На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмоциональное выгорание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как  следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая  деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы  к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы,  способствующие развитию синдрома  эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика  развития и психологическая симптоматика  синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика  уровня сформированности синдрома  «эмоционального выгорания» и  ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ  и интерпретация результатов  исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список  литературы………………………………………………………..……..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Актуалъностъ  проблемы:
Проблема  стрессоустойчивости   человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
 Проблема профессиональной заболеваемости медицинских работников приобретает сегодня все большую актуальность в связи с резко возросшим темпом и интенсивностью рабочей активности профессионала, повышении требований к качеству его труда. Низкая оплата труда медицинских работников в условиях развития рыночной экономики заставляет работать, часто пренебрегая временем, предусмотренным на отдых, для восстановления физического и эмоционального баланса организма. Огромная ответственность за конечный результат своей деятельности - жизнь пациента - приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению заболеваний.
 Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. При этом специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, или, напротив, - мишенью для раздражения и агрессии.
 Исходя из этого, актуальным вопросом при решении данной проблемы является сохранение здоровья врача и предотвращение снижения результативности его работы.
  Разработанность проблемы:
 Анализ научной литературы показал, что данной проблемой занимаются многие современные авторы:
- Ронгинская  Т. А. в статье «Синдром выгорания  в социальных профессиях» описывает синдром профессионального выгорания как теоретический
и эмпирический конструкт. В работе также рассматриваются психосоциальные факторы снижения психической устойчивости субъекта деятельности. Предлагаются теоретические модели развития синдрома выгорания. Обсуждаются эмпирические результаты исследования симптомов профессионального выгорания на основе использования  опросника поведения и переживания, связанного с работой. Описываются четыре основных типа поведения в профессиональной среде: «здоровый», «экономный», «тип риска А», «тип выгорания».
- Орел  В. Е. «Феномен выгорания в  зарубежной литературе». Статья посвящена феномену так называемого «выгорания». В ней приведен обзор конкретных исследований, связанных с изучением факторов, способствующих развитию выгорания у профессионалов. Обзор исследований по проблеме психического выгорания в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на различных уровнях.
В книге  Ильина Е. П. «Эмоции и чувства» описывается, сущность феномена эмоционального выгорания, основные его проявления, а также выделяются три основных фактора, играющие существенную роль в «эмоциональном выгорании»: личностный, ролевой и организационный. Также автор описывает особенности эмоциональной сферы медицинских работников, например, преобладание негативных эмоциональных состояний, необходимость проявления высокого уровня эмпатийности наряду с эмоциональной устойчивостью и т.д.
Книга В. В. Бойко «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других» посвящена изучению внешних (хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически трудный контингент) и внутренних факторов, провоцирующих «выгорание», описываются основные фазы стресса на основании учения
Г. Селье. Р. А. Тигранян в своей работе «Стресс  и его значение для организма» рассказывает о значении стресса  в различных областях жизни и  трудовой деятельности человека. Особое внимание уделяет связанным со стрессом заболеваниям, а также вопросам управления стрессовыми реакциями и лечения стресса. В книге также представлены современные теории стресса и изложены основные современные данные отечественной и мировой науки, касающиеся фундаментальных положений учения о стрессе. В своей работе автор представил анализ причин стресса, а также описание различных современных методов, позволяющих уменьшить неблагоприятное влияние на человека различных стрессорных воздействий.
Цель  исследования:
Изучение  профессиональной психической деформации у работников в медицинской сфере.
Задачи  исследования:
1.          Дать определение понятию «профессиональная  деформация» и определить ее  взаимосвязь с синдромом эмоционального  выгорания.
2.          Проанализировать подходы к изучению феномена эмоционального выгорания.
3.          Определить факторы, способствующие  развитию синдрома эмоционального выгорания.
4.          Проследить динамику развития  и психологическую симптоматику синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: Объектом исследования является психическая деформация медицинских работников
Предмет исследования: профессиональные издержки медицинских работников
Методы  исследования:
      «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко;
      СМОЛ;
      Диагностика уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера.
Гипотеза  исследования:
Личностные  особенности медицинских работников являются факторами, способствующими развитию синдрома эмоционального выгорания.
Практическая  значимость:
Данная  работа имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
Положения, выносимые на защиту:
    Психическая деформация является следствием эмоционального выгорания
    Личностные особенности являются факторами, предрасполагающими к развитию эмоционального выгорания
    Причиной эмоционального выгорания является стресс, вызванный дезадаптацией
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие  «эмоционального выгорания»
1.1. Психическая деформация  личности
Профессиональная  деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для медицинского работника. Адаптация к новым, а тем более к экстремальным условиям, достигается ценой затрат функциональных резервов организма за счёт так называемой биосоциальной платы. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни [3., с. 32]
 Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности. Наше чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если мы учимся реагировать адаптивным способом, мы более успешно и эффективно действуем и повышаем свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к эмоциональному выгоранию. Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса
 Выделяют пять основных групп функциональных состояний по показателю активности регуляторных систем:
1)Норма - состояние уравновешенности организма с внешней средой, высокая приспособляемость организма к различным условиям достигается при минимальном напряжении регуляторных систем;
2)Умеренное функциональное напряжение возникает после работы, к концу рабочего дня или как результат высокой активности человека;
3)Выраженное функциональное напряжение характеризует состояние здорового человека во время работы;
4)Резко выраженное функциональное напряжение у здоровых людей может кратковременно возникать в моменты больших нагрузок;
5)Астенизация регуляторных систем - неспособность организма поддерживать равновесие с окружающей средой [10., с. 102]
Склонность  к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определённых профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависит здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи - общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти.
У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определённая эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется чёрствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создаётся впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого [17., с. 85]
Следствием  эмоционального выгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы.
Наряду  со стремлением снижать эмоциональную  нагрузку в ситуации профессионального стресса часто наблюдается обратный вариант, связанный с трудоголизмом - стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом, будучи не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие.
Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях, тяготеет к двум крайностям - дистанцирование и полное слияние. Когда дистанция пространственная и эмоциональная между вами и другим человеком слишком мала, вы «заражаетесь» его состоянием, как бы втягиваетесь в него и теряете «чувство себя». Это один вариант возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Другой  вариант — человек настолько  жёсток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение  он идет, подстегивая себя словом «должен». В этой группе люди, как будто компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или не ладятся отношения с ними, и человек компенсирует то, что у него не складывается в частной жизни, в отношениях с окружающими [17., с. 87]
Таким образом, профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, которое, в свою очередь, формируется  в результате неуправляемого стресса. Процесс адаптации к новым, а тем более к экстремальным условиям требует больших затрат функциональных резервов организма. Когда требования (внешние и внутренние) преобладают над ресурсами, у человека возникают функциональные нарушения. Затем они сменяются морфологическими изменениями в организме, которые свидетельствуют о возникновении болезни.  
 

