На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны на примере России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I . Теоретические аспекты экономической безопасности.
      Понятие «экономической безопасности»: определение, структура и содержание………………………………………………………………………...7
      Объекты, субъекты, виды  и предмет экономической безопасности….15
      Организация работы по обеспечению экономической безопасности....18
      Государственная стратегия экономической безопасности…………….20
      Характеристика основных угроз безопасности и основные причины их возникновения……………………………………………………………………22
      Индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности....26
      Пороговые значения основных показателей экономической безопасности……………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ основных индикаторов экономической безопасности.
2.1.    Анализ показателей производственной сферы…………………………35
2.2.    Анализ показателей социальной сферы……………………………….44
2.3.    Анализ показателей финансовой сферы…………………………………49
2.4.    Пути укрепления экономической безопасности России………………..53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………….......61
Приложение………………………………………………………………………62 
 
 

    Введение.
    Вопросы обеспечения экономической безопасности любой страны остаются одним из важнейших  в определении ее статуса в  мировых экономических отношениях как независимого государства.
    Радикальные процессы, протекающие в социально - экономической сфере в связи с изменением экономической системы, выдвинули на первый план проблему экономической безопасности. Острота этой проблемы обусловлена целой группой факторов, в том числе появлением отрицательных эффектов, сопутствующих появлению многообразия форм собственности и формированию различных организационных структур бизнеса: неразвитостью рыночной инфраструктуры; значительным ослаблением государственного регулирования экономики; отсутствием знаний в области управления экономикой в новых условиях.
    Появились многие острые проблемы и в сфере  внешнеэкономических отношений. Либерализацию  внешней торговли, ее последствия  нельзя оценить однозначно. С одной стороны, рыночная система предполагает открытость экономики, которая является необходимым условием для реализации накопленного потенциала, а, с другой стороны, нерациональная структура экспорта и импорта может оказать негативное влияние на экономику страны, порождая угрозу экономической и политической зависимости от развитых стран. Особо следует подчеркнуть важность устойчивости национальной валюты. Она играет первостепенную роль в системе рыночных индикаторов. Нетвердая валюта оказывает крайне негативное влияние на инвестиционные возможности и вообще расшатывает экономический потенциал страны.
    Проблема  обеспечения экономической безопасности России как непременного условия  ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигает названные проблемы на авансцену общественной жизни.
    Здесь не допустимы легкомыслие и попытки приуменьшить грозящие опасности. Сегодня требуется максимальная концентрация всех жизненных сил народа, всей столь необходимой энергии возрождения. Иначе у России может просто не оказаться будущего.
    В настоящее время работа в области  достижения экономической безопасности сводится к борьбе с экономической преступностью. Однако, стоит отметить, что такого подхода недостаточно. Даже при успешной такой борьбе экономическая безопасность усилится лишь относительно, поскольку не ликвидированы условия возникновения этих преступлений, а так же не сформирована база предупреждения их в будущем.
    В условиях кризиса решение задач, связанных с отражением угроз  экономической безопасности, существенно  осложнилось.
    Основной  целью данной курсовой является рассмотрение роли экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. 
    Для реализации поставленной цели планируется  выполнение следующих задач:
    Глубоко раскрыть суть проблемы экономической безопасности.
    Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
    Выявить реальные угрозы.
    Предложить надежные и эффективные методы их отражения.
    Выявить основные направления развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России.
    Основные  методы, используемые в данной работе: сравнение, сопоставление, статистический, нормативный и позитивный анализ.
    Вопросы экономической безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников  Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С., Л.И. Абалкин, А.Д. Богатуров, А.Г. Дугин, М.Г. Делягин, В.А. Золотарев, В.А. Кашин, Л.Н. Красавина, И.С. Королев, В.И. Кузнецов, А.П. Паршин, А.Б. Паскачев, Ю.С. Пивоваров, Э.А. Позняков, С.А. Ситарян,  Р.С. Гринберг, Г.Б. Клейнер, И.Н. Петренко, И.П. Фаминский, Ю.Е. Федоров, Ю.В. Шишков, и др.
    На  фоне этих исследований как наиболее интересный выделяется подход к осмыслению экономической безопасности Российской Федерации, сформированный на кафедре  национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации профессорами Прохожевым А.А., Корниловым М.Я., Смульским С.В. и др. В работах этих специалистов сформулированы важнейшие концептуальные положения о сущности и содержании многих категорий сферы национальной безопасности, исследованы их взаимосвязи, обоснованы приемы и способы исследования национальной безопасности и различных ее слагаемых с позиций системного подхода.
    Анализ  реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта  решения проблемы обеспечения экономической безопасности позволяют выделить три ее важнейших элемента: экономическую независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу. Каждый из этих элементов находится в единстве и взаимозависимости. Механизм единства всех трех составляющих элементов является основой определения сущности такого явления как «экономическая безопасность».
    Однако  изучение научных работ, в которых  затронуты проблемы безопасности, не позволяют сделать вывод о комплексном подходе к исследованию вопросов совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
    Таким образом, как показывает мировой  опыт, обеспечение экономической  безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Следует так же подчеркнуть, что отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Теоретические аспекты экономической безопасности.
