На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов свободная таможенная зона и свободный склад

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      белорусский государственный университет
      факультет международных отношений
     кафедра таможенного дела 
 
 
 

 
 
 
Курсовая  работа на тему: «Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов свободная таможенная зона и свободный склад» 
 
 
 

Выполнил: Барсуков А. Е., студент
4 курса 15 группы ТД
Научный руководитель: Ярошевич В. И.,
преподаватель 

Минск 2008
Список основных аббревиатур
ВЭД Внешнеэкономическая деятельность
ГТД Грузовая таможенная декларация
ГТК Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
НДС Налог на добавленную  стоимость
ТН  ВЭД Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
СВХ Склад временного хранения
СТЗ Свободная таможенная зона
СТО Сбор за таможенное оформление
СЭЗ Свободная экономическая  зона
СС Свободный склад
ТК Таможенный  кодекс Республики Беларусь
 
Содержание 
 

 

Введение

    В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.
    Законодательство  Республики Беларусь закрепляет за любым лицом – юридическим или физическим, резидентом или нерезидентом Республики Беларусь – право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Никто не может быть лишен такого права либо ограничен в праве на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренные действующим законодательством Республики Беларуси.
    Перемещение товаров и транспортных средств  через таможенную границу производится в соответствии с таможенными режимами, правом выбора которых наделены декларанты. Таможенные режимы содержат суть таможенного законодательства, регулирования внешнеэкономической деятельности. Также они упорядочивают весь процесс перемещения товаров и транспортных средств, определяют характер и цели перемещения, устанавливают пределы прав юридических и физических лиц по пользованию и распоряжению находящихся в их ведении товарами и транспортными средствами.
    Основной  целью данной курсовой работы является определение содержаний таможенных режимов СТЗ и СС и их применение.
    Исходя  их выдвинутой цели, задачи данного  исследования формулируются следующим  образом:
    Описать содержание понятия «таможенный режим»;
    Рассмотреть СТЗ и СС, как таможенную территорию Республики Беларусь:
      порядок создания и упразднения данных таможенных территорий;
      требования, которые необходимо соблюдать резиденту СТЗ и владельцу СС;
    Охарактеризовать таможенные режимы «свободная таможенная зона» и «свободный склад»:
      содержание таможенных режимов;
      сроки нахождения, условия размещения товаров в заявленном режиме;
      особенности таможенного оформления и исполнение налогового обязательства.
    Узнать, какими нормативно-правовыми актами регулируется каждый из режимов.

Глава 1. Таможенный режим свободная таможенная зона

1.1 Общая характеристика таможенных режимов в Республике Беларусь

    Таможенный  режим является одним из ключевых понятий таможенного  права. Он устанавливает  правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Беларусь.
    Согласно ст. 8 Таможенного кодекса, таможенный  режим - совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами. В настоящее время в Республики Беларусь действуют 14 таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом, а именно:
    Свободное обращение;
    Экспорт;
    Переработка на таможенной территории;
    Переработка вне таможенной территории;
    Временный ввоз;
    Временный вывоз;
    Таможенный склад;
    Реимпорт;
    Реэкспорт;
    Уничтожение;
    Отказ в пользу государства;
    Свободная таможенная зона;
    Беспошлинная торговля;
    Свободный склад.
    Действующие таможенные режимы можно разделить на несколько групп в зависимости от целей перемещения и места размещения товаров1:
    Первая группа - режимы, предусматривающие размещение товаров на таможенной территории:
    таможенные режимы, при установлении которых товары снимаются с таможенного контроля:
      с передачей таможенным органом таких товаров заявителю –свободное обращение, реимпорт;
      без передачи таможенным органом таких товаров заявителю – отказ от товара в пользу государства, уничтожение;
    таможенные режимы, при установлении которых товары не снимаются с таможенного контроля (т.е. после установления этого режима требуется последующее заявление иного таможенного режима, позволяющего снять товары с таможенного контроля):
      с передачей таких товаров таможенным органом заявителю для осуществления им коммерческой деятельности – временный ввоз, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона, свободный склад, беспошлинная торговля;
      с передачей таких товаров таможенным органом лицу, имеющему соответствующее разрешение – таможенный склад.
    Вторая  группа – таможенные режимы, предусматривающие  размещение товаров вне таможенной территории Республики Беларусь:
    таможенные режимы, при установлении  которых товары снимаются с таможенного контроля после вывоза их за пределы таможенной территории, - экспорт и реэкспорт;
    таможенные режимы, при установлении  которых товары не снимаются с таможенного контроля после вывоза их за пределы таможенной территории, - временный вывоз, переработка вне таможенной территории.
    Таможенные  режимы устанавливаются ТК, за исключением  таможенного режима свободного склада, который устанавливается Президентом  Республики Беларусь.2

