На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование игровых методов на уроках английского языка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа 

На тему: использование игровых методов  на уроках английского языка 
 
 
 

 


    Содержание 
     

I. Вступление. Игра как феномен культуры.
II. Использование игровых методов на уроках английского языка.
    Сущность игры как психологического явления.
    Роль и значение игровых методов в учебном процессе.
    Классификация игр.
III. Практическая часть. Ролевые игры на примере обучения диалогической речи.
    Компоненты ролевой игры.
    Методика обучения диалогической речи с использованием ролевой игры.
IV. Заключение.
V. Список используемой литературы.
VI. Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вступление. 

    Игра  – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
    При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с  её феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
    Игра  как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: “В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
    Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”1
    Перестроечные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились  контакты с зарубежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.
    Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
    В своей работе я старалась   показать всю важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования её на уроках английского языка.
    Прежде, чем использовать тот или иной приём в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией детей  учитель будет работать, следовательно, прежде всего, нужно учесть психологические особенности детей и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста. Цель данной работы заключается в следующем:
    Изучение роли игры в процессе обучения.
    Рассмотрение необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.
    Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания.
    Объект  исследования: влияние игры на процесс  обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
    Предмет исследования: игра как средство повышения  эффективности учебного процесса.
    Практическое  значение работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию  дидактической игры в учебно-воспитательном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. Использование игровых методов на уроках английского языка 

     1. Сущность игры  как психологического  явления 

     Игра  – одно из замечательнейших явлений  жизни, деятельность, как будто бесполезная  и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К.Гросс, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, К.Бюлер, З.Фрейд. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной её сущности.
    Что же такое игра – доступная ребенку  и непостижимая для ученого?
    Прежде  всего, игра – это осмысленная  деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
    Игра  индивида теснейшим образом связана  с той деятельностью, на которой  основывается его существование. У человека игра неразрывно связана с трудом, что находит отражение в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется.
    Первое  положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему.
    Вторая  характерная особенность игры: игровое  действие реализует многообразные  мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия.
    Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”).
    В игре у ребёнка закладывается  способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
    Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
    Нет нужды объяснять, насколько все  эти качества необходимы ребёнку  в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
    Иными словами, взрослые должны сознавать, что  игра вовсе не пустое занятие, она  не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.  

    2. Роль и значение игровых методов в учебном процессе 

     Об  обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
     Игра  – естественный вид деятельности, свойственный школьникам. Интерес учащихся к играм, прилежание, с каким они участвуют в них, позволяет назвать игры серьезным занятием для учащихся.
     Игра, как организованное действие в классе, вызывает напряжение эмоций и умственных усилий учащихся, предполагает принятие быстрого решения, мгновенной реакции. Каждая игра имеет свои правила, а по законам игры учащийся должен быть внимательным, подчинять свою волю игровым задачам, именно в игре они усваивают нормы поведения, общественные функции.
     Помимо  этого, игра помогает учащимся преодолеть робость, психологический барьер речевого общения, избавиться от страха сделать ошибку. Учащимся всегда трудно включиться в учебную деятельность. Но игра посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам.
     Всем  хорошо известно, что заучить 2-3 речевых образца не представляет особого труда. Однако использовать их в различных ситуациях общения представляет определенную трудность для учащихся. В этом нам помогут игровые приемы.
     Игровая активность помогает снять не только трудности морфологического и синтаксического характера, она одновременно направлена на преодоление трудностей речевого общения: помогает снять синдром ошибкобоязни, воспитывает речевую инициативу, снижает психологический барьер, то есть создает все условия для применения изучаемого материала.
     В то же время, нельзя допускать, чтобы  игра превратилась в самоцель, в игру-развлечение. Важно подчеркнуть, что игра служит средством интенсификации учебного процесса только тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна, иными словами, когда она является средством обучения иностранному языку.
     Учитывая  особенности учебного процесса в  старших классах, а также отсутствие у школьников общеучебных умений и навыков, следует, по мнению большинства методистов, делать основной упор на непроизвольное запоминание учебного материала и стержнем урока должна быть игра. Использование игр позволяет сохранить энтузиазм и работоспособность учеников на протяжении всего урока.
     На  старшем этапе обучения игра также  должна занимать центральное место на уроке. Следует стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока и создавал общую игровую атмосферу. Именно тогда игра в ее законченном виде будет органически вписываться в общий процесс обучения. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка.
     Игра  осуществляет несколько функций на уроке иностранного языка:
     1. Мотивационно-побудительную, так как она мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.
     2. Обучающую, так как игра способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения.
     3. Воспитательную, поскольку игра оказывает на личность обучаемого определенное воздействие, расширяет его кругозор и развивает мышление, творческую активность и т.д.
     4. Ориентирующую, так как она учит детей находить выход в конкретной ситуации и отбирать необходимые и невербальные средства общения.
     5. Компенсаторную, поскольку игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям, близким к реальной жизни.
     Таким образом, использование игровых  упражнений на уроках иностранного языка помогает учащимся усвоить учебный материал, дает возможность избежать перегрузки учащихся и способствует прочному усвоению материала в обстановке, максимально приближенной к естественной, создает так называемые учебно-речевые ситуации, в которых учитываются речевые навыки и умения школьников.
     Но  для того, чтобы игра действительно  увлекала школьников и была наиболее эффективной с познавательной точки зрения, она должна быть умело организована на базе правильного отобранного материала.  
 