      Понятие «экономической безопасности»: определение, структура и содержание.
    Экономическая безопасность традиционно рассматривается  как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а так же последовательную реализацию национально-государственных интересов России.
    Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Различные источники дают весьма широкую интерпретацию данного определения. Вот некоторые из них:
    Экономическая безопасность – это защищенность национальной экономики от тех внутренних и внешних негативных факторов, которые нарушают нормальное функционирование воспроизводства, ставят под угрозу сохранение ресурсного и научно-технологического потенциала страны, устойчивое развитие экономики и ее социальную ориентацию, препятствуют укреплению механизмов экономического роста и упрочнению государственности.[4, с.105]
    Экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.[2, с.45]
    Экономическая безопасность – это такое состояние народнохозяйственного комплекса, которое, во–первых, позволяет добиться устойчивого и эффективного экономического развития, достаточного для формирования необходимой обороноспособности, своевременного и прогрессивного технологического перевооружения хозяйствующих субъектов, охраны окружающей среды. Во-вторых, обеспечивает рациональную занятость, реализацию потребностей людей в образовании и повышении квалификации, сохранение здоровья нации, благосостояние людей, решение комплекса социально-культурных и социально-бытовых проблем.[3,с.64]
    Экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов.[2,с.66]
    В соответствии с этим определением, экономическая безопасность  - не абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов  определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
    Экономическая безопасность страны – это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны.
    По  мнению академика Л.Абалкина, экономическая безопасность – это состояние экономической системы, позволяющее ей развиваться динамично, эффективно и успешно решать социальные задачи. При этом государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.[1, с. 44]
    Стоит отметить, что данное определение отражает суть проблемы, но носит  довольно общий характер и не раскрывает сущности экономической безопасности.
    Степень экономической безопасности наиболее ярко выявляется в сфере международных  отношений, так как связанные  с ней вопросы используются при выработке и проведении внешнеполитической линии правительствами многих высокоразвитых стран интересах собственных корпораций.
    Ряд исследователей рассматривают экономическую  безопасность с позиции качественных характеристик экономических отношений:
    Экономическая безопасность – это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны,  защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.[1, с.44]
    Этот  перечень определений понятия «экономическая безопасность» можно было бы продолжить, и все они имеют право на самостоятельное существование и разработку.
    Суть  экономической безопасности состоит  в обеспечении экономического развития Российской Федерации с целью  удовлетворения социальных и экономических  потребностей граждан РФ при оптимальных  затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
    Экономическая безопасность страны включает в себя:
    Способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития;
    Системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны;
    Готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления;
    Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества.
    Система экономической безопасности включает семь блоков:
    Концепцию и стратегию национальной безопасности;
    Национальные интересы России в сфере экономики;
    Угрозы в сфере экономики;
    Индикаторы экономической безопасности;
    Пороговые значения индикаторов;
    Организационную структуру;
    Правовое обеспечение экономической безопасности.                                     ( см.Приложение,  табл.1)[5, с.9]
    Экономическая безопасность обладает следующими свойствами:
    Внутренней натурально-вещественной основой;
    Достаточно высоким уровнем развития всех элементов производительных сил;
    Существенным удельным весом натуральных и стоимостных компонентов расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта;
    Внутренней социально-политической базой экономической безопасности;
    Достаточно высоким уровнем общественного согласия относительно долговременных национальных целей, обеспечивающего выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, реализуемой в жизнь посредством государственной политики, поддерживаемой большей частью народа.
    Ряд общих условий и факторов выдвигает  понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:
    Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
    Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.
    Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.
    Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.
    Сама  экономическая безопасность имеет  сложную внутреннюю структуру, в  которой можно выделить три её важнейших элемента:
    Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях  экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
    Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
    Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
    Необходимо  подробнее рассмотреть связь  между понятиями развитие и устойчивость экономики.
    Развитие  – один из компонентов экономической  безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по своему характеризует состояние экономики.
    Устойчивость  экономики характеризует прочность  и надёжность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать  внутренние и внешние «нагрузки».
    Безопасность  – это состояние объекта в  системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
    Чем более устойчива экономическая  система (например, межотраслевая структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасности будет достаточно высокой. 
    Но  стоит сказать, что экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и стабильных  странах остается относительной, поскольку неблагоприятные внешние воздействия, а так же возможность их угроз не исключаются. 

