На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговые исследования туристско-рекреационных ресурсов города Барнаула

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

 

Введение

 
     Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики. Высокие  темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
     Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого  поводятся маркетинговые исследования.
     Рынок по предоставлению услуг в области деловых поездок, а также тесно связанных с ним авиа-бизнесом, гостиничным бизнесом и системой бронирования – постоянно меняющаяся среда. Опираясь на опыт и свежую информацию, руководители фирм способны понять и даже предсказать потребности в области информации.
     Часто целью маркетингового исследования в туризме является систематическое  определение круга данных, необходимых  в связи со стоящей перед турфирмой  маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и  о последующем использовании исследования.
     Существенное  влияние на деятельность туристского  предприятия оказывают отношения  с контактными аудиториями. Они  представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально  воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.
     Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
     Целью данной работы является маркетинговое  исследование туристско-рекреационных  ресурсов г. Барнаула.
     Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: изучить сущность маркетинговых исследований в туризме, проанализировать туристско-рекреационные ресурсы г. Барнаула.
 

    Сущность  маркетинговых исследований в туризме

1.1 Особенности маркетинговых исследований в туризме

 
     Российский  туристский бизнес в какой-то степени  явление уникальное. Туристский продукт  на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с  какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его  свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики[7].
     К особенностям российского туристического рынка можно также отнести  следующее:
     переизбыток количества турфирм (около 20 тысяч по России, в Новосибирске зарегистрировано и работает около 250 турфирм разного калибра), что приводит к дополнительной конкуренции на рынке и постоянному его расшатыванию;
     недостаток  хороших кадров, которые 10-15 лет назад формировались в основном за счет прихода энтузиастов из других областей, а в настоящее время полностью не компенсируются из-за достаточно слабой системы подготовки и обучения туристических кадров в России;
     относительно  условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристский продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров.
     высокая степень зависимости региональных турфирм от Москвы в связи с  необходимостью оформления визовых  документов и отправки львиной доли рейсов на основных туристических направлениях через столицу;
     отсутствие  в широких масштабах свободных  финансовых средств для локализации  последствий непредвиденных ситуаций и формирования достаточных объемов  блоков мест в гостиницах и на авиарейсах.
     В результате достаточно стихийного и  несбалансированного развития туристской отрасли только около 5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть – к малому. Очень медленно развиваются специализированные туристические сети, среди наиболее заметных (с числом точек продаж около 100) можно назвать лишь «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок». Именно в туризме наблюдается большая ставка в работе на личные знакомства, а также на собственный опыт или мнение экспертов. По большому счету, полноценной готовности рынка к широким маркетинговым исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм.
     Туризм  постоянно испытывает негативные последствия  природных катастроф и участившихся террористических актов, но для российского  туризма этим все не ограничивается. Ситуация осложняется тем, что за последние несколько лет уменьшения количества туристических фирм не произошло, но в то же время не наблюдается заметного увеличения объема потребительского рынка за счет тех, кто включает отдых в разряд потребностей первой необходимости.
