Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ деятельности коммерческого и сберегательного банка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ       с.                                                                           
Введение                              4                                                                                                                                             
1. Общая часть                  5  
1.1 Понятие коммерческого банка и рынка банковских услуг                                                       
1.2 Критерии классификации и типы предоставляемых услуг, предоставляемых                      6   
коммерческими банками
1.2.1 Специфические и неспецифические услуги коммерческого  банка                                    8                                                 
1.3 Понятие и сущность сберегательного банка                                                                             10
2. Специальная часть                           13  
2.1 Анализ операций и услуг, предоставляемых коммерческим   банком                                   13                                                                                        
2.2 Анализ операций и услуг, предоставляемых сберегательным банком                                   17                                                  
2.3 Развитие услуг коммерческих и сберегательных банков                                                        21
2.4 Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения                                 26                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
     Заключение                            28
Библиографический список                         29
Приложение                                                                                                                                        30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Банковская  система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и  обращения шло параллельно и  тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
      Современная банковская система - это важнейшая  сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
           В настоящее время в России сформировалась и действует двухуровневая банковская система Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших и сложных задач экономической реформы. Российская банковская система перестраивается. По форме перестройка заключается в переходе от одно к двухуровневой системе, а по содержанию от государственной банковской монополии к рыночной конкурентной системе. В связи с этим проблема конкуренции в банковском деле приобретает первостепенное значение. Особое место в банковской системе России занимает Сберегательный банк. В настоящее время он имеет уникальное положение, делающее его несопоставимым ни с каким другим банком.
        Коммерческие банки, действуя  в соответствии с денежно-кредитной  политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
      Современная банковская система - это сфера многообразных  услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
           В связи с переходом России к рыночной модели экономики, началом функционирования двухуровневой банковской системы в нашей стране со всей остротой встает вопрос взаимоотношений, взаимодействия банковских учреждений. Развитие банковской системы как с точки зрения количественных (рост числа кредитных институтов, банков), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирования банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банков преимущественно экономическими. Особое значение в этой связи приобретает опыт индустриально развитых стран Запада в области организации таких отношений, их формализации и непосредственного применения в банковском деле.
          В своей работе я рассмотрю комплекс операций и услуг, предоставляемый сегодня российскими коммерческими и сберегательными банками. В основной части работы я проведу сравнительный анализ операций и услуг, предоставляемых коммерческими и сберегательными банками. В заключительной части работы я рассмотрю проблемы совершенствования банковских услуг. 
 
 
 

1. Общая часть 

                     1.1 Понятие коммерческого банка и рынка банковских услуг 

             Коммерческие банки - это банки, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли.
В соответствии с российским законодательством  Банк- это кредитная организация, имеющая право:
привлекать денежные средства физических и юридических лиц;
размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
осуществлять  расчетные операции по поручению  клиента.
           Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции.
Основные функции  коммерческих банков:
    аккумуляция, или привлечение денежных средств в депозиты;
    их размещение - инвестиционная функция;
    расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
           В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов.
В мировой банковской практике в последние годы наметилось 2 тенденции: с одной стороны- универсализация; с другой- специализация.
Коммерческие  банки сегодня выполняют широкий  круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций).
           Основные виды операций:
    ведение депозитных счетов,
    безналичный перевод денежных средств,
    прием сбережений,
    предоставление различных видов ссуд,
    трастовые операции,
    операции с ценными бумагами и др.
Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
             В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” Федеральный закон от 7 января 1995 г. «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.) основные виды операций:
    привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;
    предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
    открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
    осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
    инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов;
    управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
    покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
    осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
    выдача банковских гарантий.
            В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1,2,3,9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России.
           Коммерческие банки вправе осуществлять следующие сделки:
  1. выдача  поручительств за третьих лиц,  предусматривающих исполнение обязательств  в денежной форме;
  2. приобретение  права требования по исполнению  обязательств от третьих лиц в денежной форме;
  3. оказание  информационных и консультационных  услуг;
  4. предоставление  в аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или сейфов, в них находящихся  для хранения документов или  ценностей;
  5. лизинговые  операции.
        Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ.
Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии ЦБ- в валюте.
Коммерческим  организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции).
Под банковской услугой понимается одна или несколько  операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.
Основные характеристики банковской услуги:
    носит нематериальный характер;
    продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
    проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
    автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
    система сбыта эксклюзивна и интегрирована, то есть все филиалы.
            Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского продукта. Банковским продуктом являются:
1) создание платежных  средств и
2) предоставление  услуг.
Создание платежных  средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
Второй составной  частью продукта банка являются предоставляемые им услуги.  

