На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ижевск 2000 

План. 

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО  И СДЕЛОК С НИМ. 4
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО  И СДЕЛОК С НИМ. 9
§ 1. Участники отношений, возникающих при государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. 9
§ 2. Единый государственный  реестр прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. 10
§ 3. Государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним: порядок проведения. 14
1. Прием документов  и регистрация документов, необходимых  для государственной регистрации. 14
2. Правовая экспертиза  документов и проверка законности  сделок. 20
3. Установление оснований  для отказа или приостановления  государственной регистрации. 22
4. Совершение надписей  на правоустанавливающих документах  и выдача удостоверений о произведенной  государственной регистрации. 25
§ 4. Предоставление информации о зарегистрированных правах и сделках с недвижимым имуществом. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ. 30 
 

Вступление.
31 января 1998 г. вступил  в силу федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной  регистрации). Основной целью данного  закона является обеспечение  стабильности оборота недвижимости, его гласности и публичности.  В соответствии с ним во  всех регионах Российской Федерации  создаются новые органы государственной  власти - учреждения юстиции по  государственной регистрации прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним. 
Кроме этого, Закон  о государственной регистрации  имеет еще одну особенность. С  момента его вступления в силу отменено обязательное нотариальное удостоверение  совершаемых гражданами сделок с  недвижимостью. Теперь такое удостоверение  является правом, а не обязанностью граждан и организаций.
Таким образом, мы видим, что Закон о государственной  регистрации внес существенные изменения  в действующее гражданское законодательство, повлиял на существующие гражданско-правовые отношения, и, наконец, заставил заработать ряд положений нового гражданского законодательства.
Но, конечно, введение в действие нового закона (а следует  заметить, что в данном случае можно  говорить вообще о введении нового института в гражданском законодательстве) естественным образом влечет за собой  ряд проблем и вопросов по поводу его практического применения.
Поэтому целью данной работы является подробное рассмотрение института государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его понятий, а также  сам порядок государственной  регистрации и ее участники.
Глава 1.
Понятие государственной  регистрации прав
на недвижимое имущество  и сделок с ним.
Государственная регистрация  прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация), согласно ст. 2 Закона о государственной  регистрации, - это юридический акт  признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Перед тем, как рассматривать  само понятие государственной регистрации, следует прояснить некоторые  аспекты. И первый из них: что же подразумевается  законодателем в данном случае под  недвижимым имуществом? П.1 ст. 130 ГК РФ дает такое общее определение  недвижимости: все, что прочно связано  с землей, объекты, перемещение которых  без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Но кроме этого, к недвижимости отнесены и объекты, не отвечающие данному  критерию - воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические  объекты, а также (ст. 132 ГК) предприятие  как имущественный комплекс. Дело в том, что недвижимость - юридическое  понятие, и имущество может быть отнесено к недвижимости законом, что  имеет большое значение для определения, подлежат ли государственной регистрации  права на него и сделки с ним.
Таким образом, анализируя современное законодательство, можно  составить следующий перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат регистрации в соответствии с  Законом о государственной регистрации:
1) земельные участки;
2) участки недр;
3) обособленные водные  объекты;
4) леса, многолетние  насаждения;
5) здания, части зданий;
6) сооружения; сооружения  над и под землями, объекты  инженерной, транспортной инфраструктуры  и благоустройства; сооружения  и элементы инженерной инфраструктуры  жилищной сферы;
7) нежилые помещения;  части помещений;
8) предприятия как  имущественный комплекс;
9) жилые дома и  их части, жилые дома с жилыми  и нежилыми помещениями; жилые  дома на дачных участках с  правом регистрации проживания  на нем;
10) квартиры, ее части,  служебные помещения, иные жилые  помещения в жилых домах и  других строениях, пригодные для  постоянного и временного проживания;
11) комнаты;
12) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского  значения;
13) жилые строения  без права регистрации проживания  в них и хозяйственные строения  и сооружения на садовых участках; некапитальные жилые строения  и хозяйственные строения и  сооружения на огородных участках;
14) кондоминиумы как  комплексы недвижимого имущества;
15) объекты незавершенного  строительства, не являющиеся  предметом действующего договора  строительного подряда.1
Далее следует выяснить, какие именно права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Ответ на этот вопрос дает Гражданский  кодекс РФ (ст.131): право собственности, право хозяйственного ведения; право  оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного  пользования; ипотека; сервитуты, а  также иные права в случаях  предусмотренных законодательством. Некоторые статьи Гражданского кодекса  и Закона о государственной регистрации  указывают также на иные виды прав, подлежащих регистрации (например, аренда, доверительное управление и др.). Поэтому можно говорить, что вышеприведенный  перечень охватывает практически все  случаи возникновения (перехода) прав на недвижимое имущество.
Но существуют и  некоторые исключения из правила  об обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, хотя они и  редки. Все эти исключения должны быть предусмотрены только в законе. Так, не подлежат государственной регистрации  права на жилые помещения, возникающие  из договора коммерческого или социального  найма жилого помещения (гл.35 Гражданского кодекса), из договора безвозмездного пользования (гл.36 Гражданского кодекса), договора аренды зданий и сооружений, заключенный на срок менее года (ст.651 Гражданского кодекса). Впрочем, в последнем  случае возникают некоторые проблемы, связанные с применением Закона о государственной регистрации  на практике.