Уровни  экономической безопасности







 

 
 

    В настоящее время формируется  спектр новых взглядов на понятие «экономическая безопасность», ее состав, который является весьма широким: 1. качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах;                                                                                                                           2. возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;                                                                                                3. важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России;                                                                                                        4. уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов;                                                                                                                      5. совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.  
 
 
 
 
 
 
 

    
      Объекты, субъекты, виды и  предмет экономической  безопасности.
    Экономическая безопасность как экономическая  категория зародилась со времени  создания государственности, осознания  обществом своих экономических интересов.
    Проблема  экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном влиянии с другими возможными сферами деятельности: военной, социальной, политической , экономической, информационной и т.д. 
    Под объектом экономической безопасности понимаются как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы:
    природные богатства;
    людские ресурсы, особенно функционирующее трудоспособное население;
    производственные фонды;
    непроизводственные фонды;
    недвижимость;
    финансовые ресурсы
    хозяйственные структуры;
    регионы;
    предприятия
    семья;
    человек
    Субъектами экономической безопасности являются:
    государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной судебной властей: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального собрания и т.д., во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами и страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом,  а так же хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг, домашние хозяйства и отдельные личности. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей безопасности. [6,c.133]
    Предмет государственной деятельности в области экономической безопасности:
    определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
    формирование и реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.
    Выделяют  следующие основные виды экономической безопасности:
    производственно-технологическая;
    промышленная;
    продовольственная;
    демографическая;
    экологическая;
    финансовая;
    информационная;
    внешнеэкономическая и др.
    В реальном секторе экономики обычно говорится о производственно-технологической, промышленной безопасности. Сюда входит целый ряд проблем, связанный с хаотическим и хищническим перераспределением национального богатства страны, утерей контроля над национальными ресурсами; неэффективной приватизацией, разбазариванием бывшей государственной собственности, криминальными и коррупционными аспектами приватизации; деиндустриализацией экономики; инвестиционной катастрофой; падением экспортного потенциала и утерей рынков внутри страны под напором дешевого импорта.
    Если  иметь в виду общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся по результатам всей совокупности факторов, то точнее говорить о финансовой безопасности, частными проявлениями которой являются инфляционная, валютная и другие подвиды  безопасности, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
    Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая  безопасность, связанная с взаимодействием  национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она  проявляется в конкурентоспособности  отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, проявляться в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результате годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.
    Самостоятельный вид экономической безопасности образует информационная безопасность, принимая во внимание роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.  
 
