На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
курсовая  работа 
 

на  тему: «Виды менеджмента и их роль в повышении эффективности управления предприятиями
туриндустрии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 
 
 
 

Оглавление 
 
 

  Введение ……………………………………..….. 3
     
1. Теоретические основы управления туристской организацией …………….....  
5
     
1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии …………………………………...…  
5
1.2. Виды менеджмента  в туризме …………………….. 17
     
2. Роль  менеджмента в  повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии …………………..….  
 
26
     
2.1. Понятие эффективности  менеджмента в туризме……………………………………………………..  
26
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в  туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях ……..…  
 
28
     
  Заключение …………………………………….. 34
     
  Список  использованной литературы... 37
 
 
 

     Введение 

    Туризм  в XXI в. стал социальным и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов. К числу стран, получающих внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности, относятся США — 130 млрд. дол., Япония — 70 млрд. дол., Германия – около 57 млрд. дол.1
    Однако  анализ состояния развития туристской индустрии России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе. По сравнению с другими странами туристская активность российских граждан остается на низком уровне в связи с низкой платежеспособностью (лишь 21% населения России путешествуют). Таким образом, туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется с использованием недобросовестных методов.
    Жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различного рода рисков.
    Выбранная тема является еще более актуальной в связи с тем, что в сложившихся условиях конкурентное преимущество будут получать те туристические фирмы, которые эффективнее используют внутренние ресурсы.
    В тоже время нужно отметить, что, несмотря на то, что менеджмент туризма существует довольно давно, его теория разработана относительно слабо. Множество публикаций, разнообразие подходов в описании различных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследовательская работа свидетельствует о значимости данной дисциплины и подтверждают растущее практическое значение менеджмента туризма.
    Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
    Реализация  поставленной цели потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:
    1) рассмотреть особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии;
    2) раскрыть виды менеджмента в туризме;
    3) дать понятие эффективности менеджмента в туризме;
    4) изучить экономическую эффективность менеджмента в туризме и выявить параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях.
    Методологическую основу написания данной работы составили положения и теории современной отечественной и зарубежной экономической литературы, периодическая литература.
    В процессе написания работы использовались такие методы исследования как: аналитический, монографический, графический, экономико-статистический,  табличный и т.д. 

 

     1. Теоретические  основы управления  туристской организацией 

    1.1.Особенности,  принципы и функции  менеджмента в  туриндустрии 

    Сегодня трудно с уверенностью сказать, где и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, экономической и оборонительной.
    В классическом менеджменте туризма выделяют 4 периода его развития:2
    1. Предварительная фаза (до XIX века) –  первым, кто охарактеризовал управление  как особую сферу деятельности, был Сократ, который проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Затем Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
    2. Начальный период (1800–1917 гг.) – индустриальный  период развития менеджмента.  Наибольшая заслуга в его развитии в этот период принадлежит А.Смиту, который является не только экономистом, но и специалистом в области управления, т.к. проанализировал различные формы разделения труда и определил обязанности государя и государства. Этот период общество характеризуется индустриализацией, ростом населения, появлением двух новых секторов: городское население (основной рынок пассажиров ж-д. транспорта и экскурсий) и новые классы богатых людей (финансистов и фондодержателей), которые сформировали рынок путешествий и туризма. существует единая точка зрения на то, что менеджмент туризма в России возник в 1777 г., когда в Москве появился “План Генша”, который и считается точкой отсчета в истории российского туризма как организованного движения. Поначалу путешественники сами являлись организаторами своего отдыха, но все возрастающие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. С этого момента большая часть населения предпочитала доверять составление программы своего путешествия турорганизатору, то есть менеджеру. Таким образом, факторы, повлиявшие на развитие туризма в XIX веке, – рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств. И все это привело к необходимости управления туризмом через агентов-менеджеров.
    3. Фаза развития и подъема (1917–1990 гг.) – это период систематизации  менеджмента в туризме. Отличительной  чертой данного периода развития  менеджмента является формирование  новой организационной структуры  управления туризмом в СССР. Появилась организационно-административная структура туризма социалистического типа (создание всесоюзного общества “Интурист”, Всероссийского добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий, системы Советов по туризму, а в международном масштабе – Всемирной туристской организации (1968 г.).
    4. Фаза распада централизованных  организационных структур туризма  и создание туристских предприятий  различных форм собственности  (1990 г. и по настоящее время). Перестройка в СССР привела  к распаду единой туристско-экскурсионной системы. На ее базе начали создаваться туристские организации различных форм собственности. В преобладающем большинстве – это частные турфирмы, занимающиеся в основном выездным туризмом. То есть система туризма трансформировалась в открытую систему, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.
    Таким образом, наряду с эволюцией всех сторон жизни общества, видоизменялась сфера развлечений и путешествий, а вместе с ней менялись подходы и формы управления туризмом.
    На  первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек — человек», однако труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей.
    Задача  менеджмента в  туризме – не только выявление общих тенденций и закономерностей его развития, но и нахождение его специфических особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями и предприятиями. К основным особенностям туризма как объекта управления относятся:3
    1. Большая глубина проникновения  туризма (как явления, существующего везде, где живет человек) и сложность взаимосвязей между его составными элементами.
    2. Неясные и трудно измеряемые  цели. Если для менеджмента частных  турпредприятий цели четко обозначены  и измеримы (получение прибыли,  движение наличности и т.п.), то  для менеджмента турорганизаций  таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона (речь идет об организациях, занимающихся решением государственных вопросов в области туризма).
    3. Ограниченное влияние менеджмента  туризма на регион.
    4. Сильное влияние со стороны  заинтересованной клиентуры.
    5. Специфика турпродукта, его неотделимость от источника формирования. Поэтому в туризме должно уделяться больше внимания менеджменту персонала и регулированию межличностных отношений.
    6. Внешние эффекты турпродукта  как специфика туристской индустрии  (влияние на такие сферы, как  экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, также оказывают влияние на туризм).
    7. Специфика туристского спроса  – туристский спрос неоднороден  в силу трех основных причин: 1) неосязаемость и несохраняемость турпродукта; 2) разнообразие потребителей туруслуг; 3) доход как важнейший показатель, влияющий на туристский спрос. 

