На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование экономической несостоятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В ходе регулирования экономики государство  неизбежно сталкивается с проблемой  неплатежеспособности и убыточности  субъектов предпринимательской  деятельности. Решения данной проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов, государства как регулятора рынка и пресечение неэффективного экономического поведения должников.
     Правовой  институт банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Институт служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур.
     Институт  банкротства является признаком  цивилизованности государства. Благодаря  этому институту субъекты хозяйствования - кредиторы получили гарантии возврата вложенных средств.
     Общественная  польза и значимость института банкротства заключается в оздоровлении, очищении экономики, поэтому нельзя недооценивать значимость данного института.
     Общее количество дел об экономической  несостоятельности (банкротстве), находящихся  в производстве хозяйственных судов по состоянию на 01.04.2011, составило 1446 дел, из которых количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности составляет 1385 дел, то есть 95,7% от общего количества дел данной категории.
           В производстве хозяйственного суда г. Минска находится 49,7% от общего числа дел об экономической несостоятельности (банкротстве) (719 дел). Данный процент в большинстве своем формируется за счет дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности [12, c. 43].
     Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего курсового исследования.
     Исходя  из актуальности курсовой работы на тему "Правовое регулирование экономической несостоятельности" и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ правового регулирования экономической несостоятельности и банкротства субъектов хозяйствования.
     Исходя  из поставленной цели, задачами настоящей  курсовой работы являются:
     1. рассмотреть понятие экономической несостоятельности и банкротства.
     2. изучить отношения субъектов хозяйствования, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством).
     3. исследовать порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И ЗНАЧЕНИЯ БАНКРОТСТВА  В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  СУБЪЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕДУРОЙ БАНКРОТСТВА
     Термин "экономическая несостоятельность" сопровождается термином "банкротство". Ранее действующее законодательство рассматривала эти понятия как неравнозначные. Сейчас Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 18.07.2000г. № 423-З (далее Закон о банкротстве) рассматривают их как тождественные взаимозаменяемые понятия. Однако вступивший в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12.11 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)" не определяет эти понятия как синонимы, "экономическая несостоятельность" и "банкротство" стали иметь различное значение и содержание. В п.1.4 Указа от 12.11 2003 г. банкротство определяется, как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, то есть принимается решение об оздоровлении должника.
     В ст. 1 Закона о банкротстве говорится, что экономическая несостоятельность (банкротство) - это признание хозяйственным  судом или правомерно объявленная  должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер [3].
     К обязательным платежам, учитываемым  при определении признаков неплатежеспособности, отнесены налоги, сборы, пошлины и  иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с нормами права, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику.
     Основными критериями признания экономически несостоятельным являются:
     1) полная неплатежеспособность коммерческой организации, которая 2) имеет устойчивый характер либо
     3) приобретающая устойчивый характер, что может повлечь
     4) ликвидацию должника - юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
     При определении степени неплатежеспособности прежде всего устанавливается состав и размер денежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, имеющих место на момент обращении хозяйственный суд и, в частности:
     - размер обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений (например, размер обязательств по возмещению причиненного вреда работник; в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей, размер причитающейся работникам заработной платы и т.д.);
     - размер платежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, невозвращенные суммы займа с учетом процентов.
     Не учитываются обязательства субъекта хозяйствования по возмещению причиненного им вреда жизни и здоровью гражданам, перед учредителями и т.д.[14, c. 192].
     В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными субъектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, кроме статей 15. 16 и части четвертой статьи 113 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве).
     Не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также имеющих обязательства по выполнению (обеспечению исполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами.
     Правовую основу признания коммерческой организации экономически несостоятельной составляют: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс. Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве), Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и другие правовые акты.
     Конституция устанавливает общие, принципиальные начала предпринимательской деятельности, из которых следует, что хозяйствование (предпринимательство) должно строиться на прочной экономической основе, быть эффективным. Из этого вытекает, что убыточным субъектам хозяйственной деятельности, независимо от форм их собственности, не должно быть места.
     ГК конкретизировал эти начала, определил критерии и порядок устранения, не отвечающих требованиям современного хозяйствования, организаций из хозяйственного и гражданского оборота: полная неплатежеспособность и судебный порядок признания банкротом.
     Закон об экономической несостоятельности (банкротстве) детализировал саму правовую процедуру признания субъекта хозяйствования экономически несостоятельным [14, c. 194]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУДЕБНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
     Руководство организаций, собственник унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). О том, что они принимали такие меры указанные органы и лица должны подтверждать документально при подаче заявления в хозяйственный суд о признании субъекта хозяйствования экономически несостоятельным (банкротом).
