На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс стратегического планирования в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: Стратегический менеджмент
на тему: Процесс стратегического планирования в организации 
 
 
 
 

                       Выполнила:
                    студентка гр. 

                       Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   

Уфа-2010
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы стратегического  планирования…………….5
1.1. Сущность, функции и задачи стратегического планирования…………..5
1.2. Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………..10
1.3. Значение факторов неопределенности и риска в стратегическом планировании……………………………………………………………..……..18
Глава 2. Анализ стратегического планирования в ООО «ЖЭУ» №51……….23
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………23
2.2. Анализ влияния факторов внешней среды………………………………..27
2.3. Анализ  внутренней среды предприятия…………………………………...32
Глава 3.Рекомендации по стратегическому управлению ООО «ЖЭУ №51»..36
3.1. Разработка системы мотивации персонала………………………………..36
3.2. Введение  инноваций в «ЖЭУ №51»……………………………………….39
3.3. Эффективность  предложенных мер………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список  использованной литературы…………………………………………...45 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Темой данной курсовой работы является стратегическое планирование в организации. Планирование в организации - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.
     Данная  тема является весьма актуальной, поскольку  правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Актуальность темы работы также обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
     Не  используя преимущества стратегического  планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
     Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности, функций и методов стратегического планирования в организации, а также формирование стратегического плана на предприятии.
     В соответствии с поставленной целью  задачами данной курсовой работы являются следующие:
    раскрыть основные составляющие системы внутрифирменного  стратегического планирования, изучить процесс стратегического планирования, целей планирования, средств реализации планов, содержания деятельности и результатов, значение маркетинга в формировании стратегических планов;
    рассмотреть организацию процесса планирования на предприятии, выделить основные задачи стратегического планирования. Проанализировать основные элементы стратегического планирования: определение целей, анализ исходного состояния, формирование и реализацию стратегии;
    сформировать предложения по составлению стратегического плана организации, общей стратегии и функциональных стратегий, план создания конкурентных преимуществ. Предложить рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования.
         Объектом исследования данной  курсовой работы является организация  Общество с ограниченной ответственность «ЖЭУ№51» в ней будет произведен процесс разработки стратегического плана.
      В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. 
 

Глава 1. Теоретические  основы стратегического  планирования
      Сущность, функции и задачи стратегического планирования
 
       Под стратегией можно понимать совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Стратегия – это своеобразный «коридор» использования различных тактик. Тактика – это пути и этапы движения в рамках развития фирмы в соответствии с поставленной целью.
     Реальность  стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор  путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления.
     С позиций стратегии и тактики  можно проанализировать любую проблему, ситуацию, любое управленческое решение.
     Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы.
Стратегическое  планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии предприятия и достижение его целей. [10, c.86]
      Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
     Основными задачами стратегического планирования являются:
     1) определение необходимых стратегических  решений;
     2) оценка будущего состояния экономики  и потребности в данной продукции,  которую выпускает организация;
     3) оценка необходимых производственных  мощностей в будущем;
     4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.
     Стратегическое  планирование включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы.
     Долгосрочные  планы разрабатываются на период от 5 до 15 и более лет, среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год.
     План - это: намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организацию в такое положение, когда они:
    не понимают поставленных целей, будущих задач;
    хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
    теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
    оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.[6, c.128]
     Применение  планирования:
    улучшает координацию действий в организации;
    позволяет организации учитывать изменения во внешней среде;
    делает возможным реализацию возможностей для организации;
    улучшает информационный обмен в организации;
    способствует оптимальному распределению ресурсов;
    четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
    стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров – к большей обоснованности и реализации своих решений;
    улучшает контроль в организации.
     Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений. Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация ко внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
     Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
     Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организации необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т. д.
     Внутренняя  координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные  и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
     Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
     Процесс стратегического менеджмента – совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Планирование в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды приобретает стратегическую направленность.
     Стратегическое  планирование представляет собой процесс  выбора целей организации и решения  о том, что следует делать для  их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
     Проблема  стратегического планирования становится очень актуальной в условиях повышающейся нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.
     В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов  анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал и разработать систему стратегического планирования деятельности предприятия на основе оценки уровня использования рыночного потенциала. [3, c.54]
     До  последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных  международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования. В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал и разработать систему стратегического планирования деятельности предприятия на основе оценки уровня использования рыночного потенциала. Современный подход к стратегическому планированию признает взаимозависимость планирования и других функций предприятия, указывая на необходимость учета этой зависимости при проектировании систем планирования
      Стратегическое  планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Стратегическое планирование применимо к любой проблеме, которая: связана с глобальными целями предприятия, ориентирована на будущее, затрагивает внешние факторы, влияющие на результаты деятельности. 

1.2. Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. 