1.2 Свободная таможенная зона

    Свободная таможенная зона - территория в границах свободной экономической зоны, определенная в соответствии с законодательством, в пределах которой резидентом свободной  экономической зоны могут размещаться  иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отечественные товары.3
    СТЗ может не совпадать с территорией  СЭЗ и определяется внутри территории СЭЗ решением ее администрации по согласованию с Государственным  таможенным комитетом для конкретного резидента СЭЗ.
    В случае, если СТЗ не может представлять собой единую территорию, допускается  определение СТЗ, состоящей из отдельных  территорий, помещений, удаленных друг от друга, при условии, что они  находятся в границах территории СЭЗ, соответствуют требованиям, установленным Положением4, и имеют контрольно-пропускной режим.
    Границы территории СТЗ должны быть обозначены. Способ обозначения территории СТЗ  определяется таможней по согласованию с администрацией СЭЗ с учетом особенностей сооружения, в границах территории которого определяется территория СТЗ.5
    В случае необходимости возведения в  границах территории СТЗ зданий, строений, сооружений администрация СЭЗ направляет в ГТК уведомление с просьбой о согласовании такого строительства. При этом уведомление до его направления в ГТК должно быть согласовано с таможней.
    Таможня согласовывает уведомление, если строительство  сооружений:
    не будет препятствовать осуществлению таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ;
    не повлияет на соблюдение требований к обустройству и оборудованию СТЗ, установленное законодательством Республики Беларусь.
    Уведомление должно содержать подтверждение  того, что резидент СЭЗ обладает правом на возведение строений в границах территории СТЗ, а также обоснование необходимости осуществления данного строительства.
    Уведомление должно быть рассмотрено в течение  пятнадцати рабочих дней с даты поступления  в ГТК.
    По  результатам рассмотрения уведомления  ГТК информирует администрацию  СЭЗ о согласовании строительства либо об отказе в таком согласовании с указанием причин отказа.
    Строительства в границах территории СТЗ может быть отказано при6:
    несоответствии уведомления требованиям Инструкции;
    наличии в уведомлении недостоверных сведений;
    несоответствии целей строительства информации о деятельности, которая содержится в кратком описании инвестиционного проекта, представленного при согласовании решения об определении территории СТЗ.
    Размещение  товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в СТЗ разрешается с даты согласования ГТК решения администрации СЭЗ об определении пределов СТЗ.
    Для согласования решений об определении  территорий СТЗ, принимаемых администрациями  СЭЗ в отношении заинтересованных резидентов СЭЗ, администрации СЭЗ направляют в ГТК письменное обращение о согласовании решения об определении территории СТЗ.
    Вместе  с обращением о согласовании решения  об определении территорий СТЗ администрация  СЭЗ представляет в ГТК подписанные  главой администрации СЭЗ и заверенные печатью следующие документы:7
    решение об определении территории СТЗ (в четырех экземплярах);
    краткое описание инвестиционного проекта, содержащее: информацию о резиденте СЭЗ (учетный номер плательщика, полное наименование, дата регистрации в качестве резидента СЭЗ), информацию о деятельности, которую предполагается осуществлять в определяемых границах территории СТЗ, в соответствии с инвестиционным проектом;
    планы-схемы, согласованные и заверенные таможней: общей территории СЭЗ с указанием ее границ (выкопировка из общей схемы территории) и места нахождения резидента СЭЗ, в границах территории которого определяется территория СТЗ; производственных площадей резидента СЭЗ, в границах территории которого определяется территория СТЗ, с привязкой к местности (указать адрес места нахождения резидента СЭЗ и прилегающие улицы); сооружений, в которых определяется территория СТЗ (с указанием площадей каждого помещения и площадки, их функционального назначения, а также общей площади сооружения).
    Владелец  СТЗ обязан:8
      соблюдать условия функционирования СТЗ, порядок использования товаров, находящихся в СТЗ;
      обеспечивать сохранность средств идентификации, наложенных таможенными органами на помещения, в которых находятся товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
      создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, находящихся в СТЗ, в том числе оказывать таможенным органам содействие в их осуществлении, обеспечивать уполномоченным должностным лицам таможенных органов доступ к товарам, находящимся в СТЗ, и выполнять их законные требования;
      исключить возможность размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, вне СТЗ без разрешения таможенных органов.
    Функционирование СТЗ прекращается в следующих случаях:9
    при ликвидации СЭЗ, в том числе в связи с истечением срока ее функционирования;
    при упразднении СТЗ решением администрации СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом, принятым:
    по заявлению владельца СТЗ, в том числе после реализации им его инвестиционного проекта;
    в связи с лишением владельца СТЗ статуса резидента СЭЗ в порядке, определенном законодательством;
    по ходатайству Государственного таможенного комитета, направленному в администрацию СЭЗ, в случае выявления фактов неоднократного совершения владельцем СТЗ нарушений таможенного законодательства;
    в иных случаях невозможности сохранения СТЗ в соответствии с законодательными актами.
    Функционирование  СТЗ прекращается по истечении двух месяцев со дня согласования Государственным таможенным комитетом решения об упразднении СТЗ, принятого администрацией СЭЗ.10
    Со  дня, следующего за днем согласования ГТК решения об упразднении СТЗ, принятого администрацией СЭЗ, помещение товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны для размещения в этой СТЗ не допускается.

