На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности переходной экономики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение.                                                                                                                3
    Концепция перехода к рыночной экономике.                                          4
    Особенности переходной экономики в России.                                    15
Заключение.                                                                                                          29
Список  литературы.                                                                                             32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Уже прошло 20 лет после распада  СССР и сейчас Россия стоит  на пути интеграции в мировую  экономику и стабильного экономического  развития. Россия выбрала иной  путь политического, экономического  и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.
       Еще в конце 80-х г. ожидалось, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономики. Для этого у нее были все предпосылки благоприятного проведения преобразований.
       Но вопреки ожиданиям рыночные  реформы оказались не совсем  удачными. Ежегодный спад составил  10-20 % - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11-е – 12-е. Инфляция «съела» сбережения населения и разрушила средний класс.
       Россия создала модель того, как  не следует выполнять переход  к рыночной экономике.
       К основным задачам данной работы относятся:
     • рассмотреть уроки, которые можно извлечь из опыта стран с переходной экономикой: России, Китая, Польши, стран СНГ;
     • рассмотреть характерные черты  и особенности переходной экономики  в России;
     • проанализировать итоги переходной экономики в России
     Объектом  исследования данной работы стала экономика  переходного типа.     Целью  является проанализировать закономерности перехода к рынку, рассмотреть последствия перехода. 

 
1. Концепция перехода к рыночной экономике.
       В конце 80-х начале 90-х годов  27 постсоциалистических государств начали переход от плановой экономики к рыночной.
       Сложившуюся в СССР и других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.
       Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов административной власти. Это сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий.
       Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределении продукции. В результате исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами.
       В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распределительных методов. Такие методы подрывают свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результате труда.
       Командное руководство оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. Оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
       Значит, командно-административную  систему управления можно признать  нормальной формой регулирования  хозяйства, пригодной, правда, только  для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.
        В России в определении причины краха тоталитарных режимов сложились две противоречивые позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению. С позиции второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны. [2. с.14]
       Таким образом, фиаско советской командно-административной системы управления экономикой явилось объективной причиной возникновения необходимости трансформации вновь возникших суверенных государств в рыночные экономики.
       По мнению большинства экономистов,  наиболее эффективной является  рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.
       Важным неэкономическим аргументом  в пользу рыночной системы  служит то обстоятельство, что  она делает ставку на роль  личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности.
       Рыночная система предполагает:
      многообразие форм собственности;
      личную инициативу и свободу предпринимательства;
      развитую конкуренцию;
      наличие законодательной базы, адекватной рыночной экономике;
      наличие развитых рынков основных факторов производства или предпосылок для них;
      наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия государственных структур с риском;
      наличие экономических и законодательных преград на путях стремления монополий к безраздельному господству.
       Переходная экономика характеризует как бы  "промежуточное"  состояние  общества,  когда прежняя система социально-экономических отношений и  институтов  разрушается и реформируется, а  новая  только  формируется.
        Переходная экономика характеризуется  следующими особенностями:
        Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, неповторяемость, а с другой – рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
       Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.
       В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
       В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
       Переходной экономикой называют такой тип экономической системы, в которой происходит трансформация механизма хозяйствования от административно-командных принципов к рыночным. [7]. Синонимом термина переходная экономика является транзитивная экономика – состояние перехода экономической системы одного вида в другой. [8].
     При преобразовании плановой экономики  в рыночною, когда коренным образом  меняется весь механизм функционирования экономики, возникает особый переходный кризис, названный венгерским экономистом Я. Корнаи «трансформационным спадом». Трансформационный спад обусловлен тем, что в зарождающейся рыночной экономике утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще находятся на стадии формирования и не способны функционировать с полной отдачей.
       Главными задачами перехода к рынку являются следующие.
    Разгосударствление и приватизация, развитие предпринимательства. Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
    Формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая, в частности товарные и фондовые биржи и т.д.
    Демонополизация экономики, что является важной предпосылкой для развития конкуренции и достижения рыночного равновесия.
    Либерализация цен путем снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.
    Финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении. Без проведения такой политики или при ее ослаблении снятие контроля над ценами приводит к высоким темпам инфляции.
    Сильная система социальной поддержки, которая облегчила бы части населения приспособление к условиям рыночной экономики.
       Практика стран, входивших некогда  в «мировую социалистическую  систему»,  демонстрирует два  основных варианта трансформации  административно-командной системы  в рыночную экономику. Первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия). Второй - шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в Польше).