    1.2 Критерии классификации и типы  предоставляемых услуг  

         В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности услуги коммерческого банка подразделяются на:
      специфические услуги;
      неспецифические услуги. 
        В зависимости от субъектов получения услуг:
      юридические лица;
      физические лица. 
       В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка:
      активные операции;
      пассивные операции. 
В зависимости  от оплаты за предоставление:
      платные услуги;
      бесплатные услуги. 
В зависимости  от связи с движением материального  продукта: 
          услуги, связанные с движением материального продукта;
          чистые услуги. 
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов  получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости  от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению  к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
В зависимости  от связи с движением материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
           Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
       Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.
          Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
          Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что кредит, предоставленный предприятию-заемщику, должен быть возвращен в банк в определенные сроки, и не просто возвращен, а возвращен вместе с уплатой процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита должен его использовать так, чтобы вовремя возвратить его в полной сумме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке денежные средства не для «проедания» (на потребительские цели), а как капитал. Когда на базе кредита возникает ссудный процент, то это означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.
         Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые  банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
           Такое положение связано с тем, что на рынке банковских ус-луг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы стали развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги. 
 

           1.2.1 Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка 

           Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида , выполняемых ими операций:
1) депозитные  операции;
2) кредитные  операции;
3) расчетные  операции.
          Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
             Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция, однако, не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
               Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением нА-логов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.
          Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли «старые» банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.
              Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные операции приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприятия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физическими лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, которые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, например, что кредиты могут предоставляться также торговыми организациями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохраняют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
            Данные операции в своей совокупности образуют то, что называется банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться банком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе «О банках и банковской деятельности» они получили название «других кредитных учреждений»).
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
           Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
         В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
    посреднические услуги,
    услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
    предоставление гарантий и поручительств,
    доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
    бухгалтерская помощь предприятиям,
    представление клиентских интересов в судебных органах,
    услуги по предоставлению сейфов,
    туристские услуги и др.
Банкам запрещено  заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием. 

