На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы теории систем и системный анализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИНДЗ  ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ НА ТЕМУ:

  «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

 

Оглавление

 

Введение

   Система — слово греческое, буквально  означает целое, составленное из частей. В другом значении — порядок, определенный правильным расположением частей и  их взаимосвязями. В настоящее время термин “система” относится к наиболее употребляемым. Это объясняется тем, что за ним стоит развитая методологическая традиция, которая характеризирует сложившийся в течение всей интеллектуальной истории человечества, и особенно в последние десятилетия, очень эффективный стиль мышления. Системное мышление — это мышление современного человека. Если же отвечать обобщенно, то системный стиль мышления, или системный подход представляет собой специфическое содержание, аспект, принцип мышления, при котором категория “система” применяется в качестве метода, инструмента познания.
  Термин  “системный подход” содержательно  отражает группу методов, с помощью  которых реальный объект описывается  как совокупность взаимодействующих  компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин и общенаучных концепций, являются результатом их междисциплинарного синтеза. Использование системного подхода в науке стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знаний, развитием кибернетики и общественных наук.
   Актуальность. Системный подход актуален для специалистов по управлению экономическими объектами, особенно для тех, кто связан с созданием автоматизированных систем управления экономическими объектами.
  Системный подход — эффективный способ мыслительной деятельности, обеспечивший значительные открытия в науке, изобретения в технике и достижения в производстве во второй половине ХХ ст. Это предопределяет постоянное внимание к нему со стороны интеллектуалов. Без владения этим методом невозможны творческая самореализация, профессиональная деятельность. Вместе с тем возрастающая потребность в системном мышлении требует специального изучения в высших учебных заведениях дисциплины “Теория систем и системный анализ”. Однако сама теория систем недостаточно систематизирована и подготовлена для преподавания.
   Объекты исследования. Объектом исследования может быть любая осознанно выделенная часть реального или абстрактного мира.
  Предмет - системы произвольной природы.
  Без системного подхода не обходится ныне ни одна сфера высокопрофессиональной деятельности. Можно с уверенностью констатировать, что многие ошибки в управлении государством вызваны тем, что государственные служащие и служащие местного самоуправления не владеют ни теорией систем, ни системным анализом. Важные решения принимаются нередко по принципу подброшенной монеты, без видения их воздействия на различные подсистемы сложного и взаимосвязанного общественного организма. Экономика и ее важнейшие составляющие бизнес и финансы отличаются незначительным инновационным тонусом, который сдерживается самим персоналом. Менеджеры, руководители фирм, директора предприятий, финансисты практически не знакомы с принципами управления сложными саморазвивающимися системами. Задачи, которые ставит перед ними жизнь, не решаются только потому, что они не могут понять их и сформулировать в системных категориях. Трагические последствия природных, экологических и техногенных катастроф в значительной мере обусловлены не просто непониманием системности, а неспособностью воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества.
 

Раздел 1. История  возникновения и  становления системного подхода

1. 1. Возникновение и становление системных идей

   Развитие  аспектов системности особенно интенсивно началось со второй половины ХХ ст. Значительную роль в этом сыграла научно-техническая революция. Многообразные и кардинальные открытия в области науки в значительной степени были вызваны системным мировоззрением и широким применением системного анализа. Последовавшая за научной техническая революция также была обусловлена системным подходом в создании технических нововведений. Наконец, успехи производства также обусловлены системностью. Можно с уверенностью констатировать, что ХХ в. был не только веком покорения атома и сотворения компьютера. Главное его достижение — создание системного мировоззрения, системного метода получения знаний, которые в конечном итоге предопределили и мирное использование атомной энергии, и появление компьютера, и еще сотни тысяч достижений в области науки, техники, производства, политики и культуры.
   В эти годы начала оформляться общая  теория систем, а также частные теории. В последующем стало происходить выделение прикладной области системного знания — системотехники как прикладного, инженерного направления знаний о системах. Постепенно различные виды системных теорий интегрируются в системологию, которая включает в себя общую теорию систем, частные и отраслевые теории систем, системотехнику. Сущность системологии заключается в том, что она представляет собой интегральную науку о системах. Общая теория систем интегрирует наиболее обобщенное
   знание  о системах. Она находится под  воздействием двух наук: философии, которая  дает ей обоснование категориального  аппарата, методы и приемы познания, качественное видение систем, и математики, обеспечивающей количественный анализ систем. Огромную роль в развитии общей теории систем играют логика, теория множеств, кибернетика и другие науки. Отраслевые теории систем раскрывают специфику систем различной природы. Речь идет о теории физических, химических, биологических, экономических, социальных систем, которые курируются соответствующими отраслями наук. Специальные теории систем направлены на отражение их отдельных сторон, аспектов, срезов, этапов. Они находятся под влиянием соответствующих теорий. Например, теория диссипативных систем, теория переходных систем, теория эволюции систем и т.п. Наконец, системология (прикладная инженерная дисциплина) находится под воздействием техники, моделирования, проектирования и конструирования, т.е. технической, биологической, информационной и социальной инженерии
   В последней четверти ХХ ст. вместе с  выдающимися успехами системности проявляются кризисные процессы. Системность в ряде случаев перестает отвечать на возрастающие методологические аппетиты ученых и техников, политиков и бизнесменов. Начинается
   кризис  системности, обусловленный тем, что  в эпоху индустриального развития системность базировалась на методологии  причинно-следственных связей, принципе детерминизма, однозначности в понимании сущности явлений природы и общества. Но со вступлением авангарда современной цивилизации в постиндустриальную фазу развития, характеризующуюся отрицанием жесткого детерминизма, однозначностью понимания природы предметов и явлений, системный подход стал все чаще давать сбои. Заметим, что основная причина этого не столько в кризисе системности как таковой, сколько в кризисе ее детерминистской транскрипции.
   Вследствие  постоянной смены нововведений человечество оказалось в постоянно переходном обществе, состоящем из непрерывно обновляющихся подсистем. Это общество нуждалось в принципиальном обновлении системной методологии, что и произошло благодаря формированию И. И. Пригожиным (лауреат Нобелевской премии 1977 г. в области химии за вклад в термодинамику неравновесных процессов, особенно в теорию диссипативных структур) концепции хаоса и переходных процессов. Дальнейшее развитие идеи системности привело к возникновению концепции синергетики Г. Хагена и принципа синергизма, который сформировался к 80-м годам, когда системность потрясли первые кризисы. Принцип синергизма, или мультипликационный подход, обособился от системного и выдвигается на первый план среди других методологических принципов потому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали исследования проблемы эффективности. Благодаря этим открытиям системность оказалась способной объяснять переходные, нестационарные процессы, что и обеспечило преодоление ее кризиса.
   В литературе нередко применяют несколько терминов: системный подход, принцип системности, системный анализ и системный метод. Чаще всего они употребляются как синонимы, но понятия системный подход и системный анализ следует различать. Так, если системный подход — это принцип познания, то системный анализ представляет собой процесс, некоторое развертывание принципа системности в методологический комплекс. Кроме того, системный анализ осуществляется не только по отношению к функционированию и развитию тех или иных систем, но и по отношению к совокупности фактов, событий, идей и т.п.
   Формирование  системных идей происходило очень  медленно в процессе становления человеческого общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов.
   Первый  этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер. Возникали и оформлялись отдельные идеи и понятия. Нередко они представляли собой нечаянные интуитивные открытия тех или иных выдающихся ученых, философов и мыслителей.
   Второй  этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.
   Третий  этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Он развертывается со второй половины 50-х годов и совпадает с началом научно-технической революции, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок. Системность к концу ХХ ст. становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей.