1.3 Таможенный режим «свободная таможенная зона»

    Таможенный  режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования.11
    Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы, за исключением таможенных режимов таможенного склада и свободной таможенной зоны, а также товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
    Президент Республики Беларусь или по его поручению  Правительство Республики Беларусь могут определять перечни товаров, помещение которых под таможенный режим свободной таможенной зоны не допускается, а также устанавливать запреты и ограничения на отдельные виды операций с товарами в свободных таможенных зонах.
    Товары, помещенные под таможенный режим  свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, образовавшиеся при совершении операций переработки таких товаров, приобретают статус иностранных товаров.
    Декларантом таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать только резидент свободной экономической зоны, который будет осуществлять хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне.12
    Для помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны декларант дополнительно представляет в таможенный орган документы, свидетельствующие, что он является резидентом свободной экономической зоны и для него определена свободная таможенная зона, в которой будут осуществляться хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
    При этом операции переработки товаров могут включать13:
    собственно переработку или обработку товаров, при которых товары для переработки теряют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);
    изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку, при котором товары для переработки сохраняют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);
    ремонт либо техническое обслуживание товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;
    использование товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки, за исключением средств производства (оборудование, станки, приспособления и др.).
    Налоговое обязательство по уплате ввозных  таможенных пошлин, налогов в отношении  товаров, помещаемых под таможенный режим СТЗ, возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим СТЗ.
    Прекращается  налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный режим СТЗ:14
    при прекращении действия таможенного режима СТЗ;
    при задержании товаров таможенными органами;
    в случаях, таких как:
    исполнения в виде:
              уплаты таможенных пошлин, налогов;
              взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом;
    использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
    использования тарифных преференций;
    отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;
    принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;
    помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;
    утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
    взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;
    если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базовой величины определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях - на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
    Налоговое обязательство по уплате ввозных  таможенных пошлин, налогов в отношении  товаров, помещаемых (помещенных) под  таможенный режим СТЗ, подлежит исполнению в следующие сроки:15
    в день вывоза товаров за пределы свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим;
    в день совершения действий, нарушающих установленные требования (размещение, хранение, использование товаров на свободной таможенной зоне), а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим;
    - в день утраты товаров, за исключением утраты таких товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим СТЗ.
    Действие  таможенного режима свободной таможенной зоны прекращается:16
      при помещении:
      товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, под иной таможенный режим, в том числе таможенный режим СТЗ с целью размещения в иной свободной таможенной зоне, либо под таможенную процедуру с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь.
      товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, под таможенные режимы реэкспорта, свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, а также под таможенный режим с СТЗ с целью размещения в иной свободной таможенной зоне с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь;
      при задержании товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, в случае если товары не были помещены под иной таможенный режим, в том числе таможенный режим СТЗ для размещения в иной свободной таможенной зоне, либо под таможенную процедуру с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь;
      при снятии товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, с таможенного контроля в связи с:
        помещением под таможенный режим свободного обращения, реимпорта, отказа в пользу государства либо уничтожения с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь и (или) иными актами таможенного законодательства;
        конфискацией или обращением в государственную собственность в соответствии с законодательством;
        фактическим вывозом с таможенной территории;
        обращением взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;
        утратой вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;
        наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

