Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Цивилизация и культура Древней Греции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…3
    Античная мифология и религия…………………………………..…….. 4
    Географические условия формирования греческой цивилизации……11
    Связь материальных оснований существования греческих полисов и культуры Эллады………………………………………………………………..12
    Специфика исторического развития древнегреческой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Античная  цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.
    Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Античная  мифология и религия
 
 
    Мифология (от греч. mifos -предание, сказание и logos слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
    Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних  цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
    Миф соединяет в себе рациональное (современный  человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
    Миф - это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
    Мифы  содержат религиозно окрашенные изображения  явлений и процессов природы  и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
    Мифы  разделяются на:
    * теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
    * космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
    * космологические, описывающие построение и развитие мира;
    * антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
    * сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
    * эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
    Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание  животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
    Антропогонические мифы являются составной частью мифов  космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла).
    Мифы  о культурных героях повествуют о  том, как человечество овладевало секретами  ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни.
    Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении  «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
    Мифы  возникли из настоятельной потребности  людей объяснить происхождения  природы, людей, устройство мира, предсказать  судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
    Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
    Греческая мифология - это не только и не столько  мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.
    В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.
    Греки населили всю природу божественными  существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды  и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса. Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека. Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре - хлебных злаков, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.
    Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность - высокая художественность и гуманизм образов. Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.
    Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под  влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны.
    Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
    Религия существует много веков. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира - египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.
    Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия - особая сторона духовного мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них - осуществление этого духовного, идеального начала.
    Религия является закономерным результатом  развития культуры, ее необходимой  составной частью на всех этапах развития человечества.
    Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние  крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные  общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
    Вопрос  о происхождении великих богов  олимпийского пантеона чрезвычайно  труден. Образы этих богов очень  сложны, и каждый из них пережил  длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
    Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
    Ранняя  римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с  религиозными представлениями населения  Древнего Рима. Для религии этого  времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».
    Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое.  
 

    Географические  условия формирования греческой цивилизации
    Природные и климатические условия, географическое положение территории всегда оказывали  влияние на образ жизни народов  и пути формирования общественного развития и в итоге – на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой является одной из важнейших частей цивилизационного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно – на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.
    Важнейшую роль в становлении древнегреческой  цивилизации сыграло море. Средиземное  море, которое омывает материки с  различными географическими условиями  и пестрым этническим составом населения, вообще сыграло важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.
    Особенно  благоприятными условиями отличается Эгейское море, омывающее на западе Балканский полуостров, а на востоке – Малую Азию. Береговая линия Эгейского моря изрезана многочисленными бухтами и заливами, а море усыпано расположенными близко друг к другу островами. Во всей Греции нет точки на суше, которая бы отстояла от морского побережья далее чем на 90 километров, а в открытом море нет точки суши, удаленной от другой суши далее чем на 60 километров. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу. Эгейское море стало своеобразным мостом, по которому культура древневосточных цивилизаций пришла к народам Европы. 

    Связь материальных оснований  существования греческих  полисов и культуры Эллады
 
    В Греции сформировалась особая разновидность общежития - полис, город-государство. Условия общения породили потребность в общепринятых и обязательных нормах поведения, а, следовательно, в механизмах власти и поддержания правопорядка.
    Полисы - миниатюрны. В них были представлены в виде небольших групп едва ли не все возможные социально-политические силы (народ, чернь, нищие бездельники, ремесленники, торговцы, спекулянты, политическая элита, аристократия, военные, инородцы, рабы, слуги). При желании можно было иметь личное знакомство со всеми знаменитыми людьми. Сократ, Платон и Аристотель могли просто "указывать пальцем" на важные социокультурные феномены, которые сегодня приходится с большим трудом и с помощью сложные теоретических построений буквально "отцеживать" и "отсеивать" из хаотического потока современной культуры. Для творчества и созидания культуры необходим особый духовный климат, эмоциональный настрой, сочетающий в себе элементы социального оптимизма, патриотизма, участия, личной свободы, конкурентности, честолюбия, любви и вражды.
    Доминирующий  настрой античной культуры принято  называть "агональным". Агон - греческое  слово, означавшее состязание. Состязательность была органически свойственна греческому характеру. Любовь к честной борьбе, "игре по правилам" пронизывала  частную и публичную жизнь. Неудивительно, что именно Греция стала родиной Олимпийского движения. Во время проведения олимпийских игр прекращались военные и политические распри, откладывались суды и приведение в исполнение смертных приговоров. Никто из спортсменов-олимпиоников не искал выгоды в спорте. Слава спортсмена была результатом столь же бескорыстного и самоотверженного подвига, как слава воина, защитившего родной город, слава философа, создавшего философскую школу или оратора.
    Агональный  дух честной игры преобладал в политике, философии, образовании, искусстве. Греческие боги и всенародно почитаемые герои тоже состязаются: покровительствуют враждующим городам, помогают своим любимцам, ставят преграды тем, кого хотят погубить. Боги не всесильны: и для них есть "общий закон" - Рок, благодаря которому, в конце концов, устанавливается "должное" равновесие во всем.
    Греческая культура не была выделена из массива  общественной и природной жизни. Культурное, социальное, биологическое, равно как историческое и повседневное, личное и общественное в ней сливались. Иногда обозначают греческое понимание культуры словом "пайдейя". Его, однако, следует переводить как образованность, воспитанность, мудрость, страсть к науке и философии, но оно никоим образом не относится к труду, быту, хозяйствованию, техническим умениям, личной гигиене, сексу, семейным отношениям, политике - всему тому, что мы привычно относим к культуре. Пайдейя - это мудрая жизнь. Понятия "материальной культуры", "экономической культуры", "культуры труда" чужды греческому уму. Мы понимаем культуру, прежде всего, как нечто искусственное, внеприродное, созданное человеком. Для грека весь мир - как природный, так и человеческий, создан по единому плану, одним и тем же Великим Мастером. Греки не разделяли культуру и общество, не ощущали "отчуждения", связанного с объективацией продуктов творчества.  