 

    
      Организация работы по обеспечению  экономической безопасности.
    Содержание  управленческой работы по обеспечению экономической безопасности государства можно свести к двум взаимосвязанным направлениям. Первое – это организация борьбы с экономической преступностью, понимаемой как разрушение условий и обязательств, порождающих и стимулирующих эту преступность.
    Второе  – полная экспертиза всех законов, нормативных актов, постановлений, управленческих решений на предмет  их направленности на укрепление экономической  безопасности.
    Необходимо  уйти от традиционной строго вертикальной схемы государственного управления, которая не обеспечивает горизонтальные межфункциональные связи, а значит, и механизмы взаимоконтроля и взаимной ответственности.
    Обеспечение экономической безопасности представляет:
    Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности;
    Реализация оперативных долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
    Подъем экономики страны, осуществление независимого и социально ориентированного экономического курса;
    Элиминацию научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;
    Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России в первую очередь с ведущими странами мира;
    Создание эффективного механизма контроля за исполнением законодательства страны;
    Повышение уровня конкурентоспособности российской промышленной продукции;
    Повышение уровня и качества жизни населения страны;
    Устранение деформаций в структуре отечественной экономики;
    Обеспечение преимущественного роста производства наукоемкой продукции;
    Поддержание отраслей, являющихся фундаментом расширенного воспроизводства, для обеспечения занятости населения;
    Государственную поддержку инвестиционной и инновационной активности;
    Создание устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики.[2, с.62]
    Обеспечение экономической безопасности предполагает использование следующих направлений:
    Усиление государственного регулирования экономики;
    Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;
    Принятие мер по сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала;
    Элиминирование деформаций с структуре экономики, нацеленное на опережающее развитие наукоемких отраслей и производств;
    Наращивание государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности;
    Создание необходимых условий для преимущественного развития конкурентоспособных отраслей и производств независимо от формы собственности;
    Сосредоточение материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники;
    Оказание поддержки ведущим отечественным научным школам.
 
 
    
      Государственная стратегия экономической безопасности.
    Государственная стратегия экономической безопасности включает в себя:
    Определение национальных интересов РФ в области экономики;
    Характеристику наиболее вероятных  внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
    Целевые установки социально-экономической политики развития страны;
    Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны;
    Систему и механизмы обеспечения экономической безопасности государства, защиты ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия.                                                                          
    Реализация  Государственной стратегии экономической  безопасности РФ направлена на создание в прогнозном периоде необходимых  и достаточных условий для  обеспечения возможности РФ:
    Самостоятельно и эффективно решать внутренние социальные, экономические и политические задачи, исходя из собственных национальных интересов при максимальной неуязвимости от внешнего негативного воздействия;
    Обеспечивать уровень и качество жизни населения, гарантирующее социальный мир и стабильность в обществе и необходимые для всестороннего развития личности;
    Своевременно адаптироваться к динамичным изменениям, происходящим в мировом хозяйстве, нарастающим ресурсным ограничениям и условиям глобальной конкуренции, адекватно отвечать на внутренние и внешние вызовы;
    Влиять на экономические , политические и военные процессы в мире, отстаивая интересы России, путем активной внешней политики и экономической дипломатии, эффективной и равноправной интеграции в мирохозяйственные связи.
    Практическая  реализация Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться на основе сформулированных в Государственной стратегии экономической безопасности РФ национальных интересов в сфере экономики характеристик внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ через формирование экономической политики, направленной на обеспечение национальной безопасности государства в целом, в виде системы конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей–макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система конкретных мер и механизмов представляет собой основу и содержание экономической политики государства.
    Экономическая безопасность обеспечивается как чисто  экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секретов. Безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.[6,с. 134] 