                 1.3 Понятие и сущность сберегательного банка 

          Важное место в кредитной системе развитых стран занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений:
      сберегательные банки и кассы,
      взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США),
      доверительно-сберегательные банки (в Великобритании),
      ссудосберегательные ассоциации (в США),
      кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).
В России среди  сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ. Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий, и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности, в интересах вкладчиков банка и в интересах развития народного хозяйства. По форме организации Сберегательный банк России представляет собой акционерное кредитное учреждение, осуществляющее деятельность на основе Устава (приказ Центробанка от 21.03.91 г).
            Деятельность Сбербанка регулируется и контролируется Собранием акционеров, а в промежутках между собраниями - Советом банка. Исполнительным органом банка является Совет директоров, состоящий из Президента, 15- ти членов совета директоров и 4-х вице-президентов.                     Основным структурным элементом системы Сбербанка России выступают -отделения. Они могут иметь операционные отделы, филиалы, агентства. Возглавляются территориальные банки Сбербанка России - Председателями, назначенными президентом, а отделения банков - Управляющими, назначенными председателями.
          К основным функциям Сбербанка относятся:
-мобилизация Временно свободных денежных средств населения и предприятий ;
-размещение  привлеченных средств в экономику  и в операции с ценными бумагами;
-кредитно- расчетное  обслуживание предприятий и организаций;
-кредитование  потребительских нужд населения;
-осуществление  денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с населением
-выпуск, покупка,  продажа и хранение векселей, чеков, сертификатов и других  ценных бумаг;
-консультирование  и предоставление экономической  и финансовой информации;
-оказание коммерческих  услуг (факторинг, лизинг);
-совершение  валютных операций и международных  расчетов;
-учредительная  функция. 
          Сбербанк России выполняет активные и пассивные операции. Пассивные операции отражают привлечение средств предприятий и населения, а активные - использование этих средств на кредитной основе.
        К пассивным операциям банка относятся операции: по приему и хранению вкладов населения и предприятий, выполнению расчетов граждан и предприятий по их финансовым обязательствам различного рода (платежи в бюджет, в пользу торговых, коммунальных, транспортных, общественных и иных организаций и учреждений); продажа и покупка государственных и иных ценных бумаг. Одним из видов пассивных операций являются депозиты.
        Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Источники средств, помещаемые на депозиты, весьма разнообразны. Это средства на счетах предприятий, счетах заработной платы рабочих и служащих, счетах государственных учреждений и предприятий, которые временно не используются. С точки зрения банковской техники депозиты можно подразделить на две группы: на вклады до востребования и срочные вклады.
         Вклады (депозиты) до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент. По вкладам до востребования выплачивается довольно низкий процент. В некоторых странах начисление процентов по вкладам до востребования вообще запрещено. Депозиты до востребования предназначены в первую очередь для осуществления текущих расчетов.
Ежедневное ведение  платежных операций предприятий  в банках требует немалых затрат. Однако эти затраты банков в большей или меньшей степени компенсируются тем, что клиенты, владеющие счетами до востребования, далеко не в полной мере используют имеющиеся на их счетах денежные средства. Как правило, остается так называемый твердый остаток, который используется банком для своих коммерческих целей, т. е. может быть выдан в ссуду в целях извлечения прибыли. Банк без особых трудностей может выдавать из этих средств в определенном объеме краткосрочные кредиты.
        Срочные вклады бывают двух видов: собственно срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением о снятии средств. Собственно срочные вклады возвращаются владельцу в заранее установленный день, до того момента они
