На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема трудоустройства молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Приднестровский Государственный Университет
     Им. Т. Г. Шевченко 

     Институт  Истории Государства и Права 

     Кафедра «Теории и методологии социологии»
                                                                                                                         

«Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов» 
 

                                                                                  

                                                                                  Курсовая работа
                                                                                   студентки 102 группы
                                                                                  специальность «социология»
                                                                                  Дубина Юлия Сергеевна 

                                                                         Научный руководитель
                                                                         Профессор Чугуенко В. М. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тирасполь 2009
     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………… 3
     Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
     Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
     Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства………………………………………………………………….15
                     3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
                     3.2.Мнение работодателей…………………………………………16
      Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)………………………………………………..18
      Заключение…………………………………………………………………26
      Список  литературы………………………………………………………...29
      Приложения………………………………………………………………..30 
 
 
 

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
     В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного  механизма спроса и предложения  рабочей силы необходим новый  механизм взаимодействия института  образования и формирующегося рынка  труда.
     Современных этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.
     Проблемы, связанные с трудоустройством молодых  специалистов, возникающие после  окончания ВУЗа, с одной стороны  объясняются дефицитом рабочих  мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
     В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально –  личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры.
     Теоретической и методологической основой работы являются общесоциологическая методология, ряд концепций социологии образования, социологии труда, управления, позволяющие рассматривать процесс трудоустройства выпускников вузов в единстве с социально-экономическими отношениями в общественном развитии как социальную систему, находящуюся во взаимосвязи и взаимозависимости с внешней средой; социокультурный подход, введенный в социологию П.А. Сорокиным, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, системный подход, разработанный как зарубежными, так и отечественными учеными, а также рискологический подход, разработанный В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок. Эти теории определили методологические принципы анализа процесса трудоустройства выпускников образовательных учреждения высшего профессионального образования.
     Цель  исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов.
     Необходимо выявить те трудности и препятствия, которые стоят перед молодыми людьми на том этапе жизненного пути, когда происходит интенсивное профессиональное самоопределение, идет формирование семейных отношений, трудовых навыков, гражданских позиций и нравственных установок.
     Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и  адекватному поведению на рынке  труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности  трудоустройства после окончания  ВУЗа. Основные задачи исследования:
1.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.
2.Выяснить основные тенденции, характеризующие потребности в кадрах различного профиля.
3.Исследовать профессиональную направленность студентов ВУЗов.
4.Анализ социологических исследований по проблемной ситуации.
5.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.
     Взаимодействие  системы образования и рынка  труда связаны не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением  молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В этой связи одной из важных и актуальных исследовательских задач является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования ВУЗа, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях направления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и  рынка труда. Тем более, что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.
Объект  исследования – это выпускники Российских ВУЗов, нуждающиеся в трудоустройстве.
     Предметом исследования являются вопросы трудоустройства, т.е. отношение между количеством  выпускников ВУЗов различных  специальностей и количеством рабочих мест на бирже труда.
     Гипотеза: если студенты при выборе профессии  будут ориентироваться не на востребованность ее в данный момент, а ко времени  окончания обучения; тогда оканчивая  учебное заведение, будет возможность  устроиться на работу по своей специальности.
      Концептуализация  объекта: влияние образования на динамику социальной структуры общества; анализ функций современного социального института профессионального образования и его взаимодействие с биржей труда; анализ изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России.
     Чтобы завершить построение концептуальной измерительной модели, мы должны найти  способ выражения названных понятий  через наблюдаемые признаки, т.е. осуществить их операционализацию. Выделим такие понятия как:
- Профессиональное образование - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.
-   Студенчество - это мобильная социальная  группа, основным условием существования  которой является организованная  по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной социальной роли в материальном духовном производстве
-    Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками.
Обычно  биржа труда владеет базой  данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1
     Трудоустройство выпускников вузов  как социальный процесс
В условиях социально-экономических трансформаций  современного  
российского общества выпускники высших учебных заведений зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства и рост сервисного сектора привели к ситуации, когда на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных адаптироваться к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-командная система, в рамках которой ранее формировались показатели набора в ВУЗы и техникумы, предприятия планировали свой кадровый состав с учетом обновления корпуса специалистов, а молодые специалисты, хотя и получали гарантии трудоустройства, были ограничены в выборе места работы. В наши дни выбор места учебы уже не определяет жестко и однозначно дальнейшую перспективу профессиональной карьеры. В результате многократно увеличилось число лиц, которые, отучившись за счет бюджетного финансирования, после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования работают не по специальности. Другие выпускники не могут себе найти работу вообще. Не менее тревожной тенденцией является повышение доли таких выпускников, которые после получения профессионального образования поступают на учет в службу занятости. Таким образом, встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств, направленных на регулирование рынка, подготовку и переподготовку специалистов.  
     Представляется актуальным концентрация усилий государства в направлении повышения координации различных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. Сделать это можно только при помощи демократических институтов, руководствующихся логикой экономического развития и социальной справедливостью, учитывающих интересы ключевых субъектов этого процесса — учебных заведений, работодателей и самих работников. В условиях, когда изменяются схемы привычного вхождения молодых людей в фазу трудовой деятельности, качественным образом трансформируется мотивация, связанная с выбором профессии и профессионального образования, идет перестройка всей системы ценностных предпочтений и жизненных ориентации личности. Привычные, устоявшиеся взгляды, стереотипы не способны ни объяснить происходящее, ни сориентировать на адекватное поведение. Возникающие новые структуры, нешаблонные идеи и действия захватывают молодое поколение. В связи с этим изменяются цели и установки молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются социальные идеалы и ожидания. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях современной российского рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления профессиональным образованием.  
     Степень разработанности проблемы трудоустройства выпускников определяется состоянием мировых и отечественных исследований в области образования, рынка труда, трансформации институтов в условиях перехода к рынку. Большое значение имеют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу проблем молодежи в сфере трудовой деятельности, довольно многочисленны. Научные поиски в области социологии труда и занятости, социологии образования, социологии молодежи, научные публикации по проблемам безработицы, социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов фокусируются на вопросах социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни.

