На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного  возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29
 

    Введение

 
      Проблема  человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития  одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творчество как научная проблема изучается в педагогике и психологии давно и считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования. Становление творческих качеств начинается в дошкольном детстве. Из исследований Л.С. Выготского [ 1 ], Д.Б. Эльконина [ 2 ], Л.И. Божович [ 3]   следует, что   период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности – игры, драматизации, и, следовательно, для развития творческих качеств личности.
     Дошкольный  возраст дает прекрасные возможности  для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
       Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
     Объект  исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
     Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
      Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи
    уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
    изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
    определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.
     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.
 

      Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного  возраста в современной психологии и педагогике 

        1.1Сущность  понятия «детское  творчество»
      Уже давно ученые пытались разгадать  загадку творчества. Первыми объектами  изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над научаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.
      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
      Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. 
      К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.
      Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 
     В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале  искусства и всевозможных детских  игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
     Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
       С. Д. Рубинштейн определял  творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства …
     А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового преодоление стереотипов и шаблонов.
     Ученые  – педагоги также неоднозначно подходят к определению понятия «творчество». Например, в педагогическом словаре это понятие трактуется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью [4 стр.54].
     Интересен подход к определению понятия  «творчество» В.И.Андреева, который говорит, что это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью [5 стр.50].

     Обилие  разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Формулируя новое его толкование, авторы стремятся более точно осветить сущность этого вида человеческой деятельности.

     Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
     Во - первых способности, какие бы они не  были, от природы не даются, их надо развивать. Ведущей формой детского развития является творческое развитие. Источник целостного развития ребенка - его творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.
     В педагогической науке под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.(6 Педагогика, №9, 2007 стр 116).
     Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое  – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
       Творческие способности – это  индивидуальные особенности качеств  человека, которые определяют успешность  выполнения им творческой деятельности различного рода.
     Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
     В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для  успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
       Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности  для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 
     Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. К универсальным чертам творческой личности, как учёных, так и писателей и архитекторов, Ф. Бэррен относит целый ряд как когнитивных факторов,  так и личностных. Среди когнитивных способностей это: наблюдательность, способность видеть вещи привычно, но с необычной стороны, стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают; независимость в суждениях, готовность прилагать усилия ради нового знания, высокие умственные способности и хорошая память, умение удерживать в голове множество идей и сопоставлять их. Из личностных характеристик также отмечается повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам, богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний. Творческий человек им не сопротивляется, допускает в своё сознание самые «запретные» побуждения. Он одновременно и примитивнее, и утонченнее среднего человека, более здравомыслящ и сумасброден, у него больший диапазон. Реакций, как разрушительных, так и созидательных [7 стр. 174]
     Многие  психологи связывают способности  к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [8 стр. 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
       Дивергентный способ мышления  лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:
       1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
       2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
       3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
       4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид. 
     Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [5 стр. 6]:
    1. Способность  видеть проблему там, где её не видят другие;
    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
     3. Способность применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к решению другой; 
     4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части;
     5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
     6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную минуту;
     7. Гибкость мышления;
     8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы до её проверки;
     9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
     10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией;
     11. Лёгкость генерирования идей;
     12. Творческое воображение;
     13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
     Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [9 cтр. 54-55]:
     1. Реализм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности  развития целостного объекта,  до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
     2. Умение видеть целое раньше частей;
     3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;
     4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
     Большое значение приобретает работа с дошкольниками. Этот возраст сензитивен для развития памяти, произвольного внимания, мыслительной деятельности, формирования учебных умений.
     Ученые выделяют "наивную" креативность дошкольника (от 3 до 6 лет) и "культурную" креативность, формирующуюся в начальной школе. Первая возникает как следствие ограниченности опыта ребенка и наивного "бесстрашия" его мысли. По мере накопления знаний и образцов поведения такая креативность исчезает и появляется принципиально новая – сложное образование, в котором личностные особенности человека особым образом взаимодействуют с некоторыми характеристиками его познавательной потребности и когнитивной деятельности.
     С учетом специфики возраста было выделено ряд признаков креативности дошкольников: быстрое и четкое выполнение заданий; изобретательность при решении задач; умение проводить анализ и обобщение, рассуждать и делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения; неординарность мысли.
     - первый уровень (первоначальное интеллектуальное умение): осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность методом проб и ошибок;
    второй уровень (недостаточно умелая деятельность): знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, несистематических для данной деятельности навыков;
    третий уровень (отдельные общие интеллектуальные умения): например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т.п.;
    четвертый уровень (высокоразвитое интеллектуальное умение): творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора и способов ее достижения [6 стр. 117]
     Анализируя  представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к  их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

