На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Менеджмент как вид деятельности и система управления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                     Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине: менеджмент
 
 
      Тема: «Менеджмент как вид деятельности и система управления»
Екатеринбург 2010
 
 
 
 
 
                Исполнитель: студентка 3 курса
                                                                           Заочного факультета 
                специальности «Реклама»
                                                                           Леухина А.С
 


      «Менеджмент как вид деятельности и система управления» 

    Содержание: 

    Введение……………………………………………………..3
    1.1. Менеджмент  и управление…………………………….3
    1.2. Менеджмент как наука и искусство…………………..9
    1.3. Современная  система взглядов на менеджмент……...11
           Задание. Построить  дерево знаний менеджмента.
    Заключение…………………………………………………..15
    Список  литературы………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
      Менеджмент и управление – это родственные понятия. Тем не менее, менеджмент определяется и 
как наука и как искусство управления. Если рассматривать данную проблему в масштабах экономической 
системы, то менеджмент – это форма  или система управления.

Нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации будут выполнять  разные, не сопоставимые задачи. В этом и заключается искусство управления (менеджмента) – в координации деятельности составляющих элементов организации для достижения поставленной цели. От правильного выбора методов управления зависит процветание самой организации, а сами эти методы тесно связаны с организационной структурой управления организацией.      

      Менеджмент  и управление.
 
Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.
     Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. 

     Функцией  в менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
  Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
     Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Прогнозирование и планирование.

      Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.
      Планирование  – это разработка плана, определяющего  то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.2
      В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:
      Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
      Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
      Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
      Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
      Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.
      Существует  три основных типа планирования.
      Стратегическое  планирование (высший уровень) – это  попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
      Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
      Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
      Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.
    Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
    Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
    Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
    Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
    Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. 3

Функция организации

      Реализация  планов требует организации, которая  представляет следующий этап менеджмента.
      Под организацией понимается процесс:
      Определение рациональных форм разделения труда;
      Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
      Разработки структуры органов управления;
      Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
      Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
      Подбора и расстановки кадров.
      Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.
      Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители –  независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.
      Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.4
      Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:
      Принцип разделения труда. Основной смысл –  все виды деятельности предприятия  должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.
      Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).
      Скалярный принцип. Относится к цепочке  прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.
      Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.
      Еще одной важной характеристикой организации  управления является уровень централизации (децентрализации)  полномочий (власти).
      Централизация – концентрация прав на принятие решения  на высшем уровне управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням управления.5

Мотивация и стимулирование.

      Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
      Теории  мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание  отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
      К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.6
      Теория  А. Маслоу:
      Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
      Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
      После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
    Теория МакКлелланда:
      Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности.
      В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
    Теория Герцберга:
      Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
      Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
      Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
      Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть  в сущность проблемы.
      В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
      во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
      во-вторых, создать атмосферу, благоприятную  для мотивации работников;
      в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.7
      Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.
      Стимулы делятся на материальные и нематериальные.
      Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).
      Нематериальные  стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). 8
Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Контроль.

      Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.
      В сомом общем виде контроль можно  представить  как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых  результатов с запланированными.9
      Контроль  – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений  функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
      Контроль  способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
      Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.10
      Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и  внутренней среды – залог успешного  функционирования организации.11

Координация и регулирование.

      Сущность  этой функции заключается в обеспечении  согласованности  действий всех звеньев  системы управления, сохранении, поддержания  и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением  системы производства в случае отклонения от заданных параметров.
      Цели  координации и регулирования  – установление взаимодействия в  работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.12
      Регулирование – деятельность по поддержанию в  динамической системе управления производством  заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.
      Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. 13 

      Менеджмент  как наука и  искусство.
 
    К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала  идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые  неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
    К «школе научного менеджмента» относят  таких классиков управления как  Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и  Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным  возникновение современного менеджмента  с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.
    Разрабатывая  основы науки, в 14 общих принципах  управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления  плана. Свобода предложения и  осуществления точно также относится  к категории инициативы».
    Первым  элементом управления у него является предвидение. «Управлятьэто предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».
    Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего  и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».
    Ф. Тейлор говорит о «конструктивном  воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.
    Также он указывает, что «Менеджмент –  это искусство знать точно, что  предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
    Наука и искусство менеджмента тесно  связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и  корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.
    Другой  особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его  некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как  правило, базируется на опыте, то разве  корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
    Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.
    Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.
    Искусство менеджмента заключается в использовании  накопленного опыта  и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.   

      Современная система взглядов на менеджмент.
 
    В настоящее время развитие менеджмента  подвержено значительному влиянию  двух тенденций – интернационализации и глобализации.
    Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости  географических рынков, на которых  действуют хозяйствующие субъекты. Интернационализация охватывает все  мировое пространство и имеет  вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в однородной среде. К элементам относятся разнообразные сферы деятельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде мирового хозяйства.
    Процесс глобализации проявляется в преобладании международных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация – это более высокий  уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности как интернациональной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства.
    Глобализация  означает вхождение в новую фазу производственно-хозяйственной и  финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следующие: 
 
-резкое увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций;  
 
-увеличение внутрихозяйственных уровней специализации и кооперирования или вертикальной интеграции различных стадий производственных, обеспечивающих, сбытовых, инвестиционных и иных процессов в интернациональных масштабах; 
 
-возрастание сложности процесса ресурсного обеспечения в результате создания совместных хозяйствующих субъектов и других форм горизонтальной интеграции.
     Рассмотренные тенденции в значительной степени  формируют ключевые особенности  современной системы взглядов на менеджмент.
Ключевые особенности  современной системы взглядов на менеджмент кроются в следующих  принципиальных положениях.
     Отказ от монополии на управленческий рационализм классических школ менеджмента, который выражается в том, что успех организации определяется исключительно рациональной организацией производства, снижением издержек и развитием специализации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одновременно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предприятия и не являющейся сферой непосредственного управленческого воздействия. Это, прежде всего, те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др.). Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и экологическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организации.
     Использование в управлении теории систем.
Это направление  представляет организацию в единстве ее составных частей, главными из которых  являются:
·компоненты, из которых состоит система;
·связи, которыми объединены компоненты системы;
·структура, которой  закреплены связи между компонентами;
·взаимодействие, возникающее между компонентами системы;
·процесс, приводящий к изменениям в результате взаимодействия;
·холизм и эмерджентность, представляющие систему как целое  со свойствами, возникающими только при взаимодействии ее компонентов;
·идентификация, позволяющая отличать свойства системы  от других;
·концептуализм, отражающий систему как особую форму  с целями и ценностями, разработавших  ее авторов;
·окружение, представленное явлениями, не являющимися частью системы, но оказывающими на нее влияние.
     Системный подход находит в наше время применение в связи с тем, что происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых  фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.
В наиболее общем  виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность или некоторое единство.
      Изучение  вышеперечисленных элементов применительно  к объектам и явлениям, как системы  и вызвало формирование системного подхода.
Можно сказать, что системный подход — это  такое направление методологии  научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
     Использование ситуационного подхода в управлении, согласно которому вся организация  внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент – ситуация (набор обстоятельств), которая оказывает существенное влияние на работу организации в данный период времени.
Ситуационные  теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
-управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.    
 
-должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.    
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.