Долгое  время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Одна из первых работ принадлежит Н.В. Гончаровой, в которой на основе эмпирической базы определены группы противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, установлены существенные характеристики выпускников вузов при приеме на работу, выявлены факторы значимые для выпускников при трудоустройстве (Гончарова Н. В.)
    Наряду с социологическими исследованиям ценностных ориентации, методов трудоустройства и профессиональных планов внимание социологов начинают привлекать и поведенческие стратегии молодежи на рынке труда. Так как «одним из самых перспективных направлений в изучении социокультурного облика студенчества сегодня можно признать его многомерное типологизирование, позволяющее вскрыть детерминацию его дифференциации и основные порождающие ее факторы, показать многообразие стилей жизни студентов Одна из первых работ принадлежит Н.Н. Федотовой,
( Федотова Н.Н.) в которой сделана попытка на основе теоретического анализа и вторичной обработки социологических и психологических исследований создания типологии поведенческих стратегий молодежи на рынке труда. 
В результате эмпирического исследования было установлено, что для выпускников вузов характерны два типа поведенческих стратегий: пассивная умеренно-приспособительная и активная позитивно-инструментальная. Студенты, демонстрирующие первую стратегию, намерены делегировать решение проблемы своей занятости государству; основная помощь, которую они ожидают - это создание новых рабочих мест, предоставление льгот молодежи. Основной проблемой для них является обеспечение высокого материального уровня, образование рассматривается как инструмент для обеспечения профессиональной карьеры. Свобода не является жизненной необходимостью, ею можно поступиться ради поддержки со стороны государства. Из предоставляющихся возможностей наибольшее значение имеют возможности в сфере потребления и досуга. Для приверженцев второй стратегии свобода - жизненная необходимость; материальное благосостояние является необходимым компонентом успеха, главной проблемой своей жизни они называют невозможность самореализации, образование служит как средство реализации этой проблемы. Студенты этой группы считают, что для достижения успеха в жизни нужно рисковать, однако моральные принципы не дают им использовать любые средства для достижения жизненного успеха.

     Другая  типология стилевых стратегий занятости  выпускников вузов на рынке труда, основанная на стилевом анализе трудовых биографий, предложена Е.Л. Омельченко. При конструировании стилевых групп в зависимости от характера реализации формального статуса получен основной вектор измерения современных стилей жизни: от мобильного - инновационного — до стабильного - традиционного.(Омельченко Е.Л.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
     Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству
     Можно сформулировать несколько принципиальных препятствий адаптации выпускника применительно к его трудоустройству. Образование и система занятости  в совокупности выступают как общество в миниатюре, моделируют социальную систему и механизмы социальной интеграции. В таком случае конструирование образования как уникального трансфера целей социального развития осуществляется, помимо прочего, под влиянием  
дений профессионального образования. (Под ред. М.Э. Елютиной, В.Н. Ярской)
 

