На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение
 Впечатления,  которые человек получает об  окружающем мире, оставляют определенный  след, сохраняются, закрепляются, а  при необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы  называются памятью.
 Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения  знаний, формирования умений и  навыков. Без памяти невозможно  нормальное функционирование ни  личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию,  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот,  на которых он сейчас находится.
 Память можно  определить как способность к  получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные  инстинкты, врожденные и приобретенные  механизмы поведения есть ни  что иное, как запечатленный, передаваемый  по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления  такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые  организмы не смогли бы адаптироваться  к текущим быстро меняющимся  событиям жизни. Не помня о  том, что с ним было, организм  просто не смог бы совершенствоваться  дальше, так как то, что он приобретает,  не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
 Развитие основных  познавательных процессов ребенка  в дошкольном и младшем школьном  детстве может идти стихийно  и управляемо, организованно и  неорганизованно, и уровень интеллекта  ребенка существенно зависит  от того, насколько продуманным  было обучение ребенка в семье  и в образовательных учреждениях.
 В младшем школьном  возрасте запоминание и воспроизведение  в естественных условиях развития  памяти, т.е. без специального  обучения мнемическим функциям, являются преимущественно непроизвольными.  Хотя к моменту поступления  в школу происходит постепенный  переход от непроизвольного к  произвольному запоминанию и  воспроизведению материала.
 Возможности для  улучшения и развития памяти  ребенка в младшем школьном  возрасте очень широкие. Ее  совершенствование у детей может  идти сразу по нескольким направлениям.
 Под влиянием  новых видов деятельности, которыми  овладевает школьник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми,  перед ребенком возникают особые  задачи – сосредоточить и удержать  на чем-то внимание, запомнить  материал и потом его воспроизвести,  построить замысел игры, рисунка  и т.п. Чтобы иметь возможность  разрешить эти задачи, ребенок  пользуется теми или иными  способами, которые он усваивает  от взрослых. Тогда и начинают  формироваться специальные действия  внимания, памяти, воображения, благодаря  которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.
 Целью данной  курсовой работы является изучение  особенностей развития памяти  у детей младшего школьного  возраста.
 При этом решаются  следующие задачи:
·         Изучить теоретические вопросы  формирования и развития памяти как  в целом, так и у детей младшего школьного возраста;
·         Провести диагностику процессов  памяти у детей младшего школьного  возраста;
·         Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей  младшего школьного возраста.
 Предметом исследования  является процесс развития памяти.
 
 
Глава 1. Память как  психический процесс
 
Понятие памяти, ее процессы
 Память – процессы  организации и сохранения прошлого  опыта, позволяющие его повторное  использование в деятельности  или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта  с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной  функцией, лежащей в основе развития  и обучения.
 Память есть  у всех живых существ, но  наиболее высокого уровня своего  развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,  которыми обладает он, не располагает  никакое другое живое существо  в мире. У дочеловеческих организмов  есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая  проявляется в передаче генетическим  путем из поколения в поколение  жизненно необходимых биологических,  психологических и поведенческих  свойств. Вторая выступает в  форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта,  который иначе, как в самом  организме, нигде сохраняться  не может и исчезает вместе  с его уходом из жизни. Возможности  для запоминания у животных  ограничены их органическим устройством,  они могут помнить и воспроизводить  лишь то, что непосредственно  может быть приобретено методом  условнорефлекторного, оперативного  или викарного научения, без использования  каких бы то ни было мнемических  средств.
 У человека  есть речь как мощное средство  запоминания, способ хранения  информации в виде текстов  и разного рода технических  записей. Ему нет необходимости  полагаться только на свои  органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой  информации находятся вне его  и одновременно в его руках:  он в состоянии совершенствовать  эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной  природы.
 Память лежит  в основе любого психического  явления. Без ее включения в  акт познания ощущения и восприятия  будут переживаться как впервые  появившиеся, ориентировка в мире  и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания  – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен  распаду личности: человек превращается  в живой автомат, способный  лишь реагировать на стимулы,  действующие в данный момент.
 Выделяют следующие  процессы памяти:
1.   Запечатление  начинается на стадии мгновенной  памяти, углубляется во время  передачи информации в кратковременную  память и укрепляется в долговременной  памяти (где происходит анализ  и идентификация информации).
2.   Хранение  – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется  в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о  различных событиях нашей жизни.  Семантическая память содержит  правила, лежащие в основе языка  и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные  данной культуре. Семантическая  память служит своего рода  каркасом для событий текущей  жизни, которые хранятся в эпизодической  памяти.
 В памяти информация  может быть организована следующим  образом:
 Пространственная  организация, лежащая в основе  построения «когнитивных карт»  (позволяет установить связи и  «опорные точки» в физическом  пространстве);
 Ассоциативная  организация – группировка элементов  с какими-либо общими признаками;
 Иерархическая  организация (каждый элемент информации  относится к определенному уровню  в зависимости от того, какой  категории – более общей или  более частной – он соответствует).
