Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ внешней и внутренней среды организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

кУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

Дисциплина «Стратегический менеджмент» 
 
 

На тему:
«Анализ внешней и внутренней среды организации» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Никитина М.А.
Студентка 4 курса, вечер
Специальность  МО 

№ зач. книжки 06ммб01051
Преподаватель Горбов Н.М. 
 
 

Брянск
2009г. 
 

Содержание
Введение                                                                                                               3
Глава 1. Цели и  принципы стратегического анализа  внешней 
и внутренней среды  организации
1.1. Стратегический  анализ внешней среды организации                               5
1.2. Стратегический анализ внутренней среды организации                          11
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды конкретной
организации                                                                                                         19
Глава 3. Разработка предложений по организации и управлению
процессом обследования конкретной организации                                        23
Заключение                                                                                                          24
Список литературы                                                                                             25
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Любая организация находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
      Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
      Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны  компании, руководство имеет возможность  расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.  
Цель  данного исследования – это изучение теоретической базы для проведения анализа внешней и внутренней среды организации, а также использование  данного материала для анализа  потенциала конкретной фирмы и выявления  наилучшей стратегии развития.
Объектом  исследования является агентство BTLife.
Данная  фирма занимается предоставлением  услуг по оказанию рекламных акций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Цели и принципы стратегического  анализа внешней  и внутренней среды  организации.
1.1. Стратегический анализ внешней среды организации.
Выбор и разработка стратегии организации  начинаются с анализа ее внешней  среды. Основное назначение такого анализа  – выявить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для  организации в настоящем и  будущем, а так же определить стратегические альтернативы.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих  субъектов и сил, которые находятся  вне сферы непосредственного  ее контроля и могут оказать влияние  на ее стратегию.
По степени воздействия на организацию внешние факторы делятся на две группы: отдаленного воздействия (макросфера) и непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера).
Стратегический  анализ макросферы проводится с помощью  PEST-метода. Его цель – отслеживание изменения макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных организации, но оказывающих влияние на принятия стратегических решений. Эти направления выражены английскими словами, составляющими аббревиатуру PEST: P- Political-legal (политико-правовые), E- Economic (экономические), S- Sociocultural (социокультурные) и T- Technological forces (технологические факторы). Степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. Она зависит, в частности, от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. [2]
Политико-правовой фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, что бы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику. Политико-правовые факторы влияют на работу организаций через законодательство, налоговую политику, правила найма работников, а также путем установления стандартов безопасности для человека и окружающей среды, предоставления льгот по пошлинам и т.д. Политическая стабильность благоприятно влияет на привлечение инвестиций. [6]
Анализ  экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение  социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни и мобильность, и активность потребителей и др.
Анализ  технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Целью и содержанием отраслевого анализа (микросферы) является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.
При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль – совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами.
Анализ  начинается с общего описания положения  дел в отрасли и определения доминирующих в ней конкурентных сил. Для этого используется модель «пяти сил» известного американского ученого М. Портера. С ее помощью исследуются такие вопросы: [2]
    Каковы продукты или услуги фирмы? Каковы каналы распределения? Каков размер отрасли ( как по числу действующих в ней предприятий, так и в отношении денежной оценки)? Насколько быстро идет ее рост? Является ли продукт отрасли сильно дифференцированным? Высоки ли барьеры выхода из отрасли? Какова относительная величина постоянных издержек в отрасли? ( Ответы на эти вопросы позволят выявить силы, определяющие уровень конкуренции в отрасли и степень угроз со стороны конкурентов).