       Различие между указанными вариантами заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
       Характерной чертой эволюционного  пути является то, что реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются наиболее негативные черты командной системы и открывается определенный простор частной хозяйственной инициативе. Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по выпуску потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов  и одновременно, приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фонд для дальнейшего углубления реформ.
       Рассмотреть эволюционный путь реформ можно на примере Китая.
       В основе проводимых в Китае  экономических преобразований лежит  идея о том, что в экономике  должны сочетаться план и рынок.  Такое сочетание должно было  создать стимулы для повышения  производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В конце 1992 г. было решено свести роль государства к индикативному планированию при резком сокращении роли административных рычагов (центральному планированию подлежит 12 основных видов продукции). Правительство Китая, избегая хирургического вмешательства, предпочитает как бы расшатывать прежний хозяйственный механизм, вместо того чтобы устранить его решительным ударом, как это произошло в России и странах Восточной Европы. В Китае сформировался довольно развитый рынок, начал складываться рынок капиталов. В начале 90-х годов производство и реализация примерно половины всех товаров регулировалось не государственным директивным планом, а рыночными связями и ценами. Получили распространение рыночные методы регулирования товарных потоков через товарные биржи. Но даже с учетом всех этих изменений директивное планирование  по-прежнему определяет направление и темпы развития основных отраслей народного хозяйства. План и рынок не вступили в равноправное взаимодействие. [3.с.394]
       Возможность применения в России  рецептов перехода к рынку,  основанных на опыте Китая,  существенно ограничена в связи  со специфическими особенностями  российской экономики: 
     1) громадным и неустранимым в  обозримом будущем преобладание военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов;
     2) крайне тяжелым состоянием сельского  хозяйства, пищевой и легкой  промышленности;
     3) политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.
       Опыт Китая говорил лишь о том, что сравнительно недолгое существование плановой экономики перед проведение рыночных реформ облегчает начало перехода и способствует более плавному его осуществлению. В России же плановая система в чистом виде просуществовала около 60 лет (против 25 в Китае), и процесс ускорения присущих ей экономических и социальных институтов, стереотипов поведения зашел гораздо дальше.
       Вместе с тем двухсекторная  (по китайскому образцу) модель  экономически была фактически  воспроизведена в России во  второй половине 80-х годов. Наряду с доминировавшим государственным сектором, где сохранились основы плановой системы, возникли кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако при сохранении монопольного положения государственных предприятий оба сектора не столько сотрудничали, сколько мешали друг другу. Государственный сектор сохранял почти безраздельный контроль над распределением материальных и финансовых ресурсов, отводя частному сектору крайне узкую нишу хозяйственной деятельности. В свою очередь, возникновение частного сектора в производстве и посреднической торговле привело к дестабилизации потребительского рынка, прежде характеризовавшегося абсолютной монополией государства, и подтолкнуло инфляцию.
       Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ, начавшийся тотальный развал старой системы.
       К концу 1991 г. экономическое  положение России настолько ухудшилось, что иной альтернативы, чем качественный прорыв  в рыночную экономику, уже не осталось. После падения коммунистического режима и распада СССР для России были исчерпаны возможности эволюционных преобразований. Иными словами, возникли основные предпосылки для продвижения к рынку по восточноевропейскому варианту, концентрированным выражением которого стала впервые разработанная и примененная в Польше модель шоковой терапии.
       Стратегия шоковой терапии включает  два основных направления: 
    Антиинфляционную стабилизационную программу
    Глубокие институциональные реформы, прежде всего кардинальные преобразования форм собственности (приватизацию)
       Сторонники шоковой терапии в  России и Польше выделяют два  этапа реализации своей экономической  программы. На первом этапе (1-2 года) проводятся радикальный антиинфляционные меры, с тем чтобы достичь на этой основе рыночного и финансового равновесия. На втором этапе, длительность которого определяется примерно в 10-15 лет, предполагается осуществить намеченные фундаментальные преобразования в экономике и обеспечить ее подъем.
       Стратегия шоковой терапии, как  показывает опят реализации в  Польше и меньшей степени в  России, выглядит следующим образом.  Главный упор делается на финансово-экономическую  стабилизацию как средство достижения   равновесия на рынке, сбалансированности государственного бюджета. Стабилизационные меры направлены на ликвидацию инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег населения и предприятий.
       Поэтому снятие государственного  контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должен достаточно быстро привести к невозможности дальнейшего повышения цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться, хотя по-прежнему останется высокой.
