На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Примерная методика определения рейтинга кредитоспособности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 
 

      Введение 3
      1. Сущность рейтинга банков. Виды рейтингов 4
      2. Кредитные рейтинги банков 14
      3. Примерная методика определения рейтинга кредитоспособности 17
      Заключение 23
      Список использованных источников 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Достоверная и объективная информация — один из важнейших ресурсов современной  экономики. Рейтинги банков, определение  и публикацию которых осуществляют независимые рейтинговые агентства, являются неотъемлемым элементом информационной инфраструктуры, обеспечивающим нормальное развитие банковского бизнеса.
      Одним из важных факторов в работе банка  является его деловая репутация, которая определяет возможность  привлечения инвестиций, получения  межбанковских кредитов и т. п. Средство измерения деловой репутации  — рейтинг.
      Следовательно, рейтинг банка играет немаловажную роль для его развития и эффективности  его деятельности, что обуславливает  актуальность темы исследования.
      Целью работы является анализ рейтинга банков. В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи:
      - рассмотрение сущности рейтинга  банков;
      - выделение и анализ основных  видов банковских рейтингов, а  также рейтинговых агентств;
      - изучение кредитного рейтинга  как основного вида банковских  рейтингов;
      - анализ примерной методики присвоение  рейтинга российским рейтинговым  агентством. 
 
 
 
 
 
 

      1. Сущность рейтинга  банков. Виды рейтингов 
 

      Рейтинг банков (англ. bank rating) - система оценки деятельности банков, основанная на сравнении  финансовых показателей работы и  данных баланса разных банков. Критерием  сравнения могут быть: объемные показатели, характеризующие масштаб развития банка; качественные показатели, характеризующие  степень надежности банка.
      Рейтинг банков   это система оценки их деятельности, основанная на агрегатных показателях и характеристиках.  Рейтинг помогает ранжировать банки  по их месту среди других кредитных  институтов.
      При проведении рейтинга основное внимание обращают на анализ финансовых показателей  деятельности и качество менеджмента.
      Цель  рейтинга   определение степени  надежности банка.
      Основные  подходы к оценке деятельности банков:
        собственный анализ других банков  участников межбанковского рынка;
        независимая экспертиза деятельности банков специализированными банковскими агентствами;
        рейтинговые оценки надзорных органов  наиболее объективны.
      Из  широкого диапазона кредитных рейтингов  сначала появились рейтинги облигаций. Многие исследователи полагают, что  их доходность связана больше с рейтингом, нежели с публично доступными данными. Рейтинги облигаций не отражают другие риски, в частности процентный, ассоциируемый  с инвестициями в облигации, а  также не служат рекомендацией для  покупки или продажи конкретных ценных бумаг.
      В ХХ веке появился новый критерий деловой  репутации — рейтинг кредитоспособности. Его разработал в 1900 году финансист-аналитик и издатель Джон Муди, чья система позволяла определять различия между облигациями, выпущенными 250 железнодорожными компаниями США. Позже эта система была распространена на компанию самого Муди (Moody’s), а также на соперничающие промышленные группы, муниципальные органы, банки, а затем и на независимые государства.
      Известно, что рейтинг банка — это  присваиваемая конкретной компанией  оценка его способности отвечать по своим обязательствам в течение  определенного срока.
      Рейтинги  являются одним из вариантов анализа, позволяющим получить комплексную  оценку финансового состояния коммерческих банков и провести их сравнение в  наиболее доступной форме для  всех категорий граждан. В получении  такой оценки заинтересовано несколько  групп участников финансового рынка: банки, клиенты банков — юридические  и физические лица, органы банковского  надзора.
      Рейтинговые агентства (англ. rating agencies) - международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков.
      Рейтинговые агентства и рейтинговые группы оценивают надежность разного рода долговых обязательств и составляют кредитные рейтинги (рейтинги платежеспособности) эмитентов - государство, район (регион), кредитное учреждение (банк), ценная бумага конкретного эмитента.
      Классификация рейтингов банков, а также организаций  их присваивающих приведена в  таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.
Виды  рейтингов банков
  Линейные  списки или рэнкинги Многомерные списки и комплексные оценки на базе локальных показателей Собственно  рейтинг
Характеристика Список  банков, упорядоченных по некоторому показателю на основе неофициальной  информации Разбивка  банков на группы (кластеры) в выбранной  системе показателей (надежность, устойчивость, валюта баланса и т.д.) Разбивка  банков на группы с привлечением как  формальной (финансовое состояние), так  и экспертной информации о состоянии  дел в банке и банковской системы  в целом
Информационные  источники Информационный  Центр «Рейтинг»; Интерфакс; Информационное агентство «Мобиле»; журналы: «Профиль», «Компания», «Деньги», «The Banker», «Экономика и жизнь» Журнал  «Эксперт» Банк России, Информационное агентство «Мобиле», Журналы: «Профиль», «Компания», «Деньги», «Независимая газета», АЦФИ и др. Информационный  центр «Рейтинг», Международные  рейтинговые агентства Moody's, S&P, Thomson BankWatch, Fitch
 