     Для проведения досудебного оздоровления они должны осуществлять меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.
     В этих целях указанные органы и лица могут в соответствии с законодательством:
    изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
    взыскивать дебиторскую задолженность;
    принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
    привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
    содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий [15, c. 225].
     принимать меры по:
    погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;
    предоставлению кредитором, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;
    реорганизации юридические лица;
    принимать иные меры, не противоречащие законодательству.
     Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности [3].
     В период принятия мер по предупреждению банкротства размер штрафа (пени), налагаемого за неустойку, несвоевременную уплату налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также иных платежей в государственные внебюджетные фонды государственными организациями, организациями, имеющими долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующими или приравненными к ним организациями, не может превышать суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам. Это правило применяется только при предоставлении местными исполнительными и распорядительными органами (республиканскими органами государственного управления) документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) соответствующих организаций, органам, налагающим (взыскивающим) штрафы (пеню).
     Банки и небанковские кредитно-финансовые организации предоставляю кредиты для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации, в порядке предусмотренном законодательством.
     При республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии но предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Целью создания таких комиссий является: разработка и внесение в республиканский орган государственного управления, местный исполнительный и распорядительный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с законом об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства); подбор, организация подготовки, наряду с органом государственного управления по делам о банкротстве, а также аккредитация лиц на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего; подготовка предложений по проектам мировых соглашений, планов досудебного оздоровления в защитном периоде или планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
     На основании этих предложений республиканский орган государственного управления (местный исполнительный и распорядительный орган) выносит соответствующее решение [13, c. 129].
     В состав комиссии включаются представители республиканских органов государственного управления, органа государственного управления по делам о банкротстве, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. На период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в состав комиссии включаются также собственник имущества унитарного предприятия, представители учредителей (участников) юридических лиц, индивидуальные предприниматели, в отношении которых примято решение о проведении досудебного оздоровления.
     Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость. Кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами.
     Если хозяйственным судом будет установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа (организации), в ведении либо подчинении которого находится должник, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок, либо принять меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.
     На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением органа государственного управления или местного исполнительного и распорядительного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности от подачи в хозяйственный суд заявления должника.
     Налоговые и другие уполномоченные государственные органы подают в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а та же юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями решения о нецелесообразности проведения досудебного да оздоровления [14, c. 196].
     Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника только по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношен» имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. САНАЦИЯ
     Если по окончании досудебного оздоровления в защитный период станет очевидным, что неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) произвести выплаты по своим обязательствам в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства), либо, если коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного (антикризисного) управляющего. По результатам их рассмотрения хозяйственный суд при наличии к тому оснований, выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое определение в течение пяти дней передается хозяйственным судом дл» опубликования в средствах массовой информации. В сообщении о начале конкурсного производства указываются: дата вынесения определения об открытии конкурсного производства; наименование хозяйственного суда, вынесшего определение об открытии конкурсного производства; данные о должнике и управляющем: срок предъявления требований кредиторов и т.д.
     Определение об открытии конкурсного производства влечет открытие в отношении должника конкурсного производства [5, c. 306].
     Конкурсное производство - это процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, зашиты прав и интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимал» и освобождения его от долгов.
     Общий срок конкурсного производства при проведении санации - двадцать два месяца, а при проведении ликвидационного производства - шестнадцать месяцев. И сроки могут быть продлены или сокращены хозяйственным судом [3].
     Открытие конкурсного производства влечет комплекс юридических последствий: управление делами должника возлагается на управляющего; приостанавливаются полномочия органов управления должника; наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника и уплаты всех ранее отсроченных обязательных платежей им; приостанавливается начисление всех процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженностей должника; устанавливаются ограничения на совершение сделок с имуществом должника; приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника; сведения о финансовом состоянии должника на период проведения конкурсного производства не относятся уже к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; совершение сделок, связанных с имуществом должника, допускается только в порядке, установленном Законом о банкротстве; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничительные меры по распоряжению имуществом должника. Наступают и иные последствия, предусмотренные Законом о банкротстве (ст. 90 Закона) [3].
     Санация - от лат. «sanare» - оздоровление, лечение - система планомерных конструктивных мероприятий, применяемых во избежание банкротства должника. Восстановление платежеспособности и финансовая стабильность юридического лица являются конечной целью санации, которая в рамках процедуры банкротства проводится под контролем хозяйственного суда.
