На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных техно

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
      Информационные  технологии в государственном управлении ("электронное правительство", eGovernment) являются новой тенденцией использования сети Интернет и потенциально могут оказаться ключевой точкой распространения информационных технологий в массах, и, соответственно, внедрения идей информационного общества. Кроме того, "электронное правительство" повышает эффективность работы государственного аппарата и приводит к повышению производительности труда в государственном управлении.
      Отслеживание  процесса развития "электронных правительств" и оценка их эффективности являются особыми задачами, поскольку объект исследования динамичен, нов и слабо изучен.
      Актуальность  темы курсовой работы обосновывается изменениями в области информационных технологий (ИТ), которые, проникая в различные сферы общественной жизни, необратимо влияют на само общество, охватывая организацию деятельности центральных правительственных учреждений, местных органов самоуправления и других ветвей государственной власти.
      В настоящее время в Республике Беларусь реализуется достаточно широкий  комплекс работ, направленных на развитие и повсеместное применение информационных технологий в государственном и  местном управлении. Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.
      Основная  цель данной курсовой работы - проведение исследования проблем внедрения информационных технологий в органы государственной власти, выбор и обоснование направлений по совершенствованию государственного управления на основе внедрения информационных технологий в Республике Беларусь.
      В рамках данного исследования были использованы различные монографии, научные труды белорусских и зарубежных ученых, а также аналитические работы известных экспертов в области информационных технологий.
 

1. Теоретико-прикладные основы информационных технологий и современные подходы к их использованию в государственном управлении

1.1 Информационные технологии и процесс их использования в государственном управлении

 
      Развитие  информационных технологий стало ведущей  мировой тенденцией в различных  сферах жизни общества. Одной из наиболее приоритетных сфер становится область государственного управления, представители которого в решающей степени должны превосходить по уровню информированности, точности, полноте доступа к источникам информации.
      Современные системы государственного управления представляют собой комплекс, развитие которого происходит в условиях постоянного  возрастания степени наукоемкости информационной инфраструктуры. Управление наукоемкими системами, обеспечение их эффективного функционирования предъявляет к государственным служащим повышенные требования в области освоения современных методов управления, использования информационных систем, методов постановки и решения задач управления. [10, c.10]
      Современное государственное управление основано на применении сложной и высокоэффективной  технической и технологической  информационной баз, определяющих мобильность, точность, реактивность, надежность управленческой информации, что существенно поднимает  роль кадрового государственного служащего.
      Эффективность взаимодействия управленческих систем в значительной степени зависит  от научно-технического уровня, интенсивности  и степени использования и  совместимости информационных технологий.
      Наиболее  важными из перечисленных выше информационных технологий и систем для решения  проблем государственной кадровой политики представляются технологии защиты информации. Обеспечение высокой эффективности таких систем связано с решением экономических и организационных вопросов создания и поддержки сертифицированного информационно-технологического и программно-аппаратного комплекса в системах государственного управления.
      Информационно-технологические  нововведения в государственном  управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и  согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений. [15, c.59]
      Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере соответствовать  современным требованиям. Это объясняется, прежде всего, тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество.
      Ожидаемые от внедрения информационных технологий результаты можно разделить на два  класса - стратегические и тактические. Тактические результаты связаны в основном с сокращением затрат. Их достаточно легко определить и измерить. Измеряемые в денежном выражении преимущества могут быть просчитаны на основе подсчета того, сколько можно убрать физических шкафов для хранения документов, сколько площадей освободить, насколько можно сократить штат (или, по крайней мере, избежать его роста), сколько времени сэкономят организации и граждане, взаимодействующие с органами власти, и т.д. Ожидаемые стратегические результаты - это улучшение качества принимаемых решений, повышение доверия граждан к власти, существенное снижение прямых и косвенных общественных издержек на содержание органов власти. На достижение этих целей и ориентирована государственная программа "Электронная Беларусь".
      Таким образом, все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами  общества, что является не маловажным фактором развития информационной системы  государственного управления. 
 