3.   Воспроизведение  (извлечение). Информация всегда  воспроизводится на основе той  структуры, в составе которой  она запоминалась. Извлечение информации  может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
 Поскольку очень  важную роль в извлечении информации  из памяти играет контекст, человеку  всегда легче узнать какую-то  информацию, чем вспомнить. Именно  узнавание, а не воспоминание  считают более чувствительным  показателем фактического объема  усвоенного материала.
4.   Забывание  – процесс, необходимый для  эффективной работы памяти. С  помощью забывания человек поднимается  над бесчисленным количеством  конкретных деталей и облегчает  себе возможность обобщения. Забыванием  трудно управлять.
 На забывание  влияют следующие факторы:
·        Возраст
·        Характер информации и степень ее использования
·        Интерференция – проактивная, связанная  с событиями, происходящими до запоминания  материала; ретроактивная, связанная  с событиями, происходящими после  запоминания материала
·        Подавление – активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. 

Виды памяти.
 Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти:
1.    Классификация  видов памяти по продолжительности  сохранения и закрепления материала.
 А. Мгновенная  память – гипотетическая подсистема  памяти, обеспечивающая удержание  в течение очень короткого  времени (обычно менее одной  секунды) продуктов сенсорной  переработки информации, поступающей  в органы чувств. В зависимости  от вида стимулов различаются:
-       память иконическая – зрение;
-       память эхоическая – слух и  др.
 Предполагается, что в мгновенной памяти удерживаются  физические признаки информации; это отличает ее от памяти  кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим  и семантическим кодированием. Это  отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик  возможно уже на относительно  ранних этапах обработки материала.
 Б. Кратковременная  память – подсистема памяти, обеспечивающая  оперативное удержание и преобразование  данных, поступающих от органов  чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с  биоэлектрическими контурами колебаний  в нервной системе.
 Необходимое условие  перехода материала из памяти  мгновенной в память кратковременную  – обращение на него внимания.
 Центральную роль  при кратковременном удержании  данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения  материала, обычно – в форме  скрытого проговаривания. Выделяются  два вида повторения:
-       относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к  заметным преобразованиям материала;  этот вид повторения позволяет  удерживать информацию на уровне  памяти кратковременной, но недостаточен  для ее перевода в долговременную;
-       сопровождающееся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных  связей; при этом виде повторения  возможно долговременное запоминание.
 В кратковременной  памяти может храниться лишь  ограниченное количество информации  – не более 7+- 2 единиц материала.  Однако эти ограничения не  препятствуют запоминанию больших  объемов осмысленного перцептивного  материала (пейзажи, лица, произведения  изобразительного искусства и  пр.).
 В. Оперативная  память – отличается от кратковременной  памяти тем, что непосредственно  включена в регулирование деятельности  для удержания ее промежуточных  результатов. Предполагает восприятие  объектов в момент совершения  действий, краткосрочного удержания  в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При  это данные памяти, идущие от  восприятия, соответственно решаемой  задаче дополняются данными, хранящимися  в памяти долговременной.
 Г. Долговременная  память – подсистема памяти, обеспечивающая  продолжительное (от часов до  десятилетий) удержание знаний, сохранение  умений и навыков; ей свойственен  огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с  изменением структуры белка рибонуклеиновых  кислот.
 Основным механизмом  ввода данных в долговременную  память и их фиксации обычно  считается повторение, осуществляемое  на уровне памяти кратковременной.  Но чисто механическое повторение  не приводит к устойчивому  запоминанию. Решающее значение  имеет осмысленная интерпретация  нового материала, установление  связей между ним и уже известным.  При этом может теряться внешняя,  поверхностная форма запоминаемого  сообщения, но смысл его удерживается  длительное время.
 Поскольку объем  хранящихся в долговременной  памяти сведений огромен, успешный  поиск информации возможен лишь  при условии ее высокой организованности. По экспериментальным данным, в  ней одновременно существует  несколько форм организации знаний. Одна из них – организация  семантической информации в иерархические  структуры по принципу выделения  более абстрактных (родовых) и  более специфических (видовых)  понятий. Другая форма организации,  характерная для житейских категорий  – это группировка отдельных  понятий вокруг одного или  нескольких типичных представителей  категории прототипов.
 Семантическая  информация в долговременной  памяти включает и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты,  отражающие личностное отношение  субъекта к конкретным сведениям.
 Д. Генетическая  память определяется как та, в  которой информация хранится  в генотипе, передается и воспроизводится  по наследству. Основным биологическим  механизмом запоминания информации  в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними  изменения генных структур. Генетическая  память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать  влияние через обучение и воспитание.