1.Взаимодействие институтов образования, занятости и найма, от которых    зависит трудоустройство выпускников высших учебных заведений, осуществляется с низкой эффективностью. Ряд категорий выпускников и определенных социальных групп не могут выдержать конкуренции на рынке труда; проблема трудоустройства становится одной из наиболее актуальных забот части студенчества. Несогласованность мотивов поступления в образовательное учреждение и стратегий выбора траектории жизненного пути приводит многих молодых людей к трудностям интеграции на рынке труда. Неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях способствует разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии, что ведет к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде будущей интеллигенции. Одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодежи является противоречивость и внепрофессиональная направленность ценностных ориентации.  
     2. Интенсификация взаимодействия акторов в поле молодежного рынка труда сама по себе не даст положительного результата. Новое качество данного процесса может быть обеспечено концепцией информационного воздействия на агентов рынка труда, когда в условиях отсутствия прямого директивного планирования осуществляется косвенное управление поведением субъектов рынка путем порождения новой информации, влияющей на принятие решений. Служба занятости может выполнять функцию внешнего независимого эксперта, чья информация, если она надежна, влияет на принятие решений агентов рынка труда, так как снижает их издержки, но тем самым снижает и свои издержки, повышая эффективность регулирования рынка. Современным агентствам занятости необходимо моделировать информационное взаимодействие между участниками рынка труда и оценивать количество и качество информации, которая им необходима.  
      3. Связанное со структурными изменениями в производственной сфере сокращение потребности в специалистах, отсутствие текущих и долговременных прогнозов социально-экономического развития регионов, слабая связь с предприятиями по вопросам подготовки специалистов под конкретные рабочие места привели к изменению ориентиров в системе подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием.                                    

     Вследствие этого при определении направлений деятельности образовательные учреждения в значительной степени ориентируются на потребности личности в профессиональном образовании, а не на реальные потребности региональных рынков труда. Развитие системы профориентации в вузах тормозится в условиях дефицита возможностей и интереса эффективно взаимодействовать с работодателями. Фиксируется дефицит финансовых и административных ресурсов, но остается не задействованным информационный ресурс, который при публичном и активном использовании заставляет участников рынка труда использовать свои ресурсы в необходимом направлении.  
     4. Рынок образовательных услуг, предоставляемых учреждениями высшего и среднего профессионального образования, формируется в новых социально-экономических условиях. Часть учебных заведений предпринимает попытки регулирования спроса и предложения через изменение объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Ориентация образовательных учреждений на подготовку по так называемым рыночным профессиям, имеющим повышенный спрос у молодежи в условиях неразвитого рынка труда, сегодня приводит к углублению дисбаланса между профессиональной структурой рынка труда и реальной квалификацией свободной рабочей силы.  
     5. Возможности службы занятости в оказании содействия в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений снижаются на фоне возрастающего разрыва профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда с уровнем квалификации выпускников, вызванного в определенной степени нежеланием рядом образовательных учреждений гибко, в контакте с административными структурами, органами занятости, работодателями, другими заинтересованными структурами ответственно подходить к решению проблемы целенаправленной подготовки и использования квалифицированной рабочей силы. Запаздывание же адаптации системы профессионального образования к условиям рынка труда, отсутствие готовности у значительной части работодателей реализовывать на практике кадровую политику, ориентированную на выпускников профессиональных образовательных учреждений, в перспективе может превратиться в серьезный тормоз экономического развития предприятий и региона в целом. Кроме того, нетрудоустроенные выпускники вузов и техникумов испытывают риск социальной дезадаптации.  
     6. Стратегия поведения службы занятости на рынке труда должна быть основана на концепции информационного воздействия и косвенного управления агентами рынка труда, что требует построения новой информационно-аналитической базы, разработки новых способов и методик получения значимой информации, ее использования в соответствии с задачей межсекторного взаимодействия на рынке труда. Эта проблема связана с вопросами профессионализма кадров социальной сферы, в частности профессионализацией посредников на рынке труда, в качестве которых выступают не только агентства по трудоустройству и службы занятости, но и сами учебные заведения.  
      7. Основная проблема функционирования кадровых агентств, служб содействия переподготовке и трудоустройству молодежи связана с отсутствием расширенного взаимодействия друг с другом, каждое агентство действует достаточно самостоятельно и изолированно, вместе с тем необходимость постоянного контакта отмечают все руководители и представители кадровых агентств. На сегодняшний день основные направления деятельности существующих кадровых агентств при вузах связаны с поиском и формированием базы данных подходящих вакансий для студентов каждого учебного заведения.  
     8. Перспективной представляется деятельность на трех основных уровнях: абитуриенты и студенты, факультеты и кафедры вузов, работодатели. Руководители студенческих кадровых агентств разделяют подобный подход, хотя отмечают недостаточность собственных ресурсов для широкой работы с кафедрами и факультетами по коррекции или изменению учебных планов, не отвечающих потребностям современного рынка труда и требованиям, предъявляемым к специалистам. Оживленные дискуссии вызывает проблема профориентации молодежи и правильного выбора специальности. Случаи ошибочного выбора специальности молодыми людьми далеко не единичны, в данном вопросе ответственность принято возлагать на школы и родителей, однако именно студенческие кадровые агентства способны существенно повлиять на правильность выбора специальности и будущей профессии индивида.  
     9. Новые аспекты в занятости выпускников требуют, с одной стороны, улучшения прогнозирования, планирования и координации действий учреждений, связанных с воспроизводством и использованием трудовых ресурсов; а с другой - тщательного учета в деятельности учебных заведений реального спроса на кадры, которые в них готовятся, улучшения профессионально-качественных характеристик их выпускников.
 