1. 2. Возникновение и развитие науки о системах

   Методология научного познания немыслима без системного подхода, ставшего особенно популярным во второй половине ХХ ст. Хотя системные представления существовали издавна, поскольку одной из важнейших извечных категорий философии является категория “целое”, первый вариант общей теории систем был предложен в 1912 г. А. А. Богдановым (псевдоним; настоящая фамилия Малиновский; 1873–1928) в виде учения о тектологии. А. А. Богданов — это философ (основоположник раскритикованной В. И. Лениным концепции эмпириомонизма, а также создатель тектологии), политический деятель (занимал видное место в российском социал-демократическом движении), писатель (автор нескольких утопических романов), врач и один из организаторов системы здравоохранения в СССР.
   “Всеобщую организационную науку, — отмечает А. А. Богданов, — мы будем называть “тектологией”, что в переводе с греческого означает “учение о строительстве”. Термин “строительство” является синонимом для современного понятия “организация”. Тектология Богданова — это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Несомненно, что                         А. А. Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признания длительное время.
   Основная  идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира — до биологических и социальных систем. Относительно социальных процессов А. А. Богданов считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Он полагал, что дезорганизация частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационных форм, и в ней побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит из-за того, что организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная — всегда меньше суммы своих частей. Поэтому главная задача тектологии заключается в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей.
   А. А. Богданов считал, что всякую деятельность человека можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Это положение — ключевая позиция современного менеджмента. Богданов внес заметный вклад в становление и развитие науки управления. Он выступает представителем организационно-технологического подхода к управлению. Отмечал, всякая задача может и должна рассматриваться как организационная.
   А. А. Богданов одним из первых в мире ввел понятие системности. Состояние системы определяется равновесием противоположностей. В результате непрерывного взаимодействия формируются три вида систем, которые он подразделяет на организованные, неорганизованные и нейтральные.
   Ученый разработал идею о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе одним из первых увидел два вида закономерностей:
   а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество;
   б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы.
   В Берлине А. А. Богданов опубликовал  свои идеи. С ними ознакомился австрийский  биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (1901–1972), который создал второй вариант общей теории систем. В 30–40-е годы Берталанфи, работая в Вене, заложил основы концепции организмического подхода к организованным динамическим системам, обладающим свойством эквифинальности, т.е. способностью достигать цели независимо от нарушений на начальных этапах развития. Он обобщил принципы целостности, организации и изоморфизма в единую концепцию. Сначала применил идею открытых систем к объяснению ряда проблем биологии и генетики, но потом пришел к выводу, что методология системного подхода является более широкой и может быть применима в различных областях науки. Так возникла идея общей теории систем.
   Л. Берталанфи достаточно четко сформулировал проблему построения общей теории систем. Для этого необходимо: во-первых, сформулировать общие принципы и законы поведения систем безотносительно к их специальному виду и природе составляющих их элементов и строгим законам в нефизических областях знания; во-вторых, заложить основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам деятельности. Идеи Берталанфи привлекли внимание международной научной общественности, а идеи Богданова оказались невостребованным потенциалом науки. Это тот, почти библейский случай, когда идеи, как зерна: одни упали на неподготовленную почву, а другие — на благодатную.
   Л. Берталанфи сыграл огромную роль в становлении и популяризации системного подхода. В 50-е и 70-е годы ХХ ст. он работал в США и Канаде. Судьбоносной для системных идей стала его работа в Чикагском университете — мировом центре методологии. Там же складывалась школа выдающихся социологов. Поэтому неудивительно, что системный подход сразу же вошел в социологическую науку и как теория, и как принцип, и как знание, и как метод исследования. Л. Берталанфи — основоположник целого научного направления, связанного с созданием общей теории систем. Он первым поставил саму задачу построения этой теории. Общая теория систем мыслилась им как фундаментальная наука, исследующая проблемы систем различной природы.
   Существенный  недостаток в понимании Л. Берталанфи общей теории систем состоял в том, что он объявил ее заменяющей философию, что вызвало справедливые возражения философов. Если обратить внимание на содержание общей теории систем, то в нее входят в основном формализованные науки, которые хорошо применимы к относительно простым системам. Потребность исследования сложных систем заставляет использовать качественный анализ, которым владеют философские науки. Но философии систем в общей теории систем места не нашлось. Поэтому произошло раздвоение общей теории систем (ОТС) на ОТС в широком смысле и на ОТС в узком (рис. 1). 

