На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Корреляционно-регрессионный анализ рентабельности продажи зерна

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ. 

Стр.
Введение……………………….………………………………………………….3
1.Теоретические и методологические аспекты анализа рентабельности                 (убыточности) предприятия……………………………………..……………….5
2. Анализ производственно-экономической деятельности
ОАО «Сосновка»………………………………………………………………...11
      2.1 Анализ размеров предприятия и специализации
      производства …………………………………………………..………….11
      2.2 Анализ использования ресурсов предприятия ………………….…20
      2.3 Анализ финансовых результатов  деятельности и финансового состояния  предприятия……..…………………………………………………..26
3. Анализ рентабельности (убыточности) работы ОАО «Сосновка»………..34
      3.1 Анализ рентабельности хозяйства……….………………………….34
      3.2 Анализ рентабельности используемых ресурсов…………………..36
      3.3 Анализ уровня рентабельности  производства и реализации отдельных видов продукции……………………………….………...................39
4. Корреляционно-регрессионный  анализ рентабельности продажи
зерна………………………………………………………………………………42
Выводы  и предложения…………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………52 
 

 

Введение.
         Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
         В настоящее время тема «Анализ  рентабельности (убыточности) предприятия»  является актуальной, особенно это  касается сельского хозяйства,  так как оно является важнейшей жизнеобеспечивающей отраслью. Поэтому сельское хозяйство не может быть и не должно быть убыточным.
         Целью данной курсовой работы являются изучение теоретического и практического материала по теме «Анализ рентабельности (убыточности) работы предприятия».
      Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
    - изучить теоретические основы рентабельности (убыточности) предприятия;
    -   охарактеризовать размер предприятия и его специализацию;
    -   провести анализ использования ресурсов предприятия
    -   проанализировать финансовое состояние предприятия;
          - осуществить анализ рентабельности (убыточности) предприятия  и выявить пути ее совершенствования, сделав соответствующие выводы.
      Объектом исследования является ОАО «Сосновка» Ливенского района Орловской области. Предметом исследования в данной курсовой работе является рентабельность (убыточность) предприятия.
    В курсовой работе использовались следующие методы:
    Монографический.
    Экономико-статистический.
    3.          Логический.
    4.         Анализ и синтез.
    5.         Методы детерминированного факторного анализа.
      В качестве исходной информации использовались данные годовых отчетов за 2003 – 2005 гг., статистические сведения, научная и периодическая литература. Также использовались «Устав» и «Учетная политика», принятые на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теоретические и методологические аспекты анализа  рентабельности (убыточности) предприятия.
 
         Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
         По мнению Савицкой В.Г. показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
    1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
    2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
    3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
          Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З).
         R= П/З;                  R=ЧП/З;                 R=ЧДП/З; где
З - сумма затрат реализованной продукции;
П –  прибыль от реализации продукции;
ЧП –  прибыл от основной деятельности;
ЧДП –  сумма чистого денежного потока.
      Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.
      Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
          R=П/В;                   R=ЧП/В;                 R=ЧДП/В;   где
                 В – выручка от реализации продукции.                                                                                                                                                                                                                                      Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.)
         R=П/К;                   R=ЧП/К;                 R=ЧДП/К; где
К- среднегодовая  стоимость всего капитала.[17]
          Басовский Л.Е. выделяет следующую классификацию рентабельности:
    показатели прибыльности продаж:
      - коэффициент валовой прибыли  ( валовая прибыль/сумма продаж);
      - коэффициент операционной прибыли  (операционная прибыль/сумма        
      продаж);
      - рентабельность продаж (чистая прибыль/сумма продаж).
      2)      показатели рентабельности активов:
      - рентабельность активов (чистая  прибыль/сумма активов);
      - рентабельность текущих активов  (чистая прибыль/текущие активы);
      -рентабельность долгосрочных активов ( чистая прибыль/долгосрочные активы).
    показатели рентабельности финансовых источников капитала:
      - рентабельность общих инвестиций ((прибыль до вычета налогов  + выплачиваемые проценты)/(долгосрочные  обязательства + собственный капитал));
      -рентабельность  собственного капитала (чистая прибыль/собственный  капитал);
      - коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства (чистая прибыль/долгосрочные обязательства). [4]
      В современных условиях существуют проблемы рентабельности производства сельскохозяйственной продукции. В свою очередь кандидат экономических наук Боговиз предлагает следующие решения данных проблем.
          Сельскохозяйственное производство функционирует как неравновесная по спросу и предложению экономическая система. В данной связи, в рамках государственной аграрной политики необходимо предусмотреть условия для рентабельного производства сельскохозяйственной продукции и, следовательно, преодоления диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, инвестиционного кризиса, недостаточной рыночной адаптации предприятий АПК, низких почти повсеместно доходов.     Требуется также дальнейшее совершенствование ресурсной агропромышленной политики государства и механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства, порядок функционирования которого потребует законодательной регламентации и государственного мониторинга издержек аграрного производства.
      В экономической теории и практике идет активный поиск корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета и обоснования размера государственной ресурсной поддержки, эффективности ее распределения и использования, обеспечения адресности.
      В рыночных условиях государственная  сельскохозяйственная политика осуществляется системой мероприятий государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. По мнению автора, основу регулирования рынка сельскохозяйственной продукции должен составлять механизм зерновой интервенции. Использование механизма зерновой интервенции и обоснованной дифференцированной государственной ресурсной поддержки позволит решить ряд макроэкономических задач:
      1) стабилизация и государственное регулирование цен на зерно, и как следствие, формирование и активное участие в ценовой политике на продовольственные товары и продукцию сельского хозяйства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
      2) регулирование распределительных отношений в сфере производства, кредитования и переработки сельскохозяйственной продукции. Главный эффект в данном направлении - стабилизация финансовой основы функционирования сельскохозяйственных предприятий;
      3)развитие конкурентоспособности и повышение устойчивости сельскохозяйственного производства, и как следствие, усиление процессов воспроизводства основных средств, почвенного плодородия. Указанные обстоятельства позволяют рассмотреть комплекс проблем обеспечения рентабельности  производства продукции растениеводства на региональном уровне выявить экономическую сущность государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.  
      Рассмотрим анализ механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий во временных рыночных условиях. В настоящее время можно выделить три стратегические модели функционирования  сельскохозяйственных предприятий:
        1) модель свободного рынка, основной xapaктеристикой которой выступает отсутствие государстве регулирования цен и нормативной государственной поддержки сельских товаропроизводителей;
      2) модель регулируемого рынка, в которой государство проводит оценки доходов сельскохозяйственного производства и осуществляет регулирование цен, адресную поддержку сельхозпредприятий и создает условия гарантированного кредитования производства;
      3) модель государственного управления, характерными признаками которой выступает монопольное посредничество государства в определении реализации товаропроизводителями своей продукции и материально-технического и финансового обеспечения сельхозпроизводства.
      Проанализировав перечисленные и рыночные модели можно сделать вывод. Модель свободного рынка предполагает реализацию и производство продукции независимых методов государственного управления и регулирования, то есть государство не вмешивается в естественный ход процессов на рынке сельхозпродуктов и таким образом, не является участником рынка.
      В связи с этим возникает множество посредников по продаже и перекупке аграрной продукции, в результате цены на продовольственные товары на рынке сельскохозяйственной продукции и реализации сельхозпродукции существенно отличаются, то есть распределение выручки между сельхозтоваропроизводителем и переработчиком неравномерное. Такая модель рынка сложилась в 2000 гг., а следствием стихийности рынка зерна стала низкая рентабельность его производства, монополизация зернового рынка, низкая окупаемость инвестиций в сельском хозяйстве, нестабильность доходов сельхозтоваропроизводителей, отсутствие социальной защиты сельского населения и т.д.
      При модели государственного управления государство посредством существующих механизмов управления обеспечивает закупку и продажу сельскохозяйственной продукции по установленным ценам. Недостаток этой модели заключается в том, что не в полной мере включаются рыночные механизмы, объем государственной ресурсной поддержки строго регламентирован и не привязан к сложившейся рыночной ситуации. При таких условиях механизм государственной ресурсной поддержки отделен от других механизмов государственного управления и основывается на распределительном принципе.
      Модель  регулируемого рынка  обеспечивает рыночное ценообразование на продукцию, способствует оптимизации отношений между производителем и потребителем, при ней появляется возможность реального планирования производства и потребления и, в то же время, сохраняется в достаточной агропромышленного комплекса региона. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  производственно-экономической деятельности ОАО «Сосновка».
 
