На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное бюджетное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Уральский  государственный  университет физической культуры» 
кафедра танцевальных видов  спорта и педагогики балета 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «Психология творчества и специальная педагогика» 

     Влияние темперамента
     на  художественный образ  танца
     в творчестве известных  исполнителей 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 418 группы
     Гречишникова  Т.А.
     Проверил:
     Путилов В.Д. 
 
 
 
 
 

     Челябинск 2011 
Содержание
 

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Становление и  развитие учения о  темпераменте в психологии
      Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
      История учения о темпераменте……………………………………9
      Психологическая характеристика типов темперамента…………15
      Роль темперамента в деятельности человека…………………….22
Выводы  по I главе………………………………………………………..27
Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева
     2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29
     2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34
     2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38
     2.4 Описание экспериментальной методики  и хода                       эксперимента……………………………………………………………………..44
Выводы  по II главе………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………...50
Список  использованных источников………………………..51
приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Актуальность  исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.
      Между тем, эффективность деятельности хореографа зависит не только от приобретенных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему профессионально-творческому развитию, а также от психологической компетентности, в основе которой – понимание влияния типа темперамента.
      Это обусловливает актуальность исследования сущности и особенностей влияния типа темперамента на художественный образ танца, а также на успешность его раскрытия исполнителем.
      Как показывает практика, недостаточность  исследований в сфере психологии хореографии, отсутствие эффективных методик развития творческой активности хореографа является одним из основных факторов, сдерживающих осуществление новых идей и замыслов, новых целевых установок и ценностных ориентаций в области искусства танца.
      Сложность решения проблемы исследования влияния типа темперамента на художественный образ танца определяется в значительной мере тем, что личность хореографа представляет собой многокачественную целостность, которая органически связана в своем развитии со всем комплексом психологических характеристик, свойств и качеств личности. Для ее решения важно не только углубление теоретического анализа, но и определение оптимальных путей практического решения задач сегодняшнего дня.
     Изучением темперамента занимались многие исследователи, такие как Гиппократ (V-IV вв. до н. э.)., Клавдий Гален (II в. до н.э.) в труде «О частях человеческого тела», Кант в книге «Размышления над чувством прекрасного» и др. В наше время, поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темперамента явилось учение И.П. Павлова.
       Однако, несмотря на столь глубокое исследование структуры и функциональных особенностей типов темперамента, исследование его влияния на исполнителя и художественный образ танца пока не получило распространения. Поэтому изучение особенностей темперамента танцора и его связь с воплощаемым художественным образом является проблемой, требующей дальнейшего изучения.
     Знакомство  с понятием и типологией темпераментов  позволяет не только удовлетворить  познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения танцу.
     Исходя  из актуальности, практической востребованности данной проблемы и ее недостаточной исследованности, тема курсовой работы: «Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей».
     Цель  исследования: изучить влияние темперамента на творчество известных исполнителей, на примере народного артиста СССР Владимира Васильева.
     Объектом нашего исследования является круг сценических образов в исполнительском творчестве В. Васильева.
     Предмет исследования: особенности проявления разных типов темперамента в исполнительском творчестве В. Васильева.
     Для достижения поставленной цели выдвинуты  следующие задачи:
    Проанализировать содержание и сущность понятия «темперамент» в литературных источниках;
    Изучить историю развития учения о темпераменте;
    Исследовать современные научные представления о темпераменте;
    Провести эксперимент по исследованию темперамента В. Васильева.
     Методы  исследования: теоретический анализ научных трудов по теме исследования, сопоставление, систематизация.
     Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии 

      1.1 Понятие и основные  свойства темперамента 

       Как известно, на Земле не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – каждый человек индивидуален. Однако он не рождается уже сложившейся личностью, а становится ею постепенно. Но еще раньше у человека наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства, присущие только данному человеку.
     Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, как они реагируют на внешние воздействия мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия. Одни быстры, порывисты, шумливы, другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Эти различия – по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и характеризуют понятие темперамент.
     Согласно [Григорович, Л. А. и Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.] под темпераментом следует понимать индивидуальные и своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
       К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые:
    Регулируют динамику психической деятельности в целом;
    Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
    Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
    Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
    Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
       Пользуясь определенными признаками, можно отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
       К этим свойствам можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).
     Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной  системы, предложил на ее основе более  современную трактовку свойств  темперамента, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре, связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
       В соответствии с этим, традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
       Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:
     Сензитивность об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
     Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
     Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
     Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
     Пластичность  и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.
     Экстраверсия  и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
     Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. 

