Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
       Среди методов непрямого воздействия  на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая их хозяйственной самостоятельности. Эффективное использование налогового механизма управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние общества. Его разработка требует всесторонних обоснований, включая историческое развитие, теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, конечном итоге, принятие практических решений по формированию эффективной налоговой системы.
       Оптимизация налогового регулирования взаимоотношений  между государством и налогоплательщиками  заключается в разумном сочетании  фискальной и стимулирующей функций налогов.
       Малое предпринимательство оперативно реагирует  на изменение коньюктуры рынка и  придает экономике необходимую  гибкость. Это приобретает в современных  условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.
       Малый бизнес мобилизует значительные финансовые, производственные, интеллектуальные ресурсы  населения (в т.ч. трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы. В Беларуси он осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий.
       Социальная  значимость индивидуального предпринимательства  определяется широтой слоя мелких собственников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с рыночной экономикой.
       Поддержка предпринимательства является одним  из приоритетных направлений экономической  политики Республики Беларусь. Однако начало деятельности и формирование постоянного источника дохода для индивидуальных предпринимателей - это не одно и то же. Устойчивость начала дела зависит не только от особенности его участника, но и от налоговой среды, в которой осуществляется данная экономическая деятельность. Все изменения налоговой политики государства влияют как на всех субъектов хозяйствования, так и на деятельность индивидуальных предпринимателей. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей определяются видами предпринимательской деятельности, спецификой формирования и использования их финансовых ресурсов, государственной поддержкой малого бизнеса.
     В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный  к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово–кредитного механизма государственного регулирования экономики.
     От  того, насколько правильно построена  система налогового обложения, зависит  эффективное функционирование  всего  народного хозяйства. Именно налоговая  система на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
     Таким образом, тема исследования является довольно актуальной.
     Целью работы явилось изучение сложившейся  в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
     Для достижения цели курсовой работы  исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены  основные  проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей  и пути повышения его эффективности.
          Исходя их поставленной цели, были  сформулированы  и решены  следующие задачи:
      Рассмотрены понятие, сущность, назначение налогового контроля;
      Дана характеристика органам, осуществляющим налоговый контроль в Республики Беларусь.
      проведен анализ эффективности налогового контроля на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска № 1.
     Объект  исследования:  налоговый контроль в Республике Беларусь .
     Предмет исследования – правовая основа проведения налогового контроля в Республики Беларусь и его эффективность.
     В процессе работы использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников. Метод исследования сравнительный (сопоставительный) анализ структуры налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями.
     Информационной  базой  курсовой работы явились монографии различных ученых, посвятивших свои научные труды изучению теоретических основ налогообложения.  Это исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Прокопович Н.А., Анохин А.О., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Витушко, В.А. Голованов. В.Г., Граве К.Н., Гравзе Ф.И., Иоффе О.С., Русак Л.Г. , Тихиня В.Г., Васковский С.С.Чигир В.Ф., В. В. Бурцев, С. О. Шохин, В. М. Родионова, Н. Е. Заяц и др. Для рассмотрения правовых основ организации налогового контроля были использованы работы А. В. Брызгалина, А. Т. Щербинина, Н. А. Гаджиева и др., а также акты законодательства, материалы периодической печати по вопросам налогообложения индивидуальных предпринимателей.  

     1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ  В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     1.1 Сущность и необходимость  налогового контроля

 
     История налогов как общественного явления напрямую связана с выделением управленческого труда в особый вид деятельности.
     Рост  численности населения земли  усилил хаос межродовых и межэтнических отношений. Потребность в стабильной жизни принудила людей искать пути неконфликтного сосуществования, обеспечения физической безопасности и определенной гарантированности в получении жизненных средств. Исторически решение было найдено в создании института государства.