     Однако  сегодня можно говорить и о  некоторых положительных сдвигах:
     налицо  тенденция увеличения доли туристов, отправляющихся в зарубежные поездки  два и больше раз в год (как  правило, зимой и летом) – это  важный признак качественных изменений состава потребителей услуг на российском рынке турбизнеса;
     увеличивается доля туристов, прочно «прибившихся»  к одной из туристических фирм и получивших статус их постоянных клиентов, – это несомненные заслуги  тех фирм, которые в своей работе ориентированы на клиента. В настоящее время объем таких постоянных клиентов составляет около 30-35% от всех туристов[14].
     Существенно выросла доля тех россиян, которые  при выборе варианта тура или турфирмы пользуются не столько услугами рекламных объявлений, сколько советами друзей и знакомых, на себе проверивших уровень и качество предлагаемых турфирмами услуг, – это также на пользу успешно развивающимся компаниям, так как обеспечивает им резерв клиентов.
     Правда, последствия даже таких положительных тенденций для многих турагентств прогнозируются не столь оптимистичными: недостаточный приток новых туристов может только еще больше усилить конкурентную борьбу за «своего» клиента среди турфирм, так как при этом снижается число «неоприходованных» туристов, за которых можно вести активную борьбу. Поэтому говорить о безмятежной жизни туристических фирм в скором будущем пока не приходится.
     В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые пути обеспечения выживания:
     расширяют спектр своей работы (работа широким  фронтом по многим направлениям, странам);
     подбирают на работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать  любые направления; более широко пользуются в интернете различного рода поисковыми системами или сайтами операторов для быстрого доступа к актуальной информации по турам (практически по всем существующим направлениям);
     ориентируются на работу с наиболее «продвинутыми» и сильными туроператорами.
     Основная  задача турагентств – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке[3].
     В более тяжелой ситуации (в стратегическом плане) оказываются туроператоры, которые для сокращения финансовых рисков должны достаточно четко планировать свою деятельность на несколько месяцев, полгода и год вперед. Финансовые риски туроператоров, несомненно, более высокие. Поэтому для них крайне важным становится обладание полноценной информацией о текущем состоянии туристического рынка, как в целом, так и по отдельно взятым направлениям. Не случайно, все чаще и чаще крупные операторы, вчера благополучно и стабильно работавшие по «своими» традиционным направлениям, сегодня постоянно заняты поиском новых векторов, тем самым посягая на «чужой огород» и внося дополнительные факторы в дестабилизацию рынка. Число многопрофильных операторов постоянно множится, и признаков сокращения этого процесса пока не видно. Поиск новых возможностей для развития своего бизнеса повышает интерес туроператоров к новым путям получения достоверной информации о туристическом рынке. В этих условиях маркетинговые исследования становятся не просто данью моде, а реальной насущной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений.
     Можно выделить несколько основных групп  заказчиков, наиболее заинтересованных в проведении маркетинговых исследований в туризме. Во-первых, это национальные представительства зарубежных стран, национальные туристические организации, в задачи которых входит как отслеживание уровня интереса к своим странам со стороны российских туристов и турфирм, так и поиск путей эффективного продвижения своего направления на российском рынке. Во-вторых, это наиболее активные и продвинутые туроператоры, стремящиеся не только удержать свои уже завоеванные позиции, но и найти новые для себя направления развития бизнеса. В-третьих, это организации и фирмы, чья работа тесно связана с туризмом (рекламные, юридические, информационные).