     1.2 История учения о темпераменте 

       Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. ??????, «слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ (V-IVвв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека, объясняя темперамент как особенности поведения, преобладания в организме одного из «жизненных соков» (четырех первоэлементов):
    Преобладание желтой желчи (греч. ????, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» – холериком.
    Преобладание лимфы (греч. ??????, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.
    Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и веселым – сангвиником.
    Преобладание черной желчи (греч. ??????? ????, мелэна холе, «черная желчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.
       Самый знаменитый после Гиппократа римский анатом и врач античности Клавдий Гален (IIв. до н.э.) в труде «О частях человеческого тела», опираясь на множество наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.
     Хотя  анатомирование человеческих тел запрещалось, а опыты ставились на животных, Гален, работая хирургом у гладиаторов (которых заставляли сражаться в цирке и с дикими зверями), смог расширить представления и о человеке, в том числе о его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы – носительницы разума.
     Также римский анатом дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала тринадцать типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.
       Широкой известностью в течение  многих столетий пользовалось  развитое Галеном (вслед за  Гиппократом) учение о темпераментах  как пропорции в смеси нескольких  основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого» считал он мужественным и энергичным, с преобладанием «холодного» – медлительным.
       Большое внимание Гален уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что возможно объяснять гнев либо межличностными отношениями (например, стремлением отомстить за обиду), либо «кипением крови» в организме. Он утверждал, что первичным при аффектах являются изменения в организме («повышение сердечной теплоты»). Стремление же отомстить – вторично.
       Немецкий философ Кант в конце  XVIII в. характеризует темперамент только как психические свойства. В книге «Размышления над чувством прекрасного» он написал, что флегматик отличается «недостатком морального чувства», а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща «подлинная добродетель», чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести – у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим, изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств [[[Кант, И. Собр. соч.– М., 1966. – Т.6].
     Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы, общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением её основных свойств: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.
      И. П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы:
       Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – соответствует гиппократовскому меланхолику.
       Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – соответствует холерику, «безудержному» типу.
       Сильный уравновешенный подвижный  тип – соответствует сангвинику, «живому» типу.
       Сильный уравновешенный, но с  инертными нервными процессами  – соответствует флегматику, «спокойному»  типу.
       В последующие века исследователи,  наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных.
     Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер» [Кречмер, Э. Строение тела и характер – М.: Педагогика Пресс, 1995. – 219-227с.]. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
    Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.
    Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
    Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
    Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
       С названными типами строения  тела Кречмер соотносит три  выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.
       Шизотимик имеет астеническое  телосложение, он замкнут, подвержен  колебаниям настроения, упрям, не  склонен к изменению установок  и взглядов, с трудом приспосабливается  к окружению. В отличие от  него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
       Теория Кречмера получила наибольшее  распространение в Европе. В США  в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
     Им  были выделены три типа:
     1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
     2) мезоморфный (из мезодермы образуется  мышечная ткань);
     3) эктоморфный (из эктодермы развивается  кожа и нервная ткань).
       Людям с эндоморфным типом  свойственно слабое телосложение  с избытком жировой ткани, для  мезоморфного типа характерны  стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного – хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
       По Шелдону, этим типам телосложений  соответствуют определенные типы  темпераментов, названные им в  зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera – внутренности), соматотония (от греч. soma – тело) и церебротония (от лат. cerebrum – мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств, представленных в таблице 1.
     Таблица 1 – Различия в типах темперамента (по У. Шелдону).
Типы  темперамента
Висцеротони Соматотония Церебротония
• Расслабленность  в осанке и движениях • Любовь к комфорту
• Медленная  реакция
• Пристрастие  к еде
• Социализация пищевой потребности
• Наслаждение  от процесса пищеварения
• Любовь к компаниям, дружеским излияниям
• Социофилия (любовь к общественной жизни)
• Приветливость  со всеми
• Жажда любви  и одобрения окружающих
• Ориентация на других
• Эмоциональная  ровность
• Терпимость
• Безмятежная  удовлетворенность
• Хороший сон
• Отсутствие взрывных эмоций и поступков
• Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении  чувств
• Общительность  и расслабленность под воздействием алкоголя
• Потребность  в людях в трудную минуту
• Ориентация на детей семью
• Уверенность  в осанке и движениях • Склонность к  физической деятельности
• Энергичность
• Потребность  в движениях и удовольствие от них
• Потребность  в доминировании
• Склонность к  риску в игре случая
• Решительные  манеры
• Храбрость
• Сильная агрессивность
• Психологическая  нечувствительность
• Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)
• Отсутствие сострадания
• С трудом приглушаемый голос
• Спартанская  выносливость боли
• Шумное поведение
• Внешний вид  соответствует более пожилому возрасту
• Объективное  и широкое мышление, направленное вовне
• Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя
• Потребность  в действиях в тяжелую минуту
• Ориентация на занятия юношеского возраста
• Заторможенность  в движениях, скованность в осанке • Чрезмерная физио-логическая активность
• Повышенная скорость реакций
• Склонность к  уединению
• Склонность к  рассуждениям, исключительное внимание
• Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность
• Самоконтроль мимики
• Социофобия (страх  перед общественными контактами)
• Заторможенность  в общении
• Избегание  стандартных действий
• Агорафобия (боязнь открытого пространства)
• Непредсказуемость  установок (поведения)
• Тихий голос, избегание шума
• Чрезмерная чувствительность к боли
• Плохой сон, хроническая  усталость
• Юношеская  живость и субъективное мышление
• Концентрированное  скрытое и субъективное мышление
• Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов
• Потребность  в уединении в тяжелую минуту
• Ориентация на пожилой возраст
 