   

   Рис. 1 Схема общей теории систем в представлении Л. Берталанфи 

   Сама  ОТС в узком смысле также в значительной мере осталась количественно-формальной наукой.
   Последующее развитие системных знаний привело к тому, что возникло несколько вариантов общей теории систем в узком смысле слова, сформировалось знание, которое отражало отдельные стороны систем, появились значительные наработки о системах различной природы: физических, химических, биологических, психических и социальных.
   В качестве особого и главного популяризатора системных идей выступила научно-техническая революция, которая обеспечила бурное развитие системного подхода. На Западе идеи теории систем развивали такие ученые, как Р. Акофф, О. Ланге, Р. Мертон,                      М. Месарович, Т. Парсонс, У. Росс Эшби и др. В СССР в 60–70-е годы проблемы системологии, создания общей теории систем были также очень популярными. Исследованиями здесь занимались В. Г. Афанасьев, В. М. Глушков, В. П. Кузьмин,                 Ю. Г. Марков, И. Б. Новик, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров,                            В. С. Тюхтин, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и другие ученые.
   Системный подход широко распространился в экономике, социологии, психологии и др. В социологии большой вклад в развитие системных представлений об обществе внесли                В. Г. Афанасьев, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. А. Сорокина и др. Значительно развиты в социологии целые течения теорий, получившие название функционализм, структурализм и структурный функционализм. Торжество системного подхода в экономической науке связано с лауреатом Нобелевской премии 1973 г. Василием Леонтьевым, который исследовал структуру экономики, разработал метод экономических расчетов “затраты — выпуск”, “методом межотраслевого баланса”. Политологическое применение системного подхода обеспечено трудами М. Вебера. Системность в психологии предопределена исследованиями                       П. А. Анохина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии.
   Проникновение системных идей в управление подготовлено исследованиями                         Р. Акоффа, В. Г. Афанасьева, В. М. Глушкова. К настоящему времени в мире насчитываются десятки тысяч публикаций по проблемам системного подхода, теории систем и системного анализа. Можно говорить о существенном обновлении системных идей, которое связано с работами В. А. Карташова, С. А. Кузьмина, И. И. Пригожина, В. Н. Спицнаделя, Г. Хагена и др.
 

Раздел 2. Основы теории систем

2. 1. Основные смысловые вариации понятия “система”

   Современная наука нуждается в выработке  четкого научного определения системы. Сделать это непросто, потому что понятие “система” относится к числу наиболее общих и универсальных дефиниций. Оно используется по отношению к самым различным предметам, явлениям и процессам. Неслучайно термин употребляется во множестве различных смысловых вариаций.
   Система — это теория (например, философская система Платона). По всей видимости, этот контекст понимания системы был наиболее ранним — как только возникли первые теоретические комплексы. И чем универсальнее они были, тем больше была потребность в специальном термине, который обозначал бы эту целостность и универсальность.
   Система — это классификация  (например, периодическая система элементов Д. И. Менделеева). Особенно бурно возникали различные классификационные системы в ХVIII — ХIХ ст. Основная проблема классификаций заключается в том, чтобы они были существенными и не систематизировали объекты с точки зрения несущественных признаков.
   Система — это завершенный метод практической деятельности (например, система реформатора театра К. С. Станиславского). Такого рода системы складывались по мере возникновения профессий, накопления профессиональных знаний и навыков. Такое применение термина возникает в цеховой культуре средневековья. Здесь понятие “система” употребляли не только в положительном смысле как средство эффективной деятельности, но и в негативном, обозначая им то, что сковывает творчество, гениальность. Блестящ в этом смысле афоризм Наполеона Бонапарта (1769–1821): “Что касается системы, то всегда надобно оставить за собой право на следующий день посмеяться над своими мыслями дня предыдущего”.
   Система — некоторый способ мыслительной деятельности (например, система исчисления). Этот вид системы имеет древние истоки. Они начинались с систем письма и исчисления и развились до информационных систем современности. Для них принципиально важна их обоснованность, что хорошо подметил французский моралист Пьер Клод Виктуар Буаст (1765–1824): “Строить систему на одном факте, на одной идее — это ставить пирамиду острым концом вниз”. Отсюда становится понятным его же афоризм: “Творец системы — это арестант, который имеет притязание освещать мир лампою своей темницы”.
   Система — это совокупность объектов природы (например, Солнечная система). Натуралистическое употребление термина связано с автономностью, некоторой завершенностью объектов природы, их единством и целостностью.
   Система — это некоторое  явление общества (например, экономическая система, правовая система). Социальное употребление термина обусловлено непохожестью и разнообразием человеческих обществ, формированием их составляющих: правовой, управленческой, социальной и других систем. Например, Наполеон Бонапарт констатировал: “Ничто не продвигается вперед при политической системе, в которой слова противоречат делам”.
   Система — это совокупность установившихся норм жизни, правил поведения. Речь идет о некоторых нормативных системах, которые свойственны различным сферам жизни людей и общества (например, законодательная и моральная), выполняющих регулятивную функцию в обществе.
   Таким образом, анализ многообразия употребления понятия “система” показывает, что оно имеет древние корни и играет очень важную роль в современной культуре, выступает интегралом современного знания, средством постижения всего сущего. Вместе с тем понятие не однозначно и не жестко, что делает его исключительно креативным.

