На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение новой экскурсии для экскурсионной фирмы и для профессионального развития зкскурсовода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
     ЗНАЧЕНИЕ  НОВОЙ ЭКСКУРСИИ
     ДЛЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ФИРМЫ
     И ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСОВОДА
     направление-0705-туризм
     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
     Оглавление 

     Введение 3
     1.Новая экскурсия для экскурсионной фирмы, бюро 6
     1.1.Значение  новой темы экскурсии 6
     1.2.Технология подготовки новой экскурсии 7
     1.3.Этапы подготовки новой экскурсии 10
     2.Новая экскурсия обязательное  условие профессионального развития экскурсовода 30
     Выводы 34
     Список литературы 35 

 

     

     Введение

 
     Актуальность  работы. Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
     Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в  процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и  проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы  помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение  к теме экскурсии; дать экскурсии  свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие  события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.
     На  основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется  экскурсоводом, тем не менее, в экскурсионном  процессе - работала серьезная и  сложная для обеих сторон - и  для экскурсовода, и для экскурсантов. Экскурсовод должен обладать достаточным  уровнем профессионального мастерства, чтобы экскурсант не заметил что данная экскурсия для него нова, и экскурсовод и сотрудники экскурсионной фирмы проделали большую работу  для разработки новой экскурсии. Экскурсия должна вестись плавно, интересно, экскурсанты должны внимать словам говорящего. Поэтому тема  значения, разработка новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода является довольно актуальной.
     Степень разработанности темы. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что данная тема очень актуальна, поэтому ее аспекты исследуются  многими авторами,  она достаточно раскрыта. Анализ данной темы представлен в работах Жаркова А. Д., Гейнике Н. А. , Галиченко И.М., Криворучко М.Г., Родина А. Ф., Соколовского Ю. Е. ,  основным источником для анализа все же являлись труды Эмельянова Б. В.
     Целью работы является рассмотрение и изучение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода.
     Методами  исследования при написании данной работы было изучение и анализ научной  литературы, обобщение проблем в  трактовке различными авторами.
     Цель  исследования обусловила постановку и  решение следующих задач:
     - - выяснить значение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы;
     - рассмотреть технологию подготовки  новой экскурсии;
     - изучить этапы подготовки новой экскурсии;
     - проанализировать значение новой  экскурсии как фактор профессионального  роста экскурсовода.
     Цель  и задачи работы логически обусловливают  ее структуру. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
 

      1.Новая экскурсия для экскурсионной  фирмы, бюро

     1.1.Значение  новой темы экскурсии

 
     Разработка  новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных  бюро, экскурсионных фирм. Она свидетельствует  о глубине и эффективности  развития краеведения в городе или  области, уровне работы фирмы или  бюро с местным населением, гостями, учете интересов и запросов заинтересованных клиентов. С глубокого и всестороннего  изучения этих интересов и следует  начинать работу по разработке новых  тем.
     Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать  экскурсионную тему на определенную аудиторию.
     От  того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее воспитательное и познавательное значение. Экскурсии  имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в  простом времяпрепровождении и  просто в увеселительной прогулке[6]. Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных  возможностей города, района, края, области.
     Считаем, что  количество разработанных новых  экскурсий в год также свидетельствует  о профессионализме людей и уровне экскурсионной фирмы работающих в данной туристической отрасли. И большое и малое количество разрабатываемых новых экскурсий  фирмой в год свидетельствует  о недостаточном, плохом, не высоком  уровне подготовки специалистов экскурсионного дела. С одной стороны малое  число новых тем  свидетельствует  о слабом профессиональном росте  специалистов, не умеющих создать  достаточное количество новых экскурсий, таким образом привлечь новых и заинтересовать старых клиентов. С другой- большое количество новых экскурсий может говорить о слабой разработке, недоизученности темы и вследствие низком уровне и интересе к таким экскурсиям.
     Разработка новых экскурсионных маршрутов, расширит поле деятельности экскурсионной фирмы и повысит её конкурентоспособность. Однообразные экскурсионные маршруты, экскурсионные объекты показа быстро надоедают гостям города, отдыхающим. Если этим вопросом не заняться в плотную, то количество гостей не станет повышаться и приносить нормальный доход.
     Значение  новой экскурсии для экскурсионной  фирмы трудно недооценить. Поэтому  далее необходимо изучить этапы  подготовки новой экскурсии в  экскурсионной  фирме или бюро.