1.4 Проблемы и перспективы применения таможенного режима «свободная таможенная зона»

    Наиболее  четко содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, с его преимуществами и спецификой, отражены в Указе главы государства от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь». В соответствии с данным Указом не требуется таможенное оформление:17
    при ввозе на территорию свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, и из Российской Федерации товаров, не подлежащих таможенному оформлению в соответствии с законодательством;
    при вывозе таких товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию, а также полностью произведенных из них товаров.
    В Указе содержится оговорка о том, что поставка товаров резидентами СЭЗ между свободными таможенными зонами не является ввозом на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь.
    Однако, несмотря на принятие Указа № 262, отношения, связанные с функционированием свободных таможенных зон, созданных на территориях свободных экономических зон, нуждались в более подробной регламентации. Поэтому был принят Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территории свободных экономических зон»18.
     В нем имеется ряд новых положений, которые не содержатся в Таможенном кодексе и о которых следует упомянуть особо.
    Прежде  всего, свободная таможенная зона в  соответствии с названным Указом - это территория, в границах которой  владельцу этой зоны разрешается  размещать и использовать, в том  числе путем совершения операций переработки, иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Республики Беларусь. При этом владельцем СТЗ может являться резидент СЭЗ, для которого администрацией СЭЗ по согласованию с ГТК определены границы свободной таможенной зоны.
     Территория СТЗ должна быть обозначена, а также оборудована инженерно-техническими средствами, ее обустройство должно обеспечивать возможность проведения операций таможенного контроля, в том числе таможенного досмотра.
    Таможенные  органы вправе не только осуществлять операции таможенного контроля с товарами, находящимися в СТЗ, но и запрещать осуществление тех или иных операций с товарами в данной зоне при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства.
    Однако  особое значение рассматриваемого Указа  заключается в описании правоотношений, складывающихся при упразднении СТЗ, поскольку данные вопросы в Таможенном кодексе не затронуты.
    Так, Указом определены случаи, когда может  производиться упразднение территории СТЗ:19
    при ликвидации СЭЗ;
    в случае отмены Президентом решения о создании СЭЗ;
    решением администрации СЭЗ по согласованию с ГТК;
    по заявлению владельца СТЗ, в том числе после реализации им его инвестиционного проекта;
    при лишении владельца СТЗ статуса резидента СЭЗ;
    по ходатайству ГТК, направленному в администрацию СЭЗ, в случае выявления фактов неоднократного совершения владельцем СТЗ нарушений таможенного законодательства;
    в иных случаях невозможности сохранения СТЗ в соответствии с законодательными актами.
     Если упразднение СТЗ произошло  в связи с принятием соответствующего решения администрацией СЭЗ по согласованию с ГТК, с даты такого согласования товары, помещенные в СТЗ, рассматриваются  как находящиеся на временном хранении под таможенным контролем. До истечения срока временного хранения такие товары должны быть оформлены в одном из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством.
    При упразднении СТЗ в связи с  ликвидацией СЭЗ по причине истечения срока ее функционирования либо в связи с реализацией владельцем СТЗ его инвестиционного проекта, а также в связи с изменением границ СЭЗ по решению главы государства, в отношении введенного в эксплуатацию технологического оборудования, товаров, использованных для производства строительно-монтажных и (или) ремонтных работ, помещенных в СТЗ, ввозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения и подлежат снятию с таможенного контроля. В остальных случаях упразднения территории СТЗ данная категория товаров подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами в размерах, соответствующих суммам таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении их под таможенный режим свободного обращения.