«заблокированы» и банк может полностью распоряжаться  ими. Если сумма, первоначально вложенная как; срочный вклад, не изымается владельцем в установленный день, то в дальнейшем он может распоряжаться ею так же, как, и текущим счетом. Сроки, на которые принимаются такие вклады, подразделяются на четыре группы: от 30 до 89, от 90 до 179, от 180 до 359 и более 360 дней.
Если в случае собственно срочных вкладов по истечении  договорного срока клиенту автоматически предоставляется право их изъятия в любой из последующих дней, то срочные вклады с предварительным уведомлением требуют подачи в банк специального заявления вкладчика. Обычно сроки уведомления следующие: от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 12 и более 12 мес. Для каждой из этих групп вкладов устанавливаются соответствующие проценты. Отметим также, что срочные вклады занимают промежуточное положение между текущими и сберегательными вкладами.
          Для сберегательных вкладов типичным является их медленный рост и то, что использование средств часто происходит через несколько лет.
Отличительная особенность сберегательного вклада заключается в том, что его  владельцу выдается свидетельство о наличии вклада, чаще всего сберегательная книжка. В практике сберегательного дела отдельных стран различают два вида сберегательных вкладов: с законодательно установленным и с договорным сроками оповещения об изъятии средств.
          Активные операции Сберегательного банка связаны с предоставлением кредитов банкам, организациям и населению в пределах имеющегося в его распоряжении ресурсов. Также к активным операциям относятся все виды операций с ценными бумагами. Наряду с перечисленными операциями Сберегательный банк РФ выполняет следующие услуги: представляет интересы предприятий, организаций, финансовых и хозяйственных органов; осуществляет расчеты по поручениям клиентов и банков - корреспондентов их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации; ведет счета клиентов и банков корреспондентов; проводит операции по обмену валюты, валютные аукционы и другие валютные операции по лицензии Центрального банка России, оказывает брокерские, консультативные и другие виды услуг.
         В активных операциях банков выделяются кредитные (учетно-ссудные) операции и операции с ценными бумагами (фондовые). На них приходится до 80%
всего баланса. Кроме того, банки осуществляют кассовые, акцептные операции, сделки с иностранной валютой, недвижимостью. При этом в соответствии с Базельским соглашением (для стран ОЭСР) доля собственных средств банка в общих активах должна быть не ниже 9,2%.
        Кредитные операции можно классифицировать по ряду признаков.
1. В  зависимости от обеспечения: ссуды  без обеспечения (бланковые) и имеющие обеспечение. Последние подразделяются на вексельные (выдаваемые в форме покупки векселя или под его залог), подтоварные, под ценные бумаги.
Одной из разновидностей ссуд, имеющих обеспечение, являются ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком, коммерческим банком, процентные ссуды под залог ценных бумаг.
2. По срокам  погашения: онкольные (до востребования, т. е. погашенные по требованию заемщика или банка), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).
3. По характеру  погашения: погашаемые единовременным  взносом и в рассрочку.
4. По метод  у взимания процента процент  удерживается в момент предоставления ссуды (при учете векселя, выдаче потребительской ссуды) или в момент погашения кредита, или равномерными взносами на протяжении всего срока кредита.
5. По категориям  заемщиков, отражающим экономическое содержание и цель кредита.
 Различают четыре вида ссуд:
1) коммерческие  ссуды, предоставляемые предприятиям  для пополнения временной нехватки оборотного капитала и вложений в основной капитал, расширения производства и т.д.;
2) ссуды, посредникам фондовой биржи, которые выдаются под обеспечение ценными бумагами и используются для биржевых операций;
3) сельскохозяйственные  ссуды, которые, в свою очередь,  подразделяются на ипотечные ссуды (под залог недвижимости — земли, строений и т. д.) для покрытия крупных капитальных затрат и краткосрочные ссуды на временные нужды (например, покупку семян), погашаемые обычно при реализации урожая;
4) кредитование  конечного потребления, выступающее  в трех формах: под залог жилых; строений, на покупку потребительских товаров с погашением в рассрочку, ссуды с разовым погашением (по окончании ее срока). 
 