     1.2.Технология  подготовки новой экскурсии

 
     Создание  новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного  участия целого коллектива работников[18]. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического  усвоения ими основ педагогики и  психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
     Экскурсия - это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной  подготовке.
     Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе[16]. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях  и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие "психологический климат" в бюро, должны носить творческий характер.
     Наиболее  целесообразно распределять обязанности  по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.
     Подготовка  новой темы включается в план методического, экскурсионно-методического или  организационно-методического отдела бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, в планы секций, личные планы  экскурсоводов и ведется в  соответствии с указанными в них  сроками.
     Обычно  каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы.
     Подготовка  новой экскурсии проходит три  основных ступени[17]:
     - Предварительная работа - подбор  материалов для будущей экскурсии,  их изучение (т. е. процесс накопления  знаний по данной теме, определение  цели и задач экскурсии). Одновременно  с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена  экскурсия.
     - Непосредственная разработка самой  экскурсии включает в себя: составление  экскурсионного маршрута; обработку  фактического материала; работу  над содержанием экскурсии, ее  основной частью, состоящей из  нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
     - Заключительная ступень - прием  (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение  новой экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения, допуск  экскурсоводов, защитивших свою  тему, до работы на маршруте.
     В простейшем виде схема всех экскурсий  независимо от темы, вида и формы  проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
     Вступление, как правило, состоит из двух частей:
     - организационной (знакомство с  экскурсионной группой и инструктаж  экскурсантов о правилах безопасности  в пути и поведения на маршруте);
     - информационной (краткое сообщение  о теме, протяженности и продолжительности  маршрута, времени отправления и  прибытия назад, санитарных остановках  и месте окончания экскурсии).
     Основная  часть строится на конкретных экскурсионных  объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
     Заключение, как и вступление, не связано с  экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного  содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые  могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как  и вступление, и основная часть.
     Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии  непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских  или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой  учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия  предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в  рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности  региона. Если же экскурсия входит в  программу делового тура, то следует  уделять внимание показу различных  деловых и общественных центров  и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

