На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Людвиг Эрхард - отец немецкого «экономического чуда». ФРГ 1940-1970 гг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный Университет Управления
Институт  Финансового Менеджмента
Кафедра государственного регулирования национальной экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по  дисциплине: История экономики
    на тему: «Людвиг Эрхард - отец немецкого «экономического чуда». ФРГ 1940-1970 гг» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Выполнила студентка:   
Группы  МО 1-2 

    Проверил:    Кузьменко Ю.Д. 
     
     
     
     

Москва  – 2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Людвиг  Эрхард - отец немецкого  «экономического чуда». ФРГ 1950-1970 гг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………………………..4-5
 §1. Становление либерально-реформаторских взглядов и политическая карьера 
 Л. Эрхарда (биографический очерк)……………………………………………………….6-12
 §2. Этапы развития западногерманской экономики в конце 1940-х – середине 1960-х гг……………………………………………………………………………………………...13-17
 §3. Особенности конъюнктурных циклов в ФРГ (1950—1967)……………………...18-19
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Приложение…………………………………………………………………………………21-23
Примечание………………………………………………………………………………….24-27
Список  литературы……………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    В прошлом столетии история стала  свидетелем беспрецедентного раскола всего мира на два противоборствующих лагеря. С одной стороны господствовала советская модель «реального социализма» с централизованной системой плановой экономики. С другой стороны существовала «западная» капиталистическая система с либеральной экономикой, функционирующей на основе принципов рыночного спроса и предложения. Политико-идеологический конфликт между «Востоком» и «Западом», который обострился вскоре после окончания Второй мировой войны, предопределил ход исторического развития многих государств во второй половине XX в. В особой степени «холодное противостояние» затронуло Германию, которая после безоговорочной капитуляции в 1945 г. подверглась оккупации союзническими державами (СССР, США, Великобританией и Францией) и на протяжении нескольких лет не могла самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу. Исходом оккупационного режима стало разделение этой страны на две части: Восточную (ГДР), в которой утвердилось коммунистическое влияние Советского Союза, и Западную (ФРГ), где при поддержке капиталистических держав, прежде всего Соединенных Штатов, был сделан акцент на создание демократической общественной системы на основе ценностей экономической и политической свободы, правового государства, личной ответственности и социальной справедливости.
    Преодоление германского раскола и объединение  двух сепаратных государств произошло лишь спустя сорок лет, когда на фоне окончания холодной войны в конце 1980-х гг. было принято эпохальное решение об открытии границ между обеими Германиями. На основании договоров «О создании единого экономического, валютного и социального союза» и «О государственном объединении ГДР и ФРГ», подписанных в 1990 г., «пять новых федеральных земель» бывшей ГДР вошли в состав Федеративной Республики. Тем самым действовавшая на Западе модель общественно-экономического и политического устройства была перенесена на территорию Восточной Германии.
    Экономический порядок ФРГ, как правило, тесно  ассоциируется с понятием «социальное рыночное хозяйство», которое впервые было введено в научный оборот во второй половине 1940-х гг. в виде обозначения политико-экономической доктрины, основанной на постулатах конкурентной рыночной системы и социального выравнивания. Определяющую роль в формировании концептуальных основ послевоенного хозяйственного строя ФРГ сыграли теоретические разработки представителей германского неолиберализма второй четверти XX столетия — ордолибералов Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном, неолибералов-гуманистов Вильгельма Репке и Александра Рюстова, социал-либерала Альфреда Мюллер-Армака и др. Идеи названных ученых составили духовную основу внутренней политики экономических реформ Людвига Эрхарда, благодаря которой в Западной Германии довольно быстро удалось преодолеть сложный период трансформации, достичь экономической и политической стабильности, реализовать обширную систему социального обеспечения и добиться для широких слоев населения высокого уровня благосостояния.
    Однако, несмотря на то, что западногерманская  модель народного хозяйства довольно часто отождествляется с термином «социальное рыночное хозяйство», это вовсе не означает, что практическая экономическая политика в этой стране всегда и неизменно опиралась на неолиберальную концепцию классического образца. После ухода Л. Эрхарда с высших государственных постов (в конце 1966 г.) было положено начало фундаментальным переменам во внутриэкономическом правительственном курсе ФРГ, которые в итоге привели к существенной модификации системы социального рыночного хозяйства, сформированной в годы «экономического чуда».
    Первой  серьезной трансформации хозяйственный  порядок Западной Германии подвергся во второй половине 1960-х гг., когда с приходом к власти нового социал-либерального правительства в стране была провозглашена неокейнсианская доктрина «глобального регулирования», предполагавшая значительное расширение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Несмотря на то, что новый курс и декларировался официально как продолжение развития системы социального рыночного хозяйства, на практике попытка синтеза кейнсианских методов и неолиберальных принципов порядка привела к серьезной деформации «эрхардовской модели», выступив примером воплощения фактически иного направления экономической политики.