 
     1.3 Психологическая  характеристика типов  темперамента 

     Сангвинический  темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы).
     Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: «Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник – самая сносная женщина, если она не глупа». [Чехов, А.П. Темпераменты: Государственное издательство художественной литературы – М.: 1960. – 35с.].
       Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее его внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью – проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны –  может легко сдерживать проявления своих чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, ускоренном темпе речи.
     Сангвиник отличается высокой пластичностью  поведения и экстровертностью. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Громкая и отчетливая речь сопровождается выразительными мимикой и жестами.
     Но  этот темперамент характеризуется  некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
     У сангвиника быстро возникают чувства  радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
     Холерический  темперамент (в основе лежит сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы).
       А. П. Чехов: «Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как мера и приятель – невозможен, как подчиненный – едва ли мыслим, как начальник – невыносим и весьма нежелателен. Женщина холерик – черт в юбке, крокодил».
       Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Ему свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, очень инициативен. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.
     Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.
       Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности, однако запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.
       В общении с людьми холерик  допускает резкость, раздражительность,  эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
     Флегматический  темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).
       А. П. Чехов: «Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе – счастлив. Женщина-флегматик – родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей – ее идеал».
       В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный, движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью.
     Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.
     Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении  его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
     Меланхолический темперамент (в основе лежит слабый тип нервной системы).
       Описание темперамента по доктору А. П. Чехову: «Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик – невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена – доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно».
       В отличие от других типов  темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом – его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной.
     Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого  не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
     В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным  напряжением). Чувства и эмоциональные  состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
     Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
     Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо хореографу в творческой деятельности и работе с исполнителями . Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
       Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации.
            
 
     Рисунок 1 – реакция людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации. 

     Если  мы выделим закономерные связи свойств, присущие каждому типу темперамента, то получим следующую таблицу (таблица 2):
     Таблица 2 – закономерные связи свойств, присущие каждому типу темперамента. 

психические свойства виды  темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
  Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
  сильный уравновешенный подвижный сильный неуравновешен. Подвижный Сильный уравновешенный инертный слабый неуравн. Малоподвижный
Скорость  психических реакций Высокая Очень высокая Медленная Средняя
Сила  психических реакций Средняя Очень большая Большая Большая
Экстраверсия  или интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Пластичность  или ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный
Эмоциональная возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая
Сила  эмоций Средняя Очень большая Слабая Большая
Эмоциональная устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив
Чувствительность Пониженная Малая Малая Высокая
Реактивность Повышенная Высокая Малая Малая
Активность Повышенная Высокая Высокая Пониженная
Реактивность-активность Уравновешены Реактивен Активный Воля
Уравновешены
Темп  реакции Быстрый Быстрый Медлителен Медлителен
 
 
     1.4 Роль темперамента  в деятельности  человека 

       Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр I и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, хореографов – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.
       В зависимости от того, как  человек относится к тем или  иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
       Под влиянием жизненных условий,  определенного образа действий. У холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.
       В системе воспитания и перевоспитания  типологические категории людей  требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут «растормозиться» прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.
       Образ поведения человека и  животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.
       Поскольку каждая деятельность  предъявляет психике человека  и ее динамическим особенностям  определенные требования, нет темпераментов,  идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.
       Роль темперамента в труде  и учебе заключается в том,  что от него зависит влияние  на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
     Согласно  современным исследованиям [Кроль, В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.] Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
     Первый  путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить  к данной деятельности лиц, которые  не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
     Второй  путь приспособления темперамента к  деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
     Третий  путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
     Четвертый, основной и наиболее универсальный  путь приспособления темперамента к  требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.
     Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов  и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.
       Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а их устойчивость делает флегматик однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
       Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
       В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
     Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.
       И.П. Павлов выделил еще три  «чисто человеческих типа» высшей  нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители  мыслительного типа (преобладает  активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.
       У людей художественного типа (преобладает активность первой  сигнальной системы мозга правого  полушария) мышление образное, на  него накладывает отпечаток большая  эмоциональность, яркость воображения,  непосредственность и живость  восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».
       Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.
       Современные исследования подтвердили,  что правое и левое полушария  имеют специфические функции,  и преобладание активности того  или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
       Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.
     В межличностных отношениях конфликты  нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. 