    
      Характеристика  основных угроз безопасности и основные причины их возникновения..
    Основные  угрозы экономической безопасности – это такие явления процессы, которые отрицательно влияют на экономическое  состояние страны, ограничивают экономические  интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.
    Основными причинами, вызывающими возникновение  угроз, являются неустойчивость финансового  положения предприятий, неблагоприятный  инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
    В самом общем виде экономические  угрозы подразделяются на внешние и  внутренние.
    К внутренним угрозам экономической  безопасности можно отнести следующие:
    Сокращение численности населения и его старение, влекущее за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население.
    Деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения; негативное воздействие социально – экономических условий жизни населения, рост заболеваемости значительной части населения, некомфортные жилищные условия, сокращение и ухудшение структуры рациона питания человека, плохая экологическая среда, большая загруженность женщин в общественном производстве и др.
    Криминализация экономики, рост организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля, высокий уровень правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах экономики, обострение социальных проблем – наркомании, проституции, бродяжничества и т.д. Сохранение условий для роста коррупции и криминализации хозяйственно – финансовых отношений.
    Сохранение и возможное усиление значительной имущественной дифференциации (имущественного расслоения) населения с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост в государстве и приводящих к нарушению социального мира и общественного согласия.
    Структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно–сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности, усилении объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов.
    Низкая с возможной тенденцией дальнейшего понижения конкурентоспособность российской экономики.
    Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера со значительными негативными экологическими последствиями.
    Неустойчивое состояние финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы.
    Сохранение реальной угрозы ограничивающего воздействия налогово-бюджетной сферы на экономический рост в государстве.
    Снижение возможностей обеспечения необходимого по объему, структуре и качественному составу мобилизационного резерва мощностей и материальных ресурсов.
    Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики.
    Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а так же города и села.
    Высокий уровень инфляции.
    Несовершенство механизмов формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма на принятие экономических решений; непоследовательность и несогласованность действий центральных экономических ведомств), которые может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозы социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей.
    Негативная политика в сфере приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов.
    Слабая диверсификация ВВП в целом и экспорта в следствие высокой степени зависимости России от сырьевого экспорта.
    Россия по-прежнему не рассматривается инвесторами в качестве привлекательной страны ни для прямых, ни для портфельных вложений.
    Одна из причин неуверенности – слабость гражданских институтов в России, неразвитый банковский сектор. По-прежнему сохраняется недоверие инвесторов к российской финансовой системе после фактического дефолта 1998 года.
    К внешним угрозам экономической  безопасности можно отнести следующие:
    Высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики.
    Приобретение инофирмами российских предприятий вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а так же комплектующих изделий для машиностроения.
    Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
    Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы.
    Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии, Чеченской республики и Латвии.
    «утечка умов» заграницу, эмиграция населения, как правило, его интеллектуального слоя, что ведет к сокращению интеллектуального потенциала, и, следовательно, к сдерживанию экономического роста.
    Наиболее  опасны в настоящий период внутренние угрозы. Вместе с тем внешние угрозы в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность  некоторых внутренних угроз.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.6. Индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности.
    Макроэкономические  индикаторы представляют собой наиболее важные параметры экономики, которые характеризуют состояние экономики в целом. Макроэкономические показатели применяются всеми развитыми странами мира.
    Из  более чем тысячи индикаторов  экономической безопасности, которые  используются на макро- и мезоуровне для анализа и прогнозирования  угроз экономической безопасности, целесообразно использовать 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. К ним относится:
    Объем валового внутреннего продукта;
    Валовой сбор зерна;
    Доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
    Доля в ВВП расходов на оборону;
    Доля в ВВП затрат на гражданскую науку;
    Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
    Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства;
    Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
    Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;
    Уровень безработицы;
    Уровень монетизации;
    Внешний долг;
    Внутренний долг;
    Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета;
    Дефицит федерального бюджета;
    Уровень инфляции;
    Объем золотовалютных резервов;
    Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта;
    Доля поступившего по импорту продовольствия в общем объеме продовольственных ресурсов страны.
    Помимо  перечисленных выше общих макроэкономических, выделяют следующие базовые макроэкономические индикаторы:
    Структура собственности: доля государственного и частного секторов в ВВП, национальном доходе, численности занятых.
    Динамика разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.
    Монополизации я и демонополизация.
    Развитие рыночных структур.
    Механизм государственного регулирования экономики.
    Налоговая система.
    Денежное обращение.
    Внешнеторговые тарифы.
    Процентная и учетная ставки.
    На  макроуровне выделяются следующие частные количественные производственные индикаторы:
    Темп роста продукции промышленности;
    Структура ВВП;
    Производственный ВВП;
    Использованный ВВП;
    Валовые и частные капитальные вложения;
    Розничный товарооборот и др.
    Важными частными социальными индикаторами являются:
    Соотношение роста доходов;
    Дифференциация потребления;
    Доля импорта в фонде личного потребления;
    Обеспеченность жилищами;
    Уровень образования;
    Уровень занятости населения;
    Индикаторы миграции населения;
    «утечка умов» за рубеж;
    Индикаторы криминализации экономики;
    Индикаторы социальной активности населения, в том числе уровень забастовочного движения.
    Для целенаправленной политики обеспечения  экономической безопасности большое  значение имеют предельные значения вышеназванных индикаторов, выход за рамки которых существенно препятствует нормальному ходу всего процесса воспроизводства, вызывает негативные тенденции и т.д. Определение и учет граничных значений индикаторов экономической безопасности является одной из важнейших задач государственного регулирования экономики. С их помощью выявляются и устраняются долгосрочные факторы риска и тенденции к дестабилизации экономики. Такими индикаторами следует руководствоваться для сохранения единого экономического пространства страны; создания экономических и правовых условий исключающих криминализацию общества; обеспечения способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; поддержания такого уровня жизни населения, который обеспечивал бы социально политическую стабильность; устойчивость финансовой и денежно-кредитной системы, а так же для необходимого государственного регулирования экономических процессов в целях нормального функционирования рыночных отношений как в обычных так и в экстремальных условиях и т.д.
    Предельные величины таких показателей позволяют выявить границу между опасной и безопасной зонами процесса развития различных сфер экономики. Их нужно определять, исходя из содержания национальных интересов страны. Высший уровень экономической безопасности достигается, когда вся система показателей находится в пределах допустимого значения. В конечном счете особое значение имеют социальные индикаторы. Основную опасность создают резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания; рост бедности за счет абсолютного и относительного увеличения числа лиц, чьи доходы ниже прожиточного минимума.
    Если  индикаторы экономической безопасности выходят за рамки предельно допустимых величин, то страна находится в опасной  зоне, ее развитие ставится под угрозу, возникает вероятность тех или иных экономических кризисов и социальных потрясений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
      . Пороговые значения основных показателей экономической безопасности.
    При мониторинге угроз экономической  безопасности с помощью аналитических  индикаторов необходимо и возможно выявлять критические «болевые» точки и использовать их в качестве пороговых значений экономической безопасности, то есть предельных величин, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию экономики социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области не только производства, но и потребления.
    Пороговые значения экономической безопасности – это инструменты экономической  безопасности, представляющие собой  количественные характеристики, определяющие пределы между безопасными и опасными явлениями в различных областях экономики .
    При определении количественных параметров пороговых значений индикаторов  экономической безопасности важно  правильно выбрать индикатор, исходный для расчета. Главным национальным приоритетом страны в области экономики является повышение благосостояния народа. Этот индикатор и должен стать исходным при расчетах порогового значения величины ВВП и ряда других связанных с ним показателей.
    Социальное  состояние населения оценивается  по трем показателям:
    Долям населения с доходом ниже прожиточного минимума;
    Соотношением доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения ;
    Соотношением среднедушевого дохода и прожиточного минимума.
    Мировой опыт свидетельствует, что опасность  социальных конфликтов минимальна, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 7-10%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз.