    В современной Германии уже давно  не прекращается широкая полемика относительно будущего «социального государства» и положения страны в общемировом экономическом развитии. На фоне новых вызовов «постиндустриальной эры» нынешняя ФРГ испытывает целый ряд экономических и социальных проблем, среди которых можно привести аспекты, связанные со снижением темпов экономического роста, крайне неэффективной и дорогостоящей системой социального обеспечения (например, пенсионной или здравоохранения), высокой безработицей, неэффективной налоговой системой, увеличением государственной задолженности, ростом теневой экономики, высокой бюрократизацией, чрезмерным государственным регулированием (например, на рынке труда) и проч. Спустя пятнадцать лет после включения бывшей ГДР в экономическую, политическую и социальную систему ФРГ до сих пор не преодоленные последствия воссоединения высокие финансовые расходы на западе и безработица на востоке страны — свидетельствуют о незавершенности процесса трансформации и необходимости осуществления дальнейших реформ в экономике и социальной сфере. Как утверждает ряд сторонников воссоздания в сегодняшней Германии модели социального рыночного хозяйства, успешное решение указанных проблем уже можно было бы рассматривать как «социальную политику в духе эрхардовских воззрений».
    Для выявления причин кризиса некогда  легендарной экономической модели ФРГ необходимо обратиться к рассмотрению истории ее происхождения, генезиса и эволюции во второй половине прошлого столетия. Каковы предпосылки становления концепции социального рыночного хозяйства? Кто являлся ее духовными наставниками, и какие принципы были положены в ее основу? Пожалуй, так в общих чертах можно сформулировать основной круг вопросов, который будет освещаться в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Становление либерально-реформаторских взглядов и политическая карьера Л. Эрхарда (биографический очерк). 

    С именем и заслугами Людвига Эрхарда, первого министра экономики (1949—1963 гг.) и второго канцлера (1963—1966 гг.) Федеративной Республики, традиционно связывают успех послевоенного экономического возрождения Германии. В результате проведенных им реформ удалось в кратчайшие сроки восстановить разрушенную экономику, создать принципиально новый хозяйственный и социальный порядок, в основу которого была положена разработанная неолибералами концепция социального рыночного хозяйства. Попытаемся представить основные вехи жизни и политической деятельности главного «архитектора» немецкого «экономического чуда».
    Людвиг  Эрхард родился 4 февраля 1897 г. в семье мелкого предпринимателя. После окончания реального училища в родном баварском городе Фюрт (1913 г.), последующей трехгодичной практики в одном из нюренбергских магазинов и армейской службы на фронтах Первой мировой войны, которая едва не стоила ему жизни, в 1919 г. Эрхард поступает в Высшую торговую школу (ВТШ) в Нюрнберге, которую заканчивает осенью 1922 г. За выпускную дипломную работу на тему «Значение безналичных расчетов в народном хозяйстве» он получает оценку «очень хорошо».
    Рутинная  работа в отделе сбыта одной из нюренбергских фирм, куда Эрхард устраивается после окончания ВТШ, мало интересует увлеченного наукой дипломированного коммерсанта. Ощущая потребность в более глубоких и фундаментальных знаниях, причем не только в сфере частного предпринимательства, но и в таких областях, как политэкономия и социология, уже через несколько месяцев он оставляет торговое ремесло и поступает в Университет им. И.-В. Гете во Франкфурте на Майне с целью получения докторской степени.
    Во  Франкфурте Эрхард знакомится с профессором  Францем Оппенгеймером, заведующим университетской кафедрой социологии и экономической теории. Этот широко эрудированный и неординарно мыслящий экономист и социолог вскоре становится не только первым научным наставником будущего министра экономики Германии, но и близким собеседником, дружбу с которым Эрхард поддерживал вплоть до вынужденной эмиграции ученого в США в 1938 г. Позднее Людвиг Эрхард вспоминал (1961): «Он (Оппенгеймер) научил меня классической национальной экономике, познакомил с существом научного социализма, проведя через социологию к областям философии. В его доме и в кругу его друзей я проводил в спорах дни, а иногда и ночи и пережил там увлекательнейшие часы, которые были ничем иным, как поиском познания и истины»1.
    Не  причисляя себя ни к одному из популярных в те времена научно-экономических  течений, Ф. Оппенгеймер выступал за «универсальное толкование общественной жизни» и за междисциплинарный подход в науке. Называя себя «либеральным социалистом», в своих теоретических взглядах ученый был близок к немарксистскому крылу социал-демократии. Современное буржуазное общество ему казалось тяжело больным, и главную причину всех недугов он видел, прежде всего, в капиталистическом укладе экономики. В поисках третьего пути — между капитализмом и коммунизмом — Оппенгеймер отвергал любые монополии в хозяйственной системе и выступал за создание справедливого и эффективного экономического строя, основанного на подлинно свободной конкуренции. В своей оценке взаимоотношений государства и экономики последней он отводил «примиряющую, уравновешивающую и гармонизирующую роль», тогда как государство им рассматривалось в качестве «насильственного завоевателя и угнетателя».