2.    Классификация  видов памяти по преобладающему  в процессах запоминания, сохранения  и воспроизведения материала  анализатору.
 А. Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений. Она участвует в формировании  двигательных, в частности трудовых  и спортивных, умений и навыков.  Совершенствование ручных движений  человека напрямую связано с  этим видом памяти.
 Б. Зрительная  память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных  образов. Хорошей зрительной памятью  нередко обладают люди с эйдетическим  восприятием, способные в течение  достаточно продолжительного времени  «видеть» воспринятую картину  в своем воображении после  того, как она перестала воздействовать  на органы чувств. В связи с  этим данный вид памяти предполагает  развитую у человека способность  к воображению. На ней основан,  в частности, процесс запоминания  и воспроизведения материала:  то, что человек зрительно может  себе представить, он, как правило,  легче запоминает и воспроизводит.
 В. Слуховая  память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например, музыкальных, речевых.
 Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти  особой роли в жизни человека  не играют, и их возможности  по сравнению со зрительной, слуховой  и двигательной памятью ограничены. Их роль в основном сводится  к удовлетворению биологических  потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и  самосохранением организма.
3.    Классификация  видов памяти по степени волевой  регуляции.
 А. Непроизвольная  память – запоминание и воспроизведение  происходит автоматически, без  особых усилий, без постановки  мнемической задачи (на запоминание,  узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных  поступков, тяжелых событий.
 Б. Произвольная  память – здесь процесс запоминания  или воспроизведения требует  волевых усилий. Человек намеренно,  по своему усмотрению, что-то запоминает  и воспроизводит, т.е. направляет  свою активность на достижение  поставленной цели.
 Непроизвольное  запоминание не обязательно является  более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно  превосходит его. Лучше непроизвольно  запоминается материал, который  является объектом внимания и  сознания, выступает в качестве  цели, а не средства осуществления  деятельности. Непроизвольно лучше  запоминается также материал, с  которым связана интересная и  сложная умственная работа и  который для человека имеет  большое значение. В том случае, когда с запоминаемым материалом  проводится значительная работа  по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в  нем определенных внутренних (структура)  и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно  он может запоминаться лучше,  чем произвольно. Это особенно  характерно для детей дошкольного  и младшего школьного возраста.
 Память разделяют  также на механическую и смысловую.  Часть людей склонна к механическому  заучиванию (зубрежке), а другая часть  – к осмысленному запоминанию.
 Существует еще  одна классификация памяти по  содержанию психической активности, преобладающей в мнемической  деятельности, отличная от приведенной  ранее. Согласно этой схеме  память подразделяется на:
 А. Двигательную;
 Б. Образную  – запоминание, сохранение и  воспроизведение образов ранее  воспринимавшихся предметов и  явлений. Подвидами образной памяти  являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.
 В. Эмоциональную  – память на пережитые чувства.  Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие,  краснеть при воспоминании о  неловком поступке. Эмоциональная  память – важнейшее условие  нравственного развития человека. Кроме того, она может быть  мотивом для повторения действий  и поступков и лежит в основе  формирования привычек. На эмоциональной  памяти непосредственно основана  прочность запоминания материала:  то, что у человека вызывает  эмоциональные переживания, запоминается  им без особого труда и на  более длительный срок.
 Г. Словесно-логическую  – она выражается в запоминании,  сохранении и воспроизведении  мыслей, понятий. Этот вид памяти  специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память  в своих простейших формах  свойственны и животным. Одной  из основных характеристик словесно-логической  памяти является то, что запоминание  может происходить в той же  словесной форме, которая была  воспринята (т.е. дословно), но может  быть осуществлено и в другом  речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая  стоит перед человеком, и от  сформированных у него способов  заучивания.
 
Взаимосвязь памяти с другими психическими функциями.
 Восприятия, в  которых человек познает окружающую  действительность, обычно не исчезают  бесследно. Они закрепляются, сохраняются  и воспроизводятся в дальнейшем  в форме узнавания виденных  нами предметов, воспоминания  о пережитом, припоминания былого  и т.д.
 Осмысленное восприятие  предметов всегда предполагает  и включает их опознание, т.е.  узнавание. Узнавание имеет место  не только там, где мы опознаем  и отождествляем определенный  единичный предмет как тот  же самый, который был уже  прежде нами воспринят, но и  в случаях обобщенного узнавания,  когда мы опознаем воспринимаемый  нами сейчас предмет как стол, стул и т.д. Без такого обобщенного  узнавания предметов как относящихся  к какому-либо роду вообще не  приходится говорить об осмысленном  восприятии.
 Восприятие в  своей конкретной реальности  не может ограничиваться обобщенным, обезличенным опознаем предметов  вне пространства и времени.  Для познавательной ориентировки  человека в окружающей действительности  требуется известная преемственность  между различными восприятиями, посредством которых в истории  развития личности совершается  ее познание действительности. Сохранение  этой преемственности – не  менее существенная сторона памяти, чем запомнить определенное положение  или частную операцию.