    Кто является главным конкурентом? Какая часть рынка занята этим главным конкурентом? ( Ответы на эти вопросы могут определить, является отрасль консолидированной или фрагментированной).
    Кто является наиболее значимыми потребителями данной отрасли? Обладают ли потребители силой? Что служит источником силы потребителей?
    Кто является наиболее значимыми поставщиками данной отрасли? Обладают ли поставщики силой? Что служит источником силы поставщиков?
    Существуют ли значительные барьеры для входа в отрасль? Каковы они? Достаточно ли эффективно они защищают действующие в отрасли организации от дополнительного конкурентного давления, тем самым, увеличивая их прибыль?
    Существуют ли удовлетворенные субституты для товаров (услуг) отрасли? Воздействуют ли они на динамику цен в отрасли?
    Каковы наиболее характерные стратегии для конкурирующих в отрасли фирм?
    Каковы размеры отрасли в глобальном масштабе? Имеются ли достаточно привлекательные причины для вовлечения фирмы в международный бизнес?
    Является ли отрасль регулируемой? Как регулирующие воздействия влияют на внутриотраслевую конкуренцию?
Анализ  внешней среды включает анализ внешних групп поддержки и определение действующих сил внешней среды. Он также позволяет идентифицировать состав и силу конкурентов, поставщиков и потребителей, степень влияния ключевых групп поддержки на отрасль. Если некоторые группы поддержки представляются как несущие угрозу или, наоборот, благоприятные возможности, они тоже должны быть позиционированы.
К наиболее важным воздействиям внешней среды  на отрасль можно отнести действующие  социальные факторы, силы уровня глобальной экономики, политические факторы и технологические инновации. При этом надо иметь в виду, что факторы необходимо учитывать только в той мере, в которой они воздействуют на отрасль, а не в той, например, как их оценивают политики или СМИ.
После выявления настоящего положения дел в отрасли устанавливаются динамические факторы, которые определяют тенденции развития отрасли и требуют организационных изменений, воздействующих на процесс стратегического планирования. Здесь может быть полезным метод разделения факторов на те, которые отражают отраслевой спрос, и те, которые определяют отраслевые цены и соответственно потенциальную среднеотраслевую прибыль. Осуществление этой части анализа позволит решить, является ли отрасль привлекательной для инвестиций (растущей и прибыльной) или нет, а также определить те сферы деятельности в отрасли, где фирма может добиться конкурентного преимущества.
Многие  факторы внешней среды и групп  поддержки воздействуют на уровень  и динамику отраслевого спроса. Одни влияют на уровень и динамику отраслевого спроса, вторые являются факторами отдаленного окружения, и поэтому фирма не имеет возможности на них влиять. Третьи представляют собой так называемое ближнее окружение – и на них можно влиять. Прежде всего, это относится к таким важным группам поддержки, как потребители и конкуренты. Если меняются факторы, определяющие спрос, то весьма вероятно, что изменится структура спроса. Поэтому при анализе конкретной ситуации целесообразно определить следующие переменные: [3]
    функциональное предназначение продукта и возможность его изменения;
    стадию «жизненного цикла», на которой находится продукт в настоящее время (в том числе степень проникновения продукта на рынок);
    экономические тенденции (в том числе уровень доходов и фаза экономического цикла);
    демографическую ситуацию (в частности, социальный и возрастной состав населения);
    другие социально-культурные условия (например, предпочтения, вкусы, мода);
    политические тенденции (например, протекционистское законодательство, создающее дополнительные барьеры для проникновения в отрасль);
    технологическое развитие, включающее новые технологии производства, создание новых продуктов, рынков и т.д.;
    программы, которые разрабатывает и внедряет фирма (например, внедрение нового продукта, новые маркетинговые программы, новые каналы сбыта, новые сервисные возможности);
    степень известности бренда, используемого фирмой;
    расходы фирмы на мероприятия по стимулированию спроса.
После анализа факторов, создающих и  поддерживающих спрос, определяется значение для организации перспектив роста отрасли.
На структуру  отраслевых затрат влияют различные  факторы и действия разных групп  поддержки. Важнейшими из них являются: [3]
    фаза «жизненного цикла» продукта. На ранних фазах «жизненного цикла» фирмы осуществляют наиболее значительные вложения в развитие продукта, каналов распределения, в новое оборудование и технологическую оснастку, в подготовку персонала. На позднейших фазах инвестиции уменьшаются;
    капитальные затраты. Значительные инвестиции в создание производственных мощностей повышают постоянные издержки, делают компанию чрезвычайно чувствительной к колебаниям спроса. Компании же, в стоимости, продукции которых постоянные издержки ниже, менее чувствительны к колебаниям спроса, легче адаптируются к временному снижению спроса и несут относительно меньшие убытки;