     При рассмотрении хозяйственными судами дел об экономической несостоятельности (банкротстве) основной задачей судопроизводства по таким делам является установление факта несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и определение путей восстановления платежеспособности должника, а при невозможности восстановления платежеспособности - ликвидация должника с максимальным удовлетворением требований кредиторов. При этом суды тесно взаимодействуют с управляющими, руководителями организаций, собственниками имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, органами государственной власти и управления [4, c. 133].
     Процесс оздоровления должника начинается с выявления и анализа причин финансового кризиса. На основании сведений бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, целевом использовании полученных средств определяются внешние и внутренние факторы неплатежеспособности должника, а также глубина его кризисного состояния.
     Процедура санации в отношении должника - юридического лица может быть введена хозяйственным судом лишь при наличии существенных перспектив восстановления его платежеспособности, ликвидности и прибыльности. В этой связи при принятии кредиторами решения о введении в отношении должника процедуры санации на общем собрании кредиторов рассматривается подготовленный управляющим план санации, в котором отражаются выработанные механизмы восстановления платежеспособности должника.
     В соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) такими оздоровительными мерами могут быть:
    исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); закрытие нерентабельных производств; предоставление должнику финансовой помощи;
    перепрофилирование производства; предоставление отсрочки по текущим налогам и сборам;
    реструктуризация кредиторской задолженности;
    другие меры по восстановлению платежеспособности должника.
     На основании представленных сведений о финансовом состоянии должника хозяйственным судом всесторонне оцениваются предложенные управляющим и кредиторами способы восстановления платежеспособности должника и рассматривается вопрос о целесообразности введения процедуры санации. При этом суд принимает во внимание значимость должника для конкретного региона и для экономики и социальной сферы государства в целом.
     Только в том случае, если предприятие имеет реальную возможность восстановить свою платежеспособность, решением хозяйственного суда должник признается экономически несостоятельным и в отношении него вводится процедура санации.
     Вместе с тем на примере ряда дел усматривается, что после открытия хозяйственными судами конкурсного производства не всегда санация должника оказывается результативной. По мнению автора, основополагающей причиной безрезультатности санации является разработка управляющими неэффективных планов санации.
Пример 1
     В деле об экономической несостоятельности (банкротстве) РУП «X» восстановление платежеспособности должника предусматривалось планом санации путем получения денежных средств от продажи имущества предприятия, не относящегося к основному виду производства, взыскания дебиторской задолженности, реализации остатков готовой продукции и направлением полученных средств на производство основной продукции предприятия, а также на погашение требований кредиторов. Однако после проведения первых и повторных торгов реализовано имущества на сумму, составившую всего 0,18% от предполагаемой суммы. Полученных средств хватило лишь на оплату текущих платежей. Из-за недостатка оборотных средств производственная деятельность по выпуску основной продукции не осуществлялась, требования кредиторов не погашались.
     Уже в процедуре санации на основании ходатайства управляющего собственником имущества должника проводились мероприятия по изучению финансового положения и возможностей разработки экономически целесообразных вариантов по стабилизации работы должника. Учитывая невозможность перепрофилирования предприятия на производство другой продукции в силу специфичности ранее выпускаемой продукции, на основании заключения Министерства экономики Республики Беларусь было установлено, что возобновление производственной деятельности, реконструкция и техническое перевооружение предприятия в условиях отсутствия финансовых ресурсов практически невозможно. В этой связи хозяйственным судом принято решение об открытии в отношении должника ликвидационного производства.
     Пример 2
     В период проведения процедуры санации, введенной в отношении РУП «Р», в связи с отсутствием собственных оборотных средств, отсутствием со стороны собственника дополнительного финансирования, предприятие длительное время находилось в вынужденном простое.
     К концу срока санации собранием кредиторов высказано предложение о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства. Свои возражения против открытия ликвидационного производства без объяснения причин высказал районный исполнительный комитет. Длительная переписка между собственником имущества должника, областным исполнительным комитетом и хозяйственным судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве), оказалась не результативной. После обращения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Совет Министров Республики Беларусь по поручению Правительства собственником проанализированы возможные пути вывода должника на безубыточную работу и принято решение об открытии ликвидационного производства.
     Из указанных примеров можно сделать вывод, что после проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности должника управляющими предлагались заведомо неэффективные планы санации. Со стороны собственника не предпринимались своевременные меры по досудебному оздоровлению должника и не представлялась своевременная государственная финансовая поддержка в период санации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.