    Примечательно, что в литературе можно встретить  неоднозначные позиции относительно влияния идей Оппенгеймера на формирование эрхардовских представлений о концепции социального рыночного хозяйства. Одни указывают на неразрывную связь между теоретическими построениями Оппенгеймера и экономическими воззрениями Эрхарда,2 тогда как другие полагают, что оппенгеймеровский «третий путь» отнюдь не являлся тем же самым, что и попытка социального рыночного хозяйства соединить в себе социальные и рыночные элементы, а заключался лишь в стремлении последовательно реализовать «исконно равноправный либеральный принцип конкуренции, в условиях которой достигается свобода и равенство». По мнению западногерманского историка-экономиста Ф. Хентчеля (автора 700-страничной биографии Эрхарда) «либеральный социализм» не имеет ничего общего с доктриной социального рыночного хозяйства: «По своим идейным истокам "либеральный социализм" и "социальное рыночное хозяйство" есть совершенно разнородные вещи, и в экономико-политической концепции Эрхарда друг с другом не пересекаются».
    Так или иначе, но было бы неправильно  настаивать, что Оппенгеймер не оставил абсолютно никакого следа в жизни Эрхарда. Во всяком случае, все то, что будущий политик почерпнул от своего научного наставника за время учебы во Франкфуртском университете, впоследствии он имел возможность реализовать, если не в официальной экономической политике послевоенной Западной Германии, то уж наверняка в ходе своей непродолжительной академической карьеры в начале 1930-х гг.
    Под руководством Оппенгеймера 12 декабря 1925 г. Эрхард успешно защищает диссертацию на тему «Сущность и содержание стоимостной единицы». Спустя три года молодой кандидат экономических наук поступает ассистентом в «Институт по изучению экономической конъюнктуры в области германских готовых изделий» при ВТШ в Нюрнберге. Там его новым руководителем становится Вильгельм Ферсхофен — основатель и первый директор института, также весьма незаурядный и разносторонний человек, активно занимавшийся политикой и экономикой, а также социологией, психологией, философией, литературой и искусством. Ферсхофена часто называют вторым после Оппенгеймера «подарком судьбы» для Эрхарда, «который оставил неизгладимый след в процессе формирования его собственного экономического мировоззрения»3.
    В Нюрнбергском институте экономических исследований Людвиг Эрхард проработал в общей сложности 14 лет. За это время он не только написал около двух десятков научных статей, но и стал членом правления данного исследовательского учреждения (1933), основал (совместно с Ферсхофеном и Эрихом Шеффером) «Общество по изучению потребительского спроса» (1934), был главным редактором институтской газеты «Рынок готовых изделий». Тогда же Эрхард намеревался защитить докторскую диссертацию, с тем чтобы получить профессорскую кафедру в нюренбергской ВТШ, однако приход к власти национал-социалистов сделал невозможным осуществление данных планов4.
    В 1942 г. Эрхард уходит из института. Летом  того же года от руководства «Рейхсгруппе индустри»5 ученый получает необходимые финансовые средства для учреждения собственного небольшого исследовательского центра. Отныне по заказу ряда крупных промышленников Третьего рейха новоиспеченный директор «Института промышленных исследований» должен заниматься анализом текущего экономического и финансового положения в стране, а также вырабатывать общие контуры новой экономической политики на случай поражения Германии в войне и краха нацистского режима после ухода Гитлера с политической сцены6.
    В рамках данных обязанностей Эрхард готовит обширный 268-страничный «меморандум» под названием: «Военное финансирование и консолидация задолженности». Этот секретный документ (работа над которым была завершена в марте 1944 г.) состоял из двух частей и, помимо констатирующей оценки текущего состояния финансово-хозяйственной системы национал-социалистической Германии, содержал рекомендации относительно экономико-политической стратегии выхода страны из кризиса в послевоенный период. Принято считать, что данный «меморандум» сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Эрхарда после свержения нацистского режима. Ведь в документе прямо обосновывалась иррациональность существующей командно-административной хозяйственной модели, а в качестве первоочередных мер будущей антикризисной программы предлагалось не что иное, как «отказ от распределительной системы, либерализация цен и восстановление жизнеспособной денежной единицы»7. Разработанные ученым еще в 1943—1944 гг. основные принципы послевоенного экономического восстановления находят тесное согласование с концепцией хозяйственной реформы, осуществленной в Западной Германии в 1948 г.
    Политическая  карьера Л. Эрхарда начинается спустя полгода после окончания Второй мировой войны с официального утверждения его американскими союзниками на пост министра экономики в земельном правительстве Баварии (22 октября 1945 г.). До этого назначения бывший «оппозиционер» нацистскому режиму уже успел рекомендовать себя в сотрудничестве с оккупационными властями, работая с мая 1945 г. экономическим советником при американской военной администрации Верхней и Средней Баварии.