     Внешние факторы, действующие на организацию, принято делить на среду прямого  воздействия и среду косвенного воздействия. Внешняя среда организации  прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.
     
     Рис.1 Схема стратегического  управления
     Анализ  и оценка внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к организации факторы окружения, чтобы определить как возможности, так и опасности, ее подстерегающие.
     С точки зрения возможностей и опасностей для организации роль анализа  и оценки внешней среды в процессе стратегического планирования заключается, по существу, в ответе на вопросы: где  организация находится в настоящее время; где организация должна находиться в будущем; что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из положения, в котором она находится в настоящее время, в то положение, где ее хочет видеть руководство.
При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. После установления  своей  миссии  и  целей   руководство предприятия  начинает  диагностический этап процесса стратегического планирования. Анализ среды проводится разными методиками, однако самыми популярными являются СТЭП-анализ внешней среды, SWOT-анализ, анализ 5 сил конкуренции и др. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
    оценка изменений,  воздействующих на различные  аспекты текущей стратегии;
    определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
    определение факторов, представляющих больше возможности для достижения целей путем корректировки планов.
      Анализ  внешней  среды  носит название СТЭП-анализа и помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы. Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где  она должна находиться в будущем  и что для этого должно сделать  руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
    Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к.  состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции,  международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
    Политические  факторы.  Активное  участие предпринимательских фирм в политическом процессе  является  указанием  на важность государственной  политики  для организации;  следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов,  властей субъектов государства и федерального правительства.
    Рыночные  факторы.  Рыночная  среда представляет собой постоянную опасность  для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи  и провалы организации, относятся распределение доходов населения,  уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
    Технологические факторы.  Анализ технологической среды может по  меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи.
    Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
    Факторы  социального  поведения.  Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества.
    Международные факторы.  Руководство фирм,  действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
      Таким образом, анализ  внешней  среды  позволяет организации создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.  Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление  не  только  о  существенных внешних проблемах,  но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
      Вторым  этапом будет анализ внутренней среды  организации. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции,  как маркетинг, бухгалтерский учет,  операции (производство), человеческие ресурсы, культура корпорации. [10, c.75]
      При обследовании функции маркетинга  необходимо  обратить внимание на семь областей анализа:
    конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости,  являющаяся существенной целью для компании;
    разнообразие и качество ассортимента изделий,  которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;
    рыночная демографическая статистика,  контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
    рыночные  исследования и разработки новых товаров и услуг;
    предпродажное  и  послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;
    эффективный сбыт,  реклама и продвижение товара;
    прибыльность.
      Детальный анализ финансового состояния может  выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
      Весьма  важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Существуют некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями. Например это вопрос о возможности продажи товаров по более низким ценам, чем конкуренты, вопрос о возможности выхода на новые рынки и т. д.
      Истоки  большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы.[1, c.72]
      Культура  и образ предприятия подкрепляются  или ослабляются репутацией компании. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?
     После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководству необходимо иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.[5, c.216]
     Внутренняя  среда организации – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: целей, структуры, задач, технологии и  людей.
     Анализ  внутренней среды представляет собой  процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внутренние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить возможности и угрозы для организации. В условиях быстро меняющейся внешней среды «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Анализ внутренней среды проводится в виде управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций – маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ корпорации.
     Путем тщательного рассмотрения каждого  из пунктов названного перечня, руководство  может выявить потенциальные  слабые зоны и предпринять соответствующие  корректирующие меры. Если организация  обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.
     Наконец, можно выделить ограниченное число  факторов, за которые прямую ответственность  несет только высшее руководство  организации, чтобы сохранить нормальное внутреннее и внешнее состояние  организации. Эти нетрадиционные факторы, как, оказывается, имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. К ним относятся культура корпорации и ее образ (имидж). Атмосфера или климат в организации называются культурой. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж организации, как внутри, так и вне организации, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов отдавать предпочтение товарам одних фирм, отказываясь от товаров других. Имидж может привлекать, например, абитуриентов к тем или иным вузам.
     После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени  важности, руководство может определить те зоны, которые требуют немедленного внимания, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. Приведя внутренние силы и слабости в соответствии с внешними опасностями и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. [2, c.79]
     Существуют 4 основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
     Ограниченный  рост. Характерно установление целей  от достигнутого, скорректированных  с учетом инфляции. Применяется в  зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением.
     Рост. Осуществляется путем ежегодного значительного  повышения уровня краткосрочных  и долгосрочных целей над уровнем  показателей предыдущего года. Это  вторая, наиболее часто употребляемая альтернатива. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
     Рост  может быть внутренним или внешним. Внутренний рост достигается за счет расширения ассортимента товаров. Внешний  рост имеет место в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста. Рост может приводить к конгломератам, т. е., объединению фирм в никак не связанных отраслях. Сегодня наиболее очевидной формой роста является слияние корпораций.
     Сокращение. Альтернативой, которую реже всего применяют руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих организаций сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов.
    Ликвидация – наиболее радикальный вариант сокращения, полная распродажа материальных запасов и активов организации.
    Отсечение лишнего – когда организации считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности.
    Сокращение или переориентация имеют место при застойной экономике, когда организации считают необходимым сократить часть своей деятельности в попытке увеличить прибыли. К стратегиям сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности организации продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
     Сочетание. Стратегии сочетания всех альтернатив  чаще всего придерживаются крупные организации, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий, ограниченного роста, роста и сокращения.
     Рассмотрев  имеющиеся стратегические альтернативы, руководство обращается к конкретной стратегии, осуществляя выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию. 
 