     1.2.Особенности  проявления творчества  у детей дошкольного  возраста

 
     Анализ  процесса творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности.
     В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: они задают взрослому массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами исследовании изучаются механизмы такой трансформации (творческой переработки) ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошкольников.
     Творческий  процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.
     Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское  экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта.
     Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности.
     Деятельность  экспериментирования чрезвычайно  многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.
     В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка [10 стр. 56].
     Творчество  детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д.
     Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию.
     Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет  к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.
     Важное  место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
     Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые  этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
     Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, выделены основные условия успешного развития творческих способностей детей. 
     Первым  шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
     Вторым  важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. 
     Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального  напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.
     Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 
     Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
     Но  предоставление ребенку такой свободы  не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. 
     Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
       Создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания  ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные  сверстники.
     Не  случайно сейчас так популярны детские  кружки и студии, музыкальные школы  и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 
     Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышление  гибким, оригинальным  и продвинутым.
     Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
     Кроме того, большое количество ассоциативных  связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
     Диалектичность  – это способность видеть в  любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. 
     Диалектичность  является необходимым качеством  талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал  этот механизм в своих исследованиях. 
     Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются: 
     1. Развитие умения выявлять противоречия  в любом предмете и явлении; 
     2. Выработка умения четко формулировать  выявленные противоречия; 
     3. Формирование умения разрешать  противоречия; 
     И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность. 
     Системность – это способность видеть предмет  или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. 
     Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. 
     Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 
     1. Формирование умения рассматривать  любой предмет или явление  как систему развивающеюся во времени; 
     2. Развитие умения определять функции  предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. 
     Вторым  направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. 
     Воображение - это умение конструировать в уме  из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. 
     Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.   
     Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека"[11стр. 92].
     Из  этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
     Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. 
     Вообще  познавательные интересы ребенка дошкольника  очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая  любовь и потребность в знаниях. 
     В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 
    Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. 
    Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. 
     Для того чтобы успешно развивать  познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние  на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
       Взрослый может попросить ребёнка  помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.
     Возникающее у малыша в таких ситуациях  чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
     У  дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения [ 19 стр 199]. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. 

 

       Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников 

     2.1. Изучение творческих  способностей детей  дошкольного возраста
       С целью изучения творческих  способностей детей дошкольного возраста нами была проведена исследовательская работа в ДОУ № 7 «Улыбка» г.Лесосибирска.
     В младшей группе ДОУ № 7 мы совместно с воспитателем устроили коллективное сочинение сказки, где каждый из играющих говорил по несколько предложений, а мы направляли развитие сюжета, чтобы помочь им завершить задуманное. Получилось очень весело и интересно, ведь детям пришлось фантазировать, а вместе с ними и нам.
     Также в той же группе заведена  специальная  папка, куда помещаются наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные детьми, на каждого ребенка отдельная папка.
     С целью определения уровня развития  творческих способностей детей в  дошкольном возрасте 10 декабря и 15 декабря 2008 года мною была проведена их диагностика  у дошкольников д/с №7 «Улыбка» г. Лесосибирска Для исследования мною были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1). С помощью этих методик я составила оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать  значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
     Проведя диагностику, я получила следующие результаты (см. Таблица 1). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно - преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. (Таблица 2.) 

