На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры младших школьников

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 
 
 
 
 
 

ИБРАГИМОВА  АЛЬФИНУР МИХАЙЛОВНА 
 

ИЗУЧЕНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Допустить к  защите                                                         Квалификационная работа защищена
«   » _________________ 2011 г.                                     «   » _________________ 2011 г.
Научный                                                                            Оценка ______________________
руководитель __________ Петрухина                            Председатель ГАК _____________
                                                                                                                                (подпись)
Допустить к  защите                                                          «   » _________________ 2011 г.
«    » ________________ 2011 г.
Декан ФНК ________ С.П.Беловолов 
 
 
 
 
 
 
 

НОВОСИБИРСК – 20011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………………………
Глава I ……………………………………………………………………………………………
Глава I. Фонетика как отрасль языкознания……………………………………………
1.1. Предмет фонетики. Фонетическое членение  речи………………………………
1.2. Согласные звуки  и их классификация………………………………………………
1.3. Гласные звуки и их классификация…………………………………………………
1.4. Фонетические законы  в области согласных  звуков…………………………….
1.5. Фонетические законы  в области гласных  звуков………………………………..
1.6. Формирование произносительной  культуры младших  школьников……….  Причины появления  произносительных ошибок в речи учащихся………………
ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..
Глава II …………………………………………………………………………………………...
ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………
 

ВВЕДЕНИЕ
    Целью данной работы является изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования  речевой культуры младших школьников.
    Объект  исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальных классах.
    С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли  почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек,  который  стал  бы  отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно  и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью  приводит  человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
    Красноречие было в чести во все времена. В  разных  странах  во  время высочайших взлётов культуры народов  появлялась  наука  о  мастерстве  речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции.  В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта  наука  оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.
    Проблема  эффективной  речи  особенно  важна  сегодня,  когда   растёт значение  правильного,  убедительного  слова.   Современная   школа   должна подготовить человека думающего  и  чувствующего,  который  не  только  имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который  умеет  общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы  он  умел  действовать  и  решать  проблемы  в  любых ситуациях. Приоритетные средства  для  этого  –  культура  речи  и  культура общения.  Овладение  языком,  речью  – необходимое   условие   формирования социально  активной  личности.  Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать  собственные  мысли в свободной творческой интерпретации в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться  необходимо  каждому.  Поэтому одной из наиболее  важных  задач  на  современном  этапе  обучения  учащихся считаю развитие речевой деятельности.
    Актуальность  проблемы, её  практическая  значимость  обусловили  выбор объекта и предмета исследования.
    Предмет исследования – особенности русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры   младших школьников на уроках русского языка.
    В соответствие с вышеизложенным были определены цели:
    изучить состояние проблемы в теории и на практике;
    выявить  роль  и   значение   речевой   деятельности   в   учебно-воспитательном процессе;
    определить,  в  какой  мере   реализуется   формирование   речевой деятельности в начальной школе.
 
 

Глава I. Фонетика как отрасль языкознания
      Предмет фонетики. Фонетическое членение речи
     Мы  живем в мире звуков. Проснувшись  утром, слышим тиканье часов, плеск  воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома – и нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются звуки речи от других?
     В языке все: части слова, слова, словосочетания, предложения – имеют звуковые выражения. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.
     Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно  и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».
     Действительно, кроме языка слов есть и другие средства общения, но … все они  весьма ограничены в своих возможностях.
     Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.
     Звуковую  сторону речи изучает фонетика.
     Фонетика (название образовано от греческого слова phone - звук) –  учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию).
     Предметом введения в языкознание является общая фонетика. Круг ее вопросов достаточно широк. Она изучает: 1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; 2) акустические особенности звуковых единиц; 3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме); 4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи; 5) природу слога и законы слогоделения; 6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова; 7) интонацию как средство организации фразовых единиц; 8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).
     В частной фонетике все указанные  проблемы рассматриваются применительно  к тому или иному конкретному  языку. Соответственно различают, к  примеру, фонетику современного русского языка, историческую фонетику испанского (киргизского, английского) языка и  т.п.
     Нередко особо выделяют также экспериментальную  фонетику, строящуюся на широком использовании  специальной звукозаписывающей  аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.). В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека.
     Какое место в ряду лингвистических  дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании  различное решение. Одни рассматривали  фонетику как часть грамматики, другие – как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований  уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.
     Изучение  фонетики имеет большое теоретическое  и практическое значение. Теоретическое  значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.
     Практическое  значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных  областях:
      в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;
      в методике обучения чтению и письму;
      в обучении произношению и орфографии неродного языка;
      в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);
     Фонетика  различает в звуке речи три  основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).
     Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой  аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.
     Акустический  аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического  синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п.
     Функциональный  аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные  и функциональные закономерности звукового строя языка.
     При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.
     Текст – только исходная величина фонетического  членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.
     Фонетическое  слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может  соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.
     Слог  – толчок речевого выдоха. Звук –  минимальный элемент речевого потока.
1.2. Согласные звуки и их классификация
    Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
    Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости  рта при произнесении.
    Согласные различаются:
    1) по участию шума и голоса,
    2) по месту образования шума,
    3) по способу образования шума,
    4) по отсутствию или наличию  мягкости.
    Участие шума и голоса. По участию шума и  голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж'], [з], [з'], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ ш'], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
    Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
    Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
    Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или  наличие мягкости (палатализации) обусловливает  твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
    Характерной особенностью системы согласных  является наличие в ней пар  звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
    Соотносительный ряд глухих и звонких согласных  представлен 12 парами звуков. Парные согласные  различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - внепарные  звонкие, [х], [ц], [ч'] - внепарные глухие.
    Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а  в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных  соотносительного ряда твердых и  мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л'] (ср.: лот - лёд [лот - л'от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л'], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л'ес], [в'ес], [б'ес] и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Гласные звуки и их классификация
Гласные звуки  отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая  классификация гласных учитывает  следующие условия образования  гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие  или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени  вертикального подъема языка  различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение  языка по горизонтали приводит к  образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или  неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (сгубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Фонетические законы в области согласных звуков
    Существует  семь законов в области согласных звуков:
    1.Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п.
    2.Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
    В силу этого закона звонкие согласные  перед глухими переходят в  парные глухие, а глухие в том  же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны.
    Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем; 2) на стыке предлогов со словом; 3) на стыке слова с частицей; 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.
    3.Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
    Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь  последующему мягкому согласному. В  указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
    Наиболее  подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими  согласными [г], [к], [х], а также [л].
    Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']. Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными. Губные перед мягкими зубными не смягчаются.
    Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.
    4.Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит. Ассимиляции не подвергается [л'].
    5.Ассимиляция зубных перед шипящими (ассимиляция по месту образования). Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
    Полная  ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ ат'], [р? ат'] (сжать, разжать); [ ыт'], [р? ыт'] (сшить, расшить); [ 'от], [р? 'от] (счет, расчет); [р?зно 'ик], [изво 'ик] (разносчик, извозчик);
    2) на стыке предлога и слова: [ аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [бие аръ], [бие аръ] (без жара, без шара).
    6.Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц.
    7.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух. 
 