Так, многие частные  предприниматели, приехавшие из других регионов в Москву для торговли, были привлечены к ответственности  за то, что не зарегистрировали в  Мосрегистрации договоры аренды торгового места на рынках города, заключенные ими на срок от пяти дней до нескольких месяцев (не более одного года). Местные органы государственной власти в подтверждение своей позиции ссылались на распоряжение мэра г. Москвы от 07.09.98 г. № 911-РМ "Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (независимо от сроков).
В.И. Сергеев считает  по этому поводу следующее: договор  аренды здания или сооружения (а  равно помещения или его части) подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее одного года (ст.651 ГК РФ). А одновременно с  регистрацией этого договора осуществляется и регистрация права аренды. Однако введения в Закон о государственной  регистрации нового, по сравнению  с ГК РФ, понятия - "регистрация  права", очевидно, ввело в заблуждение  не только многих руководителей административных органов, но и органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав, а также различные  инспекции и контролирующие органы. Видимо, они посчитали, что право  аренды подлежит регистрации в любом  случае. Но такие требования противоречат и основным началам гражданского законодательства (ст.1 ГК РФ), и общим  принципам свободы предпринимательства. "Применение Закона о государственной  регистрации ко всем сделкам независимо от срока аренды создает для предпринимательской  деятельности излишние препоны, что  связано с громоздким процессом  регистрации прав. Фактически вводится дополнительный, и притом не малый, налог на рыночную торговлю - так  называемый регистрационный сбор"2.
Теперь вернемся к самому понятию государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. Легальное определение  этого понятия дает нам основание  сделать соответствующие выводы и назвать ряд отличительных  черт регистрации.
Во-первых, закон  связывает с регистрацией определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход  или прекращение прав на недвижимое имущество. Права возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с  требованиями Гражданского кодекса. Поэтому  в каждом конкретном случае спор о  возникновении права решается с  учетом норм ГК РФ и Закона о государственной  регистрации.
Во-вторых, это акт  признания и подтверждения государством возникновения или прекращения  прав на недвижимость. Государственная  регистрация носит публичный  характер. С одной стороны, государство  проверяет законность прав на недвижимое имущество у заявителей и, убедившись в этом, регистрирует их. С другой - соблюдается открытость как с  точки зрения соблюдения процедуры  всеми ее участниками, так и с  позиции возможности получить информацию о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав.
В-третьих, государственная  регистрация является единственным доказательством существования  зарегистрированного права. При  этом государственную регистрацию, проводимую учреждениями юстиции, необходимо отличать от регистрации, носящей либо специальный, либо учетный характер....
Законодательством предусмотрено две формы государственной  регистрации: прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. По общему правилу  эти две формы друг друга не повторяют. Например, договор продажи  недвижимости государственной регистрации  не подлежит и считается заключенным  с момента его подписания (ст.550 ГК, п.3 Обзора практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи  недвижимости). Государственной регистрации  подлежит лишь переход права собственности  по договору.
Однако в отдельных, особо сложных случаях, когда  требуется осуществить государственный  контроль как за самой сделкой, так  и за переходом прав по ней, законом  предусмотрена государственная  регистрация и сделки, и прав по этой сделке. К таким случаям относятся:
1) регистрация договора  и перехода права собственности  по договору продажи жилого  помещения или предприятия;
2) регистрация договора  и перехода права собственности  по договору мены жилых помещений  и предприятий.
Датой государственной  регистрации прав, а также сделок с недвижимостью является дата внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав3 (п.3 ст.2 Закона о государственной регистрации). Следовательно, эта дата является:
1) датой заключения  договора, предметом которого является  недвижимость, если законом не  предусмотрено иное (п.3 ст.433 ГК РФ);
2) датой возникновения  права собственности у приобретателя  недвижимости по договору в  случаях, когда данное право  требует государственной регистрации  и в случаях, когда иное не  предусмотрено законом (п.2 ст.223 ГК  РФ);
3) датой возникновения  права собственности, возникшего  не из сделки, а также иного  права, подлежащего государственной  регистрации (ст.219 ГК РФ, ст.25 Закона  о государственной регистрации;
4) датой прекращения  прав на недвижимость, возникших  ранее.
Следует заметить, что, хотя государственная регистрация  в подавляющем большинстве случаев  имеет правообразующее значение по отношению к регистрируемому  праву, существуют и случаи, когда  возникновение вещного или иного  регистрируемого права на недвижимость может быть связано не с моментом государственной регистрации, а  с моментом, прямо указанным в  законе, то есть государственная регистрация  в данном случае имеет не правоустанавливающее, а правоподтверждающее значение. Таких случаев несколько:
1. Право собственности  у члена жилищного, жилищно-строительного,  дачного, гаражного или иного  потребительского кооператива, иных  лиц, имеющих право на паенакопление  в кооперативе, на квартиру, дачу, гараж, иную недвижимость, предоставленную  этим лицам кооперативом, возникает  с момента полной выплаты им  пая. Подтверждением возникновения  права в данном случае может  служить справка о произведенной  выплате, выдаваемая кооперативом.