     Для первой и третьей групп необходимость  такого рода исследований рынка, скорее, носит эпизодический характер, так  как они в меньшей степени  зависят от текущих колебаний  и изменений на туристическом  рынке. Что касается туроператоров, то их зависимость от конъюнктуры рынка огромна и постоянна. Серьезное отношение к маркетинговым исследованиям – своего рода показатель будущей работы туроператоров, залог их дальнейшего успеха.
     Для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:
     постановка  проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования. Источником постановки такого рода проблем может быть само руководство предприятия, выстраивающее общую стратегию развития фирмы, а также результаты обследования деятельности самой фирмы. Оба эти варианта чаще всего обеспечивают условия своевременности проведения исследований и возможность концентрации в исследованиях на наиболее актуальных темах. Существуют и прецеденты, когда необходимость проведения исследования диктуется остротой уже назревшей и ставшей очевидной проблемы. Анализ деятельности, как правило, носит уже авральный характер, что может отрицательно сказаться на качестве и своевременности выводов, а также на возможности их дальнейшего результативного использования.
     выбор репрезентативной группы, влияющий как  на качество полученных результатов, так и на возможность разумной экономии на затратах, поскольку при грамотно подобранной репрезентативной группе респондентов значимые и достоверные результаты можно получить в группах меньшего объема[8].
     Туристская  отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе. Существенные изменения в этом вопросе могут наступить только тогда, когда основные решения будут приниматься не по обобщенному мнению экспертов (пусть даже ведущих, опытных специалистов), а на основе данных о реальной ситуации на рынке. Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристской отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов. К особенностям проведения такого рода исследований в туризме можно отнести следующие:
     потребность проведения маркетинговых исследований связана, как правило, с ситуацией, когда проблема уже назрела и  необходимо срочно принимать какие-то действия для ее локализации (что часто бывает уже поздно);
     при проведении маркетинговых исследований туроператоры нередко рассчитывают только на свои силы, хотя объем поставленных задач часто явно превышает возможности  одного маркетингового отдела, который  должен выполнять также и свои текущие, сиюминутные задачи;
     необходимость обеспечения конфиденциальности информации (как на уровне постановки проблемы, так и на уровне анализа полученных в ходе исследований данных) вызывает у заказчиков исследований определенные опасения возможной утечки сведений к конкурентам и преждевременного информирования общественности о своих интересах (а они у многих туроператоров на сегодняшний день, как правило, значительно пересекаются);
     работа  с респондентами – клиентами, агентствами – в сфере туризма имеет свои определенные особенности как с точки зрения деликатности содержания исследуемых вопросов, так и с точки зрения доступа к источнику информации. Здесь сложность двоякого плана: вначале необходимо найти нужного респондента для проведения опроса, а затем определенным образом «заставить» его выдать нужную информацию[11].
     Рассмотренные здесь вопросы – только верхняя  часть айсберга, название которому маркетинговые исследования в туризме. Подводя некоторый итог в рамках рассмотренной темы, можно лишь выразить надежду на то, что эти исследования получат импульс к интенсивному развитию в ближайшее время, благодаря более пристальному интересу со стороны туроператоров. Главное – чтобы получаемые с их помощью результаты еще больше способствовали развитию туристской отрасли в России, повышению уровня работы туристических фирм и улучшению качества туристических услуг.