       
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 

2. Специальная часть
                                                             
     2.1 Анализ операций и услуг, предоставляемых коммерческим  банком
  
          Успешное развитие и надежность банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависят от постановки в банках аналитической работы. Эта работа позволяет давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам деятельности банков, выявляет их сильные и слабые стороны, определяет  конкретные пути решения возникающих проблем. Анализ сопровождает выполнение большинства банковских операций и услуг, он помогает обеспечить доходность и ликвидность банка, выдержать конкуренцию, завоевать доверие вкладчиков. Поэтому изучение методов и приемов анализа деятельности банка, его клиентуры, форм организации аналитической работы в банке представляет собой важнейшее направление при подготовке современных банкиров.
       Поскольку в настоящее время одними из самых значимых операций как коммерческого, так и сберегательного банка, являются кредитование населения и предприятий, а также привлечение денежных средств во вклады, то в  основной части работы мною будет произведен  анализ вышеуказанных операций и услуг за 2006-2007 г.г.
       Анализ будет произведен на примере коммерческого банка «ЦентрИнвест».
      Кредитование юридических и физических лиц является основным направлением деятельности Банка на протяжении всех лет его работы. Продуманная кредитная политика, проводимая банком, обусловила большой объем кредитных операций. Удельный вес кредитов, предоставленных юридическим и физическим лицам, в общем объеме активов Банка по состоянию на 01.01.2007 года составил 71%.
      Банк предоставляет кредиты заемщикам для увеличения оборотного капитала предприятий, приобретения сырья, материалов, основных средств, на осуществление различных коммерческих сделок. Предпочтение отдается финансированию проектов с короткими и средними сроками окупаемости.
Главной задачей  кредитной работы Банка было формирование качественного кредитного портфеля, диверсифицированного по субъектам кредитных отношений, срокам кредитования и видам предоставляемых кредитов.
         При формировании кредитного портфеля основное внимание уделялось следующим принципам:
    минимизация и диверсификация кредитных рисков;
    снижение кредитного риска путем принятия в залог комбинированного обеспечения;
    поддержание необходимого уровня доходности.
«ЦентрИнвест» стремится обеспечить широкое разнообразие форм кредитных продуктов. В отчетном году Банк предлагал своим клиентам наряду с классическим коммерческим кредитом с единовременной выдачей, также и кредитование в форме кредитной линии и в форме возобновляемого кредита. При заключении кредитной сделки оформляется кредитный договор. Стабильно работающим клиентам, имеющим устойчивый оборот по расчетному счету, Банк предлагает кредитование в форме овердрафта, которое представляет собой оплату за счет кредитных средств, платежных документов клиента при отсутствии или недостаточности средств на его расчетном счете в пределах установленного лимита.
Доходы от кредитования по сравнению с прошлым годом  увеличились на 24% и составили 69 034 тыс. руб.
Кредитная политика Банка направлена на обеспечение необходимого уровня доходности при условии соблюдения приемлемого риска вложений, поддержание высокого качества кредитного портфеля, увеличивая и диверсифицируя его, предлагая клиентам наиболее выгодные для них условия и формы кредитования.
На 1 января 2007 года кредитный портфель Банка вырос  почти в 1,3 раза по сравнению с  аналогичным показателем на 01 января 2006 года и составил 629 млн. рублей.
 Кредитный портфель Банка формируется в основном за счет наиболее надежных клиентов Банка, активно работающих с Банком и зарекомендовавших себя добросовестными партнерами. При принятии решения о кредитовании заемщика основными аргументами являются:
      рентабельность бизнеса клиента;
      положительная оценка перспектив бизнеса заемщика;
      достаточность собственных средств, обеспечивающих кредитоспособность заемщика;
      кредитная история заемщика в банке;
      ликвидность и достаточность обеспечения.
В качестве обеспечения  предоставляемых кредитов предпочтение отдавалось залогу, в качестве которого рассматривались основные средства, недвижимость, товарные запасы, ликвидные ценные бумаги, собственные векселя Банка и депозиты, размещенные в Банке.
Банк предоставляет  кредиты, обеспечивая сбалансированность размещаемых и привлекаемых ресурсов по срокам и объемам, соблюдая установленные Центральным Банком РФ обязательные экономические нормативы.
О качестве кредитного портфеля свидетельствует минимальный  объем просроченной задолженности, которая по состоянию на 01.01.2007 г. составила 0,17% от общего объема предоставленных кредитов.
Рост объемов  кредитования при минимальном объеме просроченной задолженности показывает развитие надежной клиентской базы Банка  и характеризует взвешенность и  осторожность в кредитной политике Банка по размещению средств.
Важнейшим источником банковских пассивов  для банка «ЦентрИнвест» являются наличные деньги на руках у населения.
       Основные  причины привлечения Банком денежных средств населения во вклады –  следующие:
1)  вклады  населения – это относительно  дешевый ресурс для Банка по  сравнению с межбанковскими займами, банковскими векселями и другими финансовыми инструментами;
2)  Банк может  привлечь достаточно много ресурсов;
3)  денежные  средства населения – это относительно  стабильный ресурс для Банка.  От характера депозитов зависят  виды ссудных операций, а соответственно, и размеры доходов банков.
4)  частные  вклады выгодны для Банка, т.е.  даже по текущим вкладам населения  наблюдается существенно меньшая активность движения средств, чем по счетам предприятий и организаций. Что же касается срочных вкладов, то их размещение в банке создает практически идеальные условия для его деятельности.
                  Банк осуществляет различного  рода операции, одной из которых  является привлечение средств во вклады. Средства, привлечённые во вклады, являются одним из основных источников ресурсной базы  банка (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Ресурсная  база банка
 