     Формирование  государства означало, что род  выделял из своей среды людей, имеющих склонности к управлению и прогнозированию, поручал им обеспечение безопасности соплеменников на всех направлениях жизнедеятельности. За эту работу наделял этих господ и их семьи средствами существования. Сегодня этих людей мы называем чиновниками, а денежные средства, частично идущие на их кормление,- налогами.
     Государства и налоговые системы возникли одновременно. Население нуждалось в защите и благоденствии и создавало соответствующие административные структуры. Чиновничьи сословия потребовали от граждан податей, во-первых, для выполнения государственных функций: обеспечение физической безопасности и материального благополучия; во-вторых, для обеспечения себя и своих семей средствами существования.
     Поскольку стремление к лучшей жизни присуще всем людям, то можно понять, что часть общества, которая платит налоги, и другая его часть, получающая их и для которых налоги есть материальная основа жизни, постоянно находятся в антагонизме. Это подтверждает вся история становления и развития государства и налоговых систем.
     В современных условиях налоговые  системы, даже развитых стран, содержат значительный элемент внутривидовой борьбы, а их размер и формы изъятия зависят от расклада сил в государстве.
     Научно  обоснованные налоговые системы  во многом определяют стабильность и бесконфликтность протекания в обществе разных процессов, что по сути является нравственной целью любого управления, в том числе государственного,
     С давних времен каждый из участников налоговой системы отстаивал свои интересы. Чаще всего в спорах побеждали чиновники, поскольку они были более организованными, образованными и имели в своем распоряжении «силовые структуры» [66, с. 41].
     Но  истории известны случаи, когда граждане, доводимые до отчаяния непомерными поборами, восставали против налогового беспредела, громили власть.
    Современный уровень развития общественных отношений  в сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость  научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно ? правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля [27, с. 129].
    Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации  [18, с. 16].
       Вообще, в финансовой науке существует  масса мнений по поводу сущности  и сферы действия финансового  контроля, однако здесь доминируют  следующие положения:
      1) финансовый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления;
      2) финансовый контроль реализуется  посредством деятельности государственных  или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;
      3) финансовый контроль осуществляется  в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного,  эффективного и экономного использования  бюджетных, заемных и собственных  средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [41, с. 16].
         В рамках финансового контроля  выделяют такой его вид, как  налоговый контроль. Его существование  обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
        “Налоговый контроль можно определить  как установленную законодательством  совокупность приемов и способов  деятельности компетентных органов,  обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 33].
         Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова  делают акцент на деятельности  уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 34]. Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем “деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах”.
         Из вышеприведенных определений  налогового контроля можно сделать  вывод, что авторы, раскрывая понятие  данного феномена, сходятся в  том, что налоговый контроль  имеет целью обеспечить полноту,  своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
         Налоговый контроль—это элемент  финансового контроля и часть  налогового механизма. Налоговые  контрольные действия охватывают  всю систему налогообложения,  а также осуществляются в разрезе  отдельных налогов, налоговых  групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения [36, с. 116].
     Налоговый контроль имеет все черты, присущие финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия.
     Налоговый контроль имеет государственный  властный характер, он проявляется  при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения  дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.
     При постоянном росте потребностей государства  в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые  источники иссякают, и государство  вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
     Особая  роль налогового контроля заключается  также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления  бюджетных доходов, соблюдения налоговой  дисциплины как условия качественного  выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.
     Налоговый контроль можно рассматривать в  организационном, методическом и техническом  аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий  ?  совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.
     Объектом  налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между  юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
     Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота  исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков ? организаций относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.
     Субъектами  налогового контроля являются:
    организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом плательщиками;
    организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
    Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее  ?  налоговые органы);
    Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (далее  ?  таможенные органы);
    республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
    Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (далее  ?  органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (далее ? финансовые органы), иные уполномоченные органы  ? при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.
     Главной целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного  поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и  внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем чтоб компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.