    Свои  обязанности в качестве регионального министра экономики Эрхарду суждено было исполнять в течение 14 месяцев. За это время в Баварии возникли новые земельные институты: появилась собственная конституция, затем — осенью 1946 г. — состоялись первые выборы в ландтаг и было сформировано новое коалиционное правительство, в котором «беспартийному» министру места не нашлось. 16 декабря 1946 г. Эрхард вынужден покинуть занимаемый пост. В связи с окончанием своей непродолжительной министерской деятельности, которую он сам считал слишком «рутинной» и недостаточно «просторной» для реализации его далеко идущих планов, 49-летний политик высказался следующим образом: «Для того чтобы начать серьезную экономическую политику, нужно иметь возможность проводить ее на территории всей Германии, имея при этом в виду, что конечной целью является интеграция Германии в экономику Европы и всего свободного мира»8.
    В феврале 1947 г. временно безработный  Эрхард получает должность почетного профессора в Мюнхенском университете, где ведет курс лекций по экономике на факультете правовых и общественно-политических наук. Однако уже в ноябре того же года он вынужден выйти из профессорско-преподавательского состава данного учебного заведения. Главная причина — его назначение на должность председателя Особого отдела по вопросам денег и кредита, куда ученого рекомендует глава американской военной администрации генерал Луциус Клей. Этот экспертный орган был специально создан при Финансовом управлении англо-американской оккупационной зоны для разработки концептуальных предложений по осуществлению в Германии давно назревшей денежной реформы. К 18 апреля 1948 г. специалистами из Бад Хомбурга (пригород Франкфурта, где в течение полугода заседал Особый отдел) был подготовлен подробный проект санации немецкой валютно-финансовой системы («Хомбургский план»). Однако к этому моменту Людвиг Эрхард уже не исполнял официально обязанности руководителя данной экспертной группы: месяцем ранее — 2 марта 1948 г. — его кандидатура утверждается на пост директора Экономического управления Объединенной экономической области (Бизоний).
    Именно  на своем новом посту квази-министра экономики всей Западной Германии у  Эрхарда, наконец, появляется реальный шанс осуществить свои намерения по проведению в стране решительной экономической реформы в духе отказа от командно-административных методов хозяйствования и перехода к свободному рынку. Используя свои компетенции директора Экономического управления Бизоний, параллельно с начатой союзниками денежной реформой (20 июня 1948 г.) целеустремленный политик приступает к проведению комплекса обширных экономических реформ. Его закон «О принципах хозяйственной структуры и политике цен после денежной реформы» (принятый Экономическим советом в ночь с 17 на 18 июня и вступивший в силу 24 июня 1948 г.), вопреки официальным предписаниям оккупационных властей, направлен на ликвидацию системы нормирования товаров, упразднение административного контроля над ценами и создание в стране условий для свободной конкуренции. Впоследствии немецкий реформатор вспоминал: «Введение рыночного хозяйства в Германии... было осуществлено при помощи нескольких немногих законов и ценой бескомпромиссной решимости... "Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен после валютной реформы"... давал директору Хозяйственного управления право одним махом выбросить в мусорный ящик сотни всяких предписаний, которые регулировали экономическую жизнь и цены... При этом мы прибегли к единственно возможному методу — мы отказались от перечисления всего того, что теряло силу, и точно обозначили лишь все то, что еще должно было остаться в силе. Таким образом, был сделан огромный шаг в направлении к цели, которой является освобождение хозяйства от непосредственного воздействия бюрократии»9.
    В августе—сентябре 1949 г., спустя несколько месяцев после провозглашения Основного закона ФРГ (23 мая), в стране состоялись первые парламентские выборы и было сформировано коалиционное правительство (из ХДС/ХСС, СвДП и Германской партии) во главе с федеральным канцлером К. Аденауэром. В первом кабинете Аденауэра пост федерального министра экономики вполне заслуженно получает Людвиг Эрхард.
    Еще в июле 1949 г. в ходе предвыборной кампании христианских демократов (к которым Эрхард вынужден примкнуть, для того чтобы остаться в «большой политике») он формулирует основные положения своей концепции дальнейших рыночно-экономических преобразований («Дюссельдорфские тезисы»). Ключевым пунктом данной программы выступает курс на построение в стране модели социального рыночного хозяйства. Во многом именно благодаря доктрине социального рыночного хозяйства, положенной в основу политической платформы блока христианских демократов, партийному объединению ХДС/ХСС удается побеждать на выборах в Германский бундестаг пять раз подряд (в 1949, 1953, 1957, 1961 и 1965 гг.), а Эрхарду — занимать должность министра экономики во всех кабинетах Аденауэра (в 1949, 1953, 1957, 1961 и 1962 гг.), а также дважды самому формировать правительство (в 1963 и 1965 гг.) будучи на посту канцлера ФРГ.
    Свои  успехи в деле восстановления западногерманского народного хозяйства и построения модели социальной рыночной экономики Л. Эрхард подкрепляет рядом программных публикаций, среди которых вышедшая накануне выборов во Второй бундестаг книга «Возвращение Германии на мировой рынок» (1953), а также ставшая всемирно известной монография «Благосостояние для всех»10, которая увидела свет в 1957 г. — также накануне выборов в бундестаг, но уже третьего созыва. В том же предвыборном году (1957) под руководством Эрхарда проводится важнейшая социальная реформа — пенсионная, и принимается «основной закон социального рыночного хозяйства» — «антикартельный».