 
 
 

1.2 Влияние информационных технологий на экономику и создание электронного правительства

 
      Существующая  сегодня традиционная модель государственного управления разрабатывалась для  послевоенного индустриального  общества, которое основывалось на единстве потребностей людей в базовом  медицинском обслуживании, образовании, жилье, социальном обеспечении и  коммунальных услугах. Тогда же были организованы крупные вертикальные министерства, осуществляющие руководство конкретной сферой деятельности. Эти организации отличались тем, что для выполнения поставленных задач им не требовалось взаимодействовать друг с другом. Существование разнородных сетей - вот характерная черта этого традиционного подхода к управлению, приводящего к обособленным системам и службам. Поэтому практически уже невозможно представить себе, что государственный аппарат, построенный по иерархическому принципу, может быть эффективным. Переход к информационному обществу ведет к коренному переосмыслению роли и структуры государственных служб - точно так же, как это случилось при появлении индустриального общества. [21, c.16]
      Глобализация  и реалии эпохи после завершения холодной войны означают, что организации  должны действовать на нескольких уровнях  - от местного до мирового. Государственные структуры различных стран должны сотрудничать и взаимодействовать друг с другом как в решении крупных общих проблем, например в ликвидации безработицы или проведении реформы социального обеспечения, так и в реализации совместных программ в области торговли, борьбы с международной преступностью или проведении операций по поддержанию мира.
      В возникающем информационном обществе те уровни государственной власти, которые находятся ближе всего  к людям, часто становятся наилучшими провайдерами услуг. Во многих странах ответственность за услуги для населения передается центральными органами власти на местный и региональный уровень.
      Используя новые технологии, свойственные информационному  веку, - в особенности Интернет, - государство имеет беспрецедентную возможность реформировать вертикальную структуру власти и начать предоставлять интегрированные, комплексные услуги для улучшения взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B - government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee), а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).
        Становление "электронного правительства" началось с присутствия государственных служб в сети Интернет - по существу это означало, что на смену бумажным документам пришел информационный веб-узел. Любая организация должна стараться никогда не печатать на бумаге документ, который можно сделать доступным в онлайновом режиме. Сегодня практически все государственные учреждения поступают подобным образом, хотя при этом существуют некоторые отличия в способах систематизации и представления документов.
      В 70-80-х годах ХХ века многие страны столкнулись с рядом проблем, связанных с работой органов  государственного управления - большими расходами, неэффективными процессами, неудовлетворительными результатами.
      Большие расходы. В ряде стран расходы на деятельность государственных учреждений стали необоснованно высокими или росли слишком быстрыми темпами.
      Неэффективные процессы. Все большую обеспокоенность стали вызывать случаи потерь, задержек, плохого управления и коррупции в государственном секторе. Все это приводило к неэффективному преобразованию государственных денег в услуги государственных учреждений. В частности, решения, которые принимали государственные служащие, зачастую оказывались весьма далекими от потребностей общественности. Лица, принимающие решения, оказались очень удаленными от источников информации и реальной жизни. Государственные чиновники совершенно не несли ответственности за свои решения и действия перед теми, на кого их решения и действия влияли.
      Неудовлетворительные  результаты. В ряде стран государственный сектор оказался неспособен обеспечить то, что он призван был обеспечить - от внешней и внутренней безопасности до поддержки сельского хозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д. [17, c.7]
      Реформы включали сокращение численности государственного аппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов, внедрение  в практику государственных учреждений стандартов качественного обслуживания клиентов. Государственным учреждениям, в частности, предписывалось уточнить категории своих "клиентов" и изучить их потребности, разработать стратегии повышения качества услуг, а также критерии и механизмы оценки качества обслуживания.
      В процессе кардинального реформирования правительства обнаружилось, что  современные информационные технологии могут оказаться хорошим подспорьем в решении главной задачи: "работать лучше, стоить меньше".