     К числу основных задач налогового контроля относятся: неотвратимое наказание  нарушителей законодательства о налогах и сборах; обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды); предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
     Содержание  налогового контроля включает:
       ? проверку выполнения физическими  лицами и организациями обязанностей  по исчислению и уплате налогов;
       ? проверку постановки на налоговый  учет и исполнение налогоплательщиками  связанных с ним обязанностей;
       ? проверку правильности ведения  бухгалтерского (налогового) учета,  своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности  содержащихся в них сведений;
       ? проверку соответствия крупных  расходов физических лиц их  доходам;
       ? проверку исполнения налоговыми  агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков  и перечислению  соответствующий  бюджет налогов и сборов;
       ? проверку соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами процессуального  порядка, предусмотренного налоговым  законодательством;
       ? проверку соблюдения банками  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством;
       ? проверку правильности применения  контрольно ? кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением;
       ? предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;
       ? выявление проблемных категорий  налогоплательщиков;
       ? выявление нарушителей  налогового  законодательства и привлечения их к ответственности;
       ? возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате  неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством.
       Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
       ? регистрация и учет налогоплательщиков;
       ? прием налоговой отчетности;
       ? осуществление камеральных  проверок;
       ? начисление платежей к уплате;
       ? контроль за своевременной  уплатой начисленных сумм;
       ? проведение выездных налоговых проверок;
       ? контроль за реализацией  материалов проверок и уплатой  начисленных финансовых санкций  и административных штрафов.
     Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе  государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.
     Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами и местом в системе  финансового контроля, целесообразно  перейти к изучению его элементов и видов.
     Следует отметить, что налоговые органы не должны ограничиваться лишь проверкой  соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и  своевременностью их уплаты. На субъектов  налогового контроля возлагается проведение проверочных действий за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием денежных фондов государства, а как создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе налогового контроля оценивается не только количественные результаты финансово ? хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.
     С учетом всего сказанного можно сделать  вывод о том, что налоговый  контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему  наблюдения за финансово ? хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
     Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.
     Одним из первых элементы контроля выделил  Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что “функционирование  контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.”[21, с. 97]
     В настоящее время выделяют различные  элементы контроля. Для характеристики налогового контроля  из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:
       1) субъекты налогового контроля;
       2) объект и предмет налогового  контроля;
       3) формы, методы и мероприятия  налогового контроля;
       4) документы налогового контроля;
       5) этапы и порядок проведения  налогового контроля.
     Субъектами  налогового контроля являются налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы.
     Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с.121].
     Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те же, что и при классификации финансового контроля.
     В зависимости от временного фактора можно выделить три формы налогового контроля;
       ?  предварительный;
       ?  текущий;
       ?  последующий.
          Рассмотрим данные формы контроля.
     Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово ? хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.
     Уполномоченные  контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].
     Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно ? финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.
     Значение  данной формы контроля в том, что  он позволяет оперативно вносить  изменения, не допуская серьезных налоговых  нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.
     Заключительная  форма налогового контроля—последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово ? хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.
     Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц [36, с. 125].

     1.2 Особенности налогового  контроля за деятельностью юридических лиц

 
     В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют, во ? первых, государственные  контролеры (специалисты органов  Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов; ведомственные контролеры – специалисты контрольно ? ревизионных управлений министерств, комитетов, других республиканских органов государственного управления, а также работники бухгалтерии, финансового отдела и других экономических служб на самом предприятии), а во ? вторых, независимые аудиторы, которые оказывают услуги по договорам на платной основе.
     В соответствии с действующим законодательством  органы Комитета государственного контроля, налоговые органы вправе привлекать с целью оказания практической помощи квалифицированных специалистов и экспертов со стороны.
     Специалисты органов, осуществляющих налоговый  контроль, в соответствии с поставленными  перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или  иные формы, виды, методы налогового контроля.  
     Так, в зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.
     Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при  разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных  актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допустить потери бюджета. Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о плательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.