    3. Классификация игр 

    Несмотря  на огромное количество разнообразных  игр, применяющихся на уроках английского  языка, их можно классифицировать в  зависимости от того материала, на основе которого данная игра развивает определенные умения и навыки. Игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые.
    Языковые  игры.
    Как следует из названия, предназначаются  для развития умений и навыков  на материале разных знаков языка – от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др.
    Отличительными  особенностями этих игр являются статичность, предсказанность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность. Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.
    Частным случаем языковых игр являются настольные игры (ребусы, чайнворды и т. д.). Несмотря на кажущуюся простоту, эти игры имеют определенную ценность, поскольку  развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Важнейшей чертой является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.
    Примеры языковых игр представлены в Приложении 1.
    Коммуникативные игры.
    Обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены  и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями (simulations).
    Отличительной чертой коммуникативных игр и  их преимущество перед другими видами работ, направленных на развитие устного  общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т. д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. С их помощью:
    улучшаются отношения между учащимися и учителем, поскольку последний выступает в игре как партнер по общению;
    появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса;
    делается попытка выйти за рамки ограниченного общения в классе;
    создается ситуация, в которой учащийся может играть самого себя или роль, которая ему поручается;
    увеличивается время для речевой практики. Учащиеся больше и чаще по сравнению с другими формами обучения высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они играют.
    Примеры некоторых коммуникативных игр приводятся в Приложении 2.
    Ролевые игры.
    Ролевая игра является формой коллективной учебной деятельности на уроке, с помощью которой обеспечиваются формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения и имитирующих такое общение. Как вид речевого упражнения ролевая игра широко используется в рамках коммуникативного обучения и при работе по интенсивным методам. При этом предусматривается распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой игры и ролями учащихся.
    Принято выделять социально-бытовые ролевые игры (их цель – формирование навыков и умений иноязычного общения преимущественно в социально-бытовой среде, а также развитие инициативы, коллективности и ответственности как общественно ценных качеств личности, совершенствования культуры поведения) и профессионально-педагогические (цель – формирование навыков и умений профессионального общения на изучаемом языке). В сущности, профессионально-педагогические ролевые игры – разновидность деловой игры, которая является средством воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.
     Основными характерными чертами всех ролевых  игр являются:
      наличие проблемы, лежащей в основе игры;
      наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
      наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.
     Ролевые игры способствуют формированию следующих  умений:
      принять и исполнить роль;
      ориентироваться в ролях партнеров;
      выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
      проводить и отстаивать свою точку зрения;
      склоняться к компромиссу;
      предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
      формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
      менять тактику своего поведения;
      владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).
     Деловые игры.
     Деловая игра – это эффективный прием  обучения иностранному языку, главная  цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для  выработки стратегии и тактики  профессионального общения. Характерными признаками ролевой деловой игры являются:
    имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную обстановку, в которой учащиеся предстают как носители конкретных социальных и профессиональных ролей;
    наличие ситуаций и типов делового взаимодействия, которое содержится обычно в сценарии игры и в ролевых заданиях, позволяющих совмещать обучение иностранному языку с профессиональной деятельностью;
    реализация целей игры в цепочке взаимосвязанных решений;
    проблемный характер ситуаций и их повторяемость;
    многоальтернативность решений.
     Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом контексте, при этом язык выступает как «инструмент профессионального общения», но служит решению мыслительной задачи.
     В школьных условиях деловые игры будут  занимать весьма скромное место и  использоваться на профильно-ориентированном  этапе (X-XI классы). Понимание и принятие роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также оперирование профессионально значимыми решениями. Неспециалист хорошо сыграть такую роль не сможет. Некоторые задачи, связанные с деловыми играми, должны решать, однако, и школьники.
     Например:
      понять профессионально значимую ситуацию, опираясь на имеющиеся у них знания;
      уметь обобщать факты;
      выражать свое отношение к предложениям/решениям партнера;
      уметь пояснить свою позицию/свой подход;
      уметь запросить детальную/более конкретную информацию и др.
     Деловая игра пройдет успешно, если учитель:
      повторит и обобщит с учащимися специфические особенности профессии, в рамках которой реализуется ролевое общение;
      добьется понимания цели игры и содержания, которое нужно в ней выразить;
      предпошлет деловой игре коммуникативные игры, а также такие упражнения, как диалоги – интервью, дискуссии, критические оценки прослушанного или прочитанного и др.
     Время, отведенное для игры, должно быть рассчитано так, чтобы все участники успели выполнить свои задания и получить ответы на интересующие их вопросы, а  также сыграть свою роль. Пример деловой игры приводится в Приложении 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Практическая часть. Ролевые игры на  примере обучения диалогической речи. 

