Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Уголовному праву". Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
    П Л А Н : 

    Введение
    1. Общая характеристика преступлений  против мира и безопасности  человечества.
    2. Законодательное закрепление борьбы  с наемничеством.
    3. Уголовно-правовая характеристика  ст.359 УК РФ.
    Заключение
    Список  использованных нормативных актов и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    На  протяжении всей истории человечества вооруженные конфликты отличались своей безнравственностью, жестокостью и цинизмом. Институт наемничества в этом отношении не является исключением. Взаимодействуя с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия, наркотическими средствами, похищением человека, захватом заложника и другими видами организованной преступности, оно представляет собой серьезную угрозу безопасности для стран мирового сообщества.
    Общественная  и социальная опасность наемничества заключается в том, что в человеческом обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становится убийства, причинение тяжкого или иного вреда здоровью лицам, участвующими в вооруженном конфликте или в военном действии, уничтожение или разрушение народно-хозяйственного, культурного богатства государств и имущества гражданского населения. Их цель — установить контроль не только в социальной, политической, экономической жизни общества, но и в сфере распределения природных богатств соответствующих стран.
    Следует отметить, что в настоящее время  действует ряд международно-правовых актов, которые играют большую роль в борьбе с наемничеством: Гаагская конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне", Дополнительные протоколы I и II 1977г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., Конвенция ООН "О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г." и др. В декларации "О Принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами" в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. указанно, что каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства.
    Положительным моментом в противодействии наемничеству является разработка проекта Модельного закона СНГ "О противодействии  наемничеству". В нем четко и детально рассмотрены понятия наемника и наемничества. Принятие данного закона сыграло большую положительную роль в противодействии с рассматриваемым преступлением, поскольку в его основе лежат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, предусмотрена возможность международного сотрудничества в области противодействия наемничеству, а также контроль и надзор за законностью осуществления противодействия наемничеству.
    Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.
    Достижение  указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:
    1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;
    2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;
    3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;
    Главным объектом исследования является наемничество, как сложное социально-правовое явление, а также общественные отношения, связанные с установлением и реализацией уголовно-правовой ответственности за наемничество.
    Предметом исследования выступают международно-правовые акты, нормы российского уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за наемничество, и практика их применения.
    Методологическую  основу работы составили законы и  категории материалистической диалектики, теория деятельности, концептуальные положения общей теории права.
    В работе мной использовались общенаучные и специальные методы исследования, среди которых можно выделить диалектический, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический и др.
    Теоретическая основа исследования представляет собой совокупность научных работ отечественных ученых в области международного права, международного уголовного права, уголовного права и криминологии.
    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика  преступлений против  мира и безопасности человечества. 

    В Международном праве XX века прочно утвердился принцип уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении международных преступлений. Этот принцип был подтвержден и реализован в ходе Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками гитлеровской Германии. В приговоре Международного военного трибунала по этому делу отмечалось, что "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права"1.
    В этой связи основополагающее значение для обеспечения мира и защиты человеческой личности приобретает включение в УК самостоятельного раздела об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Мы находим в нем восемь составов международных преступлений, источниками которых являются Устав и приговор Международного военного трибунала по делу главных военных преступников гитлеровской Германии (сформулированные в Уставе МВТ составы международных преступлений были признаны в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 95(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве общепризнанных норм международного права, а также послужили основанием для последующей кодификации "Нюрнбергских принципов"), Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948 г., проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый в первом чтении Комиссией международного права в 1991 году2.
    Из  восьми статей этого нового раздела только две нормы унаследованы из прежнего УК. В целом же этот раздел представляет собой своеобразную кодификацию основополагающих международных преступлений на уровне национального уголовного законодательства. Уголовная ответственность устанавливается за: планирование, подготовку развязывания или ведение агрессивной войны (ст.353); публичные призывы к агрессивной войне (ст.354); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356); геноцид (ст.357); экоцид (ст.350); наемничество (ст.359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360).