 Восприятие действительности  у каждого человека исторично,  связано со всей историей его  жизненного пути, включено в преемственную  связь его опыта. Из этого  контекста черпает восприятие  свое конкретное значение для  воспринимающего субъекта – то, что характеризует его в психологической  реальности. Этот личностный контекст, преемственная связь опыта сплетается  из воспоминаний, воспроизводящих  пережитое.
 Практическая  деятельность порождает необходимость  не только в том, чтобы включать  получаемые в процессе восприятия  знания о действительности в  контекст определенной ситуации  личного опыта, но и в том,  чтобы извлекать их из этого  контекста, абстрагировать от  него. Если, восприняв тот или  иной предмет, человек узнал  его свойства, ему для нужд  действия нужно сохранить эти  знания и иметь возможность  перенести их в любую другую  ситуацию, используя их когда  и где бы это ни понадобилось. Ему важно, в частности, иметь  возможность восстановить эти  знания в отсутствие предмета. Эту возможность дает воспроизведение  в образе отсутствующего предмета. В форме свободно воспроизводимых  образов представления выделяются  из восприятия. Поскольку запоминание  проявляется в узнавании обобщенного  значения предметов, имеет место  воспроизведение не только чувственного, но и обобщенного, смыслового  содержания; поэтому возможно воспроизведение  не только восприятий, но и  мыслей. Как при воспроизведении  восприятий, так и при воспроизведении  мыслей запоминается и чувственное,  и смысловое в единстве; но  в первом случае сам чувственный  образ является собственно объектом  запоминания, который как бы  освещается смысловым содержанием;  в другом случае чувственный  – речевой – образ является  лишь опорной точкой, а собственным  предметом запоминания является  смысловое содержание, мысль. В  силу единства восприятия и  мышления воспроизведение включает  не только восприятия, но и  мысли. Поскольку в заучивании  те или иные данные, запоминаясь,  отвлекаются, абстрагируются от  тех частных условий, от той  ситуации, в которой они были  закреплены, представления, воспроизведенные  образы памяти непосредственно  переходят в абстракцию, обобщение,  мышление.
 Многообразные  процессы памяти могут приобретать  различные формы: уже исходный  процесс первичного закрепления  материала может совершаться  в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому. Здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний.
 Существует бесспорная  связь между воображением и  образной памятью. С одной стороны,  воображение всегда опирается  в какой-то мере на прошлый  опыт, а с другой – образное  воспроизведение обычно в какой-то  мере преобразует воспроизводимое.
 Отражение или  воспроизведение прошлого в памяти  не пассивно; оно включает отношение  личности к воспроизводимому. Это  отношение может быть более  или менее сознательным. Оно становится  вполне сознательным, когда воспроизведенный  образ осознается в своем отношении  к прошлой действительности, т.е.  когда субъект относится к  воспроизведенному образу как  отражению прошлого.
 Общим для всех  этих многообразных психических  процессов, которые обычно объединяются  термином память, является то, что  они отражают или воспроизводят  прошлое, прежде пережитое индивидом.  Благодаря этому значительно  расширяются возможности отражения  действительности, – с настоящего  оно распространяется и на  прошлое.
 
Глава 2. Развитие памяти у детей.
2.1. Формирование  и развитие памяти
 С раннего детства  процесс развития памяти ребенка  идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно  дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание  со временем превращается в  опосредованное, связанное с активным  и осознанным использованием  для запоминания и воспроизведения  различных мнемотехнических приемов  и средств. В-третьих, непроизвольное  запоминание, доминирующее в детстве,  у взрослого человека превращается  в произвольное.
 В развитии  памяти в целом можно выделить  две генетические линии: ее  совершенствование у всех без  исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса  и ее постепенное улучшение  у отдельно взятого индивида  в процессе его социализации, приобщения к материальным и  культурным достижениям человечества.
 Существенный  вклад в понимание филогенетического  развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль  о том, что различные виды  памяти, представленные у взрослого  человека, являются также разными  ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать  филогенетическими ступенями совершенствования  памяти. Это относится к следующей  последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная  и логическая. П.П. Блонский высказал  и обосновал мысль о том,  что в истории развития человечества  эти виды памяти последовательно  появлялись один за другим.
 В онтогенезе  все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и  также в определенной последовательности. Позже других складывается и  начинает работать логическая  память, или память-рассказ. Она  имеется уже у ребенка 3-4- летнего  возраста в сравнительно элементарных  формах, но достигает нормального  уровня развития лишь в подростковом  и юношеском возрасте. Ее совершенствование  и дальнейшее улучшение связаны  с обучением человека основам  наук.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.