    экономия от масштаба производства;
    эффект обучения;
    сила поставщиков, потребителей, конкурентное соперничество, субституты и барьеры входа;
    влияние других групп поддержки, таких, как кредиторы, профсоюзы, муниципальные власти, партнеры по бизнесу и др.;
    технологические изменения, которые создают возможности для снижения издержек и влияют на соотношение постоянных и переменных расходов.
Систематическое рассмотрение факторов внешней среды  и групп поддержки, определяющих структуру затрат в отрасли и среднеотраслевой уровень прибыли, позволяет прийти к заключению относительно потенциала прибыльной отрасли.
После исследования потенциала прибыльности отрасли рассматриваются ее стратегические характеристики:
    движущие силы, способные вызвать в отрасли фундаментальные изменения;
    неблагоприятные факторы, угрожающие перспективам роста и традиционным способам ведения бизнеса;
    благоприятные возможности, обеспечивающие новые условия для роста и прибыли;
    ключевые факторы успеха, характерные для данной отрасли.
Таковы  основные этапы анализа внешней  среды и основные методы его проведения.
1.2. Стратегический анализ  внутренней среды  организации.
При разработке стратегии предприятия менеджеры  должны исследовать не только внешнюю  среду, но и ситуацию внутри организации. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий  анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявления стратегических проблем.[2] Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени будет соответствовать будущему предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связанно с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия.
В основе управленческого анализа деятельности организации должны лежать следующие  общеметодологические принципы:
    системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;
    принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
    динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичным показателями конкурирующих фирм;
    принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной).
Выделяют  два направления управленческого  анализа:
      определение потенциала организации;
      оценка ее конкурентоспособности.
Для характеристики потенциала организации анализируются  ее сильные и слабые стороны, которые  основываются на стратегически важных сферах деятельности организации и  которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов).
Существует  множество источников сильных и  слабых сторон деятельности предприятия, Так, к числу сильных сторон можно  отнести серьезные и явные  потребительские предпочтения, возможность  экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, а также неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.
Определение сильных и слабых сторон следует  проводить по всем направлениям деятельности предприятия:
    организация и общее управление;
    производство;
    маркетинг;
    финансы и учет;
    управление кадрами и др.
В сфере  производства, например, анализируются:
    стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
    система контроля запасов, их оборот;
    местонахождение производства;
    экономия от масштаба производства;
    эффективность использования мощностей, прогрессивность технологии;
    степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль;
    контроль за процессом приготовления продукта;
    закупка;
    исследования и разработка, инновации;
    патенты, товарные марки и аналогичные формы защиты товара;
    величина издержек.
Оценка  сильных и слабых сторон предприятия  может проводиться путем различных  подходов:
      внутреннего – на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов;
      внешнего – на основе сравнения с конкурентами
      нормативного – как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).
Выявление сильных и слабых сторон предприятия  следует начинать с определения  сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, а затем уже сводить их в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес-единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающих факторов. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален. По сути, это беспристрастная и конкретная характеристика предприятия.
В основе управленческого анализа лежит  анализ текущей деятельности предприятия, а главная проблема связана с тем, как оценить эффективность этой деятельности, прежде всего с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Как правило, для оценки эффективности используются разные показатели: прибыльность (доходность, рентабельность), уровень риска, доля рынка, стоимость активов, доля новых товаров и т.д. Традиционным является утверждение, что предприятие должно максимизировать свою прибыль, однако максимизация прибыли как цель деятельности одновременно означает повышение риска. Функция «результат – риск» показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости. Кроме того, уровень прибыльности (рентабельности) предприятия зависит не только от цены на продукцию и структуры ее себестоимости, но и от скорости оборота капитала. На практике наиболее приемлемым способом определения ожидаемого уровня прибыли является выбор показателя на основе сравнения результатов деятельности предприятия с показателями других отраслей и аналогичных предприятий в данной отрасли (межотраслевое и внутриотраслевое сравнение).