2. В случае смерти  наследодателя наследники приобретают  право собственности на наследственное  имущество со дня открытия  наследства (со дня смерти наследодателя). Подтверждением возникновения права  в данном случае является выдаваемое  нотариусом свидетельство о праве  на наследство.
3. В соответствии  с Гражданским кодексом РФ (п.5 ст.488, п.3 ст.489) при продаже недвижимого  имущества в кредит или в  рассрочку, если иное не предусмотрено  законом, это имущество с момента  передачи его покупателю и  до момента полной оплаты признается  находящимся в залоге у продавца. В данном случае возникает  право залога в силу закона  и в тот момент, который указан  в законе. К сожалению, ни в  Гражданском кодексе, ни в Законе  о государственной регистрации, ни в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" нет прямых указаний на то, каким образом следует проводить государственную регистрацию ипотеки в этом случае и какие правовые последствия повлечет за собой отсутствие данной регистрации. С учетом содержания п.3 ст.334 ГК РФ и п.2 ст.1 Закона об ипотеке есть основания полагать, что данное обременение все же подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку к залогу в силу закона должны применяться общие правила о залоге из договора, если законом не установлено другое. Что касается последствий отсутствия регистрации такой ипотеки в установленном порядке, то Н.Р. Иванова считает, ссылаясь на вышеперечисленные законы, что, если ни продавец, ни покупатель как заинтересованные лица не произвели регистрацию залога недвижимости, проданной в кредит или в рассрочку, он должен быть признан недействительным, и, как следствие, в случае возникновения спора продавец не может ссылаться на него4.
4. Аналогичным случаем  является возникновение права  залога в силу закона по  договору ренты. В данном случае  правоустанавливающим документом  будет служить нотариально заверенный  договор ренты (ст.584 ГК), а моментом  возникновения права залога - момент  передачи недвижимости плательщику  ренты.
Наличие государственной  регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество  для правообладателя. Но следует  отметить, что при этом государственная  регистрация не подменяет собой  судебный акт. Их соотношение сведено  к следующему:
1) во многих случаях  судебное решение выступает в  роли правоустанавливающего документа,  являющегося основанием для проведения  государственной регистрации (п.1 ст.17, ст.28 Закона о государственной  регистрации);
2) судебным актом,  чаще всего определением суда, государственная регистрация может  быть приостановлена до вынесения  судом решения по существу (п.4 ст.19 Закона о государственной  регистрации);
3) государственная  регистрация, являясь ненормативным  актом государственного органа, в случаях, если она не соответствует  законам или иным правовым  актам и нарушает права или  законные интересы заинтересованных  лиц, может быть обжалована  в суд и по иску этих лиц  признана недействительной (ст.12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст.22 Арбитражно-процессуального  кодекса РФ, ст.241 Гражданско-процессуального  кодекса РСФСР);
4) в судебном порядке  по иску заинтересованного лица  могут быть признаны недействительными  (незаконными) те материально-правовые  основания, которые легли в  основу проведения государственной  регистрации (ст.12, 13 Гражданского  кодекса РФ, п.1 ст.2 Закона о государственной  регистрации);
5) в соответствии  со ст.28 Закона о государственной  регистрации права на недвижимость, установленные решением суда, арбитражного  суда или третейского суда, подлежат  регистрации на общих основаниях; в частности, это положение  касается случаев приобретения  права собственности в силу  приобретательной давности (Постановление  Пленума Высшего Арбитражного  суда РФ от 25 февраля 1998 г. №  8 "О некоторых вопросах практики  разрешения споров, связанных с  защитой права собственности  и других вещных прав"; ст.11, 12 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.5 ст.2 Закона о государственной регистрации  отказ в государственной регистрации  либо уклонение регистрирующего  органа от государственной регистрации  могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд, которые разрешают подобные жалобы в соответствии с гражданско- и арбитражно-процессуальным законодательством. При этом не следует путать отказ или уклонение от государственной регистрации органа, обязанного произвести регистрацию, с уклонением от государственной регистрации стороны по сделке. В соответствии с п.3 ст.165 ГК РФ другая сторона вправе обратиться в суд за защитой своего права, суд же, выяснив, что ответчик уклоняется от регистрации сделки необоснованно, вправе вынести решение о регистрации сделки.
Следует отметить, что  с введением в действие Закона о государственной регистрации  одним из наиболее часто встречающихся  вопросов по его применению является вопрос о необходимости нотариального  удостоверения сделок с недвижимостью. В соответствии со ст.7 Вводного закона к Части второй Гражданского кодекса  Российской Федерации правила об обязательном нотариальном удостоверении  договоров предусмотренных ст.550, 560, 574 ГК сохраняли силу впредь до введения в действие Закона о государственной  регистрации. Следовательно, начиная  с 31 января 1998 г. стороны по договорам  продажи, дарения недвижимости, продажи  предприятий не обязаны придавать  этим сделкам нотариальную форму, хотя и вправе сделать это по соглашению сторон.
С другой стороны, согласно ст.163 ГК РФ, нотариальное удостоверение  сделок является обязательным в случаях, указанных в законе: договор ипотеки (п.2 ст.339 и ст.349 ГК РФ); договор ренты (ст.584 ГК); специальный случай уступки  права требования (ст.389 ГК) и др.5
Глава 2.
Порядок государственной  регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
§ 1. Участники отношений, возникающих при
государственной регистрации  прав
на недвижимое имущество  и сделок с ним.