Глава 2. Таможенный режим свободный склад

2.1 Свободный склад,  как таможенная  территория Республики  Беларусь

    Свободный склад – сооружение, которое использует владелец свободного склада для размещения и временного хранения товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим свободного склада, и проведения иных операций с товарами, помещенными под данный режим, а также размещения и использования оборудования, машин, инструментов, комплектующих изделий, сырья и расходуемых материалов, предназначенных для проведения операций с товарами на свободных складах, в том числе используемых для содержания и эксплуатации свободного склада.20
    Территория  свободного склада является зоной таможенного  контроля, а его периметр – таможенной границей Республики Беларусь.
    Основные  требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию свободного склада:21
    территория свободного склада должна быть огорожена, обозначена и оборудована контрольно-пропускной системой, обеспечивающей контроль за доступом лиц на территорию свободного склада либо к товарам, размещенным на ней;
    при обустройстве свободного склада необходимо исключить возможность поступления товаров и изъятия их со свободного склада помимо таможенного контроля, а также обеспечить сохранность товаров, находящихся на свободном складе. Сохранность товаров, размещенных на территории свободного склада, обеспечивается их круглосуточной охраной и инженерно-техническими средствами. Элементы, входящие в состав сооружения, должны быть обозначены;
    при размещении товаров следует обеспечить свободный доступ к ним должностных лиц таможенных органов в целях производства операций таможенного контроля;
    помещения свободного склада должны быть приспособлены для наложения средств идентификации. При необходимости свободный склад оборудуется двумя запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможни.
    Сооружение, в котором учреждается свободный  склад, должно иметь следующие элементы:22
      площадку для размещения товаров, находящихся в транспортных средствах, достаточную для маневрирования этих транспортных средств, с обязательным указанием стояночных мест;
      площадку или помещение для размещения и демонстрации товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада;
      площадку для проведения досмотра товаров;
      помещение или площадку для осуществления диагностики технического состояния, проведения предпродажной подготовки, а также ремонта товаров, оборудованные необходимыми техническими средствами;
      помещение или площадку для размещения товаров, требующих изолированного хранения по решению таможни;
      помещение, предназначенное для размещения должностных лиц таможенных органов, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и оборудованное за счет средств владельца свободного склада необходимыми для работы мебелью, оргтехникой, вычислительной техникой, средствами связи и системного программного обеспечения;
      помещение для представителей подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и организаций страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
    Свободный склад учреждается на основании  лицензии, выдаваемой ГТК по решению Президента Республики Беларусь о согласии на выдачу такой лицензии.
    Основные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:23
    наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств балансовой стоимостью не менее 100000 базовых величин на дату подачи в Государственный таможенный комитет заявления о выдаче лицензии;
    наличие в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо во временном владении и (или) пользовании сооружения общей площадью не менее 1000 квадратных метров, оборудованного и оснащенного в соответствии с требованиями законодательства.
    Для получения лицензии ее соискатель должен представить в Государственный  таможенный комитет24:
      документы, определенные законодательством о лицензировании деятельности в области таможенного дела с составляющей данный вид деятельности работой, услугой - деятельность в качестве владельца свободного склада;
      документ о наличии у соискателя лицензии в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств балансовой стоимостью не менее 100000 базовых величин, выданный аудиторской организацией;
      план-схему сооружения, предназначенного для учреждения свободного склада, с указанием его размеров, общей площади и подъездных путей, согласованную с таможней;
      копии документов, подтверждающих, что сооружение находится у соискателя лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо во временном владении и (или) пользовании сроком не менее срока действия лицензии. К таким документам относятся договоры купли-продажи либо аренды, регистрационное удостоверение сооружения, выданное в установленном порядке, свидетельство о праве собственности, государственный акт на право постоянного (временного) пользования землей (в отношении оборудованных площадок). Копии этих документов представляются по каждому объекту, входящему в состав сооружения;
      заключение Министерства торговли о соответствии сооружения требованиям, предъявляемым к свободным складам, о наличии:
        системного кассового суммирующего аппарата и (или) специальной компьютерной системы, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
        платежного терминала для регистрации операций с использованием банковских пластиковых карточек;
        помещений для представителей подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и организаций страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
    Владелец  свободного склада обязан:25
          выполнять установленные законодательством порядок учреждения свободного склада, а также порядок использования товаров, размещенных на его территории;
          выдавать товары, размещенные на территории свободного склада, только с разрешения таможни;
          исключать возможность изъятия со свободного склада товаров, размещенных на его территории, помимо таможенного контроля;
          обеспечивать сохранность средств таможенной идентификации товаров, размещенных на территории свободного склада;
          выполнять законные распоряжения должностных лиц таможенных органов и создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, размещенных на территории свободного склада;
          вести учет товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, а также представлять таможне отчетность об этих товарах в порядке, определяемом законодательством.
          осуществлять по требованию таможни транспортировку, взвешивание или определение количества товаров, их погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению и находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие емкостей, помещений и других мест, где могут находиться такие товары;
          проводить перед выставлением товаров для продажи:
            проверку в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на наличие транспортного средства в базах данных похищенных или угнанных транспортных средств, а также идентификацию транспортного средства для установления фактов изменения, уничтожения его номерных агрегатов;
            диагностику технического состояния транспортных средств и запасных частей к ним с составлением соответствующего заключения;
          создавать государственным органам условия для обеспечения правопорядка и охраны товаров, размещенных на территории свободного склада, в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. N 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь».26
    Свободный склад ликвидируется при прекращении действия лицензии, на основании которой он был учрежден. Действие лицензии прекращается в случаях и порядке, определенных законодательством, а также по решению Президента Республики Беларусь.27
    При ликвидации свободного склада его владелец в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии обязан известить лиц, поместивших товары на свободный склад, об этом решении, а также подать полный отчет о товарах, хранящихся на свободном складе, путем представления в таможню книг складского учета и других документов, предусмотренных в соответствии с порядком учета товаров на складе.28
    После принятия у владельца свободного склада отчета о товарах, хранящихся на свободном складе, таможня в  течение семи рабочих дней производит их инвентаризацию.
    С даты прекращения действия лицензии помещение новых партий товаров  на ликвидируемый склад не допускается.