Определение показателей оценки деятельности предприятия  с точки зрения будущей долгосрочной прибыли является сложной задачей  стратегического менеджмента. Каждый раз необходимо определить приоритеты проблем, например решать, что важнее: повышать конкурентоспособность производимых товаров, создавать новые товары или заниматься снижением издержек? Ответ зависит от конкретной ситуации, целевых установок руководства фирмы и многих других факторов.
Вторая сторона управленческого анализа связана с определением области свободы, которая, собственно, и обусловливает процесс стратегического выбора. При разработке стратегии полезно проанализировать историю развития фирмы и определить, за счет чего она достигла успеха или в чем кроются причины ее неудач.
В результате проведения управленческого анализа  и анализа деятельности конкурентов  предприятие должно определить свои конкурентные преимущества.
Конкурентные  преимущества предприятия  – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. В отличие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.
Осязаемые ресурсы, или материальные активы, - это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.). Важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия может быть улучшение использования данных ресурсов – уменьшение материальных запасов, незавершенного производства, улучшение использования основных фондов, экономия ресурсов. Инвентаризация материальных активов предприятия и принятие решений по их структуре являются первостепенными шагами на пути разработки стратегии фирмы. К этому этапу вплотную подошли российские предприятия (особенно крупные), которые должны определить, нужны ли для их дальнейшей работы все имеющиеся основные фонды и от каких основных фондов следует избавиться (списать их, попытаться продать или передать в дочерние структуры). Содержание излишних материальных активов усложняет финансовое положение предприятия, так как приходится платить налоги на имущество и на землю.
Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, - это, как правило, качественные характеристики предприятия. К ним относятся:
    не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия;
    неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал) – квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управленческой команды.
Некоторые компоненты неосязаемых ресурсов (торговая марка, ноу-хау) в соответствии с  новым планом бухгалтерских счетов могут быть экспертно оценены и учтены в бухгалтерском балансе в статье «Нематериальные активы».
Другим  важным источником конкурентных преимуществ  любого предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами могут  быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д. Так, в настоящее время слабой стороной практически всех российских предприятий является сбыт, а также управление финансами. Вместе с тем сильными сторонами предприятия могут быть:
    монопольное положение (энергетика, железнодорожный транспорт);
    высокоэффективное производство (металлургический комбинат по производству олова);
    доступность источников сырья (добыча газа).
Для потребителя  большее значение имеют: известность торговой марки; выгодное месторасположение предприятия торговли; часы работы; высококвалифицированные кадры и т.д. Указанные факторы могут стать конкурентными преимуществами предприятия. Следует отметить, что применительно к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия возможна внутренняя оценка, тогда как конкурентные преимущества должны восприниматься потребителями как таковые, иначе они не являются преимуществами предприятия (мнимые преимущества).
Для проведения управленческого анализа используются различные методологические подходы, наиболее распространенным является анализ по сферам деятельности («цепочка ценностей» Портера, система Mc Kincey). Нередко внутренние ресурсы предприятия и потенциал их развития сравнивают с аналогичными характеристиками конкурентов. Система Mc Kincey обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия – от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания продукции, однако при этом за рамками анализа остаются вопросы обеспечения данного процесса финансовыми и трудовыми ресурсами, а также организации управления.
Частично  избежать указанных ограничений  удалось М. Портеру, предложившему  воспользоваться для управленческого  анализа «цепочкой ценностей». М. Портер считает, что выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия невозможно, если рассматривать предприятие в целом, поскольку его конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности: в процессе проектирования, производства, маркетинга, при выполнении вспомогательных функций. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия делится на две части:
      первичную (материально-техническое снабжение, производство, маркетинг и сбыт);
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.