Прежде чем начать рассматривать порядок государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, нужно хотя бы бегло  остановиться на вопросе о том, кто  является участником данного вида правоотношений.
Итак, ст.5 Закона о  государственной регистрации говорит, что участниками отношений, возникающих  при государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого  имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические  лица, международные организации, иностранные  государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования, с одной стороны  и органы, осуществляющие государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, - с другой.
Думается, что в  рамках данной работы нет необходимости  подробно останавливаться на собственниках  и обладателях иных, требующих  обязательной государственной регистрации, прав на недвижимость. Следует остановиться только на некоторых моментах, предусмотренных в законодательстве.
Так, например, в ст.4 Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная  программ приватизации государственного имущества в РФ содержит, среди  прочего, указание на имущество, которое  приватизируется с установлением  запрета на участие в приватизации иностранных физических и юридических  лиц, а также резидентов РФ, имеющих  в составе учредителей (участников) или аффилированных иностранных  физических и юридических лиц.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса РФ существуют определенные виды имущества, которые могут быть собственностью только Российской Федерации (например, лесной фонд и расположенные  на землях обороны леса (ст.19 Лесного  кодекса)).
Правовые действия от имени Российской Федерации и  ее субъектов осуществляют органы государственной  власти, а от имени муниципального образования - органы местного самоуправления. Те и другие органы действуют в  рамках их компетенции, устанавливаемой  актом, определяющим их статус. В отдельных  случаях в законе указан специальный  орган, который вправе совершать  соответствующие действия. Так, в  соответствии с Лесным кодексом стороной в договоре концессии должно непременно выступать само Правительство РФ.
Что же касается органов, осуществляющих государственную регистрацию  на недвижимое имущество и сделок с ним, то система их на данный момент достаточно сложна и далека пока от окончательного формирования.
Порядок создания и  принципы размещения учреждений юстиции  по регистрации прав относятся к  компетенции субъекта РФ.
Так, в соответствии с Положением "Об учреждении юстиции "Регистрационная палата Удмуртской Республики по государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным постановлением Правительства УР от 02.1198 г. N 1017, с  последующими изменениями, в Удмуртской Республике создано учреждение юстиции  по государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Регистрационная палата УР, которая осуществляет свою деятельность на территории Удмуртской республики в пределах единого регистрационного округа. В городах и районах  УР организуются филиалы Регистрационной  палаты.
Основными задачами Регистрационной палаты являются:
- государственная  регистрация прав собственников  недвижимого имущества и обладателей  иных, подлежащих государственной  регистрации прав на него, в  том числе граждан Российской  Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства, российских  и иностранных юридических лиц,  международных организаций, иностранных  государств, Российской Федерации,  Удмуртской Республики и муниципальных  образований;
- создание и ведение  Единого государственного реестра  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее именуется  - Единый государственный реестр  прав), а также организация его  бессрочного хранения.
Регистрационная палата в целях реализации возложенных  на нее задач осуществляет:
1) прием документов, необходимых для государственной  регистрации прав;
2) проверку действительности  поданных заявителем документов  и наличия соответствующих прав  у подготовившего документ лица  или органа власти;
3) проверку наличия  ранее зарегистрированных и заявленных  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее соответственно - зарегистрированные права, заявленные  права);
4) правовую экспертизу  документов, представленных на государственную  регистрацию прав, в целях установления  их соответствия законодательству  Российской Федерации, Удмуртской  Республики, а также проверку  законности сделки;
5) установления отсутствия  противоречий между заявленным  правом и уже зарегистрированным  правом на данный объект недвижимого  имущества:
6) направление юридическим  лицам, гражданам, государственным  органам и организациям запросов  с целью получения сведений  и документов, необходимых для  государственной регистрации прав;
7) внесение записей  в Единый государственный реестр  прав;
8) выдачу свидетельств  о государственной регистрации  прав;
9) совершение специальной  регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки;
10) выдачу в установленном  порядке информации о зарегистрированных  правах;
11) принятие на  учет бесхозяйных недвижимых  вещей в порядке, предусмотренном  п.3 ст.225 ГК РФ;
12) ведение делопроизводства  при осуществлении государственной  регистрации прав;
13) обеспечение бессрочного  хранения Единого государственного  реестра прав, в том числе дел  правоустанавливающих документов  на недвижимое имущество, а  также книг учета документов. 

§ 2. Единый государственный  реестр прав
на недвижимое имущество  и сделок с ним.
Единый государственный  реестр прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее ЕГРП), как  гласит ст.12 Закона о государственной  регистрации, "содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанны объектах и сведения о правообладателях".
Фактически ЕГРП состоит из трех основных составляющих:
1) книги учета  документов;
2) непосредственно  записи о конкретных объектах  недвижимого имущества, существующих  и прекращенных правах на эти  объекты, правообладателях, существующих  и прекращенных ограничениях (обременениях) прав, произведенных в соответствии  с установленными требованиями;
3) дела правоустанавливающих  документов.
Учреждение юстиции  по регистрации прав в обязательном порядке ведет книгу учета  документов, принятых на государственную  регистрацию. Именно с даты внесения в нее записи о поступившем  заявлении о регистрации права  на объект недвижимого имущества, ограничения  права или сделки начинается государственная  регистрация. Кроме того, при внесении записи в эту книгу документам, принятым на регистрацию, присваивается  входящий номер, который впоследствии составляет основу номера произведенной  записи о регистрации права, его  ограничения или сделки.