2.1. Анализ размеров предприятия и специализации производства.
      Акционерное общество «Сосновка» является юридическим  лицом и действует на основании  устава Федерального Закона «Об акционерных  обществах» от 26 декабря 1995года и действующего законодательства Российской Федерации. Общество создано путем преобразования Товарищества на Вере «Сосновка: Ревин и компания» и является его правоприемником, несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в открытое акционерное общество «Сосновка» в 2003 году.
      Полное  фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «Сосновка». Сокращенное  фирменное наименование: ОАО «Сосновка».
      Место нахождения Общества определено местом его государственной регистрации. Адрес Общества: Россия, 303805, Орловская область, Ливенский район, с. Сосновка.
      ОАО «Сосновка» многоотраслевое хозяйство, специализируется на выпуске продукции  растениеводства: зерно, сахарная свекла и др. Является районным семеноводческим хозяйством по семенам многолетних трав. Здесь производятся для хозяйств района семена клевера и костра. В хозяйстве содержатся КРС, свиньи, развито молочное скотоводство.   
      ОАО «Сосновка» осуществляет следующие виды деятельности:
      -  производство  сельскохозяйственной  продукции;
      - осуществление коммерческой деятельности, включая организацию и           проведение торгово-закупочных операций;
      -  посредническая деятельность;
      -  внешнеэкономическая деятельность;
      -  хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
      -  строительные, монтажные, пуско-наладочные  и отделочные работы;
      -  транспортные услуги.
          Землепользование ОАО «Сосновка» расположено в западной части Ливенского района на расстоянии 40 км от города Ливны. От автодороги Орел-Ливны до села Сосновка построена дорога с твердым покрытием. Транспортная связь с базами снабжения и пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции производится по дорогам с твердым покрытием. Расстояние до пунктов сдачи продукции следующие:
      -зерно - Ливенский элеватор - 40 км;
      -сахарная  свекла - Ливенский сахарный завод  -40 км;
      -мясо - Ливенский мясокомбинат - 40 км;
      -молоко - Ливенский молокозавод - 40 км.
         Землепользование состоит из одного земельного участка. Общая площадь сельскохозяйственных угодий равна 5985 га , в том числе пашни 5544 га.
      Рассматривая  производственно-экономическую характеристику предприятия, необходимо проанализировать все основные показатели его производственно-хозяйственной  деятельности, проследить за их динамикой в анализируемом периоде с 2003 по 2005 г.г., выявить закономерности их изменения. Характеристику предприятия целесообразно начать с показателей размера производства ОАО «Сосновка». С этой целью проведем анализ показателей, представленных в таблице 2.1. 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1-Анализ показателей размера ОАО «Сосновка». 

Показатели
2003г. 2004г. 2005г. Среднегодовой темп роста, %
Объемы  производства основных видов продукции, ц:
-зерна
-молока
 
 
126559 9698
 
 
100515 11715
 
 
145057 11118
 
 
107,06 107,07
Стоимость валовой продукции в текущих ценах, тыс. руб.  
53099
 
48229
 
63993
 
114,81
Стоимость проданной продукции (работ, услуг), тыс. руб.  
39834
 
38994
 
48319
 
110,14
Площадь с/х угодий, га,           в том числе: пашни, га
6454 6013
5985 5544
5985 5544
96,29 96,02
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.,   
33678
 
41143
 
48493
 
119,99
Наличие техники, физ. ед.: -тракторов
-комбайнов
-грузовых автомобилей
 
46 33
21
 
46 33
19
 
48 33
19
 
102,15 100,00
95,12
 Энергетические  мощности, л. с.  
19314
 
19367
 
19140
 
99,55
Среднесписочная численность работников, чел.,  
174
 
164
 
164
 
97,08
 в  том числе занятых в с/х производстве, чел.  
163
 
149
 
147
 
94,97
Поголовье КРС, гол. 295 295 295 100,00
 
      По  результатам анализа видно, что в ОАО «Сосновка» за 2003-2005 годы произошли следующие изменения. Объемы производства основных видов продукции возросли в среднем за год: зерно – на 7,06%, молоко – на 7,07%. Это произошло за счет увеличения в 2005 году посеянной и убранной площади. Стоимость валовой продукции в текущих ценах также увеличилась на 14,81%. Это произошло за счет того, что возросли материальные затраты, а также увеличился объем производства продукции. В связи с этим возросла и стоимость реализованной продукции. Площадь пашни снизилась на 3,71% за счет уменьшения общей площади сельскохозяйственных угодий. Среднегодовая стоимость основных средств также возросла за счет увеличения стоимости основных фондов. За счет покупки новых тракторов, увеличилось их количество. А вот грузовых автомобилей стало меньше за счет их списания, так как срок эксплуатации истек. Энергетические мощности сократились на 0,45%, это связано с рациональным использованием электроэнергии. Среднегодовая численность работников, в том числе в сельскохозяйственном производстве, уменьшилась, это связано с сокращением штата на предприятии. А вот среднегодовое поголовье КРС осталось прежним.
          Следующим важным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия является состав и структура выручки от продаж (таблица 2.2). По структуре денежной выручки от реализации продукции определяется производственное направление предприятия и уровень его специализации. Ее значимость связана с тем, что она является основным источником возмещения авансированного в производство капитала, его накопления. 