     В октябре 1957 г., одновременно с получением очередного министерского портфеля, Л. Эрхард назначается на должность заместителя федерального канцлера Германии11. Отныне для министра экономики и вице-канцлера открывается реальная возможность в скором времени занять место 80-летнего Аденауэра на высшем государственном посту. Для получения почетного канцлерского кресла у главного архитектора «немецкого экономического чуда» были все основания. В конечном счете, это происходит, когда после ухода Аденауэра в отставку 16 октября 1963 г. бундестаг большинством голосов (279 против 180) избирает 67-летнего Эрхарда на пост федерального канцлера Германии. Так начинается период его канцлерской карьеры, которому суждено продолжаться всего 3 года и 2 месяца.
    Говоря  о профессионально-послужном списке Эрхарда вне его министерско-канцлерских полномочий, необходимо кратко привести следующие вехи в биографии политика. В 1950 г. он получает звание почетного профессора общественно-правовых наук Боннского университета. С вступлением в силу договора о создании «Европейского объединения угля и стали» (июль 1952 г.) министр экономики входит в состав членов Совета министров ЕОУС. После вхождения Западной Германии в структуры мирового финансово-экономического рынка (с подписанием договора о вступлении ФРГ в Мировой банк и Международный валютный фонд от 14 августа 1952 г.) Эрхард исполняет функции представителя Федеративной Республики в Мировом банке. В марте 1966 г. на очередном партийном съезде христианских демократов политика избирают председателем ХДС. Дважды (в 1959 и 1968 гг.) его кандидатура предлагалась к выдвижению на пост президента ФРГ, на что Эрхард каждый раз отвечал решительным отказом, предпочитая заниматься «активной политикой» вместо почетной, но в то же время, абсолютно «формальной» должности первого лица западногерманского государства.
    Итак, в октябре 1963 г. Людвиг Эрхард официально приступает к исполнению обязанностей федерального канцлера Германии. Среди важнейших внешнеполитических задач, стоявших на повестке дня нового главы германского правительства, были достаточно непростые и, порой, даже противоречивые вопросы (что обусловливалось напряженной международной обстановкой в разгар «холодной войны»):
   - начало диалога Западной Германии со своим «восточным партнером» ГДР (прежде всего признание ГДР как государства) и определение статуса Западного Берлина;
   - улучшение германо-советских отношений и укрепление позиций ФРГ в военном блоке НАТО (в том числе получение возможности доступа бундесвера к ядерному оружию);
   - пересмотр послевоенных политических границ в Европе (непризнание линии по Одер/Нейссе в качестве западной границы Польши, а также претензии рассматривать Германию в границах 1937 г.) и углубление процесса интеграционного строительства в рамках ЕЭС (создание «общего рынка»);
   - дальнейшее расширение экономических, политических и военных связей с США и налаживание торгово-экономического, а также культурного сотрудничества со странами Восточной Европы;
   - наконец, урегулирование внутриполитических разногласий между германскими «голлистами» и «атлантистами»12 и проч.
    Вопреки наступившему к началу 1960-х гг. периоду наибольшего экономического процветания ФРГ (именно в это время широко заговорили о «западногерманском чуде»), определенные проблемы имели место и во внутренних делах страны. В своем первом правительственном заявлении от 18 октября 1963 г. Эрхард обозначает круг важнейших внутриполитических задач, требующих долгосрочного решения в рамках провозглашавшегося курса «Политика центра и взаимопонимания»13 :
   - отказ правительства ориентироваться на представительство узкопартийных интересов, а также интересов всевозможных лоббистских групп (прежде всего предпринимательских и профессиональных союзов);
   - поиск путей конструктивного сотрудничества с парламентской оппозицией в лице СДПГ, а также призыв к «классовому миру» и достижению «баланса интересов» между «социальными партнерами» в деле решения общественно-политических проблем;
   - дальнейшее перераспределение «общего  блага» на основе ясной и  согласованной с обществом системы долгосрочных приоритетов;
   - введение четырехгодичных программ бюджетного планирования (вместо «привычной» практики однолетних бюджетных расчетов);
   - более четкое разграничение финансовой ответственности между федерацией, землями и общинами в ходе финансовой реформы;
   - совершенствование налогового и социального законодательств;
    - дальнейшее развитие политики формирования собственности;
   - повышение качества системы государственной поддержки в области образования, науки и культуры («духовные инвестиции»), а также здравоохранения, пенсионного обеспечения и транспортной инфраструктуры;
   - меры по оздоровлению сельского хозяйства и повышению его конкурентоспособности (в том числе на общеевропейском уровне) и проч.