    Отмечая принципиально важное значение уголовно-правовой охраны прав человека указанными нормами, подчеркнем в этой связи одно существенное обстоятельство, которое, на наш взгляд, требует особого осмысления. Специфика многих международных преступлений, к числу которых, в первую очередь, относятся выше перечисленные, состоит в том, что они совершаются прежде всего не частными лицами, а государственными деятелями, должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями. В силу этого придание таких лиц национальному суду за совершение международных преступлений, как свидетельствует в том числе и наша отечественная практика, дело почти безнадежное. Со вступлением в силу нового Уголовного кодекса РФ эти нормы смогут заработать только при условии, если в полной мере будет действовать конституционный принцип о равенстве всех перед судом и законом. Будем надеяться, что и другой провозглашенный в Уголовном кодексе принцип о неотвратимости наказания станет действенным: в каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо3.
    Рассмотрим  более подробно наиболее глобальные виды преступлений против мира и безопасности человечества.
    В эту группу преступлений входят геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).
    Их  непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.
    Геноцид и экоцид могут осуществляться как  в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.
    Геноцид объявлен международным преступлением  против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
    Речь  идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, т.е. к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа - это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Религиозная группа - это общность, образованная по религиозной принадлежности. Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида, законодатель предусматривает и насильственное переселение либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.
    Преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.
    Субъектом рассматриваемого деяния является любой  его участник, достигший шестнадцати лет (лица от четырнадцати до шестнадцати лет, участвующие в геноциде, например из религиозного фанатизма, несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).
    В связи с утверждениями в некоторых  комментариях УК РФ, что преступление геноцид является оконченным с момента наступления "указанных в законе последствий"4, подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию. Если закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение, это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузку и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.
    Что касается экоцида, то его объективная  сторона состоит в массовом уничтожении  растительного или животного  мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е. разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.
    Надо  отметить, что в характеристике объективной  стороны экоцида имеются некоторые  внутренние противоречия. С одной  стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, выражающихся в массовом уничтожении, массовом отравлении природы, экологической катастрофе. С другой - закон предусматривает и возможность совершения иных действий, лишь способных ее вызвать.
    Некоторую специфику по сравнению с геноцидом  имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную  цель - возникновение экологической  катастрофы (например, при акте терроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, о которых говорит ст. 358 УК РФ, но относится к ним безразлично. Однако признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление. 
 
 
 

    2. Законодательное  закрепление борьбы  с наемничеством. 

    Понятие "наемник" в Большом толковом словаре русского языка определено, как "военнослужащий наемного войска, который за плату готов выполнить какое-либо преступное действие, выгодное, нужное нанимателю"5. Большой юридический словарь определяет "наемника" в качестве лица, добровольно (за вознаграждение) вступающего в вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. При этом данное лицо не является гражданином государства, участвующего в военных действиях, и не проживает (постоянно) на его территории. Кроме того, наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного6.
    Что касается развития наемничества на Руси, то, согласно существующим данным, организованного наемничества не существовало. По формулировкам энциклопедических изданий, приглашавшиеся из-за границы военные специалисты не были солдатами и представляли незначительную часть русских вооруженных сил7. В Советском Союзе термин "наемник" практически не употреблялся. Научные исследования в первую очередь касались функционирования наемных армий; проблема наемничества индивидуального характера советскими учеными фактически не поднималась. Некоторые трактовки наемничества советского периода выглядят парадоксально по отношению к сегодняшнему дню. Так, составители Военной советской энциклопедии считали, что "привлечение в Вооруженные силы ряда современных капиталистических государств лиц по контрактам, по существу, является наемничеством"8. В постсоветских энциклопедических изданиях слово "наемник" отсутствует. Таким образом, до последнего десятилетия XX в. проблема иностранного наемничества фактически не поднималась
    Принципиальный  шаг к формально-юридическому определению  наемника был сделан в ст.47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.