Таблица 2.2- Состав и структура выручки от продаж ОАО «Сосновка». 

 
Виды  продукции  и отрасли

Годы

2003 2004 2005
 тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Зерновые  и зернобобовые
 
23179
 
58,19
 
20140
 
51,65
 
30851
 
63,85
Сахарная  свекла 2011 5,09 2214 5,68 1233 2,55
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде  
 
 
3960
 
 
 
9,95
 
 
 
1921
 
 
 
4,93
 
 
 
1936
 
 
 
4,01
Прочая                                           продукция растениеводства  
120
 
0,30
 
105
 
0,27
 
7
 
0,01
Итого продукция растениеводства  
29270
 
73,51
 
24380
 
62,52
 
34027
 
70,42
 
      Продолжение таблицы 2.2
КРС 2550 6,42 3060 7,85 3107 6,43
Свиньи 4214 10,58 206 0,57 - -
Молоко 3489 8,76 5454 13,99 6420 13,29
Прочая  продукция животноводства _ _ _ _  
11
 
0,02
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде  
 
 
139
 
 
 
0,35
 
 
 
77
 
 
 
0,19
 
 
 
109
 
 
 
0,23
Итого продукция животноводства  
10392
 
25,98
 
8807
 
22,59
 
9945
 
20,58
Прочая  продукция, работы и услуги  
174
 
0,46
 
5804
 
14,88
 
4347
 
9,00
Всего по организации 39834 100,00 38994 100,00 48319 100,00
 
      Из  полученных данных видно, что в структуре  денежной выручке наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства  соответственно по трем годам 73,51%; 62,52%; 70,42%.
      Рассматривая  продукцию растениеводства в  разрезе можно заметить, что предприятие  в основном занимается производством  зерновых и зернобобовых культур, так  как занимает наибольший удельный вес  в общей выручке (58,19%; 51,65%; 63,85%). Наименьший удельный вес занимает прочая продукция растениеводства (0,30%; 0,27%; 0,01%). Второе место принадлежит продукции животноводства, причем преимущество отдается молоку. Так в структуре денежной выручки ее удельный вес в 2003 году составил 8,76%, в 2004 году – 13,99%, в 2005 году – 13,29%. Таким образом, ОАО «Сосновка» специализируется в двух направлениях: растениеводство (от 73,51% до 70,42%) и молочное в животноводстве (от 8,76% до 13,29%)  в структуре денежной выручки в рассматриваемом периоде. Причем, как видно из таблицы, удельный вес выручки от реализации продукции молочного животноводства с каждым годом увеличивается, а оставшаяся продукция животноводства уменьшается. Продукция растениеводства колеблется, но крупных изменений практически не происходит.
        Для наиболее полной характеристики специализации хозяйства рассчитывают коэффициент специализации по формуле:
         Кс = 100 / S УВ (2n-1),
         где     Кс – коэффициент специализации;
               УВ 
                  n -
удельный вес каждого вида продукции в структуре всей товарной продукции; порядковый  номер вида продукции по занимаемому  ею удельному весу, начиная с наивысшего.
      Если  Кс < 0,3, то степень специализации  слабая;
      Если  Кс колеблется от 0,3 до 0,5 – средняя;
      Если  Кс колеблется от 0,5 до 0,7 – высокая;
      Если  Кс свыше 0,7, то предприятие считается  узко направленным.          Рассчитаем коэффициент специализации за 2003 год.
         Получили, что Кс = 0,2. Так как 0,2<0,3, то мы можем сделать вывод о том, что в 2003 году в хозяйстве наблюдалась слабая степень специализации. Аналогично рассчитав коэффициент за 2004 и 2005 гг., получили, что в 2004 году Кс = 0,3 – средняя специализация, а в 2005 году – 0,3 - средняя. Это говорит о том, что ОАО «Сосновка» приблизительно в равной степени как растениеводством, так и животноводством.
      Для анализа динамики производства валовой  продукции растениеводства в  натуральных измерителях, необходимо определить влияние факторов на изменение  производства продукции. Определим изменение валового сбора продукции растениеводства в отчетном году по сравнению с прошлым под влиянием:
      1) изменения посевной площади:
             
            
             
             
      2) изменения урожайности:
             
             
             
                 
      Результаты  факторного анализа производства продукции растениеводства  отразим в таблице 2.3.
Таблица 2.3-Факторный анализ производства продукции растениеводства ОАО «Сосновка».
 