2.2 Таможенный режим «свободный склад»

    Таможенный  режим свободного склада - это таможенный режим, при котором допускаются  размещение иностранных товаров и их использование путем совершения с ними операций в пределах территории свободного склада.29
    Под таможенный режим свободного склада могут помещаться транспортные средства товарных позиций 8702, 8703, 8704, 8711 ТН ВЭД Республики Беларусь, кузова и двигатели к ним, а также прицепы товарной позиции 8716, которые после ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь не помещались под таможенные режимы, за исключением таможенных режимов временного ввоза, таможенного склада или свободного склада.30
    Все остальные товары могут помещаться под таможенный режим свободного склада по решению Президента Республики Беларусь и находиться на свободном складе в течение срока действия лицензии.
    Товары, ввезенные на территорию свободного склада, находятся на временном хранении. При этом данные товары могут осматриваться владельцем свободного склада, а также подвергаться операциям для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии. Совершение иных действий с этими товарами не допускается. Таможенная декларация на помещение таких товаров под таможенный режим свободного склада должна быть подана не позднее 15 дней с даты представления товаров таможенному органу Республики Беларусь.31
    Следует отметить, что товары, помещенные под таможенный режим свободного склада, могут быть вывезены с территории свободного склада в случаях:32
    физическими лицами – при условии таможенного оформления в упрощенном, льготном порядке, предусмотренном законодательством, в качестве товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности;
    юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – при условии помещения под соответствующий таможенный режим в порядке, установленном законодательством.
    С товарами, помещенными под таможенный режим свободного склада, при условии обеспечения их сохранности могут быть произведены следующие операции:33
    продажа, в том числе розничная, товаров физическим и юридическим лицам в порядке, установленном законодательством, с учетом особенностей, определенных Положением, без необходимости получения специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
    хранение товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, отдельно от оборудования, машин, инструментов, комплектующих изделий, сырья и расходуемых материалов, предназначенных для проведения операций с товарами на свободных складах, в том числе используемых для содержания и эксплуатации свободного склада;
    предпродажная подготовка товаров в целях сохранения качества этих товаров на период их нахождения на территории свободного склада, которая может включать34:
      мойку, чистку, полировку;
      проветривание;
      сушку, в том числе с созданием притока тепла;
      создание оптимального температурного режима хранения;
      нанесение защитной смазки;
      введение предохранительных присадок и консервантов;
      нанесение антикоррозийного покрытия;
      перемещение товаров в пределах свободного склада для обеспечения их сохранности;
      вскрытие упаковки и переупаковку, взвешивание и определение количества, если это необходимо для обеспечения сохранности;
      иные операции, связанные с предпродажной подготовкой товаров;
    проверка и оценка технического состояния товаров и их составных частей (поверка, испытание и тестирование на стендах и другом оборудовании);
    ремонт товаров.
    Товары, не помещенные под таможенный режим  свободного склада в указанный срок, должны быть вывезены под таможенным контролем с территории свободного склада за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо помещены на СВХ.
    Налоговое обязательство по уплате ввозных  таможенных пошлин, налогов в отношении  товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада, возникает:35
    у декларанта - со дня принятия таможней таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного склада;
    у владельца свободного склада, в случае если он не является декларантом, - со дня размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, на свободном складе.
    Налоговое обязательство по уплате ввозных  таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении следующих обстоятельств и в следующие сроки:36
    декларантом при неразмещении товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, на свободном складе - в день истечения срока представления уведомления о размещении товаров на свободном складе;
    владельцем свободного склада, в случае если он не является декларантом, при:
      утрате товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, за исключением утраты указанных товаров вследствие уничтожения при аварии или действия непреодолимой силы, - в день их утраты, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможней свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного склада;
      выдаче товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, без представления документов на данные товары, подтверждающих помещение их под иной таможенный режим или таможенную процедуру либо их таможенное оформление в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования, - в день выдачи товаров, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможней свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного склада.
    Налоговое обязательство по уплате ввозных  таможенных пошлин, налогов в отношении  товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный режим свободного склада, прекращается:37
        у декларанта - со дня размещения таких товаров на свободном складе;
        у владельца свободного склада, в случае если он не является декларантом:
          при выдаче товаров со свободного склада в связи с помещением их под иной таможенный режим или таможенную процедуру либо при таможенном оформлении в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования;
          при задержании товаров таможней;
          и иных случаях, таких как:38
    исполнения в виде:
              уплаты таможенных пошлин, налогов;
              взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом;
    использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
    использования тарифных преференций;
    отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;
    принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;
    помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;
    утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
    взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;
    если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базовой величины определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях - на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
    Действие  таможенного режима свободного склада прекращается в случае:39
      помещения товаров под иной таможенный режим или таможенную процедуру;
      таможенного оформления в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования;
      задержания товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада;
      снятия товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие их с таможенного контроля в соответствии с ТК Республики Беларусь.