 
      В настоящее время в мире известны десятки рейтинговых агентств, однако на международном рынке доминируют только четыре концерна, специализирующиеся на рейтингах: три американских —  Moody’s Investors Service, Inc. (Moody’s), Standard & Poor’s Corporation (S&P), Duff & Phelps Credit Ratings Co. (DCR) и один англо-американский — Fitch IВСА (Fitch). Причем S&P и Moody’s обладают доминирующей долей американского рынка и ведут успешный бизнес на международных рынках капитала. Компания Moody’s Investors Service появилась в 1900 году. В настоящее время это рейтинговое агентство является подразделением компании Dun and Bradstreet Inc. и имеет тринадцать отделений в крупнейших городах мира. Оно обслуживает более 30 тысяч подписчиков своих аналитических обозрений, содержащих рейтинговые оценки более 70 тысяч облигаций 20 тысяч муниципальных образований. Ежегодная прибыль агентства составляет более 350 млн. долларов США. Moody’s выставило рейтинги долговых обязательств эмитентам 80 стран на сумму свыше 14 трлн. Долларов США. В корпоративном секторе оно присвоило рейтинги 400 эмитентам и ежеквартально выдает заключения («кредитное мнение») еще по 800 эмитентам. Оценивая кредитоспособность эмитента, компания делает упор на качественный анализ.
      Крупнейший  в настоящее время концерн  по рейтингу облигаций — Standard & Poor’s Corporation был создан в 1941 году в результате слияния двух компаний (работавших в 1916-м и 1922 годах соответственно). В настоящее время S&P поддерживает суверенные рейтинги 79 государств и нацелен на расширение бизнеса путем поглощений национальных рейтинговых агентств. За время своего существования концерн присвоил в корпоративном секторе рейтинги около 100 компаниям в Великобритании, примерно 70 — во Франции и 13 — в Германии. В его штате — 750 сотрудников в 18 офисах в 12 странах. Ежегодная прибыль S&P составляет более 200 млн. долларов США. Рейтинги этого агентства присвоены долговым обязательствам эмитентов более чем в 70 государствах на общую сумму свыше 10 трлн. Долларов США.
      В результате слияния американской фирмы  Fitch Investors Service и английского агентства International Bank Credit Analisis (IBCA) в 1997 году свою деятельность начало Fitch IBCA. Сегодня это агентство является своего рода «третьей силой» на мировом рейтинговом рынке после «большой двойки» — Moody’s и S&P. Fitch IBCA имеет 40 офисов в 75 странах мира. Европейское aгентство IBCA изначально специализировалось на рейтингах банков. Ориентация именно на бaнковские рейтинги в Европе позволила ему занять пустующую рыночную нишу и сформировать портфель рейтингов — агентством оценены около 1 600 финансовых институтов.
      Определенную  известность (в частности, на российском рынке) получило еще одно рейтинговое  агентство — Thomson Bankwatch (TBW), также специализирующееся на банковских рейтингах.
      Подтверждением  значительной роли перечисленных агентств служит тот факт, что они имеют статус национально признанных статистических рейтинговых организаций, присвоенный им Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Такой статус сравним с генеральной лицензией на предоставление рейтинговых услуг и усиливает конкурентные преимущества лидеров. Большинство других рейтинговых агентств сосредотачивается на внутренних рынках или на специфических секторах, таких, например, как банковская система. Некоторые специализируются на определенном виде финансовых инструментов.
      Как правило, рейтинговые агентства  создавались в определенные исторические периоды, связанные с бурным развитием  финансовых рынков. В последнее время  они активно создаются в странах  с развивающимися финансовыми рынками, существуют в различных организационно-правовых формах и в основном ориентируются  на национальный (местный) рынок.
      За  пределами США рейтинги предоставляют  такие агентства, как Australian Ratings (приобретено S&P), Canadian Bond Rating Service, Dominion Bond Rating Service (Канада); Japan Bond
      Research Institute (JBRI), Japan Credit Rating Agency (JCR), Nippon Investors Service (NIS) — Япония; Agence d’Evaluation Financiere (ADEF, приобретено S&P ) — Франция; Thai Rating and Information Service (TRIS) — Таиланд; Rating Agency Malaysia (RAM) — Малайзия и другие. Рейтинги долговых обязательств, торговля которыми публично не осуществляется, предоставляются институциональным клиентам как более крупными участниками, так и малыми специализированными организациями. Ряд агентств специализируется в банковской и страховой сферах. Например, AM Best Company предоставляет рейтинг способности страховых компаний выполнять свои обязательства. Важное место рейтинговые агентства занимают в открытии новых рынков капитала, представляя нужную информацию, поскольку имеют доступ к конфиденциальным данным относительно финансового состояния эмитента и его перспектив. Многие инвесторы, включая банки, менеджеров портфелей ценных бумаг, пенсионные и страховые фонды, полагаются на кредитные рейтинги как на основной источник информации для размещения своих денежных средств. Значение рейтинговых агентств таково, что они могут повлиять на возможность заемщика обслуживать долг путем повышения или снижения рейтинга.
      Международные рейтинговые агентства присваивают  эмиссии долга или эмитенту дискретное значение риска и обозначают эти  категории буквами. В таблице 2 указаны буквенные обозначения используемые крупными агентствами США, с обобщающей интерпретацией, предлагаемой S&P для каждой категории риска. Вся инфраструктура рейтингов в итоге пришла к стандарту системы буквенного обозначения, используемой S&P. Впервые этими символами в 1922 году воспользовалась компания Fitch, а в 1960 году право их использования было продано S&P. 