     Выводы  по I главе 

     Проанализировав содержание и сущность понятия «темперамент» в литературных источниках, изучив историю развития учения о темпераменте и исследовав современные научные представления о нем, были сделаны следующие выводы:
     1. Темперамент – это индивидуальные и своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
     2. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость.
     3. Выделены 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
     4. Исследование связи темперамента и деятельности показали важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.  

 

Глава 2 Влияние  темперамента на творчество танцоров на примере  Владимира Васильева 

     2.1 Творческая биография  В. Васильева 

       Владимир Васильев родился в семье, не имеющей отношения к искусству и театру. Впервые он познакомился с искусством балета в 1947 году. Когда ему было семь лет, один из друзей привел его в Кировский дом пионеров, в кружок балета. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшой группе. На всю жизнь Владимир сохранил благодарность своему первому учителю, у которой занимался сначала в районном, а потом и в городском Доме пионеров Москвы. Это она разглядела в обаятельном мальчике врожденную координацию движений, легкий, высокий прыжок, удаль. Именно у Россе он перетанцевал почти все народные танцы. А потом любовь к народным танцам Васильев пронес через всю свою жизнь. Это постоянство интересов, устойчивость, способность к длительному творчеству, верность призванию характерна для флегматического темперамента и является его сильной стороной.
     Когда Владимир занимался уже третий год, в Дом пионеров приехал педагог  хореографического училища Михаил Каверенский для отбора способных  детей. Сначала он «ничего хорошего»  в Володе не увидел, но Елена Романовна предложила «смотреть не у станка, а на середине зала». Тогда, внимательно приглядевшись к мальчику, Каверенский все-таки согласился взять его в Московское хореографическое училище. В 1949 году Володю приняли в класс педагога Евгении Александровны Лапчинской. На приеме она обратила внимание на легкий, высокий прыжок – ведь для мальчика это очень ценное профессиональное качество. Комиссии понравился и облик паренька с живыми глазами и обаятельной улыбкой. Эти свойства характерны для сангвинического темперамента. В течение всех лет учебы Васильева считали дисциплинированным, спокойным учеником с покладистым характером, что говорит о флегматическом темпераменте. Он был любознателен, посещал выставки, с особым интересом относился к живописи, потому что сам любил рисовать. Его всегда отличало чувство ответственности, что свойственно сангвиникам. Он никогда не ленился, был предельно старателен. А уж если ему поручали сольный номер, мог прийти на репетицию с температурой, лишь бы не подвести партнеров. Он хорошо смотрелся со сцены: обязательная улыбка, чуть склоненная голова, осмысленный жест – все было по-детски просто, без наигрыша, искренне.
     Переход в класс к Михаилу Марковичу  Габовичу педагогу, который для всех учеников, и для Володи в частности, был непоколебимым авторитетом, конечно, сыграл громадную роль в формировании его таланта. Видел ли Михаил Маркович в Васильеве будущего классического танцовщика? В средних классах нет. Он полагал, что Володя будет незаурядным исполнителем характерных танцев. Тем более, что именно это мнение поддерживали педагоги Владимир Мешковский и Тамара Ткаченко, да и Володя всем сердцем и душой любил характерный танец. В классике же многие из танцоров-одноклассников были сильнее его. Васильев получал хорошие отметки на экзаменах, но отличные были у него на уроках характерного танца. Ничего особо выдающегося в классике у Володи не было, а характерный танец был его стилем. Исходя из этого, можно сказать о Васильеве как о человеке холерического типа.       
     Однако  позже Михаил Маркович уже сам говорил: «Я чувствую в нем классического танцовщика», и пристально следил за успехами своего ученика, все чаще мечтая «попробовать» Володю в классической партии. Прыжки, вращения Васильева поражали еще в школе. Он был полон решимости «перепрыгнуть» перетанцевать всех своих соперников. В начале Васильев терпеть не мог упражнения у станка, рвался «на середину», где открывалась свобода прыжков и вращений, и не любил отрабатывать мелкие движения. Но постепенно проявил внимание к форме танца. «Теперь для меня важно не «сколько», а «как», в искусстве решает не количество, а качество» – говорит Васильев. С восьмого класса на Володю стали смотреть в училище не только как на способного характерного танцовщика, но и как на преуспевающего в классических танцах. Он отличался чистотой, правильностью, академичностью, силой и красивой мужественной манерой, которую перенял у своего учителя. Но главное, что присутствовало необыкновенно тонкое проникновение в мир музыки, стремление «прочитать» ее настроение, наполнить свой танец смыслом. В 1958 году Васильев окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный взгляд Михаила Марковича точно отметил характерную особенность танца ученика: «…Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой». Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па де де, но создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога Московского хореографического училища Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.