     1. Компоненты ролевой  игры
     Как известно, большое значение в организации  учебного процесса играет мотивация  учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
     Особое  значение ролевая игра приобретает  в обучении иноязычной диалогической  речи школьников, в частности, подростков. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых и, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявить инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Её применение способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка. Это и обусловливает целесообразность применения ролевой игры в обучении иноязычной диалогической речи.
     В структуре ролевой игры можно  выделить такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
     Первый  компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом  индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей для обучения диалогической речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.
     Второй  компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различия естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно. Выделяют следующие компоненты ситуации:
    субъект;
    объект (предмет разговора);
    отношение субъекта к предмету разговора;
    условия речевого акта.
    По  мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов учебно-речевой ситуации может уменьшаться. Существует три уровня развернутости учебно-речевой ситуации: первый – самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты учебно-речевой ситуации; второй – промежуточный, когда условия речевого акта (обстановка, компетентность партнеров в решении задачи и некоторые другие) домысливаются самими учащимися; третий – минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора. Приведем примеры заданий с разными уровнями развернутости учебно-речевых ситуаций:
    I уровень. You are Tom Sawyer. You wish to travel to the desert island on the river Mississippi. Tell your friend about it.
    You are Huck Finn. You want to travel with your friend but you are short of money. Find a way out. 
    II уровень. You are Huck Finn. You want to start on a journey to look for the treasure. Tell Tom about it.
    You are Tom Sawyer. You like your friend’s idea but Aunt Polly won’t let you go.
    III уровень. You’d like to go to the desert island. Agree upon a way of getting there.
      Соответственно выделенным уровням развернутости учебно-речевых ситуаций изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
    Третий  компонент ролевой игры – ролевые  действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые  действия как разновидность игровых  действий органически связаны с  ролью – главным компонентом  ролевой игры – и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия. 

    2.Методика  обучения диалогической  речи с использованием  ролевой игры. 

     Рассмотрим  использование ролевой игры на материале  подтемы «Библиотека» в рамках темы «В школе». Следует отметить, что овладение диалогической речью учениками осуществляется в три этапа:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.