На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет амортизации основных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение

 
    Управление  предприятием требует систематической  информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объёме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.
    Как известно, основные средства подвержены физическому и моральному износу, то есть, находясь под влиянием физических сил, технических и экономических факторов, они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Физический износ частично можно восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства, но приходит время и затраты на ремонт не окупаются и данные средства становится нецелесообразно использовать. Моральный износ проявляется в том, что основные средства по своей конструкции, производительности, расходам по эксплуатации и обслуживанию отстают от более новых конструкций, а главное, что они не могут выпускать продукцию такого качества и в количестве, которую можно выпускать на более совершенном оборудовании. Это требует замены устаревших объектов основных средств более совершенными.
    Амортизационные отчисления являются основой для  погашения расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию основных средств.
    Кроме того, правильное начисление амортизации  играет важную роль при формировании налогооблагаемой прибыли у предприятия, так как на сумму амортизационных отчислений уменьшается валовой доход. В случае если выявляются ошибки относительно неправильного начисления амортизации основных фондов налоговыми органами, такая ошибка рассматривается как существенная и к предприятию применяют штрафные санкции.  Предприятию дана возможность самостоятельного выбора метода начисления амортизации основных средств. Правильный выбор метода и правильное отражение амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете на сегодняшний день является актуальным.
    Цель  данной курсовой работы заключается  в изучении учета амортизации основных средств для целей  бухгалтерского и налогового учета на предприятии. В соответствии с названой целью поставленные следующие задачи:
    изучить нормативные  документы и экономическую литературу по учету амортизации основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
    дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
    рассмотреть способы и порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете на примере филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ №22»;
    рассмотреть способы и порядок начисления амортизации в налоговом учете на примере филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22»;
     5.дать рекомендации по улучшению организации учета амортизации основных средств в филиале КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22». 
Объектом  исследования в курсовой работе является филиал Кировского областного государственного предприятия « Вятские автомобильные дороги» «Лузское дорожное управление №»
    При проведении исследования были применены следующие методы абстрактно-логический, экономико-статистический и монографический.
    Методической  и теоретической основой при  написании работы послужили: законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок учета амортизации объектов основных средств, работы ученых, связанные с изучением теории и практики анализируемых в работе проблем по учету амортизации основных средств.
    Источниками конкретной информации для проведения исследования являются данные первичных  документов, учетных регистров, производственных  отчетов, бухгалтерской отчетности организации.
 

1 . Теоретические  аспекты учета  амортизации основных  средств

 
    Для производственной деятельности предприятиям необходимы основные средства (средства труда); они многократно участвуют в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.
    Покупая основное средство, организация тратит деньги на его приобретение. После этого начинает его использовать: выпускать продукцию или оказывать услуги, зарабатывая при этом прибыль. Получается, что основное средство - главный источник прибыли предприятия.
    К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. [15]
    Первоначальное  формирование основных фондов на вновь  создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства - это денежные средства, инвестированные  в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Основные средства и долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовое состояние и результаты деятельности фирмы
[18].
    Единицей  бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
    В настоящее время все предприятия  независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. [11]
      Значительные  изменения в вопросах бухгалтерского учета и налогообложения хозяйственных  операций с основными средствами повлекли за собой принятие новых стандартов учета и законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения.
      Во  исполнение правительственной Программы  реформирования бухгалтерского учета, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Министерство Финансов РФ разработало и утвердило новую редакцию положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01),  которое введено в действие бухгалтерской отчетности с 30 марта 2001 года.[2]
 Настоящее  Положение не применяется в отношении:
    машин, оборудования и иных аналогичных  предметов, числящихся как готовые  изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;
    предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;
    капитальных и финансовых вложений.
     В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная (балансовая) стоимость включает в себя стоимость строительства (приобретения) основных средств, расходы по их доставке и установке на место использования. Она выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основных средств на предприятии. Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщикам. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием импортный тариф и таможенные сборы за оформление груза [24]
     В случаях, предусмотренных законодательством, в первоначальную стоимость включают уплачиваемый при приобретении основных средств налог на добавленную  стоимость.
     Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств не подлежит изменению, за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке капитальных вложений, реконструкции и частичной ликвидации объектов. Расходы предприятия, связанные с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой) существующих объектов основных средств, должны быть добавлены к первоначальной стоимости, если в результате проведенных расходов произойдет увеличение срока полезной службы или производственной мощности объектов основных средств, значительное улучшение качества выпускаемой продукции или снижение ее производственной себестоимости. Такого рода расходы предварительно накапливаются на счете 08 "Капитальные вложения".
    В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества – изнашиваются. Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции из-за технических причин или экономической невыгодности.
    Износ различают физический и моральный. 
На темпы физического износа влияют следующие факторы: 
-условия эксплуатации и хранения основных средств; 
-интенсивность использования – степень загрузки, режимы и особенности технологических процессов; 
-степень защиты от воздействия внешней среды; 
-качество оборудования; 
- квалифицированность персонала [12].

    Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.  
Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно выпускать на более современной технике. Существуют две основные причины морального износа: 
- в следствии удешевления машин и оборудования из-за повышения производительности труда в отрасли, производящей данные машины и оборудование (моральный износ первой формы); 
- в следствии внедрения техники, машин и оборудования более производительных и более эффективных (моральный износ второй формы).[12]

    Учет  физического и морального износа необходим для правильного определения  восстановительной стоимости фондов, сроков их службы и замены, норм и  суммы амортизации. 
      Амортизация – это возмещение в денежной форме стоимости износа основных производственных фондов путем постепенного переноса ими своей стоимости на создаваемую в процессе производства продукцию [2] .

     Для учета износа (амортизированной стоимости) основных средств на предприятиях всех форм собственности предусмотрен пассивный, регулирующий счет 02 "Амортизация основных средств" Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (если арендная плата формирует прочие доходы).
     При выбытии (продаже, списании, частичной  ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 "Амортизация основных средств" в кредит счета 01 "Основные средства" (субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.
     Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности. [5,26]
    Предприятия обязаны ежемесячно начислять износ. Ежемесячно же суммы износа, начисленного по собственным и долгосрочно  арендуемым основным средствам согласно установленным нормам, предприятие  включает в издержки производства  (дебет счетов 20 (“Основное производство”), 23 (“Вспомогательное производство”), 25 (“Общепроизводственные расходы”), 26(“Общехозяйственные расходы”) , 43 (“Коммерческие расходы”), 44(“ Издержки обращения”), кредит субсчетов 02-1, 02-2). Износ основных средств, занятых на строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, относят на затраты по капитальным вложениям (дебет счета 08). [26] Кредитовые обороты по счету 02 отражаются в журналах-ордерах № 10,10/1, дебетовые обороты- в различных журналах-ордерах в зависимости от корреспондирующих счетов. Как правило, это журнал-ордер № 13, который ведется по кредиту счета 47. В связи с тем, что износ по основным средствам может начисляться только до момента их полной амортизации, для контроля необходимо в карточках учета основных средств (ОС-1) отражать накапливаемый износ в течении всего периода их эксплуатации.  [22]
    Начисление  амортизационных отчислений начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его выбытия. [2]
    В настоящее время действуют утвержденные Правительством РФ нормы амортизационных  отчислений, которые дифференцированы по группам и видам основных средств. Нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости основных средств. Норма амортизации показывает сколько процентов от первоначальной стоимости того или иного основного средства предприятие ежегодно  должно отчислять в амортизационный фонд ( кредит счета 02 ).
    Расчет  сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 годовой  нормы и оформляют специальной  разработочной таблицей “Расчет  износа (амортизации) основных средств”  (при журнально- ордерной форме учета) или машинограммой аналогичного содержания.
     Начисление  амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации  в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного  периода, к которому оно относится.
      Амортизация не начисляется:
    по объектам жилого фонда и внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйства;
    специализированным сооружениям судоходной обстановки;
    продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям;
    многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
по приобретенным  изданиям;
    по объектам фильмофонда, сценическо-постановочным средствам;
    экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;
    по земельным участкам и объектам природопользования.[2]
    По  объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.
    Наряду  с этим амортизационные начисления не начисляются по объектам основных средств, полученным:
    по договорам дарения;
    безвозмездно в процессе приватизации.
     В соответствии с  ПБУ 6/01 по вновь поступившим объектам организации самостоятельно выбирают способы начисления амортизации , к числу которых относятся:
    линейный способ;
    способ уменьшаемого остатка;
    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).[2]
    Применение  одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.[16]
    Срок  полезного использования — период, в течение которого использование  объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. 
Срок полезного использования объекта определяется организацией самостоятельно, если он не определен в централизованном порядке или в технических условиях его эксплуатации. При определении этого показателя экспертным путем учитывается: 
- ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; 
- ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияние агрессивной среды, системы проведения ремонта; 
- нормативно – правовые и другие ограничения использования этого объекта (например, срок аренды) [26].