Таблица 2
Шкала международных рейтинговых агентств1 

S&P Moody’s CI Fitch Объяснение  рейтинга (S&P)
        Инвестиционный  рейтинг
ААА Ааа ААА ААА Очень высокая способность погашения  основного долга и процентов
АА  Аа АА  АА  Высокая способность погашения основного  долга и процентов (отличается от наивысшего рейтинга в незначительной степени)
А А А А Высокая способность погашения основного  долга и процентов, однако существует подверженность влиянию отрицательных  экономических условий
ВВВ Ваа ВВВ ВВВ Адекватная  способность выплаты основного  долга и процентов, однако влияние  отрицательных экономических условий  с большей вероятностью может  привести к понижению способности  выплаты долга
        Спекулятивный рейтинг
ВВ Ва ВВ ВВ Наименьшая  вероятность отказа от погашения (однако долг подвержен влиянию отрицательных финансовых и экономических условий, которые могут привести к неадекватной способности по своевременной выплате  основного долга и процентов)
В В В В Большая уязвимость
ССС  Саа -  ССС  Явная уязвимость для риска непогашения (при влиянии отрицательных финансовых и экономических условий заемщик  не способен выполнить свои обязательства)
СС - - СС Крайне  уязвимый (Fitch IBCA — возможен отказ от погашения)
С Са С С Начата  процедура банкротства, однако выплаты  продолжаются (Fitch IBCA— отказ от погашения неизбежен)
D С D DDD/ DD/D Отказ от погашения долга или начата процедура банкротства (рейтинг  используется, еcли выплаты основного долга или процентов не производятся к назначенной дате; Fitch IBCA — DDD имеет наибольший потенциал для возврата долга, D — наименьший)
 