    8. Комплексность туристских услуг.
    Поскольку туристская отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:4
    При планировании турдеятельности на первое место необходимо ставить нужды, потребности и желания конечных потребителей.
    Непервичность туристской услуги, то есть она еще не стала товаром первой необходимости, и на ней много больше сказывается изменение покупательской способности населения.
    Особое значение маркетинга в туристской сфере по причине невозможности предоставления образца услуги покупателю. Поэтому менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации).
    Уникальность туруслуги (невозможность повторить ее во всех аспектах).
    Следует отметить, что туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Воздействие внешней среды на туризм не везде одинаково. Поэтому для менеджмента туризма важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них.
    Под структурой менеджмента туризма понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. Другими словами, это взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Цель создания такой структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.5
    В структуре управления выделяют такие  составляющие:
    звенья (отделы): к ним относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления. Сюда относят менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена – выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отделами носят горизонтальный характер;
    уровни (ступени) – это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура управления показана на рис 1.6
    Форма пирамиды указывает на то, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Связи между уровнями имеют горизонтальную или вертикальную направленность. Горизонтальное разделение труда – это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности; производится по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.
 

    Рис.1 . Пирамидальная структура управления 

    Вертикальное разделение труда (вертикальные связи) – это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней.
    При этом нужно отметить, что в управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.
    1) Линейная организационная структура управления является одной из простейших структур управления. Характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий все функции управления в своих руках (рис.2).7
    
 

Рис.2. Линейная организационная структура управления организацией
    2) В функциональной организационной структуре управления связи осуществляются по линии движения информации и управленческих решений строго по функциям управления. То есть функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ. Специалисты одного профиля в такой организации объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия (рис.3).8

Рис.3. Функциональная организационная структура управления
организацией 

    3) В линейно-функциональной структуре управления суть комбинаций линейных и функциональных связей выражается в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя, главная задача которого – координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Другими словами, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (рис.4).9
 

Рис.4. Линейно-функциональная структура управления организацией 

    Когда говорят о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеется в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед сравнивается то, что сделано, с целями и задачами, которые ставились ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление в туризме необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
      Принято считать, что в процессе управления в туризме выполняются четыре основные функции — планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из этих функций жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Рассмотрим их подробнее:
      1) Функция планирования. 

      Под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.10
      Конкретно функция планирования включает в  себя следующие виды работ:11
    участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
    текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
    разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
    претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона — прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.
      Результатом планирования как функции менеджмента  может быть туристский образ региона.
      2) Организационная функция
      В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации). Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется тот, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий и какие для этого потребуются средства.
      Таким образом, планирование как бы готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую систему, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.
      3) Мотивация как функция управления
      Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего  и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения. Согласно теории управления, поведение человека определяют пять основных типов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения. Часть потребностей может удовлетворяться вознаграждениями. В управлении используются внешние и внутренние вознаграждения. К  внешним вознаграждением относят денежные выплаты, продвижение по службе, к внутренним - чувство удовлетворенности при достижении цели.
      4) Функция контроля
      Результаты  работы организации и ее сотрудников  необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это и составляет содержание функции контроля. Функция контроля является важнейшей составляющей деятельности руководителя. Ни одна из перечисленных функций не может эффективно реализовываться при отсутствии должного контроля. В процессе контроля определяется качество планирования, недостатки в организации и мотивации. Контроль предусматривает сопоставление запланированного и реально получаемого результата. Наличие отклонений свидетельствует о недостатках в системе. Задача менеджера- своевременно выявить причины отклонения и принять адекватные меры по исправлению ситуации. Элементом данной функции  является учет, т.е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимального необходимого ее объема для  управления; предоставление этой информации всем заинтересованным в удобной для использования форме.
      На  практике функции управления находят свое выражение в принципах управления туристской организацией.
      Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций.
      Все принципы менеджмента можно сгруппировать в две группы: общие и частные. Рассмотрим их.
      1) Общие принципы управления12
      Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.
      Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.
      Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).
      Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
      Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.
      2) Частные принципы управления13
      Основным  является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
      Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.
      Суть  принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.
      Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
      Принцип частной автономии  и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.
      Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.
      Суть  принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
      Одним из важнейших принципов является демократизация управления
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.