На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическое правонарушение и юридическая ответственность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1.Введение
2. Экологические  правонарушения 
    а) Виды экологических правонарушений
     б) Юридическая ответственность за экологические правонарушения
3. Заключение
Экологические правонарушения
Все экологические  правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Объект представляет собой совокупность общественных отношений  по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.
Природная среда  в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.
Именно он позволяет  определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
В экологических  правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.
Предметом экологических  правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб, например).
Для объективной  стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.
В предусмотренных  законом случаях, в объективную  сторону включается место, время, обстановка, орудия, способы, методы совершения правонарушения. Например, состав административно-наказуемой и уголовно-наказуемой охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами
С субъективной стороны  могут иметь место обе формы  вины: умышленная и неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Ряд деяний, как например, загрязнение природной среды, нарушение  требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов  могут быть совершены  умышленно, отношение к последствиям же — неосторожное.
Мотивы и цели умышленных экологических правонарушений могут быть различными и, как правило, в качестве признаков состава правонарушения не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая  хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Проблема различия между экологическими проступками  и преступлениями будет подробно описана во втором разделе данной работы. Поскольку (как будет показано далее) разница между проступком и правонарушением очень часто  состоит только в масштабе причиненного ущерба, но не в характере действия как такового, проанализируем те деяния, которые квалифицируются современным  российским законодательством как  экологические преступления. Анализ проступков в данной работе опускается, так как они в массе своей  суть облеченные формы преступлений.
Итак, экологическими преступлениями считаются:     
  загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение их природных свойств, если они повлекли существенный врет животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству;     
 нарушение правил  выброса в атмосферу загрязняющих  веществ или нарушение эксплуатации  установок, сооружений и иных  объектов, если это повлекло загрязнение  или изменение природных свойств  воздуха;     
 загрязнение морской  среды (т.е. привнесение веществ  и материалов, ухудшающих качество  морской среды, ограничивающее  ее пользование, приводящее к  уничтожению, истощению, заболеванию  или сокращению живых ресурсов  моря) из находящихся на суше  источников, либо вследствие нарушения  захоронения или сброса с транспортных средств (либо с возведенных в море искусственных сооружений) веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды;     
 отравление, загрязнение  или иная порча земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ОС;      
 уничтожение или  повреждение лесов (а равно  насаждений, не входящих в лесной  фонд) в результате неосторожного  обращения с огнем или иным  источником повышенной опасности;      
 незаконная порубка  (без соответствующего разрешения), а равно повреждение до степени  прекращения роста деревьев, кустарников  и лиан в лесах первой группы  либо в особо защитных участках  лесов всех групп, а также  деревьев, кустарников и лиан, не  входящих в лесной фонд или  запрещенных к порубке, если  они совершены в значительном  размере;     
 уничтожение критических  местообитаний для организмов, занесенных  в Красную книгу , повлекшее резкое сокращение численности или гибель популяций этих организмов;     
 незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;     
 незаконная добыча  рыбы, морского зверя и иных  водных животных или промысловых  морских растений, если она повлекла  крупный ущерб или произведена  с использование самоходного  транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых  веществ или в зоне экологического  бедствия, в местах нереста или  на путях миграции к ним;     
 производство  лесоповала, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины  и другой лесной продукции  с лесосек, осуществление разрывных  и других работ, а равно эксплуатация  водозаборных сооружений и перекачивающих  механизмов с нарушением правил  охраны рыбных запасов, если  они повлекли массовую гибель  рыбы или других водных животных;      
 нарушение правил  ООС при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и  других объектов лицами, ответственными  за их соблюдение, если это  повлекло существенные изменения  радиационного фона, причинение  вреда здоровью человека, массовую  гибель животных или иные тяжкие  последствия или иные тяжкие  последствия;        