1.2 Методы реализации маркетинговых исследований

 
     Системой  маркетинговой информации называется постоянно действующая система  взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, современной и точной информации для использования ее с целью совершенствования методов и способов планирования маркетинговых мероприятий, претворения их в жизнь и контроля за их использованием.
     Система маркетинговых исследований осуществляет систематическое определения круга  данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой  задачи, их сбор, анализ и отчет о результатах:
     Сфера маркетинговых исследований постоянно  расширяется и охватывает следующие  направления: изучение емкости рынка, распределение его долей между конкурирующими фирмами; уровень доходов населения; поведение и мотивация потребителей; изучение политики цен и ценообразования; анализ деловой активности.
     При изучении рынка обязательно затрагиваются  следующие вопросы: общие характеристики и тенденции изменения конкретного рынка; состояние конкуренции на рынке; позиции компании на рынке; характеристики основных потребителей услуг компании; подходящая для рынка система продвижения услуг; тенденции развития внешнего окружения, находящиеся вне контроля фирмы, которые, однако, могут оказать влияние на ее деятельность.
     В поле зрения маркетинговых исследований входят также основные тенденции социально- экономического развития, изучение товаров конкурентов, изучение рекламы и ее эффективности и др.
     Само  определение “системы маркетинговых  исследований” подчеркивает их систематический, а не случайный или несвязанный характер, включающий совокупность действий по сбору данных, их записи и анализу. Данные могут поступать из самых различных источников: от самой фирмы; независимых организаций или специалистов- исследователей, работающих как в фирме, так и вне ее.
     Любое маркетинговое исследование должно опираться на объективность, точность и тщательность. Объективность означает, что в процессе исследования учитываются  все возможные факторы, а конечные выводы не формируются, пока не будут  собраны и проанализированы все полученные данные. Точность результатов исследования зависит от тщательности выбора инструментов исследования и методов их применения.
     В самом общем виде маркетинговые  исследования включают пять основных этапов:
      Выявление проблем и формирование
      Отбор источников информации
      Сбор информации
      Анализ собственной информации;
      Представление собственных результатов[6].
     Реализация  маркетинговых исследований предполагает использование объемного методологического  аппарата. Выделяют следующие количественные методы:
     многомерные методы (факторный и кластерный анализ). Используются для обследования маркетинговых  решений, в основе которых лежат  многочисленные взаимосвязанные переменные;
     метод статистической теории принятия решений (теория массового обслуживания, теория игр и др.). Применяется для вероятностного описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации;
     детерминированные методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование). Применяется  для принятия оптимального решения  при наличии множества взаимосвязанных переменных;
     имитационные  методы и модели. Используются в  случаях, когда элементы, определяющие маркетинговую ситуацию, не поддаются  аналитическим решениям;
     регрессивные  и корреляционные методы. Применяются  для определения взаимосвязей между переменными, описывающими маркетинговую деятельность;
     модели  сетевого планирования и управления. Используются для определения последовательности выполнения работ при решении  различных маркетинговых задач[2].
     Представленный  перечень далеко не исчерпывает все виды и разнообразие методов, используемых в процессе исследований.
     Среди методов, применяемых для прогнозирования  конъюнктуры рынка, наиболее популярными  являются: экстраполяция, экспертные оценки, корреляционно-регрессионный анализ, балансовый метод.
     Экстраполяция есть перенесение темпов, пропорций  и динамики, выявленных в прошлом, в процессе анализа конкретной проблемы, на будущие периоды, перспективу. Широкое  использование метода экстраполяции  обуславливается значительной инерцией социально-экономических процессов, протекающих в народном хозяйстве. Это и позволяет на основе анализа предшествующей деятельности предполагать идентичное развитие ситуации в прогнозируемом периоде. Достоверность прогноза во многом зависит от качества анализа предшествующего периода, полноты выявленных факторов, определяющих направление развития конъюнктуры. При этом различают прямолинейную статистическую экстраполяцию – простое механическое продление прошлых трендов, и экстраполяцию, предусматривающую корректировку прошлых трендов, которая опирается на изменение силы и направления воздействия факторов, детерминирующих развитие конъюнктуры в прошлом, с учетом возможного появления качественно новых факторов и экспертных оценок и др.
     Корреляционно-регрессионный  анализ выявляет влияние различных факторов – показателей-аргументов на показатель-функцию. Корреляционная зависимость имеет место, когда каждому значению одной величины соответствует множество случайных значений другой, возникающих с определенной вероятностью. С помощью корреляционно-регрессионного анализа можно: рассчитать коэффициенты корреляции, которые оценивают силу связи между отдельными признаками, подобрать уравнение регрессии, которое определяет форму этой связи, и установить достоверность существования связи.
     Процесс корреляционно-регрессионного анализа  конъюнктуры рынка состоит из следующих этапов:
     предварительная обработка статистических данных и  выбор факторов-аргументов (факторных  признаков);
     оценка  тесноты связи между признаками и выявление формы связи;
     разработка  многофакторной модели изучаемого явления  и ее анализ;
     использование результатов анализа для совершенствования  планирования и управления данным явлением[9].
     Балансовый  метод, как правило, используется при  прогнозе конъюнктуры на товары органического происхождения. Опираясь на данные за прошлые годы, составляется баланс производства и потребления на запасы, оценки по производству, по внутреннему потреблению, а также переходящие запасы на конец будущего года. В случае положительной разницы между приходом и расходом образуются экспортные ресурсы. В случае, когда разница отрицательная, возникают импортные потребности. Далее осуществляется составление и сопоставление балансов основных стран экспортеров и импортеров. Сравнение экспортных ресурсов с импортными потребностями образует представление о предполагаемом спросе и предложении и интегрирует оценку изменений цен на перспективу.

