На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теории олигополистического ценообразования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                 

 
Оглавление
Введение. 2
Понятие и виды олигополий 2
Позитивные и негативные последствия олигополии 4
Основные методы ценообразования в условиях олигополии 5
Теории олигополистического ценообразования 6
Картельное  соглашение 15
Приложения 20
Заключение 21
Список используемой литературы 23

 
              Введение.                               

     Многие  экономические явления и процессы носят по самой своей природе  количественный характер. Даже если какие-либо величины в экономике невозможно или, нецелесообразно измерять, обычно можно, по крайней мере, что-то сказать  о них по принципу 'меньше - больше'. Кроме того, между экономическими величинами часто существуют функциональные связи: если изменяется одна из них, то по какому-то закону изменяется другая или другие, связанные с первой. Приблизительно такие соображения  заставили некоторых мыслящих людей  уже в XVIII в. задуматься над вопросом, не следует ли применить математику для изучения экономических явлений.
     Борьба  организации за место лидерства  начинается с самого появления фирмы  на рынке. Многие факторы влияют на положение и существование данной фирмы. Основным звеном является продажа  и реализация производимой или поступающей  продукции. С помощью этого предприятия  получают прибыль и основной доход.
     Помимо  данного предприятия на рынке  существуют и другие. Которые тоже борются за место лидерства. Многие организации продают или производят одну и ту же продукцию. И тут играет немаловажный фактор выбора стратегии  фирмы. От данной стратегии зависит, как будет развиваться фирма  в будущем. На любого желающего приобрести товар, могут сыграть даже самые  мелкие факторы. Многие экономисты предлагали решение данных проблем, но основное решение остается за руководством фирмы.
     Целью данной работы является: Изучение поведения  предприятий на рынке с помощью  необходимых для этого моделей. Показать, на что основывается модель.
        Работа состоит из введения, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений. Курсовая работа посвящена модели Курно, происхождению и применению данной модели. В приложениях к данной работе находятся примеры моделей на основе измененных данных. 
 

 
Понятие и виды олигополий

 
             Олигополия — это такая ситуация, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.
              Количество субъектов олигополии  может быть разным. Все зависит  от концентрации продаж в руках  той или иной фирмы. По мнению  некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца — это дуополия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
               Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.
         По концентрации продавцов на  рынке олигополии подразделяются  на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.
                Исходя из характера предлагаемой  продукции, олигополии можно подразделить на однородные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
         Олигополии присущи следующие  черты:
     • наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
     • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при  тайном сговоре;
     • наличие существенных экономических  и юридических препятствий для  вступления в отрасль (прежде всего  — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
     • взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при  проведении ценовой политики;
     • типична неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании  цен.
            Многие из указанных признаков  характерны и для других рыночных  структур. Поэтому невозможно выдвинуть  единую модель олигополии. Тем  не менее, особенности олигополистической  взаимозависимости позволяют определить  типичные варианты поведения фирмы на данном рынке: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».
           Олигополия в большей степени  распространена в отраслях, где  эффективнее крупное производство  и отсутствуют широкие возможности  для дифференциации отраслевого  товара. Такое положение характерно  для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей,  электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.
        Так же можно указать основные  черты становления олигополии:
     • в некоторых отраслях эффективное  производство возможно только на крупных  предприятиях (эффект масштаба);
     • владение патентами и контроль над  сырьем;
     • поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
     • эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При  слиянии нескольких фирм в одну новая  фирма может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
     • научно-технический прогресс, с которым  связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

 
Позитивные  и негативные последствия  олигополии

 
     Олигополии  имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:
     • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных  разработок, технических нововведений;
     • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
     Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэл-брейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.
     По  мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие столь  разрушительной силы конкуренции, какая  существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое  качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения  посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту  масштаба.
     Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.
     Негативные  моменты олигополии сводятся к следующему:
     • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль  практически невозможно. Поэтому  они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;
     • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень  удовлетворения потребностей людей.
     • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

 
  Основные методы ценообразования в условиях олигополии

 
     Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Во-первых, это жесткость цен. Они изменяются реже, чем в других рыночных структурах. Во-вторых — согласованность  действий всех фирм в области ценообразования.
     Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают  их принципами):
     • ценовая конкуренция;
     • тайный сговор о цене;
     • лидерство в ценах;
     • ценовая накидка.
     Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания ценовой  войны, которая чревата негативными  последствиями для всех ее субъектов.
     Тайный  сговор в области ценообразования  позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.
     Лидерство в ценах — это ситуация, когда  повышение или понижение цен  фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. При олигополии, как правило, имеется крупная  фирма, которая выступает ценовым  лидером. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют  место заметные отклонения в стоимости  тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
     Ценовая накидка (обычно в размере определенного  процента) прибавляется к средним  общим издержкам производства. Она  призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечивает получение  прибыли, определяет поведение и  действия фирмы.