    В случаях улучшения (повышения) первоначально  принятых нормативных показателей  функционирования объекта основных средств в результате проведенной  реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
    В течение срока полезного использования  объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
     Какие именно объекты основных средств  относят к той или иной амортизационной  группе, определено в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002года № 1. [4] 
      I группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
      II группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
      III группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
      IV группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
      V группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
      VI группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
      VII группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
      VIII группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
    IX группа - имущество со сроком полезного  использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
    X группа - имущество со сроком полезного  использования свыше 30 лет.
    Выбор того или иного способа начисления амортизации по отдельным объектам и группам основных средств будет, очевидно, будет находится в компетенции  руководителей и главных бухгалтеров  организаций, которые должны учитывать  возможность и целесообразность использования того или иного способа по отношению к конкретным объектам основных средств., особенности технологии и организации производства в данной организации, сложность расчета амортизации тем или иным способом и др.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
    при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Расчётная формула начисления амортизации линейным методом:

где   А – ежегодная сумма амортизационных отчислений; Сперв – первоначальная стоимость объекта;  На - норма амортизационных отчислений.
    Линейный  способ относится к самым распространенным. Его используют примерно 70 % всех предприятий. Популярность линейного способа  обусловлена простотой применения.
    при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией:

где  Сост – остаточная стоимость объекта;  к коэффициент ускорения;        На – норма амортизации для данного объекта.
    при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.[23]
 

где  Сперв  первоначальная  стоимость объекта; Тост – количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования; Т – срок полезного использования.
    При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств:
 

 где  А – сумма амортизации на единицу продукции; С – первоначальная стоимость объекта основных средств; В – предполагаемый объем производства продукции.
Для целей  налогообложения амортизация начисляется  отдельно по каждому объекту амортизируемого  имущества.
Начисление  амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств, которое в соответствии с настоящей главой подлежит амортизации, начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию. [3]
Начисление  амортизации по объекту амортизируемого  имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
    Все организации для целей налогообложения  должны использовать методы амортизации, предусмотренные главой 25 НК РФ, которые отличаются от методов, применяемых в бухгалтерском учете.
    Статьей 259 Налогового кодекса РФ для целей  налогового учета установлено два  метода начисления амортизации основных средств [3]:
     - линейный;
     - нелинейный.
     Налогоплательщик  самостоятельно определяет, какой из двух способов он будет использовать.
     По  такому имуществу, как здания, сооружения и передаточные устройства (8-10 амортизационные  группы) амортизацию можно начислять  только линейным методом.
     Если  организация использует линейный метод, то сумма амортизации, которую нужно  начислить ежемесячно, определяется так: первоначальная стоимость объекта  умножается на норму амортизации. Согласно п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ норма амортизации определяется по следующей формуле:
     К= (1:n) * 100 %,
   где К – норма амортизации, 
     n – срок полезного использования объекта основных средств, выраженный в месяцах.
     В налоговом учете первоначальная стоимость основных средств равна  сумме затрат на их покупку, строительство или изготовление. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств включаются расходы по их монтажу и установке (статья 257 Налогового кодекса РФ). [3]
     Единственным  методом, обеспечивающим единый порядок  начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, является линейный метод. Однако равные суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учете могут быть получены при следующих равных условиях, а именно должны совпадать:
     1) первоначальная стоимость основного  средства;
     2) срок его полезного использования.
     Если  организация применяет нелинейный метод, то ежемесячная сумма амортизации  рассчитывается так: остаточная стоимость  основного средства умножается на норму  амортизации. Эта норма рассчитывается по формуле:
     К= (2:n) * 100%,
   где К – норма амортизации,
       n - срок полезного использования объекта основных средств, выраженный в месяцах.
     Принципиально меняется порядок начисления амортизации  при использовании нелинейного метода. Амортизация теперь начисляется не в отношении отдельного основного средства, а в целом по амортизационной группе (п. 1 ст. 259 НК). Механизм начисления амортизации при этом следующий. Стоимость всех объектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее суммарный баланс (п. 2 ст. 259.2 НК РФ), который ежемесячно уменьшается на суммы, начисленной по этой группе амортизации (п. 4 ст. 259.2 НК РФ). При этом для каждой из амортизационных групп п. 5 ст. 259.2 НК РФ установлена своя месячная норма амортизации. [17].
    В целях применения нелинейного метода начисления амортизации применяются следующие нормы амортизации.
    Амортизационная группа       Норма амортизации (мес.)
    Первая
          14,3
    Вторая
          8,8
    Третья
          5,6
    Четвертая
          3,8
    Пятая
          2,7
    Шестая
          1,8
    Седьмая
          1,3
    Восьмая
          1,0
    Девятая                            0,8
    Десятая
                   0,7
 