 
 

1.3. Значение факторов неопределенности и риска
в стратегическом планировании 

     Большую роль в оценке эффективности проекта  создания и развития предприятий  играет фактор риска. Проблема риска и устойчивости дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий.
     Риск  как экономическая категория  представляет собой событие, которое  может произойти, или не произойдет.
     В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.
     Под «риском» принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Чем ниже уровень риска, тем ниже и вероятность получить высокую прибыль.
     Поэтому, с одной стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровней  риска и дохода, а также степени  деловой активности. Без учета факторов риска и умения управлять рисками предприятию не обойтись. [4, c.165]
     Процесс анализа риска можно представить  в виде следующей схемы: ситуация риска ® осознание риска ® виды риска® факторы и причины® меры минимизации.
     Важным  моментом в анализе рисков является их классификация. Она позволяет оценить влияние риска на деятельность предприятия, увидеть факторы (главные и второстепенные), формирующие конкретный вид риска, определить значимость, роль и место каждого риска в их системе.  

     В настоящее время учет рисков широко используется при планировании инвестиционного  проекта. Так, например, при разработке бизнес-плана все возможные риски  анализируются и учитываются. По ним разрабатываются специальные  меры, чтобы исключить или значительно снизить их отрицательное влияние на материальные, трудовые, финансовые и другие потери.
     Разрабатывая  теорию и методологию изучения рисков, необходимо определить характерные  типы рисков и источники (причины) их возникновения, формы проявления, усиливающие и ослабляющие факторы, а также способы прогнозирования их возможных последствий.
     Осуществление рыночного предпринимательства  в любой его форме связано  с риском, который принято называть хозяйственным или предпринимательским.
     Он  обуславливается рыночной системой хозяйствования, характеризующейся неопределенностью ситуации, изменчивостью экономической среды.
     Очевидна  необходимость определенного уточнения  базы предпринимательского риска, разработки теории соответствующего методического  инстументария для уточнения классификации рисков с учетом специфики предпринимательской деятельности предприятий, установления факторов риска, степени их неопределенности, методов (способов) оценки рисков и путей снижения их. От их учета во многом зависит реальность и эффективность реализации в перспективе управленческих решений в различных областях предпринимательской деятельности. [8, c.96]
     Реализация  стратегии предприятия всегда связана  с определенным риском. Это может  касаться как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности предприятия, так и ее сокращения.
     Нередко риск в стратегическом планировании называют хозяйственным или предпринимательским.
     Следует так же учесть, что планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды предприятия. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата, и, конечно, присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.
     Источником  риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.
     Планирования  в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др.
     В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений.
     Неопределенность  в рыночной экономике приводит к  тому, что избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.
     Хочу  отметить то, что в современно экономике методы планирования и оценки риска проработаны явно недостаточно. Отсутствуют практические рекомендации по его оценке и предотвращению при решении различных плановых задач.
     Но  все - таки разрабатываются некоторые  системы мер, направленные на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Наиболее часто применяются следующие группы методов:
    технические (противопожарный контроль, охранная сигнализация и т.п.)
    правовые (страхование, залог, неустойка (пени, штраф), поручительство (гарантия), задаток)
    организационно – экономические (запрет на курение в огнеопасных местах, система поглощения риска и т.п.)
     Риск  еще можно рассматривать, как  вероятность ошибки или успеха при  выборе той или иной стратегической альтернативы, как образ действий в неопределенной обстановке, а также как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений.
     Планирование  риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при  наступлении неблагоприятных обстоятельств  и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при  осуществлении хозяйственных операций. При этом необходимо количественно оценить прогнозные величины потерь.
     Полностью избежать риска в хозяйственной  деятельности невозможно, но, зная, где  и при каких обстоятельствах  он может возникнуть, менеджерский персонал может его предотвратить, снизить угрозу потерь, уменьшая действие неблагоприятных факторов. Поэтому очень важно знать, где и при каких условиях могут возникнуть те или иные потери.
     Предприятию так же очень важно при формировании стратегии уметь анализировать  факторы неопределённостей и  риск.
     Анализ  факторов неопределённостей и риска позволяет выявить зоны риска для данной стратегии и определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии.
     Оценивая  риск, следует иметь в виду, что  с течением времени риск, ассоциируемый с данным активом, возрастает.
     Отсюда  можно сделать очень важный вывод: чем более долговременным является данный вид актива, тем он более рискован, тем большая вариация доходности с ним связана.
