На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Самарский государственный экономический  университет
Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на тему: 

Кредитно-денежная политика государства  и её особенности  в России 
 
 
 
 

          Выполнил:
          студент 2 курса гр. 1ФиКр,
          Е.А. Прокопенко 

          Научный руководитель:
          к.э.н., доцент
          В.И. Ахмеева 
 
 

Самара 2010
      Оглавление
    Введение………………………………………………………………………3
    Глава 1. Эффективность инструментов и  методов кредитно-денежной политики в XXI веке………………………………………………………………5
      1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной  политики
      1.2 Политика обязательных резервов……………………………………..7
      1.3 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..10
      1.4 Операции на открытом рынке………………………………………..12
      1.5 Административные методы регулирования кредитно-денежной сферы………………………..……………………………………………………14
    Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке………………………………………………………………..……….16
      2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики
      2.2 Основные направления единой  государственной кредитно-денежной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов………………...19
    Заключение…………………………………………………………………..24
    Список  литературы………………………………………………………….26 

 

    
      Введение
      На  мой взгляд, эта тема была актуальна  в прошлое время и ещё более  актуальна в настоящее, поскольку  общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы.
      Главные составляющие кредитно-денежной политики (кредит и деньги) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
      На  сегодняшний день в рыночной экономике  существует множество социально-экономических  проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, где экономика управляется только при помощи рыночного механизма. Вместе с ним всегда используется механизм государственного регулирования экономики.
      По  большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
      разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
      обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
      перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
      регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
      стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
      предпринимательская деятельность.
      Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении как еденное целое  образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».
      Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики  все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.
      Целью данной работы является комплексное  изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования  экономики.
      Осуществление назначенной цели требует решения  следующих задач:
      исследования  механизма проведения Центральным  банком монетарной политики;
      ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
      рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
       

      Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке
      1.1 Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики
      Поскольку общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы, то центральный  банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.
      М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.
      M1 - количество любых денежных знаков  на руках у населения и средства  в кассах предприятий, учреждений, организаций.
      М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения  до востребования, остатки средств  на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.
      М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.
      М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.
      Для расчета совокупной денежной массы  в РФ предусмотрены следующие  денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.
      Данные  денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т.е. легкостью  их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о  потребности в деньгах, то имеют  в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег. 1
      Однако  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:
      проведение операций на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;
      изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег;
      изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
а также  некоторые методы, носящие жесткий  административный характер. 2
 


      1.2 Политика обязательных резервов
      Обязательные  резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. 3
      В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
      В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
      Минимальные резервы выполняют две основные функции:
      1. Они служат обеспечением обязательств  коммерческих банков по депозитам  их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
      2. Минимальные резервы являются  инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т.е. процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. 4
      Банк  России в 2002 году не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 5,5%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 4,0%. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. 5
      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
      Объем обязательных резервов кредитных организаций в Банке России с 2010 года выросли с 186 164,8 до  356 563,3 млн. рублей за соответствующий месяц.2 Это объясняется тем что с середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа, инфляция стала расти.    В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.
 

      
      1.3 Рефинансирование коммерческих банков
      Другим  инструментом кредитно-денежного регулировании является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам, и переучитывает ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (официальная дисконтная ставка). Она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.
      В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики. Повышение учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. 6
      Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. 7
      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками". 8
      В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в целях  обеспечения бесперебойного осуществления  расчетов путем предоставления внутренних кредитов. В целях создания универсальной  общенациональной системы рефинансирования банков, основанной на принципах централизованного управления, Банк России определил единую схему взаимодействия подразделения и учреждений Банка России при предоставлении банкам внутридневных кредитов и процедуру установления лимита внутридневного кредита по корреспондентскому счету (субсчету) банка.
      За  период 2000-2011 год ставка рефинансирования Центрального банка снизилась с 45% до 8,25%. 9
 

      
      1.4 Операции на открытом рынке
      Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
      Приобретение  ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.10
      Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод получил применение в Западной Европе.
      По  форме проведения рыночные операции с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу; обратная - куплю-продажу ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран достигает от 82 до 99,6%. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. 11
      Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от:
      условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;
      объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;
      срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
      сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
      способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.
      Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.12
 

      
      1.5 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы
      Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
      Этот  метод регулирования представляет собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
      Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. 13
      Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
      При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, что ведет к ущемлению прав их вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 14
 

      
      Глава 2. Единая государственная  кредитно-денежной политика в России в XXI веке
      2.1 Меры по совершенствованию  кредитно-денежной  политики
      Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих  темпов инфляции и создание условий  для роста инвестиций, обеспечение  благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.
      Для достижения этой цели усилия органов  денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении  следующих задач:
      ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;
      оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;
      предотвращение оттока капитала за рубеж;
      поддержание на заданном уровне валютных резервов.
      Решение этих задач требует осуществления  комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией  и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.
      Краткосрочное кредитование кассового разрыва  в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки  государственных краткосрочных  ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.
      Необходимо  установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в  конце концов, должно привести к  снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.
      Так же важнейшим инструментом совершенствования  денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы  рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег  экономике страны. Этого можно  добиться при помощи следующих мер:
      Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.
      Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.
      Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.
      Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.