      Долг, классифицированный как BBB (S&P, Fitch IBCA) или Ваа (Moody’s) и выше, является инвестиционным. Он означает, что отсутствует или крайне низкая вероятность неплатежа основного долга и процентов, а долговые обязательства имеют достаточно высокий уровень обеспеченности. Такие обязательства можно включать в портфели инвесторов, непрофессиональных участников рынка. Изначально долг ВВВ и ниже классифицировался как спекулятивный. К такому классу относятся, например, страновые рейтинги России, Украины, Казахстана и Молдовы, а также выпущенные ими на международный рынок ценные бумаги. Начиная с 80-х годов спекулятивному долгу присвоено название «мусорный» («junk»). Постепенно этот уничижительный ярлык был заменен термином «высокодоходный».
      Инвестиционный  рейтинг с точки зрения регулирующих органов считается очень важным, особенно в США и Японии. Например, многим американским финансовым институтам разрешается инвестировать средства только в ценные бумаги с инвестиционным рейтингом. А законодательство некоторых  стран, в том числе США, прямо  ограничивает возможности некоторых  категорий инвесторов вкладывать деньги в долговые обязательства, рейтинг  которых свидетельствует о том, что они являются спекулятивными. То есть если банку присвоен инвестиционный рейтинг, это означает, что он работает на уровне международных стандартов. Однако наличие у банка спекулятивного рейтинга отнюдь не предопределяет отказ  от работы с ним. Для западного инвестора вести дела с банком, имеющим невысокий рейтинг международного агентства, предпочтительнее по сравнению с банком, не входящим в рейтинг-лист. При этом следует отметить, что немногие банки из государств Восточной Европы и бывшего СССР имеют международные рейтинги, в том числе инвестиционного уровня. Это связано с тем, что потенциальный уровень рейтинга банка зависит и от рейтинга страны, в которой он расположен.
      К группе ААА относятся такие государства, как Австрия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Испания, Швейцария, Великобритания и США; к группе АА — Бельгия, Италия, Япония, Словения; к группе А — Греция, Корея, Китай, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Польша, Словакия; к группе ВВВ — Казахстан и Литва; к группе ВВ — Россия, Египет, Индия; к группе В — Румыния, Турция, Украина; к группе С — Аргентина и Молдова. Большинство рейтинговых агентств выставляют банкам два вида кредитных рейтингов — долгосрочный и краткосрочный. Последний представляет оценку агентства вероятности разорения банка в течение ближайшего года. Если банк имеет высокий краткосрочный рейтинг, это значит, что в него можно вкладывать деньги на срок до одного года2.
      Краткосрочные рейтинги Moody’s имеют обозначения от Prime-1 (высшая надежность) до Prime-3 и Not Prime (низшая надежность). Агентство S&P присваивает краткосрочному долгу кате- гории риска от А-1 (высшая надежность) до А-3, а также B, C и D (наименьшая надежность). Кроме того, оговаривается, в какой валюте выставляется рейтинг долговым обязательствам: в национальной или иностранной.
      S&P и Moody’s также делают прогноз изменения рейтинга (outlook), что необязательно влечет его фактическое изменение. В частности, прогноз бывает:
        Positive — рейтинг может повышаться;
        Negative — рейтинг может понижаться;
        Stable — рейтинг, вероятнее всего, не изменится;
        Developing — рейтинг может как повышаться, так и понижаться;
        N. M. — рейтинг не имеет значения.
      Долгосрочная  оценка показывает вероятность того, что банку для выхода из сложных  ситуаций не понадобится помощь извне и она не касается конкретных обязательств. Хотя правительство или группа банков могут предлагать банку дополнительную помощь, рейтинг составляется с учетом того, что кредиторы предпочитают иметь дело с банком, который при нормальном ведении дел не зависит от подобной помощи.
      В мировой практике используются три  основных метода построения рейтинга:
        номерной;
        балльный;
        индексный.
      Наиболее  распространен балльный метод. Система  баллов предполагает присвоение каждому  оценочному показателю определенного  балла. В итоге дается сводная  балльная оценка, которая позволяет  отнести оцениваемый банк к той  или иной группе надежности.
      Широко  известна американская рейтинговая  система CAMEL.
      Так называемые CAMEL факторы включают: C –  Capital Adeguacy – достаточность капитала; А – Asset Quality – качество активов; M – Managment – менеджмент; E – Earnings – доходность; L – Liguidity – ликвидность.
      Взвешенный  общий результат может составлять от 0 до 99 баллов, в соответствии с  которыми выделено пять оценочных групп: А + 90  99 – сильная группа А     70  89 – удовлетворительная В + 50  69 – посредственная В    30  49 – критическая С     0  30 – неудовлетворительная
      Сравнение с другими кредитными организациями  должно быть корректным. Так, в США  формируют около 25 групп сопоставимых по размерам, организационно-правовой форме, местоположению, периоду функционирования и т.п. банков.
      Построение  рейтингов кредитных организаций  в России началось после 1991 года. Их оценки носили в основном субъективный и стихийный характер и, как правило, не подтверждались практикой.
      Причины недостоверности рейтинговых оценок:
        быстро меняющаяся макроэкономическая ситуация;
        краткий срок жизни многих банков;
        искажение банками финансовой отчетности;
        слабость рейтинговых методик.
      Рейтинг ЦБ РФ включает четыре критерия, определяющих устойчивость банка:
        достаточность капитала;
        ликвидность банка;
        качество кредитного портфеля;
        рентабельность (прибыльность).
      Финансовые  показатели рассчитываются в соответствии с нормативами Банка России (Инструкция №110, Указание №1363). Особенность рейтинга Банка России состоит в его ориентации на своевременное выявление проблемных банков – менее надежных, требующих от ЦБ мер по упрочнению их финансового положения.
      В периодической печати регулярно  публикуются списки 100200 крупнейших банков России. В них содержится информация о наиболее важных показателях  деятельности этих банков, но размер банка  не всегда свидетельствует о его  надежности.
      Банк  России в целях организации банковского  надзора проводит классификацию  всех КО по двум категориям:
      I категория. Финансово стабильные  кредитные организации.
      Группа 1. КО, без недостатков в деятельности.
      Группа 2. КО, имеющие недостатки в деятельности.
      II категория. Проблемные кредитные  организации. 
      Группа 3. КО, испытывающие серьезные финансовые трудности.
      Группа 4. КО, находящиеся в критическом финансовом положении.
      В связи с принятием ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» №177 –ФЗ от 23 декабря 2003 г. установлено, что банки – участники системы страхования вкладов должны соответствовать следующим требованиям Банка России (ст. 44 ФЗ):
      1. Учет и отчетность банка признаются  Банком России достоверными;
      2. Банк выполняет обязательные  нормативы; 
      3. Финансовая устойчивость банка  признается достаточной. Финансовая  устойчивость оценивается по  следующим показателям: 
      достаточность и качество капитала;
      оценка качества и риска активов, размера резервов на потери;
      оценка качества управления банком, его операциями и рисками;
      оценка доходности (рентабельность активов, капитала, доходности отдельных видов операций банка);
      оценка ликвидности.
      Наиболее  известными рейтинговыми агентствами  в России считаются:
        «Эксперт РА».
        Moody’s Interfax Rating Agency (совместное предприятие Moody’s Investors Service и Интерфакс)
        Рус-Рейтинг
        Национальное Рейтинговое Агентство.
        Рейтинговое агентство АК&M.
 
