На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социология семьи как наука и учебная дисциплина

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа 

Тема: « Социология семьи.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социология семьи  как наука и  учебная дисциплина  

Социология  семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи  всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился  в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной  стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается  и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего  политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и  относительно постоянное объединение  людей, связанных родством, браком или  усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология  семьи является одной из старейших  социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе  с тем, реализация основных функций  семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или  механизмов, а представляет собой  результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.
В связи  с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.
Разрушение  крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского  влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. 

1.1. Основные понятия социологии семьи  

Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между  супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).
Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.
Рассматривая  социальную сущность семьи, следует  обратить внимание на различные подходы  к данному понятию. В различных  науках обычно "ядром" семьи считают  супружескую пару, на основе которой  выстраивают другие понятия. Отсюда все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру", т.е. супружеству, детей, родственников, родителей супругов.
С социологической  точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений. Это и будет основной тип семьи. А все те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.
Под понятием "семейная группа" следует понимать людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством либо родительством или супружеством. 

1.2. Эволюция социологии семьи  

В развитии социологии семьи выделяют несколько  этапов.
Первый  этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
Второй  этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня.  

1.3. Взаимосвязь семьи и общества 

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.
В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.  

1.4. Сущность  семьи 

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е.
отношениях  между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и
другими родственниками, живущими вместе и  ведущими общее хозяйство на основе
единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и
духовными процессами. Через семью сменяются  поколения людей, в ней человек
рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую
зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного
развития  общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем
выше  культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
    
Брак  – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую
жизнь и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. 

     Жизнь в семье невозможна без  общения в ней, общения между  мужем и женой,
между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье
представляет  собой отношение членов семьи  друг к другу и их взаимодействие,
обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье  может
быть  очень разнообразным. Помимо бесед  о работе, домашнем хозяйстве, здоровье,
жизни друзей и знакомых оно включает в  себя обсуждение вопросов, связанных  с
воспитанием детей, искусством, политикой, и так  далее.
     Удовлетворённость супругов общением  зависит от степени совместимости  их
взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные  черты характера являются
плохими спутниками семейного общения.
     Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях
в семье  супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают
при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про
неблагополучные семьи.
     Однако не бывает идеального  общения в семье, т.е. общения,  состоящего только
из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия:
ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам
позицию друг друга, поставить себя на его  место. Я считаю, что в процессе спора
следует говорить только о предмете спора  и не следует напоминать о прошлых
промахах  другого, не делать выпадов: «А ты сам...».
     В семейном общении очень важны  нравственные принципы, главным  из которых
является - уважение другого, его «я».  Нередко, после трудного трудового дня
супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход
накопившейся  озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания,
кричать. В результате такой разрядки человек  может получить временное
облегчение, хотя последствия могут оказаться  тяжёлыми. Одних начинают мучить
угрызения совести за собственную неправоту  и несдержанность. Других - обида  за
несправедливые  обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению
семьи.
     Иногда полезно делать компромиссы,  т.е. идти на уступки друг  другу. Также
очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень
важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться  на похвалу, добрые слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Семья как социальный  институт и малая  социальная                группа. 

Двойственный  характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной  стороны, семья представляет собой  важнейший социальный институт, взаимосвязанный  с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменения. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института  и как группы позволяет рассматривать  осуществление посреднической роли на макро - и микроуровнях анализа. При  изучении семьи как социально-психологической  группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.
В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью  как "единство взаимодействующих  личностей". Изучение семьи как  социального института в своем  развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются "макротенденции" изменения семьи.
В отечественной  и зарубежной социологии постоянно  предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.
Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных  норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими  словами, в изменении системы  ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений.
Причем  распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
3. Социальные функции семьи  

Говоря  о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах  жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия  и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.
Следует сказать, что семья выполняет  множество функций, необходимых  для ее функционирования. В этом смысле все семейные функции являются главными. Однако необходимо различать  среди них те особенные функции, которые присущи только семье и позволяют отличать семью от других институтов. Поэтому следует выделить специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности  как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
К неспецифическим  функциям семьи относят:
• накопление и передача собственности и статуса;
• организация  производства и потребления;
• домохозяйство;
• отдых  и досуг;
• забота о здоровье и благополучии членов семьи;
• создание микроклимата в семье.
Эти функции  отражают исторический характер связи  между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее всего  обнаруживаются при сравнении неспецифических  функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
В начале XX столетия социальные институты все  более совмещают с семьей и  выполнение функций образования  и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.
Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин  видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие  индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".  

Основное  назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных  потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве
населения. В то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого
своего  члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают
основные  функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая,
воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними
существует  тесная взаимосвязь, взаимопроникновение  и взаимодополняемость.
     Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни,
то есть в рождении детей, продолжении человеческого  рода.
     Эта функция включает в себя  воспроизводство в детях численности  родителей,
т.е. принимает  участие в количественном и качественном воспроизводстве
населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 24-30 лет население  нашей страны было не меньше, чем
сейчас, необходимо, чтобы детей в семье  было не меньше чем родителей.
Желательно  даже больше, т.к. иногда двое детей  по тем или иным причинам не
всегда  воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,
состоящего  из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и
по статистике для воспроизводства населения  России надо, чтобы примерно 50 %
семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского
образа  жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения
рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и  связь общего количества разводов
и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет
приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в
увеличении  многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это
иначе, в частности с позиций тенденции  увеличения рождения в многодетных семьях
детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно  предположить, что на данном
этапе увеличение дето рождаемости и многодетных  семей не  есть позитивная
сторона.
     Эта функция включает в себя  элементы всех других функций,  так как семья
участвует не только в количественном, но и  в качественном воспроизводстве
населения. Это прежде всего связано с  приобщением нового поколения к  научным и
культурным  достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий.
     Семья участвует в общественном  производстве средств к жизни,  восстанавливает
истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство,
имеет свой бюджет, организует потребительскую  деятельность. Все это, вместе
взятое, составляет экономическую функцию семьи.
     С экономической функцией тесно  связана проблема управления  семьей, то есть
вопрос главенства в семье. Российской семье все меньше присущи черты
единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная  власть, встречаются
редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в
силу  различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель
детей, организатор досуга. Такое положение  тоже нельзя считать нормальным: на
плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить
отца, в  семье нарушается психологическое  равновесие.
     В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее
влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи
имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его
способностей  и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью,
отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;
выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду;
привитие  им чувства коллективизма, потребности  и умения быть гражданином и
хозяином, соблюдать нормы социалистического  общежития и поведения; обогащение
их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому
совершенствованию, укреплению здоровья и выработке  навыков
санитарно-гигиенической  культуры. Второй аспект — систематическое
воспитательное  воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в
течение всей его жизни. Аспект третий —  постоянное влияние детей на родителей
(и других  взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься
самовоспитанием.
     Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала  семьи. Он
представляет  собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические
возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия,
численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер
отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную,
эмоционально-психологическую  и трудовую атмосферу, жизненный  опыт, образование
и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример
отца  и матери, традиции семьи. Следует  учитывать характер общения в  семье и ее
общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую
очередь матери и отца), распределение между  ними воспитательных обязанностей,
взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент
— специфика  самого процесса семейного воспитания.
     Семья объединяет людей разного  возраста, нередко  пола, с разными
профессиональными интересами. Это позволяет ребенку  наиболее полно проявлять
свои  эмоциональные и интеллектуальные возможности.
     Активнейшее воздействие семья  оказывает на развитие духовной  культуры, на
социальную  направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка
микромоделью  общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработка системы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.