     Таблица 1. - Результаты диагностики универсальных творческих способностей  дошкольников (в баллах) д/с№7 «Улыбка»
Имена детей Реализм воображения Min 1 балл
Max 5 баллов
Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов
Max 15 баллов
Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл
Max 3 балла
Экспериментирование
Людмила      2      15      1      10
Владимир      3      10      1      16
Павел      3      10      3      13
Сергей      2      12      3      16
Александра      2      15      3      14
Станислав      2      10      1      24
Евгения      3      15      1      6
Юлия      1      15      1      10
Анна      2      13      3      13
Алексей      3      15      1      17
Ксения      1      14      3      8
Анастасия      3      15      1      17
Анна      2      10      2      10
 

       Таблица 2 Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе:
    Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
    Реализм воображения      61,5%      38,5%      0%
    Способность видеть целое раньше частей  
         0%
     
         30%
     
         70%
    Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений  
         54%
     
         8%
     
         38%
 
Анализируя  полученные результаты можно сделать  следующие выводы: у детей этой группы плохо развито творческое воображение.
 Следует  отметить, что эта группа занимается по Типовой развивающей программе, но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется.
Однако  психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная мною диагностика. В каких формах может осуществляться работа по развитию детского воображения? Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера.
Этот  курс уже апробирован в различных  творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.
Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой [12 стр.54-58].
" Грамматика  фантазии ".
Результаты  диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать  такую творческую способность как  надситуативно-преобразовательный. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей  имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют.
 И  если дети изо дня в день  играет в одни и те же "дочки  – матери" или войну, воспитатель  должен помочь им научиться  разнообразить сюжеты игр. Можно  поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.
Интересные  развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [13], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой [14], например: "Волшебные кляксы ", "Словоассоциации".
  Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.
Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения  сказки, изменение конца сказки.
Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения  с помощью сказки, нельзя не вспомнить  замечательную книгу Дж. Родари характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности. Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4.
Результаты  диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.
Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые  из которых приведены в ( Приложении 5).
Говоря  о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Мы  считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. 

2.2. Формирование  художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста 

Художественное  творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и так далее; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной). Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов, в дополнении изображений какими-то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия».
Приоритетное  внимание, по мнению автора «Методики обучения изобразительной деятельности»  Т.С. Комаровой, должно быть уделено игре, рисованию, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
Содержательная  составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать  художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов  искусства и использования разнообразных  методов и приемов работы с  детьми в этом направлении.
В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом, по словам Комаровой, в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Автор методики рекомендует широко использовать детские рисунки; систематически организовывать выставки.
«Полезно  постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые  приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-10 лет. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям. Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета» [15 стр 6-7]
Ознакомление  дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию.
У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.
Для формирования творчества в рисовании большое  значение имеет взаимодействие художественного  слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Например, прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Такие занятия называются комплексными. Планируются они один раз в квартал вместо одного музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексным занятиям предшествуют одновидовые и тематические, которые помогают детям овладеть всеми навыками, умениями, облегчают выполнение заданий, то есть комплексные занятия строятся на знакомом материале.
Исследование  показало большую роль таких занятий  в развитии творчества, самостоятельной  художественной деятельности детей.
Однако  повальное увлечение этими занятиями  дает обратный эффект. Они начинают заформализовываться, проводятся без учета специфики детей дошкольного возраста, заключающейся в том, что внимание детей, особенно младших, неустойчиво, ребенок не умеет еще сосредоточенно заниматься. Поэтому такие комплексные занятия в том развернутом виде, как они предполагаются, лучше проводить с детьми старшего дошкольного возраста, когда дети привыкнут сосредоточенно заниматься, доводить начатое дело до конца, когда переключение внимания на другой вид деятельности не затмит главной задачи, а позволит выполнить ее более качественно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.