Глава 3
     Взгляд  молодого работника  и работодателя на проблему трудоустройства
3.1. Жизнь после окончания вуза
     Многие  выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное – как искать работу.
     При выходе на рынок труда в отсутствие адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью провоцирует переориентацию либо деградацию базовой системы ценностей.  
     Отсутствие структурированности социально-профессионального пространства, низкая динамика сферы профессиональной деятельности, негарантированный характер занятости определяют необходимость принципиально новых стратегий формирования и реализации профессионального потенциала молодежи .

     Особенно  удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются абсолютно  бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы. Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.
3.2. Мнение работодателей
     У работодателей свои претензии. Их раздражает настроение выпускников и их завышенные требования. Такие претензии, как: комфортное рабочее место, зарплата не ниже 20 000 рублей, четко прописанные должностные инструкции, соблюдение ТК РФ и т.п. - слишком большая роскошь для людей с нулевым опытом работы, считают некоторые работодатели. Ведь брать на работу приходиться "кота в мешке". Неизвестно, что за знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике. После всех вышеперечисленных требований молодого специалиста, скорее всего, последует отказ. В столь завышенной самооценке работодатели обвиняют вузы, многие из которых формируют у студентов мнение, что они получают блестящее образование и очень востребованы. Особенно, если они учатся на платной основе, им внушают, что в дальнейшем их затраты компенсируются благодаря хорошо оплачиваемой работе. Вот только, как добиться такой работы обычно не говорят.
     А ведь поиски работы - это тоже работа. Сегодня требования работодателя часто  обоснованы потребностями его бизнеса. И знания, полученные в вузе, заинтересуют его лишь в том случае, если они смогут каким-либо образом соответствовать этим потребностям. В свою очередь и к выпускникам предъявляются достаточно строгие требования. Те, кто берет их на работу, ставят настолько высокие планки, достигнуть которых, не имея за плечами практического опыта, не всегда возможно. Отсюда возникают претензии работодателей к вузам. По мнению рейтингового агентства "Рейтор", 65% работодателей считают, что выпускники вузов нуждаются в доучивании. Но только крупные компании способны и берутся доучивать молодых специалистов. Мелким компаниям такая процедура не по карману, и они ищут компетентных работников, с которыми не нужно возиться. Ректоры вузов и представители кадровых служб полагают, что преодолеть сложившуюся ситуацию можно. Необходим контакт работодателей с вузами: участие в работе вузов по подготовке выпускников, разработка собственных критериев оценки подготовки выпускников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4
Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)
     Одной из серьезных социальных проблем, связанных  с изменениями на рынке труда, ныне является угроза безработицы для  молодых специалистов, окончивших вузы. Выпускники вузов, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Поэтому сегодня весьма актуальным является решение проблем, связанных с синтезом двух составляющих процесса преобразования общества – высшего образования и рынка труда. В этих условиях необходимы серьезные научные исследования как на уровнях регионов, так и отдельных вузов. Ведомства, занимаясь исследованиями рынка занятости, должны определять приоритетные направления развития высшей школы, потребности в специалистах различных категорий, ввод новых учебных дисциплин, необходимых в данный период. В то же время и каждому конкретному вузу теперь необходимо учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля как в краткосрочном, так и долгосрочном плане, и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.
     С этой целью ректорат, служба занятости  и кафедра экономической социологии Саратовского государственного социально-экономического университета (СГЭУ) проводит панельные  конкретно-социологические исследования проблем и перспектив трудоустройства выпускников СГСЭУ и ситуации на рынке занятости Саратовской области по соответствующим специальностям экономического профиля.