 
Виды  продукции
Площадь посева, га Урожайность, ц/га Валовая продукция, ц Отклонения, ц
2004 год 2005 год 2004год 2005 год 2004 год 2005 год
Всего  за счет изменения:
Пло- щади
Урожай-ности
Зерновые и зернобо- бовые
3580 3502 44,3 47,5 158594 166345 7751 -3455,4 11206,4
Кукуруза  на силос 120 150 223 297 26760 44550 17790 6690 11100
Сахарная  свекла 120 120 262,8 209,7 31536 25164 -6272 0 -6372
 
        Факторный анализ производства продукции растениеводства показал, что валовый сбор зерновых в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 7751 ц. Это произошло из-за увеличения урожайности на 3,2 ц/га, поэтому валовый сбор в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 11206,4 ц/га. А площадь посева отрицательно повлияла на валовый сбор и снизила его на 3455,4 ц. Валовый сбор кукурузы на силос также увеличился на 17790 ц  в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Положительно сказалась как площадь посева, которая увеличила валовый сбор на 6690 ц, так и урожайность, которая увеличилась на 74 ц и увеличила валовый сбор на 11100 ц. Валовый сбор сахарной свеклы снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 6272 ц. Это произошло за счет снижения урожайности в отчетном году на 53,1 ц/га, поэтому валовый сбор уменьшился на 6372 ц. Площадь посева осталась прежней и никак не повлияла на изменение валового сбора.
      Для анализа динамики производства валовой  продукции животноводства в натуральных  измерителях, необходимо определить влияние факторов на изменение производства продукции. Определим изменение валового производства продукции животноводства в отчетном году по сравнению с прошлым под влиянием:
    изменения поголовья животных:
      
      
      
    изменения продуктивности животных:
      
      
      
        
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.4-Факторный анализ производства продукции животноводства ОАО «Сосновка».
 
Продукция животновод-ства
Поголовье, гол. Продуктивность, ц/гол Валовая продукция, ц (гол.) Отклонения
2004 год
2005 год
2004 год
2005 год
2004 год
2005 год
Все-го, ц (гол) За счет
Пого- ловья
Продуктив- ности
Основного стада молочного скота:                  
Молоко 295 295 39,7 37,7 11711,5 11121,5 -590 0 -590
Приплод 295 295 0,3 0,4 88,5 118 29,5 0 29,5
Прирост живой массы КРС 655 621 1,5 1,7 982,5 1055,7 73,2 -51 124,2
 
      Факторный анализ продукции животноводства показал, что валовая продукция в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась  на 590 ц. Это произошло из-за снижения продуктивности животных на 590 ц. Валовая  продукция приплода, наоборот, увеличилась  на 29,5 ц Положительное влияние на это оказало увеличение продуктивности на 29,5 ц. Валовый сбор прироста живой массы КРС также увеличился в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 73,2 ц. Это произошло за счет увеличения продуктивности животных на 124,2 ц. А вот поголовье животных снизило валовый сбор прироста живой массы КРС на 51 ц.  
 
 
 

2.2. Анализ использования  ресурсов предприятия. 

      Рациональная  обеспеченность сельскохозяйственного  производства средствами труда позволяет  интенсивно использовать трудовые ресурсы, что способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота. Рассчитаем показатели обеспеченности производственными ресурсами и представим их в  таблице 2.5.
Таблица 2.5-Обеспеченность ОАО «Сосновка» основными средствами и эффективность их использования. 

Показатели
 
2003 год
 
2004 год
 
2005 год
Абс. откл. 2005г. от 2003г.
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.  
33678
 
41143
 
48493
 
14815
Энергетические  мощности, л. с. 19314 19367 19140 -174
Количество  тракторов, в т.ч. - зерноуборочных комбайнов
- свеклоуборочных комбайнов
46 25
3
46 25
3
48 25
3
2 -
-
Среднегодовая численность работников,  чел.  
174
 
164
 
164
 
-10
Площадь сельхозугодий, га, в т.ч.: -уборки зерновых и зернобобовых, га
-сахарной свеклы, га
6454 3706 

210
5985 2766 

120
5985 3452 

120
-469 -254 

90
Валовая продукция, тыс. руб. 53099 48229 63993 10894
Приходится  тракторов на 100 га с/х угодий, Зерноуборочных  комбайнов на 100 га
Свеклоуборочных комбайнов на 100 га
 
0,7 
0,7 

1,4
 
0,8 
0,9 

2,5
 
0,8 
0,7 

2,5
 
0,1 
- 

1,1
Энергообеспеченность (на 100 га с/х угодий), л.с.  
299
 
324
 
320
 
21
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 194 251 296 102
Энерговооруженность, л.с./чел. 111 118 117 6
Фондоотдача, руб./ 100 руб. 115 80 98 -17
Фондоемкость, руб./100 руб. 87 128 102 15
 