    Как видно из приведенного списка заявленных политико-экономических ориентиров нового правительства, перед федеральным  канцлером стояла непростая задача — соединить «новый стиль руководства» с масштабными внутренними реформами и поиском конструктивного подхода к решению комплексных внешнеполитических задач. Между тем, как покажет опыт исторического развития, период с 1963 по 1966 г. для внешне благополучной Западной Германии станет «достаточно болезненным этапом перехода от эйфории прежних успехов к нормальной экономической стабильности» при более умеренных темпах хозяйственного развития, нежели в предшествующее десятилетие14.
    Что же касается итогов первых двух лет пребывания Эрхарда на высшем государственном посту, то для него эти годы также прошли относительно спокойно, без каких-либо громких побед или явных поражений, что позволяло главе западногерманского правительства сохранять имидж самого популярного политика в стране. Данная популярность способствовала убедительной победе Эрхарда на очередных парламентских выборах в сентябре 1965 г. и его переизбранию на канцлерском посту на второй срок15. В своем втором правительственном заявлении «народный канцлер» призывает граждан ФРГ к проявлению «бережливости и трезвости» и провозглашает переход к так называемому «сформированному обществу»16.
    Однако  периоду второй легислатуры Эрхарда  суждено было стать менее удачным  для его дальнейшей политической карьеры. Все более ощутимый структурный кризис в экономике и внутрипартийные интриги в ХДС, замедление темпов роста народного хозяйства и перспективы первого за всю послевоенную историю страны дефицита госбюджета, внешнеполитические неудачи и внезапно развернувшаяся в западногерманских СМИ «антиэрхардовская» кампания во второй половине 1966 г. — вот главные причины скорой утраты федеральным канцлером политического и общественного доверия. Ни предложенная Эрхардом концепция «сформированного общества», ни призывы к «бережливости и трезвости» в итоге так и не нашли должного понимания и достойной оценки ни в кругу его собственной партии, ни среди широких слоев населения. Разразившийся осенью 1966 г. внутриправительственный конфликт вокруг проблем бюджетного дефицита на 1967 г., который неожиданно достиг масштабов политического скандала, привел в конце концов к расколу коалиционного кабинета и выходу из него министров-либералов от СвДП (27 октября 1966 г.)- Ультимативное требование, выдвинутое в адрес председателя ХДС на заседании Правления партии в начале ноября 1966 г. — «принять меры, необходимые для того, чтобы обеспечить переход к формированию нового правительства» (с возможным участием СДПГ), — Эрхард расценивает не иначе, как «приглашение к добровольной отставке»17.
    1 декабря 1966 г. Людвиг Эрхард  досрочно покидает канцлерский  пост. В своей прощальной речи  экс-глава германского правительства  произносит следующие слова: «Уход с поста канцлера не означает для меня прощания с политикой. Вы еще станете свидетелями моего активного участия в политической жизни. Вы всегда найдете меня на стороне тех, кто ставит интересы общества и благо нашего народа выше своих личных нужд. Я всегда буду стоять плечом к плечу с теми, кто выступает за свободу во всех сферах жизни человека, общественного и государственного строя. Моя любовь и мои силы всегда будут принадлежать всему немецкому народу. Да хранит Господь наше Отечество!»18. На смену прежнему правительству приходит новый кабинет Большой коалиции (из ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с новым канцлером — христианским демократом Куртом Георгом Кизингером. С тех пор в экономической политике Германии заканчивается «эра неолиберализма» и начинается новая, социал-демократическая эпоха, вошедшая в историю хозяйства ФРГ под наименованием «глобальное регулирование».
    После своей отставки с поста канцлера Эрхард действительно не уходит полностью с политической арены, еще трижды избираясь в бундестаг (в 1969, 1972 и 1976 гг.), выступая с докладами и исполняя функции почетного председателя ХДС (с 1967 г.). До конца своих дней он продолжает заниматься научной работой, всесторонне исследуя и анализируя проблемы «социального рыночного хозяйства» в созданном им в октябре 1967 г. независимом фонде, который носит его имя и существует по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Этапы развития западногерманской экономики
в конце 1940-х — середине 1960-х гг. 

    Предметом настоящего параграфа является анализ экономического развития Федеративной Республики Германии в конце 1940-х — первой половине 1960-х гг. Данный период времени охватывает годы становления, консолидации, триумфа и последующего кризиса социального рыночного хозяйства как «официального направления» экономической политики ФРГ. Как правило, данный отрезок времени подразделяют на три фазы:
    Начало  первой фазы приходится на дату проведения денежной реформы и законодательства «Об основных принципах» в июне 1948 г., а завершение — на 1950—1951 гг., ознаменованные международным политическим кризисом в связи с войной в Корее (25 июня 1950 г.). Данный восстановительный период отмечен бурным всплеском западногерманской производственной активности наряду со значительным увеличением потребительского спроса и ростом цен, как на сырье, так и на потребительские товары. Одновременно имели место серьезные проблемы занятости: уровень безработицы возрос с 3,2% в июне 1948 г. до 10% к началу 1950.