     Именно  поэтому различается доходность и рисковость различных финансовых инструментов, например, акций и облигаций: вариация доходности акций может ощутимо варьировать, т.е. этот вид финансового инструмента более рисков.
     Таким образом, важным этапом при разработке стратегии организации является оценка рисков, которые могут возникнуть при выборе той или иной стратегической альтернативы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ стратегического  планирования в ООО  «ЖЭУ №51»
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №51» создано в соответствии с действующим на территории РФ законодательством 18 февраля 2008г.
     Место нахождения предприятия (юридический  адрес): г.Уфа, ул.Революционная, дом  №167/3.
    ООО «ЖЭУ № 51» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные счета в банках. Как юридическое лицо, имеет право от своего имени заключать договора, контракты, совершать сделки по всем видам своей деятельности, предусмотренной Уставом, участвовать в торгах, приобретать имущественные права и истцом и ответчиком в арбитражном суде. Общество создано без ограничения срока действия.
   Общество  имеет целью деятельности: удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и извлечение прибыли.
   Предмет и виды деятельности:
      Строительство, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, жилых домов, инженерных сетей, оборудования.
      Содержание, обслуживание, эксплуатация жилищного фонда, благоустройства территории, транспортные услуги.
      Изготовление и реализация товаров народного потребления.
      Комплекс услуг по ремонту и содержанию квартир по заказам населения.
      Ремонт зданий и сооружений производственного назначения.
      Оказание бытовых услуг населению.
      Организация культурного досуга населения (работа подростковых клубов, видеопрокат, кино-видеопоказ, кабельное телевидение.
      Спортивно-массовая и оздоровительная работа с населением (спортивные секции, клубы по интересам).
      Коммерческая, посредническая, торговая деятельность.
      Риэлторская деятельность.
      А также виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
     Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право Общества осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получение лицензии, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении сока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
     Учредителями  Общества являются следующие юридические  лица:
    Муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
    Общество с ограниченной ответственностью «Салют»;
    Общество с ограниченной ответственностью «УФАРЕМСТРОЙ»;
    Общество с ограниченной ответственностью «Поли-Строй».
   Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
    Учредителями  акционерного общества являются участники, список которых определен Учредительным договором. Участники имеют право: участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке; принимать участие в распределении прибыли; получать в случае ликвидации часть имущества или его стоимость.
    Участники общества обязаны: вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества.
    Управление  деятельностью общества осуществляется по общему согласию всех участников, либо большинством голосов. Руководителем организации является директор. Общество может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо иными нарушениями закона.
    Формой собственности ООО «ЖЭУ №51» является муниципальная.  Учредительным документом является Устав. Уставный или складочный капитал разделен на доли участников и составляет 10 тысяч рублей.
    Источником формирования финансовых ресурсов ООО «ЖЭУ №51» являются прибыль, амортизационные отчисления, взносы учредителей. Налогообложение и контроль за финансовой деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
    Высшее  руководство предприятием осуществляется директором. Цель данного подразделения – координация и руководство всей деятельностью. Директор принимает решения по срочным вопросам, осуществляет контроль над деятельностью предприятия, назначает на должность высших должностных лиц. Директор обязан обеспечить выполнение плановых заданий, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками и заказчиками, банками.
     В подчинении директора находится  бухгалтерия, возглавляемая главным  бухгалтером, отдел  по строительству, капитальному и текущему ремонту, отдел оказания бытовых услуг, отдел по оказанию ремонтных услуг, а также отдел организации культурного досуга населения. Организационная структура ООО «ЖЭУ №51» представлена на рис.3
     



 
 


       
 
 

     Такая структура является оптимальной с точки зрения масштабов компании и специфики основной деятельности, поскольку в организации большое количества подразделений, и руководитель может управлять ими всеми по иерархии, что обусловлено постоянным стремлением руководства организации использовать высокие управленческие и лидерские качества.
      Финансовые  показатели деятельности Общества понизились в среднем за последний год  на 28%. К примеру выручка от реализации работ и услуг составляет всего 83% от прежнего уровня и в сумме составляет 8841 тыс.руб.
Также возрасли затраты, их рост в среднем  составляет 31% в сумме общие расходы  от всех видов деятельности за отчетный период составили 5127 тыс.руб. Среди  негативных тенденций следует отметить плохое обеспечение материальной базы и устаревшее оборудование и инвентарь. 
 

2.2. Анализ влияния  факторов внешней  среды
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.