Книга содержит информацию обо всех поступивших на регистрацию  документах. Если на основании документов принято решение об отказе в государственной  регистрации, то об этом делается отметка  в книге и регистрационная  запись в этом случае не производится, номер регистрации не присваивается.
Если же принимается  решение об осуществлении государственной  регистрации, то информация о произведенной  регистрации отражается в книге  учета выданных свидетельств о государственной  регистрации прав. Книга учета  выданных свидетельств о государственной  регистрации прав содержит информацию о том, что правообладатель или  иное лицо, обратившееся за регистрацией ограничения (обременения), извещено о  результатах произведенной по его  заявлению государственной регистрации  и получило документ о зарегистрированном праве или сделке.
Кроме этого, учреждение юстиции должно иметь также книгу  учета выданной информации из Единого  государственного реестра прав. Эта  книга содержит данные обо всех поступивших  запросах на получение информации из ЕГРП, а также учитывает выдачу выписок, справок и иных документов из ЕГРП.
Также учреждение юстиции  по регистрации прав может вести  и иные книги учета, необходимые  для его работы (например, Регистрационной  палатой УР ведется Журнал регистрации  запрещений и арестов и др.)
Сам ЕГРП состоит  из отдельных разделов - на каждый объект недвижимого имущества, о регистрации  прав на который или сделок с ним  было подано заявление. Каждый раздел ЕГРП идентифицируется кадастровым  или условным номером объекта. Все  записи об объекте недвижимого имущества, правах на этот объект, возникновении, переходе и прекращении таких  прав, об ограничениях (обременениях) вносятся в соответствующий, открытый именно для этого объекта недвижимости раздел ЕГРП, то есть на земельный участок, здание, стоящее на этом земельном  участке, конкретное помещение в  этом здании (или иной объект, входящий в состав здания) заводятся отдельные  разделы реестра. Но при этом разделы  в ЕГРП размещаются в соответствии с принципов единого объекта  недвижимого имущества.
Следует отметить, что  пока на практике и у нас, в Удмуртии, и в других регистрационных округах, где система государственной  регистрации переживает этап становления, как правило, отсутствуют разделы  с записями о земельных участках и зданиях многоквартирных домов. Эти разделы появятся только в  ЕГРП тогда, когда собственниками квартир  будет принято решение о регистрации кондоминиума, определен размер доли в праве на общее имущество дома, принадлежащей каждому собственнику квартиры, и произведена регистрация прав. Пока же существуют только разделы с записями о квартирах, расположенных в этих домах, поскольку квартира в многоквартирном доме является самостоятельным объектом права, согласно ст.289 ГК РФ, и в силу закона собственнику квартиры принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст.290 ГК РФ), которая возникает с момента регистрации права собственности на квартиры, и поэтому не требует отдельной регистрации.
Как уже говорилось выше, каждый раздел ЕГРП идентифицируется кадастровым номером, который соответствует  кадастровому номеру объекта. Отсутствие кадастрового номера объекта недвижимости не является основанием для отказа в государственной регистрации  прав. В этом случае идентификация  объекта осуществляется по условному  номеру, который присваивается учреждением  юстиции по регистрации прав и  определение структуры и порядка  присвоения которого отнесено к компетенции  субъекта Российской Федерации.
Ст.12 Закона о государственной  регистрации устанавливает, что  каждый раздел ЕГРП состоит из трех подразделов, в которые вносится строго определенная информация.
Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого  имущества на основании документов, удостоверенных организациями, осуществляющими  кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.
Существует 4 формы  подраздела I: для земельного участка; здания или сооружения; жилого, нежилого помещения и прочих составляющих здания или сооружения; участка лесного  фонда.
В данном подразделе присутствуют следующие графы:
- "кадастровый  номер";
- "условный номер";
- "адрес (местоположение)";
- "наименование" (например: садовый участок, Театр  оперы и балета и т.п.);
- "назначение" (жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение  и т.п.; для земельных участков - категория земель; для участков  лесного фонда - группа лесов  и категория защитности лесов  первой группы);
- "площадь";
- "инвентарный  номер"; "литер" (если они  есть);
- "этажность"; "подземная  этажность" (для зданий и сооружений);
- "этаж";
- "номера на  поэтажном плане" (только в  том случае, если регистрируется  право на помещения, не имеющих  никаких других номеров, кроме  номеров на поэтажном плане  здания и сооружения);
- "документы-основания" (указываются реквизиты документов, на основании которых внесены  данные об объекте).
Если объект прекращает свое существование (например, в связи  со слиянием объектов), то связанный  с ним раздел ЕГРП закрывается, а  в графу "Запись о ликвидации (преобразовании) объекта" заносятся реквизиты  документов, на основании которых  происходит закрытие раздела.
Подраздел II формируется  из записей о праве собственности  и об иных вещных правах на основании  сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах.