 производство  запрещенных видов опасных видов  отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или  иное обращение радиоактивных,  бактериологических, химических веществ  и отходов с нарушением установленных  правил, если это создало угрозу  причинения существенного вреда  здоровью человека или ОС;     
 незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в  целях сбыта, а равно незаконный  сбыт сильнодействующих или ядовитых  веществ либо оборудования для  изготовления и переработки;     
 нарушение правил  охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб;      
 нарушение режима  особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб;     
 уничтожение и  повреждение памятников истории  культуры, природных комплексов  и объектов, взятых под охрану  государства;     
 сокрытие или  искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих  опасность для жизни и здоровья  людей либо для ОС, совершенные  лицом, обязанным обеспечить население  такой информацией;     
 незаконное обращение  с радиоактивными материалами,  т.е. разрушение радиоактивных  материалов;     
 хищение либо  вымогательство радиоактивных материалов;      
 нарушение правил  безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации  объектов атомной энергии, если  это могло повлечь смерть человека  или радиоактивное заражение  ОС;     
 нарушение правил  безопасности при обращении с  микробиологическими либо другими  биологическими агентами или  токсинами, если это повлекло  причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или  эпизоотий, иные тяжкие последствия ;          
 нарушение ветеринарных  правил, повлекшее по неосторожности  распространение эпизоотий;     
 Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей;
Виды  экологических правонарушений
      К видам экологических правонарушений относятся:
      1) нарушения экологического законодательства  Республики Казахстан, влекущие  имущественную ответственность;
      2) административные правонарушения  в области охраны окружающей  среды, использования природных  ресурсов;
      3) экологические преступления. 

Юридическая ответственность  за экологические  правонарушения, включая  компенсацию ущерба, причиненного экологическим  правонарушением
Установление адекватных мер юридической ответственности  остается одним из наиболее эффективных  механизмов обеспечения исполнения законодательных требований. В законодательстве всех прикаспийских государств имеются  нормы, предусматривающие различные  виды ответственности за нарушение  общих правовых требований в области  охраны окружающей среды и природопользования. В прикаспийских странах СНГ  особо предусматривается ответственность  за загрязнение морской среды.
Меры наказания  установлены экологическим, уголовным, административным и гражданским  законодательством. Наиболее распространенной мерой ответственности является административный штраф. Административная ответственность установлена за осуществление деятельности без  разрешительных документов, либо в  нарушение условий разрешительных документов, превышение установленных  лимитов, нормативов и стандартов, незаконный промысел рыбных запасов. В прикаспийских  странах СНГ также предусмотрена  административная ответственность  за строительство, либо иную хозяйственную  деятельность без положительного заключения экологической экспертизы.
За совершение наиболее общественно опасных экологических  правонарушений могут быть применены  меры уголовного наказания. Во всех странах  предусмотрена уголовная ответственность  за браконьерство и за загрязнение  природной среды, связанное с  причинением значительного ущерба. Средства незаконной охоты и лова подлежат конфискации. Во всех прикаспийских  государствах предусмотрены полномочия соответствующих должностных лиц  выносить решения о приостановлении  эксплуатации объектов, создающих угрозу здоровью человека или объектам окружающей среды. Вред, причиненный экологическим  правонарушением, подлежит возмещению добровольно, либо по решению суда.
Правоприменительная практика развивается по-разному. Если в Иране уровень экологических  правонарушений низок, главным образом, благодаря жесткому государственному контролю, то в прикаспийских странах  СНГ число раскрываемых правонарушений остается довольно высоким. К числу наиболее распространенных относится браконьерство, хотя по свидетельству правоохранительных органов, наиболее опасные, связанные с загрязнением морской среды с наземных и морских источников, нарушением правового режима особо охраняемых природных территорий, остаются нерасследованными и не доведенными до суда. Основная причина – трудности с установлением причинной связи между совершенными действиями и наступившими последствиями и отсюда проблемами судебного доказывания вины, нехваткой технических средств контроля.
Хотя расследование  браконьерства в прикаспийских  странах СНГ относится к наиболее хорошо развитым видам правоохранительной деятельности, в этой области высок  процент латентной преступности. Это связано с высоким уровнем  организации незаконного лова, первоклассным  оснащением правонарушителей техническими средства, позволяющими уходить от преследования.