     Предварительный налоговый контроль играет важную роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово ? хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Предварительный налоговый контроль осуществляется специалистами Комитета государственного контроля, финансовых и налоговых органов. Так, специалисты Комитета государственного контроля проводят предварительный контроль при обязательном согласовании актов Президента, Совета Министров Республики Беларусь, а также проектов нормативных актов министерств и других органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам, регулирующим отношения госсобственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
     Специалисты Министерства финансов и финансовых органов на местах осуществляют предварительный  налоговый контроль при составлении  проектов республиканского и местного бюджетов. Кроме того, специалистами  управления налоговой политики Министерства финансов предварительный налоговый контроль осуществляется при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики.
     Предварительный контроль со стороны налоговых органов  заключается в обеспечении полного учета субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы, в реестре плательщиков, в контроле своевременности постановки их на налоговый учет. Такая работа, проводимая налоговыми работниками, позволяет предотвратить недопоступления налогов в бюджет, способствует укреплению налоговой дисциплины. Предварительный контроль осуществляется налоговыми инспекторами также при приемке и проверке расчетов по налогам и неналоговым платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет.
     Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и  осуществления хозяйственно ? финансовых операций, связанных с вопросами  налогообложения. Цель его – исключить  возможные нарушения налоговой  дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово ? хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.
     Текущий налоговый контроль также связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтерами предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом проверяется правильность определения сумм налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, предотвращая применение возможных финансовых санкций.
     Текущий налоговый контроль осуществляют и  таможенные органы, которые производят взимание налога на добавленную стоимость  и акцизов по ввезенным товарам. Таможенные органы ведут учет начисленных и взысканных сумм акцизов и НДС по каждому плательщику.
     Последующий налоговый контроль является заключительной стадией контроля, проводится после  совершения финансово ? хозяйственных  операций и завершения отчетного  периода. Цель такого контроля – проверить законность совершенных плательщиком финансово ? хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а в случаях установления нарушений – применение соответствующих мер по их устранению, привлечение к ответственности виновных, возмещение ущерба. Последующий налоговый контроль имеет следующие особенности:
       ?  вскрывает недостатки предварительного  и текущего налогового контроля;
       ?  позволяет по результатам контрольных действий не только, устранить недостатки, но и возместить ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.
     Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.
     Последующий налоговый контроль могут осуществлять практически все органы, на которые  возложен контроль за соблюдением налогового законодательства: Комитет государственного контроля, таможенные, финансовые органы. Однако каждый из вышеперечисленных органов имеет свою специфическую область контроля.
     Экономические отношения между налогоплательщиками  и государством не являются равноправными, так как главным действующим лицом в них выступает государство. Оно в законодательном порядке устанавливает правила на логовых отношений, которые налогоплательщики обязаны неукоснительно выполнять.
     Сегодня налоговые изъятия воспринимаются многими налогоплательщиками как насильственная передача произведенной стоимости в руки, в распоряжение тех, кто эту стоимость не создавал, то есть чиновников. Из этого следуют три вопроса: люди хотят знать, на что тратятся их «кровные» деньги; не слишком ли жируют чиновники, живущие на их налоги; справедливо ли организована сама налоговая политика и т. д. В зависимости от ответов на эти вопросы у граждан страны формируется психологическое настроение, а от него - стабильность в обществе.
     Позиции современных авторов по налоговым проблемам, по нашему мнению, выглядят односторонне. Как правило, большинство из них говорят о необходимости улучшений методик начисления налогов. Но мало кто исследует их как целостное явление, имеющее функции: перераспределительную, контрольную, регулирующую (стимулирующую), воспроизводственную и социальную (достижение справедливости общества, его стабильности).
     Отметим, что внешне, в первом приближении, налоговая техника проста и состоит технологически из трех переделов, где определяются: потребности государства для выполнения его задач; размер и порядок изъятия нужных сумм у субъектов хозяйствования и граждан (сколько и у кого забрать из доходов); организация эффективного использования аккумулированных в бюджете средств.