   2. 2. Характеристика  основных определений  системы

   Как известно, наука предъявляет очень жесткие  требования к понятиям, требует их четкости и однозначности. Понятие — мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
   Однозначность и четкость понятия придает четкость и познавательным процедурам отличия явлений и предметов, описываемых данным понятием, от других явлений и предметов. Поэтому вполне понятно стремление методологов-системщиков дать четкое определение системы. Но решить эту задачу пока не удается никому. Транскрипции системы в современной науке остаются пока очень многообразными.
   Несмотря  на огромный теоретический задел, наблюдается неоднозначность понимания категории “система”.
   В зависимости от признания авторами свойства целостности всех объектов или наоборот, они делятся на две группы. Те авторы, которые считают, что целостность свойственная всем объектам, полагают, что системность присуща природной и социальной действительности, системность объективна (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. С. Тюхтин, Е. Ф. Солопов, Н. Ф. Овчинников, А. Е. Фурман и др.). Другие ученые — И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Т. Юдин — считают, что не все совокупности системы, ибо существуют неорганизованные совокупности. Здесь нет того, что связывает, т.е. система обязательно должна иметь системообразующий фактор. Кроме того, несистемен хаос.
   Отсюда  можно сделать вывод, что системность — это не всеобщее свойство мира, а лишь способ его видения. Возражения против этой точки зрения таковы:
    системность — свойство, которое в значительной степени характерно для некоторой совокупности объектов. Любая совокупность — система, но не целостность элементов;
    хаос характеризуют системы: а) с низшими формами связей элементов по сравнению с системами с высшими формами связи; б) с непознанными закономерностями; в) являющиеся фоном, шумами для других систем.
   С современной точки зрения системы  классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические; динамические и статические; открытые и закрытые; самоорганизующиеся и неорганизованные и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, правильнее сказать — совокупностях. Являются ли они системами? Да, и этому можно привести доказательства, исходя из следующих посылок:
   • неорганизованные совокупности состоят  из элементов;
   • элементы определенным образом между  собой связаны;
   • эта связь объединяет элементы в  совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.);
   • поскольку в такой совокупности существует связь между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, временной или пространственный порядок.
   Таким образом, все совокупности являются системами, более того, материя вообще проявляется в форме “систем”, т.е. система — форма существования материи. Система как конкретный вид реальности находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Но заметим, что всегда имеется изменение, которое характеризует систему как ограниченное материальное единство и выражается в определенной форме движения. По формам движения системы подразделяются на механические, физические, химические, биологические и социальные. Так как высшая форма движения включает в себя низшие, то системы помимо их специфических свойств имеют общие свойства, не зависящие от их природы. Эта общность свойств и позволяет определять понятием “система” самые разнородные совокупности.
   Понятие “система” обладает двумя противоположными свойствами: ограниченностью и целостностью. Первое — это внешнее свойство системы, а второе — внутреннее, приобретаемое в процессе развития. Система может быть отграниченной, но не целостной (например, недостроенный дом), но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.
   Согласно  вышесказанному можно дать определение  системы как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел и не содержащего специфических ограничений, присущих частным системам. Данное определение характеризует систему самодвижущейся совокупностью, взаимосвязью, взаимодействием. Важнейшие свойства системы: структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность, множественность описаний (табл. 1). 

   Таблица 1  

Свойство  системы Характеристика
Ограниченность Система отделена от окружающей среды границами
Целостность Ее свойство целого принципиально не сводиться к сумме свойств составляющих  элементов 
Структурность Поведение системы  обусловлено не только особенностями  отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры
Взаимозависимость со средой
Система формирует  и проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой
Иерархичность Соподчиненность элементов в системе
Множественность По причине  сложности познание системы требует  множественности ее описаний
 
   Ограниченность  системы представляет собой первое и изначальное ее свойство. Это  необходимое, но не достаточное свойство. Если совокупность объектов ограничена от внешнего мира, то она может быть системной, а может и не быть ею. Совокупность становится системой только тогда, когда она обретает целостность, т.е. приобретает структурность, иерархичность, взаимосвязь со средой. Система как целостность характеризуется системным способом бытия, которое включает ее внутреннее бытие, связанное со структурной организацией, и внешнее бытие — функционирование. Целостность, как известно, не сводима к своим составным частям. Здесь всегда наблюдается потеря качества. Поскольку научное описание объекта предполагает процедуры мысленного расчленения целостности, то целостность представляет собой некоторое множество описаний. Отсюда многообразие определений системы: структурированное множество; множество, взаимодействующее с окружением; упорядоченная целостность и т.д.

2. 3. Основные категории системного подхода

   Категориальный  аппарат системного подхода представляет собой совокупность категорий, которые  отражают систему. Он отличается значительным богатством. Вместе с тем следует отметить, что категории системного подхода еще не устоялись, поскольку системный подход довольно быстро развивается, а категориальное его осмысление требует времени, многократного употребления категорий, постоянного уточнения. Категории находятся в постоянном развитии. Сказывается и то, что некоторые из них не выходят на уровень осмысления философией и общей теорией систем, остаются под патронажем отдельных наук, например, социологии или психологии.
   Его классификацию можно представить  по таким основаниям, как: базисные категории, на которых основываются все остальные категории; категории системы; категории составляющих системы; категории, характеризующие свойства; категории состояний системы; окружения системы; категории процессов; отражения системы; категории, характеризующие эффективность системы, и категории системного анализа (табл. 2). 

Таблица 2
Классификация категорий системного подхода 

Основание классификации Виды  категорий
Базовые категории • Целое, целостность • Множество
• Совокупность
• Организация
Категории системы • Система • Подсистема
• Надсистема
• Система-универсум
• Пустая система
Категории составляющих системы • Элемент • Связь
• Прямая связь
• Обратная связь
• Отношение
• Структура
• Организация
• Системообразующий  фактор
Категории, характеризующие  свойства • Свойство • Цель
• Эмерджентность
• Гомеостаз
• Сложность
• Простота
• Закрытость
• Открытость
• Энтропия
• Негоэнтропия
Категории состояний системы • Состояние  системы • Процесс
• Организация
• Хаос
• Переходное состояние
• Стабильное состояние
• Кризисное  состояние
Категории окружения системы • Среда • Окружающая среда
• Внутренняя среда
Категории процессов • Функция • Функционирование
• Управление
• Интеграция
• Адаптация
• Разрушение
• Деградация
• Рост
• Агрессия
• Поглощение
Категории отражения системы • Информация • Модель системы
• Проект системы
Категории, характеризующие эффекты системности
• Эффект целостности • Интегральный эффект
• Гомеостаз
• Эмерджентность
• Синергетический  эффект
Категории системного анализа • Анализ • Анализ системный
• Анализ системный  исследовательский
• Анализ системный  общий
• Анализ системный  прикладной
• Анализ системный  специальный
• Анализ программно-целевой
• Анализ рекомендательный
• Анализ ретроспективный
• Анализ ситуационный
• Анализ структурный
• Анализ структурно-функциональный
• Анализ функциональный
• Анализ причинно-следственный
• Анализ прогностический
• Аналитическая  модель