Сложно обстоит  дело с компенсацией вреда. В некоторых  прикаспийских государствах СНГ  возникают проблемы с финансовой несостоятельностью некоторых предприятий. Даже в случаях установления вины такие предприятия не имеют достаточных  средств компенсировать вред.
Новые проблемы в  этой области могут возникнуть при  аварийных разливах нефти, когда  у государств возникнут взаимные претензии, связанные с компенсацией вреда. При отсутствии каких-либо договоренностей  на этот счет, а также в условиях неопределенного статуса Каспийского  моря, принудить то или иное государство  компенсировать возникший вред, будет  практически невозможно.
Казахстан
Законодательство  Казахстана предусматриваются все  виды ответственности за нарушение  экологического законодательства. Уголовная  ответственность установлена принятым в 1997 году Уголовным кодексом за нарушение  правил рыболовства, загрязнение окружающей среды со значительными негативными  последствиями. Особо установлена  уголовная ответственность за загрязнение  морской среды и нарушение  законодательства о континентальном  шельфе и исключительной экономической  зоне. Фактически меры уголовной ответственности  применяются крайне редко, и на практике реально действуют только статьи, предусматривающие ответственность  за незаконное рыболовство.
Административный  штраф, налагаемый органами экологического контроля (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) и  правоохранительными органами, является наиболее широко применяемой санкцией. Административная ответственность  установлена за нарушение разрешительного  порядка природопользования, превышение нормативов выбросов и сбросов, незаконное размещение отходов, нарушение порядка  экологической экспертизы, непредставление  информации о загрязнении. Эксплуатация источников с нарушением экологических  требований может быть приостановлена по решению Министерства охраны окружающей среды и природопользования, либо прекращена по решению суда.
Практически меры административной ответственности доминируют. Наиболее распространенными административными  правонарушениями являются нарушение правил рыболовства, превышение нормативов и не внесение платежей за природопользование. К административным санкциям сложилось неоднозначное отношение. С одной стороны, считается, что штрафы низкие и не обладают профилактическим эффектом, с другой, браконьеры из числа местного населения в силу экономических трудностей не способны выплачивать штрафы и считают меры наказания несправедливыми.
В настоящее время  общепризнано, что среди острейших, жизненно важных задач, стоящих перед  человечеством, особое место принадлежит  задачам преодоления экологического кризиса, достигшего планетарных масштабов, оздоровления окружающей среды, восстановления утраченных природных ресурсов. Совершенно очевидно, что проблемы обеспечения  экологической безопасности как  составной части национальной безопасности в нашей стране также относятся  к числу первоочередных, тем более  что в течение многих десятилетий  этим вопросам в науке, и тем более  в общественной практике, уделялось  недостаточное внимание. Следовательно, одной из наиболее актуальных проблем  современности является - охрана окружающей природной среды в свете уголовно-правового  законодательства.
Важность защиты окружающей среды для всего государства  отражено в основном законе страны – Конституцию Республики Казахстан  от 30 августа 1995 года (изм. и доп. от 21.05.2007г.). Будучи гарантом прав и свобод человека и гражданина, Конституция нашей страны включило нормы гарантирующих охрану окружающей среды, которые пополнили список конституционных гарантий и приоритетных направлений для народа Казахстана. Так, правовым фундаментом экологической безопасности является статья 31 Конституции Республики Казахстан закрепляющий, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, а также сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Данная норма Конституции провозгласила, три взаимосвязанных субъективных права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Конституция Республики Казахстан содержит механизмы обеспечения данных прав. Так, право на достоверную информацию, в том числе и о состоянии окружающей среды подкреплено ответственностью за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст.31), а часть 3 статьи 18 предусматривает обязанность обеспечения каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации от государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и средства массовой информации.