     Техническая простота исчезает, когда начинает работать налоговый институт, поскольку переплетаются и задеваются интересы всех слоев государства: чиновников, предпринимателей, наемных работников и неработающих [35, с. 42]
     В Республике Беларусь в связи с  наличием множества налоговых законов, подзаконных актов, инструкций, писем, разъяснений Министерства по налогам и сборам эта проблема является наиболее острой. В налоговом лабиринте способны уверенно ориентироваться высококвалифицированные профессионалы, а рядовых налогоплательщиков он иногда заводит в тупик.
     Налогоплательщики допускают ненамеренные ошибки в  расчете платежей, а порой сознательно  уклоняются от платежей, или придумывают  схемы обхода налогов. На рис. 1.1 представлены варианты поведения налогоплательщиков. 
 

     
       

     
       
 
 

Рис. 1.1. Варианты поведения налогоплательщиков
     Примечание. Источник – разработка автора. 

     Уклонением  от уплаты налогов  считается занижение налогоплательщиками своих налоговых обязательств способами прямо или косвенно запрещенными законом, а также полное уклонение от налогов. При этом намеренное или ненамеренное (связанное с нечеткостью налоговых требований и недопониманием их налогоплательщиками по белорусским законам) уклонение от налогов влечет одинаковую финансовую ответственность. Это обстоятельство необходимо серьезно оценивать при налоговом планировании, так как экономические санкции, налагаемые налоговыми органами, лишают предприятия значительной доли заработанной ими прибыли. При обнаружении налоговыми органами факта занижения предприятием налогов, подлежащих уплате в бюджет, с них взыскивается вся недоначисленная сумма платежей, штраф в размере до 120 базовых величин и пеня за каждый день просрочки платежа.
     Экономические санкции (пеня) могут быть обусловлены  отсутствием у предприятий денег  на счетах к сроку уплаты налогов. Налоговое планирование в данной ситуации позволяет предвидеть вероятности финансовых затруднений и заблаговременно принять меры к обеспечению перечислений налогов в бюджет в установленные сроки. К таким мерам можно отнести: принятие действенных решений по ускорению поступлений выручки от реализации продукции, переложение налоговых платежей на дебиторов, оформление налогового кредита и другие предусмотренные законом способы регулирования налоговых отношений, освобождающие предприятия от экономических санкций со стороны налоговых органов.
     Обход налогов в отличие от уклонения от них связан с ситуацией, когда предприятие выбирает для себя деятельность, по закону не подлежащую налогообложению (например, общественную деятельность), либо получает доходы, не облагаемые налогом (например, от экспорта при ставке НДС — 0%). Эта модель поведения находится в рамках закона и не расценивается как уклонение от налоговых обязательств.       
     В другом аспекте рассматривается  обход налогов, когда предприниматель не регистрирует свой бизнес в налоговых органах. Используются при этом налоговые «убежища», дробление сделок, оформление мнимых или притворных сделок, применение трансфертных цен между ассоциированными предприятиями, выплаты неучтенной заработной платы «в конвертах» и другие способы ухода от налогов. По оценкам специалистов, масштабы теневого, не облагаемого налогами бизнеса, в странах переходной экономики составляют в среднем от 20 до 40%. Подобного рода налоговое мошенничество наказывается не только посредством экономических санкций, но и в уголовном порядке.
     Отсутствие  у бухгалтера уверенности в правомерности  своих действий по уменьшению налоговых  платежей и опасения подвести коллектив  под экономические санкции обусловливают  самую распространенную в Беларуси модель взаимоотношений с государственным бюджетом — уплату налогов без вариантов, не учитываются также и методы планирования. Следует заметить, что эта модель считается самой непродуктивной.
     Налогоплательщики в развитых странах при достаточно высоких ставках налогообложения, доходящих до 20—25% валового дохода, за счет хорошо организованного налогового планирования платят в бюджет не более 10—15%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 
     В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1592 (ред. от 18.02.2011) "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь" [8]:
     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) является республиканским органом государственного управления:
      проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (далее - алкогольная продукция) и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
      реализующим государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.
