Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация в РБ: цели и методы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
   1.1. Цели  и задачи приватизации…………………………………………………………5
   1.2. Основные  направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
     Заключение…………………………………………………………………...................37
     Список  использованной литературы………………………………………..................39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и  поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности  является актуальной.
    Многие  страны с переходной экономикой для  достижения своих целей проводят разгосударствление и приватизацию, так как эффективность функционирования экономики зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. Для этого государство должно предоставлять гражданам права собственности, возможности открыть частное предприятие, обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообразии форм собственности. Хозяйствующие субъекты должны самостоятельно принимать решения, что повышает эффективность хозяйствования.
      Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
    Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
    Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
          При приватизации возникает множество проблем, пути, решения которых часто опираются на опыт зарубежных стран, таких как Франция, Германия, Испания.
    Таким образом, цель данной работы – на основании  литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить  приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
         Задачи курсовой работы:
    Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
    Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
    Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
    Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.
         В  работе     также     изложены    вопросы     о       преобразовании    форм собственности      в        республике,      информация    о    принятых       законах, постановлениях.     
 
 
 
 

 

    1. СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1 Цели  и задачи приватизации 

       Главной задачей при переходе к рынку  является преобразование начальных отношений экономики – отношений собственности. От форм и темпов этого процесса во многом зависят интенсивность и глубина внедрения в хозяйственную практику всего спектра рыночных отношений. Рынок не возможен без многообразия форм собственности, каждая из которых показывает в условиях конкуренции свою жизнеспособность и избирает те сферы деятельности, где она обеспечивает наивысшую эффективность.
      Центральным звеном экономической реформы в  республике является преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации. Подготовка этих изменений в рамках указанных процессов началась с принятия законов о предприятиях, собственности, аренде, разгосударствлении и приватизации государственной собственности, акционерных обществах, разработки нормативно-методических документов, конкретизирующих соответствующие законы, временного методологического положения по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже и ежегодных программ разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности [7, c. 5].
      Работы  зарубежных авторов позволяют рассматривать развитие процессов приватизации в ходе эволюции западных экономик. В них впервые дана трактовка этого процесса, раскрыта его сущность и содержание. По определению Э. Саваса, приватизация в узком смысле слова означает превращение в частную собственность, то есть преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную [12, с. 15].
      В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой приватизация определяется как процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству [3]. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы – право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллективной собственности.
      Формируя  в экономике частную форму  собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.
      Независимо  от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:
    пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;
    повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;
    формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;
    облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;
    обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;
    улучшение условий труда работников, занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;
    возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и прочие [16, с. 97].
       Эти цели иногда могут противоречить  друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения  инвестиций, то правительству следует  отказаться от больших бюджетных доходов по продаже государственной собственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, влекущая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям социальной справедливости и равного деления национального богатства.
       Поставленные цели приватизации могут достигаться посредством решения ряда задач при проведении реформирования производственных отношений:
      обеспечить сочетание различных способов реформирования. В частности, государству следует определить способы изменения отношений собственности. Практикуемые ныне платные и бесплатные способы содержат множество недостатков. Платность не может быть использована  широкими слоями общества вследствие отсутствия капитала. Безвозмездная передача имущества не формирует собственника: что легко дается, то также легко и уходит, не получает развития. Первостепенной задачей должна являться практика формирования будущих товаропроизводителей;
      добиться гласности и отчетности. С целью избежания коррупции и злоупотреблений в государстве необходимы гласность и учет проводимой работы. Это поможет предотвращению распределения собственности между «своими людьми» в ущерб экономической целесообразности;
      сделать возможным доступ к кредитам всем слоям населения. В условиях низкой доходности населения в приватизации могут участвовать лишь немногие. Предоставление кредитов как можно более широкому числу будущих предпринимателей позволило бы привлечь в экономическую активную жизнь и большое число населения;
      осуществлять комплексность в приватизации объектов. Было бы ошибкой проводить приватизацию только объектов материальной сферы. Необходимо развивать рыночное обеспечение экономическими ресурсами (создание бирж), создавать рынки капиталов (коммерческие банки), рынки основных фондов (рынки недвижимости), службы занятости (рынки труда) и другое;
      ограничить неэкономические функции фирмы;
      взаимодействие государственного и негосударственного секторов. [14, c.  13]
     Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:
      государственные предприятия, учреждения и организации;
      предприятия, сданные в аренду;
      выделенные    в    самостоятельные    предприятия    структурные    единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
      здания,    сооружения,    оборудование    и    другие,    материальные    и    нематериальные    активы   предприятий;   
      доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов;
      акции, принадлежащие государству
     Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.
     Субъектами  приватизации являются физические и  юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.
     Субъектами  приватизации могут выступать юридические  лица с негосударственной  формой собственности:  частные,  арендные  и  народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, которые не относятся к государственной форме собственности.
      Особым  субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.
       В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия. 