1.2. Подходы к изучению  феномена «эмоционального  выгорания»
Термин  «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [17., с. 85]
По мнению А. М. Ричардсена, данные современных  исследований наглядно показали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса, что это не просто «слабый» синоним более устоявшихся обозначений данных симптомов.
Некоторые из авторов возражали против термина  «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине — дистимией).
В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой  возможность психического выгорания  ограничивается представителями коммуникативных профессий. Эти же авторы разработали опросник «MBI». В соответствии с их подходом, синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий:
1.  эмоциональное  истощение;
2.  деперсонализацию  (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам);
3.  редуцирование  личных достижений проявляется  либо в тенденции к негативному  оцениванию себя в профессиональном  плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [12., с. 16]
Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:
1. напряжение  включает симптомы - переживание  психотравмирую-щих обстоятельств,  неудовлетворённость собой, загнанность  в клетку, тревогу и депрессию;
2.резистенция  включает симптомы - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
3.истощение  включает симптомы - эмоциональный  дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения [4., с 154]
Б. Пельман  и Е. Хартман выделили три главных  компонента эмоционального выгорания:
1. Эмоциональное  истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
2.Деперсонализация  связана с возникновением равнодушного  и даже негативного отношения  к людям, обслуживаемым по роду  работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
3.Сниженная  рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
А. Пинес  и Е. Аронсон рассматривают синдром  эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание - это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [12., с. 17]
А. Чиром  считает эмоциональное выгорание  комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает,
что главный  фактор эмоционального выгорания - это  эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья.
В исследованиях  российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б. Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотива-ционной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы [7., с.12]
Таким образом, существует множество различных  подходов к изучению феномена эмоционального выгорания. Большинство из них основано на теории стресса Г.Селье. Эмоциональное выгорание является следствием эмоционального напряжения, которое неизбежно сопровождает деятельность, связанную с общением с людьми. Эмоциональное выгорание это состояние физического и психического истощения, которое проявляется в чувстве опустошенности. Следствием этого является равнодушное или негативное отношение к людям, а также снижение рабочей продуктивности. 
 