В данном подразделе присутствуют следующие графы:
- "номер регистрации" - данный номер формируется при  приеме документов на государственную  регистрацию прав на основе  входящего номера, указанного в  книге учета входящих документов; записывается следующим образом:  номер субъекта Российской Федерации  - номер регистрационного округа - номер книги учета входящих  документов - порядковый номер записи  в книге учета входящих документов (например, 18-01.26-13/2000-12);
- "вид права" (указывается право собственности  или иные вещные права);
- "доля" (заполняется,  если объект находится в общей  долевой собственности);
- "правообладатель" - в этой графе, если владельцем  права является физическое лицо, указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность  документ и его реквизиты, адрес  постоянного места жительства; если  же владельцем права является  юридическое лицо, то указываются  его полное наименование, индивидуальный  номер налогоплательщика, юридический  адрес, дата и место государственной  регистрации, номер регистрационного  свидетельства, адрес фактического  местонахождения;
- "документы-основания" (указываются основные реквизиты  тех правоустанавливающих документов, на основании которых принято  решение о государственной регистрации).
В случае если объект находится в общей долевой  собственности, то право каждого  сособственника регистрируется в ЕГРП в виде отдельной записи, если же регистрируется право общей совместной собственности, то все сособственники указываются в одной записи.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот подраздел разбит на специальные части, каждая из которых  заполняется по мере регистрации  соответствующих ограничений (обременений) прав:
- подраздел III-1 - для  записей об аренде;
- подраздел III-2 - для  записей об ипотеке;
- подраздел III-3 - для  записей о сервитуте;
- подраздел III-4 - для  записей о сделках;
- подраздел III-5 - для  записей об аресте (запрещении  заключения сделок с имуществом);
- подраздел III-6 - для  записей о прочих ограничениях (обременениях);
- подраздел III-7 - для  записей о безвозмездном пользовании  участком лесного фонда (леса).
На листе записей  об аренде заносятся данные об арендуемом объекте недвижимости или его  части (в случае аренды участка лесного  фонда также указываются виды лесопользования), сроке аренды, арендодателе и арендаторе.
На листе записей  об ипотеке заносятся данные о  заложенном объекте недвижимости, сроке  ипотеки, сумме обеспеченного залогом  обязательства или данные о порядке  и условиях определения этой суммы, залогодателе и залогодержателе.
На листе записей  о сервитуте заносятся данные об объекте и условиях сервитута, сроке сервитута, гражданине, юридическом  лице или объекте, в пользу которого установлено право ограниченного  пользования.
На листе записей  о сделках заносятся данные об объекте недвижимого имущества, с которым совершается сделка, цене сделки (на основании договора), указываются стороны сделки и  сторона, для которой право может  наступить при выполнении условий  сделки, а также условия сделки, в результате которых может возникнуть или прекратиться право, подлежащее государственной регистрации.
На листе записей  об аресте заносятся данные о содержании ареста (запрещения заключения сделок с имуществом), лице, в отношении  которого действует наложенный арест.
Лист записей о  прочих ограничениях (обременениях) предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременений), которые не вошли в  иные части подраздела III, например, о регистрации доверительного управления имуществом, опеки, связанной с недвижимым имуществом и т.п. В него заносятся  данные о содержании ограничения (обременения), его сроке, лице, права которого обременяются (ограничиваются), и о лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права.
При регистрации  договора концессии (безвозмездного пользования) участка лесного фонда на листе  записей о безвозмездном пользовании  участком лесного фонда (леса) указываются  данные о сроке концессии, лесхозе, лесопользователе, а также видах  лесопользования.
На каждый объект недвижимого имущества открывается  дело правоустанавливающих документов. В дело помещаются все документы, поступающие для государственной  регистрации на этот объект.
Следует отметить, что  в деле хранятся, в основном, копии  документов, поскольку п.5 ст.18 Закона о государственной регистрации  установлено, что после государственной  регистрации подлинник возвращается заявителю. Документы подшиваются  в дело по мере их поступления. Наличие  документа в деле отражается в  описи, находящейся в деле. Если один и тот же документ следует поместить  в несколько дел, то документ может  быть помещен в одно из дел, а в  другом ставится отметка о том, где  хранится недостающий документ. Дела правоустанавливающих документов также  идентифицируются кадастровым номером  объекта, а, кроме того, дополнительно  могут идентифицироваться и его  адресом.
Согласно Закону о государственной регистрации  Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов, книги учета документов должны храниться  вечно. Также следует упомянуть  о том, что Законом о государственной  регистрации запрещается уничтожение, а равно изъятие из ЕГРП, дел  правоустанавливающих документов и  книг учета документов каких-либо документов или их частей. Данная норма вступает в противоречие с нормами Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст.167, 171, 176), которыми предусмотрено проведение выемки при расследовании уголовного дела, в ходе которой могут быть изъяты документы, которые приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в нем вечно.
Наконец, хотелось бы заметить, что Законом о государственной  регистрации предусмотрено ведение  записей ЕГРП как на бумажных носителях, так и на магнитных, но при этом приоритет отдается записи, произведенной  на бумажном носителе.
§ 3. Государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним: порядок проведения.