     Если  ранее можно было произвольно  применять тот или иной метод  начисления амортизации по каждому конкретному объекту амортизируемого имущества, то теперь такой возможности не будет. По всему амортизируемому имуществу применяется либо только линейный, либо только нелинейный метод (абз. 2 п. 3 ст. 259 НК РФ); свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике [3].
     Единственное  исключение – здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы (то есть со сроком полезного использования свыше 20 лет). Амортизация по ним начисляется только с использованием линейного метода (п. 3 ст. 259 НК РФ).
     Нелинейным  методом амортизация начисляется  вплоть до месяца, в котором остаточная стоимость амортизируемого основного средства достигнет 20% от его первоначальной (восстановительной) стоимости. Затем сумма амортизационных отчислений определяется иначе: остаточную (базовую) стоимость делят на количество месяцев, оставшихся до того, как полностью истечет срок полезного  использования этого объекта.[21]
     С начала календарного года организации  вправе изменить применяемый метод  начисления амортизации, но переходить с нелинейного метода на линейный можно не чаще, чем один раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Для обратной ситуации такого ограничения не установлено, то есть, перейдя с нелинейного метода на линейный, компания вправе через год вновь вернуться к начислению амортизации нелинейным методом [19].
 

2. Краткая  характеристика филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22».

 
    Филиал  Кировского областного государственного предприятия« Вятские автомобильные дороги» «Лузское дорожное управление №22» создан на основании приказа №1 от 19 августа 2004 г. Филиал является обособленным подразделением КОГП «Вятавтодор» расположенным вне места нахождения Предприятия и осуществляющий все его функции, в том числе представительства. Местонахождение филиала: ул. Ленина, д.2-а, п.г.т. Лальск, Лузский район, Кировская обл., 613970.(Приложение 1)
     Филиал КОГП « Вятавтодор» «Лузское ДУ №22» не является юридическим лицом, действует на основании утверждённого Предприятием положения. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование.
    Руководство деятельностью филиала осуществляет начальник дорожного управления, назначаемы генеральным директором Предприятия на договорной основе и  действующий по доверенности, выдаваемой Предприятием. Начальник  распоряжается активами, издает приказы и отдает распоряжения, обязательные для всех работников филиала, принимает на работу и увольняет с работы работников, представляет интересы филиала во всех российских и иностранных предприятиях, учреждениях и организациях.
    Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним Предприятием, а так же денежных и материальных средств, приобретённых в ходе его хозяйственной деятельности, входящих в общий баланс Предприятия.
    Филиал  КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ №22» создан в целях осуществления дорожной деятельности и получения прибыли.
    Для достижения целей филиал осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):
    является подрядчиком по содержанию, строительству, ремонту, реконструкции, проектированию автомобильных дорог;
    выполняют работы по обустройству автомобильных дорог, охране окружающей среды, организации движения и информированию пользователей автомобильных дорог в условиях движения;
    обеспечивает мобилизационную подготовку автомобильных дорог Кировской области;
    осуществляет научно-исследовательские и внедренческие работы отраслевого характера;
    участвует в совместных мероприятиях по паспортизации автомобильных дорог, а так же зданий и сооружений;
    обеспечивает подготовку и переподготовку рабочих кадров и повышения квалификации специалистов для дорожного движения, производит аттестацию рабочих мест;
    осуществляет лесозаготовительную деятельность, деятельность по деревообработке;
    оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам.
    Предприятие не вправе осуществлять те виды деятельности, которые не предусмотрены Уставом, кроме деятельности, направленной на создание объектов социально-культурного назначения и строительства жилья в целях обеспечения потребностей работников предприятия.
    Для выполнения установленных целей и задач Предприятия филиал осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах и на условиях, определённых ему Предприятием:
    Предприятие предоставляет филиалу оперативную самостоятельность в процессе выполнения закрепленных за ним функций;
    филиал осуществляет распоряжение имуществом и средствами, получаемых им в результате собственной хозяйственной деятельности в соответствии с уставом Предприятия;
    филиал вправе в пределах предоставленных ему полномочий заключать хозяйственные договора, ответственность за которые несёт Предприятие;
    филиал несёт материальную ответственность перед Предприятием за нанесённый ущерб;
    филиал реализует свою продукцию, работы, услуги отходы производства по ценам и тарифам, установленным Предприятием или, с разрешения Предприятия,-самостоятельно;
    филиал осуществляет все виды хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных задач филиала и Предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ;
    филиалу предоставляется право самостоятельно производить в установленном порядке расчёты с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.
    Проверка  финансово-хозяйственной и правовой деятельности филиала осуществляется Предприятием. Контроль может осуществляться аудиторами на основании заключённых  с ними договоров. Лица, проводящие проверку финанансово-хозяйственной деятельности филиала вправе требовать от должностных лиц филиала предоставления им всех необходимых материалов, бухгалтерских и иных документов. Все результаты проведенных проверок направляются генеральному директору Предприятия.
    Филиал  не может быть ликвидирован. Деятельность филиала прекращается по решению генерального директора Предприятия, и на основании решения арбитражного суда или суда при неплатёжеспособности Предприятия либо в случаях грубого нарушения филиалом действующего законодательства. При прекращении деятельности все права и обязанности, принадлежащие филиалу, переходят к Предприятию.
    В настоящее время в филиале работает 52 человека, из которых основную массу составляют рабочие.
   Состав  и структуру трудовых ресурсов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав и структура трудовых ресурсов
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г
Численность работников, всего, чел. 52 52 52 100
В том  числе:        
рабочие 39 39 39 100
специалисты и руководители 13 13 13 100
          