 
 
 

 1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, X. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализиро-ванность, интровертированность, фанатичность [12., с. 18]
В. И. Ковальчук  отмечает, что люди с низким уровнем  самооценки и экстернальным локусом  контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию.
В. В. Бойко  указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [4., с. 157]
Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж.
В связи  с развитием «сгорания» для К. Кондо наиболее важно в человеке то, что является стрессом, и то, как разрешается стрессовая ситуация. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь [8., с. 222]
Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она не редко оказывается основной «мишенью» стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления  стресса может быть найден в других сферах психики. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Поиск такой сферы, её активизация составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей. Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности.
Важнейшим условием защиты человека от психических  стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Л. И. Анциферова предлагает следующую классификацию  типов поведения в стрессовых ситуациях:
1)экстерналы - уход от трудных ситуаций, обвинение  в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим;
2)интерналы  - предпочитают конструктивную стратегию  совладения с трудностями, стараясь  видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей, такой тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем [3., с. 35]
В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:
1.Педантичный  - характеризуется добросовестностью,  болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления - апатия, сонливость.
2.Демонстративный - характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной
работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
З.Эмотивный - характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением.
В. Шауфели  обнаружил, что эмоциональное истощение  и сниженный уровень собственного достоинства имеют значимые связи  с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем эмоционального выгорания и низким уровнем собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуаций социального сравнения. То есть ситуации социального сравнения или оценки для определённых лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность [6., с. 15]
Синдром эмоционального выгорания рассматривается  К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат - беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий [12., с. 20]
Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства
со стороны  «вышестоящих» не соответствует  содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
А. Пайнс  установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения  профессионального выгорания увеличивается  в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [8., с. 223]
Распределение ответственности и коллегиальность  в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания. Появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий  синдром эмоционального сгорания —  наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь  дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные).
Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными  дежурствами, ожидание осложнений в  состоянии больных требуют высокой  функциональной активности организма  и могут быть ква-лифицированы как  ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие.
Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащенность рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.
Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному  риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом.
Факторы риска для работников здравоохранения:
1)наличие  лекарств или денег в лечебно-профилактическом  учреждении;
2)взаимодействие  с лицами, злоупотребляющими алкоголем,  наркотиками;
3)неукомплектованные  штаты лечебно-профилактического  учреждения;
4)изолированная  работа с пациентом во время осмотра и ухода;
5)контакт  с пациентами, которые находятся  в состоянии стресса, испытывают боль, разочарование от услуг здравоохранения;
6)продолжительное  время ожидания помощи и фрустрация  вследствие её отсутствия.
Таким образом, существует множество различных факторов, обуславливающих развитие синдрома эмоционального выгорания: особенности личности, особенности поведения в стрессовых ситуациях, процесс адаптации к рабочему месту и должностным обязанностям, организационные факторы
(высокая  производственная нагрузка, низкая  оплата труда, отсутствие профессионального роста и т. д.). К этим факторам можно отнести и психологически трудный контингент, с которым приходиться сталкиваться специалисту в процессе своей деятельности (тяжелые, умирающие больные и их родственники). 