       Снижению инфляции и сбалансированию  рынка способствуют также ликвидация  или, по крайней мере, резкое  сокращение дефицита государственного  бюджета и увеличения ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающих реальный спрос. [3.c.398-399].
       Результатом первого этапа должно  стать преодоление товарного дефицита и достижение равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.
       Однако эти позитивные моменты шоковой терапии оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, особенно его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.
       Однако финансовая стабилизация  в условиях России оказалась недостижимой за короткий срок прежде всего потому, что переход от подавленной инфляции к открытой, происшедшей после либерализации цен, сразу обнаружил ее не монетарный, а преимущественно институциональный и структурный характер. Именно глубина деформаций в структуре российской экономики, в сложившихся в советский период стереотипах хозяйственного поведения сделала неизбежным инфляционный взрыв в России в процессе переходы к рынку.
       В числе важнейших институциональных  изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии:
     • либерализация цен (в Польше с  января 1990 г. установление цен на 90 % товаров было переведено на рыночную основу, цены на 5 % товаров административно  регулировались государством, а изменение  цен на остальные 5 % товаров требовало согласия государственного органа);[3.c.399]
     • введение единых принципов налогообложения  для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;
     • принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;
     • перевод государственных предприятий  на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятия и государства;
     • ликвидация традиционного централизованного  планирования;
     • развертывание малое приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;
     • разработка правовых и организационных  основ для проведения большой  приватизации (в промышленности, строительстве  и на транспорте, в других отраслях с преобладание крупных хозяйственных  единиц);
     • обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;
     • достижение внутренней обратимости  национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;
     • создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введения пособий по безработице.
       Главной чертой всех этих преобразований  является сведение к минимуму  вмешательства государства в  экономику с целью дать простор  для ее самостоятельного развития. Государство снимает с себя ответственность за распределение материальных и финансовых ресурсов. Основной его задачей становится контроль за состоянием рынка и воздействие на него с помощью налоговых, кредитных и иных экономических рычагов.
     Государство действует на рынке в основном как обыкновенный его участник. Возможно сохранение государственного заказа, но с коренным изменением его содержания: соглашение по соответствующим товарным группам заключается между производителем и потребителем, цены устанавливаются на рыночной основе, а государственные органы лишь регулируют сделку.
       Важным условием необратимости  трансформации экономической системы  в постсоциалистических странах  является накопление «критической  массы» частного сектора, т.е.  доли негосударственных хозяйствующих  субъектов в ВВП, которая должна составлять не менее 25-30%. Порог необратимости перешли к концу 1992 г. Венгрия и Польша, а Чехия, Словакия и Румыния вплотную приблизились к нему. [3.c.145]
       В России различными формами  и видами частнопредпринимательской  деятельности в 1992 г . было занято свыше 150 тыс. предприятий. На их долю приходилось около 5 % ВВП. Необходимая для «прорыва» в рыночную экономику «критическая масса» должна достичь 3-4 млн. предприятий, производящих около 20 % ВНП. [3.147] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности переходной экономики в России.
     Для того, чтобы лучше понять особенности  перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно  предшествующий рыночным реформам.
       В 1985 году начался новый  и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода  ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. [2.c.42]
     Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены  широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами т.д.
       В середине 1988 года были приняты  законы, по которым разрешалось  открывать частные предприятия  в более чем 30 видах производственной  деятельности. В соответствии с  этими законами фактически был  легализован большой сектор теневой  экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд. руб. (в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями, включая уголовно наказуемые. [1.c.355]
     Продовольственная проблема в стране обострялась. В  этих условиях одним из способов решения продовольственной проблемы могла бы стать аренда земли. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.
     Со  временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией.
     В 1990 г. появилась программа «500 дней», разработанная группой экономистов  во главе с С.С. Шаталиным и  Г.А.Явлинским
     Она предполагала за этот короткий период восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры приватизация государственных предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М.Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. После отказа Горбачева одобрить эту программу  руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежне экономической системы, а ее полный демонтаж.
     Осенью 1991 г. положение в экономике СССР было близко к катастрофическому. Потребительский  рынок практически не существовал,   прилавки магазинов в городах  были пустыми, торговля осуществлялась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20 % урожая.[1.c.361]
       Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП, иностранные кредиты были  полностью исчерпаны, и зарубежные  банки не хотели больше предоставлять  их, т.к. страна не могла выплатить  по ним проценты. Золотовалютные  резервы были исчерпаны и   достигли небывало низкого уровня, несопоставимого с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.
       В таких экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны  в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с Б.Н. Ельциным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.