      Так в программах реформ появились информационные технологии, а в концепциях систем "электронных правительств" - ориентация на обслуживание клиентов.
      На  первом этапе, электронное правительство  дает возможность правительственным  органам использовать новые технологии, чтобы предоставить людям более  удобный доступ к правительственной  информации и услугам, повысить качество этих услуг и в большей мере обеспечить возможность участия  в работе демократических институтов.
      Появление простых электронных форм и процедур обмена информацией ознаменовало наступление  второй стадии развития "электронного правительства". На этом этапе государственные службы были вынуждены заняться проблемой удостоверения личности пользователя. Сегодня во многих странах для этих целей используются пароли, но лишь некоторые продвинулись на шаг вперед благодаря применению смарт-карт или цифровых сертификатов. Тем не менее, на этой стадии лишь 20-30% операций с участием государственных служб производится электронным образом. [12, c.34] На третьем этапе формируется "информационная экономика", которая представляет собой новую ступень с точки зрения размера экономического эффекта, получаемого в результате функционирования государственных веб-узлов. Данная стадия отличается от предыдущей тем, что электронные формы не всегда пригодны для ввода информации. Здесь на помощь приходит технология XML. Именно на этом этапе государственные службы получают максимальные возможности управления информацией - тем, каким образом она представляется. Фаза формирования "информационной экономики" началась совсем недавно: сегодня во всем мире насчитывается около ста XML-проектов в сфере государственной деятельности, которые находятся в стадии разработки.
      Функции сервиса G2G можно охарактеризовать как удешевление работы правительства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, и главное - предотвращение коррупции.
      Анализируя  возможности и функции электронного правительства как новой модели государственного управления, особое внимание следует уделить следующей  его характеристике. Электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства - между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причем изменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, с этой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электронным государством, электронным государственным аппаратом, электронной инфраструктурой государства, государством информационного общества. [16, c. 19].
      Говоря  об электронном правительстве и  в частности о внедрении сектора G2G, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной  власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о  создании компьютерных систем, способных  поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные операции - пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство как электронное.
      Электронное правительство подразумевает проведение согласованной работы над тем, чтобы  информационное общество охватывало всех граждан. Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому, независимо от его возраста, пола, национальности, финансового положения или местонахождения. Электронное правительство берет на себя ответственность за организацию инфраструктуры и систем поддержки, которые не только устранят информационное неравенство, но и будут создавать рабочие места и обеспечат устойчивый экономический рост.
      Ключевая  задача реализации концепции "электронного правительства" в Республике Беларусь - создание централизованного государственного информационного портала, через который граждане, частные компании и государственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самим государством, так и между собой посредством использования традиционной инфраструктуры. Не менее перспективным направлением в области оптимизации системы государственного управления в рамках концепции "электронного правительства" является использование беспроводных технологий связи и мобильных коммуникаций.
      Для достижения экономической эффективности  необходимо использовать комбинированные  решения. Следует использовать стандартные пакеты программных и аппаратных решений, адаптируя их под белорусскую инфраструктуру, а утвержденный перечень отдельных узлов, отвечающих за национальную безопасность, оснастить собственными решениями.
      Таким образом, электронное правительство  подразумевает реализацию гораздо  более последовательного, простого и индивидуализированного подхода  в предоставлении услуг и информации для населения. Это означает структурную перестройку функционирования государственных организаций и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими. Электронное правительство будет способствовать развитию экономики и позволит государственному сектору стать во главе преобразований общества.
 