 1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
Развитие  синдрома эмоционального выгорания  носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе [17., с. 88]
Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении — полное «выгорание» специалиста. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжён с психосоматикой.
Симптомы  профессионального выгорания указывают  на характерные черты длительного  стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер [10., с. 130]
Изменения в поведении «выгорающего» специалиста: он часто смотрит на часы; откладывает встречи с клиентами; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); утрачивает творческий подход к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается  сопротивление выходу на работу.
Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
В литературе выделяют в развитии эмоционального выгорания, последовательно сменяющие друг друга стадии, различающиеся по степени вовлечённости человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:
1.Невротическая реакция. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта. Здесь же и раздражительность, и повышенная конфликтность, когда человек срывает собственное дурное настроение на окружающих.
2.Невротическое  развитие. Изменяется поведение  человека: меняется его отношение  к работе, вплоть до появления  отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью - человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.
3.Стойкое  изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности. Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения,  появлению кратковременных   эпизодов   эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).
Согласно  концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1.Предупреждающая  фаза - чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ  от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).
2.Снижение  уровня собственного участия  - по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект).
3.Эмоциональные  реакции - депрессия (постоянное  чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).
4.Фаза  деструктивного поведения:
- сфера  интеллекта (снижение концентрации  внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения);
-  мотивационная  сфера (отсутствие собственной  инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции);
- эмоционально-социальная  сфера (безразличие, избегание  неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привя-занность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).
5.Психосоматические  реакции - снижение иммунитета, неспособность  к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
б. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.
Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии [17., с. 91]
Таким образом, эмоциональное выгорание проходит в несколько стадий. Сначала наблюдается притупление эмоций вследствие чрезмерного участия, затем появляется чувство усталости, которое сменяется снижением интереса к своей работе. Основными психологическими симптомами эмоционального выгорания являются: повышенная утомляемость, раздражительность, постоянное чувство вины, утрата чувства юмора, формальное выполнение профессиональных обязанностей, душевная черствость, циничность, агрессивность, склонность к перепадам настроения, депрессия. Также наблюдаются психосоматические реакции: бессонница, повышенное давление, сексуальные расстройства и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Результаты и их обсуждение.
В исследовании принимали участие 10 человек – медицинские работники….    для исследования применялись методики «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко, СМОЛ и «Диагностика уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д, Спилбергера
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания.
Методика  направлена на выявление уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущих симптомы эмоционального выгорания у испытуемых.
Методика  «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко  состоит из опросника, включающего  в себя 84 суждения. Интерпретация  результатов тестирования проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома.
Фаза  «напряжения»:
A. Симптом  переживания психотравмирующих обстоятельств». Б. Симптом «неудовлетворенности собой».
B.  Симптом  «загнанности в клетку». Г.  Симптом «тревоги и депрессии».
Фаза  «резистенции»
Д. Симптом  «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Е. Симптом  «эмоционально-нравственной дезориентации».
Ж. Симптом  «расширения сферы экономии эмоций».
3. Симптом  «редукции профессиональных обязанностей».
Фаза  «истощения»
И. Симптом  «эмоционального дефицита».
К. Симптом  «эмоциональной отстраненности».
Л. Симптом  «личностной отстраненности, или  деперсонализации».
М. Симптом  «психосоматических и психовегетативных  нарушений». 
 
 

Таблица 1
Результаты  исследования степени «эмоционального выгорания» у медицинских работников
№ исп. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 1ф. 2ф. 3ф.
1 28 8 5 15 18 17 2 17 15 18 18 15 57 54 60
2 22 11 8 12 11 10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.