      Изучив данные таблицы можно сделать следующий вывод. В ОАО «Сосновка» в 2005 году увеличилась среднегодовая стоимость основных средств на 14815 тыс. руб. А среднегодовая численность работников сократилась на 10 человек. В связи с этим происходит увеличение таких показателей как фондовооруженность на 102 тыс. руб./чел. и энерговооруженность на 6 тыс.руб./чел. На предприятии просматривается тенденция роста показателей фондоемкости на 15 руб./100 руб. и соответственно снижение показателей фондоотдачи на 17 руб./100 руб. в процессе производства. Снижение показателей фондоотдачи является отрицательным моментом хозяйственной деятельности предприятия и свидетельствует о снижении эффективности использования основных производственных фондов. Количество тракторов, приходящихся на 100 га сельскохозяйственных угодий, увеличилось на 0,1 трактор. Это произошло за счет сокращения площади сельскохозяйственных угодий на 469 га. Количество свеклоуборочных комбайнов, приходящихся на 100 га сельскохозяйственных угодий, увеличилось на 0,11 комбайн. Это произошло за счет за счет сокращения площади уборки сахарной на 90 га. Энергообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилась на 21 л.с. Это связано с уменьшением площади сельскохозяйственных угодий.
      Эффективное с/х производство возможно лишь при нормативной обеспеченности его рабочей силой. Недостаточная обеспеченность рабочей силой может привести к несоблюдению технологии производства, а в конечном счете к недополучению продукции. Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами охарактеризуем показателями, приведенными в следующей таблице 2.6. 
 
 
 
 

Таблица 2.6-Обеспеченность ОАО «Сосновка» трудовыми ресурсами. 

 
Показатели
                Годы % 2005г к 2005г.
2003 год
2004 год
2005 год
Среднегодовая численность работников всего, чел
 
174
 
164
 
164
 
94,25
В т.ч. работники, занятые в  сельском хозяйстве
 
163
 
149
 
147
 
90,18
Из  них: рабочие постоянные 143 129 123 86,01
Служащие 20 20 20 100,00
Нагрузка  на 1 с/х работника: сельхозугодий, га
 
39,59
 
40,17
 
40,71
 
102,83
Трудообеспеченность, чел/100 га сельхозугодий 
 
2,7
 
2,7
 
2,7
 
100,00
 
      На  предприятии  среднегодовая численность  работников снизилась на 5,75% за счет  сокращения постоянных работников на 13,99% и штата работников, занятых в сельском хозяйстве, на 9,82%. Увеличилась нагрузка на 1 сельскохозяйственного работника на 2,83% в 2005 году по сравнению с 2003 годом. Увеличение нагрузки произошло за счет сокращения штата работников, занятых в сельском хозяйстве. Трудообеспеченность в течение трех лет в ОАО «Сосновка» осталась прежней и составила 2,7 человек на 100 га сельскохозяйственных угодий.
      Основными задачами в хозяйстве является наиболее полное использование ресурсов при  производстве продукции. Показатели эффективности  использования ресурсов рассмотрим в следующей таблице 2.7. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.7 -Анализ эффективности использования ресурсов ОАО «Сосновка» 

 
Показатели
Годы
Средне- годовой темп роста, %
 
2003 год
 
2004 год
 
2005 год
Валовая продукция (тыс. руб.) в расчете: 53099 48229 63993 114,81
- на 100 га с/х угодий 822,73 805,83 1069,22 114,00
- 100 га  пашни 883,07 869,93 1142,27 113,73
- на 1 л.с. 2,75 2,49 3,34 110,21
Трудоемкость  производства 1 ц, чел-час:        
- зерна 0,54 0,63 0,45 91,29
- молока 4,41 4,74 4,43 100,23
Производство  валовой продукции в руб. в расчете на:        
- 1-го  сельхоз. Работника 325,76 323,68 435,33 115,60
- 1 человеко-час 0,15 0,14 0,19 112,55
ВП  на 1 руб. материальных затрат, руб. 1,95 1,94 2,04 102,28
На 100 руб. имущества получено, руб.:        
- валовой  продукции 157,67 117,22 131,96 91,48
- прибыли  (убытка) от продаж 43,11 36,89 34,31 89,21
 