    Впервые понятие «наемник»9 было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 1 1977 г., в соответствии с которой «наемник – это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил»10
    Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 г., определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства. Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом, т. е. являются международными преступниками11.  
    Наемничество  следует рассматривать не только в уголовно-правовом аспекте, но и  учитывать его влияние в политической, экономической, социальной и национально-этнической сферах. 
    В качестве политической составляющей наемничество выступает как агрессивно-силовая  структура международных религиозно-террористичес-ких организаций, а также как способ давления, в частности, на Россию иностранных спецслужб, выполняющих заказ определенных политических кругов стран, не заинтересованных в стабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе России. 
    Использование иностранных граждан в вооруженной  борьбе против конституционного порядка в Российской Федерации дает основание говорить об имеющей место иностранной вооруженной агрессии12
    Экономический аспект наемничества – это распространение  наркотизма, контрабанды, замедление экономического роста региона, криминализация бизнеса. В числе социальных последствий – ухудшение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, обострение межнациональных отношений. С национально-этнической точки зрения наемничество выражается в территориальном перемещении и консолидации тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане. 
    Идейная основа наемничества в России –  территориально-религиозная доктрина. Обращение к национальным чувствам людей, их религиозным верованиям зачастую используется террористическими организациями и их лидерами в качестве тактического приема для сокрытия своих истинных целей – захвата власти неконституционным путем и создания в Северо-Кавказском регионе независимого государства под эгидой международного терроризма для последующего противостояния России. 
    Таким образом, наемничество правомерно рассматривать  как орудие международного радикального исламского терроризма (одна из его  частных характеристик) и в качестве механизма силового воздействия  на политическую систему государства и его органы власти. 
    В научной литературе многие авторы13 рассматривают наемничество с позиции военных преступлений, т. е. участие наемников в вооруженных конфликтах или военных действиях, исследуя в основном вопросы вербовки и финансирования наемников с точки зрения уголовного права, что, по мнению автора, значительно сужает характеристику такого явления как наемничество.  
    Террористический  характер деятельности наемников в  незаконных вооруженных формированиях (бандгруппах) в ряде республик Северного Кавказа четко подтверждает используемые ими методы: подготовка боевиков, в том числе специалистов-взрывников; подготовка смертников; создание нелегальных вербовочных пунктов как на территории России, так и за ее пределами; вербовка наемников из числа иностранных граждан, а также из числа граждан России; оказание материальной и финансовой помощи мусульманским религиозным организациям (сектам) на территории России, исповедующим «чистый ислам» – ваххабизм.  
    В большинстве случаев незаконные вооруженные формирования действуют под руководством иностранных граждан либо при их активном участии, прошедших специальную подготовку за рубежом и финансируемых из источников, нередко связанных с иностранными террористическими организациями. По данным спецслужб России, только в 2000 г. на территории Чечни насчитывалось 2, 5-3 тыс. иностранных наемников14, а в ходе боевых действий в 1999-2001 гг. было уничтожено около 1 тыс. наемников-иностранцев, в основном из арабских стран: Палестины, Ливана, ОАЭ, Египта, Йемена, Иордании, Афганистана, Саудовской Аравии, Кувейта, Туниса, Турции, Таджикистана, Алжира, Сирии15
    Наемничество  как феномен, существующий в России, по мнению автора, имеет внутренние и внешние признаки проявления. Внутреннее наемничество – это участие в незаконных вооруженных формированиях (НВФ) за определенную плату граждан России. Внешнее наемничество – участие в незаконных вооруженных формированиях граждан иностранных государств. Причем мотивация их участия в НВФ для каждого наемника неоднозначна. Например, мотивация наемников, занимающихся организацией и руководством осуществления крупномасштабных военных операций и террористических акций, имеет более сложный характер и существенно отличается от мотивации рядового участника. Помимо корыстных, здесь имеют место политические и религиозные мотивы. В этой связи наемничество нельзя рассматривать только как некую однородную массу «солдат удачи», функционирующую исключительно на основе лишь материальной заинтересованности. Наемничество, основанное на религиозной мотивации, исходя их существующих политических, этнических, экономических и религиозных предпосылок, оформилось в совершенно новое явление, отличающееся от традиционного наемничества (совершение военных переворотов, подавление общественных движений в слаборазвитых странах и др.).  
