На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Содержание
                                                                                                     Стр.
Введение                                                                                                    3 

Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики  в переходной экономике.                                                                                                 5
           1.1. Значение стабилизационной и  структурной политики в переходной  экономике, её место в экономической  теории.                               5
           1.2. Проблемы стабилизационной и  структурной политики в переходной  экономике.                                                                          7
           1.3.Роль и функции государственного  регулирования
экономики.                                                                                                 8 

 Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики.                                                                                                     13
           2.1. Институт частной собственности.                                         14
           2.2. Рыночные институты переходного  периода.                    17
 
Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире.                                                                                                                19
            3.1. Понятие стабилизационной политики.                              19
            3.1.1. Проблема макроэкономической  стабилизации в переходный период.                                                                                                           20
            3.1.2. Монетарный подход к финансовой  стабилизации.     20
            3.1.3. Немонетарный подход к финансовой  стабилизации. 21
            3.1.4. Инструменты макроэкономической  стабилизации.     22
            3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный  сценарии макроэкономической стабилизации.                                                        23
            3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность  в переходной экономике.                                                                                                       24
            3.2. Структурная политика и её  главные направления в переходный  период.                                                                                                              25
            3.2.1. Концепция структурной перестройки  экономики 
России.                                                                                                               26
            3.3. Взаимосвязь стабилизационной  и структурной
 политики.                                                                                                          27 

Заключение                                                                                                       29 

Список литературы                                                                                          31
          Введение 

                                    Вопрос об экономической роли государства, т.е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Назревший выдвинутый ещё в начале 18 века, а затем образно сформулированный А. Смитом («государство - ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов 20 столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами, исключая, конечно, Россию, ставшую тоталитарным государством после 1917 года.
     Этот принцип, получивший французское  обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
     Свободные рынки через систему  цен, прибылей и убытков координируют  поведение тех, кто принимает  экономические решения.
     Вследствие того, что они отвечают  на сигналы, отражающие реальные  рыночные условия, их решения  координируются без участия какого-либо  сознательного вмешательства. На  свободных рынках относительные  цены отражают относительные затраты. Поэтому производители и потребители используют ограниченные ресурсы в соответствии с эффективностью распределения. Ценовая система рынка обладает способностью создавать силы, преодолевающие неравновесие.
     Когда мы говорим о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем ввиду в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идёт о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям – таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике.
 
      Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, ее место в экономической теории.
 
     Россия и другие страны Европы и Азии в xоде экономическиx реформ переxодят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественныx, и среди иностранныx экономистов), что этот переxод займёт годы. Теперь становится ясно, что этот переxод, по крайней мере в странаx СНГ, растянется на десятилетия.
     К настоящему времени сформировались основные черты этого периода. Это своеобразное сочетание экономическиx институтов административно-командной и рыночныx систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного xозяйства и ослабление элементов административно-командной системы. Причем этот процесс не идет равномерно и, более того, можно говорить и о собственных закономерностях и институтах переxодной системы.
     Переходная экономика представляет собой экономику, возникшую в результате краха или существенного преобразования административно-командной системы и постепенно приближающуюся к современной рыночной экономике. Необходимость переxода от административно-командной к современной рыночной экономике была обусловлена ее нараставшей недееспособностью по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.  Административно-командная система господствовала в начале 30-x годов в СССР и с рубежа 40-50-x гг.в странаx Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и в странаx Восточной Азии (Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Монголии). Отличительными особенностями этой системы были доминирование «общественной» (в действительности государственной) собственности, централи3ованное планирование как основной регулятор xозяйственной деятельности, монополизации и бюрократи3ации экономики в специфических формаx.
     Главными врожденными пороками административно-командной системы являлись следующие:
* монополия государства на все факторы производства и уничтожение конкуренции, что препятствовало техническому прогрессу;
* отсутствие из-за уравниловки в доходаx  и полной занятости теx внутренниx стимулов, которые побуждали бы индивидуума к xозяйственной инициативе и росту эффективности, а отсюда недостаточный рост производительности и жизненного уровня, особенно в 70-80-е гг.;
*  формирование пропорций производства на основе плановых заданий, а не структуры спроса, что делало неизбежным накопление структурныx деформаций в экономике, которые проявлялись прежде всего в товарном дефиците, ставшем составной частью командно-административной системы.
     Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование отдельных элементов и тем более не корректировка прежней экономической политики. Поэтому структурная и стабилизационная политика является частью неразрывной цепи значимых элементов преобразования всей системы экономических отношений и не имеет права не рассматриваться в экономической теории. 
 
 

      Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике.
 
     Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.
     Переходная экономика, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Эта несбалансированность проявляется, во-первых, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих инвестиционные товары, а также оборонно-промышленного комплекса при серьезном отставании производства потребительских товаров и инфраструктуры. Во-вторых, проявлением несбалансированности являются глубокие различия в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий, их конкурентоспособности.
     Важным направлением структурной политики переходного периода, особенно на начальных этапаx, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющиx значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
     Учитывая неодинаковые стартовые условия отдельных отраслей народного xозяйства (различия в теxнической оснащенности, квалификации кадров, уровне менеджмента), а также неравномерность становления рыночных отношений в ниx, особое значение приобретает такое направление промышленной политики, как перестройка отраслевой структуры экономики.
     Отчасти такая перестройка происходит стиxийно с самого начала рыночных преобразований: приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальныx). 
 
 

      Роль и  функции государственного регулирования  экономики.
 
     В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства ведет к уменьшению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
     В то же время либерализация идет постепенно, и поэтому роль государства в переходной экономике все еще больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Эта роль также велика и потому, что государство занято активно проведением всей гаммы системных реформ.
     Государственное регулирование в переходной экономике характеризуется тремя определяющими тенденциями. Во-первых, это проведение системных реформ. Во-вторых, это либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. В-третьих, совершается переход от преимущественных административных методов государственного регулирования к экономическим.
     Роль государства в период перехода к рынку значительна, что обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, и поэтому государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов. Кроме того, при любой скорости системных реформ государство отнюдь не мгновенно превращает прежнюю огромную государственную собственность в частную. Наконец, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
     В переходной экономике преобладают три группы регулирующих функции государства.
     Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной экономике:
* обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и норм собственности, условия заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
* ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системой образования и медицинского обслуживания и т.д.).
     Вторая группа включает функции, связанные с проведением системных реформ: разработка рыночного хозяйственного законодательства, демонополизация и поощрение конкуренции и т.д.
     Третья группа заключается в том, что в течении определённого периода государство в переходной экономике вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (регулирование некоторых цен, мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).
     Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация прежней мощной системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются обязательные поставки по централизованным планам, предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей, ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
     Однако и после этого в переходной экономике административные средства продолжают активнее применяться по сравнению с рыночной экономикой, особенно в некоторых областях. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Так в России государство регулирует тарифы на транспортные и коммунальные услуги, цены на природный газ, и электроэнергию и некоторые другие товары. Во-вторых, сохраняется больший, чем в развитых странах, государственный контроль за частным сектором в силу как его слабости, так и доставшейся в наследство от социализма высокой бюрократии. В-третьих, велик государственный сектор, регулировать который государство может административными методами.
     Тем не менее значение административных инструментов уменьшается. В результате государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления. Бюджетное и налоговое регулирование являются прерогативой парламента, а в повседневной деятельности – министерства финансов. Центральный банк осуществляет денежно-крединое регулирование. Возникают специфические для переходного периода ведомства по приватизации и управлению государственной собственностью, регулированию тарифов на продукцию естественных монополий.
     Опыт стран с переходной экономикой демонстрирует три типа изменения доли государственных расходов в ВВП:
*  сильный авторитарный режим (Китай): доля государственных расходов в ВВП снизилась с 32% в 1978г. до 20% в 2001 г.; при этом сокращении расходов относительно ВВП происходило за счет субсидий убыточным предприятиям и инвестиций из бюджета, тогда как доля остальных расходов осталась неизменной.
* сильный демократический режим (Польша): доля государственных расходов снизилась с 39% в 1985г. до 29% в 1995 г. в основном за счет обороны, субсидий и инвестиций, но при определенном росте удельного веса социальных расходов. Со второй половины 90-х гг. происходило увеличение государственной нагрузки на экономику до среднего западноевропейского уровня (в начале 200-х гг. доля государственных расходов в Польше, Венгрии и Словении составляла 45-х50% ВВП).
* слабый демократический режим (Россия) характеризуется снижением удельного веса государственных расходов в ВВП с 51% в 1989г. до 29,7% в 2003 г., причем снижались не только расходы на оборону, субсидии и инвестиции, но и остальные статьи расходов, включая социальные. Неизбежным результатом стала деградация всей системы общественных благ – обороны, правоохранительной деятельности, образования, здравоохранения и др. – и превращения государственных институтов в синоним неэффективности.
     В ходе рыночных преобразований контроль над экономическими ресурсами в значительной мере перешел от государственной бюрократии к крупному бизнесу. В большинстве стран СНГ и в странах Юго-Восточной Европы на первом этапе реформ сложился союз бюрократии и олигархов, нацеленный на получение ренты за счет сохранения при содействии государственных структур монопольного положения отдельных предпринимателей. Такое положение способно заблокировать дальнейшее продвижение рыночных преобразований и создавать препятствия для либерализации экономики, что, в свою очередь, может тормозить экономический рост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Средства  и институты государственного регулирования  переходной экономики.
 
     Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.
     К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
     Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
*  права собственности;
*  договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
*  порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);
*  поддержание конкурентной среды.
     В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).
     В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде "уполномоченных банков", получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
     В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция. 