      Как видно из таблицы 1, за  рассматриваемый период списочная  численность работников не изменилась. Число специалистов и руководителей так же осталось прежним.
Эффективность использования трудовых ресурсов рассчитана в таблице 2.
    Таблица 2 – Эффективность использования  трудовых ресурсов
Показатели Годы 2009 г.  в % к      2007 г.
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, оказания услуг, тыс. руб. 19803 21674 13890 70,1
Среднегодовая численность работников, чел.  52 52 52 100,0
Отработано  за год, всего, чел-час 93890 98180 96881 103,2
Произведено услуг на 1 работника, тыс. руб. 380,8 416,8 267,1 70,1
Производительность  труда, тыс. руб./чел.- час 0,21 0,22 0,14 66,7
Трудоёмкость, чел. – час/ тыс. руб. 4,74 4,53 6,97 147,1
 
    Как показывает таблица 2, выручка от оказания услуг, приходящаяся на 1 работника, за 3 года уменьшилась на 29,9%, от уровня 2007года, что говорит о низкоэффективном использовании трудовых ресурсов. За рассматриваемый период среднегодовая численность работников не изменилась, зато производительность труда в 2009г резко упала и составила 66,7% от уровня 2007г. А показатель трудоёмкости за период (2007-2009г) увеличился на 47,1% это значит затраты труда на производство единицы продукции увеличились.
    Производственные фонды представляют собой денежное выражение стоимости средств производства и предметов труда. В зависимости от способа перенесения своей стоимости в процессе производства на готовую продукцию, длительности кругооборота фондов и условий воспроизводства производственные фонды подразделяются на основные и оборотные. Основные производственные фонды – средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, не меняя  натурально-вещественную форму, выполняют одну и ту же функцию в течение нескольких производственных циклов и переносят свою стоимость на произведенную продукцию частями по мере становления.
    От  наличия ОПФ на предприятии зависит  производственная мощность предприятия, то есть максимально возможный объем  производства при наилучшем использовании всех ресурсов. От стоимости ОПФ зависит ряд показателей, которые существенно влияют на результаты деятельности предприятия: налог на имущество, налог на прибыль, суммы полученного под залог имущества. Роль ОПФ в процессе производства неоднозначна. Одни из них непосредственно участвуют в производстве (активная часть), другие создают необходимые условия труда (пассивная часть). [11]
    Проанализируем  состав и структуру основных фондов филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22». 
 