Источники
1.01.2004 1.01.2005 1.01.2006 1.01.2007
сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс.  р.)
уд. вес  (в %) сумма (в тыс.  р.)
уд. вес  (в %)
1.Собственные  средства  
164
 
2,8
 
134
 
1,5
 
268
 
2,9
 
268
 
2,3
2.Привлеченные  средства  
5752
 
97,2
 
8677
 
98,5
 
8958
 
97,1
 
11208
 
97,7
 
Всего
 
5916
 
100
 
8811
 
100
 
9226
 
100
 
11476
 
100
      В динамике за анализируемый период прослеживалось как увеличение удельного веса привлеченных средств, так и его снижение. Всего ресурсная база банка  по сравнению с 2004 годом  увеличилась на 5560 тыс. р.
       В структуре привлеченных средств  наибольший удельный вес занимают вклады и депозиты населения (см. таблицу 2). Общий объём средств, привлечённых банком на 1 января 2007 года составил 11208 тыс. р. Вклады населения занимают 95,8 % в общей сумме привлечённых средств. По сравнению с началом года остаток вкладов увеличился на 2007 тыс. р. (прилив средств за 2006 год) составил 10741 тыс. р. С начала анализируемого периода наблюдается тенденция роста, как объёма привлечённых средств, так и вкладов населения. На рост объёма привлечённых средств оказало увеличение объёма вкладов граждан, удельный вес которого в общей структуре повысился  с 93 % до 95,8  %.
Таблица 2 - Привлечение  средств во вклады и депозиты
 
Ресурсы
1.01.04 1.01.05 1.01.06 1.01.07 1.01.06 1.01.07
сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %)
Привлеченные ресурсы, всего:  
5752
 
100
 
8677
 
100
 
8958
 
94
 
11208
 
100
 
Вклады  граждан
 
5348
 
93
 
8076
 
93,1
 
8734
 
92,5
 
10741
 
95,8
Депозиты юридических лиц  
404
 
7
 
601
 
6,9
 
224
 
1,5
 
467
 
4,2
      Общий объем средств населения, привлеченных банком на 1.01.2004 года равен 5752 тыс. р. Вклады населения составили 93 % привлеченных средств. На конец года остаток по вкладам увеличился до 8076 тыс. р. Прирост остатка вкладов за 2004 год составил 2728 тыс. р. или 51 %. Общий объем средств, привлеченных банком на 1 января 2005 г. был равен 8677 тыс. р., что значительно больше, чем в 2004 году на 2925 тыс. р. Вклады населения составили 93,1 % привлеченных ресурсов. На конец 2005 г. остаток по вкладам населения увеличился и составил 8734 тыс. р. или 92,5 %. Прирост остатка вкладов за 2005 г. равен 658 тыс. р., что значительно ниже по сравнению с 1.01. 04  на  2070 тыс. р. Объем привлеченных ресурсов на 1.01.06 г. составил 8958 тыс. р.
       Депозиты  же юридических лиц составляют незначительный объем в общей сумме привлеченных средств, происходит снижение удельного веса депозитов в структуре привлечённых средств по состоянию  на 1 января 2006 года по сравнению  с периодом 2004 года с 7 % до 4,2 %.
       Основной  формой привлечения средств являются вклады физических лиц. Их удельный вес составил 99,8 % (см. таблицу 3). За анализируемый период произошел рост объёма вкладов населения на 5349 тыс. р. Их удельный вес в общей сумме привлечённых средств увеличился с 98,7 % до 99,8 %.
Таблица 3 - Привлечение средств физических лиц                                                                                              
 