      Институт  частной собственности. 
 
     Отношения собственности, вернее, их анализ представляет собой центральную,   смыслообразующую часть институциональных теорий,
поскольку в категориях прав собственности  могут быть поняты и описаны отношения  между людьми в соответствующих  экономических системах. Права собственности  понимаются как санкционированные  обществом поведенческие отношения, которые возникают в связи  с ограниченностью благ и касаются их использования. Иными словами, отношения  собственности выводятся из ограниченности ресурсов: без этой предпосылки бессмысленно говорить о собственности.
     Нам важно также отметить, что собственность всегда санкционируется обществом либо позитивно, либо негативно. Позитивные санкции означают одобрение обществом имеющейся структуры прав доступа к имуществу (ресурсам), негативное - неодобрение их, из чего вытекает необходимость изменить эту структуру в целесообразную для общества сторону. Поэтому отношения собственности, а точнее, институты собственности - это исторически складывающаяся система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них, т.е. закрепить права собственности таким образом, чтобы участники хозяйственной жизни совокупно извлекали из имеющихся в их распоряжении средств наибольшую пользу. В конечном итоге, спецификация приводит к более эффективному использованию собственности, к повышению ее отдачи и снижению издержек.
     Итак, что прежде всего отличает институт частной собственности, доминирующий в рыночных экономиках?
     Действие института частной собственности означает, что объекты собственности (материальные и нематериальные), могут быть четко обособлены и калькулированы, они принадлежат конкретным субъектам, которые несут издержки по их содержанию и использованию, а также распоряжаются получаемым доходом. Следствием этого является возможность для собственника как достижения высокой прибыли, так и банкротства. В основе обособления лежит, во-первых, некоммунальный характер делимой материально-технологической среды, выступающей исторически первичным средством производства, и, во- вторых, возможность получать от ее использования достаточный индивидуальный доход.
     Институт частной собственности означает, что объекты собственности обособляются и "по вертикалям", и "по горизонталям" хозяйственных связей. "Горизонтальное" обособление очевидно. Собственники альтернативных благ в цепочке экономических отношений (обменов) противостоят друг другу как независимые хозяйствующие субъекты. "Вертикальное" обособление менее очевидно, но также присутствует: в иерархических структурах (мы не рассматриваем здесь отношения внутри одного объекта собственности, например, фирмы) собственность верхнего уровня, например, федерального, строго отделена от собственности нижних уровней, последние сохраняют свою самостоятельность. Например, при феодализме, несмотря на господство отношений вассалитета, т.е. личной зависимости феодала от сеньора, основной объект феодальной собственности -земельный участок, или феод, - обособлен и отделен от собственности сеньора. Обозначенные выше права по владению, пользованию и распоряжению феодом закреплены именно за феодалом, т.е. собственником земли. Четкое обособление объясняет, почему объекты частной собственности относительно легко и делятся, и складываются в самых разнообразных сочетаниях, что определяет высокий уровень мобильности отношений собственности.
     По поводу каждого объекта собственности существует (или может быть восстановлена) соответствующая "история собственности", фиксирующая субъектов, к которым она относилась.
     Институт собственности действует таким образом, что в обществе (и в хозяйственной среде) постоянно самовоспроизводятся и преобладают частные формы собственности. Возникновение альтернативных, так называемых общественных (публичных) форм собственности связано с заполнением "провалов рынка", то есть играет роль компенсаторного механизма. Их цель - поддержать условия эффективного функционирования частных форм собственности, являющихся основными производителями благ и субъектами экономических отношений.
     Базовый характер института частной собственности определяет специфику действия всех существующих в экономической системе форм собственности. Независимо от своего характера (смешанные, кооперативные, акционерные, муниципальные и т.д.), по сути, они выступают в системе хозяйственных отношений как обособленные частные собственники, обладая необходимой полнотой прав и ответственности и руководствуясь той же мотивацией на прибыль.
     При доминировании института частной собственности наиболее эффективными, как показывает экономическая история, являются именно частные хозяйствующие субъекты. Они обеспечивают, основные экономические достижения и процветание "своих" типов экономик. Соответственно, рынок и рыночные отношения (являющиеся неотъемлемой рамкой взаимодействия частных собственников), устойчиво закрепляются в общественном сознании как главная и наиболее эффективная форма экономических отношений, а частная форма собственности - как общественно необходимая для прогрессивного социально-экономического развития.
     Основой анализа института частной собственности являются адекватные ему предпосылки, на которых базируется экономическая теория рыночной парадигмы: методологический индивидуализм, максимизирующее поведение индивида и достижение рыночного равновесия.  

      Рыночные  институты переходного периода.
 
     Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
     Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
     Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
     Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка - рынки факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) - развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
     Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Стабилизационная  и структурная политика в современном мире.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.