 
 
      2. Кредитные рейтинги  банков
Наиболее  известный продукт рейтинговых  агентств — это оценка платежеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству  и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий  рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.
      Рейтинг кредитоспособности представляет собой  комплексную оценку способности  банка к полному и своевременно выполнению своих обязательств. Рейтинг  кредитоспособности банка выражает мнение специалистов определенного  рейтингового агентства о платежеспособности банка, т. е. о его возможности  и желании выполнять свои финансовые обязательства.
      Рейтинг кредитоспособности в основном присваивается  по национальной шкале и не учитывает  суверенного странового риска. Это дает ряд преимуществ, основным из которых является возможность более тонкой дифференциации оценок платежеспособности заемщиков по сравнению с кредитными рейтингами, присвоенными по международной шкале. Кредитные рейтинги, присвоенные по международной шкале, ограничены суверенным рейтингом Российской Федерации. При этом в случае оценки кредитоспособности по национальной шкале заемщик может получить рейтинг соответствующий наивысшей категории.
      Рейтинг кредитоспособности может быть присвоен либо банку, либо конкретному виду долговых обязательств, эмитированных банков. В первом случае рейтинг отражает оценку риска невыполнения заемщиком  всех своих финансовых обязательств. Во втором случае рейтинг долговой бумаги отражает оценку риска невыполнения заемщиком обязательств по данному  виду заимствований.
      Рейтинг кредитоспособности заемщика не эквивалентен рейтингу долговых бумаг. Это связано  с тем, что рейтинг кредитоспособности не учитывает особенности выпуска, обеспечение и другие характеристики конкретных долговых бумаг, а при  определении рейтинга долговых бумаг  помимо анализа банка  в целом, значительное внимание уделяется анализу  характеристик рейтингуемого долгового обязательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.