Одной из центральных  по значимости является пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстана, согласно которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся  в государственной собственности, следовательно, используются и охраняются Республикой Казахстан, как основа жизни и деятельности народа. Данная норма определяет роль и место  природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих  на соответствующих территориях. Этой статьей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества, то есть положения деятельности связанной с использованием окружающей среды и ее ресурсов имеет основополагающий характер, и не исключает регулирования данных вопросов другими нормативно правовыми актами.
В Конституции Казахстана провозглашены механизмы и процедуры  защиты прав человека, прежде всего, те которые должен опираться Президент  Республики Казахстан, являющийся, согласно статье 40, где сказано, что Президент  Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
На основе этой нормы-гаранта  Конституции развивается законодательство, содержащее нормы по обеспечению  экологической безопасности. Нормативно-правовая база регулирования этих отношений  обеспечивает организацию природопользования и охрану окружающей природной среды  с учетом общих закономерностей  функционирования экосистемы, а нормативные  правовые акты должны исходить из необходимости  единства правовых требований и объединения  общих усилий при организации  использования природных ресурсов, охране здоровья населения и природы  и обеспечении экологической  безопасности.
Следовательно, резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии  являются угрозами национальной безопасности Республики Казахстан и поэтому  основной закон страны закрепляет конституционные  принципы, которые гарантируют в  защите от посягательства и вменяет  ответственность именно в интересах  этого самого народа - природные  богатства являются достоянием всего  народа Казахстана (статья 6 Конституции). Так, экологические правонарушения в совокупности с экологическими преступлениями, по тяжести своих отрицательных последствий экологического и социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной экологической безопасности Казахстана, то есть ухудшается с каждым годом экологическая ситуация в стране.
Обеспечить планирование комплекса мероприятий по снижению экологического риска в республике, возможно, было путем создания системы  правового регулирования экологической  безопасности, в связи с этим был  разработан Указ Президента Республики Казахстан «Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан» от 30 апреля 1996 года, однако в связи  с ценностью природных объектов охраны, сегодня Концепция экологической  безопасности продлена на 2004-2015гг.. В  настоящее время Концепция дала новые импульсы в развитии законотворческого процессе в сфере охраны окружающей среды, на базе которой произошла коренная перестройка решения проблем касающихся рационального и охранительного природопользования.
Однако многие вопросы, касающиеся правовых основ экологической  безопасности, пока недостаточно разработаны  на теоретическом уровне, что сказывается  на процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в  этой сфере.
В настоящее время  законодательство по обеспечению экологической  безопасности состоит из следующих  видов нормативных правовых документов:
- международных договоров;
- конституционных положений;
- нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;
- нормативных правовых актов, действующего в области чрезвычайных ситуаций;
- норм, регулирующих правоотношения в сфере безопасности при осуществлении охраны окружающей природной среды при различных видах деятельности и включенных в различные виды нормативных правовых актов;
Обращаясь к международным  основам обеспечения экологической  безопасности, является основной целью  многих многосторонних договоров, что  большинство из данных соглашений было заключено в последние десятилетия.
Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды в Казахстане, являются Экологический Кодекс Республики Казахстан  от 09.01.2007г., Кодекс Республики Казахстан  «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997г., а также  отдельные Постановления Правительства  республики.
Закон Республики Казахстан  «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 закрепляет понятие «экологическая безопасность», под которой следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих  в результате антропогенных и  иных воздействий на окружающую среду.
В Республике Казахстан  в целях предотвращения совершения экологических правонарушений встает необходимость контроля за соблюдением экологического законодательства, так к органам осуществляющий данный контроль относятся:
1.       Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр);
2.       Агентство РК по чрезвычайным ситуациям (надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор);
3.       Природоохранная прокуратура Республики Казахстан;
4.       Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (Государственная инспекция охраны и использования недр).
В связи с активным развитием промышленного, сырьевого, нефтегазового и других секторов экономики важность проблемы охраны окружающей среды именно через государственный  механизм становится наиболее актуальной, что юридическая ответственность  за экологические правонарушения и  преступления отразилось в законодательстве, так как это лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды  и рационального использования  ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.