      Анализ  эффективности использования ресурсов показал, что валовая продукция  в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилась на 14%, а валовая продукция в расчете на 100 га пашни - на 13,73%. Это связано с сокращением площади сельскохозяйственных угодий и пашни. Валовая продукция в расчете на 1 л.с. также возросла на 10,21% в связи с сокращением энергетических мощностей. Трудоемкость производства 1 ц зерна снизилась на 18,71 % , что связано с опережением темпа роста валового сбора зерна по сравнению с ростом затрат труда на ее производство. Трудоемкость производства молока увеличилась на 0,23%, что связано с изменяющимися затратами труда. Динамика показателей производительности труда положительна, так среднегодовая выработка работника увеличилась на 15,6 %.
      Материалоотдача за анализируемый период возросла на 2,28%. За анализируемый период валовая продукция на 100 рублей имущества уменьшилась на 8,52 %, что оказало влияние на финансовый результат, т. к. прибыль на 100 рублей имущества в отчетном году уменьшилась на  10,79%.
От состояния  оборотных активов зависит успешное осуществление производственного  цикла предприятия, потому что недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность, прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит предприятие к отсутствию возможности оплачивать свои обязательства.
      Большое влияние на состояние оборотных  активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат связанных с владением и хранением запасов. Анализ оборачиваемости оборотных активов рассмотрим в следующей таблице 2.8.
Таблица 2.8- Анализ оборачиваемости оборотных средств ОАО «Сосновка» 

 
Показатели
2003 год
2004 год
2005 год
Абс. Откл. 2005г  от 2003г
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.  
28160,5
 
34194
 
43547,5
 
15387
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб.  
39834
 
38994
 
48319
 
8485
Коэффициент оборачиваемости 1,41 1,14 1,11 -0,3
Коэффициент загрузки 0,71 0,88 0,9 0,19
Длительность 1 оборота, дн. 255 316 324 69
Сумма высвобожденных средств, тыс. руб.  
-
 
6607,32
 
1073,76
 
-
 
      Длительность 1 оборота увеличилась на 69 дней за счет увеличения количества дней использования оборотных средств. Но при увеличении данного показателя предприятие дольше не может реализовать товарно-материальные ценности, а также погасить свои долги. Сумма высвобожденных средств составила в 2004 году 6607,32тыс.руб., а в 2005 году -  1073,76 тыс. руб., так как в оборот вовлекаются дополнительные средства.
      Проанализируем  обеспеченность и эффективность  использования материальных оборотных средств в ОАО «Сосновка» в таблице 2.9.
Таблица 2.9-Эффективность использования материальных ресурсов предприятия
 
 
 
 

Показатели

 
 
2002 год
 
 
2003 год
 
 
2004 год
Среднегодовой темп роста, %
Исходные  данные:        
Валовая продукция в текущих  ценах, тыс. руб. 53099 48229 63993 114,81
Материальные  затраты, тыс. руб. 27222 24814 31336 107,29
Производственные  затраты, тыс. руб. 38585 33052 47353 110,78
Выручка от реализации продукции, работ, услуг,  тыс. руб. 39834 38994 48319 110,14
Среднегодовая стоимость материальных оборотных  средств, тыс. руб. 21175 24906 30253 119,3
Прибыль от реализации, тыс. руб. 14518 15177 16640 107,06
Расчетные показатели:        
Материалоотдача, руб./100 руб. 195,06 194,36 204,22 102,32
Материалоемкость, руб./100 руб. 51,27 51,45 48,97 97,73
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 1,29 0,99 1,04 89,79
 
 
 
 
 
Продолжение таблицы 2.9
Длительность  одного оборота материальных оборотных средств 279 363 346 111,36
Удельный  вес материальных затрат в себестоимости продукции, % 70,55 75,01 66,18 96,85
Прибыль (убыток) на 100 руб. материальных оборотных средств 68,56 60,94 55,00 89,57
 
      Как видно из таблицы, на предприятии наблюдается увеличение эффективности использования материальных ресурсов, об этом свидетельствует увеличение материалоотдачи на 2,32% и снижение материалоемкости продукции на 2,27%. Это связано с увеличением валовой продукции в текущих ценах. Отрицательной тенденцией является уменьшение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных средств. Это свидетельствует о неэффективном использовании материальных ресурсов, замедлении их оборачиваемости. Так длительность одного оборота МОБС в 2005 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 67 дней. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции в 2005 году по сравнению с 2003 годом сократился на 3,15%. Прибыль на 100 руб. МОБС также снизилась на 10,43%. Это связано с тем, что МОБС увеличиваются на 7,29%.
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия.
      В каждом хозяйстве в конце года (или в другие установленные сроки) определяют финансовые результаты деятельности в виде прибыли и убытка. Однако фактически каждое хозяйство получает и использует прибыль непрерывно по мере реализации продукции. Полученную прибыль сразу же направляют на различные цели, причем часть ее может быть отвлечена из хозяйственного оборота на более или менее длительный период. Рассмотрим финансовые результаты деятельности ОАО «Сосновка» в таблице 2.10.
Таблица 2.10-Финансовые результаты деятельности ОАО «Сосновка», тыс. руб.