2. 4. Внешние и внутренние системообразующие факторы

   Системообразующие факторы часто рассматривают  как факторы среды, способствующие возникновению и развитию систем. Они подразделяются на механические, физические, химические и пр. Указанные факторы действуют на всех уровнях материи. Примером может быть: скопление людей, существующее под влиянием климатических, политических, социальных или других условий; скопление и упорядочение атомов под влиянием какого-либо поля (магнитного, теплового, гравитационного и др.).
   Иначе говоря, системообразующие факторы — силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая входит как элемент. Эти факторы нередко бывают крайне противоположными той системе, которую они образуют. В политике и обыденной жизни людей известен фактор внешнего врага, который приводит к консолидации наций, формированию государственных коалиций и т.п.
   Внутренние  системообразующие факторы порождаются  объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов или всем множеством. Их перечень достаточно велик:
   • общность природного качества элементов позволяет существовать многим естественным системам потому, что элементы какого-либо природного качества имеют только им присущие, особые связи (атомы одного элемента, мономеры в полимере, клетки одного органа, организмы в популяции и пр.);
   • взаимодополнение — обеспечивает связь как однородных, так разнородных элементов в системе;
   • факторы индукции — отражают присущее всем системам живо и неживой природы “достраивать” систему до завершенности (например, обломок кристалла при доращивании восстанавливает первоначальную форму кристалла);
   • постоянные стабилизирующие факторы  системообразования включают постоянные жесткие связи, обеспечивающие единство системы (примерами могут быть каркас здания, скелет организма), кроме того, они не только системообразующие, но и системосохраняющие;
   • связи обмена — представляют собой  сущность любого взаимодействия элементов, но характер обмена и его субстрат зависят от уровня развития взаимодействующих элементов или подсистем в системе. В неорганической природе в качестве субстрат обмена выступают различные виды вещества, поля, энергия, информация. Живая природа несет большее разнообразие: вещество, информация, энергия, различные силы, звуковые колебания пр. В человеческом обществе — основная форма связи такого типа — экономическая;
   • функциональные связи возникают  в процессе специфического взаимодействия элементов систем. Можно назвать функциональными связи, возникающие между различными химическими элементами, взаимодействия между животными во время охоты, между людьми при совместных действиях. Эти связи нередко носят временный характер и образуемые ими системы могут распадаться, если еще нет более сильных, постоянных системообразующих факторов. Данные факторы носят как внутренний, так и внешний характер. Внешние — элементы образуемой системы индифферентны по отношению друг к другу (куча камней, мешок зерна); внутренние — образуемая ими система выступает как единство подобных элементов. Классификация системообразующих факторов приведена в таблице 3. 

   Таблица 3
   Классификация системообразующих факторов 

Основные  классификации
Фактор
Разновидность Характеристика
Активность  Активный Пассивный
Активное формирующее  проявление Пассивность, слабость воздействия
 
Способ  проявления
Открытый Латентный
Проявляет себя открыто Не проявляется внешне, отличается скрытостью
Положение по отношению к системе Внешний 
Внутренний
Находится во внешней  по отношению к системе среде Находится внутри системы
 
Аспекты системы
Целевой Временной 

Структурный
Организационный 

Функциональный
Выступает в виде целевых проявлений Представляется  в качестве формирующего системы  времени
Структурообразующее явление
Выступает в  виде проявлений организованности
Представляется  в виде функций
Соответствие  реальности Искусственный Естественный
Носит искусственный, пробный характер Свойственен природе  реальных объектов
 
Характер  действия
Стабилизирующий или благоприятствования Дестабилизирующий или угрозы
Воздействует  стабилизирующе, чем обеспечивает формирование системы Благодаря угрозе дестабилизации, гибели элементов обеспечивает их интеграцию в систему
 
   Обратим внимание, некоторая совокупность объектов всегда является системой. Назначение человека заключается в том, чтобы  понять, в каком отношении данную совокупность можно считать системой. Три улицы большого города — это не законченная территориальная, хозяйственная, политическая, экологическая система. Но они могут составлять этническую систему, поскольку исторически сложилось так, что на этих улицах проживают преимущественно представители одного этноса. Поэтому проблема заключается только в правильном определении системообразующего фактора.

2. 5. Сущность и необходимость  классификации систем

   Классификация систем представляет собой исключительно сложную проблему, которая еще не разрешена в науке. Причин несколько. Наиболее существенная из них заключается в том, что конкретных разновидностей систем столь много, что создается ощущение их полного совпадения со всеми типами имеющихся объектов. Другая причина состоит в абстрактности понимания самой системы. Сказывается также и то обстоятельство, что до сих пор не выработаны общие параметры, характеризующие систему.
   Заметим, что с развитием различных наук и практики обостряется необходимость разработки сущностной классификации систем. Важнейшее требование к научной классификации систем — обоснованность ее оснований, которые должны получить концептуальное обоснование. Сама классификация как некоторая умозрительная система должна удовлетворять требованиям достаточности оснований и охвата совокупности имеющихся и возможных систем. Таким образом, лучшая классификация, подобно периодической системе элементов Д. И. Менделеева, должна помочь предсказать появление или открытие принципиально новых систем.
   Самое важное назначение классификации —  описание свойств ее классов и подклассов, видов и подвидов систем, что позволяет использовать ее для идентификации конкретных систем, с которыми сталкиваются люди в тех или иных областях деятельности.
   Одной из первых попыток создания классификации  систем была попытка А. А. Богданова. В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов различает по степени их организованности — организованные, неорганизованные, нейтральные.
   Ныне  существуют самые разнообразные  подходы к классификации систем. Б. А. Гладких с соавторами анализируют классификации видов, представленных на рис. 2 

   

   Рис. 2 Виды классификаций систем 

   Предметная  классификация строится на основе выделения  всех видов конкретных систем. Такова, например, классификация Стефана Бира, которая представляет собой матрицу (табл. 4). 