 
Теории  олигополистического  ценообразования

 
     Особенности олигополистической структуры предполагают изменение поведения фирм по сравнению  с  совершенно конкурентной и монопольной  структурами рынка – поведение  становится стратегическим.
     Стратегическим  поведением фирмы называется такое  ее поведение, когда при принятии деловых решений (установление цены, определение количества и качества товара, уровня рекламы, объема инвестиций и т.д.) фирма принимает во внимание возможные ответные действия конкурентов.
     Реализация  стратегического поведения фирмы  в условиях олигополии происходит в  двух основных формах:
     - в виде некооперативного взаимодействия, когда фирмы конкурируют друг  с другом и проводят самостоятельную  политику на рынке; 
     - в виде кооперативного взаимодействия, когда фирмы договариваются о  совместных действиях и согласуют  свое поведение на рынке.
     Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей некооперативного поведения на рынке:
            Стратегическая  переменная
     Объем продаж      Цена
Последовательность  принятия решений  
одновременно      
 
Модель  Курно
 
Модель  Бертрана
 
последовательно      
 
Модель  Штакельберга
 
Модель  Форхаймера
 
     Мне хотелось бы подробнее остановиться на модели Курно. 
 

Происхождение модели Курно
   Одним из первых ученых, которые сознательно  и последовательно применили  математические методы в экономическом  исследовании, был француз Антуан Огюстен Курно. Уже в 1830-х гг., когда вся континентальная Европа продолжала осваивать и осмыслять классическую политическую экономию в работах А. Смита, Д. Рикардо и других, этот талантливый мыслитель перешагнул через полстолетия и разработал концепции, которые станут краеугольными камнями маржиналистской революции и неоклассической экономической теории.
   Курно был, возможно, первым из характерного для последующей эпохи типа математиков, инженеров, которые, увлекшись своеобразными  и острыми проблемами общественных наук, пытаются применить к ним  точный язык математики.
   В своей работе Курно исследовал, в  сущности, один большой вопрос: о  взаимозависимости цены товара и  спроса на него при различных рыночных ситуациях, т. е. при различной расстановке  сил покупателей и продавцов. Тем самым он проявил верное чутье  в отношении характера и пределов применения математики в экономическом  исследовании. Он не претендовал на разработку с помощью математики принципиальных социально-экономических вопросов, ограничившись задачей, условия которой были более или менее пригодны для математической формализации.
   Занимаясь вопросом о соотношении спроса и  цены, Курно, впервые ввел в науку  важные понятие функции спроса.
   Он  рассматривает случаи дуополии (два  продавца на одном рынке), ограниченного  числа конкурентов и, наконец, свободной  конкуренции. Весь анализ основывается на использовании единого метода - на определении экстремальных значений функций спроса, принимающих различный  вид в зависимости от рыночной ситуации. Математическая строгость  и логичность этого исследования производит сильное впечатление. Работа Курно резко отличается от современных  ему произведений видных представителей экономической мысли.
      Дуополия - это рыночная структура, при которой  два продавца, защищенные от появления  дополнительных продавцов, являются единственными  производителями стандартизированной  продукции, не имеющей близких заменителей. Экономические модели полезны, чтобы  проиллюстрировать, как предположения  отдельного продавца насчет ответа соперника  воздействуют на равновесный выпуск. Классическая модель  - это модель, сформулированная в 1838 г. Курно. Эта модель допускает, что каждый из двух продавцов предполагает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным на текущем уровне. Она также предполагает, что продавцы не узнают о своих ошибках. В действительности предположения продавцов о реакции конкурента, вероятно, поменяются, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.
       Курно исходил из следующих  предпосылок. Обе фирмы (А и  Б) производят однородный товар.  Им известна кривая рыночного  спроса. Обе фирмы принимают решения  о производстве одновременно, самостоятельно  и независимо друг от друга.  Каждая из фирм предполагает  выпуск конкурента постоянным, продавцы  не могут иметь точной информации  о своих ошибках (действуют  "с завязанными глазами"). При  этом возможны различные варианты.
      Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0) (рис. 8—2). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(O) и предельные издержки МС. Если, теперь фирма В будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1(40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = MC1).Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QA(QB)- Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
      Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4).
     Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).
     Рассмотрим  базовые модели дуополии при одинаковых предпосылках. Пусть фирмы предлагают однородный продукт, зная линейную функцию  рыночного спроса вида: 