    Вторая  фаза продолжается с 1952 до 1960—1961 гг. и отличается внушительным экономическим подъемом (со среднегодовыми темпами экономического роста в 7,7%), увеличением национального дохода (за девять лет — с начала 1952 по конец 1960 г. — реальный национальный доход из расчета на одного жителя Западной Германии увеличился почти вдвое), приближением к полной занятости и ее достижением (в период с 1952 по 1960 г. безработица сократилась с 8,5 % до 1,3 %, в 1955 г. уже ощущалась нехватка рабочей силы, а в 1959 г. была зафиксирована полная занятость), стабильностью цен и устойчивостью валюты (см. табл. 1 в Приложении). Столь интенсивное развитие позволило к концу 1950-х гг. широко заговорить о феномене «немецкого экономического чуда», что со всей убедительностью подтверждало успех и эффективность реализации политико-экономического курса под эгидой «социального рыночного хозяйства».
    Третья  фаза развития народного хозяйства ФРГ приходится на первую половину 1960-х гг. (до 1966 г.). Для западногерманской экономической политики данный отрезок времени стал периодом «всевозрастающей внутренней и внешней неуверенности», что не в последнюю очередь обусловливалось конъюнктурными причинами (см. следующий параграф). Так, в течение 1961—1973 гг. темпы экономического роста в ФРГ сократились почти вдвое по сравнению с предшествующим десятилетием. Продолжала сохраняться в скрытой форме опасность инфляционной ценовой динамики на фоне интенсивного роста заработных плат (вследствие дефицита рабочей силы). Экономическое пространство Западной Германии все больше подвергается структурным кризисам, из которых наиболее ощутимым оказался кризис угольно-добывающей промышленности. Обострение «вьетнамского конфликта» во второй половине 1960-х гг., как в свое время и война в Корее, привело к заметному удорожанию сырья, что также не могло не отразиться негативно на экономическом развитии Германии ввиду ее значительной зависимости от импорта сырьевых ресурсов, прежде всего энергоносителей.
    Для федерального канцлера Людвига Эрхарда 1964 г. стал последним, когда он мог с уверенностью констатировать успехи экономического роста и политической стабильности в стране: уже осенью 1965 г. проявились первые признаки ослабления хозяйственной конъюнктуры (стечение обстоятельств, создавшееся положение, влияющее на ход каких-либо событий или дел), сопровождаемые снижением налоговых поступлений. В 1966 г. замедление экономического роста усугубилось относительно высокими темпами инфляции. Федеральный бюджет вышел из-под контроля: опубликованный 19 сентября 1966 г. проект бюджета на будущий год содержал дефицит в 4 млрд. немецких марок. Для поддержания макроэкономической стабильности Центральный банк впервые начинает проводить антиинфляционную политику путем увеличения процентных ставок. В итоге, к декабрю 1966 г., когда уже после ухода Эрхарда в отставку был сформирован новый кабинет правительства (Большой коалиции), Федеративная Республика стояла на пороге первого за всю послевоенную историю серьезного экономического спада19. Становилось все более очевидным, что бесповоротное следование основным неолиберальным принципам в экономической политике отныне больше не могло способствовать эффективному преодолению усугублявшихся экономических проблем.
    Но  вернемся к началу 1950-х гг. В истории  Федеративной Республики данное десятилетие  принято считать эпохой «экономического  чуда». Бесспорно, для граждан только что воссозданного западногерманского государства довольно быстрый и уверенный рост их реальных доходов, снижение безработицы и сохранение относительно стабильного уровня цен на протяжении почти десяти лет, в действительности, не могли не представляться ни чем иным, как «чудом» хозяйственного и социального возрождения. Для того чтобы лучше понять причины столь успешного и сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления, обратимся к рассмотрению наиболее важнейших политико-экономических мероприятий, реализованных в ходе осуществления концепции социального рыночного хозяйства.
    Следует напомнить, что для Людвига Эрхарда процесс запуска рыночных механизмов представлялся не просто технико-экономическим мероприятием, но и важнейшим шагом к возрождению в обществе нравственных принципов, основанных на признании свободы и ответственности каждого. Именно «свобода, раскрепощение творческой энергии и инициативы человека, обретение им чувства собственного достоинства и освобождение его от унизительной зависимости от государственной благотворительности»20 являлись для министра экономики Германии главными и неотъемлемыми нравственными требованиями21. Поэтому основными принципиальными задачами хозяйственных реформ с конца 1940-х гг., помимо стабилизации денежного обращения, стали: «обеспечение условий для свободы предпринимательства, снижение налогового бремени, упразднение системы рационирования товаров и административного контроля за ценами, гарантирование свободного заключения договоров между всеми хозяйствующими субъектами и введение тарифной автономии»22. С помощью решительного и последовательного проведения данных фундаментальных неолиберальных принципов экономической политики Эрхарду удалось убедительным образом «освободить от оков» государственной регламентации активность частного хозяйственного сектора и мотивацию к росту производительности труда, выявить незадействованный в течение трех лет послевоенной оккупации германский производственный потенциал.
