологи  начинают уделять больше внимания  специальным средствам стимулирования сбыта товара, его продвижения и т.д. Начинается
отслеживание  характера поведения потребителя, изучается его реакция на старые и новые товары. Конкуренция становится более жесткой, и одним из ее проявлений является попытка фирм переманивать потребителей своих конкурентов.
   В своем  комплексе маркетинга фирмы  начинают применять новейшие технологии и  достижения в различных областях науки. Производитель (продавец) вынужден делать выбор – либо, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, остаться на нем, либо уйти с рынка под  

   постоянно возрастающим давлением конкурентов. На первый план выходят различные методики анализа рыночной ситуации и комплексные программы маркетинга, включающие в свой состав маркетинговые исследования.
   Анализ  поведения потребителя (одна из составляющих маркетинговых исследований) предоставляет  производителю (продавцу) значительные преимущества при принятии им решения об изменениях в номенклатуре изделий, продвижении нового товара на рынок, выборе целевых сегментов рынка. Рыночная ситуация постоянно изменяется под влиянием политических, социальных, экономических и многих других факторов. Потребитель ощущает на себе это влияние, (различное в зависимости от типа рынка); под этим влиянием формируются вкусы, которые также постоянно изменяются. Возникает необходимость в оперативном анализе изменений в отношении к товару у постоянных и потенциальных потребителей, для чего разрабатываются методы анализа их поведения как составляющей маркетинговых исследований.  

        1.5 Исследование мотиваций потребителей путем тестирования цен
    Объем реализации продукции на рынке и  прибыль известным образом зависят от отношения потребителя к ней. При этом важную роль играет правильное определение уровня цены в соответствии с потребительскими свойствами товара. При невыполнении этого условия спрос падает, что приводит к снижению реализации, особенно если рынок насыщен продукцией.
    Эффективность маркетинговой деятельности предприятия  в такой ситуации существенно  зависит от того, насколько учтены при формировании цены запросы покупателей. Всестороннее изучение спроса на продукцию  и восприятия потребителями ее качественных характеристик, а также уровня
цены представляет собой одно из современных направлений  маркетинговой деятельности предприятия. Такой методический подход позволяет  предприятию правильно формировать  цену, с объективных позиций определять ее уровень, учитывая особенности поведения потребителей в зависимости от их покупательных возможностей и потребительских свойств продукции, а также их реакции на изменение цены.
    Если  на рынке присутствуют, к примеру, два вида продукции, достаточно близкие  по потребительской полезности, с одинаковым уровнем цен, и один вид реализуется активно, а второй остается без продвижения, то предприятию следует изучить мотивации потребителей, осуществив соответствующее тестирование.
    Мотивация представляет собой комплекс факторов, побуждающих потребителя к тем или иным действиям. Мотивы управляют приобретением товара. Но предприятие должен интересовать не собственно мотив потребителя, а процесс формирования его будущих намерений.  

    Намерение служит уже осознанным импульсом  к действию, осуществление которого может быть отложено на какое-то время.
    Влиять  на потребителя следует как до, так и после возникновения  намерения, ибо система намерений  и мотиваций достаточно сложна и  не всегда поддается причинно-следственному  анализу. Цель предприятия в том, чтобы «спровоцировать» потребителя на приобретение продукции. Поэтому основными этапами исследования покупательских мотиваций являются, во-первых, изучение мотивов поведения потребителя при выборе покупки и, во-
вторых, разработка средств влияния на потенциального покупателя с ориентацией его на продукцию предприятия.
    Исследование  мотивации потребителя начинается с выявления целевой аудитории  – определенной совокупности покупателей (юридических и физических лиц). После  этого анализируется процесс принятия решения потребителем о приобретении продукции предприятия.
Выявив целевую  аудиторию, предприятие определяет, какая  именно реакция потребителя  в ответ на предложение продукции  была бы для него предпочтительной. Разумеется, самая желанная реакция – осуществление покупки. Однако она является результатом длительного процесса принятия решения потребителем.
    Первоочередная задача продавца в продвижении продукции на рынок заключается в определении степени осведомленности потребителя в ней. При необходимости предполагается информация, включающая название продукции, характеристику ее общих потребительских свойств, сведения о цене. На этапе познания потребитель уже имеет исчерпывающее представление о продукции предприятия. Важно проконтролировать, чтобы вся целевая аудитория владела данной информацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.