На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная поддержка малого бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  

Уральский Федеральный университет
имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина 
 
 
 

Факультет  экономики                               Кафедра финансовый и налоговый
        и управления                                                         менеджмент   
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:
Государственная поддержка малого бизнеса в России 

по дисциплине:
Экономическая теория 
 
 
 
 
 
 

Нормоконтроль 
Научный руководитель                                                           Карачарова З.В.
Курс, группа                                                                             ЭУ-191201
Студент                                                                                     Головкова С.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург
2010
 

 Тема: Государственная поддержка малого бизнеса в России.
       План  работы 

           
   Введение
        1.Теоретические основы малого бизнеса                    
            1.1. Предпринимательство и его виды
            1.2. Социальная значимость малого бизнеса
             1.3. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления
   2. Основы государственной поддержки малого бизнеса
             2.1. Особенности малого бизнеса в России
              2.2. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса
             2.3. Налогообложение  

 Заключение
  Библиографический  список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
         В связи с переходом экономики РФ на рыночные отношения и началом развития малого бизнеса в нашей стране появились такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
       Так называемая малая экономика является важным сектором полноценного рынка. Без  малого бизнеса невозможно становление  цивилизованной рыночной экономики.
       Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:
       • насыщение потребительского рынка  товарами;
       • преодоление отраслевого и регионального  монополизма;
       • расширение конкуренции;
       • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
       • укрепление экономической базы местных  органов власти;
       • развитие сел, небольших городов;
       • возрождение художественных промыслов.
       Малое предпринимательство как субъект  экономики существует почти двадцать лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач
       Задачи  курсовой отразить особенности развития малого предпринимательства, которые необходимы для понимания проблем этой сферы, а, следовательно, для выбора именно тех мер государственной поддержки подходящих для каждой конкретной ситуации.
        Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и  его развитие в России, определения государственных мер поддержки малого бизнеса. 

       1.Теоретические  основы государственной поддержки  малого бизнеса 

1.1.Предпринимательство и его виды 
 

       Под предпринимательством, или предпринимательской  деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, осуществляемую на свои риск и под свою имущественную  ответственность, направленную на получение  прибыли.
       За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
       Развитие  предпринимательства играет незаменимую  роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымыванию устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации» экономики, усилению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала[15,стр98]
       Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через  рынок и конкуренцию, связи между  хозяйствующими субъектами.
       Таким образом, предпринимательство как  субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
       Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов, В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
       В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные интересы. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
       Обладая самостоятельностью, предприниматель  берет на себя личную ответственность  за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.
       Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого  поиска. Эффективно работать может  только тот, кто обеспечивает высокое  качество и постоянно обновляет  продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложиться спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая, размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.
       Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.
       Не  всякий новый мелкий бизнес является предпринимательским. Муж с женой, которые открывают еще один гастрономический магазин или еще один мексиканский ресторан где-нибудь в пригороде, определенно рискуют. Но являются ли они предпринимателями? Ведь то, что они делают, делалось раньше, и притом много раз. Они делают ставку на то, что все большее количество людей предпочитает питаться не дома, а где-то в общественном месте, в своей «округе». Вместе с тем они не создают ни нового источника удовлетворения, ни нового потребительского спроса. В этом смысле они не являются предпринимателями, даже несмотря на то, что они рискуют в своем начинании.
       Чтобы быть предпринимательским, предприятие  должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое  и новое. Предпринимателя характеризует  то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.[17,стр10]
       Еще один характерный признак предпринимательства  заключен в его принадлежности к  относительно кратковременным, тактическим  способам действия. Предпринимательство  в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.
       Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно  осуществляемых сделок, каждая из которых  ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка — основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.
       Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица — самого предпринимателя.
       Предпринимателем  или субъектом предпринимательства  согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.
       Наряду  с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество.
       Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.[9,стр69]
       Законодательство  о предпринимательстве предусматривает  возможность осуществления предпринимательской  деятельности с использованием средств  производства, имущества, ценностей  как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.
       Обобщая вышеизложенное, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т. д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.
       Развитие  предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.
       Экономическая ситуация обуславливает наличие  платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относится также наличие и доступность денежных средств.
       На  экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.
       Предпринимательство действует и развивается в  рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.
       Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию  производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.
       Организационно-техническая  среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.
       Макросреда  — экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия  деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.
       Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется  за все, за что потребитель готов  заплатить сегодня деньги.
       Чтобы реализовать товар, необходимо его  иметь. Товар предприниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое. Будучи относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Социальная значимость малого  бизнеса
       Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников  – владельцев малых предприятий (МП) и их работников.
       К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
       Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
       Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
       Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.[18,cтр9-11]
       С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
       • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
       • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
       • доли мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;
       • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
       • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
       • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
       • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
       • доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
       С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
       Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого  дохода; в странах ЕС на малых  предприятиях трудится свыше 70% работающего  населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС – 67%, Японии – 55%.
       Необходимо  отметить, что в бывшем СССР не уделялось  должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным  и средним предприятиям, что привело  в конечном итоге к монополизации  промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. 

       Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
       Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
       • мелкий бизнес позволяет заполнить  все наши рынки и наиболее полно  удовлетворять потребности населения  в потребительских товарах и  услугах;
       • для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
       • развитие мелкого бизнеса – это  одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;
       • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
       • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
       • развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
       • с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;
       • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
       • в современных условиях РФ, когда  процесс становления малого бизнеса  в нашей стране находится на начальном  этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. [18,cтр9-11]
       Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется  по следующим направлениям:
       • в снижении уровня безработицы;
       • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
       • в улучшении качества обслуживания;
       • в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
       • в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
       • в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
       • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
       Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
       Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
       Эти и другие преимущества малого предпринимательства  являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
       Помимо  преимуществ, у малых предприятий  имеются и уязвимые места. Главное  из них – малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку – в отличие от крупных – они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
       Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

1.3.Проблемы  малого предпринимательства в России и пути их преодоления

       Значительная  часть трудностей и препятствий  на пути становления и развития российского  малого предпринимательства лежит  за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании  имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.
                Как известно, в России финансовая  поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти очень мала, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.
                Так исключительно вклады учредителей  явились источником стартового  капитала 86% малых предприятий; менее  2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование. 

       Малые предприятия в России по своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями:
    Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая
       Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства  почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
       Положение едва ли может измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. .[16, c.173]
       В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая  и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
    Следующая проблема – это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.
       Пока  она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно  назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое  предпринимательство, но трудность  в том, что:
    нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;
    имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
       Проблема  правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно  решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
       В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватанным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог на прибыль. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.
       Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
    Еще одна проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.
         Против этого трудно возразить,  но нельзя не считаться:
    урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;
    им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.
       Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
    Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. .[16, c.179]
       Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалось практически подорванной. Требуется строить эту систему заново по отношению ко всему, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.
       Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению  структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров  первой необходимости, прежде всего  продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.
       Анализируя  проблемы, мы можем прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что  такое государственное регулирование  и как с его помощью можно  решить данные проблемы.
Число малых  предприятий по видам экономической деятельности [7]
  2005 2006 2007
Тысяч В процентах 
к итогу
Тысяч В процентах 
к итогу
Тысяч В процентах 
к итогу

Всего

979,3 100 1032,8 100 1137,4 100
в том числе по видам экономической деятельности:            
 
    сельское хозяйство, охота и лесное  
    хозяйство
26,8 2,7 28,9 2,8 29,4 2,6
рыболовство,  
рыбоводство
2,2 0,2 2,4 0,2 2,5 0,2
добыча  полезных  
ископаемых
3,6 0,4 4,1 0,4 4,5 0,4
обрабатывающие  
производства
120,0 12,3 123,4 12,0 128,6 11,3
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 4,9 0,4
строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 130,7 11,5
оптовая и розничная  
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
448,8 45,8 464,6 45,0 510,6 44,9
гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 29,7 2,6
транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 57,3 5,0
в том числе связь 6,3 0,6 7,1 0,7 7,8 0,7
финансовая  
деятельность
12,5 1,3 14,7 1,4 16,1 1,4
операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 181,3 15,9
образование 2,7 0,3 2,7 0,3 2,7 0,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 11,6 1,0
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4 27,2 2,4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Основы государственной поддержки малого бизнеса
2.1. Особенности малого бизнеса в России
       Российский  малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению  с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
      Низкий процент венчурной специализации.
В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной  экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
      Постоянная нехватка финансирования
Малый бизнес в России характеризуется  острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального  капитала. Весь с трудом собранный  стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
      Неустойчивость малого бизнеса
 Из  предыдущей особенности вытекает  следующая: нестабильность малого  бизнеса в результате нехватки  финансирования, жесткой конкурентной  борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.  
 