Глава 3. Практические аспекты применения таможенных режимов «свободная таможенная зона» и «свободный склад»

3.1 Таможенный режим «свободная таможенная зона»

    В основу концепции создания свободных  экономических зон в Республике Беларусь был положен не только международный  опыт организации и развития этих территориальных образований с  особым налоговым и таможенным режимом, но и совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов.
    Практическая  реализация планов по созданию СЭЗ  в нашей стране началась в 1996 г. 20 марта 1996 г., когда был издан Указ Президента Республики Беларусь №  114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» и принят ряд нормативных актов, касающихся СЭЗ «Брест». Сейчас в республике создана полноценная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы создания СЭЗ, определяющая их цели и задачи, порядок регистрации новых резидентов, оговорены таможенные и налоговые льготы, правительственные гарантии. 7 декабря 1998 г. был принят ключевой акт в данной сфере — Закон Республики Беларусь № 213-З «О свободных экономических зонах», который определяет правовые и организационные аспекты создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.40
    Следует различать два потока движения товаров: ввозимых на территорию СТЗ и вывозимых с территории СТЗ.
На территорию СТЗ могут ввозиться товары:41
    из стран, находящихся за пределами территории Республики Беларусь, но иных, чем Российская Федерация;
    из Российской Федерации;
    с остальной части территории Республики Беларусь.
    Если  товары ввозятся из стран, находящихся  за пределами территории Республики Беларусь, но иных, чем Российская Федерация, то в отношении них Таможенным кодексом Республики Беларусь, предусмотрен особый таможенный режим. Он заключается в том, что при ввозе товаров (в т.ч. оборудования, сырья, материалов) на территорию СТЗ заявляется таможенный режим свободной таможенной зоны без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики. В данном случае необходимо уплатить лишь таможенные сборы за таможенное оформление.
    Резиденты СЭЗ также уплачивают только таможенные сборы за таможенное оформление, если из Российской Федерации ввозятся товары, происходящие из стран иных, чем Республика Беларусь или Российская Федерация, выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, или же товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые из Российской Федерации по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран СНГ. Такие товары подлежат таможенному оформлению в таможенном режиме СТЗ.
    Если на территорию СТЗ ввозятся товары с остальной части таможенной территории Республики Беларусь, находящиеся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, или же из Российской Федерации, которые не подлежат таможенному оформлению, то в отношении таких товаров, во-первых, не производится таможенное оформление, а во-вторых, не уплачиваются таможенные платежи.
    Товары, ввезенные на территорию СТЗ и  заявленные в таможенном режиме свободной таможенной зоны, как правило, являются иностранными товарами и в отношении них допускается совершение производственных и иных коммерческих операций в течение срока функционирования территории СТЗ.
    Льготный  режим, применяемый при ввозе  иностранного сырья и материалов, делает продукцию резидентов СЭЗ более дешевой по сравнению с аналогичной продукцией остальных хозяйствующих субъектов Республики Беларусь. В данной ситуации логично взимание таможенных платежей при реализации продукции собственного производства, изготовленной из иностранного сырья и материалов, на внутреннем рынке.
    Исключение  составляет импортозамещающая продукция  и продукция, отнесенная к новой  и высокотехнологичной, поскольку в Республике Беларусь в качестве целей и задач, поставленных перед действующими СЭЗ, важное место отводится привлечению иностранных инвестиций для развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, расширения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов.