Показатели

2003 год
2004 год 2005 год
Среднегодовой темп роста, %
Выручка от продажи продукции, работ, услуг  
39834
 
39884
 
48319
 
110,14
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг  
25316
 
23817
 
31679
 
111,86
  Валовая  прибыль 14157 15177 16640 108,42
  Коммерческие  расходы  - - - -
  Управленческие  расходы - - - -
Прибыль (убыток) от продаж 14518 15177 16640 107,06
Проценты  к получению - - - -
Проценты  к уплате 255 94 126 70,29
Прочие  операционные доходы - - - -
Прочие  операционные расходы - - - -
Внереализационные доходы 459 3888 1767 196,21
Внереализационные расходы - 3088 1335 -
Прибыль (убыток) до налогообложения 14722 15883 16640 106,31
Отложенные  налоговые активы - - - -
Отложенные  налоговые обязательства - - - -
Текущий налог на прибыль  57 64 - -
ЕСН - - - -
Прибыль (убыток) от обычной деятельности  
14665
 
15819
 
16640
 
106,52
Чрезвычайные  доходы минус расходы  - -1181 -3121 -
Чистая (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного  периода)  
13513
 
14638
 
13516
 
100,01
 
      Проанализировав финансовые результаты деятельности предприятия можно сделать вывод о том, что за период  в 2005 году по сравнению с 2003 годом выручка возросла на 10,14%, главным образом за счет увеличения цены на продукцию. Валовая прибыль с каждым годом растет, это происходит из-за увеличения выручки от продажи товаров и себестоимости проданных товаров. В свою очередь себестоимость проданной продукции, работ, услуг увеличилась на 11,86%. Также увеличилась и прибыл от продаж на 7,06%. В целом по предприятию чистая прибыль увеличилась на 0,01%. Она возросла за счет внереализационных доходов. Хотя по сравнению с 2004 годом прибыль снизилась, так как были чрезвычайные расходы.
     Основную  часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. Поэтому следует  провести факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Таблица 2.11-Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж основных видов продукции 

Вид продукции Объем реализации, ц Цена, 1ц, тыс. руб.
Себестоимость 1ц, тыс. руб. Выручка от продаж, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб.
2004 г.
2005 г.
2004  г.
2005 г.
2004 г.
2005 г.
2004  г.
2005 г.
Усл. 2004  г.
2005 г.
Усл.
Зерновые  и зернобо-
бовые
54945 116676 0,37 0,26 0,12 0,15 20330 30336 43170 6593 17501 14001
 
Сахарная  свекла
31541 8079 0,07 0,15 0,09 0,07 2208 1212 566 2839 5655 727
 
Молоко
10340 9616 0,53 0,67 0,54 0,30 5480 6443 5096 5584 2885 5193
КРС на мясо 174 158 0,32 0,67 2,37 0,24 56 106 51 412 38 374
Итого: - - - - - - 28074 38097 48883 15428 26079 20295
 
      Теперь проведем факторный анализ прибыли от продаж основных видов продукции. Прибыль от продажи продукции зависит от объема реализации, структуры реализованной продукции, уровня цен и себестоимости единицы продукции.
       Детерминированная модель имеет следующий вид:
       ,
      где - объем реализации i – го вида продукции, ц,
       - цена реализации, руб.,
       - себестоимость реализованной  продукции, руб.
      Расчет  влияния факторов на изменение прибыли можно осуществить методом цепной подстановки. Для этого необходимо определить условные показатели:
,
  

      где - коэффициент изменения объемов продаж основных видов продукции в отчетном году по сравнению с прошлым, который рассчитывается по формуле:
      
      где и - выручка отчетного года в ценах прошлого года, себестоимость реализованной продукции отчетного года в оценке прошлого года соответственно.
      Влияние факторов на изменение прибыли от реализации определяется последовательным вычитанием предыдущего показателя из последующего.
    влияние изменения объема реализации:
          
    влияние изменения структуры реализованной продукции:
           
    влияние изменения уровня реализационных цен:
        
    влияние изменения себестоимости единицы сельскохозяйственной продукции:
       
      Результаты расчета факторного анализа прибыли (убытка) по видам реализованной продукции представим в таблице 2.12.
Таблица 2.12-Факторный анализ прибыли от продаж основных видов продукции 

 
 
Показатели
 
2004 год
 
2005  год
Реализованная продукция отчетного года в ценах прошлого года (условная)
Выручка от продаж, тыс. руб. 28074 38097 48883
Полная  себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 15428 26079 20295
Прибыль (убыток), тыс. руб. 12646 12018 28588
Отклонения  в прибыли – всего,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.