1.2. Основные  направления и методы приватизации
 
     Эффективность функционирования рыночной экономики  во многом зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.
     Разгосударствление  экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.
     Разгосударствление  экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендных отношений и т. д.
     При всей важности этого направления  разгосударствления экономики оно  недостаточно эффективно, так как  не меняет основу экономических отношений  отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.
     Разгосударствление  собственности - разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.
     В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.
       В государствах с административно-командной экономикой разгосударствление и приватизация осуществляются в условиях монополии государственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательно относится к развитию частной собственности и приватизации.
       В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов. Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности. Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 – безвозмездно.
       Процесс приватизации регламентируется Законом «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и базируется на следующих принципах:
    Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает, что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность гражданам бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
    Право каждого гражданина на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков «Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
    Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и так далее. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров. Практически данный принцип реализуется путем разработки специальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
    Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется  делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
    Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается, прежде всего, трудовых отношений.
         Работникам приватизированных предприятий  даются следующие гарантии:
        - деятельность предприятия не  может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;
        - до завершения приватизации  ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.
    Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и так далее. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
    Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
    Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
    Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом. [8, с. 14-16]
       Существует  множество разнообразных методов  приватизации. Рассмотрим некоторые  из них, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.
       Основные методы приватизации:
     1. Прямая продажа действующих государственных предприятий:
     - путем публичного предложения
     - в случае отсутствия конкурсности
     2. Частичная продажа после предварительного акционирования (начальная приватизация):
     - через аукционы, в том числе  специализированные, допускающие участие в покупке не только компаний, но и населения;
     - по конкурсу (участники предлагают  свои условия, как правило,  закрыто друг от друга, а  конкурсная комиссия выбирает  наиболее выгодный для государства  вариант, причем не только по  финансовым условиям, но и, например, по социальным последствиям);
     - путем внесения имущества в  качества вклада в уставные  капиталы тех вновь создаваемых  ОАО, которые создаются на более  широкой основе, чем отдельное  действующее предприятие.
     3. Выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом.
     4. Всеобщая ваучерская приватизация.
     5. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО, 100 % акций которых остаются в собственности государства (муниципального органа управления).
               Наиболее известным из достаточно успешных методов приватизации, является прямая продажа действующих государственных предприятий. Как правило, эта схема применяется  в странах с развитой рыночной экономикой, например в Великобритании. При продаже внешним владельцам обычно ориентируются на стратегического инвестора, заинтересованного в реконструкции предприятия, готового привнести в него передовой опыт и имеющего необходимые стимулы для эффективного управления.
       Однако  процесс продажи стратегическому партнеру довольно дорогостоящий и медленный, требует тщательной предпродажной подготовки, включающей дополнительные расходы на аудит и подготовку бизнес-плана. Серьезной проблемой, всегда вызывающей разногласия, особенно в общественной среде, является установление стоимости предприятий, выставляемых на продажу. Так,  вследствие политических факторов (нестабильность в стране, неспособность правительства гарантировать права собственности) понижается стоимость предприятия, выставленного на  продажу, что создает напряженность среди потенциальных покупателей. А чрезмерное завышение, в свою очередь, может привести к  тому, что их вообще не найдется.
       В странах, которые проводили массовую приватизацию, вызванную необходимостью институциональных изменений, только в Германии, Венгрии и Эстонии удалось приватизировать наиболее значительную часть государственных предприятий путем продажи внешним владельцам.