     В структуру МНС входят главные  управления, управления, отделы.
     В целях реализации полномочий МНС  в административно-территориальных  единицах Республики Беларусь создаются  инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах (далее - инспекции МНС), являющиеся территориальными органами МНС.
     В систему МНС входят инспекции  МНС, а также государственные  организации, подчиненные МНС, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.
     МНС является вышестоящим органом по отношению к инспекциям МНС, а  также государственным организациям, подчиненным МНС.
     Основными задачами МНС являются:
      осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды (далее - бюджет);
      осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
      осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность в сфере игорного бизнеса;
      учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
      разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
      осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
      предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
      разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
     МНС в соответствии с  возложенными на него задачами выполняет  следующие функции:
    осуществляет в соответствии с законодательством контроль за:
    соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;
    соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
    соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
    деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности;
    соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
    соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;
    целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетные фонды;
    полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
    соблюдением законодательства:
    регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
    регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями;
    по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения;
    устанавливающего особые режимы налогообложения;
    о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
    о ведении кассовых операций;
    об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров;
    об обращении нефтяного жидкого топлива;
    осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);
    организует деятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах, указанных в подпунктах 5.1 и 5.2 настоящего пункта, а также по:
    обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
    ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
    регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);
    обеспечению учета изъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество;
    обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателям расходов по хранению имущества, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числе транспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и других расходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или иным использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику, иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
    изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных изделий, обобщает практику применения законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, вырабатывает предложения о совершенствовании государственного регулирования и контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам;
    ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
    изучает и анализирует складывающуюся ситуацию в сфере игорного бизнеса, обобщает практику применения законодательства, регулирующего деятельность в сфере игорного бизнеса, вырабатывает предложения о совершенствовании государственного регулирования и контроля в сфере игорного бизнеса, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам;
    осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;
    согласовывает правила организации и проведения азартных игр, за исключением игр на игровых автоматах, разрабатываемых и утверждаемых организаторами азартных игр;
    формирует и ведет реестр лицензий на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;
    проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;
    рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения);
    по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным инспекциям МНС и организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;
    осуществляет проверки соблюдения в инспекциях МНС и государственных организациях, подчиненных МНС, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;
    по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
    проводит анализ отчетных данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;
    осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений об упрощении налоговой системы, в том числе о совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, налоговой политики, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, об унификации налогового законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
    разрабатывает или участвует в разработке международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения;
    по вопросам, отнесенным к его компетенции:
    заключает в соответствии с законодательством международные договоры межведомственного характера;
    осуществляет согласно законодательству функции по реализации международных договоров Республики Беларусь;
    осуществляет подготовку предложений и реализацию планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
    взаимодействует с налоговыми органами иностранных государств, участвует в работе Внутриевропейской организации налоговых администраций, Координационного совета руководителей налоговых служб стран - участников Содружества Независимых Государств, Совета руководителей налоговых служб государств - участников Евразийского экономического сообщества, иных международных организаций и межгосударственных образований, создаваемых в целях координации деятельности налоговых органов Республики Беларусь и иностранных государств;
    осуществляет в установленном законодательными актами порядке лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;
    обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;
    осуществляет мероприятия по созданию и внедрению информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
    планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС, контролирует их использование;
    определяет на основании актов законодательства для государственных организаций, подчиненных МНС, порядок управления государственным имуществом;
    осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за деятельностью инспекций МНС и государственных организаций, подчиненных МНС, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
    заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы;
    принимает меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
    осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
     МНС имеет право:
      получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
      получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
      получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных, представлять государственным органам и организациям указанные данные в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами;
     взыскивать  в установленном порядке:
      неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
      денежные средства, полученные от реализации имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также подлежащие перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество, не внесенные в установленные сроки в доход республиканского и (или) местных бюджетов, а также возмещаемые в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обратившимися с ходатайством о полном или частичном освобождении от административного взыскания, не внесенные в установленные сроки в доход республиканского бюджета;
      возмещенные расходы по хранению, в том числе транспортные расходы по доставке имущества, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, к месту хранения, и другие расходы, связанные с организацией его реализации и реализацией или иным использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику, иные расходы в случаях, предусмотренных законодательными актами;
      проводить мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов в порядке, установленном законодательными актами;
      приостанавливать в случаях, установленных законодательными актами, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
      вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;
      вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, выносить лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливать срок их устранения, вносить представление в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) в случаях, установленных законодательными актами;
      обращаться в установленном законодательством порядке в общие и хозяйственные суды с исками (заявлениями);
      вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;
      в ходе проведения проверки проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено законодательными актами, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также производить в порядке, установленном законодательными актами, личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
      доступа его должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательными актами;
      в ходе проведения проверки требовать от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица), проверять ее результаты, а также опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
      проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций;
      при проведении проверки использовать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
      на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) плательщиков (иных обязанных лиц) для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
      изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в порядке, установленном законодательными актами, подлинники документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий;
      изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
      в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;
      в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);
      осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган либо налоговым органом, а также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;
      разрабатывать проекты постановлений и принимать на основании и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы постановления, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, согласно приложению 2;
      отменять несоответствующие законодательству решения инспекций МНС;
      принимать в соответствии с законодательством решения о создании инспекций МНС в количестве согласно приложению 1 к настоящему Положению, а также реорганизовывать и ликвидировать их;
      принимать в соответствии с законодательством решения о создании (реорганизации, ликвидации) государственных организаций, подчиненных МНС;
      осуществлять в установленном порядке управление имуществом, переданным ему в оперативное управление;
      осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством [8].
     МНС возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь.
     Министр имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
     Министр по налогам и сборам в настоящее  время: Полуян Владимир Николаевич.
     В обязанности Министра по налогам  и сборам входит:
      Руководство деятельностью государственных налоговых органов Республики Беларусь.
      Вопросы межгосударственных отношений в области налоговой политики, взаимодействия с Национальным собранием Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, правоохранительными органами, другими республиканскими органами государственного управления, общее руководство идеологической работой.
      Вопросы кадровой политики, финансирования налоговых органов, исполнительской дисциплины, приема и увольнения работников центрального аппарата и начальников инспекций МНС, организации информационно-разъяснительной работы в системе налоговых органов, обеспечения режима секретности, реализации мероприятий по сохранению государственных секретов.
   Для коллективного  обсуждения наиболее важных вопросов, выработки решений по ним в  МНС образуется коллегия в составе  Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных  подразделений центрального аппарата МНС, представителей общественных объединений МНС и других работников налоговых органов.
     Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
     Решения коллегии обязательны для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями и проводятся в жизнь постановлениями МНС либо приказами Министра. При этом нормативные правовые акты МНС, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются МНС коллегиально в форме постановлений, которые подписываются Министром.
     В случае разногласий между Министром  и членами коллегии, возникших  при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
     Для разработки предложений о совершенствовании  налоговой системы при МНС  создается консультативный совет.
     Состав  консультативного совета и положение  о нем утверждается МНС.
     МНС является юридическим лицом, имеет  текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием.
     Содержание  центрального аппарата МНС и инспекций  МНС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование. 
 
 
 
 
 

     3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ  ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 
     Для обеспечения полноты уплаты налогов  в бюджет с 1 января 2011 года сокращается  сфера применения системы уплаты единого налога путем исключения из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, розничной торговли запасными частями к автомобилям. Наряду с этим перечень дополнен такими видами деятельности как ”Предоставление мест для краткосрочного проживания“ и ”Перегон автомобилей“.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.