    Именно  такая концепция взимания таможенных платежей отражена в Указе Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 262).42
    В процессе совершения производственных операций из ввезенных иностранных товаров, как правило, производится готовая продукция. Такая готовая продукция, а также, возможно, и ранее ввезенные иностранные товары могут быть вывезены:43
    за пределы таможенной территории Республики Беларусь и Российской Федерации;
    на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию.
    В первом случае резиденты СЭЗ заявляют таможенный режим экспорта.
    Экспорт товаров осуществляется при условии  уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и вывозных таможенных пошлин.
    Однако  если вывозимые с территории СТЗ  товары являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признанной происходящей с территории Республики Беларусь, вывозные таможенные пошлины не взимаются.
    Когда товары вывозятся с территории СТЗ  на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию, они помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения.
    Известно, что одним из условий помещения  товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата таможенных платежей: таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, акцизов и НДС.
    Для резидентов СЭЗ помещение товаров  под таможенный режим выпуска для свободного обращения не всегда будет сопровождаться уплатой этих платежей. Все зависит от продукции, которую предприятие - резидент СЭЗ произвело. В частности, необходимо определить:
    относится ли вывозимая продукция к продукции собственного производства резидентов СЭЗ;
    является ли продукция происходящей с территории Республики Беларусь;
    относятся ли вывозимые товары к импортозамещающим.
    Условия и критерии, при соблюдении которых  произведенная продукция считается продукцией собственного производства, определены Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817, с последующими изменениями и дополнениями.44
    Например, к продукции собственного производства относится продукция, при изготовлении которой резидентами СЭЗ были соблюдены следующие условия:
    изготовлена непосредственно резидентом СЭЗ с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств этого производителя. Продукция изготовлена работниками, находящимися в трудовых отношениях с производителем;
    полностью изготовлена резидентом СЭЗ или подвергнута им достаточной переработке на территории Республики Беларусь.
    При этом если в процессе изготовления продукции резидентом СЭЗ выполнялась одна или несколько операций: по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, разборка и сборка партий грузов, сортировка, переупаковка, прикрепление маркировки, этикеток или иных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку); простые операции, включающие удаление пыли, просеивание или отсеивание, сортировку, классификацию, подбор (в т.ч. составление комплектов изделий), промывку, окраску, разрезку на куски; простая упаковка в бутылки, флаконы, мешки, ящики и другую тару, крепление на платах или различного рода основаниях; простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия; смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих; убой скота, — изготовленная продукция не будет относится к продукции собственного производства.
    Однако  таможенные органы не проверяют исполнение приведенных выше условий для того, чтобы определить, относится вывозимая продукция к продукции собственного производства резидентов СЭЗ или нет.
    Такие действия производят Белорусская торгово-промышленная палата, унитарные предприятия Белорусской торгово-промышленной палаты, их представители и филиалы. По результатам проверки они выдают соответствующий сертификат, который представляется резидентами СЭЗ таможенному органу и подтверждает принадлежность продукции, подлежащей вывозу, к продукции собственного производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.