       Прямая  продажа государственных предприятий  является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает довольно затруднительно.
       Возможно, более простым является не продажа  собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (то есть частичная продажа после предварительного акционирования). Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки. Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, то есть рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.
       Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил. Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.
       Другим  способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преимущества при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении. Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения, кроме того, он может также способствовать улучшению корпоративного управления и может быть эффективным на преуспевающих или экономически устойчивых предприятиях. Вместе с тем он имеет ряд недостатков. Во-первых, несправедливо распределяется собственность. Во-вторых, государство практически лишает само себя поступлений в бюджет от приватизации из-за того, что отдает предприятия работникам бесплатно или по низкой цене. К недостаткам приобретения работниками предприятий в странах с переходной экономикой относится и то, что в этих странах еще не развиты принципы корпоративного управления, отсутствует культура взаимодействия администрации и владельцев, нет соответствующей дисциплины и механизмов надзора за руководителями.
       Таким образом, этот способ приватизации, оказавшись наиболее применяемым, выявил серьезные противоречия между политической необходимостью и экономической целесообразностью.
     Одним из наиболее распространенных способов приватизации в странах переходной экономики оказался метод всеобщей ваучерской приватизации, который предполагает распространение приватизационных чеков или ваучеров среди населения. В этом случае предполагается равномерное распределение государственной собственности среди держателей приватизационных чеков. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
       Выданные  ваучеры население может вкладывать непосредственно в акции компаний, выставленных на продажу. Для того чтобы организовать этот процесс и поощрить большую концентрацию акций во владении предприятием и организации корпоративного управления, было разрешено помещать ваучеры в специальные инвестиционные фонды, которые и выступают на рынке от имени владельцев ваучеров. Эти фонды ведут активную работу по привлечению инвестиций, организации вторичного рынка, создают условия для укрепления финансовой инфраструктуры.
       И рассмотрим вопрос о возвращении собственности прежним владельцам. Этот прием тоже рассматривается как способ приватизации и возник в связи с тем, что во многих странах с приходом к власти коммунистов происходила экспроприация частного имущества.
       Возвращение имущества прежним владельцам сопряжено  со множеством проблем. Так, в некоторых  странах было принято решение и о денежных компенсациях бывшим владельцам. В Болгарии, Германии, Чехословакии государство законодательно предусмотрело возвращение земель, жилых зданий и предприятий прежним владельцам или их наследникам.
       Возвращение собственности в натуральной  форме в какой-то степени может  способствовать развитию частного сектора, но не позволяет избежать конфликтов, в частности, связанных с перераспределением прав и обязательств. [17, с. 242-247]
       Таким образом, приватизация государственной  собственности представляет собой  процесс приобретения физическими  и юридическими лицами права собственности на принадлежащие государству объекты. В результате приватизации формируется собственник на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, формируется рыночное ценообразование, в полной мере учитываются нужды потребительского рынка. Основными целями приватизации должны быть повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, создание и развитие рыночной экономики. Должны обеспечиваться различные способы реформирования: прямая продажа действующих государственных предприятий путем публичного предложения, в случае отсутствия конкурсности; частичная продажа после предварительного акционирования через аукционы, по конкурсу, путем внесения имущества в качества вклада в уставные капиталы тех вновь создаваемых ОАО, которые создаются на более широкой основе, чем отдельное действующее предприятие; выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом; всеобщая ваучерская приватизация; преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО. Процесс приватизации должен базироваться на следующих принципах: сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации, право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, дифференциация методов, форм и процедур приватизации, разграничение компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней, предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, контроль за осуществлением приватизации со стороны государства, обеспечение широкой гласности процесса приватизации, постепенность и поэтапность, соблюдение законности.
 