    В отечественной экономической литературе выделяют три основные группы пороговых  значений показателей экономической безопасности.
    К первой группе относят производственную сферу, ее способность функционировать  в условиях минимальной зависимости  от внешнего мира. В этой группе определяющее значение приобретают пороговые  значения по объему производства.
    Для нашей страны приняты следующие  пороговые значения по объему валового внутреннего продукта:
    В целом – 75% от среднего уровня по «большой семерке»;
    На душу населения – 50% от среднего уровня по «большой семерке»;
    100% от среднемирового индикатора.[2, с.73-74]
    Необходимо  отметить, что фактические индикаторы в нашей стране остаются значительно  ниже этих пороговых значений. Из этого  следует, что России сохранить роль великой державы достаточно проблематично.
    Важное  значение в этой группе пороговых значений имеет удельный вес импорта во внутреннем производстве. Считается, что оптимальны следующие пороговые значения:
    Удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства – 70%;
    Доля инвестиций в ВВП – 25%;
    Доля машиностроения в промышленном производстве – 20%;
    Удельный вес импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольствия – 25%.[2, с.74]
    По  этим показателям Россия также значительно вышла за пределы пороговых значений. Наибольшую озабоченность вызывает производство продукции в наукоемких отраслях и производствах. Пороговое значение по новым видам продукции в общем объеме производства составляет 6%, в России эта доля, по расчетам некоторых экономистов, не превышает 2%.
    Вторая  группа пороговых значений показателей  экономической безопасности касается уровня и качества жизни населения. В отечественной экономической литературе определены следующие пороговые значения:
    Удельный вес в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет 7%;
    Продолжительность жизни – 70лет;
    Разрыв между доходами богатых и бедных – восьмикратный;
    Уровень безработицы – 7%.
    По  названным показателям Россия также  вышла за пределы пороговых значений, за исключением показателя по безработице.
    Третья  группа пороговых значений охватывает финансовое состояние. В российской
    Экономической литературе определены следующие пороговые  значения:
    Объем внутреннего долга к ВВП – 30%;
    Объем внешнего долга к ВВП – 25%;
    Дефицит бюджета к ВВП – до 5%;
    Объем инвалюты наличной форме к объему наличных рублей – 25%;
    Денежная масса к ВВП – 50%
    В этой группе некоторые параметры  не выходят за пределы пороговых  значений. Например, в последние годы российский государственный бюджет сводится с профицитом.
    В финансовой сфере наибольшую угрозу экономической безопасности нашей  страны представляет очень низкий уровень  монетизации экономики. Политика снижения инфляционных процессов в России посредством сокращения денежной массы вызвала значительный разрыв между пороговыми и фактическим значениями по монетизации экономики, что привело к дефициту оборотных средств предприятий и их задолженности.
    На  современном этапе социально-экономического развития России фактические и прогнозные количественные параметры многих индикаторов оказываются значительно хуже установленных пороговых значений экономической безопасности. Однако ни в коем случаев нельзя подгонять пороговые значения под фактические и прогнозные параметры. Именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают остроту угроз экономической безопасности и очередность их устранения. Необходимо постоянно иметь в виду эти отклонения и осуществлять меры по нейтрализации возможных негативных последствий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Анализ основных индикаторов экономической безопасности.
    Из  всего множества индикаторов  уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики. Именно эти индикаторы используют в качестве пороговых значений экономической безопасности. они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
    Экономические индикаторы характеризуют сложившиеся  тенденции развития экономики с  точки зрения реализации принципа эффективности  производства.
    Пороговые значения – важный инструмент системного анализа, прогнозирования и индикативного социально-экономического планирования. С помощью этого инструмента экономика рассматривается с позиции соответствия тенденций ее развития (внутри и во взаимодействии с экономиками других стран) национальным интересам страны.
    Снижение  эффективности производства проявляется  прежде всего в снижении инвестиционной активности, спаде производства и  ухудшении его структуры, в росте  потерь общественного рабочего времени. Отказ от эффективного развития экономики проявляется в тенденции к узкой сырьевой специализации в международном разделении труда, грозящей полным исчезновением отраслей, определяющих технический прогресс, и отраслей, производящих товары жизненной необходимости.
    Рассмотрим  некоторые особенности сложившегося социально-экономического механизма, являющегося базисом не только экономической, но и национальной безопасности страны. В процессе исследования будут  выделены и проанализированы различные индикаторы, отражающих наиболее важные участки в реальном секторе экономики и в социальной сфере. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения. 