 

 Таблица 3 – Состав и структура основных средств
 Виды  основных средств  2007  2008  2009
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Здания  и сооружения 2091 34,7 2091 17,6 1925 16,4
Машины  и оборудование 2130 35,3 7881 66,5 8021 68,2
Сооружения  и передаточные устройства 93 1,5 93 0,8 93 0,8
Транспортные  средства 1690 28,0 1759 14,8 1711 14,5
Производственный  и хозяйственный инвентарь 26 0,4 26 0,2 18 0,2
Всего основных фондов 6030 100 11850 100 11768 100
 
    В структуре основных средств филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22» за рассматриваемый период доля зданий и сооружений упала на 18,3 %, так же снизилась доля транспортных средств и сооружений и придаточных устройств на 13,5% и 0,7% соответственно. Доля машин и оборудования увеличилась на 32,9 %.
        Уровень использования основных производственных фондов определяется, с одной стороны, прогрессивностью технической политики, проводимой организацией по формированию структурных фондов, а с другой – организацией и технологией оказания услуг. В таких условиях руководству, прежде всего, необходимо знать, как используются основные фонды на тот или иной момент времени, их структура. Для этих целей существует целая система показателей оценки характера использования основных производственных фондов.
    Наиболее  важными из них являются показатели фондоотдачи, фондоёмкости.[13]
    В таблице 4 рассматривается эффективность использования основных средств в филиале КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22». 
 

Таблица 4 – Эффективность использования основных средств
Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2009 г. в % к 2007 г.
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. 2594 5447 7663 295,4
Фондоотдача по выручке, руб. 7,63 3,98 1,81 23,77
Фондоёмкость  по выручке, руб. 0,13 0,25 0,55 423,1
Рентабельность (убыточность) ОПФ, % 46,22 9,12 14,79 -31,43
 
    Как видно из таблицы 4, за период с 2007 года по 2009 год фондоотдача по выручке снизилась и составила 23,77 % от уровня 2007 года, то есть уменьшилось количество оказанных услуг, приходящихся на 1 рубль стоимости основных фондов. Показатель фондоёмкости (обратный фондоотдаче) за рассматриваемый  период увеличился до 423,1 %. Так же с 2007 по 2009 г. рентабельность основных производственных фондов уменьшилась на 31,43% и составляет в 2009 г. всего 14,79% от уровня 2007 г.
    Наряду  с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных  средств.
          Оборотные средства – это мобильные активы предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращениями в течение производственного цикла.
          По экономическому содержанию их подразделяют на: 
         1. Оборотные фонды – это предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. К ним относят производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

     2. Фонды обращения – включают  готовую продукцию, предназначенную  для реализации, денежные средства в кассе и на счетах банка, средства в расчетах (чеки и векселя к получению, задолженность акционеров), краткосрочная дебиторская задолженность. Структура оборотных средств, это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных элементов в общей их стоимости.
          По принципам организации  оборотные средства подразделяют на нормированные и ненормированные.
    К нормированным относят: производственные запасы незавершенного производства, расходы будущих периодов, готовую  продукцию на  складе и денег  в кассе.
    К ненормированным относят: готовую  продукцию, отгруженную потребителю, деньги в банках, средства в расчетах и краткосрочную дебиторскую  задолженность.
    Рассмотрим  структуру оборотных средств  в филиале КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22».
 Таблица 5 – Состав и структура оборотных средств
 Виды  оборотных средств  2007г.  2008г.  2009г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Оборотные фонды, всего 2129 64,2 2478 73,1 3353 73,1
в том  числе:            
-сырье  и материалы 2044 61,6 2179 64,3 1782 38,8
-незавершенное производство - - - - 903 19,7
-расходы  будущих периодов 85 2,6 299 8,8 668 14,6
Фонды обращения, всего 1188 35,8 913 26,9 1234 26,9
в том  числе:            
- готовая  продукция 60 1,8 14 0,4 47 1,02
- денежные  средства 371 11,2 10 0,29 4 0,09
- дебиторская задолженность 757 22,8 889 26,2 552 12,0
-НДС  по приобретённым ценностям - - - - 631 13,8
Итого оборотных средств 3317 100 3391 100 4587 100
 