        2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИИ 

       Приватизация  государственной собственности  имеет широкое распространение  в современном мире. Причем, как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в развивающихся странах, которые после приобретения политической независимости в течение нескольких десятилетий находятся в сложном поиске выбора оптимальной модели развития.
       Приватизация государственной собственности в индустриальных странах носит в буквальном смысле ограниченный характер и имеет своей целью достижение частных макроэкономических эффектов, главным образом фискального характера (уменьшение государственных расходов и сокращение бюджетного дефицита). Однако, цели и задачи приватизации не однородны для различных государств и регионов мира. В развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки приватизация государственной собственности направлена на развитие инфраструктуры. Так, в Бразилии по итогам 1991-1998 гг. доля приватизированных предприятий энергетики составляет 33%, в сталелитейном секторе – 10%, нефтехимическом – 4%, добывающем – 8%, железнодорожном  – 4%, финансовом – 1%, других отраслях – 5%. В странах Центральной и Восточной Европы цель реформирования государственной собственности – создать эффективный частный сектор и реструктурировать экономику в целом, обеспечив на этой основе экономический рост [10, с.23].
       Рассмотрим  родоначальницу приватизации – Соединенное Королевство Великобритании. Начиная с 50-х годов по темпам роста промышленного производства эта страна отставала от Японии, США, Италии и других [13]. Накануне широкого разгосударствления и приватизации в государственном секторе предпринимательства сложилась такая ситуация, когда совокупная прибыль национализированных отраслей была близка к нулю, уровень самофинансирования составил лишь 10%, а затраты на оплату труда себестоимости продукции росли быстрее, чем в среднем по стране, и без соответствующего роста  производительности труда. Практически по любому предприятию разрабатывалась программа приватизации, после чего в парламенте принимался соответствующий закон. Наиболее распространенным методом приватизации основных национализированных отраслей стало их превращение из государственных предприятий в коммерческие общества. Далее происходила продажа акций новых компаний путем их предложения по фиксированным ценам или путем продажи с торгов. Осуществление приватизации в Великобритании позволило сократить прямые налоги, увеличило число людей, владеющих акциями, в три раза. Коэффициент рентабельности вырос, что позволило правительству еще раз подчеркнуть, что частное предприятие рентабельнее государственного. В эпоху Тэтчер, продолжавшуюся 11 лет, валовой национальный продукт возрос на 27% [11, с. 62-63].
       Весьма  интересен и поучителен опыт Франции. Хозяйственный механизм, сложившийся в послевоенной Франции и включающий в качестве своих составных элементов государственный сектор, к концу 60-х годов исчерпал себя и требовал совершенствования. Государство взяло на себя финансирование убыточных компаний частного сектора, что привело к росту государственных расходов и, как следствие, к растущему дефициту государственного бюджета. Принимались меры по снижению государственной деятельности до минимума, одновременно значительно расширив возможности и стимулы для частного предпринимательства. В течение всего одного года во Франции было приватизировано такое количество предприятий, на приватизацию которых правительство М. Тэтчер затратило пять лет. Объективными условиями успеха явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений населения. Опыт Франции интересен тем, что за последние десятилетия ни одна из стран развитого капитализма не переживала столь резких перемен курса государственной экономической стратегии и, соответственно, не выдвигала столь разнонаправленных путей преодоления трудностей, как Франция [11, с.63].
       По-настоящему серьезно приватизация и разгосударствление осуществлялась, в основном, во Франции и Великобритании в 1986-1988 гг. Только они претворили в жизнь полную продажу частному сектору имущества ряда крупнейших государственных предприятий с передачей контроля над ними частному владельцу. Другие страны реализовали преимущественно более «мягкую» приватизацию, которая выразилась либо в смене способа управления, с государственного на частный, либо в акционировании капитала, то есть в привлечении государственных и частных акционеров при сохранении эффективного государственного контроля. Так в Турции, где на государственные предприятия приходится почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации государственной собственности стало постепенное акционирование. Причем, приватизации, в основном, подлежат производства вполне прибыльные, хотя и требующие значительных капитальных вкладов в модернизацию устаревшего оборудования.  По пути «мягкой» приватизации пошли Индонезия, Марокко, Алжир, которые реорганизуют государственный сектор путем расширения административно-экономической свободы государственных предприятий, частичной либерализации их ценовой политики, акционирования с сохранением контрольного пакета акций за государством. В то же время есть примеры и жесткой приватизации – Чили и Мексика.