     1.3.Этапы подготовки  новой экскурсии

 
     В процессе подготовки новой экскурсии  можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
     Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда  же было названо пятнадцать этапов[4,18]:
     1. Определение цели и задач экскурсии.
     2. Выбор темы.
     3. Отбор литературы и составление  библиографии.
     4. Определение источников экскурсионного  материала. Знакомство с экспозициями  и фондами музеев по теме.
     5. Отбор и изучение экскурсионных  объектов.
     6. Составление маршрута экскурсии.
     7. Объезд или обход маршрута.
     8. Подготовка контрольного текста  экскурсии.
     9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
     10. Определение методических приемов  проведения экскурсии.
     11. Определение техники ведения  экскурсии.
     12. Составление методической разработки.
     13. Составление индивидуальных текстов.
     14. Прием (сдача) экскурсии.
     15. Утверждение экскурсии. 
     Определение цели и задач экскурсии
     Каждая  экскурсия должна иметь целевую  установку и тему. Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое  значение. Она определяет идейную  направленность экскурсии, помогает в  отборе и освещении материала. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии  более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это  то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем  несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному  труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в  различных областях науки и культуры и т. д. Правильно определенная цель экскурсии подчеркивает актуальность темы, которая составляет основной предмет экскурсии, ее идейно-теоретический  стержень.
     Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии. Задачи экскурсии - достичь  целей путем раскрытия ее темы[18].
     Выбор темы.Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.
     Название  экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать  интерес, быть ярким, запоминающимся, а  иногда содержать элемент рекламы. Например, экскурсии на темы: "Были седого Урала", "История и тайны  Черного моря". Удачны многие названия, в основу которых положен образ  и т.п.
     Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
     Тема  является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.
     Отбор литературы и составление библиографии.Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии[13].
     В ходе разработки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы  предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам  в использовании необходимого фактического и теоретического материала при  подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература".
     Следует знать справочную и краеведческую  литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и  связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.
     Чрезвычайно много полезных сведений по истории  края, области или города можно  почерпнуть в периодической прессе.
     Определение других источников экскурсионного материала
     В ходе подготовки новой темы экскурсоводам  нередко приходится работать в архивах  с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.
     Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные  архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где  содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных  материалов во избежание неточностей  и тенденциозности следует проявлять  осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно  проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать  компьютерные энциклопедии, в том  числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (СD-RОМ).
     Работа  в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости  и активности. Вместе с тем она  вносит в подготовку экскурсии элемент  научного поиска, сближая ее с работой  исследователя, ученого. Рассказ о  том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях  может чрезвычайно обогатить  содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное  звучание.
     Целесообразно ознакомление всех членов группы с  экспозициями и фондами музеев, выставок, посещение архитектурных и художественных мастерских, научных институтов, учреждений, промышленных предприятий.
     В ходе подготовки экскурсии полезно  практиковать консультации специалистов, встречи и переписку с участниками  и очевидцами событий, старыми большевиками, ветеранами гражданской и Великой  Отечественной войн, передовиками производства, деятелями науки и техники. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить  в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.
     Специалисты могут оказать экскурсоводам  квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с  материалами научных дискуссий.
     Каждая  область науки и искусства  имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии  на научных основах. Поэтому с  самого начала следует овладеть основными  терминами. В этом специалисты также  могут оказать помощь. Полезно  составить словарик с определениями  наиболее употребительных терминов.
     Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии[18]. Собранный материал экскурсовод  должен анализировать не только с  точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.
     Экскурсионными  объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и  художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры  и градостроительства (жилые и  общественные здания, промышленные и  транспортные сооружения, городская  площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).
     В настоящее время на государственном  учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а  в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов[4].
     В качестве объектов могут быть:
     - памятные места, связанные с  историческими событиями в жизни  нашего народа, развитием общества  и государства (например, Куликово  поле, Бородино, места Курской битвы  и др.);
     - здания и сооружения, мемориальные  памятники, связанные с жизнью  и деятельностью выдающихся личностей,  произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий,  инженерные сооружения (крепости, мосты,  башни), мавзолеи, здания культурного  назначения и другие постройки;
     - природные объекты - леса, рощи, парки,  реки, озера, пруды, заповедники  и заказники, а также отдельные  деревья, реликтовые растения  и др.;
     - экспозиции государственных и  народных музеев картинных галерей,  постоянных и временных выставок;
     - памятники археологии - городища, древние  стоянки, поселения, курганы с  захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища,  каналы и др.;
     - памятники искусства - произведения  изобразительного, декоративно-прикладного  искусства, скульптура, садово-парковое  и др. искусство.
     Экскурсионные объекты классифицируются:
     - по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
     - по функциональному назначению - основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
     - по степени сохранности - полностью  сохранившиеся, дошедшие до наших  дней со значительными изменениями,  частично сохранившиеся, утраченные.
     Перед экскурсионными работниками при  создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые  интересные и по внешнему виду, и  по той информации, которую они  с собой несут[15].
     Наряду  с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами  экскурсии могут служить перестроенные  и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых  располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная  среда.
     Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного  объекта для раскрытия экскурсионной  темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность  объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной  экскурсии не дублировались в  другой. Однако для многоплановых  объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта  в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит  от ее цели и темы.
     Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом  числе экскурсионных объектов. При  этом, естественно, о большинстве  объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно  меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии  приводит к поверхностному освещению  темы и утомляет экскурсантов.
     Правильный  отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала  и глубокое раскрытие темы. Следует  так организовать это дело, чтобы  одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности  у каждой темы должны быть "свои" объекты. Разнообразие объектов дает возможность  обеспечить правильное чередование  впечатлений у экскурсантов, позволяет  сохранить элемент новизны при  изучении различных тем.
     Если  невозможно исключить тот или  иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, "Медный всадник" в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и  др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