Государственная регистрация  проводится в следующем порядке:
- прием документов, необходимых для государственной  регистрации прав и отвечающих  требованиям Закона о государственной  регистрации, регистрация таких  документов с обязательным приложением  документа об оплате регистрации;
- правовая экспертиза  документов и проверка законности  сделки;
- установление отсутствия  противоречий между заявляемыми  правами на данный объект недвижимого  имущества, а также других оснований  для отказа или приостановления  государственной регистрации прав;
- внесение записей  в Единый государственный реестр  прав на недвижимое имущество  при отсутствии указанный противоречий  и других оснований для отказа  или приостановления государственной  регистрации прав;
- совершение надписей  на правоустанавливающих документах  и выдача удостоверений о произведенной  государственной регистрации прав (п.1 ст.13 Закона о государственной  регистрации).
В этом параграфе  мы не будем подробно останавливаться  на таком этапе государственной  регистрации как внесение записей  в ЕГРП, поскольку подробно останавливались  на этом ранее.
1. Прием документов  и регистрация документов, необходимых  для государственной регистрации.
Государственная регистрация  проводится на основании заявления  правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Надлежащим образом оформленная  доверенность должна отвечать всем требованиям  Гражданского кодекса.
Если правообладатель  или сторона в договоре - несовершеннолетний в возрасте до 14 лет (малолетний), или  гражданин, признанный недееспособным, от его имени выступают законные представители, причем предъявления доверенности для этого не требуется. Законные представители малолетних - это родители, усыновители или опекуны, а недееспособных - опекуны.
Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет могут  обращаться с заявлением о регистрации  самостоятельно, но при согласии на это их законных представителей. Это  согласие должно быть выражено в письменной форме.
Как правило, обратится  с заявлением о регистрации прав на основании договора могут все  участвующие в нем стороны. Но из текста ст.16 Закона о государственной  регистрации вытекает, что, если речь идет о договоре, не требующем нотариального  удостоверения и не удостоверенном нотариусом, то государственная регистрация  может быть проведена только по заявлениям всех сторон. Если же одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, то вторая может обратиться в суд, который  вправе вынести решение государственной  регистрации, обязательное для учреждения юстиции по регистрации прав, при  этом с уклоняющейся стороны могут  быть взысканы убытки, вызванные задержкой  регистрации, если это уклонение  было необоснованным (ст.165 ГК РФ).
Если же права  возникли на основании договора, не требующего нотариального удостоверения, но удостоверенного по желанию сторон, для проведения государственной  регистрации достаточно заявления  одной из них (абзац 4 п.1 ст.16 Закона о государственной регистрации). В Законе о государственной регистрации  не отражена ситуация, при которой  обязательное нотариальное удостоверение  договора предусмотрено законом. Поскольку  закон связывает определение  круга лиц, имеющих право на подачу заявления о государственной  регистрации, с единственным условием - нотариальным удостоверением договора, следует прийти к выводу, что государственная  регистрация может быть проведена  по заявлению одной из сторон и  тогда, когда нотариальное удостоверение  договора обязательно в силу закона.6
В случае если права  возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной  регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты  указанные акты (в данном случае имеются в виду индивидуальные (ненормативные) акты). Такие акты могут быть изданные только в случаях и в порядке, указанных в законе, и должны быть подписаны лицом, наделенным правом осуществлять соответствующие властные действия от имени органа.
К заявлению, согласно ч.2 ст.16, ст.17 Закона о государственной  регистрации, должны быть приложены  необходимые для регистрации  документы, прежде всего те, которые  являются основаниями для государственной  регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно:
- акты, изданные органами  государственной власти или органами  местного самоуправления в рамках  их компетенции в порядке, который  установлен законодательством, действовавшим  в месте издания таких актов  на момент их издания;
- договоры и другие  сделки в отношении недвижимого  имущества, совершенные в соответствии  с законодательством, действовавшим  в месте расположения объектов  недвижимого имущества на момент  совершения сделки;
- акты (свидетельства)  о приватизации жилых помещений,  совершенные в соответствии с  законодательством, действовавшим  в месте осуществления приватизации  на момент ее совершения;
- свидетельства о  праве на наследство;
- вступившие в  законную силу судебные решения;
- акты (свидетельства)  о правах на недвижимое имущество,  выданные уполномоченными органами  государственной власти в порядке,  установленном законодательством,  действовавшим в месте издания  таких актов на момент их  издания;
- иные акты передачи  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним заявителю  от прежнего правообладателя  в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте передачи  на момент ее совершения.
Под актами, изданными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления в  рамках их компетенции, законодатель подразумевает  нормативные акты, принятие которых  отнесено действующим российским законодательством (прежде всего Конституцией РФ) к  компетенции различных органов  государственной власти и местного самоуправления. Так, например, ст.22 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разработка и принятие законов и иных нормативных  правовых актов в области градостроительства осуществляется, в соответствии с  Конституцией РФ, данным кодексом, другими  федеральными законами, а также конституциями  или уставами субъектов Российской Федерации; а в ст.23 этого же документа  содержится указание на то, что в  ведении муниципальных образований  находятся принятие и изменение  правил застройки, иных нормативных  актов в области градостроительства, организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований, а также организация ведения  государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в  случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.
Договоры и другие сделки могут быть предметом государственной  регистрации сами по себе, а равно  в качестве основания порождаемых, изменяемых или прекращаемых ими  прав.
Для того чтобы договор  был признан заключенным, сторон должны в предусмотренной законом  форме достичь согласия относительно его предмета и всех других существенных условий (ст.432 ГК РФ). По общему правилу  договор признается заключенным  в момент, когда лицом, направившим  оферту, получен акцепт, но если договор  подлежит обязательной регистрации, то моментом его заключение считается, если иное не установлено законом, момент государственной регистрации (ст.433 ГК РФ).