       Очевидные успехи приватизации в Чили опираются на мощную поддержку иностранного капитала. В этой стране низки показатели инфляции и внешнего долга, велики темпы экономического роста. Государство решило опробовать новую модель приватизации – «народного капитализма». Главным институциональным механизмом осуществления этой модели является администрация пенсионных фондов, являющихся пайщиками многих компаний и фирм. В настоящее время пенсионные фонды являются наиболее мощными институциональными инвесторами, которые обеспечивают более 70% совокупных инвестиций. В их деятельности активную роль играет государство, которое само является крупным пайщиком фондов [11, с. 65].
       Большое распространение получила приватизация в Соединенных Штатах Америки, несмотря на то, что в этой стране государственная собственность никогда не играла сколько-нибудь значительной роли в экономике. Цель американской приватизации – уменьшение бюджетного дефицита, с одной стороны, с другой – сокращение непомерно возросших издержек производства на государственных предприятиях, что нашло свое отражение в удорожании услуг, предоставляемых государством, что оказало влияние на ухудшение структуры потребительского бюджета средней американской семьи. Кроме того, цель американской приватизации – расширение сферы услуг, ранее осуществлявшихся за счет государственных финансов, улучшение ее функционирования за счет усиления конкурентного давления, повышения ответственности частного сектора, оперирующего в данной сфере, освобождение государственного капитала, выступающего конкурентом частному, и расширение сферы применения частного капитала.
       В результате приватизации были сокращены  издержки производства и экономия государственных финансов варьировалась по секторам от 10-25% при водоснабжении городов и населенных пунктов и функционировании библиотек до13-60% при техническом обслуживании общественных зданий, 25-50% - при обслуживании общественных дорог, строительстве, 10-40% - при обслуживании тюрем, управлении метрополитенами – 30%. Экономия на издержки варьировалась по секторам: 15-40% - давала экономия на издержках при приватизации аэропортов, 45% - при приватизации лечебниц, санаториев, 20-50% - при приватизации пожарной охраны, 10-25% - при приватизации больниц, 25-40% - при приватизации переработки мусора, 20-30% - при приватизации парков и других мест отдыха. Между тем приватизация в США хотя и называется таковой, не всегда подразумевает прямую продажу государственных активов в частную собственность [10, с.24].
       Приватизация  характерна для всех стран, в том числе и для развитых. Государственный сектор Японии невелик, и в основном затрагивает отрасли инфраструктуры. Приватизация в условиях Японии означает не только передачу прав собственности частным владельцам, но также отмену законов о создании государственных предприятий с соответствующей регламентацией и изменением их формы. Публичная корпорация акционируется, а затем акции продаются на фондовой бирже, после чего она становится частной. Акционерная компания или паевое товарищество приватизируется сразу путем продажи государственной доли в ее капитале. Приватизация государственной собственности привела к перераспределению собственности в больших масштабах и к значительной демонополизации рынков самих товаров и услуг[11, с.64].
       Опыт  разгосударствления и приватизации государственной собственности в развивающихся странах указывает на следующие моменты, важные и для Республики Беларусь:
       1. Приватизация государственной собственности проводится более успешно там, где она осуществляется на фоне реформ, нацеленных на создание открытых и конкурентных рынков. Даже временный отказ от реформ приводит к резким негативным последствиям в экономике.
       2. Приватизация должна проводиться при активном контролирующем участии государства.
       3. Аккумуляцию индивидуальных денежных средств необходимо осуществлять в нескольких центрах, координирующих институциональную стратегию.
       4. Государство должно направлять  инвестиции в новые производства.
       5. Для успешного осуществления реформирования собственности важна поддержка большинства населения, поскольку в краткосрочном плане рыночные реформы могут дестабилизировать экономическую систему и усложнить трансформационный процесс.
       Главное  общее отличие приватизации государственной  собственности в постсоциалистических странах от  аналогичных процессов в развитых  капиталистических странах и отчасти в  развивающихся странах  заключается в ее многоцелевом характере, что по  определению  усложняет ее осуществление. Разгосударствление  и  приватизация выступает основным средством трансформации отношений собственности и, следовательно, ведет к перераспределению власти в обществе, что является главной движущей силой перехода к  рыночной системе.
       Организационная парадигма приватизации государственной  собственности опирается на государственные программы, которые разрабатываются и  проводятся в жизнь под контролем и при участии специально созданных государственных органов  и на  основе особого приватизационного законодательства [11, с.66].
       Весьма  интересен опыт реформирования государственной собственности в Китае. В этой стране широкомасштабная приватизация крупных государственных предприятий пока не стоит на повестке дня правительства, но в  большинстве отраслей  наблюдается отход от государственной формы собственности, с  передачей одних объектов в  частные  руки и  переходом  многих других к промежуточной форме собственности. Негосударственный сектор развивался  гораздо быстрее, чем государственный, несмотря на несовершенство имущественного законодательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.