      Экономичность малого бизнеса.
Начать  малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
      Гибкость малого бизнеса 
Срочная ликвидация фирм: закрыть ооо. Центр ликвидации и банкротства. 
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

Этапы становления  малого предпринимательства
       Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.
       Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно  разделить на следующие этапы:
       Первый  этап: 1992-1994 гг.
       Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[20, c.47]
       Необратимого  и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. 

       Второй  этап: 1995-1998 гг.
       На  этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей  стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
       В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
       Вводится  в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
       В 1995 году положение в малом предпринимательстве  характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.[20, c.50]
       И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15—18% населения России было связано  с деятельностью малых предприятий.[20, c.52]
       Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256). Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики.
       Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства  в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной  сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел.[12, c.215] Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3-4 года малые предприятия. Тем не менее предпринимаемые меры коренным образом не изменили состояние инновационной деятельности. По-прежнему оставляет желать лучшего ее результативность.
       В этот период определенные усилия предпринимались  и по формированию инфрастуктуры  поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний. 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства. 

       Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий  в общем числе МП равна 20%. Все малые предприятия Москвы (любой формы собственности) уравнены с государственными предприятиями по оплате коммунальных услуг, пожарной сигнализации, телефонной связи. В первые два года малые предприятия освобождаются от налогов на имущество полностью, в третий год — на 50%, в четвертый — на 25%.[19] Предприятия, производящие технологическое оборудование для пищевой промышленности, освобождаются от налога на прибыль от продажи продукции.
       Имеют свой интерес к развитию малого бизнеса  в столице и иностранные инвесторы. Например, планируются значительные инвестиции в строительство малых гостинец, в информационную систему Москвы, в создание крупных оптовых рынков, в обустройство кольцевой дороги (имеется в виду строительство целого комплекса гостиниц, небольших ресторанов, автомобильных стоянок).
       Однако  второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать  действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий. Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
       Говорить  о подлинном развитии предпринимательства  в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.
       Третий  этап:  с 1999г.
       События августа 1998 года стали этапной вехой  для развития отечественного малого бизнеса. [Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.] [20, c.55]
       В эти годы правительство нашей  страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства  на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
       Правительство РФ подготовило Федеральную программу  государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы. Об этом сообщил СМИ заместитель министра по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства Андрей Цыганов. Акценты государственной поддержки малого предпринимательства перераспределены. Предполагается, что существенную поддержку ему должны оказывать региональные власти, которые также будут нести ответственность за распределение налогов, поступивших от малых предпринимателей. Речь идет также о создании в регионах фондов по поддержке малого предпринимательства. В 2002 году из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства выделено около 20 млн. руб. По словам Андрея Цыганова, в рамках государственной поддержки малого предпринимательства правительство завершило также подготовку отдельной главы Налогового кодекса РФ "О специальных налоговых режимах", принят также ряд федеральных законов, направленных на дебюрократизацию российской экономики, на устранение необоснованного вмешательства государства в дела бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
       За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации[7,стр57-68].
       Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее  время составляют:
       - государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства;
       -государственный  аппарат, представляющий собой  совокупность государственных институциональных  структур, ответственных за развитие  малого предпринимательства, обеспечивающих  реализацию государственной политики  в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
       -государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая  некоммерческие и коммерческие  организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
       1. В этом году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
       Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства.
       Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
       2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
       В настоящее время  в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
       Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
       Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»[13,стр132-140], который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать. 

Виды  государственной поддержки 

       Финансово – кредитная поддержка  малого бизнеса 

       Финансовую  политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.
       На  региональном и муниципальных уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе осуществляющих региональных и муниципальных программ.
       Главной целью финансовой политики государства  в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и налогоспособности. А также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малый предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
       При разработке основных направлений кредитно – финансовой и инвестиционной поддержки  малого бизнеса в 2000г. Были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.
       Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышения рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и приводит к повышению ставок по кредитам.
       В  соответствии с поручением Президента Российской Федерации в рамках Федеральной  программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для удешевления кредитных ресурсов, направленных на кредитование малого бизнеса, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малого бизнеса. .[18,стр445] 

       Банк  России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно–кредитные  операции, специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса.
       Создание  общих благоприятных условий  кредитования и оздоровления финансового  рынка России в целом не исключает  необходимости сохранения специальных  механизмов финансовой поддержки малого бизнеса через систему фондов поддержки малого бизнеса. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.
       Проблема  нехватки у малых предприятий  высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга  оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.