1.3 Особенности рынка рекреационных услуг в России

 
     Основой для принятия решений по развитию сферы отдыха и туризма служит рекреационное районирование. В границах территории страны нужно выделить, локализовать такие территории, потенциал которых в наибольшей степени отвечает задачам рекреации. Это и есть основная задача рекреационного районирования.
     Рекреационное районирование основано на комплексном изучении и оценке природно-географических условий и ресурсов территории, её хозяйственных и других особенностей. Развитие индустрии отдыха связано с крупными капитальными затратами. Не всякая местность удобна для размещения рекреационных учреждений, не всюду можно проложить интересные маршруты для иностранных и отечественных туристов.
     Поэтому развитие индустрии курортов, туризма  и отдыха требует тщательно обоснованной оценки пригодности выбранной территории для этих целей.
     Исследователи достаточно единодушны во мнениях о том, какие признаки рекреационного районирования следует считать главными при выборе[13].
     Территория  относится к рекреационной, если для неё характерны:
     Выраженная  оздоровительно-курортная специализация (то есть, в районе нет экологически вредных производств, благоприятные природно-климатические условия);
     Ярко  выраженная ориентация отраслей материального  производства на обеспечение потребностей оздоровительных учреждений и прибывающих  сюда на отдых людей (имеющиеся предприятия  производят продукцию, необходимую  для потребления внутри района: мебель для гостиниц и предприятий питания, сувениры, товары для отдыхающих, продукты питания и прочую продукцию, идущую в основном на обеспечение нужд района);
     Значительный  удельный вес населения, занятого в  курортно-туристско-оздоровительном  хозяйстве в общей численности работающего населения.
     Наличие таких признаков позволяет рассматривать  данную территорию (или районировать и классифицировать её) как рекреационную.
     Таким образом, можно охарактеризовать рекреационный  район, как значительную по площади  территорию (в нее, как правило, включены несколько территорий более низких таксонов), целостная территория. Эта территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий, наличием рекреационных учреждений и имеющая ярко выраженную рекреационную специализацию. Границы рекреационного района могут совпадать с границами территориального административного деления страны.
     Рекреационное хозяйство России насчитывает около 16 тысяч средств размещения, из которых  более половины, составляют гостиницы  и мотели, около 3000 санаториев и 800 курортных местностей[12].
     Доходность  гостиничного хозяйства в России обусловлена, в основном, высокими показателями по гостиницам Москвы, на долю которых  приходится около шестидесяти семи процентов от доходов всего гостиничного хозяйства страны, в то время как на долю гостиничного хозяйства Санкт-Петербурга приходится лишь девять процентов, а на долю Краснодарского края – всего четыре процента.
 

2. Исследование туристско-рекреационных ресурсов г.Барнаула

2.1 Общая характеристика города Барнаула

 
     Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 года, один из крупнейших городов  Западной Сибири.
     Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 год. На протяжении своего более чем 270-летнего существования  город исполнял административные функции, что позволило ему стать не только промышленным, но и культурным, научно-образовательным центром всей Западной Сибири.
     В настоящее время территория города включает 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На территории города находятся 23 населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями: села Власиха, Гоньба, Лебяжье, поселки Лесной, Новомихайловка, Пригородный, Березовка, Землянуха, Казенная Заимка, Центральный, Бельмесево, Конюхи, Мохнатушка, Черницк, Ягодное, Борзовая Заимка, Плодопитомник, Садоводов, станции Власиха, Ползуново, Железнодорожная казарма 242 км, Железнодорожная казарма 250 км, Железнодорожная казарма 253 км.
     Город расположен на левом берегу р.Обь, в устье р.Барнаулка. Площадь водосбора в створе города 169 км2, протяженность участка Оби в городской черте составляет 47 км. По территории города протекают притоки р.Обь – реки Барнаулка, Лосиха, Таловая, Пивоварка, Власиха, ручей Сухой Лог. Кроме рек на территории города имеется "Лесной пруд" на р. Барнаулка площадью 28 га, ряд озер в пойме р.Обь. Самым крупным является оз.Лебяжье площадью 40 га. В зоне отдыха на правом берегу р.Обь восточнее автомобильного моста созданы два искусственных озера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.