    2.1. Анализ показателей производственной сферы.
    Изменение объема валового внутреннего продукта:
    
      Рис.1. Объем ВВП. (см. приложение, табл.2)
    Одним из основных показателей экономической  безопасности страны является валовой  внутренний продукт – совокупная стоимость конечных товаров и  услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Впервые за годы реформ (1991-2007 гг.) объем ВВП достиг безопасного уровня и даже оказался выше. Мы наблюдает постоянное увеличение ВВП год от года. Более того, в 2007 г. Россия превысила уровень ВВП  1990 года. Также  в России  был достигнут самый большой прирост ВВП за последние 7 лет – 8,1%. По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности (2,08 трлн. долл.), и вошла в семерку крупнейших экономик мира.   Однако такая  смена рейтинга была достигнута в основном благодаря постоянному росту курса рубля, росту, почти в два раза повысившему долларовые издержки российских предприятий, росту, сделавшему российские товары неконкурентоспособными, росту, в пять раз увеличившему импорт. Вряд ли стоит этим гордиться. 

    
    Доля инвестиций в ВВП:
      Рис. 2. Инвестиции в основной капитал. (см. Приложение, табл.3,4)
    Главным сигналом нарушения требований экономической безопасности государства является снижение доли производственных инвестиций в общем объеме ВВП. Следствием снижения инвестиционной активности являются спад производства и ухудшение его структуры, что ведет к ухудшению позиций государства в мировом сообществе. В условиях опережения спада производственных инвестиций по сравнению с производством реального ВВП происходит моральная и физическая деградация промышленности. В период с 2000 по 2008 года фактические значения данного показателя изменяются. Так с 2000 по 2001 год мы наблюдаем увеличение основного капитала, а с 2001 по 2003 небольшой спад. Затем вновь наступает фаза подъема в период с 2003 до 2004 года. И вновь спад с 2004 по 2005год. В последние годы наблюдается стабильное увеличение основного капитала.
    Инвестиции  в 2008 г. стали основным индикатором  грядущего замедления экономической  динамики. По итогам года темп роста  инвестиций в основной капитал составил 110,4%. Норма накопления основного  капитала по сравнению с 2007 г. повысилась и составила 22% ВВП. В тоже время в 2008 г. темпы прироста инвестиций сократились практически в 2 раза. При этом значительно снизились темпы накопления основного капитала за счет всех источников инвестиций. Если в 2007 г. инвестиции за счет заемных средств росли наибольшими темпами (22,3%), то в 2008 г. прирост составил лишь 5,2%. Значительно снизились темпы инвестиций за счет бюджетных средств. В наименьшей степени замедление динамики коснулось инвестиций за счет средств малого бизнеса ( темпы прироста 23,1% в 2007 г. и 17,2% в 2008 г.), что объясняется слабой связанностью этой части экономики с финансовым сектором и ориентированностью на потребительский спрос, который не так драматично реагировал на кризисные явления в конце 2008 г.
    Ключевой  проблемой перспективной экономической динамики является возможность сохранения положительной динамики инвестиций в основной капитал.
    В связи с этим следует отметить, что высокая инвестиционная активность последних лет была связана с  расширением жилищного строительства  и началом реализации инфраструктурных проектов в области ТЭК, электроэнергетики, железнодорожного транспорта.
    Суд по итогам 2009 г. возможен рост инвестиций в основной капитал на 2,8 %. Такой результат может быть достигнут за счет активной инвестиционной политики государства (рост инвестиций за счет этого источника финансирования на 6,1%). При этом девальвация рубля и улучшение финансового состояния экспортеров позволят сохранить рост инвестиций за счет собственных средств на уровне 4,9%. Наименьшие темпы прироста инвестиций возможны в малом бизнесе. Динамика инвестиций за счет заемных средств будет отрицательной, что объясняется значительным ухудшением условий кредитования бизнеса.[13, с.18]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.