    В России оно проявляется: в преобладании среди наемников лиц, исповедующих ислам; существовании разветвленной сети международных религиозно-террористических организаций, поставляющих наемников, и механизма их финансирования; распространении экстремистского религиозного течения – ваххабизма; поддержке определенной, пусть незначительной, частью мусульманской общины России деятельности бандформирований в районе Северного Кавказа; существовании «тлеющих очагов» возможных в будущем межэтнических конфликтов. 
    Суммируя  сказанное, можно выделить следующие  особенности наемничества в России: неоднозначная мотивация участия иностранных граждан в бандформированиях; существование этнорелигиозной составляющей в организации бандформирований; участие в широкомасштабных вооруженных операциях против органов государственной власти; прямая зависимость от материальной и финансовой поддержки международных радикальных террористических организаций; существование разветвленной сети нелегальной иммиграции; территориальная близость с государствами, поддерживающими террористическую деятельность в России; наличие связи организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом оружия и наркотиков, с террористическим исламским подпольем на Северном Кавказе и в других регионах России; межэтническая нестабильность и высокая степень конфликтности в Северо-Кавказском регионе, обусловленные в ряде административно-территориальных районов противопоставлением двух мировых религий – ислама и христианства. 
    Как уголовно-правовая категория, наемничество – международное преступление, совершенное на территории Российской Федерации, требует к себе более пристального внимания со стороны законодательной и судебной власти. Статья 359 УК РФ рассматривает в качестве наемника «лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте..., и не проживающего постоянно на его территории...». Тогда к какой категории преступников следует относить граждан России за материальное вознаграждение от иностранных «спонсоров», участвующих в незаконных вооруженных формированиях под руководством иностранных граждан? 
    Следственная  и судебная практика рассматривают  деяния российских граждан в период их нахождения в НВФ под углом совершения ими конкретных видов преступлений (убийства, бандитизм, разбойные нападения, незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия и др.), не давая правовой оценки самого факта их найма, указывающего на наличие прямого умысла совершения ими уголовных преступлений, направленных на свержение правительства, подрыв конституционного порядка и территориальной целостности государства, относящихся к международным преступлениям16. По мнению автора, следует предусмотреть в уголовном законодательстве норму ответственности российских граждан за их участие в качестве наемников в незаконных вооруженных формированиях на территории Российской Федерации. 
    На  первый взгляд, содержащееся в УК РФ определение наемника близко к определению, содержащемуся в ст. 47 Дополнительного протокола. Однако детальный сравнительно-правовой анализ примечания к ст. 359 УК РФ позволяет выявить ряд расхождений: 
    – по смыслу статьи наемником может  быть не только лицо, принимающее участие в боевых действиях, но и лицо, чья деятельность непосредственно не связана с участием в боевых операциях, например, специалисты разных категорий; 
    – в УК РФ говорится о наемнике как  о лице, действующем «в целях получения материального вознаграждения», тогда как международно-правовое определение говорит о материальном вознаграждении, существенно превышающем материальное вознаграждение комбатанта того же ранга и функций; 
    – в статье не содержится положения, согласно которому наемник должен быть специально завербован для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и что «наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны»17
    Все это дает право утверждать, что  предлагаемое российским законодателем определение наемника не в полной мере соответствует юридическим признакам, закрепленным в ст. 47 Дополнительного протокола I, что создает определенные трудности при исследовании и квалификации данного противоправного деяния, и требует приведения законодательства РФ в соответствие с международно-правовыми нормами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Уголовно-правовая  характеристика ст.359 УК РФ. 

    Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. Как следует из текстуального анализа ст.359 УК, существует два самостоятельных состава преступления, характеризуемых собирательным термином "наемничество". В ч. 1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.