   Таблица 4
   Классификация систем по Ст. Биру 

    Системы Простые Сложные Очень сложные
    Детерминированные      
    Вероятностные      
 
   В клетки данной матрицы заносятся  конкретные разновидности существующих систем (обычная оконная задвижка — простая детерминированная система, а общество — вероятностная очень сложная система).
   Категориальные  классификации выделяют системы  по некоторым признакам, общим для  всех систем. Такой подход был реализован Б. А. Гладких с соавторами на основе определения системы А. И. Уемовым в триаде “вещь” — “свойство” — “отношение” (табл. 5).
   Таблица 5
   Классификация систем по Б. А. Гладких 

Категориальные характеристики
Компоненты  системы
Свойства Элементы Отношения
Моно      
Поли      
Статические      
Динамические  (функционирующие)
     
Динамические (развивающиеся)
     
Детерминистские      
Случайные      
Простые      
Сложные      
 
   Отсюда  выделяются такие типы систем:
   • монофункциональная детерминистская  простая (работа часового механизма, небольшого предприятия);
   • монофункциональная случайная простая (те же примеры, только при наличии помех);
   • монофункциональная вероятностная  сложная (системы с обилием и  сложностью случай-ных факторов);
   • моноразвивающаяся детерминированная  простая (предприятие, осваивающее выпуск новой продукции);
   • моноразвивающаяся вероятностная  простая;
   • моноразвивающаяся вероятностная  сложная;
   • полифункциональная детерминированная  простая;
   • полифункциональная детерминированная  сложная;
   • полифункциональная вероятностная  простая;
   • полифункциональная вероятностная  сложная;
   • полиразвивающаяся детерминированная  простая;
   • полиразвивающаяся детерминированная  сложная;
   • полиразвивающаяся вероятностная  простая;
   • полиразвивающаяся вероятностная  сложная.
   В классификации В. Г. Афанасьева четыре класса систем:
   • системы, существующие в объективной  действительности, неживой и живой  природе, обществе;
   • системы концептуальные, идеальные, которые иногда называют абстрактными;
   • искусственные, которые созданы  человеком;
   • смешанные, в которые входят системы и элементы предыдущих систем.

2. 6. Сущностная классификация систем

   В основу любой классификации должна быть положена концепция, объясняющая  классифицируемые явления. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. В результате создается система соподчиненных понятий: делимое понятие — род, новые понятия — виды, виды видов (подвиды) и т.д. Концептуальный подход к классификации делает ее сущностной (рис. 3).
   Для построения сущностной классификации систем к ним, как это не покажется тавтологично, нужно подходить с системных позиций. Любая система характеризуется четырьмя основными параметрами: субстанцией, строением, функционированием и развитием (рис. 3).
   При этом под субстанцией понимается сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник функционирования. Под строением системы подразумевается наличие в системе элементов, связей и организации. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, а развитие — как процесс качественных изменений системы. Тогда система — это структурно-функциональная развивающаяся субстанциональная целостность.
   

   Каждая  из четырех составляющих сущностной характеристики системы может быть представлена совокупностями основополагающих параметров, соответствующих их природе. Так, субстанция может быть представлена природой систем, их сложностью, масштабами, детерминацией, происхождением и способом бытия. Для строения свойственны элементы, связи, организация, структура и сложность. Функционирование выражается равновесием, целью, результатом и эффективностью. Развитие характеризуется адаптивностью, скоростью, воспроизводством, вектором и траекторией.
Таблица 6 

Классификация систем 

Основание классификации
Система
Вид Характеристика
Субстанциональный уровень системы
Природа системы
Физическая 
 
Техническая 

Кибернетическая 
 
 
 
 
 

Химическая 
 

Биологическая 

Социальная 
 

Интеллектуальная
Cовокупность физических элементов, интегри- рованных  на физических законах (поезд, мост,
космические объекты)
Cовокупность  деталей, техническое устройство
(станок, конвейер, техническое устройство)
Множество взаимосвязанных объектов — эле-
ментов  системы, способных воспринимать, за-
поминать  и перерабатывать информацию, а
также обмениваться информацией (автопилот,
регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ,
человеческий  мозг, живой организм, биологи-
ческая  популяция, человеческое общество)
Множество элементов, взаимосвязанных хими-
ческими связями (молекула, химическое соеди-
нение)
Организмы или их сообщества (растение, жи-
вотное)
Общество  или некоторая его составляющая,
развивающаяся как целое (государство, эконо-
мика, законодательство)
Знание, способы познания и мышления (методы
научного  познания, математика)
Способ существования
системы
Абстрактная 
Материальная
Единство некоторых  символов или знаков (те- ория, система  исчисления)
Совокупность  материальных явлений (город,
горная система)
Характер  детерминации
Стохастическая, вероятностная
Детерминированная
Поведение носит  вероятностный характер (це- нообразование, игра)
Поведение предопределено (падение предме-
тов)
Происхождение систем
Естественная 
Искусственная
Естественно-
искусственная
Возникает и развивается естественно, без вме- шательства человека
Возникает и  развивается благодаря человеку
Возникает и  развивается естественно и путем
вмешательства человека
Масштабы Микромасштабная 
Макромасштабная
Метасистема
Мегосистема
Относительно  небольшое образование (малая или контактная группа, вирусы)
Значительное  по размеру образование
Сверхбольшое  образование (общество, планета)
Бесконечное по размеру образование (Вселен-
ная)
Уровень строения системы
Количество элементов
Одноклеточная Бинарная
Тринарная 