 
 
 

 

    1.5. Фонетические законы в области гласных звуков
    Существует  закон в области согласных  звуков:
    Редукция  гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
    Гласные в слабой позиции первой степени: [в?лы] (валы); [валы] (волы); [б'иеда] (беда) и т.п.
    Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръг?нда] (Караганда); [кълък?ла] (колокола); [п'ьл'иена] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6. Формирование произносительной культуры младших школьников. Причины появления произносительных ошибок в речи учащихся.
     Для успешной работы по развитую звуковой стороны речи учащихся важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоэпическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает, и. воспроизводит лишь одну форму речи — устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых «без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку».
     С поступлением в школу процесс  освоения детьми произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В этом и заключается специфика 'владения нормами литературного произношения в младшем школьном возрасте В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах.
     Именно  в младшем школьном возрасте актуализируется  тенденция сближения произношения с написанием, признаваемая многими российскими лингвистами ведущей тенденцией развития орфоэпической нормы в наши дни К С. Горбачевич пишет: «Конечно, влияние книги и раньше сказывалось на произношении звуков. Однако теперь «в условиях всеобщей грамотности», когда устные речевые навыки закладываются не только на слух путем подражания речи взрослых, но и благодаря зрительному усвоению графического образа напечатанного слова, воздействие письма на произношение несоизмеримо возросло».
     Таким образом, произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах. Однако для обучения детей орфоэпии понимания общих закономерностей и особенностей владения произношением в младшем школьном возрасте недостаточно. Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.
     В  речи младших школьников встречаются  разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все  отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам.  Для русских учащихся главными источниками возникновения произносительных ошибок являются письмо, просторечие и диалект. В соответствии с этим выделяются три типа орфоэпических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: орфоэпические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; орфоэпические ошибки просторечного характера; орфоэпические ошибки диалектного происхождения.
     Содержание  орфоэпической работы определяется целью обучения младших школьников орфоэпии, которая состоит в практическом усвоении детьми норм русского литературного произношения. Специфика усвоения орфоэпических норм учащимися начальных классов, а также особенности владения нормами двух видов речевой деятельности—говорением и чтением— требуют конкретизации названной цели. Главная цель обучения орфоэпии в начальных классах заключается в том, чтобы прежде всего научить детей орфоэпически грамотно читать иаписанное или напечатанное. Поскольку достижение данной цели невозможно в отрыве от выработки у учеников умения грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о становлении и развитии обоих умений.
     Чтение  и письмо, являясь ядерным эвеном воспитания произносительной культуры учащихся, включается в цепь всех речевых  процессов таким образом: аудирование (слушание) — чтение и письмо — говорение. Первое место занимает аудирование, так как именно от восприятия образцового произношения, предъявляемом в основном учителем, начинается овладевание произносительными нормами. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилам произношения. Следовательно, путь к достижению орфоэпически грамотной устной речи младших школьников лежит через организацию правильного чтения.
     Для успешного овладения учащимися  литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений:
     — умение слушать звучащую речь;
       — умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических  и акцентологических норм в  чужой и собственной речи;
     — умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;                             
     — умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;
     — умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова;
     — умение самостоятельно употреблять  орфоэпические и акцентологические  образцы в собственной устной речи и при чтении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.