Формы привлечения
2005 2006 2007
сумма (в тыс. р.) уд. вес    ( в %) сумма  (в  тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %)
 
1.Вклады  населения
16148 98,7 16085 98,9 21497 99,8
 
2.Ценные  бумаги
216 1,3 174 1,1 32 0,2
 
в т.ч. сертификаты 
96 44,4 96 55,2 - -
 
Облигации
120 55,6 78 44,8 32 100
 
  в т.ч. ОГСЗ 
120 100 78 100 32 100
 
Всего
16364 100 16259 100 21529 100
       Проанализируем  в динамике за последние 3 года порядок  привлечения вкладов и депозитов граждан с точки зрения сроков, объёмов привлечения (см. таблицу 4)
Таблица 4 - Характеристика вкладов граждан по срокам
 
 
Источники
1.01.04 1.01.05 1.01.06 1.01.07 Изменения
сумма (в тыс. р.) уд. вес (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес (в %) снижения (-)
приросты (+)
Вклады  граждан 5348 100 8076 100 8734 100 10741 100 +5393
В т.ч. до 30 дней 3680 68,8 5265 65,2 5909 67,7 5672 52,8 +1992
Более 30 дней  
1668 31,2 2811 34,8 2825 32,3 5069 47,2 +3401
 
      При существовании различного рода вкладов  наибольшей популярностью среди  людей среднего возраста и молодежи пользуется срочный вклад «Сберегательный». Удельный вес данного вида вклада в 2007 году  увеличился с 6,0 % до 14,8 %. (см. таб.№ 5)
Таблица 5 - Привлечение средств населения по видам вкладов
 
   
2005 год 2006 год 2007 год
в тыс. р. уд. вес  ( в % )
в тыс. р. уд. вес ( в % )
в тыс. р. уд. вес ( в % )
1.До  востребования 3149 19,5 3458 21,5 5697 26,5
2.Пенсионный 1308 8,1 2590 16,1 3741 17,4
3.Срочный  пенсионный 404 2,5 1060 6,59 3719 17,3
4.Срочные 1825 11,3 1705 10,6 1698 7,9
5.Срочные  с ежемес. выплатой дохода 7073 43,8 4826 30,0 1913 8,9
6.Срочные  депозиты 1776 11,0 885 5,5 365 1,7
7.Сберегательный - - 965 6,0 3182 14,8
8.Компенсационный - - 32 0,2 65 0,3
9.Особый  номерной 307 1,9 193 1,2 150 0,7
10.Молодёжный - - 2 0,01 258 1,2
11.Фиксированный - - 80 0,5 279 1,3
12.Новогодний депозит 32 0,2 48 0,3 129 0,6
13.Целевые  вклады на детей 274 1,7 241 1,5 301 1,4
В С  Е Г О 16148 100 16085 100 21497 100
 
 
        2.2 Анализ операций и услуг, предоставляемых сберегательным  банком 

       На данный момент в нашей стране сложилась экономическая ситуация, которая характеризуется ростом численности коммерческих банков, но несмотря на это Сберегательный банк являются лидером, потому что Сберегательный банк Российской Федерации всегда воспринимался и по-прежнему воспринимается как банк народный, и это неудивительно – вряд ли найдется в России семья, в которой нет хотя бы одной сберегательной книжки Сбербанка. Необходимо этим дорожить  и строить политику так, чтобы при любых условиях, при любых колебаниях финансового рынка Сбербанк оставался самым доступным, самым надежным, а стало быть, самым привлекательным для людей банком в России. Поскольку в настоящее время одними  из самых значимых операций как коммерческого, так и сберегательного  банка, являются кредитование населения и предприятий, а также привлечение денежных средств во вклады, то в  основной части работы мною будет произведен  анализ вышеуказанных операций и услуг за 2006-2007 г.г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.