Четырехэлементная 

Многоэлементная
Состоит из одного элемента (Земля, клетка) Состоит из двух элементов (Земля — Луна)
Состоит из трех элементов (системы треуголь-
ники)
Состоит из четырех  элементов (футбольное
поле)
Состоит из многих элементов (план города)
Степень открытости
Открытая 
Закрытая
Открыта для  воздействия внешней среды (де- мократическое общество)
Закрыта для  воздействия внешней среды (то-
талитарное общество)
Характер взаимодействия
элементов
Координационная Иерархическая
Координационно-
иерархическая
Элементы отличаются равноправием (дружба, отделы одного уровня в системе управления) Элементы соподчинены (система управления)
Объединяет равноправные и неравноправные
элементы (общество)
Степень организован-
ности
Недостаточно орга- низованная  система,
или хаос-система
Суммативная 

Организованная 

Заорганизованная
Переходная  экономика, реорганизуемое предприятие, кризис 

Неразвитое взаимодействие между элемента-
ми (империя Александра Македонского)
Выраженные организационными структурами (правительство, предприятие)
Однозначно предопределенное поведение
элементов (армия, тюрьма)
Степень сложности
системы
Простая 
Сложная 

Сверхсложная
Состоит из небольшого числа элементов и связей между  ними (телефонный абонент)
Включает в  себя большое число простых сис-
тем (телефонная станция)
Включает в  себя большое число сложных
систем (телефонная связь)
Тип структуры Линейная 
Сотовая 

Иерархическая
Смешанная
Линейная структура  взаимосвязи элементов (цепь, участок  метро)
Разветвленные связи, множество путей про-
хождения информации (связь)
Соподчинение  элементов (власть)
Наличие всех типов  структуры (предприятие)
Наличие информации
о строении
системы
“Черный ящик” “Серый  ящик” 

“Белый  ящик”
С неизвестным  строением С наличием некоторой информации о ее
строении
С известным  строением
Уровень функционирования системы
Характер воспроизвод-
ства
Воспроизводимая окружающей  средой
Воспроизводящая
себе  подобных
Последствия любых  действий 
Животные, растения
Количество функций
Монофункциональная Полифункциональная
Реализация  одной функции (контроль) Реализация одновременно нескольких функ-
ций (система  управления)
Характер размещения
Плоскостная Трехмерно-простран-
ственная  система
Многомерная
Размещена в  плоскости (земельный участок) Городская среда 

Социальная технология
Равновесие Равновесная Неравновесная
Сохранение  равновесия (рынок) Нарушение равновесия (конфликт)
Цель Одноцелевая 
Многоцелевая
Ориентирована на достижение одной цели (карьера, система  обслуживания)
Направлена на достижение нескольких целей
(человек, многопрофильная  фирма)
Эффективность Неэффективная 
Средней
эффективности
Эффективная
Отличается  низкой эффективностью (погрузка неподготовленными людьми)
Свойственна выраженная эффективность (груз-
чик)
Со значительной эффективностью (автопогруз-
чик)
Результат С нулевым результатом
Результативная
С высоким
результатом
Не имеет  результата (пассивный работник) Отличается результативностью (активный ра-
ботник)
Высокий синергетический  результат (работого-
лик)
Уровень развития системы
Способность приспосабли-
ваться
Адаптивная 
 
Неадаптивная
Способность приспосабливаться, не теряя своей идентичности (успевающие студенты первого
курса)
Не обладает способностью приспосабливаться
(неуспевающие  студенты первого курса)
Способность к движению
(скорость)
Статическая 
Динамическая
Статические, неменяющиеся образования (скала) Характеризуется изменяемостью (экономика наиболее развитых стран)
Вектор  развития Восходящего Развития 

Нисходящая 
 

Стабильная
Свойственен рост показателей развития с той или иной скоростью (экономика периода подъе-
ма, политики с  нарастающими рейтингами)
Присуще падение  показателей развития с той
или иной скоростью (кризисная экономика, по-
литики с падающей поддержкой электората)
Свойственно сохранение показателей (системы
устойчивого развития)
Способность самовос-
производства
Неорганическая 
Органическая
Неспособность к самовоспроизводству (механи- ческие, технические  системы)
Способность к  самовоспроизводству (организмы)
Этап развития Система- зародыш
Детская 

Молодая 

Зрелая 
 

Кризисная 

Переходная 

Деградирующая
Находится на стадии возникновения (зароды- ши)
На стадии становления (ребенок, новое государ-
ство)
В процессе достижения зрелости (молодежь, мо-
лодое государство)
Соответствует всем качествам зрелости (чело-
век среднего возраста, развитое демократичес-
кое государство)
В процессе падения  показателей, разрушения и
перестройки (кризисная  экономика)
Переходит из одного состояния в другое (укра-
инская экономика)
Доминирование процессов ухудшения показа-
телей и разрушения (экономика Украины нача-
ла 90-х годов)
Траектория развития
Линейная 
Нелинейная
Подчиняется линейной функции развития (ли- нейные зависимости)
Подчиняется нелинейным функциям развития
(население планеты)
 
   На  основании выделенных параметров можно дать классификацию системы на субстанциональном уровне, уровнях строения, функционирования и развития (табл. 6)