    Большую часть оборотных средств составляют оборотные фонды (64,2– 73,1%). Сырье и материалы составляют в 2009 г. 38,8% оборотных средств. стоимость оборотных средств в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1270 тыс. руб. Таким образом, в 2009 году на 38,3% больше оборотных средств было задействовано в процессе производства и реализации продукции.  В целом структура оборотных средств по годам изменялась незначительно.
    Показателями  эффективности использования оборотных  средств являются коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота  и рентабельность оборотных средств.
 Таблица 6 – Эффективность использования оборотных средств
 Показатели  2007г.  2008г.  2009г. 2009/2007г., %
Коэффициент оборачиваемости 5,9 6,4 3,02 51,3
Продолжительность одного оборота, дни 61,9 57,03 120,9 195,3
Рентабельность (убыточность) оборотных средств, % -3,7 35,4 2,6 6,3
 
    В целом, оборотные средства совершают  более 1 оборота за год. Эффективность использования оборотных средств снизилась в 2009 году. Рентабельность оборотных активов была самой высокой в 2008 году (35,4 %) это говорит об эффективности использования оборотных средств.
    Одним из главных условий повышения  эффективности работы предприятия  снижение себестоимости продукции. К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся применение  новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда,  улучшение использования основных производственных фондов, упорядочение затрат на аппарат управления, и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и продаж.
    Во  избежание возникновения серьезных перерасходов средств предприятие использует различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов – отраслевые стандарты или самостоятельно разработанные предприятием.[14]
    Залогом выживаемости и стабильного положения  предприятия служит его устойчивость. Состояние финансовых ресурсов филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22», их распределение и использование обеспечивает развитие предприятия на основе роста капитала, и получение прибыли, при сохранении платежеспособности.
    Рассмотрим  результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    Таблица 7– Результаты финансово-хозяйственной деятельности филиала КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22»
Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2009 г. по отношению к 2007 г. в %
Выручка от оказания услуг, тыс.руб. 19803 21674 13890 70,1
Себестоимость услуг, тыс.руб. 17662 21131 12268 69,5
Валовая прибыль, тыс.руб. 2141 543 1622 75,8
Чистая  прибыль, тыс.руб. 1199 497 1133 94,5
Рентабельность продаж, % 6,1 2,3 8,2 134,4
Рентабельность  произведенных затрат, % 6,8 2,4 9,2 135,3
 
      За рассматриваемы период 2007-2009 г.  чистая прибыль предприятия за три года уменьшилась на 5,5%, причем  выручки тоже уменьшилась на 29,9%. К 2008 году рентабельность затрат и продаж  снижается до 2,4% и 2,3% соответственно, но  к 2009 году она увеличивается и составляет 9,2% и 8,2%.  
    Можно сделать следующий вывод.
      Филиал КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22»достаточно обеспечен трудовыми ресурсами. Кроме того, наблюдается повышение производительности труда.
    Что касается эффективности использования основных средств, то можно сказать, что в 2009 г. они использовались неэффективно. Эти показатели были выше в 2007 и в 2008 гг.
    Неэффективное использование ресурсов отразилось на финансовых результатах предприятия.
    Но  все же филиал КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22» рентабелен, своей деятельностью он приносит прибыль.
    Таблицы составлены на основании данных бухгалтерских  балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года (приложения 2-4), а также на основании других форм отчетности.
 

3. Учет амортизации основных средств в филиале КОГП «Вятавтодор» «Лузское ДУ № 22»

3.1 Анализ внутренних документов
 
    Штат  бухгалтерии состоит из четырех  человек: главного бухгалтера, бухгалтера по заработной плате, бухгалтера по материалам и кассовым операциям, бухгалтера по расчетам и учёту основных средств.
Данная  структура бухгалтерии является линейной, т.к. все работники подчиняются  непосредственно главному бухгалтеру.
У каждого  работника бухгалтерии имеется  своя должностная инструкция. Каждый работник бухгалтерии отвечает за свой участок работы, осуществляет внутренний контроль за деятельностью предприятия. 
    Бухгалтера по материалам и кассовым операциям выполняет работу по ведению учета материалов и кассовых операций. Производит выдачу наличных денежных средств из кассы по РКО, ведет прием наличных денег, производит записи в кассовую книгу.
    Бухгалтер по заработной плате осуществляет контроль за первичными документами, относящимися к начислению заработной платы (табеля учета рабочего времени, путевые листы, наряды), полноту и своевременность начисления заработной платы и перечисления налогов от заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды.
    В обязанности бухгалтера по расчетам и учету основных средств входит выполнение работ по ведению учета имущества, обязательств, хозяйственных операций по учету основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, расчетов с поставщиками и заказчиками. Участвует в разработке и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.