2. Концепция интеграции государственных информационных систем в структуру межведомственного взаимодействия

2.1 Международный опыт интеграции государственных информационных систем в структуру межведомственного взаимодействия

 
      Одной из важнейших целей внедрения  информационных технологий является повышение  эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления. Для достижения этой цели необходимо проводить реинжиниринг процессов на всех уровнях и обеспечить переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. "Принцип одного окна" во взаимоотношениях бизнеса с государством необходимо развивать и распространять на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтобы осуществить необходимую для него операцию, он должен просто обратиться в государственные органы. А весь дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией должен происходить без его участия и в фиксированные сроки. Только таким образом реализуемо электронное правительство. [19, c.87]
      Для этого необходимы общенациональные стандарты для взаимодействия и  информационного обмена между ведомствами. Это общая осознанная проблема всех систем электронного правительства, которые сейчас внедряются в мире. В наиболее продвинутых системах возникают соответствующие стандарты, например, для известного проекта, реализованного в Великобритании - UK Government Gateway (EN) (Шлюз государственных служб Великобритании) выработан специальный стандарт, базирующийся на XML, для обмена данными между разными государственными службами при автоматизации государства.
      Постепенно  осознается факт того, что взаимодействия типа G2G могут проходить в электронной форме не только между ведомствами одного государства, но и между ведомствами разных государств. Некоторые международные организации уже занимаются стандартизацией форматов документов для разных форм межгосударственного взаимодействия, например, UN ЕСЕ (United Nations Economic Commission for Europe - Европейская экономическая комиссия ООН) разработала стандарт документов для международной торговли - UNeDocs (EN), также базирующийся на XML. Участниками взаимообмена по UNeDocs могут быть, например, таможенные службы различных государств.
      Работы  по созданию электронных государственных  служб в передовых странах, в  первую очередь, в США и Великобритании, проводятся в условиях большей открытости и подотчетности государственных  органов гражданам. При этом подотчетность, например, не сводится лишь к предоставлению гражданам какой-либо нужной информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных учреждений и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.
      Американское  правительство ведет целенаправленную политику поддержки науки, высоких  технологий вообще и информационно-коммуникационных в частности. При этом правительство заинтересовано в достижении одной из двух целей - либо обеспечить повышение эффективности своей работы, либо обеспечить большие удобства для граждан. Желательно, конечно, чтобы достигались обе цели - поэтому принимаются даже самые неожиданные решения - например, закупки военной техники по системе электронной коммерции через Интернет.
      В настоящее время особое внимание федеральное правительство США  уделяет:
      электронной торговле между государственными организациями  и министерствами, конкурсным электронным  торгам на поставки товаров и услуг  для удовлетворения государственных  нужд;
      доступу населения к правительственной  и административной информации;
      использованию смарт-карт, в том числе в федеральном  правительстве;
      решению различного рода задач, в частности, получению официальных документов через правительственные веб-узлы, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.;
      применению  ИТ в медицине и здравоохранении.
      Программа работ по созданию электронных государственных  служб в Великобритании составлена на основе положений "Белой книги по модернизации правительства" (Modernising Government White Paper). Программа называется "E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age" ("Электронные граждане, электронный бизнес, электронные государственные службы. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху"), и ее основная цель заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к Правительству информационного века. [15, c.65]
      Разрабатываемая правительственная стратегия предусматривает  развитие и использование всех электронных  видов сервиса. Это означает, что услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис не предполагает отсутствие персонального контакта.
      Из  приведенных примеров можно увидеть, что в передовых странах перестройка  деятельности правительств осуществляется в их тесном взаимодействии с гражданами, бизнесом и общественными организациями. Наиболее четко и прозрачно это взаимодействие построено в ЕС, где существует так называемый Форум информационного общества, в который входят представители всех стран ЕС, основных сословий населения и государственные чиновники. Форум вырабатывает рекомендации депутатам Европарламента по законодательному обеспечению развития информационного общества в ЕС, включая и перестройку Европравительства.
      Ключевая  часть сингапурской информационной стратегии - первая в мире государственная интерактивная мультимедийная сеть "Сингапур-ОДИН". Она позволяет эффективно работать в "интеллектуальной среде": делать покупки, производить банковские операции, знакомиться с новостями, развлекаться.
      Разработанная Национальным Советом по Компьютеризации  система обслуживания граждан eCitizen, название которой может расшифровываться не только как "электронный гражданин", но и как "каждый гражданин" (every citizen), объединяет все электронные операции.
      Для организаций портал предоставляет  доступ к электронным формам налоговых  и других платежей, а также к  системе электронных государственных  закупок. Здесь же можно зарегистрировать товарный знак или патент, получить информацию о различных правительственных программах поддержки и развития бизнеса, льготных схемах кредитования, консалтинге и обучении, особенно в отношении малых и средних предприятий.
      Таким образом, реформирование органов государственной  власти при переходе к информационному  обществу включает не только внедрение  современных ИТ, но и интеграцию на их основе всех имеющихся способов взаимодействия государства и граждан. Внедрение информационных технологий позволяет оптимизировать функционирование органов власти и применять индивидуальный подход к обслуживанию граждан.

2.2 Концепция организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти и формирования электронного правительства

 
      Реализация инициатив  в области электронного правительства  способна кардинально повысить качество услуг, предоставляемых государством своим гражданам. Но при этом важно осознавать, что новый уровень услуг будет достигнут только тогда, когда государственные структуры осуществят трансформирование и совершенствование своих операций и процессов путем интеграции ведомственных информационных систем, включая системы электронного управления документами.
      Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной  интеграционной инфраструктуры. По сути дела, эта же инфраструктура необходима и для предоставления интегрированных услуг через центральные правительственные порталы или порталы региональных и местных органов власти. [13]
      Можно со всей определенностью сказать, что  задача интеграции информационных систем, стоящая перед государством, по своей  масштабности и сложности превосходит  проблемы интеграции в коммерческом секторе и промышленности. Подходы к решению этой задачи должны опираться на современную архитектуру. Сегодня индустрия информационных технологий предлагает все необходимые элементы такой архитектуры, среди которых открытые стандарты XML и веб-служб для решения задачи межведомственного информационного обмена.
      Большое значение имеет интеграция республиканских, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том  числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить  возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д.
      В государственной программе "Электронная Беларусь" поставлены приоритетные задачи - создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых "электронных административных регламентов", которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий. Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложности решаемых задач.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.