     (1) P = a-bQ 

     где а, b - положительные константы; рыночный спрос Q складывается из объемов предложения первой и второй фирм (Q = q1 + q2 ) при цене Р.
     Пусть также обе фирмы имеют равные условия по издержкам производства: 

     (2) ТCi = сqi  

     где с - положительная константа.
     Таким образом, предельные издержки равны  средним для каждого дуополиста: 

     (3) MCi=ACi=c  

     Аналитическая версия модели анализирует стратегическое взаимодействие фирм при нулевых  предполагаемых вариациях:
     
     (4)               0;              0 

     Это означает, что при решении задачи на максимум прибыли каждый дуополист рассматривает уровень выпуска конкурента как постоянный, и при данной предпосылке принимает решение об уровне своего выпуска.
     Прибыли дуополистов определяются как разности между выручкой и издержками каждого из них: 

     (5) П1=TR1-TC1;
     (6) П2=TR2-TC2  

     При предпосылке, что им известна функция  рыночного спроса (1), получим- 

     (7)
     (8) П2=(a-bq1-bq2)q2-cq2  

     Необходимое условие максимизации прибылей дуополистов:
     
     (9) 

     Примет  вид:
     
     (10)
     
     (11) 

     Уравнения (10) и (11) задают линии реакции дуополистов и могут быть переписаны в виде:
     
      (12)
     (13)
        Равновесие на рынке дуополии  Курно определяется в результате  решения (решение имеет смысл  лишь при а>с) системы уравнений (12), (13):
     
     (14)  

     Достаточное условие максимизации прибылей дуополистов показывает, что частные производные второго порядка функций прибыли отрицательны:
     
     (15)
     
     (16) 

     Значит, равновесные объемы выпуска q1* и q2* обеспечивают максимум прибыли для каждого дуополиста.
     Равновесные уровни выпуска дуополистов Курно одинаковы в силу введенных предпосылок об однородности продукции и о равновесных условиях по издержкам производства. Они обеспечивают удовлетворение рыночного спроса в объеме
     
     (17) 

     при равновесной цене
     
     (18) 

     что позволяет каждому дуополисту получить прибыль в размере
     
     (19) 

     Рассмотрим  в качестве сравнения ситуацию, когда  на рынке присутствуют несколько  фирм. Пусть на рынке присутствует N фирм. Для простоты предположим, что фирмы имеют одинаковую технологию производства, которой соответствует следующая функция общих издержек:
         TCi(qi) = FC + c • qi,
         где
                  qi – объем производства фирмы i;
           FC – объем постоянных издержек;
           с – величина предельных издержек.
      Пусть далее рыночный спрос на продукцию  данных фирм описывается следующей  зависимостью:
            P(Q) = a – b • Q.
     В таком случае мы можем записать функцию  прибыли для произвольной фирмы  i:
            
     Каждая  фирма определяет объем производства, при котором она получит максимально  возможную прибыль, при условии, что объемы производства остальных  фирм останутся неизменными. Решая  задачу максимизации прибыли фирмы  i, получаем функцию наилучшей реакции фирмы i на действия конкурентов (функцию нэшевского отклика в терминах теории игр):
          ,
         где q-i – объемы производства всех фирм кроме i.
     В результате получаем систему из N уравнений, представленных функциями наилучшей реакции фирм, и N неизвестных, отметим, что в случае если все фирмы одинаковы, как в данном случае, то равновесие будет симметрично, то есть равновесные объемы производства у каждой фирмы будут совпадать: 

      , где индекс с указывает на равновесность данного показателя по Курно.
     В таком случае равновесие Курно будет  характеризоваться следующими показателями: 

 
 

     Анализ  полученных равновесных характеристик  позволяет сделать следующие  основные выводы: 

1. В  равновесии Курно достигаются  более высокие цены и меньшие  объемы производства по сравнению  с совершенной конкуренцией, что  ведет к появлению чистых потерь  в общественном благосостоянии.
2. Увеличение  числа производителей в равновесии  Курно ведет к снижению рыночной  цены, увеличению общего объема  производства при сокращении  объемов производства действующих  фирм, а соответственно ведет  к падению их рыночной доли  и прибыли. Таким образом, увеличение  числа фирм в данной модели  благоприятно сказывается на  общественном благосостоянии, но  может получить противодействие  со стороны фирм, уже действующих  на рынке. Примером такого противодействия  может выступать введение различных  сертификаций и обязательного  лицензирования, деятельность профессиональных  или отраслевых ассоциаций, а  также различные меры экономического  противодействия входу новых  фирм на рынок.
3. При  росте числа фирм, равновесие  в модели Курно стремится к  совершенно конкурентному и совпадает с ним при бесконечном числе фирм.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.