     Объем генеральной совокупности составляет 1 439 студентов 3,4,5-го курсов дневного отделения всех пяти факультетов СГСЭУ. Выборочная совокупность (количество опрошенных) составила – 297 человек, или 20,6 % от числа всех студентов 3,4,5-го курсов дневного отделения вуза, что позволяет считать анкетный опрос репрезентативным, а его результаты вполне достоверными.
    Отметим, что в некоторых случаях в  ходе сравнительного анализа используются данные аналогичных анкетных опросов, проведенных в других вузах страны, статистические данные областного центра занятости, характеризующие ситуацию на рынке труда выпускников вузов Саратовской области.
    Обобщенные  и систематизированные результаты анкетного опроса, проведенного в  конце 1998 года, выглядят следующим образом.
    На  вопрос “Нравится ли Вам специальность, по которой Вы обучаетесь в университете?” подавляющее большинство всех опрошенных (92,3 %) ответили утвердительно. Вместе с тем среди ответивших положительно на данный вопрос количество выпускников, т.е. студентов 5-го курса, несколько ниже, чем студентов 3 и 4-го курсов.
    По  специальностям, по которым обучаются студенты, доля положительных ответов наиболее высока: менеджмент (96,1 %), бухучет и аудит (94,5 %), финансы и кредит (93,4 %), далее следует государственное и муниципальное управление и социология. Ниже, но тоже положительно оценивают свою специальность студенты, обучающиеся экономике и управлению на предприятиях пищевой промышленности (88,7 %), экономике и управлению аграрным производством (87,9 %). Сравнивая эти результаты с данными ранее проведенных исследований 1994-1995 годов, которые тоже дают высокий процент положительных ответов (87,5 % и 91,2 %), можно сделать вывод об устойчивой и сформированной тенденции положительной оценки специальностей, по которым студенты обучаются в СГСЭУ.
    Сопоставляя данные проведенного опроса с аналогичными, проведенными в Ульяновском университете, отметим, что наиболее высоко студенты всех факультетов оценивают (по 5-балльной шкале) специальности экономического профиля (4,6 балла), юридические специальности (4,5 балла), которые лидируют со значительным отрывом от остальных специальностей. Наименьший рейтинг у специальностей “физика и математика” (3 балла) и некоторых инженерно-технических специальностей (2,7 балла).
    Это позволяет сделать вывод, что  экономическое образование занимает в настоящий момент ведущие позиции на рынке образовательных услуг. Ситуация может измениться в недалекой перспективе, поскольку наиболее высокий процент (17,1 %) от всех выпускников саратовских вузов, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, составляют специалисты в области экономики, бухучета и финансов.
    Очевидно  поэтому, среди ответивших отрицательно на вопрос, нравится ли им специальность, лидирует та группа студентов (7–8 %), которая  предвидит сложности с будущим  трудоустройством. Иначе говоря, они  отрицательно относятся не к самой специальности, а к перспективам обретения работы по данной специальности. Характерная особенность ответов как раз состоит в том, что среди причин неудовлетворенности выбранной специальностью называется, прежде всего, сложность с трудоустройством.
    Отвечая на вопрос “На кого Вы рассчитываете  в трудоустройстве?”, можно было выбрать несколько вариантов. Ответы распределились следующим образом: на родственников – 82 %; на знакомых – 68 %; на самого себя – 36 %; на службу занятости – 6,1 %; на социально-экономический университет – 4,2 %. Характерно, что если в 1994 году значительная часть студентов рассчитывала на помощь службы занятости и университета, то в 1998 году доля таких студентов уменьшилась вдвое и в совокупности составила чуть более 10 %. В то же время незначительно увеличилось количество студентов, рассчитывающих на самих себя, в 1994 году таких было 29 %, а в 1998 году – 36,7 %. Среди источников помощи по-прежнему лидируют родственники и знакомые. Важно отметить, что та группа студентов, которая не задумывалась над вопросами трудоустройства (7–8 %), почти вся связала предстоящее трудоустройство с влиятельными родственниками или знакомыми.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.