Если речь идет о  договорах, связанных с правами  на недвижимость, то эти договоры служат основанием для регистрации возникновения, прекращения и перехода соответствующих  прав. В случаях, когда Гражданский  кодекс предусматривает обязательную регистрацию различных сделок, которые  связаны с недвижимость, регистрация  прав, вытекающих из соответствующих  договоров, одновременно рассматривается  как регистрация сделки. И только тогда, когда речь идет о сделках, направленных на обременение прав на недвижимость, государственной регистрации  подлежат сами соответствующие договоры (например, ст.352 ГК РФ).
Приватизация жилых  помещений осуществляется в соответствии с Законом "О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями. Закон о приватизации предусматривает передачу гражданам  в собственность по их желанию  занимаемых ими жилых помещений  в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Передача осуществляется на безвозмездной основе, причем гражданин  имеет право на бесплатное приобретение жилья только один раз. Но существует и исключение: несовершеннолетние лица, ставшие собственниками жилого помещения, полученного в порядке приватизации, сохраняют право на приватизацию другого, полученного ими впоследствии жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, по достижении совершеннолетия7.
Приватизация оформляется  договором передачи жилья, который  имеет свои особенности, почему и  выделен законодателем в отдельное  основание возникновения, прекращения  и перехода прав на жилье. Главная  особенность заключается в том, что провозглашенный Гражданским  кодексом принцип свободы договора в данном случае касается только одной  стороны - гражданина, желающего приватизировать  занимаемое им жилье. В постановлении  Пленуму Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 в ред. от 21 декабря 1993 г. и  от 25 октября 1996 г. "О некоторых  вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации" указано, что исходя из смысла преамбулы  и ст.1, 2 Закона о приватизации, гражданам  не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если они обратились с таким требованием (п.8).
Одной стороной в  договоре передачи жилья выступают  физические лица, занимающие жилые  помещения на основании договора найма или аренды, другой - местная  администрация либо государственные  или муниципальные предприятия  и учреждения, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данный вид договора заключается  в простой письменной форме.
Еще одно основание  для государственной регистрации  прав - свидетельство о праве на наследство. Оно выдается наследникам, принявшим наследство, в подтверждение  их прав на полученное имущество. Наследники приобретают право на имущество  со дня открытия наследства, поэтому  можно сказать, что государственная  регистрация прав на недвижимость в  данном случае носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Состав наследников определяется завещанием или законом.
В соответствии со ст.36 Основ законодательства о нотариате  выдают свидетельство о праве  на наследство и принимают меры к  охране наследственного имущества  только государственные нотариусы. И лишь при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты выполнение соответствующих функций может  быть поручено одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Свидетельство о  праве на наследство выдается всем наследникам вместе или каждому  в отдельности - по их желанию (в последнем  случае в свидетельствах указывается  все наследственное имущество и  доля наследника, получающего свидетельство). Если окажется, что какое-либо имущество  не включено в свидетельство о  наследстве, то на него может быть выдано дополнительное свидетельство.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации  на общих основаниях. Под термином "решение суда" носит в данном случае обобщающий характер и обозначает так же решение третейского и  арбитражного суда.
Решения суда в контексте  Закона о государственной регистрации  могут признавать за гражданами и  организациями определенные права  на недвижимое имущество (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитутные и иные вещные права), признавать недействительными оспоримые сделки и указывать порядок применения последствий признания недействительными ничтожных сделок.
Действующее процессуальное законодательство наделяет лиц, участвующих  в деле, а также судебного пристава-исполнителя  правом постановления перед судом  вопроса о разъяснении решения (ст.17 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Также предусмотрена  возможность изменения судом, вынесшим решение, способа и порядка его  исполнения по инициативе лиц, участвующих  в деле, а также судебного пристава-исполнителя (ст.207 ГПК РСФСР, ст.205 АПК РФ, ст.18 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). К отношениям, складывающимся при государственной регистрации  прав на недвижимое имущество, могут  быть применены правила по разъяснению  судебного решения, а также по изменению способа и порядка  его исполнения (ст.28 Закона о государственной  регистрации). При этом инициатором  может выступать государственный  регистратор прав на недвижимое имущество  либо правообладатель, имеющий письменное заключение регистратора прав. Тем  самым Законом о государственной  регистрации был расширен субъектный состав лиц, обладающих правом на обращение  в суд по указанным вопросам.
Следует заметить, что  право на недвижимое имущество может  быть установлено не только судебным решением, но и определением суда об утверждении мирового соглашения сторон, определением или постановлением кассационной, апелляционной, надзорной инстанции, вынесших новое решение по делу либо изменивших решение суда.
Одним из оснований  для ограничения прав на недвижимое имущество является наложение ареста на это имущество, то есть его опись, объявление запрета распоряжаться  им, а при необходимости - ограничение  права пользования, применяемый  для обеспечения иска или в  других целях. Арест имущества влечет следующие ограничения в правах: невозможность его продажи, дарения, мены, сдачи в наем (аренду), залога. В связи с этим Законом о  государственной регистрации (ст.28) предписана необходимость извещения  регистратора о произведенном аресте в трехдневный срок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.