    Одним из важных стимулов активизации производства в послевоенной Западной Германии первоначально  служила поощрительная налоговая политика, в результате которой произошло заметное увеличение объемов собственных средств предприятий, необходимых для дальнейшего расширения и модернизации производственного процесса23. Важнейшим законодательным обеспечением данной политики было принятие законов «О вступительном балансе» (1949) и «О поддержке капиталовложений» (1951). Если первый закон давал возможность предприятиям открывать новые балансы с учетом ускоренной амортизации основных фондов и «скрытых резервов», то второй способствовал увеличению нормы инвестирования собственных средств предприятий. Можно сказать, что данные (при этом не всегда «рыночные») меры содействия предпринимательской активности (путем стимулирования инвестиций, практики их самофинансирования за счет прибылей, недопущения чрезмерного налогообложения высоких доходов) стали одной из важных предпосылок быстрого роста доходов и благосостояния. Все это не могло не отвечать жизненной заинтересованности всех немцев в скором экономическом успехе, создании «лучших материальных условий их существования после лишений и разрушений, причиненных проигранной войной»24.
    Однако, несмотря на то, что уже в первые годы после начала рыночных реформ многим предприятиям удалось накопить значительные средства, а некоторые «новые предприниматели» всего за несколько послевоенных лет «смогли стать обладателями огромного богатства и приобрести общественный авторитет»25, с общеэкономической точки зрения ни о каком триумфе «социального рыночного хозяйства» в Западной Германии в конце 1940-х гг. не могло идти и речи. Если инфляцию, заметно проявившуюся после денежной реформы, еще можно было как-то сдерживать посредством публикации «каталогов уместных цен», а также контролировать с помощью закона «Против произвольного завышения цен», то безработица, резко возросшая во многом в результате притока новых рабочих рук из-за границы, уже указывала на необходимость проведения специальных государственных мероприятий. Одной из таких «вынужденных» мер «антирыночного» государственного вмешательства стало принятие закона «О стимулировании занятости», который устанавливал выплату пособий всем безработным26.
    С началом «корейского конфликта» летом 1950 г. произошел резкий скачок мировых цен на промышленное сырье (см. табл. 2 в Приложении). Ажиотажный спрос на сырьевые ресурсы во многом провоцировался ускоренным перевооружением Соединенных Штатов, а также других западных стран, и форсированным созданием американского «стратегического сырьевого резерва». Так как Германия пока что не располагала достаточными запасами собственных ресурсов и продовольствия, ей приходилось закупать необходимую продукцию за рубежом, что требовало значительных финансовых средств27. Для расчетов со своими торговыми партнерами Федеративная Республика была вынуждена взять у Европейского платежного союза кредитов на общую сумму в 450 млн. долларов (1,9 млрд. немецких марок), что представлялось весьма рискованным для страны, весь экспорт которой за 1950 г. оценивался в 8,3 млрд. немецких марок!28 В данной ситуации Западной Германии неизбежно грозил кризис платежного баланса.
    В итоге немецкий рынок сырьевых ресурсов был поставлен перед опасностью возврата практики административных предписаний, «имеющих характер принудительного  хозяйственного планирования», как  с опасением уточнял Людвиг Эрхард29. Так, в марте 1951 г. Верховный комиссар США в Германии Джон Макклой категорически потребовал от федерального правительства принятия конкретных мер административного вмешательства в экономику: установления государственного регулирования цен, распределения «дефицитных» товаров, валютного контроля, а также сокращения импорта «неприоритетных» в военном отношении товаров и отказа от дальнейшей либерализации внешней торговли. В противном случае под вопросом могла оказаться возможность дальнейшей долларовой помощи и сырьевых поставок для Германии30.
    Учитывая  эти, а также многие другие попытки  «антирыночного» вмешательства  в экономическое развитие послевоенной ФРГ, можно заключить, что период с 1950 по 1952 г. стал этапом «генерального  наступления на германскую систему рыночного хозяйства»31, что, несомненно, нанесло бы гораздо больший урон многим уже достигнутым к тому времени экономическим свободам, если бы не упорство и настойчивость главного идейного вдохновителя рыночных преобразований — министра экономики Л. Эрхарда. В своей экономической политике он был категорическим противником искусственного и принудительного расширения объема производства, а также экспансионистской кредитной политики с целью обеспечения полной занятости, поскольку видел в этом опасность нарушения стабильности валюты и угрозу ориентации экономики на экспорт. Также и в отношении установления твердых цен на основные виды сырья и прямого распределения всех дефицитных товаров, несмотря на «угрожающие» рекомендации американской администрации, Эрхард не изменил своей позиции в преодолении трудностей снабжения, решая данную проблему «не регламентированием и рационированием дефицита, а, прежде всего, устранением его»32, т.е. исключительно путем «адекватных рынку средств», которые не противоречат принципам рыночного хозяйства.
    Рассматривая  экономическое развитие ФРГ в  свете «корейского конфликта», следует  отметить, что, несмотря на первоначально  проявившуюся негативную конъюнктуру (в виде роста цен и безработицы), уже с весны 1951 г. социально-экономическая обстановка в Западной Германии начинает постепенно выправляться. Все более решительными темпами растет германский экспорт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.