    Можно сказать, что они были слиты со своей культурой, тогда как для  нас культура предстоит в виде особого мира, отличного от других миров: природного, материально-вещного и социально-человеческого. Само понятие творчества - как активно-созидательной деятельности сознания - в греческом языке отсутствует. Творец - это тот, кто подражает богам, природе, раз навсегда установленному порядку вещей. Художник и драматург не обладают каким-то особым даром, но просто лучше других видят божественные архетипы - идеальные прообразы вещей и в соответствии с ними лепят, рисуют и мыслят. Горький когда-то сказал, что "Зевса создал народ, а Фидий только высек его из мрамора". Народная фантазия естественно переливалась у греков в мифологию и религию. Творец культуры в греческом понимании больше всего похож на ремесленника. Он имеет в уме идеальную форму предмета и воплощает ее в камне, дереве или глине. Но это касается отдельных вещей. Космос же, как целое, хотя и мыслится как произведение гениального ремесленника, считается все-таки несотворенным. Космос не создан никем из богов и никем из людей. Он существует вечно и управляется множеством вневременных сущностей, наделяющих действительность содержанием и смыслом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Специфика исторического  развития древнегреческой  цивилизации 

    Такое уникальное историческое явление, как  Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки. Появлению столь  совершенной социальной организации и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда - цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.
    В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье  Малой Азии у входа в Геллеспонт возник значительный центр протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет  троянской культуры ознаменовался  постройкой цитаделей с домом  правителя (мегароном). Троянское искусство достигло высокого художественного уровня. Среди изделий троянских мастеров есть настоящие шедевры боевые топоры из нефрита и лазурита, ритуальные сосуды из золота, диадемы, ожерелья и другие украшения из драгоценных металлов. Однако за свою более чем полутора тысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей письменности и в конечном итоге не смогла превратиться в настоящую цивилизацию. Троянская культура погибла либо от землетрясения, либо от набегов ахейских пиратов.
    В III тыс. до н.э. на островах Кикладского  архипелага возникла удивительная и  своеобразная культура, получившая название кикладская. Несмотря на исключительное богатство островов естественными  залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении и мореплавании, а средства к существованию добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Бронзовые кинжалы, наконечники копий, различные инструменты не уступают лучшим восточным образцам. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Из зеленоватого и черного стеатита, голубоватого мрамора изготовлялись лопатки, ступки и пестики для растирания красок, коробочки для косметики, кубки на высоких ножках, вазы. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих скульпторов, предвосхитивших гармоническую ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.
    На  рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление первой великой  европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического критского царя Миноса могущественного владыки Крита. Находящийся на окраине Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и иных контактов с цивилизациями Востока. Минойцев можно считать первыми европейцами, которые прорубили окно в большой мир цивилизации Востока. Они изобрели парусное судно и осуществляли плавания к берегам Кипра, Сирии и Египта. У народов Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые комплексы Передней Азии, совмещали в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.
    Дворцовая цивилизация Крита охватывает примерно 600 лет (2000-1500 гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически ничего не известно. Вероятно, к этому времени на Крите  уже существовала развитая земледельческая  культура, были освоены земли, пригодные  для сельскохозяйственных работ. Население острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700 г. до н.э. они были разрушены в результате землетрясения, и для минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500 гг. до н.э.). До наших дней дошли остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.
    В начале периода новых дворцов  Крит был объединен под властью  царей Кносса, представляя собой  довольно большое централизованное государство, которое начало широкую  территориальную экспансию (период минойской талассократии). Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос начал объединительный процесс, построил флот, уничтожил пиратство и установил свое господство в Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию и называют минойской. Критское общество имело теократическую форму правления, когда в руках правителя объединялись функции царя и верховного жреца. Институт священной царской власти был тесно связан с дворцом-храмом. Минойцы знали письменность, в форме линейного слогового письма А, которое до сих пор не расшифровано.
    Цивилизация минойского Крита отличалась чрезвычайным динамизмом и развивалась в необыкновенно быстром темпе. По мироощущению минойцы близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Минойская цивилизация исчезла так же стремительно, как и появилась. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове Фера (совр. Сантино).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.