     В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных  объектов[16]. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими  объектами, сходными по содержанию, могут  выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
     Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
     Познавательная  ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность  их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
     Известность объекта, его популярность среди  населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник "Тысячелетие  России" в Новгороде, и др.).
     Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в  виду особенность, неповторимость памятника  истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени  Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в  данном здании, на месте установки  данного памятника, с легендой или  историческим событием (например, церковь  царевича Дмитрия в Угличе, храм "Спас-на Крови" в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).
     Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность  объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).
     Сохранность объекта. Производится оценка состояния  объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
     Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность  дороги для автотранспорта, возможность  подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для  расположения группы с целью наблюдения.
     Временное ограничение показа объекта (по времени  суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости  или сезонности.
     Экскурсия не должна быть перегружена большим  количеством посещаемых объектов, так  как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность  городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
     В экскурсию могут входить объекты  как одной группы (например, памятники  архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной  группы. Неправильно, например, когда  вся обзорная экскурсия построена  исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует  избегать однообразия построения зрительного  ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут  наряду с памятниками и монументами  не будет введен показ отдельных  зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
     В ходе подготовки новой экскурсии  больше внимания следует уделить  изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча  с экскурсионным объектом непосредственно  на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют  экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться  у памятника, квалифицированно вести  его показ.
     Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно  разрабатываемой темы, так и для  будущих экскурсий[12].
     В карточку объектов вносятся следующие  данные:
     1) наименование объекта (первоначальное  и современное), а также название, под которым памятник известен  у населения;
     2) историческое событие, с которым  связан памятник, дата события;
     3) местонахождение объекта, его  почтовый адрес, на чьей территории  памятник расположен (город, поселок,  промышленное предприятие и т.  д.);
     4) описание памятника (подъезд к  нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
     5) источник сведений о памятнике  (литература, где описан памятник  и события, связанные с ним,  архивные данные, устные предания, основные печатные работы и  места хранения неопубликованных  работ);
     6) сохранность памятника (состояние  памятника и территории, на которой  он находится, дата последнего  ремонта, реставрации);
     7) охрана памятника (на кого возложена);
     8) в каких экскурсиях памятник  используется;
     9) дата составления карточки, фамилия  и должность составителя.
     К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
     В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут  быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии  скульптуры, изразцов, стенописи в  декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции  здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные  на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных  тем, позволяет разнообразить использование  памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена  паспортизация и составлены своды  памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским  институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории  и культуры России по территориям. Материалы  свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников - мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).
     Составление маршрута экскурсии. Важным этапом разработки  новой экскурсии является составление  маршрута. Он завершает работу по выявлению  объектов[15].
     Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
     Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая  обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных  с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.
     Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
     Важным  требованием к маршруту экскурсии  является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или  площади. Подобный проезд допускается  лишь в виде исключения.
     При составлении маршрута учитывается  также эстетическая ценность застройки  и ландшафта, расположенных по пути движения.
     Объезд  или обход маршрута экскурсии. Объезд или обход маршрута проводится в  целях ознакомления с трассой  движения, изучения и уточнения экскурсионных  объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек  экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.
     Объезд  производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также  консультанта-краеведа.
     Составление текста  новой экскурсии. Объезд маршрута дает возможность завершить  работу над текстом экскурсии, который  должен максимально отражать реальную экскурсию.
     Работа  над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для  рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной  подтемы или объекта к другим.
     Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому  необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал  свой индивидуальный текст, закрепляя  в нем свое раскрытие темы, творческие находки.
     Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц  и 25-30 страниц - для пешеходной[6].
     Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.
     Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.
     Один  из авторов является ответственным  за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.
     Одновременно  с составлением текста экскурсии  авторы подготавливают краткую аннотацию.
     Построение  экскурсии. Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого  целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует  общей композиции экскурсии.
     Каждая  экскурсия состоит из трех главных  частей: вступления, основной части  и заключения.
     Вступление. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как  правило, не связаны с экскурсионным  объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.
     Однако  вступление в экскурсии имеет  свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.
     Во  вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.
     Вступление  должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.
     Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы  сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у  экскурсантов складывается первое впечатление  об экскурсоводе.
     Основная  часть. Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с  рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.
     Только  руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой  логической композиции экскурсии, в  чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.
     В ходе ее применяются разнообразные  методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В. И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.
     Заключение. В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.
     Логические  переходы в экскурсиях. Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.
     Логическими переходами в экскурсии принято  называть установление связей между  экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала  экскурсии.
     Логические  переходы объединяют рассказ и показ  в единое целое, придавая экскурсии  цельность и законченность. Они  могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.
     Переход от одного объекта к другому в  отдельных случаях может быть осуществлен и без логического  перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные  однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя  экскурсию, внося изменения в  ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные  органические логические переходы.
     Составление "портфеля экскурсовода"[18]. В процессе работы над текстом отбираются и  под руководством методиста - заведующего  методическим кабинетом бюро - изготовляются  наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально  пополнить зрительный ряд экскурсии  эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.