   2. 7. Состав системы

   Внутреннее  устройство системы представляет собой  единство состава, организации и структуры системы. Состав системы сводится к полному перечню ее элементов, т.е. это совокупность всех элементов, из которых состоит система. Состав характеризует богатство, многообразие системы, ее сложность. Природа системы во многом зависит от ее состава, изменение которого приводит к изменению свойств системы. Например, меняя состав стали при добавке в нее компонента, можно получить сталь с заданными свойствами. Состав как определенный набор частей, компонентов элементов составляет субстанцию системы.
   Состав — необходимая характеристика системы, но, отнюдь, не достаточная. Системы, имеющие одинаковый состав, нередко обладают разными свойствами, поскольку элементы систем: во-первых, имеют различную внутреннюю организацию, а во-вторых, по-разному взаимосвязаны. Поэтому в теории систем есть две дополнительные характеристики: организация системы и структура системы. Нередко их отождествляют. Элементы представляют собой кирпичики, из которых строится система. Они существенно влияют на свойства системы, в значительной степени определяют ее природу. Но свойства системы не сводятся к свойствам элементов.
   Элемент это далее не разложимая единица при данном способе расчленения, входящая в состав системы. Наличие связей между элементами ведет к появлению в целостной системе новых свойств (эмерджентность), не присущих элементам в отдельности. В силу этого подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы (компоненты), что зависит от целей исследования. Следует подчеркнуть, что понятие “элемент” опирается на понятие “простота”, под которой подразумевается свойство множества, выступающего в другом множестве как элемент. Однако отождествлять простоту и элементарность неправомерно. Развитие науки доказывает, что попытки сведения всех систем к элементарным образованиям носят временный характер. Всякий раз через некоторый период времени установленное и, казалось бы, незыблемое, элементарное оказывалось состоящим из более элементарного. Элементарность очень тесно связана с принципом неисчерпаемости материи — одним из фундаментальных принципов мироустройства. Для элементов системы характерны некоторые свойства.
   Свойство это вхождение вещи, элемента в некоторый класс вещей, когда не образуется новый предмет; характеристика, присущая вещам и явлениям, позволяющая отличать или отождествлять их. Все элементы обладают двумя видами свойств: первое — это элементальность при данном способе расчленения; второе, точнее группа свойств, — это свойства природы элементов. Речь идет о том, что для химических элементов свойственны валентность, атомные веса, для живых организмов — место в иерархии видов, активность, для человека — система ролей, статусов, ценностей, интересов и т.п.
Многое  в системе зависит от типов  элементов. Поэтому в теории систем значительную методологическую роль играет построение классификации элементов. Заметим, что этой проблеме в теории систем уделяется мало внимания: идея целостности, доминирующая в системном подходе, что называется “застилает глаза” и мешает видеть влияния природы элементов на природу системы. Поэтому вторичность элементов по сравнению с целым оказывается слабо исследованной. Интересную классификацию элементов дает В. А. Карташов, которая представлена табл. 7.
Таблица 7

   Элементы системы могут быть классифицированы по более многообразным основаниям: по степени родства — гомогенный и гетерогенный; по степени самостоятельности — программный, адаптивный, инициативный; по времени существования—постоянный, временный; по роли в системе — основной, неосновной; по активности в системе — активный, пассивный. По характеру воздействия на систему: определенные или предсказуемые и неопределенные или непредсказуемые; по характеру восприятия сигнала — на отторгающие сигнал, преобразующие сигнал и передающие сигнал; по количеству входов-выходов — на элементы с одним входом без выхода, с одним выходом без входа, с одним входом и одним выходом, элементы с несколькими входами и одним выходом, с одним входом и несколькими выходами, элементы с несколькими входами и несколькими выходами. Элементы в системе находятся не сами по себе, а связаны один с другим. Под связью понимается любого рода взаимоотношения между частями системы. Она выступает в виде качества, которое присуще материи и заключается в том, что все предметы, явления объективной действительности находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях.
   Связь взаимное ограничение объектов, создающее ограничение на их поведение, зависимость между ними, обмен между элементами веществом, энергией, информацией. Связи играют исключительно важную роль в системе. На них ложится значительная смысловая нагрузка в понимании природы систем. Без них принципиально невозможна система. Это подметил А. И. Уемов: “Поскольку связь выступает в виде системообразующего отношения, то можно утверждать, что если предметы не существуют вне связи друг с другом, то они не существуют и вне соответствующей системы”. Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:
системообразующая — связи выступают основой архитектоники системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их взаимное влияние, участие в общесистемных процессах;
специфицирующая — связи задают конкретные свойства системы, ее специфику. Определенный набор, характер, направленность и другие характеристики связей системы предопределяют ее свойства, функциональные возможности и развитие;
витальная — связи обеспечивают жизнедеятельность системы, они поддерживают обмен системы с окружающей средой, изменения в связях предопределяет характеристики различных этапов развития системы.
   Проблема  связей, как и проблема элементов, относится к числу недостаточно исследованных. Можно согласиться со В. Н. Спицнаделем в том, что предпринятые в литературе попытки прямо и сразу построить концепцию связи обнаружили относительно невысокую эффективность такого способа решения проблемы
   Классификация связей, предложенная И. В. Блаубергом, В. Н. Садовским, Э. Г. Юдиным, которые  выделяют связи взаимодействия, порождения, преобразования, строения, функционирования, развития, управления, является слишком обобщенной. Это приводит к тому, что связь заслоняется более сложными явлениями (взаимодействие, строение, функционирование и т. п.). В. В. Дружинин и Д. С. Конторов делят связи на прямые и обратные. При этом прямые связи бывают усиливающие (ослабляющие) сигнал, ограничивающие, запаздывающие и селектирующие (осуществляющие отбор), а обратные делятся: на положительные (усиливающие исходный процесс) и отрицательные (ослабляющие исходный сигнал); на гладкие (действуют во всем диапазоне изменений выходного процесса) и пороговые (действуют, когда процесс превышает некоторое значение, называемое нижним порогом и не превышает некоторое значение, выступающее как верхний порог); на двусторонние, реагирующие на увеличение и на уменьшение; связи первого, второго и старшего порядка; на связи мгновенные, запаздывающие и опережающие.
   Связи представляют собой довольно сложное  явление, они столь многоплановы, что требует осмысления с позиции нескольких подходов. Связи между элементами системы нужно рассматривать с точки зрения четырех подходов:
    формального — фиксирует наличие и направленность связи;
    функционального — фиксирует наличие или отсутствие функциональности в связях;
    логического — дается объяснение природы связей;
    содержательного — анализируются содержание, природа связей.
   Каждый  из этих подходов сам по себе имеет  ограниченные возможности для объяснения связей. Здесь требуется использование  их в единстве как взаимодополняющих подходов.
   При формальном подходе связи делятся на такие разновидности, как ненаправленные, направленные, прерывистые, односторонние, двусторонние, равноправные и неравноправные, внутренние и внешние. Кроме того, они различаются продолжительностью (долговременные и кратковременные), а также частотой (частые и редкие).
   При функциональном
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.